DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-8 УДК 374.3
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Беганцова И.С., Болотин Ю.Е., Воронина Н.А., Маркеева М.В.
В статье представлен опыт работы авторов с учащимися в рамках профориентационной работы в условиях современного вуза. В контексте заявленной проблематики, авторами рассматриваются такие понятия, как «профессиональная ориентация», «готовность к профессиональному выбору», «социально-психологическая характеристика абитуриентов».
В представленной статье авторами подчеркивается, что целенаправленная профориентационная работа позволяет не только оказывать помощь учащимися в выборе профессии, но и обеспечивает психологическую готовность человека к выбору профессии, саму осознанность этого выбора.
Заслуживает внимания использованный диагностический инструментарий, позволивший получить первичное представление о потенциальных потребителях образовательных услуг.
Значимость для теории и практики представляет разработанная социально-психологическая характеристика потенциальных абитуриентов, которая позволила сформулировать стратегию и тактику взаимодействия с учащимися, родителями, учителями и другими потенциальными потребителям образовательных услуг, а также наметить стратегию профориентационной работы в вузе.
Статья представляет интерес для специалистов в области практической психологии и социальной работы.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; готовность к профессиональному выбору; выбор профессии; социально-психологическая характеристика абитуриентов.
POSSIBILITY OF CAREER GUIDANCE ORGANIZATION IN TODAY UNIVERSITY
Begantsova I.S., Bolotin Y.E., Voronina N.A., Markeeva M.V.
The article presents the authors' experience with students as a part of career guidance in terms of modern university. In the context of the stated problems, the authors examine such concepts as "career guidance", "readiness to professional choice", "socio-psychological characteristics of applicants".
In the article presented, the authors emphasize that targeted career guidance work allows not only to assist students in choosing a career, but also provides a man with psychological readiness to the choice of a profession, the very awareness of this choice.
The diagnostic tools used are especially noteworthy, it provided with initial understanding about potential consumers of educational services.
The developed socio-psychological characteristics of potential applicants has a significant role for theory and practice, it allowed to formulate the strategy and tactics of interaction with students, parents, teachers, and other potential consumers of educational services, and it also allowed to outline a strategy for career guidance in higher educational institutions.
The article is of interest to specialists in the field of applied psychology and social work.
Keywords: professional orientation; readiness to professional choice; choice of occupation; socio-psychological characteristics of students.
Введение
Изменившаяся ситуация развития системы высшего профессионального образования обусловила необходимость концептуального подхода к организации и осуществлению профориентационной работы. В настоящий момент существует необходимость целенаправленной помощи учащимся в осознании сущности профессиональной деятельности, определении своего отношения к ней, своих возможностей и личностных ресурсов в ее освоении и последующей реализации. Прежде чем выбирать свою будущую профессию юношам необходимо получить хотя бы минимальные знания о ней. К сожалению, на данный момент в России складывается такая ситуация, что многие молодые люди не знают где это можно сделать и не имеют реального профессионального опыта.
Целенаправленная профориентационная работа позволяет не только оказывать помощь учащимися в выборе профессии, но и обеспечивает психологическую готовность человека к выбору профессии, саму осознанность этого выбора.
Сама по себе готовность к профессиональному выбору связана с достаточной информированностью о профессии и устойчивыми профессиональными намерениями, а также способностью человека соотносить требования, предъявляемые профессией со своими личностными особенностями. В связи с этим система профориентационной работы должна быть направлена на расширение знаний молодых людей о возможностях профессии, что способствует осознанности их будущего выбора.
Материалы и методы
В контексте изменений, происходящих в системе высшего образования в России, возникает необходимость в целенаправленной организации профориен-тационной работы среди учащихся.
С этой целью нами был разработан и апробирован диагностический инструментарий, позволивший получить первичное представление о потенциальных потребителях образовательных услуг. В разработанной нами анкете помимо традиционных сведений респондентов (старшеклассников) о себе содержалось всего девять вопросов, на каждый из которых были представлены варианты ответов. Таким образом, она не отпугивала старшеклассников громоздкостью, кроме того, сокращалось время опроса. Причем выбор респондента не ограничивался лишь одним вариантом ответа, тем самым был учтен момент возможной полимотивированности респондентов. В анкете мы попытались завуалировать истинные причины и цели проводимого опроса. Обращаясь к старшеклассникам как к экспертам-помощникам, мы тем самым попытались мотивировать их на максимальное сотрудничество с нами. Всего было опрошено 515 человек из различных районов Нижегородской области (Сосновского, Лукояновского, Первомайского, Перевозского, Бутурлинского и др.).
Обсуждение результатов
На основании проведенного опроса мы попытались представить социально-психологическую характеристику потенциальных абитуриентов. Ответы на
50% 40% 30% 20% 10% 0%
40,58%
8%0,4%
0% 0,2%2%
31,26%
18,44%
—8,15% 3,5%
В начальной В средних В 9 классе
школе классах (7-8 кл.)
В 10 классе
0%
В год окончания ш кол ы
■ мальчики девочки У всего
вопросы представлены графически.
Рис. 1. По вашему мнению, принимать решение о выборе профессии
необходимо
Отвечая на первый вопрос, значительная часть опрошенных считает, что выбор профессии нужно делать в старших (9, 10, 11) классах школы (79,56% респондентов), причем большая часть как девочек (26,6%), так и мальчиков (14%) отмечает, что принимать решение о выборе профессии необходимо уже в 9 классе (40,58%). Несколько меньшее количество старшеклассников указывает на то, что решение о выборе профессии необходимо принимать лишь в 10 классе (девочки - 18,6%; мальчики 12,7% соответственно). С учетом количественного преобладания в выборке девочек над мальчиками необходимо отметить, что общая тенденция выборов отражает в себе данный факт. Более детальный анализ статистических данных указывает на то, что мальчики в большей степени склонны принимать решение о выборе профессии в 10 классе школы. Возможно, это объясняется более поздним психосексуальным и социальным созревание мальчиков по сравнению с девочками. Это может быть также связанно и с защитой от серьёзных взрослых проблем, которые связанны с выбором профессии и страхом принятия решения. Подростки единодушны в мнении о том, что в год окончания школы решение о выборе профессии принимать уже поздно. Так считают лишь 4,7 % мальчиков и 3,5 % девочек.
Таким образом, большая часть старшеклассников (71,84%) уже готова говорить о своём профессиональном выборе в 9- 10 классе. Следовательно, про-фориентационная работа со старшеклассниками должна быть направлена не только на учащихся 11 классов, но 10-х и особенно 9-х классов. Именно в 9 классе подростком принимается решение о том, какое образование он будет получать среднее специальное или высшее.
ЕЗ Да, я уже сделал правильный выбор
I у меня есть варианты, но окончательный выбор еще впереди □ Без посторонней помощи это сделать трудно ЕЯ Все равно кем работать и где учиться
Не думал об этом сейчас есть более важные дела
80,0%
62,3%
60,0%
40,0% 20,0% 0,0%
мальчики девочки всего
Рис. 2. Вы лично уже пытались принять такое решение (о выборе профессии)? Какой вариант Вам ближе?
Отвечая на второй вопрос, выявляющий степень определенности сделанного старшеклассниками выбора лишь пятая часть респондентов - 21,6% указала на то, что сделанный ими выбор является достаточно определенным (9,1% мальчиков и 12,5% девочек). Больше половины старшеклассников 62,3% (23,7% мальчиков и 38,6% девочек) имеют лишь предполагаемые варианты профессионального выбора, их окончательный профессиональный выбор еще впереди. Фактически это та целевая группа, на которую и должна быть направлена профориентационная деятельность. Интересным является тот факт, что процент старшеклассников, которым «все равно кем работать и где учиться» достаточно низок (4% мальчиков и 4,7% девочек). Не думают о выборе профессии вообще 1,6% респондентов (1,4% мальчиков и 0,4% девочек).
Таким образом, подавляющее большинство старшеклассников ещё не выбрали ни профессию, ни место будущей учёбы. При этом, некоторые из классов, где проводился опрос, были профильными (напр. физико-математический). В процессе беседы даже те старшеклассники, которые уже (как бы) сделали свой выбор, отмечали тот факт, что их окончательное решение зависит от многих факторов.
Третий вопрос был направлен на выявление референтного (значимого) другого, влияющего на профессиональный выбор старшеклассника, и принятие им решения о получении того или иного образования, выбор образовательного учреждения.
Интересен тот факт, что немногие респонденты согласились с тем, что без посторонней помощи выбор сделать сложно (см. Рис.2.), тогда как анализ результатов ответа на третий вопрос (см. Рис. 3) свидетельствует о том, что подавляющее большинство респондентов, в случае затруднений в выборе профессии и места дальнейшей учебы обратилось бы к родителям.
Рис.3. Если бы Вам потребовалась помощь в выборе профессии и места дальнейшей учебы, скорее всего вы обратились бы к...
Это вполне естественный факт, так как родители для подростка - это не только значимые взрослые, но и люди которые обеспечивают материальные затраты, связанные с обучением. 12% старшеклассников в случае сложностей с выбором профессии и места учебы обратились бы к специалисту-психологу. Данный факт свидетельствует о том, что профориентационная деятельность должна строиться на психолого-педагогической основе. В ходе профориента-ционного взаимодействия со старшеклассниками необходимо оказывать им, их родителям, учителям консультативную психологическую помощь. Следующая
категория значимых других, к которым обратился бы подросток, учителя (9,9% респондентов), на последнем месте оказались обращения к друзьям (8,3%).
Таким образом, выделились те целевые группы, профориентационная работа с которыми косвенно можем повлиять на профессиональный выбор старшеклассников: родители, специалисты-психологи образовательных учреждений, учителя.
Отвечая на четвертый вопрос, связанный с тем, что важно для эффективного выбора профессии и дальнейшего места учебы 48,45% старшеклассников отметили «интерес к выбранной профессии»; 21% указали на наличие «информации о профессии и возможности трудоустройства»; 20,8% «перспективы карьерного роста и размер зарплаты». Таким образом, к основным факторам, определяющим выбор профессии, старшеклассники относят собственную внутреннюю мотивацию, социальную востребованность и престижность профессии, наличие перспектив профессионального роста.
й: Интерес к выбранной профессии
Информация о профессии и возможности устроиться на работу Ш Пристижность и традиции вуза ■ Близость учебного заведения к вашему дому Взаиодействие вуза с выпускниками школ Перспективы карьерного роста и размер зарплаты
30%
мальчики девочки
Рис. 4. Для эффективного выбора профессии и дальнейшего места учебы,
по Вашему мнению, важны...
Такие факторы как «престижность и традиции вуза» (6%), «близость учебного заведения к Вашему дому» (1,8%), «взаимодействие вуза с выпускниками школ» (1,7%) недооцениваются старшеклассниками, что связано во мно-
гом с недостатком рационализма (умения реально оценивать ситуацию), идеализированным представлением о предполагаемом профессиональном выборе, не сформированностью представлений о будущей профессии и т.п.
■ Занятия на подготовительных курсах Знакомство со студ, жизнью и экскурсии в учебные корпуса и общежития Совместные мероприятия со студентами (фестивали, конкурсы, концерты, соревнования)
мальчики девочки всего
Рис. 5. Что Вам помогло бы окончательно принять решение о выборе вуза?
Анализируя ответы на вопрос о том, что помогает старшеклассникам принять решении о выборе вуза, мы можем констатировать, что наиболее значимый фактор - это «занятия на подготовительных курсах» (45,3% респондентов), на втором месте по значимости оказался фактор «знакомства со студенческой жизнью и экскурсии в учебные корпуса и общежития» (41% респондентов).
Вызывает удивление тот факт, что лишь 13,5% респондентов указали на значимость «совместных мероприятий со студентами (фестивали, конкурсы, концерты, соревнования)». Возможно, это связано с тем, что эта форма деятельности является недостаточно используемой и старшеклассники имеют о ней лишь гипотетическое представление, но не имеют опыта реальной ее реализации; кроме того, это может быть связано страхом взаимодействия в ситуации неопределенности.
Часто Иногда Очень редко Не рассказывают
■ мальчики в девочки ь всего
Рис. 6. Как часто рассказывают преподаватели о профессиях на занятиях
Подавляющее большинство респондентов ответили, что преподаватели лишь иногда предоставляют информацию о профессиях, либо делают это очень редко. Это говорит о необходимости разработки и проведения специальных мероприятий рекламного характера, ориентированных именно на учителей, работающих со старшеклассниками.
Заключение
Таким образом, в целом социально-психологические особенности потенциальных абитуриентов заключаются в том, что они достаточно рано пытаются определиться в своем профессиональном выборе, но даже при наличии его нескольких вариантов испытывают трудности в конечном выборе профессии. Они, ориентируясь на мнение значимых других, не соотносят свои реальные возможности с требованиями, предъявляемыми выбранной профессией, так как имеют иллюзорное представление о ней, ориентируясь на ее социальную значимость и популярность. Старшеклассники недооценивают ту сторону получения профессии, которая связана с материальными затратами, а также качеством получаемого образования. Они не осознают саму суть студенческой жизни, являясь нацеленными больше на внешние ее проявления.
Выявленный нами портрет потенциальных потребителей образовательных услуг позволил сформулировать стратегию и тактику взаимодействия с
учащимися, родителями, учителями и другими потенциальными потребителям образовательных услуг.
Одним из стратегических направлений профориентационной работы является разработка и проведение специальных мероприятий рекламного характера, ориентированных на потенциальных абитуриентов и их родителей. Причем с учетом специфики вуза и факультета нужен дифференцированный подход к организации рекламной кампании. Отдельные образовательные программы необходимо презентовать по-разному.
Вторым стратегическим направлением профориентационной работы является расширение спектра партнеров для взаимодействия по организации про-фориентационной деятельности с учетом потребности в молодых специалистах не только сферы образования, но и других сфер потенциального трудоустройства выпускников не педагогических специальностей.
Третье направление включает в себя использование профориентационно-го потенциала выпускников вуза и факультета, а также работу со студентами заочного отделения с целью привлечения их к профориентационной работе и распространению информации об образовательных возможностях вуза.
Четвертое направление связано с интеграцией на базе вуза педагогического сообщества, с целью расширения географии представленности вуза в других регионах страны (реализация совместных проектов, научные конференции, курсы повышения квалификации и т.п.).
Данные стратегические направления были реализованы в конкретной тактике взаимодействия в процессе профориентационной работы с различными категориями потребителей образовательных услуг: организация рекламной деятельности; расширение спектра партнеров для взаимодействия по организации профориентационной деятельности с учетом потребности в молодых специалистах; выстраивание работы с выпускниками вуза; работа с учителями общеобразовательных школ; реализация социально значимых проектов и участие в научных конференциях и семинарах различного уровня также способствует
распространению информации о вузе. На основе стратегического плана профориентационной работы в дальнейшем необходимо осуществлять ее понедельное планирование.
Таким образом, в рамках профориентационной работы сотрудники вуза смогут расширить спектр сфер деятельностей, в рамках которых может осуществляться профориентационная работа, формы ее организации, получив новый позитивный опыт взаимодействия с потенциальными абитуриентами, а также возможность использовать свои профессиональные навыки на практике, непосредственно в процессе общения с ними.
Список литературы
1. Беганцова И.С. Профориентационная работа с молодежью как социально- и психолого-педагогическая проблема / Беганцова И.С., Болотин Ю.Е., Завражнов В.В, Щелина Т.Т. // Современные исследования социальных проблем. 2011. №2 (06).
2. Беганцова И.С. Особенности профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма/ Беганцова И.С., Болотин Ю.Е., Калинина Т.В., Щелина Т.Т.// Педагогика и психология развития современного детства: Материалы Международной научно-практической конференции: В 3-х частях. Ч. 2. Арзамас, 2011. С. 44-47.
3. Беганцова И.С. Проблема психолого-педагогической компетентности преподавателей в современной ситуации развития среднего профессионального образования / Беганцова И.С., Воронина Н.А., Черненкова А.В., Ще-лина Т.Т. // Педагогика профессионального образования: перспективы развития. Монография. Книга 6. Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2012. С. 102-130.
4. Воронина Н.А. Особенности профессионального самоопределения студентов-гуманитариев: проблема, диагностика, результаты // Воронина Н.А., Беганцова И.С., .Завражнов В.В.,Щелина Т.Т. // Модернизация российского об-
разования тренды и перспективы. Монография: Книга 2. Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. С.82-101.
5. Маркеева М.В. Деятельность психолого - педагогической службы в обеспечении профессионального самоопределения студентов в условиях вуза // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1(32). С.55-58.
6. Маркеева М.В. Концептуальные подходы к формированию профессионального самоопределения молодежи в условиях модернизации российского образования // Современное состояние и пути развития системы образования. К.2. : монография / под общ. ред. С. В. Куприенко SWordl. Одесса: Куприенко С.В., 2012. С.102-124.
7. Маркеева М.В., Беганцова И.С., Воронина Н.А. Возможности научно-исследовательской деятельности в развитии профессионального самоопределения студентов гуманитарных специальностей и направлений подготовки // Высшее образование сегодня. 2014. №9. С.2-4.
References
1. Begantsova I.S.,Bolotin Y.E, Zavrazhnov V.V., TT Shchelina T.T. Sov-remennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Current research on social problems], no. 2 (2011).
2. Begantsova I.S., Bolotin Y.E., Kalinina T.V., Shchelina T.T. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: "Pedagogika i psikhologiya razvitiya sovremennogo detstva" [Materials of International Scientific conference "Pedagogy and psychology of modern childhood"] in 3 parts. Part 2. Arzamas, 2011. pp. 44-47.
3. Begantsova I.S., N.A. Voronina, Chernenkova A.V., Shchelina T.T. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: perspektivy razvitiya. Kn.6 [Pedagogy of vocational education: prospects for development. Vol. 6]. Novosibirsk: Publishing House "SIBPRINT", 2012. pp. 102-130.
4. Voronina N.A. Begantsova I.S., Zavrazhnov V.V., Shchelina T.T. Moderni-zatsiya rossiyskogo obrazovaniya trendy i perspektivy. Monografiya: Kn. 2 [Modernization of Russian education trends and prospects. Monograph: Vol 2]. Krasnodar: ANO "Center for Social and Political Studies" Premier ", 2012. pp.82-101.
5. Markeeva M.V. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. no. 1 (2012): 55-58.
6. Markeeva M.V. Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya sistemy obrazovaniya. Kn.2. : monografiya [Current status and the ways of educational system development. K 2.: Monograph ]. Odessa: Kuprienko S.V., 2012. pp.102-124.
7. Markeeva M.V., Begantsova I.S., Voronina N.A. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today] no.9 (2014): 2-4.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Беганцова Ирина Серафимовна, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университет им. Н.И. Лобачевского
ул. К. Маркса, д.36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Россия Болотин Юрий Евгеньевич, заведующий кафедрой социальной работы, сервиса и туризма, кандидат психологических наук, доцент
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университет им. Н.И. Лобачевского
ул. К. Маркса, д.36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Россия Воронина Надежда Александровна, доцент кафедры общей и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университет им. Н.И. Лобачевского
ул. К. Маркса, д.36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Россия e-mail: voroninanadejda@rambler. ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4219-2374
Маркеева Марина Викторовна, заведующая кафедрой психологии развития, кандидат психологических наук, доцент
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университет им. Н.И. Лобачевского
ул. К. Маркса, д.36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Россия e-mail: mmarkeeva@yandex. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 5615-9561
DATA ABOUT THE AUTHORS
Begantsova Irina Serafimovna, Ph.D. in Psychological Science, Associate Professor, Head of the General and Educational Psychology Department
Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky 36, K.Marksa st., Arzamas, Nizhny Novgorod region, 607220, Russian Federation Bolotin Yuriy Evgen'evich, Ph.D. in Psychological Science, Associate Professor, Head of the Social Work Department, service and tourism
Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky 36, K.Marksa st., Arzamas, Nizhny Novgorod region, 607220, Russian Federation Voronina Nadezhda Aleksandrovna, Ph.D. in Psychological Science, assistant professor of general and educational psychology.
Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky 36, K.Marksa st., Arzamas, Nizhny Novgorod region, 607220, Russian Federation e-mail: voroninanadejda@rambler. ru
Markeeva Marina Viktorovna, Ph.D. in Psychological Science, Associate Professor, Head of Developmental Psychology Department
Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky 36, K.Marksa st., Arzamas, Nizhny Novgorod region, 607220, Russian Federation e-mail: mmarkeeva@yandex. ru
Рецензент:
Щенникова Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского