УДК 378.183.3
ФЕНОМЕН ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Акутина С.П., Маркеева М.В.
Цель: изучение воспитательных возможностей волонтерской
деятельности в профессиональном самоопределения студентов.
Метод или методология проведения работы: раскрыты технологии и специфика волонтерской деятельности студентов с различными незащищенными категориями населения в рамках реализованных проектов: организация и проведение тренинга общения, формирования отношений дружбы и взаимного принятия, развитие эмоциональной сферы и способности к преодолению кризисных ситуаций, технологии формирования у воспитанников адекватной самооценки, формирование позитивных установок в социальной среде, построение индивидуальных психологических бесед, проведение различных вариантов групповых дискуссий («мозговой штурм», дискуссии на основе анкетирования), досуговые технологии.
Результаты работы заключается в экспериментально доказанных эффективных возможностей влияния волонтёрской деятельности на профессиональное самоопределение студенческой молодежи, заключающееся в проявлении социально-личностных качеств в ситуации самостоятельных инициативных действий, необходимых будущему специалисту: умение ставить и достигать цели, определять приоритеты, развивать критическое и творческое мышление, уметь строить конструктивное взаимодействие, создавать ситуации успеха, координировать деятельность единомышленников в оказании социальной защиты и помощи различным категориям населения.
Область применения результатов: результаты исследования
применяются в преподавательской и методической деятельности при подготовке специалистов широкого профиля, в воспитательной работе со студентами, во взаимодействии с различными специалистами и общественностью (работодателями, социальными партнерами, родителями, учащимися образовательных учреждений, представителями прессы).
Ключевые слова: волонтерская деятельность, профессиональное
самоопределение, незащищенные категории населения, психолого -
педагогическая помощь, проектная деятельность.
PHENOMENON OF VOLUNTEERISM IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
Akutina S.P., Markeeva M.V.
Purpose: study of educational opportunities of volunteering in professional self-determination of students.
Method or the methodology of work:
technology and peculiarities of volunteer activities of students with various vulnerable groups of population within implemented projects are disclosed: organization and communication training, establishing relations of friendship and mutual acceptance, the development of emotional sphere and the ability to overcome crisis, the technology of forming pupils’ self-image, the formation of positive attitudes in the social environment, the construction of individual psychological interviews, various options for group discussions ("brainstorming", debate on the basis of questioning), leisure technology.
Results are experimentally proven effective possibilities of influence of volunteering opportunities on professional self-determination of students, particularly in developing of social and personal qualities in the situation of
independent action steps which are necessary for future specialist: the ability to put and achieve goals, to prioritize, to develop critical and creative intellection, the ability to build a constructive interaction, to create situations of success, to coordinate the activities of supporters in provision of social protection and assistance to various categories of population.
Field of application of the results: the results of the study are used in teaching and methodological activities in preparing generalists, in educational work with students, in interaction with various specialists and public (employers, social partners, parents, students, educational institutions, press representatives).
Keywords: Volunteer activity, professional self-determination, vulnerable population groups, psychological and pedagogical assistance, project activity, social and professional cooperation.
Введение. В настоящее время, с учетом основных тенденций развития современного образования в России, остро стоит вопрос о переходе на качественно новый уровень профессиональной подготовки выпускников.
Обучение в вузе является важнейшей составляющей успешной социализации человека. В этот период формируется личность будущего специалиста в определенных социальных условиях, происходит усвоение социального опыта, в ходе которого преобразуются ценности и ориентации студента, сквозь призму осмысления принятых его в социальнопрофессиональной группе, а через нее и в обществе, норм и традиций.
Организация волонтерской деятельности в учебном процессе вуза позволяет ускорить приобретение студентами жизненного опыта, дает богатые возможности для профессионального и личностного самоопределения личности будущего специалиста, позволяя студентам получить первичные представления о будущей профессии и реальный опыт будущей профессиональной деятельности, на основе усвоения позитивного опыта
социально-профессионального взаимодействия с различными категориями несовершеннолетних и различных социальных партнеров.
Материалы и методы. В отечественной и мировой практике педагогического и социального образования вовлечение будущих специалистов в практическую деятельность, максимально приближенную к осваиваемой профессии раскрываются потенциалом волонтерской (добровольческой) деятельности студентов (Г.П. Бодренкова, В.Г. Бочарова, И.Е. Городецкая, Л.К. Иванова, В.В. Митрофаненко, Н.С. Морова, П.Д. Павленок, А.А. Сафина, Е.И. Холостова). Анализ исследований показывает, что участие в добровольческом волонтерском движении выполняет особую роль в формировании профессиональной направленности современных студентов, повышении их профессионально деловой культуры.
Волонтерская деятельность на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» существует с 2001 года. Данная работа стала осуществляться в связи с необходимостью оказания психолого -педагогической помощи различным незащищенным категориям населения в рамках проектной деятельности.
За весь период работы психолого-педагогического факультета было реализовано - 14 проектов, в которых принимали активное участие, как преподаватели, так и студенты психолого - педагогического факультета, которые выступали в качестве волонтеров (руководитель: декан психологопедагогического факультета, доктор педагогических наук, профессор- Щелина Т.Т.).
В ходе реализации проекта «Детский дом - добрый дом» (2001 - 2004 г.г.) была разработана и реализована программа обеспечения детям-сиротам опыта общения в нормативной социальной среде. Специфика работы с детьми-сиротами требует особой психолого-педагогической подготовки и специальных навыков поведения в ситуациях, необычных по морально-этическим и другим критериям для человека, живущего в нормальной семье. Именно поэтому для
участия в работе по данной программе были приглашены студенты, обучающиеся по специальности «Социальная педагогика», «Педагогика и психология» и «Дошкольная педагогика и психология».
Программа предусматривала подготовку группы студентов - волонтеров на специальном тренинге для их последующего участия в организации досуга детей, в приготовлении школьных домашних заданий, спортивных играх, в кружковой работе, в посещении воспитанниками учреждений культуры вне детского дома и в других видах деятельности детей-сирот. Кроме того, студенты-волонтеры участвовали в качестве со ведущих на психокоррекционных занятиях, оказывали помощь сотрудникам детского дома в проведении социально - трудовой реабилитации (швейное мастерство, столярное дело, работа в огороде). Программа обучения студентов - волонтеров включала в себя два модуля. Освоение первого модуля позволяло студентам -волонтерам обучиться взаимодействию с детьми - сиротами в кризисных ситуациях. Работа в рамках освоения второго модуля была направлена усвоение возможностей мобилизации ресурсов личности детей - сирот в основных видах деятельности.
Программа обеспечения детям-сиротам опыта общения в социально нормативной среде предусматривала посещение студентами детского дома в свободное от их занятий время и в удобное для режима воспитанников. По графику, чередуясь группами по 3- 4 человека, студенты приходили в детский дом обычно во второй половине дня, когда дети возвращались из школы и включались в обычную жизнь учреждения. Выполняя программу, студенты не только организовывали совместно с воспитанниками досуг, хозяйственнобытовую деятельность, спортивные мероприятия, подготовку уроков, но и выполняли специальные психологические задания. В эти задания входило наблюдение за детьми, составление их психолого-педагогической характеристики, изучение интересов, склонностей, привязанностей ребят, их личностных и творческих ресурсов.
В нашем опыте в процессе свободного общения постепенно у ребят и студентов стали складываться отношения, близкие к началу дружеских, интимных, исповедальных. Дети начали делиться со студентами переживаниями, старались поддерживать с ними связь (писали записки, звонили по телефону, передавали приветы и пожелания на маленьких самодельных открытках и рисунках), ждали своих старших друзей.
По инициативе студентов, предложивших организовать новые условия для обеспечения социальной адаптации воспитанников детского дома за его пределами, реальными партнерами студентов стали их собственные родители, которые реализовывали вместе со своими детьми программу «Семья выходного дня», позволяющую значительно расширить диапазон позитивных семейных и других ролей в опыте детей-сирот, приобрести бытовые и коммуникативные навыки в условиях обычной семьи, увидеть достойные образцы полоролевого поведения, опыт преодоления трудностей, дружбы, взаимной поддержки, что является важным моментом в их адаптационном процессе. В результате
реализации первого проекта 15 воспитанников Арзамасского детского дома приобрели друга-наставника в лице студентов-волонтеров психолого -педагогического факультета.
В ходе реализации проектов «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» в рамках конкурса «Студенческая инициатива» Программы малых грантов «Тюремная реформа в России» при финансовой поддержке Penal Reform International (Международная тюремная реформа) (Программа обеспечения социальных связей условно досрочно освобождаемых несовершеннолетних воспитанников Арзамасской ВК) 2003 -2004 г.г., а также «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» при поддержке Управления делами президента РФ (Программа обеспечения социальных связей условно досрочно освобождаемых несовершеннолетних воспитанников Арзамасской и Ардатовской ВК) 2007 г. были подготовлены группы студентов-волонтеров для обеспечения
несовершеннолетним осужденным опыта общения в социально-нормативной среде, что позволило улучшить их подготовку к освобождению и адаптации к жизни на свободе. В группы студентов-волонтеров были включены наиболее активные студенты, изъявившие желание работать с осужденными детьми в АВК и имеющие предварительный опыт групповой работы с подростками.
В рамках данного проекта студенты-волонтеры на практике осваивали следующие социально - психологические технологии работы: организация и проведение тренинга общения, формирования отношений дружбы и взаимного принятия; развитие эмоциональной сферы и способности к преодолению кризисных (стрессовых) ситуаций; технологии формирования у воспитанников адекватной самооценки и чувства достоинств; формирование позитивных установок на социальную среду и собственную жизнь после освобождения из АВК; построение индивидуальных психологических бесед с воспитанниками для выявления ресурсов развития их личности в сфере общения и различных видов деятельности; проведение различных вариантов групповых дискуссий («мозговой штурм», дискуссии на основе анкетирования и др.) на темы организации их жизни после освобождения.
Использование предлагаемых технологий не только дало возможность студентам-волонтерам - участникам проекта осознать необходимость повышения собственной психолого-педагогической компетентности, но, помимо обучающего, имело еще и психотерапевтический эффект.
В последующем, преподавателями и студентами - волонтерами был разработан план проведения мероприятий на весь период работы по проекту (знакомство студентов-волонтеров с подшефными группами воспитанников; изучение склонностей и интересов воспитанников ВК, а на этой основе обсуждение совместного плана спортивных и культурных мероприятий; совместная с воспитанниками разработка сценариев культурных и спортивных мероприятий и их организация по типу коллективного творческого дела с лидерами из воспитанников в каждом из них).
В рамках волонтерской деятельности студентами с воспитанниками колоний были проведены различные культурно-досуговые мероприятия: Новогодний бал, товарищеская встреча команды студентов-волонтеров и воспитанников ВК по настольному теннису, «Рождественские встречи», «День влюбленных», Последний звонок, КВН и др.
В результате тренингов с воспитанниками ВК была создана атмосфера психологической безопасности, в рамках которой несовершеннолетние осужденные смогли на самом элементарном уровне разговаривать друг с другом, не используя жаргонную лексику, пытались осознать и выразить свое эмоциональное состояние, страхи и опасения, ожидания; пытались понять другого человека, устанавливать с ним контакт, заинтересовывая его собой конструктивными способами взаимодействия. По итогам работы, в процессе наблюдения и диагностики психологического состояния у несовершеннолетних осужденных выявлено снижение уровня агрессивности и тревожности, повышение эмоционально положительного отношения к окружающим, к родителям и своему будущему, укрепление самооценки.
Уже на протяжении нескольких лет, в рамках реализации проектной деятельности (с 2008г. и по настоящее время) преподавателями и студентами психолого - педагогического факультета ведется большая работа с воспитанниками и сотрудниками монастырских приютов. Данная работа была начата в 2008 году, когда реализовывался проект «Взаимодействие общественности и Русской Православной Церкви в обеспечении социальной защищённости воспитанников монастырских приютов». В период реализации проекта была проведена работа с сотрудниками и воспитанниками 8 монастырских приютов Нижегородской, Владимирской, Московской, Ярославской областей.
Программа оказания помощи приютам осуществлялась по двум направлениям:
- юридическая консультация (анализ личных дел воспитанников приютов; работа по оформлению документов на каждого воспитанника; подготовка запросов в учреждения и организации на предоставление документов; консультирование представителей местных органов опеки и попечительства по организации защиты прав воспитанников приютов);
- психолого-педагогическая помощь (психолого - педагогическое
обследование воспитанников, на основе которого были разработаны
характеристики на каждого воспитанника, рекомендации для сотрудников и руководителей монастырских приютов по развитию и обучению
воспитанников, а также коррекционные и развивающие программы для детей разных возрастных групп; проведение индивидуальных консультаций для руководителей, сотрудников и воспитанников по запросам).
В 2010 году нами был реализован проект «Я иду тебе навстречу», основной целью которого являлось содействие социальной адаптации воспитанников приютов при монастырях Русской Православной Церкви, путем оказания им необходимой социально-педагогической помощи. Работа сотрудников психолого - педагогического факультета и студентов - волонтеров с воспитанниками монастырских приютов началось со знакомства с приютами. С целью изучения психологического климата в приютах, самочувствия воспитанников, изучения их личностных особенностей было проведено психологическое обследование воспитанников, только тех приютов, где было получено благословление настоятельниц монастыря.
Анализ результатов диагностики с детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста свидетельствуют о том, что
значительная часть обследованных детей (70 %) имеют нарушения в развитии интеллектуальной сферы. У детей из монастырских приютов снижена познавательная активность, недостаточный кругозор и осведомленность об окружающем мире, маленький объем словарного запаса, мыслительные процессы сформированы слабо, в большинстве своем не соответствуют
возрасту. Дети имеют трудности при выполнении заданий на нахождение закономерностей, аналогий; запоминания и воспроизведения материала; сохранения внимания и работоспособности в процессе выполнения запланированной деятельности; имеются существенные трудности с письменной речью, чтением, математическим счетом. Кроме этого, у значительной части детей (80%) имеются дисгармонии в личностной сфере (повышенный, а в некоторых случаях и высокий уровень тревожности, напряженности; у некоторых детей проявляются враждебные реакции, как по отношению к сверстникам, так и к взрослым; низкий самоконтроль; эмоциональная незрелость; неадекватность сформированной самооценки - от неадекватно - заниженной до чрезмерно завышенной). На основе результатов диагностики, наблюдений, бесед, как с воспитанниками, так и сотрудниками монастырских приютов, был разработан план мероприятий, направленный на содействие социальной адаптации воспитанников приютов при монастырях Русской Православной Церкви, путем оказания им необходимой социальнопедагогической помощи. Данная работа включала в себя реализацию образовательной программы, которая проводилась преподавателями и студентами - волонтерами с воспитанниками монастырских приютов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Результаты и анализ результатов. В ходе реализации программы, с самых первых дней, студентами волонтерами, под руководством преподавателей психолого - педагогического факультета был подготовлен и проведен Рождественский фестиваль в рамках гуманитарных проектов для воспитанников детских приютов при монастырях Русской православной церкви (с. Топорково Сергиево - Посадского района Московской области, январь -2008 год), в ходе которого студенты волонтеры смогли познакомиться и подружиться с воспитанниками монастырских приютов, наладить с ними контакт и подготовить группу ребят, над которыми они взяли шефство, к постановке спектакля «Путешествие к Рождественской звезде». После чего
началась серьезная работа по сопровождению воспитанников монастырских приютов на местах, которая продолжается вот уже 4 года. В частности, студенты - волонтеры, вместе с преподавателями ежегодно выезжают 2 раза в месяц (по3- 4 дня) в приюты, где ими осуществляется следующая работа: проводятся беседы на православную тематику («Почему люди друг другу нужны», «Почему важно уметь слушать другого?»); проводятся занятия «По страницам устного журнала» на темы: «Праздники Великой Руси»:
Благовещение Пресвятой Богородицы, «История иконы: Икона Божией Матери «Живоносный источник», осуществляется просмотр и обсуждение видеофильмов («Рождественская девочка», «София», «Твой крест», «Великий потоп» и др.); организуются и проводятся викторины: «По страницам детских произведений», Праздник Выдумщиков (выполнение поделок из природного материала); Час этикета «Магазин добрых слов»; организацию и многое другое, а также творческие мастерские - кружки «Юный художник», «Танцевальный», «Изобретатель», «Оригами», «Умелые руки». Кроме этого, студентами -волонтерами с воспитанниками систематически организуются и другие развивающие занятия.
Параллельно с занятиями, студенты - волонтеры организуют досуг детей, помогают им в приготовлении школьных и домашних заданий, проводят вместе свободное время, осуществляя тьюторское сопровождение.
За этот период была организована поездка воспитанников в г. Казань, в ходе которой ребята посетили Крестовоздвиженскую церковь со знаменитой иконой Казанской Божьей Матери, Благовещенский собор, Раифский Богородецкий мужской монастырь, Казанскую мечеть, губернаторский дворец, аквапарк «Ривьера». Также были организованы выезды воспитанников и руководителей монастырских приютов на Нижегородскую землю (в г. Арзамас, с. Дивеево, с. Санаксары. (Материалы работы студентов - волонтеров с детьми из монастырских приютов отражены в журнале «С верой в светлое будущее»).
В 2012 году сотрудники и студенты - волонтеры приступили к реализации нового проекта «Осторожно, дети!» Цель проекта - обучение и консультирование сотрудников детских православных приютов по вопросам защиты прав и интересов воспитанников монастырских приютов.
Заключение. Таким образом, участие студентов - волонтеров в проектной деятельности с различными незащищенными категориями несовершеннолетних, позволяет на практике более тесно соприкоснуться с будущей профессиональной деятельностью через волонтерскую работу. Проведенный анализ, свидетельствует об эффективности данной работы, которая позволяет обеспечивать положительную динамику в уровне развития личности воспитанников. Кроме этого, участие студентов в волонтерской деятельности способствует формированию у самих студентов целого комплекса базовых умений, навыков, компетенций, необходимых будущему специалисту: умение ставить и достигать цели, определять приоритеты,
развивать критическое и творческое мышление, уметь строить конструктивное взаимодействие, создавать ситуации успеха, координировать деятельность единомышленников в оказании социальной защиты и помощи людям.
Список литературы
1. Акутина С.П. Подготовка будущих волонтеров через проектную деятельность в условиях вуза / Акутина С.П., Беганцова И.С., Маркеева М.В. // Инновационная деятельность в системе образования. Часть 4. Монография./ Научный ред. д.п.н., профессор И.А. Рудакова.- М.: Издательство «Перо». 2012. С.162-190.
2. Акутина С.П. Концептуальные подходы к формированию профессионального самоопределения молодежи в условиях модернизации российского образования / Акутина С.П., Беганцова И.С., Маркеева М.В. // Современное состояние и пути развития системы образования. К 2.:
монография / под общ. ред. С. В. Куприенко SWordl - Одесса: Куприенко С.В. 2012. С.102-124.
3. Маркеева М.В. Волонтерская деятельность как одна из составляющих успешной работы студентов в период прохождения педагогической практики // Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. -Арзамас: АГПИ. 2010. С. 48-51.
4. Маркеева М.В. Деятельность психолого - педагогической службы в обеспечении профессионального самоопределения студентов в условиях вуза / Маркеева М.В., Беганцова И.С. // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1(32). С. 55-58.
References
1. Akutina S.P., Begantsova I.S., Markeeva M.V. Innovatsionnaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya [Innovation activity in Education]. Moscow: Publishing House "Pero." 2012. pp. 162-190.
2. Akutina S.P., Begantsova I.S., Markeeva M.V. Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya sistemy obrazovaniya [The current status and ways of development of education system]. Odessa: Kuprienko S.V. 2012. pp.102-124.
3. Markeeva M.V. Pedagogicheskaya praktika v sisteme podgotovki sovremennogo uchitelya [Teaching practice in the training of a modern teacher]: Materials of the Second All-Russian scientific and practical conference. Arzamas: ACRI. 2010. pp. 48-51.
4. Markeeva M.V., Begantsova I.S. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education] 32, no. 1 (2012): 55-58.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Акутина Светлана Петровна, начальник отдела по воспитательной работе института; доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики
и педагогики профессионального образования; Отличник народного просвещения РФ, «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»
Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П. Гайдара ул. К. Маркса, д.36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Россия e-mail: [email protected]
Маркеева Марина Викторовна, заведующий кафедрой психологии, развития кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития
Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П. Гайдара ул. К. Маркса, д.36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Россия e-mail: mmarkeeva@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Akutina Svetlana Petrovna, Doctor of pedagogical sciences, professor of general pedagogics and pedagogics of vocational education; Excellence in Public Education of the Russian Federation, "Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation”
Arzamas State Pedagogical Institute named after A.P. Gaydar
36, K. Marksa street., Arzamas, Nizhegorodsky region, 607220 Russia
e-mail: [email protected]
Markeeva Marina Viktorovna, Ph.D., Associate professor of developmental psychology, Head Department of Developmental Psychology
Arzamas State Pedagogical Institute named after A.P. Gaydar
36, K. Marksa street., Arzamas, Nizhegorodsky region, 607220 Russia
e-mail: mmarkeeva@yandex. ru
Рецензент:
Ладыкова Ольга Вениаминовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии НГПУ имени Козьмы Минина