http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 378.146
DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-54-61
Ирина Александровна Шкабура1,
кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Татьяна Сергеевна Лысикова2,
старший преподаватель, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Становление профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования: опыт участия в региональном этапе международного чемпионата «Молодые профессионалы» ("WorldSkills Russia")
Рассматривается проблема становления профессиональных компетенций при подготовке бакалавров педагогического образования. Особое внимание уделено профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование». Раскрываются основные положения чемпионата «Молодые профессионалы» ("WorldSkills Russia") как международного некоммерческого движения, целью которого является повышение престижа различных профессий и развитие профессионального образования путём гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всём мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всём мире в целом. Рассматривается миссия данного движения как развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха. Раскрываются цели и задачи региональных этапов проведения чемпионата для повышения престижа различных профессий педагогического направления. Рассматриваются регламент и требования к профессиональным компетенциям «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в младших классах», даётся характеристика профессиональным навыкам студентов, продемонстрированным в рамках регионального чемпионата «Молодые профессионалы» ("WorldSkills Russia") Забайкальский край - 2017.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональные компетенции, бакалавр, конкурс "WorldSkills"
Введение. В мае 2014 года по инициативе Президента Российской федерации была разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций»3. Данная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на модернизацию педагогического образования, апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, повышение престижа профессии педагога, переход на эффективный контракт и закреплённые в принятых федеральных программно-целевых документах - Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, концепции Федеральной целевой программы развития образования
на 2016-2020 годы, государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
По данным сайта Министерства образования и науки Российской Федерации, основная цель программы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки будущих педагогов дошкольного и начального общего образования в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. В 2014 году данная цель начала реализовываться в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Результатом этого стали проекты по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ магистратуры и бакалавриата.
Важнейшие элементы новой системы подготовки педагогов к будущей профессиональной
1 И. А. Шкабура анализирует и систематизирует материалы участия в чемпионате "WorldSkills Russia", формулирует выводы, пишет и оформляет статью.
2 Т. С. Лысикова анализирует опыт участия в чемпионате "WorldSkills Russia", участвует в написании и оформлении статьи.
3 Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций: утв. Правительством РФ от 28.05.2014 г. № 3241п-П8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iro48.ru/files/ documents/5PROEKT/FEDPROEKT/komplprog.pdf (дата обращения: 31.08.2017).
54
© Шкабура И. А., Лысикова Т. С., 2017
деятельности, по мнению В. А. Болотова, определяются необходимостью «радикально повысить качество людей, получающих педагогическую подготовку и изменить содержание и технологии педагогической подготовки так, чтобы обеспечить реализацию нового профессионального стандарта и новых стандартов школьного образования» [1, с. 32].
По мысли А. А. Климова, главной целью предстоящих изменений является то, что будущие педагоги дошкольного и начального общего образования должны быть подготовлены к работе не только теоретически, но и практически. В связи с этим, для личного и профессионального развития будущего бакалавра и магистра педагогики необходимо разработать и апробировать новые практикоориентированные образовательные модули, которые лягут в основу современных программ [4]. А это в свою очередь повлечёт создание новой информационно-образовательной среды, определяющей формирование у студентов новых профессиональных компетенций1.
Компетентностный подход в образовании, широко представлен в работах В. А. Болотова, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, И. Ф. Исаева, В. А. Кан-Калика, В. В. Краевского, А. К. Марковой, Л. М. Ми-тиной, Н. Д. Никандрова, В. В. Серикова. По мнению О. М. Краснорядцевой, профессионал-педагог - это человек, который хорошо понимает общие тенденции развития образовательного процесса, осознаёт своё место в нём. Кроме того, педагог должен понимать направленность и результативность психологических действий и воздействий, уметь превратить любую учебную ситуацию в пространство для развития ребёнка, проектировать развивающую педагогическую среду и самого себя2.
Большое значение в исследовании проблемы компетенций внесли работы В. Д. Шад-рикова. Учёный придерживается определения, согласно которому компетенция представляет собой круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён или круг чьих-нибудь полномочий, прав. По мнению исследователя, «компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится к субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [10, с.15].
По мнению А. В. Хуторского, компетенция определяет качественную продуктивную дея-
1 Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.минобрнауки.рф (дата обращения: 31.08.2017).
2 Краснорядцева О. М., Морозова В. Е. Педагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 69 с.
тельность человека. Исходя из этого, компетентность - обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности3. Таким образом, компетентностный подход диктует необходимость по-новому взглянуть на цели образования. Образование, по мнению А. И. Ул-зытуевой, «можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение» [9].
Современный педагог дошкольного и начального общего образования должен соответствовать широкому спектру требований, включающему не только знания, умения, но и компетенции, личные профессиональные ценности и практический опыт. Это предполагает гораздо более широкий взгляд на формирование и развитие профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного и начального общего образования, нежели узкое понимание компетенций как способности к применению знаний. С этой точки зрения можно рассматривать компетенции как своеобразные комплексы, объединяющие теорию, практику и способность рефлексивного отношения к своей и чужой деятельности. При этом необходимо отметить, что некоторые компетенции и квалификации могут быть освоены только в процессе собственной профессиональной деятельности [5, с. 59], однако их задатки формируются на этапе обучения в вузе.
Методология и методы исследования.
В «Атласе новых профессий - 2020», изданном Московской школой управления Сколково, авторами Агентства стратегических инициатив отмечается, что «современный мир меняется так быстро, что мы больше не сможем позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом ещё какое-то время осваивать профессию за счёт работодателя. Поэтому образование, особенно для студентов вузов, становится всё более предметным и практико-ориентирован-ным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты» обучающихся4.
Таким образом, одна из актуальных проблем современного образования - поиск путей совершенствования адаптации студентов к новым вызовам профессионального сообщества. В связи с этим, развитие образовательной среды требует устранения барьера между вузовской подготовкой студентов и развитием над-профес-сиональных компетенций. Ш. Каххаров отмечает, что данные компетенции - это не что иное, как «набор личностных качеств, предрасположенно-стей, мотивов и ценностей личности, формирую-
3 Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. - М.: Эйдос, 2013. - 73 с.
4 Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atlas100.ru (дата обращения: 09.07.2017).
щих её внутреннюю структуру самоорганизации действий. Они создают те условия, которые позволяют личности действовать самостоятельно и адаптироваться под изменяющиеся требования» [3]. По мнению Е. Г. Сырямкиной, Т. Б. Румянцевой, Е. Ю. Ливенцовой, над-профессио-нальные компетенции «включают личные или деловые качества, позволяющие эффективно справляться с различными задачами» [7, с. 119].
Выпускник направления «Педагогическое образование» профилей «Начальное образование» и «Дошкольное образование» должен быть, по мнению Е. Б. Козловой, в полной мере готов к осуществлению своей профессиональной деятельности в образовательных организациях «в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте. Его деятельность как педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми) действиями, описанными в профессиональном стандарте, а также компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления» [5, с. 58].
В рамках реализации проекта модернизации педагогического образования группой исследователей (А. А. Марголис, М. А. Сафронова, Л. М. Шишлянникова, А. С. Панфилова) разработаны контрольно-измерительные материалы оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов начальных классов, которые предполагали проверку не только профессиональных компетенций, но и некоторых профессиональных действий, доступных обучающимся бакалавриата направления «Психолого-педагогическое образование» [6, с. 90-91].
Проведённый исследователями анализ сформированности у студентов профессиональных компетенций показал, что некоторые трудовые действия Профессионального стандарта педагога вызывали сложности у студентов. Например, такие как:
- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- формирование универсальных учебных действий;
- создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
- освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одарённые дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
- активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка раннего и/или дошкольного возраста;
- формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования1.
Как мы видим, данные трудовые умения предполагают активное взаимодействие с участниками образовательного процесса, и к такого рода трудовым действия выпускник вуза должен быть готов уже на этапе обучения, именно «поэтому основное содержание проекта модернизации педагогического образования состоит в разработке новых моделей подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» [Там же, с. 94]. На наш взгляд, одной из возможностей становления профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования может стать участие в международном чемпионате "WorldSkills Russia" (WSR).
Результаты исследования и их обсуждение. "WorldSkills International" (WSI), куда входит "WorldSkills Russia", является независимой, некоммерческой и неправительственной ассоциацией, которая представлена на всех континентах мира, сотрудничает со всеми странами, заинтересованными в повышении престижа и популяризации рабочих профессий, а также профессионального самоопределения. В 2012 году Российская Федерация присоединилась к международному движению "WorldSkills", став одной из шестидесяти стран-участниц. Это обеспечило российской молодёжи возможность участвовать в международных чемпионатах профессионального мастерства [2, с. 22].
Основной целью движения "WorldSkills" является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства у будущих профессионалов. "WorldSkills" оказывает прямое влияние на развитие профессионального и высшего образования во всём мире. Чемпионаты "WorldSkills" проходят с периодичностью раз в два года в различных странах, в них могут принимать участие как молодые квалифициро-
1 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"»: зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550.
ванные рабочие, так и студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет. В качестве экспертов и компатриотов, оценивающих выполнение задания, в чемпионатах участвуют известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники.
Учредителями "WorldSkills Russia" являются: Министерство образования и науки Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» отмечает, что результаты участия студентов в мировых чемпионатах дают представление о том, как и что необходимо менять в сфере профессионального образования, а высокие результаты, которые показывают обучающиеся, отражают эффективность произошедших изменений.
Конкурсанты отбираются на вузовских и региональных профессиональных чемпионатах в странах-членах "WorldSkills". Молодые профессионалы демонстрируют свои способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, которые предполагают применение трудовых действий. Результат выступления команд от образовательных организаций говорит не только о личных профессиональных качествах участников, но и об уровне профессиональной подготовки и общем уровне качества услуг на родине участников.
В феврале 2017 года студенты и преподаватели психолого-педагогического факультета Забайкальского государственного университета приняли участие в «I Региональном чемпионате "Молодые профессионалы"» ("WorldSkills Russia") Забайкальского края. Опыт участия в данном мероприятии представлен в данной статье в двух аспектах, связанных с профилями обучения студентов - профилем «Дошкольное образование» и профиль «Начальное образование». Рассмотрим каждый из аспектов подробнее.
Компетенцию «Дошкольное воспитание» представляли 2 участника: студенты 3-го курса направления «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» психолого-педагогического факультета Лариса Клепикова и Виктория Красикова. Экспертами выступили доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Оюна Дабаевна Ульзутуева и старший преподаватель кафедры Татьяна Сергеевна Лысикова.
Подготовкой студентов к участию в конкурсе занимался коллектив кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ведущие профессионалы дошкольных организаций г Читы, Могойтуйского района. Возникшие затруднения с подготовкой студентов к выполнению задания, связанного с робототехникой (вуз не располагал на тот момент специфическим
оборудованием), были решены благодаря содействию специалистов ГУ ДО «Центр детско-юношеского технического творчества».
В процессе подготовки участников компетенции «Дошкольное воспитание» компатриоты ориентировались на умения, описанные авторами конкурса, в соответствии с которыми будущий педагог дошкольного образования должен:
- осуществлять деятельность, направленную на развитие личности дошкольника;
- организовывать деятельность детей дошкольного возраста, направленную на овладение как знаниями, умениями и навыками, так и универсальными предпосылками учебных действий, а также приобретение опыта практической деятельности;
- развивать способности детей;
- создавать условия для социализации воспитанников1.
Конкурсное задание для участников, разработанное в соответствии с профессиональным стандартом педагога дошкольного образования, содержало следующие практические задания:
- Самопрезентация.
- Выразительное чтение, презентация книги.
- Театрализованная деятельность. Представление театра кукол по сказкам народов мира в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Декоративно-прикладное искусство. Создание образца декоративной росписи для демонстрации в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми.
- Пластилинография. Изготовление поделки в технике рисования пластилином на разных поверхностях.
- Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.
- Разработка и проведение занятий по робототехнике для детей дошкольного возраста.
- Разработка и проведение дидактической игры с использованием ИКТ (интерактивная доска).
- Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей2.
Каждое из перечисленных заданий предполагало проверку знания целей, задач, принципов, методов, приёмов организуемой деятельности; умения пользоваться методической литературой, планировать собственную деятельность, организовывать совместную деятельность с детьми, логично и последовательно излагать свои мысли; владения специфической терминологией, навыками делового взаимодействия,
1 Пакет документов I регионального чемпионата «Молодые профессионалы» ("WorldSkills Russia") Забайкальского края - 2017 по компетенции Ruearlychild-hoodeducation - Дошкольное воспитание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipk.zabedu.ru/images/RKC_WS/tehnic_desc.pdf (дата обращения: 02.09.2017).
2 Там же.
художественными техниками, специфическими атрибутами, необходимыми при организации образовательной деятельности с дошкольниками.
Несмотря на то, что в конкурсных заданиях явно не проверялись теоретические знания, наличие прочной теоретической базы у студентов ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» способствовало выполнению заданий, связанных с самопрезентацией и презентацией продуктов собственной творческой деятельности. Например, при создании образца декоративной росписи и поделки в технике пла-стилинография важной составляющей задания были коммуникативные умения, позволяющие составить подробный рассказ об этапах выполнения работы, использованных элементах и техниках, особенностях создания композиции. Студенты вуза выгодно отличались от участников среднего профессионального образования не только качественно выполненными работами, но и грамотной, логичной, эмоциональной речью. Студенты показали хороший уровень знания общей и детской психологии, дошкольной педагогики, всех образовательных областей дошкольного образования, что проявлялось в правильной формулировке целей и задач образовательной деятельности, подборе заданий, методов и приёмов, соответствующих возрасту дошкольников, соблюдении структуры и логики занятий.
Вместе с тем, вызывали затруднения задания, связанные с организацией совместной деятельности с детьми; это, на наш взгляд, объясняется отсутствием необходимой базы для отработки практических навыков в течение года. Двух-четырёх недель педагогической практики, предусмотренных учебным планом, для этого явно недостаточно. Имело место несоблюдение временных рамок собственного выступления: как правило, студенты не в полной мере использовали предложенные временные промежутки, что свидетельствует о незрелости некоторых ключевых компетенций, связанных с планированием собственной деятельности.
Результатом участия в конкурсе стало занятое третье место Ларисой Клепиковой, а также неоценимый опыт участия студентов в международном конкурсе. Участники отмечают, что достаточно короткий, но интенсивный период подготовки и само участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» позволили актуализировать будущую профессию, пересмотреть приоритеты в собственном образовании, сделать больший акцент на практической деятельности в процессе подготовки к занятиям.
Преподаватели, в свою очередь, благодаря работе в качестве экспертов получили возможность проанализировать достоинства и недостатки собственной педагогической деятельности. Так как для «объективной оцен-
ки образовательных результатов необходимо мнение работодателей» [8, с. 115], а в качестве экспертов выступали заведующие детскими садами, то призовое место свидетельствует о достаточном уровне подготовки студентов профиля «Дошкольное образование». Преподаватели кафедры приобрели опыт работы в составления инфраструктурного листа, листа оценки компетенций, увидели необходимость и перспективы в построении компетентностно-ориентированно-го образования.
Профиль «Начальное образование» в соответствии с Уставом "WorldSkiNsRussia", регламентом и правилами конкурса был представлен профессиональной компетенцией «Преподавание в младших классах» для конкурса '^ог^кН^". Количество участников по компетенции «Преподаватель младших классов» составило восемь человек, от каждой образовательной организации 1 участник - 1 эксперт (наставник, преподаватель профессионального цикла). ЗабГУ представляли студентка 4-го курса направления «Педагогическое образование», профиля «Начальное образование» психолого-педагогического факультета Дарья Кривоносова и доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Ирина Александровна Шкабура.
Конкурсное задание, согласно разработанному техническому описанию «Преподавание в младших классах» (протокол № 7 от 21 марта 2016 г.), включало в себя 5 независимых модулей.
Модуль А. «Общекультурное развитие»
Задание 1. Устное эссе. Выступление на заданную тему с элементом творчества. Тема для эссе задаётся экспертом.
Ожидаемые результаты:
Устное публичное представление эссе на заданную тему с элементами творчества.
Модуль В. «Общепрофессиональное развитие»
Задание 1. Подготовка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов. Предмет и возрастная группа по выбору эксперта.
Ожидаемые результаты:
Проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов.
Задание 2. Разработка и проведение внеурочного занятия с элементами конструирования (в том числе ЛЕГО и (или) робототехники). Направление внеурочной деятельности и возрастная группа по выбору эксперта.
Ожидаемые результаты:
Проведение внеурочного занятия с элементами конструирования(в том числе ЛЕГО и(или) робототехники).
Модуль С. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения» Задание 1. Разработка фрагмента родительского собрания для родителей первоклассников. Тема собрания по выбору эксперта. Ожидаемые результаты: Проведение фрагмента родительского собрания для родителей первоклассников.
Задание 2. Конкурс «Научу за 5 минут». Группа участников по выбору эксперта. Ожидаемые результаты: Проведение экспресс-мероприятия «Научу за 5 минут».
Модуль D. «Методическое обеспечение образовательного процесса»
Задание 1. Разработка и представление учебной презентации для методического обеспечения образовательного процесса. Материалы по мероприятию по выбору эксперта. Ожидаемые результаты: Представление учебной презентации для методического обеспечения образовательного процесса.
Модуль E. «Саморазвитие и самообразование»
Задание 1. Решение ситуативной педагогической задачи. Педагогическая задача по выбору эксперта.
Ожидаемые результаты: Представление этапов решения ситуативной педагогической задачи.
Анализ результатов участия в данном чемпионате (3-е призовое место) показал, что студентка высшего учебного заведения довольно неплохо представила устное эссе на заданную тему с элементами творчества; грамотно провела фрагмент урока по математике (этап открытия нового знания) с детьми 2-го класса; провела интересный и полезный мастер-класс «Научу за 5 минут» по изготовлению светоотражающих стикеров (для ранцев первоклассников); на высоком уровне представила учебную презентацию для методического обеспечения образовательного процесса. Вместе с тем, недостаточность практической составляющей в подготовке бакалавров привела к тому, что студентка испытывала трудности при проведении внеурочного занятия с элементами конструирования (с использованием робототехники); при разработке и проведении фрагмента родительского собрания для родителей первоклассников, при решении ситуативной педагогической задачи.
Тем не менее, участие в подобном мероприятии показало, что в современном меняющемся открытом мире самыми главными профессиональными качествами учителя начальных классов являются готовность к переменам, способность к нестандартным трудовым действиям, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характери-
стики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к специалисту по работе с детьми младшего школьного возраста. Приобрести эти ценные качества возможно только в процессе расширения пространства собственного педагогического творчества.
Учитель начальных классов, как личность и профессионал, обеспечивает вхождение ребёнка в современный мир, оказывает особое влияние на выбор обучающимися собственной траектории личностного развития. Он принимает активное участие в формировании у обучающегося образа мира и системы отношений к себе и другим.
У учителя начальных классов должны быть сформированы компетенции принятия обоснованных и эффективных решений в профессиональной деятельности, осуществления осознанного выбора из вариантов решения с последующей ответственностью за сделанный выбор, предоставления образовательных и научных услуг высочайшего качества на основе быстрого освоения и применения научно-образовательных инноваций. Осуществляя профессиональную деятельность, специалист по работе с детьми младшего школьного возраста должен обладать комплексом универсальных знаний фундаментального характера; умениями, навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации, постоянному обучению в течение всей жизни1.
Заключение. Вузы в настоящее время являются ключевыми субъектами системы образования, перед университетами современное общество ставит такие задачи, как быстрая реакция на изменения, происходящие на рынке образовательных услуг и труда, адаптация к меняющимся условиям, а также освоение новых, более эффективных информационно-коммуникационных технологий обучения. Эти особенности проявляются в установке университетского образования на «опережающую непрерывную подготовку», в переходе от ориентации на получение «готового знания» к развитию самостоятельной активности и мотивированности студентов [7, с. 118]. Безусловно, смещение акцентов в сторону практической подготовки в образовательном процессе высшего образования, создание новой образовательной системы, включение студентов в процесс формирования профессиональных компетенций позволит бакалавру педагогического образования эффективно реализовывать трудовые функции в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.
1 Техническое описание требований к профессиональной компетенции «Преподавание в младших классах» для конкурса 'ВДэг^кИ^", протокол № 7 от 21.03.2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipk.zabedu.ru/images/ RKC_WSZprepodZ2.pdf (дата обращения: 02.09.2017).
Список литературы
1. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 32-40.
2. Золоторева Н. М. Присоединение России к WorldSkills International // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 19-23.
3. Каххаров Ш. Над-профессиональные компетенции и управление ими // Организационная психология. 2014. Т. 4, № 4. С. 103-120.
4. Климов А. А. Вступление // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 4.
5. Козлова Е. Б. Особенности формирования компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога у студентов бакалавриата по укрупнённой группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - «Педагогическое направление»), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия // Концепт. 2015. Т. 34. С. 56-60.
6. Марголис А. А., Сафронова М. А., Панфилова А. С., Шишлянникова Л. М. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 77-94.
7. Сырямкина Е. Г., Румянцева Т. Б., Ливенцова Е. Ю. Практика развития над-профессиональных компетенций студентов в современном университете // Образование и наука. 2016. № 7. С. 117-135.
8. Улзытуева А. И., Лысикова Т. С. Современные подходы к оценке образовательных результатов будущих педагогов дошкольного и начального общего образования // Актуальные проблемы образования: вызовы и тенденции / К. Г. Эрдынеева. Чита: ЗабГУ, 2016. С. 99-126.
9. Улзытуева А. И., Очирова О. Д. Качество дошкольного образования в свете ФГОС ДО // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Томск: ТОИПКРО, 2009. С. 227-230.
10. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Психология. 2006. № 1. С.15-21.
Статья поступила в редакцию 14.09.2017; принята к публикации 12.10.2017
Библиографическое описание статьи
Шкабура И. А., Лысикова Т. С. Становление профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования: опыт участия в региональном этапе международного чемпионата «Молодые профессионалы» "WorldSkills Russia" // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 54-61. DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-54-61.
Irina A. Shkabura1,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Tatjyana S. Lysikova2,
Senior Lecturer, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]
Development of Professional Competencies of Baccalaureate Teacher Education: Experience of Participation in the Regional Stage of the International Championship "Young Professionals" ("WorldSkills Russia")
The article considers the problem of the formation of professional competencies in the preparation of bachelors in teacher education. Particular attention is paid to the profiles "Preschool education" and "Primary education". The main provisions of the World Young Professionals Championship ("WorldSkills Russia") are disclosed as an international non-profit movement, whose goal is to enhance the prestige of various professions and develop vocational education by harmonizing the best practices and professional standards worldwide through the organization and holding of professional skills competitions both nationally and internationally. The mission of this movement is considered as the development of professional competencies, enhancing the prestige of highly qualified personnel, a demonstration of the importance of competencies for economic growth and personal success. The goals and tasks of the regional stages of the Championship are revealed to enhance the prestige of various pedagogical professions. The article discusses the rules and requirements for professional competencies "Preschool education" and "Teaching in junior classes" and gives characteristics of the students' professional skills demonstrated during the regional championship "Young professionals" ("WorldSkills Russia") in the Trans-Baikal Region - 2017.
Keywords: professional education, professional competencies, bachelor, "WorldSkills" competition
1 I. A. Shkabura analyzes and systematizes the materials of participating in the "WorldSkills Russia" Championship, draws conclusions and prepares the article.
2 T. S. Lysikova analyzes the experience of participating in the "WorldSkills Russia" Championship, participates in writing and designing the article.
References
1. Bolotov V. A. K voprosam o reforme pedagogicheskogo obrazovaniya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie.
2014. T. 19, № 3. S. 32-40.
2. Zolotoreva N. M. Prisoedinenie Rossii k WorldSkills International // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2013. № 2. S. 19-23.
3. Kakhkharov Sh. Nad-professional'nye kompetentsii i upravlenie imi // Organizatsionnaya psikhologiya. 2014. T. 4, № 4. S. 103-120.
4. Klimov A. A. Vstuplenie // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19, № 3. S. 4.
5. Kozlova E. B. Osobennosti formirovaniya kompetentsii v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga u studentov bakalavriata po ukrupnennoi gruppe spetsial'nostei «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki -«Pedagogicheskoe napravlenie»), predpolagayushchikh akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilya (nepedagogicheskikh napravlenii podgotovki) v usloviyakh setevogo vzaimodeistviya // Kontsept. 2015. T. 34. S. 56-60.
6. Margolis A. A., Safronova M. A., Panfilova A. S., Shishlyannikova L. M. Aprobatsiya instrumentariya otsenki sformirovannosti professional'nykh kompetentsii u budushchikh pedagogov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie.
2015. T. 20, № 5. S. 77-94.
7. Syryamkina E. G., Rumyantseva T. B., Liventsova E. Yu. Praktika razvitiya nad-professional'nykh kompetentsii studentov v sovremennom universitete // Obrazovanie i nauka. 2016. № 7. S. 117-135.
8. Ulzytueva A. I., Lysikova T. S. Sovremennye podkhody k otsenke obrazovatel'nykh rezul'tatov budushchikh pedagogov doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya // Aktual'nye problemy obrazovaniya: vyzovy i tendentsii / K. G. Erdyneeva. Chita: ZabGU, 2016. S. 99-126.
9. Ulzytueva A. I., Ochirova O. D. Kachestvo doshkol'nogo obrazovaniya v svete FGOS DO // Problemy doshkol'nogo obrazovaniya na sovremennom etape: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Tomsk: TOIPKRO, 2009. S. 227-230.
10. Shadrikov V. D. Lichnostnye kachestva pedagoga kak sostavlyayushchie professional'noi kompetentnosti // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Ser. Psikhologiya. 2006. № 1. S.15-21.
Received: September 14, 2017; accepted for publication: October 12, 2017
Reference to the article
Shkabura I. A., Lysikova T. S. Development of Professional Competencies of Baccalaureate Teacher Education: Experience of Participation in the Regional Stage of the International Championship "Young Professionals" ("WorldSkills Russia") // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 54-61. DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-54-61.