Научная статья на тему 'Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации'

Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1998
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗО-ВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗА-ЦИЯ / КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОГО МАСТЕРСТВА / ЧЕМПИОНАТ WORLDSKILLS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский Евгений Станиславович

Статья посвящена организации конкурсного движения в профессиональной образовательной организации с учетом тенденций модернизации образования, требований экономики и развития движения WorldSkills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации»

38 |

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации

МАЛИНОВСКИЙ Евгений Станиславович,

директор Копейского политехнического колледжа имени С. В. Хохрякова, Копейск(Челябинская область)

Аннотация

Статья посвящена организации конкурсного движения в профессиональной образовательной организации с учетом тенденций модернизации образования, требований экономики и развития движения WorldSkШs

Ключевые слова:

профессиональное образование, профессиональная образовательная организация, конкурс профессионального мастерства, чемпионат WorldSkШs, инновационная деятельность

Осуществляемый в России переход на инновационный путь развития, необходимость решения актуальных задач обеспечения промышленности (экономики) высококвалифицированными кадрами и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования в целом и системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в особенности.

В настоящее время cформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию инновационных подходов в профессиональном образовании. Прежде всего, это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором заложены основы для инновационной деятельности в профессиональных образовательных организациях, определяющие ее юридическую и организационную форму [1]. Основная цель разработанного Агентством стратегических инициатив и внедряемого с 2016 года Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста (далее — Региональный стандарт) — определить минимально необходимый набор принципов и инструментов для обеспечения потребности промышленности (экономики) региона в высококвалифицированных кадрах, способствовать их внедрению в субъектах РФ, а также обозначить ключевые механизмы ее достижения. Одним из механизмов независимой оценки качества подготовки кадров Региональный стандарт определяет участие студентов образовательных организаций СПО и ВО в системе чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) на региональном уровне, уровне федерального округа и национальном уровне [3]. Данное положение Регионального стандарта нашло продолжение в показателях качества деятельности профессиональных образовательных организаций, заложенных в государственные программы развития профессионального образования [2; 4].

Чемпионаты WorldSkills выступают площадкой, на которой высококвалифицированные специалисты из множества стран обмениваются опытом, знакомятся с технологиями обучения и новыми профессиональными стандартами международного уровня. Проведение чемпионатов рабочих профессий по стандартам WorldSkills ставит целью профессиональную ориента-

Малиновский Е. С. Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 3. — С. 38-43.

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

цию молодежи, а также внедрение в систему профессионального образования лучших международных практик по направлениям:

- профессиональные стандарты и квалификационные характеристики;

- обучение экспертов (мастеров) и приглашение иностранных экспертов;

- обновление производственного оборудования;

- система оценки качества образования;

- корректировка образовательных программ;

- привлечение бизнес-партнеров.

Таким образом, механизмы конкурсного движения WorldSkills Russia определяют конкретные задачи инновационного развития профессиональных образовательных организаций в части модернизации материально-технической базы, кадрового ресурса, внедрения в образовательный процесс лучших мировых практик, методологий, технологий и наработок.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечения ее деятельности [5]. Исходя из этой трактовки, руководство Копейского политехнического колледжа имени С. В. Хохрякова (далее — колледж) сочло необходимым разработать систему мероприятий, направленных на внедрение стандартов WorldSkills для формирования профессиональных компетенций педагогических работников и будущих специалистов, четко описать ожидаемые результаты, определить возможные риски, рассчитать необходимое ресурсное обеспечение.

В целях внедрения механизмов конкурсного движения WorldSkills в практику деятельности колледжа был разработан ряд проектов (табл. 1).

Таблица 1

Проекты, направленные на реализацию механизмов конкурсного движения WorldSkills в образовательной деятельности

3/2018 | 39

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Направление Наименование проекта

Содержание образования Внедрение ФГОС по ТОП-50

Подготовка к конкурсам профессионального мастерства Открытие Центра конкурсной подготовки

Социальное партнерство Внедрение трехступенчатой модели подготовки к конкурсам профессионального мастерства

Материально-техническая база Создание специализированного центра компетенции по компетенции «Автопокраска»

Цель проекта «Внедрение ФГОС по ТОП-50» — внедрение новых и актуализация реализуемых основных образовательных программ подготовки по ФГОС ТОП-50. В 2017 году в колледже началась реализация ФГОС по ТОП-50 по трем направлениям подготовки, в 2018 году — по семи.

Практический опыт реализации проекта показал, что достигнуть максимально эффективных результатов можно, если разделить педагогический коллектив на творческие коллективы (методические объединения), занимающиеся разработкой отдельных сегментов проекта: дорожными картами развития материально-технической базы специальностей; методическим и учебно-программным обеспечением; повышением квали-

40 | 3/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

фикации педагогических работников.

Одним из показателей результативности данного проекта стало число участников и качество участия (призовые места) в региональном чемпионате «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (см. табл. 2).

Система подготовки экспертов и участников чемпионатов была реализована в рамках следующего проекта — «Открытие Центра конкурсной подготовки». Центр конкурсной подготовки (функционирует с сентября 2017 года на правах структурного подразделения колледжа) занимается разработкой программ дополнительного образования с учетом содержания конкурсных заданий чемпионатов WorldSkills, организацией тренировочного процесса в ходе подготовки к чемпионатам, развитием кадрового потенциала колледжа, осуществляемого посредством обучения и расширения состава регионального экспертного сообщества в разрезе профессиональных компетенций. Показателем успешности деятельности центра могут служить результаты участия студентов колледжа в чемпионатах WorldSkills (см. табл. 2.)

Таблица 2

Результаты участия колледжа в чемпионатах WorldSkills

2013 Участие в трех компетенциях: «Кирпичная кладка», «Сварочное дело», год «Сетевое и системное администрирование»

2014 Площадка для проведения II Регионального чемпионатаWORLDSKILLS; участие в трех компетенциях: «Кирпичная кладка», «Сварочное дело», «Сетевое и системное администрирование»

год

2015 Участие в четырех компетенциях: «Кирпичная кладка» «Сварочное дело», «Поварское год дело», «Инженерная графика CAD»

2016 Участие в трех компетенциях: «Кирпичная кладка», «Инженерная графика CAD», «Сва-год рочное дело», 2-е место в компетенции «Сварочное дело»

2017 Участие в трех компетенциях: «Кирпичная кладка», «Инженерная графика CAD», год «Сварочное дело»

Участие в восьми компетенциях: «Бухгалтерский учет» «Инженерная графика CAD», «Сварочное технологии», «Электромонтаж», «Ремонт и обслуживание легковых авто-

2018 мобилей», 1-е место — «Кирпичная кладка», 2-е место — «Сантехника и отопление», год 3-е место — «Сетевое и системное администрирование»; участие во всероссийском

отборочном этапе от Челябинской области по компетенции «Кирпичная кладка» в г Москве

Проект внедрения трехступенчатой модели подготовки к конкурсам профессионального мастерства разработан во взаимодействии с работодателями и представителями органов управления общим образованием (рис.1). Цель проекта — создание системы взаимодействия между заинтересованными сторонами муниципального образования «Копейский городской округ»: администрацией округа, управлением образования, предприятиями, школами, колледжами, техникумами, филиалами по подготовке к конкурсам профессионального мастерства учащихся школ (чемпионаты Джуниорскилс), обучающихся колледжей (чемпионат «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и молодых работников предприятий (чемпионат WorldSkills Hi-Tech).

Проект направлен в органы местного самоуправления, учреждения и предприятия и находится на стадии согласования. Первыми к такой

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Рис. 1. Трехступенчатая модель подготовки к конкурсам профессионального мастерства

модели сотрудничества подключились работники предприятия «Завод «Пластмасс» (государственная корпорация «Ростех»). Педагогические работники колледжа — эксперты чемпионатов WorldSkills выступили в качестве наставников молодых работников завода при подготовке к конкурсу Hi Tech-2018 (Москва) по компетенциям «Сварочное дело» и «Инженерная графика CAD».

Реализация данного проекта предусматривает решение задач профориентации школьников, трудоустройства выпускников колледжа, независимой оценки уровня квалификации молодых специалистов предприятий, поднятия качества образования с учетом требований работодателей.

Методическое обоснование трехступенчатой модели подготовки к конкурсам профессионального мастерства требует отдельного рассмотрения и более тщательного анализа.

Одним из значимых направлений развития конкурсного движения в колледже выступает проект по созданию Специализированного центра компетенции по компетенции «Автопокраска» (далее — СЦК). В результате реализации проекта ожидается модернизация оборудования учебно-производственных мастерских в соответствии со стандартами WorldSkills, организация образовательного и тренировочного процессов по компетенции «Автопокраска», повышение квалификации экспертов по данной компетенции, обеспечение эффективного взаимодействия с работодателями и бизнес-партнерами. Проект предусматривает:

42 | 3/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- обновление учебных планов, образовательных программ подготовки профессиональных кадров в соответствии с международными наработками в соответствующих профессиях в части профессиональных квалификаций, используемых производственных технологий и оборудования на основе передовых образовательных практик;

- развитие СКЦ как профильного территориального центра прикладных квалификаций, в том числе для других образовательных организаций региона;

- вступление в профессиональное сообщество мирового уровня и участие в нем по соответствующим компетенциям;

- наглядные формы профориентации учащихся и увеличение набора по рабочим специальностям (профессиям) образовательного учреждения;

- профессиональная сертификация обучающихся образовательной организации — участников чемпионатов.

В настоящий момент в проект вложено более 1,5 млн рублей на приобретение учебного оборудования (табл. 3) и проведение ремонтных работ.

Таблица 3

Учебное оборудование, приобретенное в 2018 году для Специализированного центра компетенций «Автомаляр»

Наименование оборудования Количество

Учебный автомобильный диагностический сканер 1

Учебный тренажер «Проверка и чистка свечей зажигания» 1

Верстак слесарный металлический 4

Окрасочно-сушильная камера 1

Учебный тренажер «Инжекторный ДВС ВАЗ 1118 (16 кл. DОНС)» 1

Учебный тренажер «Диагностика бензиновых форсунок» 1

Проект планировки территории Специализированного центра компетенций подготовлен с использованием стандартов ШогЫБкИк (рис. 2).

Рис. 2. Проект планировки территории Специализированного центра компетенций «Автомаляр»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

В заключение отметим, что инновационное развитие профессиональной образовательной организации требует и от руководителя, и от педагогических работников инновационного поведения, то есть понимания и принятия инновационных процессов, происходящих в системе образования, высокого уровня мобильности в условиях постоянных изменений. Конкурсное движение WorldSkills в настоящее время выступает мощным механизмом инновационного развития профессиональной образовательной организации.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-22112012-n-2148-r/gosudarstvennaia-programma-rossiiskoi-federatsii-razvitie.

3. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/staffing/standard.

4. О государственной программе Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы. Постановление Правительства Челябинской области от 29.12.2017 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области. URL: http://www.minobr74.ru/Upload/ files/756-%D0%9F.pdf.

5. Антропов В. А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. — 103 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.