Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов педагогических колледжей к мотивации познания мира и профессиональных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Формирование готовности студентов педагогических колледжей к мотивации познания мира и профессиональных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MOBILITY / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / NATURAL-SCIENTIFIC DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатова Е.А.

В данной статье рассматривается формирование готовности будущих педагогов к реализации естественно-научного направления в дошкольном образовательном учреждении, описана система мероприятий по реализации данного направления в профессионально-педагогической подготовке студентов педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGES TO MOTIVATION FOR KNOWLEDGE OF THE WORLD AND PROFESSIONAL PRESENTATION IN PRESCHOOL AND EARLY SCHOOL AGE

This article discusses the formation of readiness of the future teachers to realization of science directions in preschool educational institution, describes a system of measures on realization of the given direction in professional-pedagogical preparation of students of pedagogical college.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов педагогических колледжей к мотивации познания мира и профессиональных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Все ПОО используют технологические и программные средства, обеспечивающие: доступ пользователей для ознакомления с размещенной на сайте информацией на основе свободного и общедоступного программного обеспечения; защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; возможность копирования информации на резервный носитель.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что на данном этапе профессиональные образовательные организации не в полной мере выполняют законодательные требования о полноте и доступности размещаемой на официальном сайте информации.

Сложности возникают из-за отсутствия, во-первых, технических специалистов, имеющих соответствующий уровень квалификации в области создания и сопровождения официальных сайтов, во-вторых, разработанных регламентов работы с официальным сайтом и соответствующих локальных актов профессиональной образовательной организации.

Сайт официально представляет профессиональную образовательную организацию, является ее «лицом», формирует ее имидж, он призван вызывать у пользователей интерес к образовательным услугам. Следовательно, официальный сайт должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к нему в области полноты и доступности размещаемой на нем информации со стороны законодательства РФ.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 30.12.2015) : [принят Гос. Думой 21.12.2012 г. : одобр. Советом Федерации 26.12.2012 г.]. — Челябинск, 2013. — 204 с.

2. Политический словарь [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enc-dic.com/politic/ Informacionnaja-Otkrytost-2421.html.

3. Политический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enc-dic.com/ word/d/Dostupnost-informacii-63671.html.

4. Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации [Электронный ресурс] : Постановление Прав-ва РФ от 10.07.2013 г. № 582. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/07/22/sait-site-dok.html.

5. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации [Электронный ресурс] : Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/08/21/rosobrnadzor-dok.html.

6. Башарина, О. В. Моделирование образовательного процесса многопрофильного распределенного учреждения среднего профессионального образования / О. В. Башарина // Мир науки, культуры, образования. — Горно-Алтайск : Изд-во Горно-Алтайского гос. ун-та. — 2013. — № 3 (40) — С. 147-150.

УДК 377 Е. А. Богатова, директор Челябинского

педагогического колледжа № 2 (ЧПК № 2), г. Челябинск, e-mail: cgpk-2@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ К МОТИВАЦИИ ПОЗНАНИЯ МИРА

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается формирование готовности будущих педагогов к реализации естественно-научного направления в дошкольном образовательном учреждении, описана система мероприятий по реализации данного направления в профессионально-педагогической подготовке студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, профессиональная мобильность, естественно-научное направление.

Челябинский педколледж № 2 — старейшее в Челябинской области учреждение среднего профессионального образования. В 2017 г колледж отметит свой 80-летний юбилей.

Сегодня ЧПК № 2 — это 1010 студентов, обучающихся по специальностям «дошкольное образование» и «преподавание в начальных классах» на дневном и заочном отделениях; это 41 преподаватель, осознающий важность миссии подготовки педагогических кадров новой формации. В колледже трудятся восемь кандидатов наук, один доцент; 75 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Это союз педагогической мудрости и профессиональной молодости: в образовательном учреждении работают 40 % преподавателей в возрасте до 35 лет, идет системное и целенаправленное привлечение молодых педагогических кадров.

Одной из важнейших задач преподавательского состава ЧПК № 2 является развитие профессиональной мобильности, готовности обновлять содержание и характер своей деятельности на основе приобретаемого опыта участия в проектной, методической, исследовательской работе.

Одним из приоритетных и интереснейших направлений поиска преподавателей и студентов колледжа с 2014 г. стало участие в реализации концепции «ТЕМП». Разделяя ее основную идею — поиск эффективных управленческих решений в части использования ресурсов естественно-математического и технологического образования для повышения конкурентоспособности региональной экономики и удовлетворения потребностей регионального рынка труда в квалифицированных кадрах — педагоги, а потом и студенты, будущие воспитатели и учителя начальных классов, задумались о своем вкладе в реализацию концепции.

Среди задач образовательного проекта «ТЕМП» приоритетными для себя мы обозначили следующие:

1) создание мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в развитие естественно-математического и технологического образования;

2) создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и подготовки молодых специалистов к педагогической деятельности в рамках реализации проекта «ТЕМП».

В связи с этим педагогический Совет кол -леджа начал работу по теме «Эффективные пути реализации образовательного проекта «ТЕМП» в педагогическом колледже».

К сожалению, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные программы, учебные планы колледжа не в состоянии полностью решить указанные выше задачи, хотя они, безусловно, соответствуют требованиям времени. Простой пример: участие в чемпионате WorldSkШs в 2016 г. предполагает выполнение задания по робототехнике и программированию, которые не входят ни в одну программу или в учебный план колледжа. Преподаватели нашли выход в формировании системы дополнительного образования, позволяющей расширить и качественно изменить систему подготовки студентов в свете концепции. Данная система функционирует на базе, не только имеющейся у колледжа, но и предоставляемой нашими социальными партнерами: Дворцом учащейся молодежи «Смена» и общеобразовательными учреждениями города.

Очевидно, что сегодня детским садам и школам необходимы педагоги, которые могли бы включиться в реализацию проекта «ТЕМП». Это специалисты по моделированию, ЛЕГО-констру-ированию и робототехнике, ТРИЗ, воспитатели и учителя, которые могут вести занятия по занимательной математике, физике, химии и биологии, готовить школьников к предметным олимпиадам, вести исследовательскую работу вместе со своими воспитанниками и учениками [1]. Подготовка таких кадров требует особого подхода.

Научный потенциал педагогического кол -лектива ЧПК № 2 достаточно высок и позволяет решать эту непростую задачу. Направления и тематика научно-исследовательской деятельности преподавателей колледжа охватывает проблемы профессионального и общего образования: формирование готовности студентов к самообразованию, использование интерактивных технологий, развитие продуктивного мышления через продуктивное образование. В центре творческого внимания преподавателей — технологизация образовательного процесса, активные методы развития компетенций, технология конструирования компетентностно-ориентированных заданий как средства повышения мотивации студентов.

Переход к организации образовательного процесса в условиях реализации федерального

государственного образовательного стандарта, основанного на компетентностном подходе, потребовал изменений в технологиях подготовки студентов. Ведущее место в работе преподавателей заняли инновационные педагогические методы, позволяющие готовить специалистов, которые в будущем будут иметь непосредственное отношение к реализации инновационной политики в своей деятельности. В частности, это методы, позволяющие формировать критическое мышление и профессиональную готовность, способность к работе в современных условиях развития образования в целом и развития образовательных учреждений в частности. Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта, преподаватели колледжа используют в своей профессиональной деятельности методы креативного, проектного, проблемно-развивающего, ситуационного, интерактивного обучения, систему оценки «портфолио», информационно-коммуникационные технологии. Выбор конкретной педагогической технологии и методов инновационного обучения определяется конечной целью: формирование ключевых компетенций у будущих педагогов, развитие у выпускников творческих способностей, готовности к самостоятельной проектной, исследовательской, поисковой работе.

Готовность студентов к реализации проекта «ТЕМП» предусматривает, в первую очередь, овладение образовательными технологиями XXI века — в частности, методом учебных проектов. Известно, что в его основе лежит развитие познавательных интересов и навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления — то есть те компетенции, которые положены в основу концепции «ТЕМП». В ЧПК № 2 студенты не только осваивают принципы организации проектной деятельности, но и самостоятельно практически реализуют их, создавая своеобразный банк проектов, апробированных и эффективных («Тайна неизвестной планеты», «Семь чудес Южного Урала» и т. д.).

Преподаватели колледжа конструируют спецкурсы, призванные помочь студентам освоить будущую профессию и создать условия для реализации инновационного проекта «ТЕМП». Популярностью пользуются спецкурсы «Ком-петентностно-ориентированные задания как средство повышения мотивации дошкольников и младших школьников», «Формирование универсальных учебных действий учащихся

начальной школы средствами образовательной робототехники», «Использование лего-лабора-тории в образовательном процессе».

Эффективное использование современных технологий во многом зависит от материально-технической базы и информационной инфраструктуры образовательного учреждения. Благодаря наличию высокотехнологичного оборудования преподаватели строят образовательный процесс в соответствии с современными требованиями. Информационно-коммуникационные технологии активно используются на учебных занятиях, семинарах, совещаниях, заседаниях предметных комиссий, в ходе защиты выпускных квалификационных работ, на педагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях и школах.

Интереснейшим направлением деятельности преподавателей и студентов стали поиски в области формирования представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий. Особое внимание уделяется профессиям, необходимым для развития экономики области и отвечающим требованиям рынка труда. Очевидно, что обозначенный процесс также необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: технологии проектной деятельности, исследовательской деятельности, сюжетно-ролевых игр, интегрированного обучения. Изучение возможностей этого направления позволило определить круг наиболее интересных проблем для исследований. Студенты начали разработку такого довольно нового способа ознакомления с профессиями взрослых, как промышленный туризм, в том числе и виртуальный. Колледж работает над проектом создания Центра профессиональной социализации и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, который функционирует пока на двух площадках: ЧПК № 2 и ДОУ «Центр развития ребенка № 408». Проект предусматривает подготовку детей к познанию окружающей среды, многообразного мира профессий, а студенты в рамках проекта готовятся к роли педагога, мотивирующего ребенка к познанию мира и самого себя [2]. В рамках работы Центра апробирована модель конкурса JuшorSkШs по основам лего-конструирования и робототехники с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время мы готовы рассматривать предложения образовательных учреждений и производства по развитию программ корпоративного обучения. У колледжа имеется положительный опыт в этом направлении: вме-

сте с педагогическим коллективом ДОУ № 155 по заказу Южно-Уральской железной дороги разработан проект «Мы — юные железнодорожники», который был презентован на кол-леджной конференции молодых специалистов. Растет количество дипломных работ, созданных по заявке работодателей с последующей реализацией проектов в конкретных образовательных учреждениях. Примером может служить проект по теме «Проектная деятельность как средство ранней профориентационной работы с детьми 6-7 лет», ставший призером на областном конкурсе дипломных работ.

Нашими ноу-хау стали фестивали педагогических идей, которые студенты проводят совместно с представителями базовых образовательных учреждений, учителями и воспитателями — победителями и участниками профессиональных конкурсов; ежегодные конференции работодателей, на которых обсуждаются актуальные проблемы реализации федеральных государственных стандартов, вопросы их сопряжения в системе «колледж — общеобразовательное учреждение», проблемы реализации инновационных программ, проектов, в том числе проекта «ТЕМП». Неизменный интерес участников таких конференций вызывает вопрос удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников, являющийся предметом продуманного и эффективного мониторинга педагогов колледжа. Исходная точка этого мониторинга — трудоустройство выпускников и их закрепление на местах. Карта мониторинга рассчитана на три года.

Процент трудоустройства выпускников колледжа составляет 75 %. Проблемы, возникающие у молодых педагогов, обсуждаются на ежегодной конференции молодых специалистов. Это еще одна находка педагогов ЧПК № 2. К сожалению, в конференции принимают участие только выпускники педагогического колледжа № 2. Конференция дает возможность бывшим студентам поделиться сложностями, возникающими в процессе работы, и понять их причины, а также скорректировать работу педагогов колледжа, оказать молодым специалистам методическую помощь.

При ЧПК № 2 работают Совет работодателей и Совет молодых специалистов. Их совместная деятельность позволяет эффективно решать проблему трудоустройства и закрепления молодых педагогов в образовательных учреждениях, организации методической работы в базовых общеобразовательных учреждениях. Значительную роль в адаптации студентов к будущей

профессии является совместная деятельность колледжа и общеобразовательных учреждений: педагоги, воспитанники школ и детских садов являются постоянными участниками мероприятий колледжа, а студенты реализуют творческие проекты в учреждениях работодателей.

Педагогический коллектив считает интересным направлением своей деятельности работу с одаренными, профессионально мотивированными студентами, решение проблемы становления профессиональных лидеров в системе дошкольного и начального общего образования. В связи с этим педагогами колледжа разработана и реализуется инновационная программа «Лидер». Конкуренция среди студентов за право войти в группу «Лидер» довольно высока. Именно студенты, вошедшие в эту группу, становятся генераторами идей, участниками инновационных проектов колледжа, профессиональных конкурсов. На реализацию концепции «ТЕМП» работают модули проекта «Лидер»: «Стратегия жизненного успеха», «Лего-конструирование и робототехника», «Моделирование».

С изменениями социально-экономических условий в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение самостоятельно приобретать знания. На воспитателя и учителя возлагается сложная миссия по формированию этих качеств, а также по развитию самостоятельности и ответственности личности, ее ориентации на саморазвитие, самообразование, самореализацию. Выполнить эту миссию может только педагог, сам обладающий названными качествами, и наша основная цель — развить их в студентах. Это, наверное, наш главный вклад в реализацию Концепции развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» в Челябинской области.

Важнейшей целью деятельности педагогического коллектива является формирование мотивов профессионального становления и роста студентов в аспекте требований профессионального стандарта.

Большое значение в развитии творческой активности имеет мотивация студентов колледжа к участию в профессиональных конкурсах,

олимпиадах, конференциях. Участие в профессиональных конкурсах «Паруса мечты», в чемпионатах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills способствуют проверке уровня знаний и умений, полученных в процессе обучения, стимулируют познавательную и творческую активность, развивают дух соревновательности, ориентируют студентов на достижение высоких результатов, побуждают к сотрудничеству преподавателей и студентов как в период учебных занятий, так и во внеурочное время. Педагогический колледж № 2 был определен Министерством образования и науки Челябинской области как специализированный Центр компетенций в системе конкурсного движения WorldSkills по специальностям «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах».

Колледж имеет сертифицированных экспертов, которые участвуют в разработке критериев оценивания конкурсных заданий для чемпионата WorldSkills, организуют тренировочные сборы по подготовке участников и экспертов для проведения регионального чемпионата. Партнерами ЧПК № 2 в организации этой деятельности являются наши коллеги из Казани. Результатами участия колледжа в движении WorldSkills стали первые места в региональном чемпионате, первое место в чемпионате Уральского федерального округа в Екатеринбурге и четвертое место на национальном чемпионате в Казани.

Успешным стал проект ЧПК № 2, который мы назвали конкурсом профессионального мастерства «Паруса мечты». В 2013 г. колледж выступил инициатором проведения областного, а затем и международного конкурса. В 2016 г. в мероприятии приняли участие представители педагогических колледжей Троицка, Екатеринбурга, Нового Уренгоя, Уфы, Тюмени, Томска, Костаная, Рудного, Караганды. Широкая география конкурса позволила «сверить часы» педагогического мастерства студентам и преподавателям Урала, Башкирии, Казахстана, Сибири.

Конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции вызывают постоянный и устойчивый интерес социальных партнеров колледжа и работодателей будущих педагогов. Социальное партнерство ЧПК № 2 представлено обширными связями с образовательными

Библиографический список

учреждениями высшего, общего и дополнительного образования. Среди важнейших социальных партнеров колледжа — Челябинский государственный педагогический университет, Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинский институт повышения квалификации работников образования, Дворец учащейся молодежи «Смена», Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской, Театр оперы и балета им. М. И. Глинки, Областной театр кукол, общеобразовательные учреждения города и области. Взаимодействие с социальными партнерами строится на основе договоров о партнерстве, в которые включены вопросы взаимодействия и интеграции работы по реализации основных целей деятельности колледжа. Совместно с каждым социальным партнером составляются программы сотрудничества.

Особое внимание уделяется взаимодействию выпускников колледжа с работодателями, которые являются экспертами профессиональных программ, участвуют в работе комиссий в ходе государственной итоговой аттестации. Не секрет, что директора школ, заведующие дошкольными образовательными учреждениями не всегда охотно идут на сотрудничество с профессиональными образовательными организациями. Коллектив ЧПК № 2 ищет новые формы взаимодействия для мотивации работодателей.

Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, освоение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость модернизации системы профессионального образования. Перенос акцента на результаты обучения, смена знаниевой парадигмы образования на компетентностную приводит к пониманию необходимости консолидации усилий образовательных профессиональных организаций педагогического профиля в целях создания единого образовательного пространства, обеспечивающего подготовку конкурентоспособного специалиста — воспитателя дошкольного образовательного учреждения, учителя начальных классов общеобразовательной школы, и для достижения социальных, образовательных, научных и управленческих целей профессионального образования в условиях модернизации.

1. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С. Л. Новоселова. — М. : Центр «"Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца», 2001. — 74 с.

2. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Вахрушева. — М. : ФОРУМ, 2009. — 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.