Научная статья на тему 'Специфика вузовской адаптации учебных мигрантов'

Специфика вузовской адаптации учебных мигрантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЕ МИГРАНТЫ / ADAPTATION AT THE UNIVERSITY / STUDENTS / EDUCATIONAL MIGRANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сокова Мария Сергеевна

В статье рассматривается специфика вузовской адаптации учебных мигрантов. Для оценки уровня адаптированности мы использовали стандартизированные методики, показатели сессионной успеваемости, а также данные аттестата обучающихся. Нами были выявлены различия на статистически значимом уровне между описанными группами. Проанализировав полученные данные, мы пришли к заключению, что учебные мигранты имеют более сформированный профессиональный и дидактический компонент адаптации. Также был проведен корреляционный анализ структур личности обозначенных выше групп.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article we described the specificity adaptation at the university of educational migrants. To measure the level of adaptation, we used standardizedmethods, indicators of the session progress and academic achievement at the school. As a result of this research we identified differences between the levels of the distinguished groups at a statistically significant level. After analyzing the data, we concluded that the educational migrants have formed a professional and didacticcomponent of adaptation at the. We also conducted a correlation analysis of the structures of the person of the three groups of students identified above.

Текст научной работы на тему «Специфика вузовской адаптации учебных мигрантов»

УДК 37.015.31

СПЕЦИФИКА ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ

Сокова Мария Сергеевна, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ростов-на-Дону E-mail: msyurkina@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается специфика вузовской адаптации учебных мигрантов. Для оценки уровня адаптированности мы использовали стандартизированные методики, показатели сессионной успеваемости, а также данные аттестата обучающихся. Нами были выявлены различия на статистически значимом уровне между описанными группами. Проанализировав полученные данные, мы пришли к заключению, что учебные мигранты имеют более сформированный профессиональный и дидактический компонент адаптации. Также был проведен корреляционный анализ структур личности обозначенных выше групп.

Abstract. In this article we described the specificity adaptation at the university of educational migrants. To measure the level of adaptation, we used standardized methods, indicators of the session progress and academic achievement at the school. As a result of this research we identified differences between the levels of the distinguished groups at a statistically significant level. After analyzing the data, we concluded that the educational migrants have formed a professional and didactic component of adaptation at the. We also conducted a correlation analysis of the structures of the person of the three groups of students identified above.

Ключевые слова: вузовская адаптация, студенты, учебные мигранты

Key words: adaptation at the university, students, educational migrants

Внимание к проблеме вузовской адаптации в современной науке отражает растущий интерес и выступает сферой научных интересов не только в психологии, но ив философии, медицине, социологии, педагогики и других наук. Внимание к данной проблематике различных отраслей науки обусловлено прежде всего тем, что студенты являются представителями возрастной группы молодежи, но в тоже время имеют существенное отличие от данной группы: именно категория обучающихся на протяжении как минимум четырех лет систематически повышает свой образовательный уровень. Соответственно актуальность исследования именно данной категории вполне закономерна, поскольку именно на данном этапе жизненного цикла происходит интенсивное развитие ценностных и мировоззренческих основ личности студентов.

Современное общество формирует потребность и возможность для социальной мобильности в сфере образования, что подтверждается аналитическими данными: в период с 2007 по 2016 год в ряде вузов процент обучающихся, поступивших из городов отличных от города обучения, превысил 60% от общего числа студентов. Следовательно, происходит развитие студенческой мобильности и как следствие количественное увеличение категории учебных мигрантов. Данная категория обучающихся включает в себя студентов, вынужденных менять место жительства в пределах одной страны при поступлении в университет. Следовательно, необходимо изучить влияние фактора учебной миграции на вузовскую адаптацию. В группе учебных мигрантов наблюдается вынужденная автономия от родительской семьи, степень которой увеличивается со степенью удаленности места жительства студента до поступления. Данная закономерность выступает основанием для выделения трех групп обучающихся по степени миграции: отсутствие миграции - местные студенты; региональные мигранты и межрегиональные мигранты.

Таким образом, особое значение приобретает необходимость исследования специфики вузовской адаптации студентов, выявления факторов, детерменирующих данный процесс.

Вузовская адаптация рассматривается в работах как отечественных, так и зарубежных авторов (В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, Ю.П. Поваренков, А. А. Реан, А.А. Смирнов, M.L. Smith) [1, 2, 3, 4, 5]. Рассмотрим несколько аспектов исследования данного феномена. Адаптация студентов может рассматриваться как непрерывный процесс и результат приспособления к трансформирующимся социальным условиям (А.Л. Мацкевич) [3], либо как процесс развития, происходящего в результате преодоления кризисных периодов (Ю.П. Поваренков) [2]; или как приспособление к новым условиям учебной деятельности (В .Г. Асеев, М.С. Яницкий) [6]. Важно отметить, что в каждом из научных подходов адаптация не сводится лишь к приспособлению обучающегося к новым условиям в вузе - она предполагает развитие личности студента [2, 4].

На основе анализа литературы мы пришли к заключению, что цель нашего исследования состоит в выявлении специфики вузовской адаптации учебных мигрантов.

В ходе исследования проверяются следующие гипотезы:

1. Учебные мигранты характеризуются меньшей социальной адаптированностью, но имеют более сформированный профессиональный компонент вузовской адаптации.

2. Региональные мигранты имеют более сформированный профессиональный и дидактический компонент адаптации, чем местные студенты и межрегиональные мигранты.

Общее число испытуемых составило 415 студентов первого курса

факультета биологии и экологии, психологии, физического, юридического факультетов Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, химико-технологического факультета Ярославского государственного технического университета.

В работе использовались следующие психодиагностические методики: опросник методика «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин), методика «Социально-психологическая адаптированность личности» (в адаптации А.К. Осницкого). Объективные данные изучались посредством анализа документации: личных карточек, сессионной успеваемости, данных аттестата.

Согласно полученным эмпирическим данным региональные мигранты имеют выше оценки как по среднему баллу аттестата и отдельным дисциплинам, так и по профессионально-значимым дисциплинам, на уровне значимости р<0,05. Данный факт может отражать более высокий уровень мотивации на обучение в данной группе студентов. Также эта группа студентов имеет более высокие показатели по параметру «духовное удовлетворение», что в свою очередь является показателем соответствия ожидаемой и реальной ситуации. Местные обучающиеся характеризуются более высокими показателями по параметрам общего уровня адаптации и принятия других. Данный факт взаимосвязан с так называемым адаптационным шоком первого года обучения, когда у учебного мигранта появляется много других проблем, не связанных с обучением, например бытовых, социо-культурных. Таким образом, можно сделать вывод, что местные студенты имеют более высокий уровень общей адаптации, а межрегиональные мигранты имеют более сформированный дидактический и профессиональный компоненты.

Различия между местными студентами и межрегиональными мигрантами наблюдаются только на уровне тенденции. Местные студенты характеризуются более высоким уровнем интернальности по сравнению с обеими рассматриваемыми группами, это является показателем более зрелого и адекватного взгляда на жизнь, в группе учебных мигрантов появляется множества новых проблем, но еще нет опыта подобных ситуаций. У межрегиональных мигрантов наблюдается более высокий уровень эмоционального комфорта, что отражает уровень адекватности мотивации при выборе университета и факультета при поступлении.

У межрегиональных мигрантов статистически ваше значение уровня эмоционального комфорта по сравнению с региональными мигрантами, и на уровне тенденции с местными студентами. Успеваемость по профессиональным дисциплинам на статистически значимом уровне выше в группе региональных мигрантов по сравнению с межрегиональными мигрантами. Данный факт взаимосвязан с более тяжелой адаптацией к новым социо-культурным и бытовым условиям студентов из второй группы, студенты из области лучше знакомы с городом, в котором обучаются и имеют возможность чаще ездить

домой. На уровне тенденции региональные мигранты имеют выше показатели по параметру «стремление к доминированию» и средний балл аттестата, что является индикатором высокого уровня мотивации на обучение.

На структурном уровне анализа в группе местных студентов наблюдается положительная взаимосвязь показателя адаптированности и успеваемости по профессиональной дисциплине (г=0.28; р<0.01), и средней успеваемости по итогам сессии за 1 семестр 1 курса (г=0.26; р<0.01), следовательно уровень адаптированности местных студентов взаимосвязан с академической успеваемостью, то есть чем выше показатели учебной деятельности, тем лучше они адаптированы, и соответственно наоборот. Данный факт свидетельствует о наличии косвенной положительной взаимосвязи всех трех компонентов вузовской адаптации - социального, дидактического и профессионального в группе местных студентов. Таким образом, при планировании практической работы с местными студентами, можно выделить один из компонентов вузовской адаптации для коррекции и остальных показателей данного процесса. Также наблюдается отрицательная взаимосвязь между эмоциональным комфортом и креативностью (г= -0.19; р<0.05), то есть при реализации творческого потенциала в группе местных студентов, снижается уровень эмоционального комфорта, и соответственно наоборот. Таким образом, если они предпочитают спокойную и размеренную жизнь, то эмоциональный фон у них более положительный.

В структуре вузовской адаптации региональных мигрантов наблюдается больше взаимосвязей, чем в структурах местных студентов и межрегиональных мигрантов, что является индикатором высокого уровня адаптированности. Но в тоже время наблюдается и множество отрицательных взаимосвязей. Например, параметр адаптация отрицательно взаимосвязан с уровнем материального положения (г= -0.48; р<0.001) и уровнем социальных контактов (г= -0.32; р <0.01), то есть чем более значим для региональных мигрантов уровень материальных ценностей, тем менее они адаптированы, и соответственно наоборот, а также, чем выше стремление к социальному взаимодействию, тем также ниже уровень адаптированности, и соответственно наоборот. Но вместе с этим при увеличении значимости социальных контактов повышается средняя успеваемость по итогам сессии за 1 семестр 1 курса (г= 0.24; р<0.05), то есть прослеживается косвенная отрицательная взаимосвязь между уровнем адаптации и средней успеваемости по итогам сессии за 1 семестр 1 курса. Таким образом, можно сделать вывод, что при повышении уровня дидактической адаптированности, снижается уровень социальной, и соответственно наоборот.

На структурном уровне анализа в группе межрегиональных учебных мигрантов параметры успеваемости, то есть показатели дидактической адаптации, имеют только две положительные взаимосвязи с психологическими показателями: оценка по непрофильному предмету коррелирует с показателем активные социальные контакты (г=0.38; р<0.05) и средняя успеваемость по итогам сессии за

1 семестр 1 курса взаимосвязана с показателем собственный престиж (г=0.40; р<0.05). Таким образом, можно селать вывод о наличии косвенной положительной взаимосвязи дидактического и социального компонентов вузовской адаптации в группе учебных мигрантов. Данный факт является важным аспектом, так как по данным нашего исследования учебные мигранты менее социально адаптированы по сравнению с местными обучающимися. Таким образом, важно работать над социальным компонентов вузовской адаптации у межрегиональных мигрантов, и тем самым влиять через нее на повышение дидактического аспекта. Также наблюдается положительная взаимосвязь между уровнем эмоционального комфорта и значимостью сферы семейной жизни (г=0.55; р<0.01), то есть чем большую ценность для межрегиональных мигрантов имеет семья, тем более положительный эмоциональный фон у них наблюдается, и соответственно наоборот.

Таким образом, учебные мигранты имеют более высокий уровень мотивации на обучение в вузе и получение желаемой профессии. Приезжие студенты характеризуются низким уровнем социального компонента вузовской адаптации, но в тоже время более профессионально и дидактически адаптированы, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Обозначенная ситуация обуславливает проведение дальнейших исследований с целью разработки средств, направленных на профилактику дезадаптации учебных мигрантов и их более эффективное включение в новую социальную структуру, учебную деятельность, профессиональную сферу.

Список использованной литературы:

1. Карпов А.В., Орел В.Е., Тернопол В.Я. Психология профессиональной адаптации. Монография / Институт «Открытое Общество», Российское Психологическое общество. - Ярославль, 2003. - 161 с.

2. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков. Ярославль: Канцлер, 2008. - 400 с.

3. Реан A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / A.A. Реан, А.Р. Кудашев, A.A. Баранов. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 479 с.

4. Смирнов A.A. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие / A.A. Смирнов, Н.Г. Живаев. Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 115 с.

5. Smith M.L. The Transition to University: Adaptation and Adjustment: Dis. ... Master of Arts / M.L. Smith. - University of Saskatchewan, 2008. - 122 р.

6. Яницкий М.С. Aдaптaционный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие / М.С. Яницкий. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. - 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.