Научная статья на тему 'Профессиональная волонтерская деятельность: опыт, проблемы, перспективы'

Профессиональная волонтерская деятельность: опыт, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2653
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / PROFESSIONAL VOLUNTEER ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCES / STUDENTS / PROFESSIONAL TRAINING / SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акутина Светлана Петровна, Огородник Светлана Ивановна

В статье рассматривается понятие «профессиональная волонтерская деятельность», дается авторское понимание данного феномена. Представлен опыт работы преподавателей и студентов-волонтеров психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ, раскрываются проблемы, связанные с осуществлением добровольчества; предложены варианты решения проблем через организацию преподавания учебной дисциплины «Социальное служение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акутина Светлана Петровна, Огородник Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL VOLUNTEER ACTIVITIES: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS

This article enlights the concept of “professional volunteer activity”, and the analysis of this phenomenon. The article is based on the professional experience of teachers and students involved in volunteering with the Department of psychology and education NNSU university, Arzamas branch, and it reveals the various aspects associated with the implementation of volunteering, proposed solutions to organizating the pedagogical discipline “Social service”.

Текст научной работы на тему «Профессиональная волонтерская деятельность: опыт, проблемы, перспективы»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Акутина С.П., Огородник С.И.

В статье рассматривается понятие «профессиональная волонтерская деятельность», дается авторское понимание данного феномена. Представлен опыт работы преподавателе ft и студентов-волонтеров психолого-педагогического факультета Арзамасского филиалаННГУ, раскрываются проблемы, связанные с осуществлением добровольчества: предложены варианты решения проблем через организацию преподавания учебного дисциплины «Социальное служение ».

Ключевые слова: профессиональная волонтерская деятельность: профессиональные компетенции: студенты: профессиональная подготовка: социальное служение.

PROFESSIONAL VOLUNTEER ACTIVITIES: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS

Akutina S.P., Ogorodnik S.I.

This article enlights the concept of "professional volunteer activity ", and the analysis of this phenomenon. The article is based on the professional experience of teachers and students involved in volunteering with the Department of psychology and education NNSU university, Arzamas branch, and it reveals the various aspects associated with the implementation of volunteering, proposed solutions to organizating the pedagogical discipline "Social service ".

Keyword:professional volunteer activity: professional competences: students: professional training: social service.

Введение

На современном этапе развития российского общества переориентация образования на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами профессиональной подготовки будущих специалистов. Теоретические знания, получаемые студентами во время учебы, безусловно, станут основой их профессиональной компетентности, но при этом важно развивать и личностные качества студентов, так как в них сконцентрирован их потенциал и индивидуальное своеобразие. В связи с этим организация и развитие волонтерской деятельности среди студентов высших учебных заведений помогающих профессий может стать одним из приоритетных направлений подготовки молодых специалистов, занимающихся процессом успешной социализации подрастающего поколения, так как участие в добровольчестве помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует развитию профессиональной рефлексии, стимулирует самореализацию, развивает самомотивацию к выполнению профессионального долга.

Не случайно в начале декабря 2017 года на Всероссийском собрании под названием «Форум Добровольцев» Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2018 год - годом волонтера и добровольца. Президент подчеркнул особую значимость волонтерского движения: «Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России. 2018 год положит начало системной работе для развития волонтерского движения в будущем и позволит сконцентрироваться на решении основных проблем добровольчества: повышение престижа работы волонтеров, расширение сферы их участия в благотворительной деятельности, развитие единого информационного пространства» [1]. Весной 2017 года было объявлено, что в 2018 году начинается Десятилетие детства. Всем известно, что дети наше будущее и это известная всем и достаточно банальная фраза приобретает особое значение на последующие десять лет. Особое внимание будет уделяться развитию дошкольного и школьного образования, оснащению

школ, развитию детского спорта, здоровью детей и т.д. И думается, что волонтеры сыграют важную роль в этом процессе, чтобы наши дети росли здоровыми, успешными и счастливыми [1].

Материалы и методы исследования

На этапе получения профессиональной подготовки одним из эффективных средств развития социальной активности молодежи является поддержка их социальных инициатив, связанных, прежде всего, с возможностью получить раннюю профессиональную ориентацию с самостоятельной профессиональной деятельностью. При этом, на наш взгляд, достаточным потенциалом и перспективами в развитии социальной активности обладает волонтерская деятельность. Специфика воспитания современного студента, как человека компетентного, высоко нравственного и культурного, подразумевает разрешение следующих проблемных вопросов: мировоззренческое переосмысление положений гуманизма применительно к необходимости жить в условиях быстро изменяющегося мира (Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреева, А.Г. Асмолов, В.И. Байден-ко, М.С. Каган, Н.П. Гапон); определение компонентов социокультурно-ориентированной среды, способствующей формированию у студентов профессиональных компетенций, высокой нравственности и культуры (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.); постановка педагогического взаимодействия, основанного на конструктивном диалоге, рефлексии (O.A. Абдулина, Б.С. Гершун-ский, A.B. Мудрик); учет в профессионально организованной воспитательной работе тех специфических особенностей подготовки, которые будут необходимы будущему специалисту в профессиональной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС ВО (С П. Акутина, H.J1. Селиванова, Т.Т. Щелина, Н Е. Щуркова и др.), работы профессиографического характера (М.В. Богуславский, В.А. Сластенин, Г.Н. Шаповал, А.И. Щербаков), исследования, посвященные становлению и развитию волонтерской деятельности в Российской Федерации (H.A. Агеева, А.В.Гололобова, JIM. Семе-нюк, Т.А. Юдина).

Задачи исследования:

- рассмотреть дефиницию «профессиональная волонтерская деятельность»;

- выявить значение волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов помогающих профессий как социально-педагогической проблемы в современном высшем образовании.

Результаты исследования

В соответствии с задачами исследования мы проанализировали понятие «профессиональное волонтерство», учитывая различные научные точки зрения в понимании данного феномена.

Е.И. Холостова дает следующее определение понятию волонтерской деятельности: «широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом, а зачастую и вовсе отсутствует» [2].

H.A. Агеева определяет волонтерство как «направленность души на безвозмездную помощь ближнему и творчески-созидательную деятельность во благо Человека, Природы и Общества. Добровольное сотрудничество не имеет строгих временных рамок, оно зиждется на гражданских качествах личности, ответственности, инициативе и добровольности» [3].

Г.Г. Бородаева, И.А. Руднева в волонтерской деятельности, подразумевают «практическую деятельность студентов-волонтеров, направленную на помощь и организацию взаимопомощи тем людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации» [4].

Проанализировав значительное количество научных исследований по рассматриваемой проблеме (H.A. Агеева, В.Г. Афанасьев, Г.Г. Бородаева, A.B. Волохов, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн, H.A. Руднева, НЛ. Селиванова, О.В. Лишин, C.B. Тетерский, B.C. Третьякова, М.С. Яницкий и др.) мы пришли к выводу что «профессиональная

волонтерская деятельность» в современной науке рассматривается как общественно полезная форма проявления активности личности, основанной на реализации потребности в социальном служении, милосердии, помощи ближнему. Организованная с учетом добровольности и специфики осваиваемой студентами профессии волонтерская деятельность способствует развитию общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста, освоению им в практике реальной деятельности.

В контексте рассматриваемой проблемы мы опирались на основные методологические подходы к изучению проблем профессионального волонтерства: личностно-ориентированный, полисубъектный (диалоговый), герменевтический и аксиологический подходы. Основополагающими в нашем исследовании являются герменевтический и аксиологический подходы.

Мы рассматриваем профессиональную волонтерскую деятельность как социально-значимую деятельность, как способ социального служения являющегося ценностным основанием характера волонтера и личностным смыслом его бытия независимо от своег! профессии на благо другим людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в помощи и поддержке.

В рамках исследования, представим краткий анализ развития волонтерской деятельности на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Волонтерство стало одной из основных технологий подготовки будущих специалистов социальной сферы, социальных педагогов, педагогов-психологов через различные виды деятельности, в том числе и через проектную деятельность. Преподавателями, сотрудниками и студентами факультета, являющимися членами общественной организации «Педагогическое общество» был реализован проект «Детский дом - добрый дом» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям - сиротам в России». С декабря 2002 года началось тесное сотрудничество с Арзамасской воспитательной колонией, кото-

рое переросло в разработку и реализацию социально-значимого проекта «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных», победивший на конкурсе «Студенческая инициатива» Программы малых грантов «Тюремная реформа в России» при финансовой поддержке Renal Reform International [5]. С 2008 года студенты-волонтеры совместно с педагогами принимали участие в детском в Гуманитарном проекте для воспитанников детских приютов при монастырях на базе школы - интерната для мальчиков при Троице-Сергиевой Лавре, Николаевского Георгиевского женского монастыря с. Абабково Нижегородской области, детского дома слепо - глухих детей Московской области, Женского монастыря г. Углича и др. Студенты-волонтеры проводили с детьми спортивные мероприятия, участвовали в подготовке театрализованных постановок, помогали организовывать экскурсионные поездки, выступали в роли тьюторов при подготовке домашних заданий воспитанниками [6].

С 2012 года студенты-волонтеры активно работают на базе дошкольных образовательных учреждений города Арзамаса, где участвуют в организации и проведении праздничных утренников, помогают педагогам-воспитателям в подготовке мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Выпускному балу, Дню Осени; оформлении прогулочной территории; сами разрабатывают и проводят театрализованные представления по мотивам сказок, что позволяет детям верить в доброе волшебство, более близко познакомиться с русским народным творчеством. Сотрудничество детских садов и психолого-пе-дагогического факультета переросло в четыре экспериментальные площадки [7].

Студенты-волонтеры под руководством старшего преподавателя С.И. Огородник тесно сотрудничают с Центральной городской библиотекой им. A.M. Горького г. Арзамаса. Сотрудничество позволяет работникам библиотеки иметь постоянных зрителей и участников просветительских мероприятий, а студенты получают возможность обогатить себя новыми знаниями и профессиональными навыками.

Данный вид добровольного сотрудничества и социального партнерства предоставляет большие возможности для приобретения профессионального опыта, который студентам пригодится в своей работе с субъектами образовательной и социальной сферы.

Служение гражданам продолжается и в рамках социального взаимодействия с благочинием города Арзамаса и Арзамасского района, в рамках проекта «Отрада и утешение» - победителя грантового конкурса по открытию церковных гуманитарных складов, проводимого Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Данное учреждение открыто для обслуживания социально незащищенных слоев населения: многодетных семей, малоимущих граждан, пожилых людей, инвалидов. Педагоги и студенты направления подготовки «Социальная работа», имеющие большой профессиональный опыт в организации волонтерской помощи быстро откликнулись на просьбу администрации. И уже через несколько дней на открытии склада работали волонтеры под руководством старшего преподавателя Огородник С.П., где они занимаются приемом одежды от населения, ее сортировкой, оформлением заказов, подбором вещей для нуждающихся [8].

В рамках развития инклюзивного образования, студенты-волонтеры сотрудничают с разными типами школ по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья и их семьями. Студенты помогают в уборке дома, приготовлении уроков, организуют прогулки для детей, принимают участие в поведении диагностики совместно с психологом, участвуют в различных конкурсах и праздничных мероприятиях, помогают сопроводить детей в школу и обратно домой. Данный вид благотворительной помощи помогает родителям высвободить время для своих дел, посетить театры, сходить в библиотеку, поработать на приусадебном участке, помочь своим престарелым родителям, а детям-инвалидам - расширить свои социальные контакты, приобрести новых друзей, не быть оторванным от мира.

Обсуждение

Несмотря на положительные тенденции развития волонтерской деятельности, существует ряд проблем, которые требуют своего решения: не у всех студентов есть желание быть волонтером. По проведенным нами исследованиям, только 20% студентов готовы безвозмездно помогать нуждающимся. Образовательный процесс вуза не всегда позволяет располагать временем для работы волонтером. Чтобы привлечь к благотворительной работе как можно большее количество студентов, мы с каждым волонтером составляем индивидуальный график работы и маршрут его профессиональной деятельности. Еще одной серьезной проблемой является запрет некоторых родителей студентов, которые сами хотели бы приобрести опыт волонтерской деятельности, но не могут в силу своего еще недостаточно сформированного социального опыта и ценностного смысла приобретаемой профессии, объяснить родителям пользы и значимости от такой деятельности, как служение нуждающимся людям. Родители запрещают своим детям оказывать помощь детям и подросткам в таких учреждениях, как «Арзамасская воспитательная колония», Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида; «Детский дом для детей-инвалидов, социальный приют. В качестве еще одной проблемы можно обозначить ограниченность во времени на старших курсах -студенты создают свои семьи, идет переориентация ценностей в пользу собственной семьи, поиску работу и трудоустройства, загруженности на занятиях и т.д.

Анализ проблем направил нас на разработку курса по выбору «Социальное служение» для студентов направления подготовки «Социальная работа», направленной на развитие компетенций, способных содержательно и технологически обеспечить формирование гражданской позиции молодых людей; на развитие навыков взаимодействия с добровольческими организациями в сфере социального служения. Целью освоения дисциплины «Социальное служение» является формирование и развитие компетенций в осознании социальной значимости своей будущей профессии. В

содержании программы наряду с общими понятиями и подходами, были включены и темы, раскрывающие сущность и особенности организации добровольческой деятельности, подготовки волонтеров, знакомство с нормативно-правовыми основами социального служения. В авторскую программу был включен и такой раздел, который направлен на раскрытие личностных качеств волонтера, особенности его работы с различными категориями граждан. В программе предпринята попытка раскрытия многообразия проектов социального служения; знакомство с деятельностью Международной Ассоциацией Добровольческих Усилий, которые проводят акции на различную тематику, изучить и перенять как зарубежный, так и отечественный опыт волонтерства. Фонд оценочных средств включает учебно-исследовательские реферативные работы, разработку проектов: праздник в детском саду (школе), «День Победы», «мы за здоровую жизнедеятельность», «равные возможности для всех», «сердце матери», «в душе звенит весенняя капель» и др.; написание эссе на различную тематику: «Добровольчество в России: исторический путь развития», «личностные и профессиональные качества добровольца», «что значит быть волонтером» и др., создание презентаций и накопление личного Портфолио достижений, различные проблемные и творческие задания, деловые игры, конкурсы, мастер-классы, создание мультмедийных презентаций, организацию дискуссий и круглых столов с приглашение специалистов. По завершении курса студенты сдают экзамен. По словам самих студентов, данная учебная дисциплина раскрыла им «широкие возможности в реализации собственных сил, направленных на оказание помощи нуждающимся».

Заключение

Таким образом, добровольческая деятельность по своей сути и назначению являет собой неиссякаемый источник и ресурс высокой нравственности и социальной ответственности личности, выступая реальной альтернативой потребительской, корыстной формы жизнедеятельности для молодежи. Участие студентов в во-

лонтерской работе с различными незащищенными категориями, позволяет на практике более тесно соприкоснуться с будущей профессиональной деятельностью. Работа волонтерами, по мнению самих студентов, формирует такие качества личности как эмпа-тия, доброжелательность, сочувствие, ответственность, выдержку, терпимость и толерантность. К тому же студенты получают уникальный опыт общения и взаимодействия, что в дальнейшем поможет при выстраивании собственных детско-родительских отношений. Обучение на психолого-педагогическом факультете не ограничивается лишь лекциями, семинарскими занятиями и прохождением различных видов практик: студенты получают богатый, уникальный опыт взаимодействия с разными категориями людей в постоянной добровольческой деятельности. А это очень важно не только для будущих специалистов помогающих профессий, но и для любого человека, разделяющего традиционные ценности служения народу.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Благодарности. Авторы выражают признательность декану психолого-педагогического факультета Щелиной Тамаре Тимофеевне за поддержку.

Список литературы

1. Путин В.В. Выступление на Всероссийском собрании «Форум Добровольцев» [Электронный ресурс]: http://ria56.ru/posts/568-356835635956935. htm (дата обращения 28.01.2018).

2. Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. М.: ВЛАДОС, 2003 г.

3. Агеева H.A. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества [Электронный ресурс]: http:// human.snauka.ru/2015/01/9189. (дата обращения 14.05.2017).

4. Бородаева Г.Г., Руднева И.А. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента [Электронный ресурс]:

https://science-education.ru/pdf/2014/4/267.pdf (дата обращения 02.02.2018).

5. Акутина С.П. Студенческая волонтерская деятельность как средство подготовки специалистов помогающих профессий // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VI Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. 422 е.; авт. С. 148-152.

6. Акутина С.П., Маркеева М.В. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2012. № 9. (17). С. 53.

7. Огородник С.И. Развитие профессионально-важных качеств личности студентов посредством волонтерской деятельности в ВУЗе // Организация и содержание современного обучения в России / Теория и практика коррекционной педагогики и психологии в современной системе образования России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (17 июня 2014г., Чебоксары) / Гл. ред. Нечаев М.П. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. 422 с.

8. Огородник С.И. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий//Молодой ученый. 2017. №12. С. 532-535.

References

1. PutinV.V. Vystuplcnic naVserossiyskom sobranii «Forum Dobrovortsev» [Elektronnyy resurs]: http://ria56.ru/posts/568356835635956935. htm (data obrashcheniya 28.01.2018).

2. Kholostova E.I. Slovar-spravochnik po sotsiaFnoy rabote. M.: VLA-DOS, 2003 g.

3. Ageeva N.A. Professionarnoe volonterstvo kak effektivnoe sredstvo sotsializatsii studenchestva [Elektronnyy resurs]: http://human.snauka. ru/2015/01/9189. (Data obrashcheniya 14.05.2017).

4. Borodaeva G.G., Rudneva I.A. Volonterskaya dcyatcl'nost' kak fak-tor formirovaniya lichnosti studenta [Elektronnyy resurs]: https://

science-education.ru/pdf/2014/4/267.pdf (data obrashcheniya 02.02.2018)

5. Akutina S.P. Studencheskaya volonterskaya dcyatcl'nost' как sredst-vo podgotovki spetsialistov pomogayushchikh professiy // Sotsial'noc vzaimodeystvie v razlichnykh sferakh zhiznedeyaternosti: Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Otv. red. E.I. Brazhnik, N.N. Surtaeva, S.V. Krivykli. SPb.: Izd. RGPU im. A.I. Gert-sena, 2016. 422 s.; avt. S. 148-152.

6. Akutina S.P, Markeeva M.V. Fenomen volonterskogo dvizlieniya v kon-tekste professionarnogo sainoopredeleniya studentov // Sovremennye issledovaniya sotsiarnykh problem (elektronnyy nauchnyy zhumal), 2012. №9. (17), S. 53.

7. Ogorodnik S.I. Razvitie professionarno-vazhnykh kachestv lichnos-ti studentov posredstvom volonterskoy deyatefnosti v VUZe // Orga-nizatsiya i soderzlianie sovremennogo obucheniya v Rossii / Teoriya i praktika korrektsionnoy pedagogiki i psikhologii v sovremennoy sisteme obrazovaniya Rossii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. (17 iyunya 2014 g., Cheboksary) / Gl. red. Nechaev M.P Cheboksary: Ekspertno-metodicheskiy tsentr, 2014. 422 s.

8. Ogorodnik S.I. Sotsiarno-pedagogicheskiy potentsial volonterskoy deya-ternosti v podgotovke budushchikh spetsialistov pomogayushchikli professiy//Molodoy uchenyy. 2017. №12. S. 532-535.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Акутина Светлана Петровна, заведующий кафедрой социальной работы, сервиса и туризма, доктор педагогических наук, профессор

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени НИ. Лобачевского», Арзамасский филиал ул. К Маркса, 36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Российская Федерация sakutina(a)mail. ni

Огородник Светлана Ивановна, старший преподаватель кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени H.H. Лобачевского», Арзамасский филиал ул. К Маркса, 36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Российская Федерация [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Akutina Svetlana Petrovna, Head of the Department of Social Work, Service and Tourism, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor National Research Nizhny Novgorod State University named a fter N.I. Lobachevsky, Arzamas Branch

36, K. Marksa Str., Arzamas, Nizhegorodsfy region, 607220, Russian Federation sakutina(a)mail. ru ORCID: 0000-0001-5634-0010

Ogorodnik Svetlana Ivanovna, senior lecturer of the Department of General Pedagogy and Pedagogy of Professional Education

National Research Nizhny Novgorod State University named a fter N.I. Lobachevsky, Arzamas Branch

36, K. Marksa Str., Arzamas, Nizhegorodskу region, 607220, Russian Federation cwetur(a)mail.ru ORCID: 0000-0002-9584-1229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.