Научная статья на тему 'Проблемы и ориентиры развития педагогического образования в колледже'

Проблемы и ориентиры развития педагогического образования в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ / ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИ-ЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИДЕИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старченко Сергей Александрович

Статья посвящена анализу состояния развития педагогического образования в колледже в условиях решения задач модернизации профессионального образования в 2018-2025 гг. Определяются пути и ориентиры модернизации педагогического образования. Рассматрива-ются подходы практико-ориентированного обучения в педагогическом колледже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старченко Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND ORIENTATIONS OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE COLLEGE

The article is devoted to the analysis of the state of development of pedagogical education in a col-lege in the context of solving the tasks of modernizing vocational education in 2018-2025. The ways and guidelines for the modernization of teacher education are determined. The approaches of practice-oriented learning in the teacher training college are considered

Текст научной работы на тему «Проблемы и ориентиры развития педагогического образования в колледже»

Сведения для цитирования: Старченко, С. А. Проблемы и ориентиры развития педагогического образования в колледже [Текст] / С. А. Старченко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 66-73.

УДК 377.8 ББК 74.57

ПРОБЛЕМЫ И ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

С. А. Старченко

Статья посвящена анализу состояния развития педагогического образования в колледже в условиях решения задач модернизации профессионального образования в 2018-2025 гг. Определяются пути и ориентиры модернизации педагогического образования. Рассматриваются подходы практико-ориентированного обучения в педагогическом колледже.

Ключевые слова: среднее педагогическое образование, развитие профессионального образования, проблемно ориентированный анализ, ориентиры развития среднего педагогического образования, идеи обновления содержания и структуры среднего педагогического образования.

Развитие — это прогрессивное движение, изменение состояния объекта с учетом объективных и субъективных факторов; это процесс, предусматривающий изменение характеристик состояния объекта. Развитие образовательной организации определяется как социальный процесс изменения ее состояния с учетом рациональных направлений изменения общественных отношений, разрешения образовательных противоречий, стоящих перед ней проблем и задач.

Создание конкурентоспособной экономики — ведущая политическая установка Российского государства. Она определяет и задает вектор развития образовательного процесса в профессиональной организации. Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда, качественно и количественно удовлетворяющих потребности работодателя, способных соответствовать экономическим и общественным преобразованиям — таковы требования сегодняшнего времени.

Ориентиры развития профессионального образования определяют необходимость модернизации педагогической образовательной организации, призванной готовить педагогические кадры среднего звена. Для достижения поставленной государственной задачи нужны реформаторские усилия со стороны государства и инициативы образовательной организации, у которой имеются такие возможности и полномочия. Эти полномочия формализуются в про-

граммах развития, которые являются важнейшим инструментом инновационных изменений системы образования в целом и профессиональной образовательной организации в частности. Именно программа развития определяет формулу баланса между интересами государства, общества, образовательной организации, личности и работодателя. В программе развития фиксируется механизм выполнения стратегических и тактических задач развития образовательной организации с учетом приоритетов. Определяется логика и раскрываются закономерности решения текущих проблем на основе планируемых системных позитивных изменений. Формулируются идеи инновационного развития и его этапы, источники финансирования, критерии количественной и качественной оценки достижений.

Важным этапом разработки программы развития педагогического колледжа является аналитическое обоснование программы. Выявление проблем и ориентиров развития профессиональной образовательной организации, требований работодателя к качеству подготовки специалистов есть важный этап осмысленного управления качеством образования [1]. Видение противоречий и проблем образовательной организации, знание причин их образования есть путь к принятию правильных управленческих решений.

Анализ деятельности Троицкого педагогического колледжа показывает, что образовательная организация пытается удовлетворить

потребности в учителях и воспитателях на территориях Троицкого, Карталинского, Октябрьского, Брединского, Увельского, Пластовского, Чесменского районов, а также городов Троицка, Южноуральска, Карталов, Пласта. Колледж осуществляет классическую подготовку учителей начальной школы, учителей для классов компенсирующего и коррекционного обучения, воспитателей детей дошкольного возраста как общего развития, так и с отклонениями в развитии.

В программе «Развитие среднего профессионального образования Челябинской области на 2018-2025 годы» [2] определяются задачи подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом прогноза развития экономики области, повышения требований к качеству, престижу, привлекательности среднего профессионального образования. Нормативно-правовые документы [3] задают и раскрывают современные направления подготовки специалистов со средним педагогическим образованием. Так, в соответствии с программно-целевым принципом современная система среднего педагогического образования должна характеризоваться следующими особенностями.

1. Направленность на реализацию системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в педагогическом колледже. Ориентация образовательной деятельности на запросы общества в части качественной подготовки выпускников, конкурентоспособных на рынке труда. Обеспечение потребности рынка труда в педагогических кадрах для школьных и дошкольных образовательных учреждений. Удовлетворение познавательных потребностей участников образовательного процесса в прак-тико-ориентированном обучении.

2. Модернизация педагогического образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов с акцентом на подготовку педагогов по наиболее востребованным педагогическим профессиям, отвечающим международным стандартам WorЫSkШs.

3. Подготовка выпускников педагогического колледжа, способных: реализовывать ведущие общепедагогические концепции; выполнять обязанности учителей основной и начальной школы, воспитателей дошкольного образовательного учреждения; осуществлять функции педагога дополнительного образования во внеклассной работе; показывать уровень образованности, соответствующий стандартам WorldSkills.

4. Использование современных электронных средств обучения, модульных и дистанционных образовательных технологий, практико-ориенти-рованных подходов в процессе подготовки специалистов педагогического профиля.

5. Осуществление системной работы по своевременному обновлению содержания образования, внедрению новых образовательных программ и технологий, целенаправленной деятельности по привлечению работодателей к подготовке специалистов и ее оценке, трудоустройству выпускников.

Проведенный нами проблемно-ориентированный анализ развития Троицкого педагогического колледжа направлен на конкретизацию задач развития ПОО в соответствии с ориентирами, обозначенными Министерством образования Челябинской области.

В процессе проблемного анализа образовательной деятельности педагогического колледжа мы осуществляли следующие действия:

- оценивали качественные и количественные показатели состояния образовательного процесса в колледже;

- рассматривали особенности воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов в колледже;

- анализировали состояние реализации профстандартов и стандартов WorldSkills в колледже;

- рассматривали механизмы управленческой деятельности администрации колледжа;

- оценивали состояние материально-технической базы колледжа с учетом требований стандартов WorldSkills;

- изучали данные центров занятости населения городов и районов Челябинской области о потребности в педагогических кадрах;

- проводили анкетирование работодателей — директоров школ городов и районов.

Для изучения потребности рынка труда в педагогических кадрах работодателям была предложена анкета-опросник. Целью опроса было выявление мнения работодателей по поводу закрепления выпускников колледжа в образовательных учреждениях после окончания учебы. Кроме этого, опрашиваемые оценивали качество выполнения выпускниками колледжа обязанностей учителя и воспитателя, указывали потребность в учителях и воспитателях, давали рекомендации по подготовке молодых специалистов.

Так, только 32 % молодых специалистов задерживаются в школах после трех лет работы и продолжают работать по специальности.

Остальные либо не справляются с уровнем требований, предъявляемых к деятельности учителя, и меняют сферу деятельности, либо уходят в декрет или меняют место жительства.

Количественные показатели свидетельствуют о невысоком уровне готовности выпускников выполнять свои функциональные обязанности.

В то же время анализ потребностей рынка труда свидетельствует о дефиците учителей по многим предметным областям. Особенно острую потребность в педагогах испытывают сельские и поселковые населенные пункты, небольшие города. Выпускники педагогических вузов не доезжают до этих территорий, а кроме

Качественные и количественные показатели оценки подготовки молодых специалистов, выставленные работодателем, представлены в таблице 1.

того, в самих вузах сложилась неблагоприятная ситуация с комплектованием отдельных педагогических специальностей.

Анализ потребности школ Челябинской области в педагогических работниках на 10 октября 2018 года (табл. 2) показывает, что во многих образовательных учреждениях не хватает учителей английского языка, математики, русского языка и литературы, учителей начальных классов, музыки, педагогов дополнительного образования [4].

Учебный предмет Количество вакансий учителей

Учитель иностранного языка 31

Учитель русского языка и литературы 22

Учитель математики 21

Учитель начальных классов 21

Учитель начальных классов, классов компенсирующего обучения 0

и коррекционно-развивающего вида

Учитель географии 5

Учитель физики 10

Учитель информатики 5

Педагог дополнительного образования 25

Воспитатель широкого профиля 266

Воспитатель дошкольного учреждения 17

Логопед 1

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями 0

в развитии

На рынке труда востребованы воспитатели ждений, но и воспитатели, педагоги дополни-не только дошкольных образовательных учре- тельного образования для основных и средних

Таблица 1

Оценка подготовки молодых специалистов работодателями

№ п/п Качественные показатели деятельности Средний количественный показатель (1-5)

1 Способность презентовать себя как учитель 3,1

2 Способность разрабатывать и вести уроки 2,8

3 Способность проводить внеклассные мероприятия 3,0

4 Способность устанавливать контакт и работать с родителями 2,6

5 Способность увлечь детей творческой деятельностью 3,4

6 Способность пользоваться компьютерными средствами обучения 4,1

7 Способность решать актуальные педагогические задачи 2,5

8 Способность представлять и анализировать педагогическую деятельность 2,7

Таблица 2

Потребность школ Челябинской области в педагогических работниках

школ, центров поддержки детей, центров творческой учебно-познавательной деятельности.

Проблемный анализ показывает: сегодня на рынке труда требуются учителя начальных классов и воспитатели, специализирующиеся на разных видах творческой учебно-познавательной деятельности. Так, нужны учителя начальных классов, имеющие музыкальное образование, знающие основы физкультурно-оздоровительной работы, способные творчески организовать детей. Современные образовательные стандарты предусматривают не только урочную, но и внеурочную деятельность педагога, на которую выделяется 10 часов в неделю. Подготовка специализированного учителя начальных классов не должна ограничиваться кор-рекционной педагогикой. Требуются педагоги, способные внедрять образовательные технологии учебно-проектной, учебно-исследовательской, учебно-конструкторской, учебно-поисковой деятельности, проявляющие способности к организации творческого труда. Возникает вопрос целесообразности подготовки учителей начальной школы с правом преподавания не только базовых предметов начальной школы, но и предметов, раскрывающих творческий потенциал ребенка. Сегодня востребованы учителя начальных классов с правом преподавания образовательной робототехники, английского языка, физической культуры, музыки, естествознания, а также учителя начальных классов — организаторы проектно-исследовательской деятельности.

В педагогическом сообществе обсуждаются образовательные проекты дополнительного изучения иностранных языков, сдачи иностранного языка в качестве обязательного экзамена, реализуются пилотные проекты расширения программы преподавания иностранного языка. В образовательной среде ощущается потребность в овладении знаниями и способами деятельности, обеспечивающими повышение уровня коммуникации.

Потребности регионального образовательного пространства определяют необходимость подготовки воспитателей не только дошкольных образовательных учреждений — нужны воспитатели в центры дополнительного образования, школы полного дня, в специализированные учреждения пребывания детей. Требуются воспитатели (гувернеры) для индивидуального сопровождения развития детей и подростков в семьях, в учреждениях дополнительного образования.

Сегодня современным школам нужны учителя, не только владеющие системой пред-

метных знаний, но и способные использовать современные образовательные компьютерные технологии, реализовывать творческие виды учебно-познавательной деятельности с детьми, осуществлять индивидуально-групповые формы внеурочной работы, способные привлечь родительское сообщество к участию в воспитательном процессе.

Кроме этого, потребитель образовательных услуг (студент) указывает на необходимость повышения качества организации образовательного процесса по заявленным в колледже специальностям. Выявляется неудовлетворенность студентов качеством преподавания отдельных предметов, уровнем подготовки некоторых педагогов; есть претензии к оснащению образовательного процесса, к условиям проживания в общежитии, организации питания. Имеющиеся проблемы обуславливают необходимость обновления образовательных технологий, модернизации содержания образования и системы подготовки специалистов в колледже с учетом требований рынка труда, новых подходов к организации образовательного процесса, требований профессиональных стандартов, стандартов WorldSkills.

Со стороны работодателей существует потребность не только в учителях младших классов, но и в предметниках (преподавателях русского языка и литературы, иностранного языка, математики, музыки, технологии, физической культуры, естествознания), а также в педагогах дополнительного образования для основной школы. На рынке труда наблюдается большой дефицит учителей-предметников. Работодатель выдает запрос на подготовку учителей со смежными профессиями, позволяющими учителю начальных классов реализовывать творческую внеурочную деятельность. Отмечается низкий уровень закрепления молодых учителей в школах. Руководители школ констатируют не всегда высокий уровень подготовленности выпускников педагогического колледжа в части знания образовательных программ, способности вести уроки, проводить внеклассные мероприятия, взаимодействовать с родителями учеников, организовывать творческую деятельность, решать педагогические проблемы, анализировать педагогический опыт. Особенно часто высказываются претензии в отношении низкого уровня практической подготовки выпускников, отсутствия у молодых учителей навыков владения современными образовательными технологиями обучения, неспособности выстраивать грамотную коммуникацию при взаимодействии с детьми

и учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, слабой методической подготовленности.

Недостаточное количество педагогических работников на рынке труда отмечают центры занятости населения. На закрепленных территориях наблюдается дефицит учителей начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка, математики, информатики, музыки, естествознания. От центров занятости населения поступают запросы на создание образовательных структур подготовки и переподготовки работников образовательной сферы, расширение обучения специалистов социально-педагогического профиля.

В воспитательном процессе колледжа недостаточно четко расставлены акценты на формирование у студентов воспитательных ценностей, адекватно отражающих ценности учителя младшей школы, воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Отсутствует общая методология формирования учительского дресс-кода. Имеет место негативное поведение отдельных студентов, нарушающих основы педагогической этики, нормы, правила и требования, предъявляемые к статусу учителя. Требуется развитие системы дополнительного образования по творческим видам учебно-познавательной деятельности студентов.

Образовательной организации требуется совершенствование управленческой деятельности, развитие общественно-государственных форм управления, внедрение новых форм сотрудничества с общественными организациями, образовательными структурами: школами, дошкольными учреждениями и работодателями. Слабо решаются задачи создания привлекательного имиджа профессии учителя.

Переход на международные стандарты подготовки специалистов определяет необходимость решения задач, связанных с повышением качества научно-методической подготовки преподавательского состава колледжа, а также с переподготовкой педагогов в соответствии с требованиями рынка труда и с приведением образовательной деятельности в соответствие со стандартами WorldSkШs. Кроме того, актуальной проблемой является организация в колледже системной работы по реализации инновационных проектов, обобщению педагогического опыта, представлению научно-методических работ и статей сотрудников. Среди других, не менее важных вопросов, требующих решения, — слабая взаимосвязь теоретического и практического обучения студентов; наличие

преподавателей, никогда не работавших в школах и дошкольных организациях и имеющих небольшой опыт педагогической деятельности; низкий уровень привлечения к образовательному процессу в колледже педагогов, имеющих ученые степени и звания, а также опыт работы со студентами в детских садах и школах.

В учреждении не созданы достаточные условия для подготовки специалистов и рабочих кадров, востребованных на рынке труда. Практически отсутствуют платные услуги по подготовке детей к школе, к итоговым аттестациям и другим востребованным на рынке формам образования и просвещения.

Оснащение кабинетов предметным оборудованием требует ревизии, обновления и приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми современной школе или дошкольному учреждению. Отсутствие лабораторий, мастерских, студий не способствует реализации дополнительного образования студентов, проявляющих интерес и способности к творческим видам учебно-познавательной деятельности.

Условия проживания студентов указывают на необходимость проведения ремонтных работ в общежитии, столовой и других социально значимых помещениях, а большой перечень замечаний и предписаний служб пожарного надзора — на необходимость решения проблем пожарной безопасности. Спортивная база колледжа требует ремонта, совершенствования и развития в соответствии с требованиями современного образования.

Система оплаты труда должна оказывать стимулирующий эффект на деятельность педагогов, ориентируя их на качественный образовательный результат. Механизмы стимулирования должны побуждать работников к решению образовательных задач, поставленных государством.

Выявленные проблемы обуславливают необходимость программного системного разворота к решению управленческих задач [5]. Проблемный анализ в совокупности с нормативно-правовыми документами и программой развития системы среднего профессионального образования в Челябинской области составляет ориентировочную основу формулирования инновационных идей развития педагогического образования в колледже.

Первый ориентир развития — открытие новых специальностей, востребованных на рынке труда, обеспечивающих удовлетворение потребностей образовательного сообщества в воспитателях, учителях, педагогах дополнительного образования; специализация при подготовке

учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с учетом обновления содержания образования в школе, организации внеурочной деятельности, социальных потребностей. На рынке педагогического труда имеется потребность в учителях русского языка и литературы, иностранного языка, музыки, физической культуры, естествознания, педагогов дополнительного образования. В образовательном пространстве муниципалитета есть дипломированные квалифицированные специалисты — преподаватели, способные решать задачи подготовки учителей и воспитателей для системы дошкольного, начального школьного и общего образования.

Универсализация педагогической подготовки учителей и воспитателей, владеющих иностранным языком, имеющих музыкальное образование, способных осуществлять учебно-исследовательскую, учебно-конструкторскую, учебно-проектную и учебно-поисковую деятельность, может быть реализована при соблюдении следующих условий: внедрении интегра-тивно-личностного подхода к образовательному процессу в колледже; реализации комплекса управленческих действий, направленных на обновление содержания образования; использования образовательных технологий, ориентированных на удовлетворение познавательных потребностей личности; создание соответствующей материально-технической базы [6].

Второй ориентир — это создание воспитательной образовательной среды, обеспечивающей становление педагогических ценностей, адекватно отражающих воспитательную деятельность специалиста в современном образовательном учреждении. Формирование у студентов социально-педагогических ценностей обеспечит развитие их индивидуальных педагогических способностей, придаст этим способностям гуманистический, социально-значимый, социально-ответственный, социально-востребованный характер. Опора в воспитательном взаимодействии на личностные качества: женственность, мягкость, доверчивость, доброту, заботу о людях, жизнерадостность, любовь к детям, нежность, терпимость, толерантность — позволит создать необходимую среду, раскрывающую суть воспитания в начальной школе и детском саду. Стратегия профессиональной социализации через создание воспитывающей среды учреждения — еще одно направление повышения качества педагогического образования в колледже.

Способом интеграции теоретической и практической подготовки студентов педагогического

профиля является организация практико-ориен-тированного обучения с использованием образовательной среды работодателя и собственных образовательных ресурсов. Осуществление дидактического синтеза подготовки обеспечит качественно новый уровень готовности молодых специалистов, способных выполнять свои профессиональные обязанности. Для этого необходимо открытие на базе работодателя (школ, детских садов) образовательных площадок, которые обеспечат интеграцию педагогических знаний и педагогического опыта в условиях, приближенных к профессиональным. Создание при этом института педагогического наставничества в течение всего срока обучения усилит эффективность подготовки педагогических кадров. Кроме этого, реализация на базе колледжа программы начального общего образования и ее интеграция в образовательное пространство колледжа может обеспечить дополнительный эффект дуальности педагогического образования. Все эти направления практико-ориентиро-ванного образования будут способствовать решению вышеперечисленных проблем.

Другая эффективная идея, предлагаемая нами, — осуществление системно-деятельного подхода в формировании у студентов педагогических способностей, соответствующих требованиям стандартов WorldSkills. Реализация этой идеи обеспечит планомерную работу и организацию научно-методического сопровождения процесса становления педагогических способностей не отдельных студентов, а целых команд — ярких личностей, готовых в состязательных условиях доказывать свое профессиональное превосходство. Это гарантирует успешность выступления студентов в олимпиадах, конкурсах и чемпионатах, проводимых в рамках WorldSkills. И это еще одно направление инновационного обновления образовательного процесса педагогического колледжа, ориентированного на повышение качества подготовки специалистов.

И последнее, на наш взгляд, перспективное преобразование в системе среднего педагогического образования — это организация целевой подготовки студентов на основе договора между министерством, администрацией муниципальной территории, колледжем, работодателем, выпускником. Идея целевой подготовки специалистов не новое явление — такие модели реализовывались в Советском государстве. Выстраивание системы договорных отношений между колледжем и работодателем при посредничестве Министерства образования и науки

Челябинской области поможет решить задачу обеспечения школ и дошкольных учреждений педагогическими кадрами. Дальнейшее сопровождение выпускника колледжа после обучения, оказание методической, психологической и социальной помощи молодым специалистам в рамках целевых программ — еще один пласт перспективной модернизации.

Мы считаем, что предлагаемые нами ориентиры позволят решать проблемы качественной подготовки востребованных педагогических кадров, их трудоустройства и закрепления на рынке труда, обеспечат привлекательность и доступность среднего профессионального образования, будут способствовать развитию инфраструктуры подготовки кадров для современной экономики.

Библиографический список

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. [Электронный ресурс] : [Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038.

2. О государственной программе Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2018-2025 гг. [Электронный ресурс]: [Постановление правительства Челябинской области от 29.12.2017 № 756-П]. — Режим доступа: http:// pravmin74.ru/sites/default/files/193-p_4.pdf.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php.

4. Официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://szn74.ru.

5. Серкова, Г. Г. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов организации сПо в условиях практико-ориентированного обучения [Текст] / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 70-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Беликов, В. А. Личностные аспекты формирования общекультурных компетенций студентов в процессе практико-ориентированного образования [Текст] / В. А. Беликов [и др. ] // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 96-101.

For citation: Starchenko, S. A. Problems and orientations of development of pedagogical education in the college [Text] / S. A. Starchenko // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 66-73.

PROBLEMS AND ORIENTATIONS OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE COLLEGE

S. A. Starchenko

The article is devoted to the analysis of the state of development of pedagogical education in a college in the context of solving the tasks of modernizing vocational education in 2018-2025. The ways and guidelines for the modernization of teacher education are determined. The approaches of practice-oriented learning in the teacher training college are considered.

Key words: secondary pedagogical education, development of vocational education, problem-oriented analysis, guidelines for the development of secondary pedagogical education, ideas for updating the content and structure of secondary pedagogical education.

References

1. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 g. [Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204], available at: http://publication.pravo.gov.ru/Doc-ument/View/0001201805070038. (In Russian)

2. O gosudarstvennoj programme Cheljabinskoj oblasti «Razvitie professional'nogo obrazovani-ja v Cheljabinskoj oblasti» na 2018-2025 gg. [Postanovlenie pravitel'stva Cheljabinskoj oblasti ot 29.12.2017 № 756-P], available at: http://pravmin74.ru/sites/default/files/193-p_4.pdf. (In Russian)

3. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovanija (FGOS SPO) novogo pokolenija, available at: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php. (In Russian)

4. Oficial'nyj sajt Glavnogo upravlenija po trudu i zanjatosti naselenija Cheljabinskoj oblasti, available at: http://szn74.ru. (In Russian)

5. Serkova G. G. Teoreticheskie osnovy formirovanija professional'nyh kompetencij studentov organizacii SPO v uslovijah praktiko-orientirovannogo obuchenija (Theoretical foundations of the formation of professional competencies of students of secondary vocational education in conditions of practice-oriented education, Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, No. 3 (19), pp. 70-77. (In Russian)

6. Belikov V. A. et al. Lichnostnye aspekty formirovanija obshhekul'turnyh kompetencij studentov v processe praktiko-orientirovannogo obrazovanija (Personal aspects of the formation of general cultural competencies of students in the process of practice-oriented education), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, No. 2 (18), pp. 96-101. (In Russian)

Старченко Сергей Александрович, заместитель директора по развитию ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж», доктор педагогических наук, профессор, Челябинская обл., г. Троицк, e-mail: troic_ped@mail.ru

Starchenko Sergey Alexandrovich, Deputy Director for Development of Troitsk Pedagogical College, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk Region, Troitsk, e-mail: troic_ped@mail.ru

Сведения для цитирования: Трусова, Н. В. Социально-психологический портрет современного мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Трусова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 73-78.

УДК 377+159.9 ББК 74.57:88.4

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Н. В. Трусова

Статья посвящена анализу результатов исследования «Социально-психологический портрет современного мастера производственного обучения», проведенного в организациях среднего профессионального образования Челябинской области.

Ключевые слова: мастер производственного обучения, ведущий тип мотивации в профессиональной деятельности, оценка саморазвития, условия для развития инновационной деятельности, препятствия в освоении и разработке новшеств.

Материальное производство было и остается основой экономики России. Его модернизация предполагает не только трансформацию технической составляющей, но и формирование работников нового типа. Современный рынок труда требует квалифицированного специалиста, конкурентоспособного, с профессиональной компетентностью, ответственностью, профессиональной и социальной мобильностью и постоянным стремлением к профессиональному росту. Возникает серьезная задача, связанная с кадровым потенциалом, который способен успешно действовать внутри новых производ-

ственных условий. Около 80 % кадров, занятых в российской экономике, составляют рабочие кадры, от качества их подготовки зависит очень многое. Для решения данной задачи требуются инновационные изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. При этом чаще всего рассматриваются проблемы «чему учить?», «на чем учить?», «как учить квалифицированных рабочих?», а проблема «кто будет учить?» остается в тени и не получает должного внимания.

В соответствии с положением 9 «Реализация механизмов подготовки и дополнительного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.