УДК 316.6:343.83
РАЗВИТИЕ АДАПТИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Реферат: в статье рассматривается субъектность курсанта через показатели ее развития, важным из которых является адаптированность к образовательной среде. Показано, что мерой развития субъектности курсантов является их социально-психологическая адаптированность. Представлены уровни адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза, описана типология курсантов на основе выделенных уровней: оптимальный тип (курсанты с высоким уровнем адаптированности); потенциальный тип (курсанты со средним уровнем адап-тированности); репродуктивный тип (курсанты с низким уровнем адаптирован-ности); дезадаптивный тип (курсанты с отрицательным уровнем адаптированности). Сделан акцент на возможности изменения процесса адаптации через создание внешних (образовательных) условий и оптимизации внутренних условий в результате психолого-педагогического воздействия на личность курсанта. Перечислены и описаны внешние (организация учебной деятельности учащихся, единство психолого-педагогических требований, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса) и внутренние (субъектная активность личности, учебная рефлексия, стрессоустойчивость и др.) условия адаптации курсантов к обучению в вузе.
© Аксенова Г И., Аксенова П. Ю., 2016
Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова
Ключевые слова: субъектность курсанта, уровни адаптированности курсантов к обучению в вузе, типы адап-тированности, уровни адаптированно-сти, субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию, адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза, внешние условия адаптации, внутренние условия адаптации, субъективность, активность, учебная рефлексия.
В ряде современных психолого-педагогических исследований курсанты рассматриваются с позиций субъек-тно-деятельностного подхода, согласно которому внимание акцентируется на них как на активных участниках образовательного процесса. С этих же позиций высшее профессиональное образование представляет собой процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге, обмене смыслами, творческом сотрудничестве всех его участников. Становление субъект-ности курсанта тесно связано с развитием их общекультурных и профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств и социального опыта [3, 4].
Мерой успешности развития субъ-ектности курсанта является его социально-психологическая адаптирован-ность. Можно выделить и наиболее существенные признаки, характеризующие субъектные составляющие адаптации курсантов:
1)адаптированность к деятельности как следствие развития (саморазвития)
и самореализации потенциальных возможностей личности как субъекта учебно-профессиональной деятельности;
2) активность личности, проявляющаяся в стремлении к выбору смысла жизни, среды, ближайшего окружения;
3) ответственность за принимаемые решения [2].
В ходе эмпирического исследования нами были выделены следующие типы адаптированности курсантов к обучению в вузе (на выборке 272 курсантов из разных регионов России):
1) оптимальный (курсанты с высоким уровнем адаптированности);
2) потенциальный (курсанты со средним уровнем адаптированности);
3) репродуктивный (курсанты с низким уровнем адаптированности);
4) дезадаптивный (курсанты с отрицательным уровнем адаптирован-ности).
Курсанты оптимального типа проявляют положительное отношение к обучению, уровень успеваемости высокий по всем дисциплинам. Для них характерно владение методами самостоятельной работы, ярко выраженная инициативность в обучении, активное участие в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности. Им свойственна хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, служащая источником устойчивой адекватной самооценки, и реалистичная оценка своих адаптационных возможностей. Характеризуются устойчивым состоянием эмоционального комфорта, как в учебной деятельности, так и при выполнении служебных обязанностей. Они обладают стремлением к самосовершенствованию, самопознанию и саморазвитию; учебному и служебно-профессиональ-ному росту. Им присущ высокий уровень общественной активности; полная удовлетворенность сложившимися как
личными (в коллективе курсантов), так и служебными отношениями (с командирами, курсовыми офицерами, преподавателями). Курсанты этой группы быстро ориентируются в трудных и незнакомых для них ситуациях, инициативны. Быстро адаптируются к новым условиям деятельности, способны совмещать учебную деятельность с выполнением служебных обязанностей, вырабатывая оптимальные стратегии поведения, при этом поведение нацелено не на простое приспособление, а на гармоничное развитие собственной личности.
Курсанты потенциального типа в целом проявляют положительное отношение к обучению в вузе. Они активно участвуют в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности, но преимущественно под внешним контролем со стороны курсовых офицеров, преподавателей и др. Для них характерен средний уровень эрудиции и обучаемости; уровень интеллектуальной активности нестабилен. В проблемных ситуациях склонны к недооценке(переоценке) своих адаптационных возможностей или подмене своих представлений мнением социального окружения. Выдержаны и работоспособны, но при повышенных нагрузках им свойственно нервное утомление; достаточно легко выполняют предъявляемые социальные требования, при этом иногда испытывают внутренние конфликты в связи с несогласием с ними или их неприятием. Они обладают средним уровнем эмпатийности и эмоциональной отзывчивости. Такие курсанты стараются оказать помощь и поддержку своим сокурсникам, когда, по их мнению, те действительно нуждаются в ней. Они имеют реалистический уровень притязаний и средний уровень потребности в достижении успеха; адекватно оце-
нивают себя и свои способности; достаточно решительны в преодолении адаптационных трудностей, однако не всегда при этом инициативны; мотивация на саморазвитие и самосовершенствование у них не полностью сформирована. Отличаются средним уровнем общественной активности в учебной и служебной деятельности; достаточно удовлетворены сложившимися в коллективе отношениями. Общительны; готовы к сотрудничеству, но при этом сами не всегда проявляют инициативу при установлении контактов; в конфликтных ситуациях иногда принимают позицию выжидания. Для адаптации к новым условиям деятельности курсантам этого типа необходимо прилагать достаточные усилия. При этом испытывают некоторые трудности при функционировании в одном из видов деятельности (учебной или служебной) при легкости овладения другой.
Для курсантов, принадлежащих к репродуктивному типу, характерно неопределенное отношение к системе обучения в вузе, зависящее от конкретных условий. Имеют низкий уровень сформированности умений учебно-познавательной деятельности; низкую активность в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности; освоение методов и приемов самостоятельной работы носит формальный характер и слабо выражено. Имеют низкий уровень интеллектуальной активности и неактуализированную потребность в познании; средний уровень обучаемости с тенденцией к его снижению (при отсутствии стимулирования со стороны преподавателей). Характеризуются нестабильностью состояния эмоционального комфорта, как в учебной, так и в служебной деятельности; недостаточно выдержаны и работоспособны. Учащиеся, относящиеся
к этой группе, характеризуются преобладанием пессимистического настроя в различных жизненных ситуациях; достаточно низким уровнем развития эм-патии и эмоциональной отзывчивости; недостаточно настойчивы в достижении цели и преодолении адаптационных трудностей. Присутствует понимание своих возможностей, но при этом часто отсутствует инициатива для достижения поставленных целей; стремление к познанию нового в учебной и служебной деятельности незначительно; мотивация на саморазвитие и самосовершенствование находится на низком уровне. Отличаются низким уровнем общественной активности; удовлетворенность своим положением в группе носит непостоянный, слабо выраженный характер. Такие курсанты испытывают трудности, как в учебной деятельности, так и при выполнении служебных обязанностей, но в одном случае они носят эпизодический характер, а в другом - систематический.
Курсанты дезадаптивного типа характеризуются безразличным или негативным отношением к системе обучения в специализированном вузе; учатся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Имеют низкий уровень сформированности умений учебно-познавательной деятельности; не владеют методами и приемами самостоятельной работы; активность в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности у них отсутствует. Имеют низкую потребность в познании и низкий уровень эрудиции и культуры; интеллектуально пассивны; склонны к конкретности и ригидности мышления.
Курсанты с отрицательным уровнем адаптированности к обучению отличаются состоянием эмоционального дискомфорта при выполнении учебных
заданий и исполнении служебных обязанностей, негативным эмоционально-психологическим отношением к специфическим особенностям учебно-служебной деятельности специализированного вуза. Характеризуются низким уровнем развития эмпатии и эмоциональной отзывчивости; эмоциональные проявления в поступках социального окружения часто кажутся им непонятными и лишенными смысла. Характерна мотивация на неудачу при выполнении любой деятельности. Мотивация на саморазвитие и самосовершенствование практически не развита; отсутствует стремление к учебному и служебно-профессиональному росту.
Курсанты дезадаптивного типа характеризуются пассивностью в учебной и служебной деятельности; безразличием или крайней степенью неудовлетворенности своим положением в группе. Учащиеся, принадлежащие к этой группе, отличаются безразличным или демонстративно негативным отношением к принятию традиций и норм, сложившихся в вузе; практически всегда уклоняются от выполнения служебных обязанностей. Имеют низкий уровень адаптационных возможностей; испытывают серьезные трудности в адаптации, как к учебной, так и к служебной деятельности, при этом указанные трудности носят постоянный характер. При решении проблемных ситуаций и преодолении трудностей адаптационного характера они выбирают стратегию «уход от проблемы» или «отрицание», которые, в свою очередь, приводят к формированию лжеадаптации курсантов и регрессивным проявлениям в развитии личности [4].
Наиболее оптимальная активно-деятельная позиция курсанта в учебном процессе зависит от психологически и дидактически точно выстроенной си-
стемы субъект-субъектных отношений. Перечислим некоторые принципы построения и функционирования такой системы: а) отношение к учащемуся как к свободному, равноправному и самоценному субъекту; б) готовность построить позитивное отношение к нему даже вопреки его негативному отношению к себе и другим; в) безусловное его принятие таким, каков он есть; г) открытость, искренность, стремление к содеятельности с ним [1].
Адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза носит динамичный характер, существует возможность ее изменения и оптимизации в процессе психолого-педагогического воздействия. В качестве такого воздействия могут выступать специально организованные внешние условия образовательного процесса, реализация которых должна находиться в единстве с созданием и развитием внутренних условий, связанных с субъективными характеристиками личности адаптан-тов [2, 5].
Внешними условиями являются:
организация учебной деятельности, обусловленная коллективным воздействием, которое имеет ряд преимуществ: удовлетворяется потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими; есть возможность получения обратной связи и поддержки; организуется процесс самоисследования и интроспекции; отрабатываются различные виды поведенческих умений; деятельность группы происходит на двух уровнях - осознаваемом и переживаемом. Кроме того, в составе коллектива познавательная деятельность способствует не только осуществлению самостоятельного поиска и осмыслению информации, но и стремлению к ее обсуждению. При этом существенные усилия затрачиваются на доступное
и убедительное изложение своей точки зрения, основой чего является желание понять ход мыслей партнера по взаимодействию. Другая сторона этого процесса заключается в том, что, как правило, тот, кто в данный момент является носителем информации, в следующий момент может перейти в качество субъекта, ее получающего, и тогда на первое место выходит умение слушать и слышать. Товарищеское равноправие в коллективе, с одной стороны, рождает личную сопричастность к общему делу и ответственность, а с другой - потребность личности в индивидуализации и общественном признании. Иными словами, в процессе коллективного воздействия у учащегося развивается ориентация на другого человека, потребность в оказании помощи субъекту, нуждающемуся в ней.
Роль педагога при организации коллективной деятельности носит как непосредственный, так и опосредованный характер. При этом использование той или иной формы общения с коллективом учащихся зависит от степени их сплоченности и уровня сформирован-ности коллективного взаимодействия;
единство психолого-педагогических требований заключается в единой точке зрения на формирование и развитие адаптивных личностных качеств, способствующих эффективности процесса адаптации к вузовскому обучению. Указанное условие включает в себя систему психолого-педагогического воздействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающих формирование адаптивных качеств личности курсанта;
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение в вузе понимается нами как создание и развитие разносторонних условий посредством психолого-педа-
гогических технологий, как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направленное на решение возникающих у учащихся проблем, в частности, адаптационного характера, и всестороннее развитие личности. Кроме того, это условие предполагает диагностику сущности проблем, анализ их причин и выбор наиболее оптимальных способов решения (групповые и индивидуальные методы работы, психологические тренинги и др.). Эффективное применение тренингов личностного роста и развития адаптации курсантов к учебной деятельности направляет процесс обучения в вузе на актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и личностном самоопределении, обеспечивает социальное и психологическое благополучие учащихся, а также успешность их будущей профессиональной деятельности [1].
В качестве внутреннихусловий можно выделить следующие субъективные характеристики курсантов и особенности их проявления в деятельности:
субъектная активность личности. Активность, являясь деятельным состоянием субъекта, детерминирована внутренне (со стороны его отношения к миру) и реализуется вовне в процессах деятельности (учебной). Именно активная форма взаимодействия личности с образовательной средой вуза, в отличие от пассивной (отсутствие стремления личности воздействовать на среду адаптации; конформное отношение к требованиям и нормам, предъявляемым к ней), способствует оптимизации адаптационного процесса и свидетельствует об истинной адаптации личности. При этом большое значение отводится произвольной форме активности курсанта, предполагающей сознательный контроль тех процессов,
на формирование которых эта активность направлена (овладеть навыками самостоятельной учебной работы и научиться рационально ее планировать и др.). Субъектная активность личности является необходимым условием формирования и совершенствования адаптивных качеств индивида, успешности адаптационного процесса, его развития и саморазвития в целом. При этом субъектная активность может быть полноценной и адекватной лишь тогда, когда субъективное и объективное органично дополняют друг друга [3].
Таким образом, сущность данного качества заключается в умении поставить цель, оптимально организовать процесс решения выдвинутой задачи (развить адаптивные личностные качества, успешно адаптироваться к учебно-воспитательному процессу вуза) и грамотно управлять этим процессом в соответствии с поставленной задачей. Иными словами, такое качество направлено на формирование позиции активного анализа собственных возможностей и самостоятельное их использование в новых условиях для оптимизации процесса адаптации;
учебная рефлексия. Рефлексия в широком смысле включает в себя такие процессы, как самосознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, самопонимание и понимание другого, представление о том, каким видит человека партнер по общению, как его оценивают другие люди [4].
Мы рассматриваем учебную рефлексию в контексте формирования адаптации курсанта к вузовскому обучению. В этом ракурсе рефлексию следует анализировать в совокупности основных ее видов, реализация которых позволяет формировать адаптивные качества личности и оптимизировать
процесс адаптации к обучению в вузе. Рефлексивная опора на свои сильные стороны и минимизация своих слабых сторон в учебной деятельности позволяет субъекту сделать возможным доступ к каждому отдельно взятому качеству, психическому свойству, развивать и совершенствовать те качества, которые влияют на успешность адаптационного процесса, и нивелировать препятствующие ему;
стрессоустойчивость. Феномен стрессоустойчивости мы рассматриваем как динамичное многомерное явление, разворачивающееся во времени и характеризующееся наличием иерархии взаимодействия в двух направлениях: «состояние - устойчивая черта» и «субъективные оценки ситуации - доступные ресурсы совлада-ния»; позволяет развить системные представления о процессе адаптации личности к стрессовым ситуациям. Во взаимосвязи выделенных оценочных компонентов устойчивости к стрессу и показателей успешности адаптации к вузовскому обучению отражается системный характер этого индивидуального свойства, заключающийся в наличии специфических способов интеграции разноуровневых индивидуально-личностных характеристик, направленных на нейтрализацию неблагоприятных воздействий жизненных затруднений и факторов повышенной напряженной деятельности;
познавательные усилия. Возраст курсантов характеризуется высокой социальной и интеллектуальной активностью и является порой сложнейшего структурирования интеллекта. Именно поэтому этот период наиболее сенситивен для формирования и развития познавательных усилий, оказывающих стимулирующее влияние на продуктивность учебной деятельности, оптимизи-
рующих процесс протекания адаптации и детерминирующих ее успешный результат.
Формирование и развитие познавательных усилий происходит подвлияни-ем следующих факторов: рефлексия; позитивные эмоциональные состояния; умеренное нервно-психическое напряжение; внутренняя мотивация; удовлетворенность субъекта своим состоянием; стресс как условие улучшения показателей когнитивных процессов (при сохранности мотивационных факторов, побуждающих учащегося к целенаправленной деятельности).
Познавательные усилия являются необходимым условием адаптации курсанта к учебно-воспитательному процессу вуза, поскольку они обеспечивают стремление и готовность личности реализовать свой творческий потенциал, успешность решения проблемных задач в процессе учебной деятельности, развитие способностей, переработку и осознание собственного лич-
ностного опыта, психических свойств и качеств, детерминирующих успешность адаптационного процесса.
Список литературы
1. Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 26-33.
2. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28 -36.
3. Аксенова Г. И., Мухаметзянова Ф. Г. Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3. С. 102-106.
4. Аксенова Г И., Купцов М. И. О некоторых аспектах применения информационных технологий в психолого-педагогических исследованиях // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : сб. науч. ст. и материалов Международной конференции. Рязань, 2016. С. 16-20.
5. Аксенова П. Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу (на примере образовательных учреждений ФСИН России) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 24 с.