Все ПОО используют технологические и программные средства, обеспечивающие: доступ пользователей для ознакомления с размещенной на сайте информацией на основе свободного и общедоступного программного обеспечения; защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; возможность копирования информации на резервный носитель.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что на данном этапе профессиональные образовательные организации не в полной мере выполняют законодательные требования о полноте и доступности размещаемой на официальном сайте информации.
Сложности возникают из-за отсутствия, во-первых, технических специалистов, имеющих соответствующий уровень квалификации в области создания и сопровождения официальных сайтов, во-вторых, разработанных регламентов работы с официальным сайтом и соответствующих локальных актов профессиональной образовательной организации.
Сайт официально представляет профессиональную образовательную организацию, является ее «лицом», формирует ее имидж, он призван вызывать у пользователей интерес к образовательным услугам. Следовательно, официальный сайт должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к нему в области полноты и доступности размещаемой на нем информации со стороны законодательства РФ.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 30.12.2015) : [принят Гос. Думой 21.12.2012 г. : одобр. Советом Федерации 26.12.2012 г.]. — Челябинск, 2013. — 204 с.
2. Политический словарь [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enc-dic.com/politic/ Informacionnaja-Otkrytost-2421.html.
3. Политический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enc-dic.com/ word/d/Dostupnost-informacii-63671.html.
4. Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации [Электронный ресурс] : Постановление Прав-ва РФ от 10.07.2013 г. № 582. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/07/22/sait-site-dok.html.
5. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации [Электронный ресурс] : Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/08/21/rosobrnadzor-dok.html.
6. Башарина, О. В. Моделирование образовательного процесса многопрофильного распределенного учреждения среднего профессионального образования / О. В. Башарина // Мир науки, культуры, образования. — Горно-Алтайск : Изд-во Горно-Алтайского гос. ун-та. — 2013. — № 3 (40) — С. 147-150.
УДК 377 Е. А. Богатова, директор Челябинского
педагогического колледжа № 2 (ЧПК № 2), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ К МОТИВАЦИИ ПОЗНАНИЯ МИРА
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматривается формирование готовности будущих педагогов к реализации естественно-научного направления в дошкольном образовательном учреждении, описана система мероприятий по реализации данного направления в профессионально-педагогической подготовке студентов педагогического колледжа.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, профессиональная мобильность, естественно-научное направление.
Челябинский педколледж № 2 — старейшее в Челябинской области учреждение среднего профессионального образования. В 2017 г колледж отметит свой 80-летний юбилей.
Сегодня ЧПК № 2 — это 1010 студентов, обучающихся по специальностям «дошкольное образование» и «преподавание в начальных классах» на дневном и заочном отделениях; это 41 преподаватель, осознающий важность миссии подготовки педагогических кадров новой формации. В колледже трудятся восемь кандидатов наук, один доцент; 75 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Это союз педагогической мудрости и профессиональной молодости: в образовательном учреждении работают 40 % преподавателей в возрасте до 35 лет, идет системное и целенаправленное привлечение молодых педагогических кадров.
Одной из важнейших задач преподавательского состава ЧПК № 2 является развитие профессиональной мобильности, готовности обновлять содержание и характер своей деятельности на основе приобретаемого опыта участия в проектной, методической, исследовательской работе.
Одним из приоритетных и интереснейших направлений поиска преподавателей и студентов колледжа с 2014 г. стало участие в реализации концепции «ТЕМП». Разделяя ее основную идею — поиск эффективных управленческих решений в части использования ресурсов естественно-математического и технологического образования для повышения конкурентоспособности региональной экономики и удовлетворения потребностей регионального рынка труда в квалифицированных кадрах — педагоги, а потом и студенты, будущие воспитатели и учителя начальных классов, задумались о своем вкладе в реализацию концепции.
Среди задач образовательного проекта «ТЕМП» приоритетными для себя мы обозначили следующие:
1) создание мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в развитие естественно-математического и технологического образования;
2) создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и подготовки молодых специалистов к педагогической деятельности в рамках реализации проекта «ТЕМП».
В связи с этим педагогический Совет кол -леджа начал работу по теме «Эффективные пути реализации образовательного проекта «ТЕМП» в педагогическом колледже».
К сожалению, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные программы, учебные планы колледжа не в состоянии полностью решить указанные выше задачи, хотя они, безусловно, соответствуют требованиям времени. Простой пример: участие в чемпионате WorldSkШs в 2016 г. предполагает выполнение задания по робототехнике и программированию, которые не входят ни в одну программу или в учебный план колледжа. Преподаватели нашли выход в формировании системы дополнительного образования, позволяющей расширить и качественно изменить систему подготовки студентов в свете концепции. Данная система функционирует на базе, не только имеющейся у колледжа, но и предоставляемой нашими социальными партнерами: Дворцом учащейся молодежи «Смена» и общеобразовательными учреждениями города.
Очевидно, что сегодня детским садам и школам необходимы педагоги, которые могли бы включиться в реализацию проекта «ТЕМП». Это специалисты по моделированию, ЛЕГО-констру-ированию и робототехнике, ТРИЗ, воспитатели и учителя, которые могут вести занятия по занимательной математике, физике, химии и биологии, готовить школьников к предметным олимпиадам, вести исследовательскую работу вместе со своими воспитанниками и учениками [1]. Подготовка таких кадров требует особого подхода.
Научный потенциал педагогического кол -лектива ЧПК № 2 достаточно высок и позволяет решать эту непростую задачу. Направления и тематика научно-исследовательской деятельности преподавателей колледжа охватывает проблемы профессионального и общего образования: формирование готовности студентов к самообразованию, использование интерактивных технологий, развитие продуктивного мышления через продуктивное образование. В центре творческого внимания преподавателей — технологизация образовательного процесса, активные методы развития компетенций, технология конструирования компетентностно-ориентированных заданий как средства повышения мотивации студентов.
Переход к организации образовательного процесса в условиях реализации федерального
государственного образовательного стандарта, основанного на компетентностном подходе, потребовал изменений в технологиях подготовки студентов. Ведущее место в работе преподавателей заняли инновационные педагогические методы, позволяющие готовить специалистов, которые в будущем будут иметь непосредственное отношение к реализации инновационной политики в своей деятельности. В частности, это методы, позволяющие формировать критическое мышление и профессиональную готовность, способность к работе в современных условиях развития образования в целом и развития образовательных учреждений в частности. Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта, преподаватели колледжа используют в своей профессиональной деятельности методы креативного, проектного, проблемно-развивающего, ситуационного, интерактивного обучения, систему оценки «портфолио», информационно-коммуникационные технологии. Выбор конкретной педагогической технологии и методов инновационного обучения определяется конечной целью: формирование ключевых компетенций у будущих педагогов, развитие у выпускников творческих способностей, готовности к самостоятельной проектной, исследовательской, поисковой работе.
Готовность студентов к реализации проекта «ТЕМП» предусматривает, в первую очередь, овладение образовательными технологиями XXI века — в частности, методом учебных проектов. Известно, что в его основе лежит развитие познавательных интересов и навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления — то есть те компетенции, которые положены в основу концепции «ТЕМП». В ЧПК № 2 студенты не только осваивают принципы организации проектной деятельности, но и самостоятельно практически реализуют их, создавая своеобразный банк проектов, апробированных и эффективных («Тайна неизвестной планеты», «Семь чудес Южного Урала» и т. д.).
Преподаватели колледжа конструируют спецкурсы, призванные помочь студентам освоить будущую профессию и создать условия для реализации инновационного проекта «ТЕМП». Популярностью пользуются спецкурсы «Ком-петентностно-ориентированные задания как средство повышения мотивации дошкольников и младших школьников», «Формирование универсальных учебных действий учащихся
начальной школы средствами образовательной робототехники», «Использование лего-лабора-тории в образовательном процессе».
Эффективное использование современных технологий во многом зависит от материально-технической базы и информационной инфраструктуры образовательного учреждения. Благодаря наличию высокотехнологичного оборудования преподаватели строят образовательный процесс в соответствии с современными требованиями. Информационно-коммуникационные технологии активно используются на учебных занятиях, семинарах, совещаниях, заседаниях предметных комиссий, в ходе защиты выпускных квалификационных работ, на педагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях и школах.
Интереснейшим направлением деятельности преподавателей и студентов стали поиски в области формирования представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий. Особое внимание уделяется профессиям, необходимым для развития экономики области и отвечающим требованиям рынка труда. Очевидно, что обозначенный процесс также необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: технологии проектной деятельности, исследовательской деятельности, сюжетно-ролевых игр, интегрированного обучения. Изучение возможностей этого направления позволило определить круг наиболее интересных проблем для исследований. Студенты начали разработку такого довольно нового способа ознакомления с профессиями взрослых, как промышленный туризм, в том числе и виртуальный. Колледж работает над проектом создания Центра профессиональной социализации и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, который функционирует пока на двух площадках: ЧПК № 2 и ДОУ «Центр развития ребенка № 408». Проект предусматривает подготовку детей к познанию окружающей среды, многообразного мира профессий, а студенты в рамках проекта готовятся к роли педагога, мотивирующего ребенка к познанию мира и самого себя [2]. В рамках работы Центра апробирована модель конкурса JuшorSkШs по основам лего-конструирования и робототехники с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время мы готовы рассматривать предложения образовательных учреждений и производства по развитию программ корпоративного обучения. У колледжа имеется положительный опыт в этом направлении: вме-
сте с педагогическим коллективом ДОУ № 155 по заказу Южно-Уральской железной дороги разработан проект «Мы — юные железнодорожники», который был презентован на кол-леджной конференции молодых специалистов. Растет количество дипломных работ, созданных по заявке работодателей с последующей реализацией проектов в конкретных образовательных учреждениях. Примером может служить проект по теме «Проектная деятельность как средство ранней профориентационной работы с детьми 6-7 лет», ставший призером на областном конкурсе дипломных работ.
Нашими ноу-хау стали фестивали педагогических идей, которые студенты проводят совместно с представителями базовых образовательных учреждений, учителями и воспитателями — победителями и участниками профессиональных конкурсов; ежегодные конференции работодателей, на которых обсуждаются актуальные проблемы реализации федеральных государственных стандартов, вопросы их сопряжения в системе «колледж — общеобразовательное учреждение», проблемы реализации инновационных программ, проектов, в том числе проекта «ТЕМП». Неизменный интерес участников таких конференций вызывает вопрос удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников, являющийся предметом продуманного и эффективного мониторинга педагогов колледжа. Исходная точка этого мониторинга — трудоустройство выпускников и их закрепление на местах. Карта мониторинга рассчитана на три года.
Процент трудоустройства выпускников колледжа составляет 75 %. Проблемы, возникающие у молодых педагогов, обсуждаются на ежегодной конференции молодых специалистов. Это еще одна находка педагогов ЧПК № 2. К сожалению, в конференции принимают участие только выпускники педагогического колледжа № 2. Конференция дает возможность бывшим студентам поделиться сложностями, возникающими в процессе работы, и понять их причины, а также скорректировать работу педагогов колледжа, оказать молодым специалистам методическую помощь.
При ЧПК № 2 работают Совет работодателей и Совет молодых специалистов. Их совместная деятельность позволяет эффективно решать проблему трудоустройства и закрепления молодых педагогов в образовательных учреждениях, организации методической работы в базовых общеобразовательных учреждениях. Значительную роль в адаптации студентов к будущей
профессии является совместная деятельность колледжа и общеобразовательных учреждений: педагоги, воспитанники школ и детских садов являются постоянными участниками мероприятий колледжа, а студенты реализуют творческие проекты в учреждениях работодателей.
Педагогический коллектив считает интересным направлением своей деятельности работу с одаренными, профессионально мотивированными студентами, решение проблемы становления профессиональных лидеров в системе дошкольного и начального общего образования. В связи с этим педагогами колледжа разработана и реализуется инновационная программа «Лидер». Конкуренция среди студентов за право войти в группу «Лидер» довольно высока. Именно студенты, вошедшие в эту группу, становятся генераторами идей, участниками инновационных проектов колледжа, профессиональных конкурсов. На реализацию концепции «ТЕМП» работают модули проекта «Лидер»: «Стратегия жизненного успеха», «Лего-конструирование и робототехника», «Моделирование».
С изменениями социально-экономических условий в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение самостоятельно приобретать знания. На воспитателя и учителя возлагается сложная миссия по формированию этих качеств, а также по развитию самостоятельности и ответственности личности, ее ориентации на саморазвитие, самообразование, самореализацию. Выполнить эту миссию может только педагог, сам обладающий названными качествами, и наша основная цель — развить их в студентах. Это, наверное, наш главный вклад в реализацию Концепции развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» в Челябинской области.
Важнейшей целью деятельности педагогического коллектива является формирование мотивов профессионального становления и роста студентов в аспекте требований профессионального стандарта.
Большое значение в развитии творческой активности имеет мотивация студентов колледжа к участию в профессиональных конкурсах,
олимпиадах, конференциях. Участие в профессиональных конкурсах «Паруса мечты», в чемпионатах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills способствуют проверке уровня знаний и умений, полученных в процессе обучения, стимулируют познавательную и творческую активность, развивают дух соревновательности, ориентируют студентов на достижение высоких результатов, побуждают к сотрудничеству преподавателей и студентов как в период учебных занятий, так и во внеурочное время. Педагогический колледж № 2 был определен Министерством образования и науки Челябинской области как специализированный Центр компетенций в системе конкурсного движения WorldSkills по специальностям «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах».
Колледж имеет сертифицированных экспертов, которые участвуют в разработке критериев оценивания конкурсных заданий для чемпионата WorldSkills, организуют тренировочные сборы по подготовке участников и экспертов для проведения регионального чемпионата. Партнерами ЧПК № 2 в организации этой деятельности являются наши коллеги из Казани. Результатами участия колледжа в движении WorldSkills стали первые места в региональном чемпионате, первое место в чемпионате Уральского федерального округа в Екатеринбурге и четвертое место на национальном чемпионате в Казани.
Успешным стал проект ЧПК № 2, который мы назвали конкурсом профессионального мастерства «Паруса мечты». В 2013 г. колледж выступил инициатором проведения областного, а затем и международного конкурса. В 2016 г. в мероприятии приняли участие представители педагогических колледжей Троицка, Екатеринбурга, Нового Уренгоя, Уфы, Тюмени, Томска, Костаная, Рудного, Караганды. Широкая география конкурса позволила «сверить часы» педагогического мастерства студентам и преподавателям Урала, Башкирии, Казахстана, Сибири.
Конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции вызывают постоянный и устойчивый интерес социальных партнеров колледжа и работодателей будущих педагогов. Социальное партнерство ЧПК № 2 представлено обширными связями с образовательными
Библиографический список
учреждениями высшего, общего и дополнительного образования. Среди важнейших социальных партнеров колледжа — Челябинский государственный педагогический университет, Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинский институт повышения квалификации работников образования, Дворец учащейся молодежи «Смена», Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской, Театр оперы и балета им. М. И. Глинки, Областной театр кукол, общеобразовательные учреждения города и области. Взаимодействие с социальными партнерами строится на основе договоров о партнерстве, в которые включены вопросы взаимодействия и интеграции работы по реализации основных целей деятельности колледжа. Совместно с каждым социальным партнером составляются программы сотрудничества.
Особое внимание уделяется взаимодействию выпускников колледжа с работодателями, которые являются экспертами профессиональных программ, участвуют в работе комиссий в ходе государственной итоговой аттестации. Не секрет, что директора школ, заведующие дошкольными образовательными учреждениями не всегда охотно идут на сотрудничество с профессиональными образовательными организациями. Коллектив ЧПК № 2 ищет новые формы взаимодействия для мотивации работодателей.
Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, освоение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость модернизации системы профессионального образования. Перенос акцента на результаты обучения, смена знаниевой парадигмы образования на компетентностную приводит к пониманию необходимости консолидации усилий образовательных профессиональных организаций педагогического профиля в целях создания единого образовательного пространства, обеспечивающего подготовку конкурентоспособного специалиста — воспитателя дошкольного образовательного учреждения, учителя начальных классов общеобразовательной школы, и для достижения социальных, образовательных, научных и управленческих целей профессионального образования в условиях модернизации.
1. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С. Л. Новоселова. — М. : Центр «"Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца», 2001. — 74 с.
2. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Вахрушева. — М. : ФОРУМ, 2009. — 192 с.