Научная статья на тему 'Стратегия возможного развития педагогического образования в России'

Стратегия возможного развития педагогического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПРЕСТИЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГ С УНИВЕРСИТЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ ПОДХОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загвязинский Владимир Ильич, Плотников Леонид Дмитриевич, Волосникова Людмила Михайловна

Статья содержит размышления о состоянии и возможных вариантах дальнейшей судьбы отечественного педагогического образования, которое переживает сегодня период серьезных трансформаций. Основной вопрос ставится конкретно и жестко: должна ли идти речь о реанимации, возрождении, обновлении или же о ликвидации, разгроме высшего педагогического образования? Авторы убеждены, что данный вид профессиональной подготовки специалистов должен сохраниться, но необходимо разработать стратегию его развития с учетом лучших традиций и использованием прогрессивных современных образовательных концепций и технологий. Целесообразно модифицировать все современные формы педагогического образования колледжи, педагогические институты, педагогические университеты. Особого внимания заслуживает обучение учителей и преподавателей в государственных университетах, для чего требуется включение автономных педагогических образовательных учреждений в университетские комплексы, разработка соответствующих стандартов, учебных планов и программ. В классическом обучении наиболее полно и эффективно сочетаются все грани качественной подготовки педагогов: обретение навыков исследовательской деятельности, фундаментальность образования и приобщение к культурным ценностям. Вариант подготовки педагога в классическом университете рассмотрен на примере опыта Тюменского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия возможного развития педагогического образования в России»

Теория инновационной деятельности

УДК 378:37.01 (470+571)

J

В. И. Загвязинский, Л. Д. Плотников, Л. М. Волосникова

СТРАТЕГИЯ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Л_____________________________________________г

Аннотация. Статья содержит размышления о состоянии и возможных вариантах дальнейшей судьбы отечественного педагогического образования, которое переживает сегодня период серьезных трансформаций. Основной вопрос ставится конкретно и жестко: должна ли идти речь о реанимации, возрождении, обновлении или же о ликвидации, разгроме высшего педагогического образования? Авторы убеждены, что данный вид профессиональной подготовки специалистов должен сохраниться, но необходимо разработать стратегию его развития с учетом лучших традиций и использованием прогрессивных современных образовательных концепций и технологий.

Целесообразно модифицировать все современные формы педагогического образования - колледжи, педагогические институты, педагогические университеты. Особого внимания заслуживает обучение учителей и преподавателей в государственных университетах, для чего требуется включение автономных педагогических образовательных учреждений в университетские комплексы, разработка соответствующих стандартов, учебных планов и программ. В классическом обучении наиболее полно и эффективно сочетаются все грани качественной подготовки педагогов: обретение навыков исследовательской деятельности, фундаментальность образования и приобщение к культурным ценностям. Вариант подготовки педагога в классическом университете рассмотрен на примере опыта Тюменского государственного университета.

Ключевые слова: стратегия развития педагогического образования, социальный статус и престиж педагогической профессии, профессионализм педагога, педагог с университетским образованием, преемственность традиционных и новых подходов и технологий.

Abstract. The paper reflects on the current state and development trends of higher pedagogic education in Russia, and considers the possibility of either renewal or liquidation of education in question. The authors maintain that teachers’ training system should be preserved, and emphasize the need for the proper strategy development combining both the best educational traditions and leading concepts and technologies.

It is recommended to modify all the modern educational establishments - colleges, pedagogical institutes and pedagogical universities. The special emphasis should be on teachers’ training at autonomous pedagogical institutions within the university complexes, and educational standards and curricula developments. In authors’ opinion the classical education effectively combines all the aspects of teachers’ training - the research capability, education fundamentality and cultural awareness. The experience of teaches’ training in Tumen State University is revealed.

Keywords: development strategy of pedagogic education, social status and prestige of pedagogic profession, pedagogic professionalism, teacher with a university degree, succession of traditional and modern approaches and technologies.

Педагогическое образование переживает сегодня период серьезной трансформации, и его судьба пока достаточно туманна. Часть государственных педвузов в целях выживания переоформилась в социально-педагогические и гуманитарные учебные заведения, часть - была присоединена к классическим университетам, а из оставшихся 43-х 30 признаны неэффективными, т.е. подлежащими реорганизации. То, что

система педагогического образования нуждается в обновлении, своего рода реанимации, приведении в соответствие с современными и перспективными требованиями, не подлежит сомнению, но нужно определиться со стратегией развития педагогического образования и, прежде всего, с тем, должна ли идти речь о реанимации, возрождении, обновлении или же о ликвидации, разгроме высшего педагогического образования [2].

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4

3

Теория инновационной деятельности

Что же происходит фактически? Состояние современного педагогического образования вызывает справедливую критику по многим направлениям. В их числе:

• неудовлетворительное качество набора, низкий балл ЕГЭ абитуриентов: на педагогические специальности приходят те, кто не набрал баллов на бюджетные места престижных вузов;

• выпускники вуза либо вообще не приступают к трудовой деятельности в сфере образования, либо, проработав там непродолжительное время, покидают ее;

• слабая адаптация выпускников к современным и перспективным требованиям, предъявляемым к современному образованию, к его методам и технологиям;

• преобладание теоретических методов обучения в вузе над практическими или отставание теории педагогического образования от потребностей школьной практики. Не всегда педагог может быстро перестроиться и выступить как помощник детей, умный наставник, а не транслятор знаний. Особенно трудно бывает молодому учителю. В плане преобразований высшая школа не успевает удовлетворять новые потребности реформируемой и модернизируемой общеобразовательной школы и профессионального образования [4];

• недостаточная подготовка студентов к педагогической коммуникации, к живому общению с воспитанниками (проблема усугубляется в связи с компьютеризацией школы) [8].

Сегодня педагогическое образование не успевает за динамикой развития школы, в которую приходят учителя, подготовленные, как правило, лишь теоретически, а уже на рабочих местах их приходится «доучивать» в практическом плане сотрудничать с детьми, оформлять документацию, проводить самоанализ урока и т.д. [1,6,7]

Острота и актуальность первых двух из перечисленных выше направлений носят общесоциальный характер и вызваны, с одной стороны, «остаточным» принципом финансирования образования, низким статусом профессий педагогического профиля, с другой - сложностью и высокой затратностью сил, нервов, энергии, которые присущи данным профессиям.

Справедливости ради, надо отметить, что в последние годы в некоторых регионах немало сделано для изменения ситуации. В частности, например, в Тюмени зарплата учителей достигла среднего уровня по области, постепенно решается вопрос с жильем, сохранены льготы сельским педагогам. Это стало возможно во многом благодаря тому, что некоторые вопросы материального вознаграждения труда педагогов стали решаться непосредственно в самих образовательных учреждениях.

Вернемся к проблемам качества подготовки педагогов. Декларируемый официальными документами переход общеобразовательной системы на компе-тентностную основу возможен лишь при повышении квалификации будущих учителей и воспитателей. Данный процесс предполагает изменение условий обучения, разработку соответствующих предметных

и межпредметных программ, освоение ситуацион-но-моделирующих технологий и контрольно-измерительных материалов - всего этого сегодня пока еще, к сожалению, нет в педагогическом образовании.

Для реализации провозглашенной образовательной политики нужны педагоги с новым, инновационным, творческим мышлением, обладающие высоким профессиональным потенциалом. Поэтому коренным образом должна быть пересмотрена стратегия подготовки педагогических кадров и система педагогического образования [3,9].

Изменение вектора профессиональной подготовки педагога предполагает акцент на ее фундаментали-зации, усиление методологической составляющей, приобщение студента к научной деятельности, формирование культуры системного анализа, умения ориентироваться в концептуальных основах современных обучения и воспитания. Современному педагогу необходимо опираться в своей профессиональной деятельности не столько на готовые технологии, сколько на собственные знания и профессионализм: он должен уметь правильно оценивать ситуацию и в соответствии с ее пониманием выбирать наиболее адекватные методы, средства, приемы обучения, разрабатывать собственные, «авторские» технологии деятельности.

Мы предлагаем два альтернативных стратегических решения:

1) ликвидировать педагогическое образование как отдельную отрасль подготовки специалистов, а кадры для сферы образования обучать по университетским программам как профильных специалистов (математиков, физиков, химиков, филологов, историков и т.д.); после окончания университетского курса выпускники могут проходить дополнительную психолого-педагогическую подготовку через магистратуру, ФПК или ИПК;

2) сохранить и реформировать педагогическое образование, в том числе интегрируя его в классическое университетское [2].

Педагогическая профессия - профессия массовая. Для того чтобы заполнить все вакансии учителей, преподавателей, воспитателей, требуется очень много специалистов. Вряд ли стоит надеяться, что выпускники университетов дружными рядами, широким фронтом двинутся в школу, тем более в дошкольные учреждения и систему дополнительного образования, особенно если речь идет о сельских, периферийных территориях. Уже сейчас становится явной угроза хронического недостатка профессиональных педагогических кадров. Так, в Тюмени на текущий момент существует дефицит воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Кроме того, анализ демографической, кадровой и образовательной ситуации в Тюменской области показал:

• состав педагогического корпуса региона по возрастному показателю выглядит следующим образом: о 37,1% педагогов имеют стаж работы свыше 25 лет; о 11% - пенсионеры; о только у 15% стаж до 5 лет;

4

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4

Теория инновационной деятельности

• демографические показатели (рост численности населения, увеличение суммарного коэффициента рождаемости и доли населения в возрасте моложе трудоспособного) позволяют прогнозировать увеличение количества вакансий в образовательных учреждениях. Скорее всего, в ближайшее время особенно вырастет потребность в учителях начальной школы, физики, математики и русского языка. Актуально и расширение обучения специалистов для сферы воспитания: воспитателей, специалистов для работы с молодежью, семьями, лицами с девиантным поведением, мигрантами, людьми с ограниченными возможностями, одаренными детьми.

В связи с этим очень важно рационально использовать опыт и возможности всех существующих типов педагогических учебных заведений: колледжей, институтов, педуниверситетов и государственных университетов.

Педагогические колледжи, как правило, дают основательную практическую подготовку своим выпускникам. Пединституты сочетают достаточную теоретическую психолого-педагогическую и методическую составляющие образования с практической компонентой, хотя менее успешно обеспечивают общекультурную и научную подготовку. Педагогический университет призван дополнить теорию и практику педагогического профиля обучения научной фундаментальностью, культурой и универсальностью, что в реальности не всегда удается в полной мере. А государственный университет, проигрывая в объеме и глубине психолого-педагогической и методической подготовки, может обеспечить и научную фундаментальность, и культуросообразность, и универсальность, и раннее приобщение к исследовательской деятельности.

Видимо, целесообразно сохранить, совершенствуя и преобразуя, все четыре формы образования, памятуя, что педколледжи могут входить в структуру вуза и быть начальной ступенью педагогической подготовки, а пединституты пока остаются основным каналом, поставляющим разнообразные кадры (логопедов, дефектологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольного звена и др.) для периферии, особенно для сельских учебно-воспитательных заведений. Некоторые институты можно ввести в структуру государственных университетов, но на правах автономных единиц с особым статусом, учебным планом и программами. В Тюменской области, например, вполне логично было бы сохранить такие педагогические вузы, как Ишимский педагогический институт, Тобольскую социально-педагогическую академию, которые обеспечивают кадрами всю область, включая ее северные территории и сельскую местность. При сохранении данных вузов можно было бы придать им статус автономных подразделений Тюменского государственного университета.

Интегративные структуры педагогического образования на базе классических или педагогических университетов (пединституты в составе классических

университетов, центры педагогического образования, факультеты повышения квалификации кадров и др.) представляются нам весьма перспективными [2]. Но для них необходимы особые учебные планы и программы, в которых были бы отражены сильные стороны как университетского, так и педагогического образования, современные образовательные технологии и присутствовала практическая, в том числе стажерская, подготовка. Тогда станут возможными обеспечение многофункциональности профессиональной деятельности, развитие необходимых сегодня и в перспективе умений и способностей педагогов, в том числе и в первую очередь воспитание и закрепление их убежденности в праве и даже обязанности быть самостоятельными, принимать творческие решения в конкретных ситуациях обучения и развития воспитанников, что, собственно, предлагается зафиксировать в проекте концепции и содержания профессионального стандарта педагога [4].

Рассмотрим вариант подготовки педагога в классическом университете на примере Тюменского университета, в структуре которого находится Институт психологии и педагогики.

Тюменский государственный университет (ТюмГУ), созданный в 1973 г. на базе Тюменского государственного педагогического института, не прекращал подготовку педагогических кадров, сохраняя традиции педагогического образования. В учебном заведении реализуются и совершенствуются все уровни высшего образования: специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. В настоящее время ведется подготовка по 16 педагогическим специальностям и направлениям: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Логопедия», «Филология», «История», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Теория и методика преподавания иностранных языков», «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство», «Педагогика и методика начального образования», а также открытым в 2012 г. профилям «Физическое образование», «Математическое образование» «Филологическое образование» (бакалавриат), «Математическое образование» (магистратура). Контингент обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям составил в 2013 г. 2286 человек. Кроме того, с 2002 г. университет реализует социальный проект подготовки вузовских педагогов по программе дополнительной квалификации «Преподаватель», которую получили 180 человек, обучавшихся по классическим университетским специальностям.

Следует отметить многие конкретные преимущества подготовки педагога в университете, которая в России исторически всегда рассматривалась как одна из задач классического высшего образования. В классическом обучении наиболее полно и эффективно сочетаются все грани качественной подготовки специалистов: исследовательская деятельность сту-

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4

5

Теория инновационной деятельности

дентов, освоение фундаментальных дисциплин и приобщение учащихся к культуре.

Сегодня ТюмГУ - крупный научно-образовательный комплекс, где учатся более 30000 человек по 174 программам высшего профессионального образования, по 61 программе аспирантуры и по 127 программам дополнительного образования. В составе университета 7 учебных и 4 научно-исследовательских института, 73 кафедры, 31 научно-учебная лаборатория, 15 научно-образовательных центров (НОЦ), академическая гимназия, Техноцентр, Технопарк, 3 центра коллективного пользования; Центр высокопроизводительных вычислений, Информационно-библиотечный центр (книжный фонд 2,1 млн. экз.), образовательный телерадиоканал «Евразион», спортивные и тренажерные залы, Центр зимних видов спорта, медико-санитарная часть, 4 студенческих общежития, спортивно-оздоровительный лагерь «Лукашино», базы отдыха в г. Туапсе (Черноморское побережье) и на озере Байкал, биологическая станция и питомник пятнистого оленя.

В ТюмГУ сформирована современная информационная образовательная среда, которая включает 3 841 единиц оргтехники и 70 серверов. Развивается парк суперкомпьютерной техники: введен в эксплуатацию новый суперкомпьютер «Менделеев», который входит по производительности в рейтинг 50 самых мощных российских суперкомпьютеров. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам, научным online-ресурсам, в том числе зарубежным.

Преподаватели широко используют современные технологии и формы организации учебного процесса: специализированные компьютерные программы, деловые и ролевые игры, проблемные и исследовательские методы, метод case-study, модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса, метод проектов, структурированные по уровням фонды оценочных средств для диагностики профессиональных компетенций.

В 2007 г. ТюмГУ стал единственным вузом области, победившим в федеральном конкурсе на право реализации Инновационной образовательной программы в рамках Национального проекта «Образование». В 2012 г. по результатам мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов Минобрнауки России университет признан эффективным учебным учреждением.

Ведущим принципом деятельности университета является интеграция науки и образования. Здесь трудятся 1200 преподавателей: 69,5% штатного профессорско-преподавательского состава - доктора (134 чел.) и кандидаты наук (502 чел.). Среди них научно-образовательной деятельностью занимаются академик РАН, директор Института океанологии РАН Р И. Нигматулин, члены-корреспонденты РАН М. И. Клеандров, Т. И. Моисеенко, академики РАО В. П. Борисенков, В. И. Загвязинский, член-корреспондент РАО Г. Ф. Куцев.

Активно функционируют 15 ведущих научно-педагогических коллективов. С 2008 по 2012 г. по заказам организаций реального сектора экономики университетом выполнено НИР на сумму почти 900 млн. рублей. Получены гранты на создание новых научно-образовательных центров (НОЦ) по психологическим, педагогическим, филологическим наукам, искусствоведению, социологии.

Высок уровень международного признания университета: заключено 64 договора о сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями, широка география международных связей (СНГ и страны Балтии, Европа, США, КНР, Япония, Куба), подготовлены пять совместных образовательных программ с иностранными вузами-партнерами. Помимо прочего, в университете преподается 15 иностранных языков.

Фундаментальность обучения, интеграция науки и образования, бренд университета, обеспечивающий приток хорошо подготовленных абитуриентов; мощная лабораторная база, включенность преподавателей в интернациональное профессиональное сообщество, использование эффективных дидактических и исследовательских инструментов, методов и технологий - все это создает хорошие предпосылки для качественной подготовки педагогов в университете.

На постоянной основе осуществляется взаимодействие с работодателями - образовательными учреждениями (подписано 87 договоров о сотрудничестве). Выпускники ТюмГУ (К. Лупиков, Д. Коляденко и др.) регулярно становятся лидерами регионального конкурса профессионального учительского мастерства «Педагог года Тюменской области» в различных номинациях.

В университете сформировалась известная в стране научная школа по педагогике. Учебный процесс по данному направлению обеспечивают 13 докторов и 45 кандидатов наук, к тому же для чтения лекций, проведения семинаров приглашаются известные российские ученые: академик РАО Ш. А. Амонашвили, члены-корреспонденты РАО Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, А П. Тряпицына и др.

Важным показателем продуктивной научно-педагогической деятельности университета являются выполненные в рамках Федеральной целевой программы проекты с общим названием «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» - «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (на материалах Тюменской области)», а также программы «Научно-методическое сопровождение исследований инновационного развития систем образования Уральского региона». Ведется работа по гранту РГНФ по теме «Проектирование духовно-нравственной среды образовательных учреждений с использованием социокультурного пространства региона». Разработаны и реализованы программы развития образования: Тюменской области (четыре программы), городов Тюмени (четыре проекта), Нижневартовска, Муравленко, Ханты-Мансийска, Лабыт-

6

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4

Теория инновационной деятельности

нанги, Ямало-Ненецкого АО (две программы), а также более 50 отдельных учреждений общего и профессионального образования. Создана Концепция модернизации профессионального образования в Тюменской области.

На основе ФГОС ВПО подготовлен и издан в центральных издательствах комплекс учебников для бакалавров педагогического профиля.

Силами университета на базе Академической гимназии организована система развития одаренных детей. Основными принципами, определяющими деятельность гимназии, являются углубленное изучение наук, профильное построение учебного процесса, привлечение учеников к научной работе. Гимназия -лидер олимпиадного движения в Тюменской области. В 2011/12 уч. г. 42 гимназиста стали призерами областной олимпиады школьников, заняв 63% призовых мест. По результатам ЕГЭ гимназия традиционно имеет самый высокий рейтинг в области. Среди ее выпускников 22 человека обладают 100-балльными сертификатами.

В вузе функционируют очно-заочные школы для одаренных детей «Первые шаги в науке» и Sunrise. Сотрудники университета ведут фундаментальные и прикладные исследования по теме «Развитие креативных способностей старшеклассников через интеграцию традиционных и инновационных подходов в учебно-познавательной деятельности».

В контексте решения задач модернизации педагогического образования, выдвинутых в рамках национальной инициативы «Наша новая школа» и последнего поколения ФГОС, ТюмГУ намерен восстановить статус центра подготовки и повышения квалификации учителей, осуществляющего сетевое взаимодействие образовательных учреждений и научно-методическое сопровождение инновационных проектов региона в сфере образования.

В современных условиях обучение педагогов в классическом университете, основанное на компе-тентностном подходе, выступает не только средством повышения качества кадров для сферы образования, но и важным фактором улучшения качества профессиональной подготовки студентов всех специальностей, связанных с работой в области «человек - человек». Эффективность увеличивается благодаря овладению будущими специалистами психолого-педагогическими знаниями и умениями (психолого-педагогической компетентностью), которые являются универсальными для решения самых разнообразных социально-профессиональных и личностных задач и востребованы в любой сфере и профессии.

На Ученом совете в феврале 2013 г. принята Концепция развития педагогического образования в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В концепции обозначены основные задачи, которые необходимо решить в ближайшее время:

- в сфере управления вузом: активное участие университета в формировании современной региональной модели педагогического образования, раз-

работке региональной программы модернизации педагогического образования в Тюменской области и в ее структуре - подпрограммы развития педагогического образования университетского типа, основанной на интеграции науки, инноваций и практики на 20132016 гг. Создание на базе университета инновационного образовательного кластера на основе интеграции вузов и колледжей области, готовящих педагогов; организация дискуссионной площадки с привлечением ведущих российских и зарубежных экспертов по вопросам развития педагогического образования. Тесное взаимодействие с вузами России и УрФО, в которых получают образование будущие педагоги. Внедрение программно-целевых методов управления развитием кадрового потенциала (целевые программы поддержки заслуженных педагогов и сотрудников, ведущих ученых и научных школ, талантливой молодежи);

- в научно-образовательной деятельности: опережающая разработка и научно-методическое сопровождение содержания и технологий дошкольного, общего среднего, дополнительного и профессионального образования в целях обеспечения качества подготовки педагогических кадров, соответствующего лучшим мировым стандартам. Открытие новых образовательных программ бакалавриата и магистратуры по подготовке учителей-предметни-ков по химии, биологии, информатике, географии, биологии, иностранным языкам; включение в основные образовательные программы университетских специальностей профиля «Педагогика» и педагогической практики; лицензирование направления 03500 «Педагогическое образование» для реализации программ с двумя профилями подготовки. Внедрение дополнительных программ, дисциплин, модулей, направленных на формирование актуальных компетенций педагогов (развитие вариативных форм дошкольного образования; освоение ФГОС начального и общего среднего образования; развитие одаренности детей и подростков; здоровьесбережение, социализация и духовно-нравственное воспитание, поликультурное воспитание; психолого-педагогическая поддержка и консультирование детей, родителей и педагогов; подготовка приемных родителей), диагностика уровня их сформированности. Реализация научно-педагогического проекта «Педагогическая магистратура для «Нашей новой школы». Разработка инновационных магистерских программ для руководителей образовательных учреждений нового типа. Создание и развитие сетевого пространства дополнительного профессионального образования педагогов и руководителей школ. Развертывание системы непрерывного образования педагогов на базе университета наряду со сложившимися региональными центрами повышения квалификации. Формирование информационно-телекоммуникационной сети открытого педагогического образования и портала информационно-телекоммуникационной сети открытого педагогического образования. Апро-

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4

7

Теория инновационной деятельности

бация эффективных форм педагогической практики и стажировки на основе договоров с организациями и учреждениями общего и дополнительного образования и социальной сферы. Создание творческих мастерских, экспериментальных площадок, формирование электронного банка инновационного педагогического опыта, проведение педагогических интернет-форумов, конкурсов профессионального мастерства, мастерских победителей конкурсов ПНПО, методических практикумов. Актуализация тематики научных исследований в целях обеспечения процессов модернизации дошкольного, общего среднего и высшего образования. Расширение участия ученых университета в федеральных, отраслевых, региональных и международных научных программах, конкурсах и проектах по актуальным направлениям педагогической науки и образования;

- в области профориентации и работы с одаренными детьми: расширение набора в университет на педагогические направления на основе договора с Правительством Тюменской области о наборе на регионально-целевой основе. Системная работа в школе по вовлечению лучших абитуриентов на педагогические специальности, повышению престижа работы педагога, повышению среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступающих на направление «Педагогическое образование». Проведение в ТюмГУ фундаментальных и прикладных научных исследований по разработке и внедрению эффективных методик (диагностических и развивающих), технологий и форм работы с одаренными детьми. Разработка программ повышения квалификации для развития профессиональных компетенций педагогов по выявлению и развитию одаренности детей. Развитие системы профильного обучения школьников в общеобразовательных учреждениях и на базе университета. Вовлечение одаренных школьников в проведение научных и научно-популяризаторских мероприятий университета. Расширение числа статусных олимпиад, всероссийских и международных интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий, проводимых с участием университета, направленных на выявление и поддержку одаренных детей; интеллектуальных и творческих состязаний;

- относительно международной деятельности: расширение участия в инновационных международных научно-образовательных проектах и программах по развитию педагогического образования и заключение соглашений с зарубежными партнерами по экспорту образовательных услуг. Обеспечение академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей; направление студентов и преподавателей в ведущие зарубежные научные школы, центры повышения квалификации: привлечение ведущих иностранных специалистов к педагогической и научной деятельности в университете. Разработка и реализация совместных с зарубежными университетами-партнерами ТюмГУ программ подготовки магистров-педагогов, в том числе предполагаю-

щих вручение двух дипломов. Интенсивная языковая подготовка преподавателей, научных сотрудников и студентов;

- в сфере развития материально-технической и информационной базы: строительство и модернизация учебно-лабораторных корпусов для подготовки учителей-предметников. Модернизация аудиторного фонда. Приобретение оборудования для учебных лабораторий, лицензионного программного обеспечения. Обеспечение доступа студентов, магистров, преподавателей к электронным информационным ресурсам, Web of Science, Scopus и полнотекстовым электронным базам научных публикаций.

Реализация этих мероприятий позволит провести модернизацию педагогического образования в Тюменской области и обеспечит приток в школы новой генерации учителей, которые будут обладать способностями интегрировать психолого-педагогические, общекультурные, конкретно-научные знания и умение применять их в профессиональной деятельности; будут подготовлены к рефлексии, системному анализу и решению профессиональных проблем, к сотрудничеству, работе в поликультурной среде, постоянному самообразованию - т.е. будут владеть социально-профессиональной компетентностью, являющейся важнейшим показателем качества высшего образования.

Итак, подведем итоги. Станем ли мы следовать отечественным и мировым историческим традициям в подготовке педагога с учетом всего нового и передового (современных информационных и коммуникативных технологий, ресурсов интернет-образования, методов дистанционного обучения и т.д.) или пойдем по пути ликвидации педагогического образования, его замены системой классического университетского образования - вопрос открытый, но для нас ответ на него очевиден: вряд ли последний вариант является разумным и перспективным. Для сохранения педагогического образования необходимо:

1. разработать общую стратегию реформирования данной области профессиональной подготовки с использованием научного и образовательного потенциала классических университетов и других форм обучения;

2. энергично и планомерно проводить социально ориентированную политику повышения статуса профессии педагога, прежде всего с целью привлечения в образование молодых, талантливых выпускников высшей школы;

3. возродить некоторые ранее существовавшие формы подготовки педагогов, в частности регионально-целевой прием, наставничество, социальную и стажерскую практику; увеличить количество бюджетных мест для подготовки педагогов в университетах;

4. разработать, принять и реализовать комплексные программы научной и методической подготовки педагогов различных специальностей с учетом преемственности традиционных и передовых новых подходов и технологий, а также региональных условий развития образования.

8

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4

Теория инновационной деятельности

Литература

1. Афонин С. И. О проблемах повышения квалификации учителя и возможных решениях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С.29-31.

2. Загвязинский В. и., Плотников Л.Д., Волосникова л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4. С.3-19.

3. Зиндович В. Г. Школьные реформы и профессиональное развитие учителей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.72-75.

4. Об образовании: закон Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 273-ФЗ. [Электрон. ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974 (Дата обращения: 1.08.2014).

5. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электрон.

ресурс]. URL: 1"|Ир://минобрнауки.рф/новости/3072 (Дата обращения: 1.08.2014).

6. Орлова О. М. Рефлексивный тренинг в практике профессионализации учителей начальных классов // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.41-44.

7. Пашкевич А. В. Создание мониторинга профессиональной компетентности учителя в ходе реализации ком-петентностного подхода в образовательном процессе школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.60-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Санникова М. Ю, Антропова Т. С. Повышение эффективности взаимодействия в системе «учитель - ученик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.61-69.

9. Швецова Н. А. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.77-79.

УДК 122/129

J

А. С. Горинский

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Л____________________________________________Г

Аннотация. В статье рассматриваются аксиологические, философские и социокультурные основания развития современных технологий обучения. Особое внимание уделяется выявлению связи между современными технологиями обучения и становлением новоевропейской идеи конструктивного эвристического метода.

Ключевые слова: технологии обучения, метод, конструктивизм, эвристика.

Abstract, The paper is devoted to axiological, philosophical and socio-cultural foundations of modern training techniques. Special attention is paid to identifying the relationship between modern training technologies and developing a new European idea of the constructive heuristic method.

Keywords: рedagogical techniques, method, constructivism, heuristic.

В современной организации педагогического процесса одна из традиционных функций педагогической деятельности - информационная, характерная для педагога-предметника - утрачивает свою значимость. В связи с этим в современной педагогической литературе много внимания уделяется изменению характера деятельности педагога в инновационных процессах обучения. Traditio, т.е. та непосредственная «передача» знания, которую веками осуществлял

traditor, «преподаватель», перестает быть ценностью в образовательной сфере.

Несомненно, современные педагогические технологии функционируют в системе научно-педагогического знания, более того, налицо тенденция к позиционированию их в качестве относительно самостоятельной области научно-теоретического знания. Первой диахронной формой такового знания явилась античная наука, в которой - впервые

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.