Научная статья на тему 'Возможности внедрения профессиональных стандартов конкурсного движения Worldskills Russia в образовательный процесс ГБПОУ во "вгппк"'

Возможности внедрения профессиональных стандартов конкурсного движения Worldskills Russia в образовательный процесс ГБПОУ во "вгппк" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1569
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS RUSSIA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВГППК / INTEGRATION / PROFESSIONAL STANDARD / THE MOVEMENT WORLDSKILLS RUSSIA / EDUCATIONAL PROCESS / VGPPK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самусева Галина Викторовна, Кочегарова Светлана Владимировна

В статье раскрыты требования, позволяющие реализовать установки формирования общих и профессиональных компетенций WorldSkillsRussia «Воспитатель детей дошкольного возраста» и интересы работодателей в части освоения основных и дополнительных видов профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самусева Галина Викторовна, Кочегарова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of introducing professional standards to the competition Worldskills Russia movement in the educational process "VGPPK"

The article reveals the requirements that implement the installation of forming General professional competencesworld skills Russia "the Tutor of children of preschool age" and the interests of employers in terms of development of basic and additional professional activities.

Текст научной работы на тему «Возможности внедрения профессиональных стандартов конкурсного движения Worldskills Russia в образовательный процесс ГБПОУ во "вгппк"»

ш Перспективы Науки и Образования. 2016. 6 (24) Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Дата публикации: 1.01.2017 №дк63(24). С. 33-36. С. В. КОЧЕГАРОВА, г. В. САМУСЕВА

Возможности внедрения профессиональных стандартов конкурсного движения Worldskills Russia в образовательный процесс ГБПОУ ВО "ВГППК"

В статье раскрыты требования, позволяющие реализовать установки формирования общих и профессиональных компетенций WorldSkillsRussia «Воспитатель детей дошкольного возраста» и интересы работодателей в части освоения основных и дополнительных видов профессиональной деятельности.

Ключевые слова: внедрение, профессиональный стандарт, движение Worldskills Russia, образовательный процесс, ВГППК

Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Accepted: 1 December 2016 Published: 1 January 2017

No. 6 (24). pp. 33-36. rwi/ z"\/r

S. V. KOCHEGAROVA, G. V. SAMUSEVA

The possibility of introducing professional standards to the competition Worldskills Russia movement in the educational process "VGPPK"

The article reveals the requirements that implement the installation of forming General professional competences-world skills Russia "the Tutor of children of preschool age" and the interests of employers in terms of development of basic and additional professional activities.

Keywords: integration, professional standard, the movement Worldskills Russia, educational process, VGPPK

/^ерьезные изменения, происходящие в по/ следние десятилетия в экономической,

V__<- социальной, культурной областях жизни

российского общества, ставят перед системой профессионального образования новые задачи. На современном рынке труда востребованы мобильные, креативные, имеющие навыки и опыт работы, специалисты. Профессиональное образование, основанное на теоретических знаниях, перестало соответствовать запросам современного работодателя. Практическую подготовку будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности, включающую в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности, призвана осуществлять система среднего профессионального образования.

Демографический кризис, доступность высшего профессионального образования для широких масс населения способствовали тому, что

в 21 век система среднего профессионального образования России вошла не в лучшей форме. «Начиная с 2000 года, доля выпускников учреждений НПО в стране снизилась с 38,6 до 20,9 процента, СПО - с 29,3 до 21 процента. После кризиса 1998 года государство практически перестало заботиться о среднем звене профессионального образования, и учебные заведения были вынуждены выживать самостоятельно. Система СПО существовала практически автономно» [2]. Спрос на обучение молодых людей в колледжах, техникумах сократился, даже несмотря на сокращение числа самих учебных заведений.

Президентом РФ В.В. Путиным в 2011 году было отмечено, что нехватка высококвалифицированных кадров вышла на первое место, обогнав по значению другие серьезные проблемы общества. На современном этапе ситуация в этом вопросе начала изменяться в лучшую сторону. 12 февраля 2015 г. на заседании Правительства РФ под председательством Д.А. Медведева были озвучены три стратегических направления

развития среднего профессионального образования:

- четкое соответствие квалификации выпускников колледжей требованиям современной экономики и работодателей;

- сосредоточение ресурсов бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования;

- повышение уровня мониторинга качества подготовки кадров, усовершенствование системы оценки, сертификации (результаты региональных и отраслевых команд в конкурсах профессионального мастерства типа WorldSkills).

3 марта 2015 года Правительство РФ распоряжением № 349 утвердило комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО на 2015-2020 годы. В рамках этого комплекса мер на первом месте стоит «обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики» [1]. Одним из важнейших инструментов в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы, является участие в движении WorldSkills. Благодаря серьезному методическому обеспечению, разработанности оценочных процедур, регламентов проведения конкурсов, движение Worldskills позволяет выстроить многоуровневую систему конкурсов. Worldskills - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций признается одной из значимых задач современного профессионального образования. Сегодня педагоги соотносят требования федеральных государственных образовательных стандартов по специальности «Дошкольное образование» (приказ минобрна-уки России от 27.10.2014 г. № 1351) с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н), а также требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Учет обозначенных требований позволяет реализовать установки формирования общих и профессиональных компетенций WorldSkillsRussia «Воспитатель детей дошкольного возраста» и интересы работодателей в части освоени я основных и дополнительных видов

профессиональной деятельности.

Чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) позволяет определить готовность к самостоятельной профессиональной деятельности будущего воспитателя. Рассмотрим основные положения этого движения. Целью проведения чемпионата является повышение престижа рабочих профессий и человеческого труда, привлечение молодёжи в производственные сектора экономики и высококачественные сферы услуг [3].

Основные задачи:

- совершенствование стандартов профессионального образования с учётом национальных и международных требований;

- популяризация рабочих профессий и вовлечение школьников и родителей в активный и осознанный выбор профессии;

- передача навыков, знаний и культурный обмен между участниками чемпионата.

Сегодня чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в компетенции «Дошкольное воспитание» состоит из девяти конкурсных заданий [3].:

- Самопрезентация. Собеседование экспертов с участником конкурса.

- Выразительное чтение, презентация книги.

- Театрализованная деятельность. Представление театра кукол по сказкам народов мира в соответствии с требованиями ФГОС.

- Декоративно-прикладное искусство. Создание образца декоративной росписи для демонстрации в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми.

- Пластилинография. Изготовление поделки в технике рисования пластилином на разных поверхностях.

- Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

- Разработка и проведение занятия по робототехнике для детей дошкольного возраста.

- Разработка и проведение дидактической игры с использованием ИКТ (интерактивная доска, интерактивный стол).

- Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей.

Все конкурсные задания чемпионата учитывают требования ФГОС ДО и направлены на развитие у участников профессиональных компетенций, необходимых для организации различных видов деятельности.

Чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) ориентирован на формирование таких общих компетенций обучающихся специальности «Дошкольное образование», как: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); осуществлять

Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)

поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5); осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9). К перечисленным компетенциям с уверенностью можно добавить следующие: оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3); ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса (ОК 7); осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей (ОК 10).

Подобные конкурсы профессионального мастерства помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере. Кроме того, для конкуров характерно соревновательное творчество участников, помощь в развитии творческого мастерства каждого участвующего студента.

В условиях модернизации профессионального образования участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства позволяет использовать теоретические и практические знания для решения социальных и профессиональных задач, способствовать формированию практического опыта и овладению инновационными способами профессиональной деятельности. При этом возникает необходимость более эффективного моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста. Для решения этого вопроса в Воронежском государственном профессионально-педагогическом колледже осуществляется работа по различным направлениям.

Прежде всего, профессиональная подготовка будущего воспитателя не будет полной и качественной, если не будет взаимодействия между преподавателями колледжа и работодателями. Планомерно осуществляемая учебная и производственная практики помогают в вопросе взаимодействия заинтересованных сторон. В рамках практики пробных занятий по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, проводимой в базовых дошкольных образовательных организациях, обучающийся осуществляет самостоятельные действия в решении педагогических задач (определить цель и задачи утренней гимнастики, подобрать материалы и оборудова-

ние, разработать и провести комплекс утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста), что соответствует требованиям конкурсного задания «Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста».

В учебный процесс в рамках изучения учебных дисциплин и междисциплинарных курсов включены активные методы обучения и конкурсные задания. При выполнении зачетных работ по дошкольной педагогике студентам предлагается написать эссе на темы «Мое педагогическое кредо», «Мир детства радостен и тонок», «Все мы родом из детства» и другие, требования к которым в целом совпадают с требованиями конкурса «Самопрезентация». В ходе изучения учебной дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» проводятся конкурсные задания «Исполнение художественных произведений для детей раннего и дошкольного возраста», а при изучении МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста - «Инсценирование художественных произведений для дошкольников». В ходе выполнения заданий студенты отрабатывают и демонстрируют умения выразительно читать художественное произведение для детей дошкольного возраста, вести беседу о прочитанной книге с детьми, показывать презентацию детской книги, вживаться в роль персонажа, работать с театральной куклой. Требования выполнения данных заданий совпадают с требованиями конкурсных заданий «Выразительное чтение, презентация книги», «Театрализованная деятельность. Представление театра кукол по сказкам народов мира в соответствии с требованиями ФГОС» чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). В ходе изучения МДК.02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста и МДК.02.04 Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству студенты выполняют задания по пластилинографии и декоративно-прикладному искусству, которые также соответствуют требованиям чемпионата.

Кроме того, конкурсные задания чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) включены в общеколледжный конкурс профессионального мастерства в сфере дошкольного образования в рамках «Недели науки» и в процедуры промежуточной и итоговой аттестации студентов колледжа по специальности 44.02.01.

Главным структурным элементом формирования опыта профессиональной деятельности обучающихся выступают не только структурные компоненты содержания, но и способы организации учебной и профессиональной деятельности. Способов организации педагогической деятельности обучающихся, позволяющих им быть готовыми к конкурсным испытаниям различно-

го уровня, значительно больше. Мы обозначили лишь некоторые из них. Именно в поиске новых методов и форм профессиональной подготовки будет проявляться творческий подход, профессионализм как преподавателей колледжа, так и работодателей, социальных партнеров.

Участие студентов в чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, выявлению талантливой молодежи в области избранной

профессии и популяризации педагогической профессии.

Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, расширяет возможности студентов в развитии творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. №349-Р об утверждении комплекса мер, целевых индикаторов и показателей, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы

2. Современные тенденции развития среднего профессионального образования http://akvobr.ru/tendencii_ razvitia_spo.html

3. WSR новости http://worldskills.ru/v-yugre-vpervye-proydet-chempionat-worldskills-russia

Информация об авторах Самусева Галина Викторовна

(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, преподаватель Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж E-mail: mail@vgppk.ru

Кочегарова Светлана Владимировна

(Россия, Воронеж) Преподаватель Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж E-mail: mail@vgppk.ru

Information about the authors

Samuseva Galina Victorovna

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences, Lecturer

"Voronezh State Professional-Pedagogical College" E-mail: mail@vgppk.ru

Kochegarova Svetlana Vladimirovna

(Russia, Voronezh) Lecturer Voronezh State Professional-Pedagogical College E-mail: mail@vgppk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.