Научная статья на тему 'Из опыта реализации инновационного проекта "ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству": выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития студентов педагогического колледжа'

Из опыта реализации инновационного проекта "ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству": выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ / СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Татьяна Сергеевна, Кузнецова Марина Федоровна

В статье представлен опыт реализации проекта «ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству», целью которого является выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития студентов педагогического колледжа. Рассмотрены мероприятия, необходимые для достижения планируемого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта реализации инновационного проекта "ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству": выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития студентов педагогического колледжа»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

I 57

Из опыта реализации инновационного проекта «Профессий: от дебюта к мастерству»: выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития студентов педагогического колледжа

СИМОНОВА Татьяна Сергеевна,

директор Свердловского областного педагогического колледжа, Екатеринбург

КУЗНЕЦОВА Марина Федоровна,

заместитель директора по научно-методической работе Свердловского областного педагогического колледжа, Екатеринбург

Аннотация

В статье представлен опыт реализации проекта «ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству», целью которого является выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития студентов педагогического колледжа. Рассмотрены мероприятия, необходимые для достижения планируемого результата

Ключевые слова:

инновационный проект, индивидуальная траектория профессионального развития, региональный рынок труда, профессиональные пробы, профессиональные конкурсы, сопровождение молодых специалистов

Нацеленность региональной системы среднего педагогического образования на удовлетворение потребностей образовательных учреждений в педагогических кадрах на территории всей Свердловской области, в том числе в самых отдаленных муниципалитетах и сельских районах, придает особое значение исследованию проблемы профессионального развития студентов и молодых специалистов. Обеспечить соответствие качества образования требованиям инновационного развития социально-экономического комплекса Свердловской области — основная стратегическая цель профессионального образования. Для достижения этой цели актуальными задачами являются:

- модернизация инфраструктуры профессионального образования Свердловской области, ориентированной на диверсификацию образовательных услуг, обеспечивающих снижение неэффективных затрат и повышение уровня трудоустройства выпускников по присвоенным профессиональным квалификациям;

- приведение в соответствие содержания и структуры профессионального образования с нормами ФГОС СПО и потребностями регионального рынка труда;

Симонова Т. С., Кузнецова М. Ф. Из опыта реализации инновационного проекта «ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству»: выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития студентов педагогического колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 3. — С. 57-64.

58 | 3/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- повышение привлекательности программ профессионального образования по подготовке кадров, востребованных на рынке труда, развитие профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений [1, с. 2].

В соответствии с перечисленными задачами колледж должен не только готовить компетентных, мобильных конкурентоспособных специалистов, способных к постоянному профессиональному росту, но и содействовать их трудоустройству, профессиональной адаптации в новой рыночной среде. Именно на реализацию этих задач направлена деятельность Свердловского областного педагогического колледжа (далее — колледж).

В современном постиндустриальном образовании, по мнению Э. Ф. Зеера, распространены три модели профессиональной подготовки:

- адаптационная модель (модель X) — характеризуется выполнением деятельности в соответствии с предписанными правилами, нормами, алгоритмами. Доминирует тенденция адаптации к профессиональной деятельности и самоопределение к ней;

- модель самодеятельной организации (модель У) — ориентирована на подготовку специалистов, способных самостоятельно организовывать свою деятельность, принимать решения и нести ответственность за осуществляемые действия (главная тенденция — самоорганизация);

- модель профессионального саморазвития (модель Z), ключевой характеристикой которой является самореализация личности в профессии, сочетание автономности с командной работой, готовность к инновациям [3].

На основе третьей модели и стратегии развития профессионального образования Свердловской области в колледже был разработан проект «ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству», цель которого — обеспечить условия для подготовки выпускников в соответствии с потребностями экономики региона и учетом заказа работодателей посредством реализации индивидуальной траектории профессионального роста и мастерства. Достижение поставленной цели обеспечивается за счет решения основных задач:

1. Формирование у обучающихся осознанного стремления к получению образования по профессиям среднего педагогического образования.

2. Совершенствование условий для получения обучающимися качественного образования по профессиям педагогического профиля на перспективу за счет овладения дополнительными профессиональными компетенциями.

3. Создание условий успешного продвижения молодых специалистов от фазы выживания к фазе полной адаптации.

Планируемый результат обеспечивается за счет проведения мероприятий в рамках пяти направлений:

- информационное сопровождение и продвижение позитивного образа педагогических профессий в молодежной среде;

- школьная профориентация;

- подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования;

3/2018 | 59

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- сопровождение молодых специалистов в профессиональной деятельности;

- распространение опыта реализации программы.

Реализация проекта предусматривает три этапа: 1-й этап: «аналитический» (2015-2016), 2-й этап: «деятельностный» (2017-2018), 3-й этап: «экспертный» (2019-2020). Соотношение направлений и этапов реализации проекта представлено в таблице 1.

Проект базируется на следующих принципах:

- принцип регионализации предоставления образовательных услуг, отбора вариативного содержания для подготовки специалистов, востребованных на рынке труда Свердловской области;

- принцип связи профориентационной работы с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями социума в квалифицированных кадрах;

- принцип формирования разного вида компетенций: базовых, дополнительных, прорывных;

- принцип опережающего развития образования: гибкое реагирование основных профессиональных образовательных программ на изменения рынка образовательных услуг, государственного заказа и потребностей работодателя;

- принцип внедрения элементов дуальной системы обучения для освоения студентами основных видов профессиональной деятельности в реальной ситуации выполнения трудовых функций;

- принцип сетевого взаимодействия с работодателями, их объединениями, профессиональными образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования;

- принцип информатизации профессиональной подготовки специалистов посредством дистанционного обучения и консультирования, работы в сетевых профессиональных сообществах, размещения информации, проведения конкурсов и семинаров на информационном портале;

- принцип непрерывности и преемственности профессиональной подготовки специалистов в рамках педагогического кластера и реализации проекта «Педагогическая интернатура».

Для реализации направления «Школьная профориентация» в июне 2016 года в колледже была разработана программа выездного образовательного лагеря «Профи-World». В процессе интерактивных видов деятельности старшеклассникам были созданы условия для осознанного выбора профессионального развития в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями.

В лагере ребятам предлагается погрузиться в атмосферу города профессионалов, где каждый отряд представляет собой определенное профессиональное сообщество: учителя начальных классов, учителя физической культуры, воспитатели дошкольной образовательной организации, организаторы детского туризма, учителя художественной школы, менеджеры социокультурной сферы (организация детского досуга). Каждый участник проекта получает трудовую книжку, где фиксируется его трудовая деятельность.

Этапы реализации проекта и их содержание

Этапы реализации проекта 1-й этап:«аналитический» 2-й этап: «деятельностный» 3-й этап: «экспертный»

Сроки реализации 2015-2016 2017-2010 2019-2020

Информационное сопровождение и продви-1 жение позитивного образа педагогических профессий в молодежной среде • анализ содержания информационных порталов, деятельности профессиональных сообществ по проблеме проекта; • анализ статистических данных, теоретических исследований по выбранной теме; • анализ запросов работодателей Свердловской области, рынка труда •совершенствование условий реализации проекта через разработку путеводителей профессий, карт профессионального самоопределения, размещение информационных материалов о педагогических профессиях в социальных сетях и СМИ; •создание регионального банка с рейтингом востребованности профессий педагогического профиля Свердловской области • оценка результативности реализованных мероприятий проекта; • проведение социологических и маркетинговых исследований с целью определения престижности педагогических профессий в молодежной среде; • коррекция создаваемых условий на основании выявленных проблем и противоречий

2 Школьная профориентация • анализ существующих форм и методов современной профориентационной работы на основе изучения литературы и опыта образовательных организаций; • исследование профессиональных предпочтений современных школьников; • исследование опережающих запросов работодателей к молодым специалистам •создание профориентационного лагеря для школьников Свердловской области в каникулярное время, основанного на компетентностном подходе; • реализация новых форм и методов профориентационной работы: профессиональные пробы, мастер-встречи, вебинары, тренинги; •организация взаимодействия работодателей со старшеклассниками с целью формирования готовности к профессиональному самоопределению выпускников школ • исследование готовности школьников (участников Программы) к профессиональному самоопределению; • совершенствование профориентационных форм и способов согласно полученным результатам

Подготовка специалистов в 3 системе среднего профессионального образования • анализ понимания студентами колледжа задач профессионального развития, концепции компетент-ностного подхода к личному самоопределению; • анализ организационных и содержательных условий подготовки выпускников педагогических» специальностей. • исследование конкурсной активности и результативности студентов колледжа • реализация модели индивидуальной траектории профессионального развития студентов Свердловской области; • реализация студентами колледжа профессионально и социально значимых проектов и мероприятий в рамках проекта; •организация конкурсов профессионального мастерства в формате УиогИБкШэ для педагогических специальностей среди студентов Свердловской области • мониторинг реализации индивидуальной траектории профессионального развития студентов колледжа; • оценка результатов реализации профессионально и социально значимых проектов; -экспертиза результатов конкурсов профессионального мастерства в формате \Л/ог1с15кШ5для педагогических специальностей среди студентов Свердловской области

Сопровождение молодых 4 специалистов в профессиональной деятельности • анализ трудоустройства выпускников колледжа; • исследование запросов выпускников педагогических специальностей Свердловской области в повышении квалификации; • исследование проблем вхождения в профессию выпускников колледжа и запроса работодателей в части повышения квалификации молодых специалистов •организация программ повышения квалификации для молодых специалистов педагогических профессий Свердловской области в рамках деятельности Многофункционального центра прикладных квалификаций; • организация системы дистанционного наставничества для молодых специалистов на сайте колледжа, а также в рамках деятельности Ресурсного центра развития профессионального педагогического образования; •создание информационных и методических ресурсов в помощь молодым специалистам педагогических специальностей Свердловской области и размещение их на сайте колледжа • экспертиза эффективности повышения квалификации молодых специалистов педагогического профиля для профессиональной деятельности; • оценка востребованности разработанности материалов молодыми специалистами педагогических профессий; • оценка удовлетворенности работодателя профессиональными компетенциями выпускников колледжа

Распространение опыта реализации Программы • анализ взаимодействия образовательных организаций аналогичного профиля в части профессионального становления студентов; • анализ форм распространения опыта в части профессиональной ориентации молодежи; •составление БУЮТ-анализа для определения возможностей распространения опыта •участие в деятельности Ассоциации профессиональных организаций, реализующих образовательные программы педагогического профиля; •сетевое взаимодействие с вузами (УрГПУ, РГППУ, УрФУ) в рамках педагогического кластера; • представление результатов реализации проекта педагогическому сообществу в рамках деятельности Ресурсного центра развития профессионального педагогического образования • выявление результативности реализации программы; • экспертиза востребованности данного опыта другими образовательными организациями, работодателями, социальными партнерами; • оптимизация форм и методов распространения опыта

3/2018 | 61

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

В связи с тем, что продолжительное пребывание абитуриентов из отдаленных сельских местностей в Екатеринбурге не всегда возможно, было принято решение реализовывать отдельные модули из данной программы. Работа в рамках модулей ведется в следующих формах: тренинг лидерских качеств «Я лидер?!..»; тренинг на развитие мышления «Дело в шляпе»; тренинг здорового образа жизни «Моя жизнь — мои правила»; тренинг креативности «Я — творец своей жизни»; тренинг по тайм-менеджменту «Мое время — мой ресурс»; тренинг толерантности «Свой против чужих?» и др.

Также в рамках направления «Школьная профориентация» стоит отметить и организацию профессиональных проб в формате заданий WorldSkills Russia Junior на Дне открытых дверей в колледже, и работу педагогических классов, организованных Управлением образования г. Верхняя Пышма, где наряду с занятиями проводятся профессиональные пробы и тренинги. Открытие подобных педагогических классов запланировано и в г. Березовском.

Результатами работы колледжа со школьниками в рамках программы «ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству» являются: популяризация среднего профессионального образования; обеспечение набора абитуриентов с высоким уровнем мотивированности и образованности для обучения по специальностям педагогического профиля; создание открытой информационной среды профориентационной работы; увеличение доли обучающихся, определившихся с выбором профессии (специальности) к окончанию школы; увеличение доли школьников, удовлетворенных сделанным выбором.

Для студентов колледжа разработана индивидуальная траектория профессионального развития, включающая в себя четыре основных этапа.

1. «Профи-старт» (первый год обучения) — определение индивидуальных задач развития, осознание видов деятельности, которые предстоит освоить, самодиагностика личностных и профессиональных качеств, адаптация в образовательном учреждении, учебной группе, совершенствование общих компетенций.

2. «Профи-подъем» (2-й курс) — введение в специальность, освоение дополнительных общеразвивающих программ, самодиагностика уровня адаптированности к образовательной среде колледжа, выстраивание стратегии индивидуального профессионального развития.

3. «Набор высоты» (3-й курс) — освоение профессиональных компетенций, дополнительных программ, участие в мастер-классах, семинарах, конференциях, конкурсах, коррекция стратегии индивидуального профессионального развития.

4. «Профи-финал» (4-й курс) — отработка практических умений, анализ уровня освоенных компетенций, систематизация достижений, определение профессиональных задач карьерного роста, «педагогическая интернатура».

В соответствии с классификацией компетенций, представленной в дорожной карте Национальной системы компетенций и квалификаций Агентства стратегических инициатив, в рамках формирования

62 | 3/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

дополнительных компетенций и квалификаций студентам колледжа предлагается два типа дополнительных образовательных программ: об-щеразвивающие программы для первых курсов обучения и программы освоения видов деятельности в рамках многофункционального центра прикладных квалификаций [2].

Целью проведения конкурсов профессионального мастерства в формате WorldSkills является развитие профессиональных компетенций студентов и оценка уровня их сформированности в условиях, приближенных к реальным. Конкурсное движение способствует выявлению и поддержке талантливой молодежи, развитию у обучающихся навыков практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях, совершенствованию навыков самостоятельной работы, развитию профессионального мышления и повышению ответственности обучающихся за выполняемую работу.

Колледж является площадкой для проведения региональных чемпионатов по стандартам WorldSkills: с 2015 года — по компетенции «Дошкольное воспитание», с 2016 года — по компетенции «Преподавание в младших классах», с 2017 года — по компетенции «Физическая культура и спорт». С 2016 года в колледже реализуется программа профессиональной подготовки студентов — участников регионального чемпионата «Молодые профессионалы» «Стандарты WorldSkills как способ формирования профессиональных компетенций будущих педагогов», целью которой является разработка системы мероприятий, направленных на внедрение стандартов WorldSkills в образовательный процесс. За годы сопровождения олимпиадного движения, в том числе WorldSkills, было организовано четыре региональных чемпионата (2015-2018): полуфинал национального чемпионата в УРФО WorldSkills Russia-2015, межрегиональный отборочный чемпионат WorldSkills Russia Свердловской области УФО.

Система подготовки студентов к чемпионатному движению способствует достижению ими достаточно высоких результатов (см. табл. 2).

Для формирования у будущих специалистов дополнительных профессиональных компетенций колледж заключает договоры на целевое обучение студентов с муниципальными органами управления образованием Екатеринбурга, Березовского, Верхней Пышмы, Первоуральска и формирует вариативную часть основной профессиональной образовательной программы по заказу работодателей и потребителей данного вида услуги (например, легоконструирование, русский язык как иностранный с методикой преподавания, инклюзивные основы образования, и др.). Выпускная квалификационная работа выполняется студентами по заказу работодателя, при этом практическая часть представляет собой готовый продукт профессиональной деятельности: рабочая программа, методические материалы (конструкты уроков, цифровые образовательные ресурсы, рабочие тетради, сборники заданий и т. д.), разработка экскурсий, сценариев мероприятий и др.

После завершения профессиональной подготовки колледж помогает выпускникам адаптироваться к условиям профессиональной среды. Для этого был создан Центр сопровождения молодых специалистов,

3/2018 | 63

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 2

Результаты участия студентов колледжа в чемпионате WorldSkills Russia

Год Кол-во Компетенция Уровень/название Результат

2015 1 Воспитатель детей дошкольного возраста III открытый региональный чемпионат WorldSkills Russia-2015 3-е место

1 Преподавание физической культуры III региональный чемпионат «Молодые профессионалы» WSR Нижегородской области 4-е место/вне конкурса

2016 1 Преподавание в младших классах IV Региональный (окружной) чемпионат «Молодые профессионалы» (World Skills) Свердловской области Серебро

1 Дошкольное воспитание Золото

1 Дошкольное воспитание Межрегиональный отборочный чемпионат «Молодые профессионалы (Worldskills Russia)»-2016 в Уральском федеральном округе Серебро/ 518 баллов

1 Дошкольное воспитание V открытый региональный чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Золото/ 543 балла

2017 1 Преподаватель младших 1 классов 5-е место/ 503 балла

1 Дошкольное воспитание Отборочные соревнования на право участия в финале V Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» -

1 Дошкольное воспитание Золото/ 550 баллов

2018 1 Преподавание в младших классах VI открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Серебро / 543 балла

1 Физическая культура и спорт Серебро/ 497 баллов

2018 1 Дошкольное воспитание Отборочные соревнования на право участия в финале VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Прохождение в финал НЧ, 5-е место в РФ

в работе которого принимают участие представители администрации и работодателей, преподаватели, студенты, выпускники колледжа.

Направлениями деятельности Центра являются:

- выявление у молодого педагога профессиональных затруднений и определение им степени комфортности в коллективе (организация совместно с Уральским государственным педагогическим университетом двух форумов молодых педагогов в 2017 и 2018 годах);

- создание условий для успешной профессиональной адаптации молодого специалиста к профессиональной среде (повышение квалификации «Школа молодого специалиста», опНпе-наставничество, развитие творческого потенциала в профессиональных конкурсах «Я-про-фи»);

- сетевое взаимодействие с работодателями в рамках педагогического кластера (целевое обучение студентов, проведение работодателями экспертизы основных профессиональных образовательных программ, организация квалификационных экзаменов на рабочем месте и др.).

Таким образом, проект «ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству» предусматривает выстраивание профессионального развития абитуриентов, студентов, выпускников и молодых специалистов сферы образования для развития их профессионального самосознания. В последующие два года (2019-2020) будет скорректировано методическое сопровождение, обобщены полученные результаты, проанализирован опыт сотрудни-

64 | 3/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

чества с другими профессиональными образовательными организациями педагогического профиля для формирования профессиональной направленности, актуализации содержания образовательных программ в соответствии с запросом работодателей с целью индивидуализации процесса подготовки студентов.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Биктуганов Ю. И. Стратегия профессионального образования в Свердловской области // Профессиональное образование и рынок труда. — № 1. — 2013. — С. 2-3.

2. Дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций», одобрена Протоколом заседания наблюдательного совета АСИ № 2 от 3 мая 2012 [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/upload/iblock/ee7/dk_14-11-2012.pdf.

3. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 5. — C. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.