Научная статья на тему 'Использование сетевого взаимодействия при подготовке к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia)'

Использование сетевого взаимодействия при подготовке к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1316
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRACTICE-ORIENTED MODEL OF EDUCATION / WORLDSKILLS RUSSIA / PROFESSIONAL STANDARDS / NETWORKING AND SOCIAL / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СЕТЕВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуснутдинов Ринат Зинатуллович

Подготовка профессионалов общее дело государства, бизнеса и образования по созданию конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хуснутдинов Ринат Зинатуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Networking in Training for the Regional Championship "Young Professionals" (Worldskills Russia)

Training professionals a common concern of government, business and education in creating a competitive system of secondary vocational education, providing training of highly qualified specialists and workers in accordance with modern standards and advanced technologies.

Текст научной работы на тему «Использование сетевого взаимодействия при подготовке к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia)»

Хуснутдинов Р.З. Использование сетевого взаимодействия при подготовке к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/725-00263. - ISSN 2413-4066

УДК 377.35

Хуснутдинов Ринат Зинатуллович

Преподавател ь

БПОУ ОО «Омский строительный колледж», г. Омск

Использование сетевого взаимодействия при подготовке к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia)

Аннотация: Подготовка профессионалов - общее дело государства, бизнеса и образования по созданию конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

Ключевые слова: практико-ориентированная модель обучения, Worldskills Russia, профессиональные стандарты, сетевое и социальное партнерство.

Приоритетный проект "Образование" по направлению "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" рассчитан на период с 2016 г. по 2021 г. и имеет своей целью создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Цель проведения чемпионатов Worldskills Russia (WSR) - профессиональная ориентация граждан России в возрасте от 12 до 22 лет, а также внедрение в систему отечественного профессионального образования лучших международных наработок по направлениям:

• профессиональные стандарты;

• обучение экспертов;

• обновление производственного оборудования;

• система оценки качества образования;

• корректировка образовательных программ;

• выявление лучших представителей профессий (компетенций) в возрасте от 18 до 22 лет для формирования региональной сборной WSR для участия в межрегиональных и национальных первенствах России [1].

С помощью проведения чемпионатов WSR решается задача популяризации рабочих специальностей, привлечения молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышение их престижа в обществе, привлечение целевой аудитории (школьников, родительской общественности, представителей бизнес сообщества, представителей органов регионального образования) в качестве зрителей.

Последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной модели обучения предполагает организацию и проведение региональных национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата "Ворлдскиллс Россия", всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" [2].

Ключевыми ценностями «Worldskills International» являются целостность, то есть конкурсная часть по всем компетенциям проводиться в одно время и территориально в одном месте, информационная открытость, справедливость, инновации и партнерство.

В России значимость сетевого и социального партнерства в сфере образования была осознана совсем недавно. Такое партнерство в сфере профессионального образования можно рассматривать с разных позиций: как дополнительный ресурс образовательной организации; как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства; как определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы, образовательные организации и государство в целом; и как механизм развития социально-инновационных процессов. В развитии партнерства остро заинтересованы должны быть все стороны процесса. Подготовка профессионалов - общее дело государства, бизнеса и образования. Пожизненное обогащение потенциала личности возможно только в кластерной среде. Нам необходима нормативная база реализации инвестирования в процесс профессионального образования, концепция сотрудничества и реальный результат.

Таким образом, ставится задача привести инфраструктуру профессионального образования в соответствие с международными принципами оценки качества, такими как ориентированность на конечный результат, на удовлетворенность всех заинтересованных сторон и сосредоточенность на интересах потребителей [3]. В образовательных организациях, внедряющих новые ФГОС СПО, государственная итоговая аттестация выпускников проводится с использованием нового инструмента оценки качества подготовки кадров - демонстрационного экзамена с учетом требований стандартов WorldSkills по образовательным программам среднего профессионального образования. Целью проведения демонстрационного экзамена является определение соответствия результатов освоения образовательных программ среднего профессионального образования требованиям стандартов WorldSkills и федеральных государственных образовательных стандартов СПО по соответствующим компетенциям. [4].

Чтобы эффективно проводить это мероприятие, необходимо иметь опыт участия в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в том числе, по стандартам WorldSkills.

29 ноября по 2 декабря 2016 г. в г. Кемерово проходил заключительный этап III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) 2016.

В качестве организаторов чемпионата выступили: департамент образования и науки Кемеровской области, Региональный координационный центр «WorldSkillsRussia» (Кузбасский региональный институт развития профессионального образования), Центр обеспечения организационно-технической, социально-экономической и воспитательной работы.

III Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) 2016 стал в истории Кузбасса и всего сибирского региона самым масштабным конкурсом профессионального мастерства. 367 участников (студенты и молодые специалисты) демонстрировали свой талант и практические навыки по 37 компетенциям.

Впервые в региональном чемпионате участвовали молодые профессионалы из других регионов Сибири, Урала и Дальнего Востока: Благовещенска, Челябинска, Омска, Томска, Новосибирска, Башкирии, Алтая, Бурятии и Тывы. Соревнования проходили в четырех

территориях - Новокузнецке, Мариинске, Юрге и Кемерово. Конкурсные площадки были открыты в 18 профессиональных образовательных учреждениях. Параллельно более 80 школьников состязались по четырем компетенциям в области увлечений по профориентационной программе JuniorSkills. Работу конкурсантов оценивали более 400 квалифицированных экспертов, на площадках были задействованы более 500 студентов-волонтеров.

В данном чемпионате по компетенции «Кирпичная кладка» участвовала команда нашего образовательного учреждения. В составе команды в качестве эксперта принял участие мастер производственного обучения. Два студента колледжа, обучающиеся по

специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», разделили свои роли качестве участника и в качестве тим- лидера.

Предварительно был проведён подготовительный этап, в процессе которого студенты осваивали специфику будущих заданий. Сложность была в отсутствии специального камнерезного оборудования После его приобретения процесс подготовки проходил в полном объёме. В содержании конкурсного задания были три модуля, каждый из которых был направлен на выполнение заданий декоративных видов кирпичной кладки. Сложность заданий определялась фигурностью кладки из различных фрагментов пиленого кирпича. Обще время на выполнение задания- 22 часа. Выступление команды по данной компетенции проходило на базе Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительстве в г.Кемерово.

Конкурсные задания выполнялись в течение трёх дней. Наши ребята показали неплохой результат и набрали в общем зачёте - 505 очков и заняли второе место.

Анализируя итоги проведённого конкурса в целом, становится понятным что определённые компетенции необходимо представлять на базе подготовки по профессиям, а другие на базе подготовки по специальности. Сопоставление в конкурсе обучающихся на разных уровнях квалификации довольно сложно. Выполнение конкурсных заданий по рабочим профессиям более приоритетны для обучающихся по рабочим профессиям НПО, нежели студентов СПО. Участие студентов колледжей в таких конкурсах обуславливают наличием одного из профессиональных модулей, связанных с подготовкой по одной из рабочих профессий. Уровень и качество подготовки в системе СПО по рабочим профессиям

зачастую проигрывает аналогичной подготовке в системе НПО, так как учреждения СПО не всегда имеют соответствующую материальную базу, кадры и ресурсы. Так, для примера, в нашем колледже подготовка по профессии «Каменщик» была изначально ориентирована на уровень 3-го квалификационного разряда. В соответствии с этим были разработаны содержание профессионального модуля, контрольно- оценочные средства, программа практики. А задания, представленные на конкурсе, соответствуют уровню 4-5 квалификационных разрядов. Учитывая требования этого уровня, встаёт необходимость о внесении определённых изменений в ППССЗ при подготовке специалистов:

1. Необходимо увеличение объёма времени, отведённого на этот модуль до 50% за счёт других модулей.

2. Внесение изменений в содержание профессионального модуля, в контрольно-оценочные средства, в программу практики.

3. Увеличение материальных затрат на приобретение оборудования, инструмента, и материалов, мотивацию педагогических работников, привлеченных к этой инновационной деятельности, при отсутствии средств.

К числу важнейших направлений развития взаимодействия образовательных организаций и организаций-работодателей мы бы отнесли:

4. участие представителей работодателей в попечительских и наблюдательных советах образовательных организаций;

5. последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения;

6. распространение положительного опыта реализации образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии;

7. развитие практики создания структурных подразделений образовательных организаций на предприятиях и в организациях, обеспечивающих реализацию практико-ориентированной (дуальной) модели обучения;

8. развитие практики целевого обучения в интересах предприятий и организаций реального сектора экономики.

9. развитие научно-исследовательской деятельности с участием организации-работодателя;

10. организация повышения квалификации (стажировки) педагогических работников на базе организации-работодателя;

11. привлечение представителей организации-работодателя к преподаванию;

12. организация профессиональных конкурсов, конференций, семинаров и иных мероприятий совместно с организациями-работодателями и др.

Еще одним необходимым элементом для реализации приоритетного проекта является ресурсный центр. В большинстве случаев такие центры создаются на базе образовательной организации, например, в нашем колледже это ресурсный центр «Bosch». При этом имеется в виду:

• предоставление возможности образовательным организациям безвозмездного использования материально-технических ресурсов организации-работодателя (на базе организации-работодателя);

• передача имеющихся материально-технических ресурсов организации-работодателя в пользование образовательной организации на основе действующих или заключаемых дополнительных соглашений;

• инвестиционные вложения организаций-работодателей в развитие материально-технической базы образовательной организации [5].

Таким образом, целесообразность введения демонстрационного экзамен объясняется тем, что труд специалистов со средним профессиональным образованием является прикладной деятельностью, такой, которую можно продемонстрировать [4]. Но чтобы было что, где и как демонстрировать, необходимы усилия всех сторон, участвующих в образовательном процессе: образовательное учреждение, обучающиеся, родители, социальные и сетевые партнеры, работодатели, даже СМИ должны внести свою лепту в мотивацию их участия в данном проекте.

Ссылки на источники:

1. Приоритетный проект "Образование" по направлению "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий"), утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9)

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы».

3. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах РФ подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ от 8 октября 2015 г.

4. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия. Приложение №1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от «30» ноября 2016 г. № ПО/19. http://worldskills.ru/wp-content/uploads/2016/12/Prilozhenie-N1-Metodika.pdf

5. Лучшие практики и методические рекомендации по направлениям взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием - 2015: методический сборник / Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации - Москва, 2015. - 56 с.

Rinat Khusnutdinov

Teacher

BPOUOO "Omsk Construction College"

The Use of Networking in Training for the Regional Championship "Young Professionals" (Worldskills Russia)

Abstract: Training professionals - a common concern of government, business and education in creating a competitive system of secondary vocational education, providing training of highly qualified specialists and workers in accordance with modern standards and advanced technologies. Keywords: practice-oriented model of education, Worldskills Russia, professional standards, networking and social partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.