Научная статья на тему 'Готовность преподавателей к воспитанию студентов в условиях модернизации высшего образования'

Готовность преподавателей к воспитанию студентов в условиях модернизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / EDUCATION OF STUDENTS / EDUCATIVE POTENTIAL OF EDUCATIONAL STANDARDS / WILLINGNESS OF TEACHERS TO EDUCATE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелина Тамара Тимофеевна, Беганцова Ирина Серафимовна, Маркеева Марина Викторовна

Модернизация высшего образования определяет необходимость изменения позиции преподавателя по отношению к студентам и собственной профессиональной деятельности. Возрастает роль воспитания в вузе как одного из требований к условиям реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования и обеспечению его качества. Специфика прочтения образовательного стандарта позволяет охарактеризовать заложенные в нем интеллектуально-информационный и ценностно-смысловой ресурс, организационно-технологическое обеспечение учебно-профессиональной деятельности, формы учебно-профессионального взаимодействия и социокультурную среду с позиций воспитания будущего специалиста. В результате изучения готовности преподавателей к воспитанию студентов в условиях модернизации высшего образования определены основные проблемы повышения психолого-педагогической и методической компетентности современного профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелина Тамара Тимофеевна, Беганцова Ирина Серафимовна, Маркеева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Willingness of teachers to educate students in the conditions of higher education modernization

Modernization of higher education determines the necessity to change the position of a teacher in relation to students and their own professional activities. The role of education in higher education institution as one of the requirements for the implementation of the basic educational programs of higher education and its quality ensurance is becoming more significant. The features of the educational standard interpretation allows us to characterize inherent in it intellectual and information, value-semantic resource, organizational and technological support for teaching and professional activities, forms of educational and professional interaction as well as socio-cultural environment from the perspective of education of a future specialist. As a result of studying the willingness of teachers to educate students in the conditions of higher education modernization the main problems of increasing psycho-pedagogical and metho-dological competence of modern teaching staff are identified.

Текст научной работы на тему «Готовность преподавателей к воспитанию студентов в условиях модернизации высшего образования»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-44 УДК 378

Готовность преподавателей к воспитанию студентов в условиях модернизации высшего образования

Щелина т.т., Беганцова и.с., маркеева м.в.

Модернизация высшего образования определяет необходимость изменения позиции преподавателя по отношению к студентам и собственной профессиональной деятельности. Возрастает роль воспитания в вузе как одного из требований к условиям реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования и обеспечению его качества. Специфика прочтения образовательного стандарта позволяет охарактеризовать заложенные в нем интеллектуально-информационный и ценностно-смысловой ресурс, организационно-технологическое обеспечение учебно-профессиональной деятельности, формы учебно-профессионального взаимодействия и социокультурную среду с позиций воспитания будущего специалиста. В результате изучения готовности преподавателей к воспитанию студентов в условиях модернизации высшего образования определены основные проблемы повышения психолого-педагогической и методической компетентности современного профессорско-преподавательского состава.

ключевые слова: модернизация высшего образования; воспитание студентов; воспитательный потенциал образовательных стандартов; готовность преподавателей к воспитанию студентов.

willingness of teachers to educate students in the conditions of higher education modernization

schelina T.T., Begantsova I.s., Markeeva M.V.

Modernization of higher education determines the necessity to change the position of a teacher in relation to students and their own professional activities. The role of education in higher education institution as one of the requirements for the implementation of the basic edu-

cational programs of higher education and its quality ensurance is becoming more significant. The features of the educational standard interpretation allows us to characterize inherent in it intellectual and information, value-semantic resource, organizational and technological support for teaching and professional activities, forms of educational and professional interaction as well as socio-cultural environment from the perspective of education of a future specialist. As a result of studying the willingness of teachers to educate students in the conditions of higher education modernization the main problems of increasing psycho-pedagogical and methodological competence of modern teaching staff are identified.

Keywords: modernization of higher education; education of students; educative potential of educational standards; willingness of teachers to educate students.

Анализ регламентирующих образовательную деятельность современного вуза документов позволяет сделать вывод о возрастающей роли воспитания как важнейшей составляющей требований к условиям реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования и обеспечению его качества. Об этом свидетельствуют зафиксированные в «Законе об образовании» [1] цель и содержание высшего образования, а также обязанности научно-педагогических работников. Важно, что цель как систмеообразующий компонент высшего образования раскрывается не только с позиций обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, но и с учетом удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Обязанности научно-педагогических работников уточняются в связи с необходимостью развития самостоятельности, инициативы, творческих способностей в процессе формирования у обучающихся профессиональных качеств по избранным профессии, специальности или направлению подготовки.

Своеобразие педагогического прочтения этих обобщенных положений заключается в соотнесении их с реальными социально-психологическими характеристиками современных студентов с выраженной социально-статусной мотивацией профессионального выбора, низкими значениями профессионально важных, для социономической сферы в частности, ценностных ориентаций, трудностями в постановке и достижении профессиональных целей, выстраивании временной профессиональной перспективы. Неслучайно в этой связи в ФГОС ВПО акцентированы требования к вузу в части создания благоприятного климата в вузе и условий,

способствующих самореализации личности, раскрытию индивидуальных способностей, формированию ценностных ориентаций студентов [2].

Выявленные исследователями и констатируемые преподавателями недостаточно сформированные представления студентов о сущности выбранной профессиональной деятельности, недостаточная личностная готовность к освоению профессии, развитию себя как будущего специалиста составляют основные направления разработки проблемы учебно-методического обеспечения ФГОС ВПО и психолого-педагогического сопровождения его реализации в условиях модернизации высшего образования [3].

Основным средством обеспечения качества высшего образования в современной ситуации его развития с позиций педагогики, как показывают исследования, может стать построение учебно-воспитательного процесса на основе интеграции социального воспитания и профессионального образования. Это предполагает обеспечение студентам субъектной позиции в собственном развитии и освоении позитивного опыта социально-профессионального взаимодействия в реальной актуальной жизнедеятельности вуза, максимально приближенной к содержательному и технологическому оснащению предстоящей профессиональной деятельности. Такое понимание содержательного и процессуально-технологического обеспечения профессиональной социализации студентов основано на воспитании как планомерно целенаправленно создаваемых в вузе благоприятных условий для овладения будущими специалистами необходимыми социальными и профессиональными ценностями, развития их самосознания, самоопределения и самореализации на основе ценностного выбора [4]. Создание таких условий достигается реализацией соответствующих технологий, способствующих развитию профессионального самосознания будущих специалистов, их личностному росту и социальной успешности в процессе доступной социально-профессиональной деятельности во взаимодействии с различными партнерами.

В этом смысле анализ воспитательного потенциала ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» позволяет выделить основные линии организации учебно-воспитательного процесса с акцентом на доразвитии недостаточно сформированных в школьные годы общеучебных умениях и личностных качествах в процессе формирования позитивного профессионального опыта в период вузовского этапа обучения.

Во-первых, существенным воспитательным потенциалом располагает раздел ФГОС «Характеристика профессиональной деятельности бакалавров» направления «психолого-педагогическое образование». В нем обозначены область и объекты профессиональной деятельности, позволяющие расширить интеллектуально-информационный и ценностно-смысловой

ресурс студентов за счет изучения сущности и специфики современного образования (общее, коррекционное, инклюзивное), социальной сферы, здравоохранения, культуры, их влияния на развитие и социализацию человека. Развитие деятельностной составляющей личностного и социального опыта студентов обеспечивается за счет изучения сущности, структуры и специфики современного обучения, воспитания, особенностей индивидуально-личностного развития обучающихся, здоровья обучающихся, организации психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида.

Во-вторых, особый воспитательный ресурс имеется в основных видах профессиональной деятельности (психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; социально-педагогическая деятельность; образовательная деятельность в дошкольном образовании и на начальной ступени общего образования). Конкретизация возможностей воспитания личности профессионала раскрывается профессиональными задачами и соответствующими им общекультурными и профессиональными компетенциями. Максимально приближенные по содержанию, формам и технологиям к соответствующим видам и задачам профессиональной деятельности ценностно-смысловое и организационно-технологическое обеспечение учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности академических групп студентов позволяет, как показывают исследования, корректировать индивидуально-личностное развитие и профессиональное становление будущих специалистов.

В-третьих, весьма существенно раскрывает воспитательные возможности ФГОС ВПО широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Особый воспитательный ресурс свойственен включенным в учебно-воспитательный процесс встречам и взаимодействию с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классам экспертов и специалистов. Существенно повышается воспитательный эффект за счет привлечения представителей работодателей к участию в оценке подготовленности студентов и выпускников в ходе защит курсовых и выпускных квалификационных работ, межсессионных и итоговых государственных экзаменов. Использование в организации учебно-воспитательного процесса, практики и НИРС соответствующих форм учебно-профессионального

взаимодействия позволяет студентам осваивать и корректировать профессионально-личностный опыт в относительно безопасной психологически комфортной среде.

В-четвертых, системообразующим моментом в плане реализации ООП в части воспитания студентов становится требование, согласно которому в вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности, формирования общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Такое прочтение ФГОС ВПО предполагает изучение готовности и подготовленности профессорско-преподавательского состава к работе со студентами в соответствии с современными требованиями. Результаты анкетирования преподавателей на предмет готовности к осуществлению воспитательной работы в вузе в условиях модернизации высшего профессионального образования позволили охарактеризовать основные проблемы, требующие решения с позиций психолого-педагогической и методической помощи преподавателям высшей школы. В основу анализа положены оценки преподавателями утверждений, отражающих их представления об особенностях отношения современных студентов к обучению в вузе, представления педагогов высшей школы об особенностях личностной готовности и подготовленности студентов к обучению в вузе, представления преподавателей о своей воспитательной деятельности в рамках преподаваемого предмета.

Обобщенный анализ полученных в результате анкетирования данных позволяет констатировать следующее. Весьма значимый процент преподавателей (20% с низким и 40% скорее достаточным уровнем готовности к осуществлению воспитательной работы в вузе) негативно оценивают особенности отношения современных студентов к обучению в вузе. По их мнению, большинство современных студентов не являются зрелыми личностями, адекватно оценивающими себя, осознанно выбравшими профессию и способными к организации самостоятельной познавательной деятельности. В большинстве своем данная группа преподавателей не видит возможностей использования воспитательного потенциала студенческой группы в процессе обучения, с одной стороны, не умея, а с другой, - и не желая этого делать.

В данную группу преподавателей преимущественно вошли те, кто не имеет специального профильного педагогического образования, либо те, у которых отсутствует психолого-педагогическое образование, и они реализуют на своих учебных занятиях преимущественно функ-

ции преподавателя-предметника. В эту группу в основном вошли преподаватели с минимальным опытом работы, а также те, кто близок к пенсионному возрасту или уже находится на пенсии. Педагоги с большим стажем работы в силу таких причин как отрицательный профессиональный опыт, эмоциональное выгорание, нежелание развиваться в профессии и осваивать инновационные технологии, зачастую не понимая и не принимая социально-психологические особенности современного студенчества, не видят смысла в воспитании как составной части преподавательской деятельности. По их мнению, «воспитывать должны семья и школа, а вуз - для взрослых, сознательно выбравших профессию, способных самостоятельно учиться». Учитывая возрастной состав профессорско-преподавательского корпуса современных вузов, подчеркнем, что таких преподавателей большинство, им сложно найти адекватные способы взаимодействия с теми 70% выпускников школ, которые стали студентами.

Наиболее перспективной при условии целенаправленной методической помощи и психолого-педагогической поддержки, по результатам исследования, являются группы преподавателей с достаточным (30%) и высоким (10%) уровнем готовности к воспитанию современных студентов. Эти преподаватели, зная социально-психологические характеристики современного студенчества, связывают отношение студентов к вузу с организацией самого процесса обучения в нем. Они более реалистичны в оценках особенностей мотивационной сферы учащихся и изначально нацелены на содержательно насыщенное и индивидуально ориентированное взаимодействие с ними. Преподаватели адекватно оценивают готовность студентов к обучению в вузе с учетом их индивидуально-личностных особенностей, понимая значимость индивидуальной помощи конкретным учащимся. Их отличительной особенностью является не просто нацеленность на процесс воспитания, но соотнесение его с быстроменяющимися целями, с интересами студентов, с новыми социальными потребностями. Воспитательная деятельность в рамках преподаваемого предмета характеризуется направленностью на реальное взаимодействие со студентами через организацию многообразной, содержательно насыщенной и интенсивной деятельности, связанной с взаимодействием с различными социальными партнерами, которая содействует личностному и социальному развитию студентов. Как правило, это преподаватели, владеющие психолого-педагогическими знаниями, воспитательными технологиями, стремящиеся к самосовершенствованию и саморазвитию. Преподавателей этой группы отличает высокий уровень креативности мышления, они могут вариативно оценивать факты и рассматривать явления, способны конструктивно перестраивать устаревшие стереотипы и нормы мышления, общения, взаимодействия со студентами.

Результаты мониторинга, направленного на выявление трудностей, возникающих в процессе воспитательной работы, подтвердили, что значительная часть преподавателей (30% с достаточно высоким и 10% с высоким уровнем готовности к воспитательной деятельности) высоко мотивированны на осуществление воспитательной работы со студентами. Они реалистично оценивают отношение и готовность студентов к обучению в вузе, имеют адекватные представления о своей воспитательной деятельности в рамках преподаваемого предмета.

Выявлена группа преподавателей (20% низкий и 40% скорее достаточный уровень готовности к воспитательной деятельности), для которых характерно отсутствие желания заниматься воспитательной деятельностью, т.к. одни из них сами еще не ощущают себя в статусе преподавателя, проявляя профессиональный инфантилизм; другие же нацелены не столько на взаимодействие со студентами и осуществление кураторской и воспитательной деятельности, сколько на собственную самореализацию в научно-исследовательском плане.

В процессе мониторинга выявлены общие сложности, которые возникают у преподавателей в ходе осуществления воспитательной деятельности в современном вузе. Часто встречающимися являются: разработка авторских воспитательных программ; использование современных технологий воспитания; отсутствие целостной системы воспитательной работы со студентами; планирование воспитательной работы; работа с трудными студентами и студентами «группы риска»; выбор методов и проведение диагностики уровня воспитанности обучающихся; осуществление коррекции собственной воспитательной деятельности; отсутствие личностной значимости воспитательной деятельности, незаинтересованность в ней. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дополнительных программ подготовки преподавателей к разработке таких моделей подготовки будущих специалистов, в которых органично сочетались бы концепция профессиональной подготовки и соответствующая воспитательная система вуза с учетом специфики отдельных факультетов.

В статье использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке в рамках гранта РГНФ «Теоретико-методические основы воспитания студентов в системе уровневого психолого-педагогического образования» №14-06-00798.

список литературы

1. Закон «Об образовании» Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 27.11.2014 г.).

2. Стандарт ФГОС ВПО // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/ (дата обращения 17.11. 2014 г.).

3. Щелина Т. Т. Проблема подготовки преподавателей к реализации деятельностного подхода в современном высшем образовании // Приволжский научный вестник. 2014. № 3-2 (31). С. 95-98.

4. Щелина Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: монография. - М.: МПГУ, 2006. 386 с.

Reference

1. Zakon «Ob obrazovanii» Rossiskoy Federatsii. - Elektronniy resurs [Law «On Education» of the Russian Federation. - Electronic resource. Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2012/12/30/obra-zovanie-dok.html (data obrashenia: 27.11.2014). [Mode of access: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (date of circulation 27.11.2014)].

2. Standart FGOS VPO [Standard GEF VPO]. Elektroniy resurs. Rezhim dostupa: http://www.fgos-vpo.ru/ (data obrashenia 17.11.2014) [Electronic resources. Mode of access: http://www.fgosvpo. ru/ (date of circulation 17.11. 2014)].

3. Schelina T.T. Problema podgotovki prepodavateley k realizatsii deyatelnostnogo podhoda v sovre-mennom vishem obrazovanii [The problem of training teachers for active approach implementation in today's higher education]. Privolzhsky nauchny vestnik [Privolzhsky Scientific magazine], 2014, № 3-2 (31). Pp. 95-98.

4. Schelina T.T. Dukhovno-tsennostnaya orientatsia sotsialnih pedagogov: monografia [Spiritual and social value orientation of teachers: monograph]. - Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ, 2006. P. 386.

данные об авторах

Щелина тамара тимофеевна, декан психолого-педагогического факультета, доктор педагогических наук, профессор

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

ул. К. Маркса, д. 36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Беганцова ирина серафимовна, доцент кафедры общей и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

ул. К. Маркса, д. 36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Российская Федерация e-mail: [email protected]

маркеева марина викторовна, доцент кафедры психологии развития, кандидат психологических наук, доцент

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

ул. К. Маркса, д. 36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Российская Федерация e-mail: [email protected]

DATA ABouT THE AUTHORS

shchelina Tamara Timofeevna, Dean of the Faculty of Psychology and Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch 36, Karl Marx Str., Arzamas, Nizhny Novgorod Region, 607220, Russia e-mail: [email protected]

Begantsova Irina serafimovna, Associate professor at the Department of General and Pedagogical Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Docent

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch 36, Karl Marx Str., Arzamas, Nizhny Novgorod Region, 607220, Russia e-mail: [email protected]

Markeeva Marina Viktorovna, Associate professor at the Department of developmental psychology, Candidate of Psychological Sciences, Docent

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch 36, Karl Marx Str., Arzamas, Nizhny Novgorod Region, 607220, Russia e-mail: [email protected]

рецензент:

Акутина с.п., профессор, доктор педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.