Научная статья на тему 'Место представлений об инновациях в онтологии педагогического колледжа'

Место представлений об инновациях в онтологии педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION ECONOMY / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / INNOVATION PLACE / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ (ПРОМЫШЛЕННАЯ) РЕВОЛЮЦИЯ / TECHNOLOGICAL (INDUSTRIAL) REVOLUTION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TECHNICAL COMPETENCIES / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / TECHNOLOGICAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушканова О.Ю., Черных О.П.

Статья состоит из двух частей: научно-теоретической и практической. Научно-теоретическая рефлексия направлена на построение глобальной онтологии, на выявление основных векторов и принципов экономического развития в эпоху высоких технологий. Осмысливается роль педагогического образования в подготовке кадрового потенциала и в удовлетворении потребности ребенка в развитии. Практическая часть работы направлена на демонстрацию реализации начального этапа деятельности региональной инновационной площадки Магнитогорского педагогического колледжа. Делается попытка синхронизировать в инновационной деятельности картину мира колледжа с глобальной картиной мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леушканова О.Ю., Черных О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF INNOVATION CONCEPTION IN THE ONTOLOGY OF PEDAGOGICAL COLLEGE

The article comprises two parts: scientific and theoretical and practical. Scientific and theoretical reflexion leads to the creation of the global ontology, revealing the main vectors and principles of the economic development in High Tech times. The role of pedagogical education in the specialists' training and child's development is analysed. The practical part of the paper demonstrates the first stage of the Regional Innovation Place activity at the Magnitogorsk pedagogical college. The authors try to synchronize the world of college and the universe in the innovation activity.

Текст научной работы на тему «Место представлений об инновациях в онтологии педагогического колледжа»

Стратегия развития профессионального образования

УДК 377:001 О. Ю. Леушканова, директор

Магнитогорского педагогического колледжа (МПК), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: leushkan62@mail.ru О. П. Черных, рук. отд. науч.-метод. и инновац. деятельности МПК, канд. филос. наук, доц., e-mail: cherry-100@yandex.ru

МЕСТО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИННОВАЦИЯХ В ОНТОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Статья состоит из двух частей: научно-теоретической и практической. Научно-теоретическая рефлексия направлена на построение глобальной онтологии, на выявление основных векторов и принципов экономического развития в эпоху высоких технологий. Осмысливается роль педагогического образования в подготовке кадрового потенциала и в удовлетворении потребности ребенка в развитии. Практическая часть работы направлена на демонстрацию реализации начального этапа деятельности региональной инновационной площадки Магнитогорского педагогического колледжа. Делается попытка синхронизировать в инновационной деятельности картину мира колледжа с глобальной картиной мира.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационная площадка, среднее профессиональное педагогическое образование, технологическая (промышленная) революция, компетенции, технические компетенции, технологический уклад.

Современное общество — это общество, в котором формируется платформа высоких технологий. Как отмечает отечественный ученый-методолог П. Г. Щедровицкий1, мир стоит на пороге третьей промышленной революции:

1 Петр Георгиевич Щедровицкий (род. 17.09.1958, Москва) — российский философ, методолог и полит-технолог. Консультант по вопросам пространственного развития, региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров. Президент фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», член правления фонда «Центр стратегических разработок „Северо-запад"», заведующий кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» и др.

«Мы находимся на этапе масштабирования, то есть технологии уже появились... и сейчас в несколько этапов будет идти досборка... этих решений. До пика еще далеко, еще 30-35 лет, но мы уже входим в активную фазу» [1]. Существует цикличность экономического развития, в основе которой лежит складывание «пакетов» новых технологий. Вслед за Дж. Рифкином2 П. Г. Щедровицкий выделяет три платформы технологий и использует концепцию трех (че-

2 Джереми Рифкин (англ. Jeremy Rifkin; род. 26.01.1945, США) — американский социальный философ, экономист, писатель и общественный деятель. Теоретик посткапитализма, автор концепции третьей промышленной революции, официально принятой Европейским сообществом и Китаем и поддержанной ООН.

тырех) промышленных революций: нулевой, первой, второй и третьей. В настоящее время экономика движется к третьей промышленной революции.

Что станет основанием для новой промышленной революции? Существует много известных концепций научных и технологических (промышленных) революций — это теории Дж. Рифкина [2], Э. Тоффлера [3], Т. Куна [4], В. С. Степина [5], Л. Флориди [6] и др. Остановимся на концепции третьей промышленной революции Дж. Рифкина, официально признанной в мире и получившей широкую известность в нашей стране благодаря популяризации его теории в трудах П. Г Щедровицкого. В своих размышлениях о третьей промышленной революции П. Г. Щедровицкий, следуя за Дж. Рифкиным, сводит воедино, по сути, три революционных основания: информатизацию, новые материалы с управляемыми свойствами (гибридные, композитные), а также роботизацию и внедрение «умных сред» [7]. Современным научным языком совокупность перечисленных технологий называют конвергентными технологиями, или НБЮ-технологиями (по первым буквам технологических областей: N — нано, Б — био, I — инфо, С — когно). Любая промышленная революция, как отмечает ученый-методолог, решает совокупную задачу промышленности и экономики — она экономит время и снижает затраты, повышая производительность. Будущее России в среднесрочной перспективе зависит от того, сможет ли страна освоить возможности, представляемые новым технологическим укладом, основы которого составляют так называемые конвергентные технологии.

Каждый промышленный подъем формирует свою социальную группу: нулевая промышленная революция — буржуазию; первая промышленная революция — рабочий класс, рабочее движение; вторая промышленная революция — менеджеров, организационный класс. Какая социальная группа станет локомотивом новой промышленной революции? П. Г. Щед-ровицкий отмечает, что любая промышленная революция, по мнению многих теоретиков, начиная с А. Смита, имеет в своем основании единственный движущий фактор — разделение труда. В зависимости от того, какие технологии являются ведущими на данный исторический момент (аграрные, индустриальные, организационные), общество стремится к созданию системы разделения труда в соответствующей социальной группе. Именно разделение труда в ведущей промышленной сфере выводит эконо-

мику на новый уровень. Современный этап развития экономики характерен тем, что на первый план выходит создание высоких технологий. При этом разделение труда в области инженерии также достигает сверхвысокой специализации. Сегодня в Европе уже достаточно развита инженерно-техническая профессиональная деятельность, в которой выделилось множество узкоспециализированных направлений (разработчики инженерных решений, технологи индустриальных процессов, системные инженеры и т. д.), нацеленных на производство различных типов изобретательских знаний. В нашей стране идут аналогичные процессы. Это позволяет предположить вслед за П. Г. Щедровицким что для эффективного развития страны в мировом масштабе требуется формирование такой новой широкой социальной группы, как инженеры и техники.

В основных документах стратегического развития России заложена идея необходимости подготовки инженерных кадров. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г сказано, что новая экономика — это экономика знаний и высоких технологий. В Концепции отмечается потребность в новых кадрах: «Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные... дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста» [8].

Новая технологическая революция формирует новые требования к компетенциям выпускников. По словам авторов статьи «Конвейер инноваций» Д. А. Ковалевича и П. Г. Щедровиц-кого, «инженерия как тип занятия и профессии, доступная до этого периода лишь отдельным "гениям", должна стать в будущем массовой сферой деятельности» [9]. Мы понимаем, что, с одной стороны, становится актуальной проблема качественной и широкомасштабной подготовки инженерно-технических кадров, с другой — не менее актуальной является задача формирования инженерно-технической грамотности в большинстве иных профессий во всех отраслях экономики. К примеру, наличие умений и навыков в сфере программирования / робототехники / искусственного интеллекта мы находим в большинстве профессий (в том числе и педагогических), которые появятся согласно «Атласу новых профессий» [10] к 2030 г.

Но, возвращаясь к тексту Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 г, обратим внимание на то, что в целевых ориентирах отмечается необходимость пятикратного увеличения количества инновационной продукции и числа предприятий, осуществляющих технологические инновации. Нарождающаяся «новая экономика», «экономика знаний и высоких технологий» сопряжена с идеей инновационного развития. То есть мы должны затронуть тему массового производства инноваций, «конвейера инноваций». Для этого уточним само понятие инновации. Во-первых, стоит разделить понятия «инновация» и «новое знание». Во-вторых, следует выяснить его ключевое содержание. В отличие от открытий и изобретений, инновации меняют мир: «Они наступают, когда меняется ментальная карта, когда человек понимает, как этим можно пользоваться», — пишет П. Г. Щедровицкий. По сути, инновация — это уже готовый к использованию продукт. Очевидно, что для создания «конвейера по производству инноваций» в инновационной экономике одной инженерно-изобретательской деятельности будет недостаточно. В этой связи важную роль теоретики отводят инженерно-предпринимательскому партнерству. Первое полное теоретическое обоснование этой мысли дал Й. Шумптер в работе «Теория экономического развития» (1912 г.). В своих взглядах на прогресс он основывался на теории разделения труда (так же, как А. Смит) и считал, что технологическое предпринимательство выделилось в особую деятельность при росте разделения труда в изобретательстве.

Молодая наука об управлении — менеджмент — по сути, взяла на себя функции предпринимательства, пытаясь профессионализировать его. Интеграция высокотехнологичной инженерной мысли и высокоорганизованной предпринимательской деятельности в современном обществе позволяет говорить о возможности массового производства технологических инноваций, что уже в настоящее время подтверждает эту идею в появлении технологических стартапов, сети венчурных бизнесов, предпринимательских артелей и т. п.

Какова же роль образовательных организаций в формировании нового технологического уклада? Задачи профессионального образования нацелены, главным образом, на реализацию государственных запросов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Среднее профессиональное образование... имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов

среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства...» [11]. Целевые ориентиры государства по построению новой экономики и подготовке инженерно-технических кадров мы рассмотрели выше. При этом если образование стремится выполнить запрос государства по обеспечению инновационными кадрами, оно должно быть нацелено не только на формирование инженерно-технических компетенций у обучающихся, но и на развитие предпринимательской инициативы.

На фоне инновационных технологических стратегий роль гуманитарно-педагогического образования кажется второстепенной. Но на самом деле у гуманитария, педагога, психолога в техносфере более глубокий механизм воздействия на личность. Он обладает технологией построения личной профессиональной траектории в опоре на внутреннюю, а не внешнюю мотивацию. В частности, на реализацию врожденных способностей, на интерес к профессии, на стремление к реализации идей, на желание работать в творческой атмосфере, на потребность не только в коллективной, но и в одиночной деятельности и т. д.

В проекте правительственной стратегии «Инновационная Россия — 2020» была выделена (даже шрифтом) важность дошкольного и начального образования: «Формирование ком -петенций... должно начинаться еще до школы — во многом именно на этой стадии и в начальной школе закладываются основы навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в ко -манде, навыки социализации. Дальнейшее образование может эти навыки развивать, но очень редко может сформировать их заново» [12].

Получить со стороны образовательных учреждений поддержку в реализации выбранного курса развития планирует не только государство, но и сам субъект образовательного процесса — ребенок. Он ожидает от педагога помощи в раскрытии его способностей, в удовлетворении потребности в самосовершенствовании: «Ребенок человека — особый феномен, сущность которого составляет сконцентрированная в пределах его маленького тела возможность (стать человеком), находящаяся в состоянии напряженного ожидания тех внешних условий, взаимодействие с которыми позволит этой возможности превратиться в действительность» [13, с. 10]. Ребенок ждет воссоздания вокруг

него условий современной высокотехнологичной картины мира — только так он сможет развиваться как будущий специалист и как человек. Подтверждение того, что ребенку необходима среда для развития его способностей, присутствует и в зарубежных инновационных концепциях одаренности. Так, А. Шведел и Р. Стернберг полагают, что «одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства», т. е. как «качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте "человек — среда"» [14].

Между тем образовательное учреждение далеко не всегда может предоставить ребенку требуемую развивающую образовательную среду из-за нехватки средств и специалистов. При наличии же возможностей оно сможет демонстрировать высокие результаты. Образование за последнее столетие расширило свои механизмы. Ныне сюда входит не только учебная деятельность, но и проектная, научно-практическая, экскурсионная, конкурсная, воспитательная, оздоровительная. Современное образование при этом обладает эквифинальностью — динамическим свойством, организующим перевод обучающихся, выходящих к общему старту из различных начальных состояний, в одно и то же финальное состояние: стать профессионалом в своей сфере и личностью.

Обращаясь конкретно к возможностям педагогического колледжа, следует отметить его потенциал в подготовке будущих специалистов: педагогов дошкольного, начального (в том числе коррекционного и специального), дополнительного, музыкального, физкультурного образования и т. д. Педагогический колледж не может подготовить инженера или техника, но он может подготовить грамотного педагога-специалиста, который будет способен к формированию у детей и подростков познавательного интереса к инженерно-технической деятельности, который будет понимать, как создать необходимую образовательную среду, сможет с раннего возраста грамотно выстраивать естественно-научную картину мира ребенка и закладывать основания технических компетенций. Раннее профессиональное развитие дает впоследствии стабильный результат: молодые специалисты намного реже переходят из одной области в другую в поисках лучшей социально-экономической ниши, так как имеют ощущение своего призвания и преданности профессии, а раннее погружение в профессию дает накопительный эффект в часах занятий, что позволяет в более ранние сроки получить качественно подготовленного специалиста в инженерно-технической сфере. «Иссле-

дования показывают, что успешность в любой инженерной профессии напрямую зависит от того, как долго человек не прерывает свой труд в конкретной специализации. Те, кто последовательно углублялись в одном направлении более 10 тысяч часов, автоматически попадают в тридцатку лучших специалистов по данному вопросу в мире. Непрерывные усилия объемом более 20 тысяч часов — позволяют инженеру претендовать на одну из лидерских позиций» [9].

Задачей руководства и коллектива педагогического колледжа в условиях быстро меняющегося мира является синхронизация своей картины мира относительно картины мира будущего, выбор правильной стратегии развития. Эти факторы обусловили выбор темы региональной инновационной площадки Магнитогорского педагогического колледжа на 2017-2019 гг.: «Подготовка обучающихся педагогического колледжа к развитию у детей ранней технической компетентности». Цель программы — совершенствование образовательной модели подготовки обучающихся в педагогическом колледже посредством формирования будущей готовности к развитию у детей ранней технической компетентности. Реализация цели предусматривает выполнение следующих задач:

1) проведение ознакомительных мероприятий по изучению передового отечественного опыта в вопросе развития технической компетентности в образовательном процессе и внеурочной деятельности детей дошкольного возраста, в начальной школе, в дополнительном образовании и в деятельности социальных центров;

2) оснащение материально-технической базы;

3) создание научно-методического обеспечения;

4) разработка нормативно-правового обеспечения;

5) подготовка кадрового обеспечения;

6) введение в образовательный процесс спецдисциплин и дополнительных общеразви-вающих программ по техническому творчеству и образовательной робототехнике;

7) создание новой научно-исследовательской среды путем вовлечения обучающихся кол -леджа в научно-исследовательскую и проектную деятельность по техническому творчеству; проведение научно-практических мероприятий для преподавателей и обучающихся колледжа.

Инновационная площадка начала свою деятельность согласно приказу Минобрнау-ки Челябинской области № 01/9 от 10.01.2017

«О формировании и функционировании региональных инновационных площадок на территории Челябинской области». К середине апреля 2017 г колледж уже начал деятельность во многих направлениях.

Так, для знакомства с передовым опытом в организации инновационных педагогических лабораторий преподаватели и представители руководства колледжа посетили естественнонаучные и робототехнические лаборатории: метапредметную лабораторию при ЮУрГШУ. инновационные педагогические лаборатории в Казанском педагогическом колледже, Педагогическом колледже им. Н. К. Калугина г. Оренбурга, Курганском педагогическом колледже, Центр робототехники при Центре детского творчества Орджоникидзевского района г. Магнитогорска.

Преподаватели и студенты стали посещать конференции, форумы и круглые столы по теме робототехники. Колледжем налажена экскурсионная деятельность, включающая посещение научно-производственных лабораторий высокотехнологичного предприятия НПО «Ан-дроидная техника» г. Магнитогорска. Группы обучающихся педагогического отделения под руководством преподавателей во время экскурсий знакомятся с этапами создания роботов (проектирование, изготовление деталей, прото-типирование, сборка, отработка движений, проверка устойчивости конструкции и т. п.), знакомятся с высокотехнологичными продуктами для медицины (экзоскелет, манипулятор и т. д.), с робототехническими комплексами для образовательного процесса, с космической робототехникой. Знакомство с роботом-помощником Федором (БЕВОЯ), отобранным Правительством Российской Федерации для подготовки к полету в космос в 2021 г., производит неизгладимое впечатление на ребят: робот поднимает тяжелейшие гири, откручивает тугие винты и даже управляет автомобилем. Такие экскурсии — как раз та среда, которая помогает лучше понять будущее. И педагоги колледжа, и будущие молодые воспитатели и учителя воочию видят, какие профессии будут востребованы в будущем, какие технологии будут тиражироваться. Сейчас изобретены уже многие технологические конструкции, но, как поясняют разработчики, большинство проблем упирается в отсутствие материалов. Как только появятся новые материалы и удешевится их стоимость, продукты пойдут в массовое производство.

Практическую пользу в понимании модели подготовки кадров для современной экономики

дало знакомство с Региональным стандартом кадрового обеспечения промышленного роста [15], разработанным АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в 2015 г. Стандарт состоит из положений, описывающих модель и механизмы кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности с использованием эффективных инструментов повышения кадрового потенциала. А главное, Стандарт создает важную связку «экономика — профессиональное образование». Через конкретный инструмент — методику WorldSkills Russia — нам удалось изучить национальные стандарты и сквозные компетенции по большинству педагогических специальностей, реализующихся в колледже: «дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «музыкальное образование», «физическая культура».

В ходе организации конкурсных площадок в рамках IV открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Южный Урал 2016-2017 гг. по компетенциям «Дошкольное воспитание», «Преподаватель младших классов», «Физическая культура и спорт» и в ходе непосредственного участия в соревнованиях по перечисленным компетенциям, а также по компетенции «Преподавание музыки в школе» руководством и преподавателями колледжа были изучены требования к оборудованию площадок, произошло знакомство с новым оборудованием и программным обеспечением, с критериями и методикой оценки заданий.

В настоящее время в колледже создаются три инновационные педагогические лаборатории в соответствии с требованиями к материально-техническому оснащению по компетенциям «Дошкольное воспитание», «Преподаватель младших классов», «Физическая культура и спорт». Первые две лаборатории предполагают не только приобретение материально-технического оборудования, но и реконструкцию и капитальный ремонт кабинетов. Срок сдачи лабораторий — май 2017 г.

Необходимым элементом инновации является повышение квалификации педагогических кадров. Уникальный профессиональный опыт дает непосредственное участие преподавателей в чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia. В 2016/17 уч. г. только по педагогическим специальностям в этих чемпионатах приняло участие восемь преподавателей (что составляет 10 % от общего количества преподавательского состава колледжа). Еще часть

преподавателей выступили в качестве тренеров. Также преподаватели колледжа за неполный учебный год прошли теоретическое обучение на региональных экспертов (четыре человека) и на экспертов по демонстрационному экзамену (три человека). Все обученные преподаватели успешно сдали итоговые экзамены и получили удостоверения и свидетельства. Учебный год еще не закончился, в июне-июле планируется также обучить преподавателей по компетенции «Физическая культура и спорт» и увеличить число прошедших теоретическую подготовку по компетенции «Дошкольное воспитание».

Знакомство с конкурсными заданиями чемпионата показало необходимость владения будущим педагогом техническими средствами обучения (интерактивная доска, документ-камера и т. п.), а по компетенциям «Дошкольное воспитание» и «Преподаватель младших классов» также обязательным элементом оказалось выполнение заданий по робототехнике. В связи с этим колледжем были закуплены необходимые технические средства обучения (ТСО) и наборы по робототехнике. Кроме того, двенадцать преподавателей были обучены на курсах повышения квалификации по использованию ТСО и пять преподавателей — на курсах по работе с робототехническими наборами Lego Wedo и Lego Mindstorms. В настоящее время эти преподаватели активно обучают будущих выпускников работе с техническими средствами и с образовательной робототехникой, готовят ребят к участию в демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills Russia.

Руководителями отделений и ведущими преподавателями, задействованными в организации работы инновационной площадки, было скорректировано содержание учебных планов, были разработаны спецдисциплины, актуализированы в соответствии с общей научной темой колледжа рабочие программы по некоторым дисциплинам, а также разработано содержание нового — технического — направления для

подготовки педагогов дополнительного образования. Так, с 2017 г Магнитогорский педагогический колледж открыл набор по специальности «педагогика дополнительного образования (техническое творчество)» наряду с традиционно реализовавшимся художественно-творческим направлением по этой специальности. Также была разработана рабочая программа по образовательной робототехнике и уже в апреле 2017 г. на собственном робототехническом оборудовании колледжа в рамках дополнительных общеразвивающих программ начато обучение первых заинтересованных обучающихся.

В конце апреля 2017 г. в рамках инновационной площадки будет проведена региональная научно-практическая конференция по теме «Совершенствование среднего профессионально-педагогического образования в условиях технологической революции», в рамках которой произойдет обмен опытом, обсуждения, знакомство с представителями различных образовательных организаций, с которыми можно выстроить в будущем профессиональные отношения.

Подводя итог, хочется сказать, что выбор темы инновационного проекта Магнитогорского педагогического колледжа на ближайшие три года был неслучайным — он основывался на стремлении обновить модель образования в соответствии с требованиями времени. За небольшой срок удалось глубже разобраться в открывшихся вопросах, приступить к реализации всех обозначенных задач, вовлечь в инновационную деятельность педагогов и заложить первые кирпичики новой картины мира, новой онтологии педагогического колледжа. Несмотря на то, что образование традиционно считается одной из самых консервативных сфер и с внедрением инноваций всегда имеются определенные трудности, все оказывается не так пессимистично, когда мы понимаем, какой богатый педагогический опыт накоплен в России и какой хороший человеческий потенциал имеется в нашем колледже.

Библиографический список

1. Петр Щедровицкий : перемены в России уже стучатся в дверь [Электронный ресурс] // ФедералПресс. — 2017. — 06 янв. — Режим доступа: http://fedpress.ru/news/77/society/1722701.

2. Рифкин, Дж. Третья промышленная революция : Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом [Текст] / Джереми Рифкин ; пер. с англ. — М. : Альпина нон-фикшн, 2014. — 410 с.

3. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. — М. : АСТ, 2010. — 784 с.

4. Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. — М. : Прогресс, 1977. — 300 с.

5. Степин, В. С. Традиции и революции в истории науки [Текст] / В. С. Степин. — М. : Наука, 1991. — 261 с.

6. Floridi, L. The Fourth Revolution : How the Infosphere is Reshaping Human Reality [Text] / L. Floridi. — UK : Oxford University Press, 2014. — 272 p.

7. Щедровицкий, П. Г. Три технологические революции будущего или «новое пространство для человека» [Электронный ресурс] / П. Г. Щедровицкий // ТАСС. — 2013. — 24 янв. — Режим доступа: http://tass.ru/opinions/l596975.

8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.») [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017)]. — Режим доступа: Консуль-тантПлюс.

9. Ковалевич, Д. А. Конвейер инноваций [Электронный ресурс] / Д. А. Ковалевич, П. Г. Щедровицкий // Наноцентр ТехноСпарк. — 2016. —25 марта. — Режим доступа: http://asi.ru/nti/ docs/Konveyer_innovaciy.pdf.

10. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://atlas100.ru.

11. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

12. Инновационная Россия — 2020 : Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. : проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016.

13. Клочко, В. Е. Инновационный потенциал личности : системно-антропологический контекст [Тескт] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский // Вестн. Томского гос. ун-та. — 2009. — № 33. — С. 6-12.

14. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э. А. Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — № 4. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm.

15. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload_docs/staffing/standart_KPR.pdf.

УДК 377(510) И. С. Ломакина, начальник Центра

сравнительной педагогики и инноваций Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: compar.pedagog@inbox.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

В статье рассматриваются особенности построения системы профессионального образования в Китае в ХХ-Х1 вв. Автор объясняет влияние политических и социально-экономических факторов на становление профессионального образования. В статье раскрывается структура системы профессионального образования Китая, ее достижения и недостатки.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональные учебные заведения, социально-экономические реформы, пилотные проекты.

Реформы, запущенные в 1978 г китайским политиком и реформатором Дэном Сяопином, положили начало построению современной системы профессионального образования в Китае. Несмотря на то, что значительную часть своей истории Китай являлся одной из самых развитых стран мира и родиной выдающихся открытий, в стране отсутствовала система професси-

онального образования. В основе этого лежали следующие причины. Во-первых, на развитие образования и формирование этико-философ-ских основ китайского общества большое влияние оказало конфуцианство, главной целью которого являлось воспитание нравственного человека через образование. Под образованием при этом понималось изучение классической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.