УДК- 378.183.3
Волгунов Владимир Афанасьевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования ФГБОУВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара», директор Филиала ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» ДОБО «Ласточка», [email protected], Н. Новгород
Даль Лариса Валентиновна
Кандидат педагогических наук, исполнительный директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, [email protected], Москва
Маркеева Марина Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития ФГБОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара», [email protected], Арзамас
ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ*
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование и опыт использования потенциала волонтерской деятельности студентов в обеспечении профессионального самоопределения студентов социономических профессий. Авторы раскрывают понятие профессионально ориентированной волонтерской деятельности будущих социальных педагогов, направления и технологии использования ее потенциала в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: волонтерство, профессиональное самоопределение студентов, профессионально ориентированная волонтерская деятельность, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов.
Volgunov Vladimir Afanasyevich
PhD in Pedagogics, assistant professor of General pedagogics and pedagogics of professional training department, A.P. Gaidar teachers' training institute, Arzamas, director of the branch of the public company "Gazprom TransgazNizhniy Novgorod" "Lastochka", [email protected], Novgorod
Dal Larisa Valentinovna
PhD in Pedagogics, executive director of reverend Serafim Sarovskiy charitable fund, [email protected], Moscow
Markeeva Marina Viktorovna
PhD in Psychology, assistant professor of Psychology of development department, A.P. Gaidar teachers' training institute, [email protected], Arzamas
POTENTIAL OF VOLUNTEER ACTIVITY IN PROVISION OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Abstract. The article presents a theoretical foundation and experience of use of potential of volunteer activity in provision of students' professional self-determination of socionomic professions. The authors reveal the concept of professionally-oriented volunteer activities of future social pedagogues, tendencies, and technology use of its potential in educational process of high school.
Keywords: volunteering, professional self-determination of students, professionally oriented volunteer activities, psycho-pedagogical support of students' professional self-determination.
В статье использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования», проект № 11-06-00593а.
Ориентация современной образовательной парадигмы на компетентност-ный подход актуализирует поиск резервов учебно-воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования в связи с разнородными по профессиональному самоопределению, личностной готовности и мотивации обучения характеристиками студентов. Наиболее подверженными риску в этом отношении являются, по данным исследователей, профессии педагогического и социономического (помогающего) типа. Выявленные исследователями сложности студентов с проблемами в профессиональном самоопределении и освоении учебно-профессиональной деятельности связаны с недостаточными знаниями абитуриентов и студентов младших курсов о профессии и профессионально важных и личностных качествах специалиста, ограниченностью или отсутствием опыта первичной «пробы» себя в доступной профессиональной деятельности, неадекватной самооценкой и неготовностью к профессиональному взаимодействию [7]. В этом отношении становятся перспективными исследования возможностей интеграции учебно-профессиональной и внеаудиторной деятельности студентов, способствующих развитию профессиональной компетентности как системы научно-теоретических знаний, операционно-технологических умений и мотивационно-ценностных характеристик специалиста, необходимых для освоения и реализации предстоящей профессиональной деятельности.
Существенные изменения в психологии детства и в системе образования акцентируют необходимость обеспечения профессионального самоопределения будущих представителей социономических (помогающих) профессий как создания в вузе условий, способствующих осознанию студентами субъективной значимости осваиваемой профессии и формированию опыта доступной социально-профессиональной деятельности во взаимодействии с различными партнерами [2].
В отечественной и мировой практике педагогического и социального образования преимущества деятельностного и контекстного подходов (вовлечение будущих специалистов в практическую деятельность,
максимально приближенную к осваиваемой профессии) раскрываются потенциалом волонтерской (добровольческой) деятельности студентов (Г.П. Бодренкова, В.Г. Бочарова, И.Е. Городецкая, Л.К. Иванова, В.В. Ми-трофаненко, Н.С. Морова, П.Д. Павленок, А.А. Сафина, Е.И. Холостова). Анализ исследований показывает, что участие в добровольческом волонтерском движении выполняет особую роль в формировании профессиональной направленности современных студентов, повышении их профессионально деловой культуры. Для молодежи волонтерская деятельность становится не только способом проведения свободного времени, самореализации и возможностью стать социально-полезным для общества, но и стимулированием будущих специалистов к профессиональному росту и развитию. Как утверждает Э.Д. Ахметгалеев, изучавший формирование профессиональной направленности будущих социальных работников в процессе участия в студенческом волонтерском движении, люди начинающие принимать участие в волонтерской деятельности в молодом возрасте, продолжают ее в течение всей жизни [1].
Рассматривая вслед за А. С. Басовым добровольчество как эффективное средство воспитания и самореализации личности, автор подчеркивает его важность для формирования профессионально-личностных качеств будущих специалистов. В доказательство ученый приводит выводы зарубежных исследователей по проблеме волонтерского движения в учебных заведениях в контексте формирования профессиональной направленности. Это отражено в работах отечественных исследователей (С.Ф. Ка-тунская, Е.О. Носачева, Д.Р. Сабирова, Т.М. Трегубова), а также зарубежных авторов (Дж. Галахер, М. Конейл, С. Клевенд, Т. Райте, С. Фишер, Дж. Шейлзе и др.).
В этом плане интересна работа С.Г. Еки-мовой, в которой волонтерская деятельность исследуется как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе. Основываясь на исследованиях C.B. Алещенок, Е.С. Азаровой, Е.В. Акимовой, JI.B. Ван-дышевой, Г.П. Медведевой, А.В. Морова, JI.E. Никитиной, Е.А. Пановой, С.В. Те-терского и др., автор обосновывает сущ-
ность психолого-педагогического ресурса волонтерской деятельности. Она связана с возможностью приобретения участниками определенного жизненного и практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, системного восприятия будущей профессиональной деятельности, воспитания профессионально значимых личностных качеств и в целом формирования мотивации профессиональной деятельности [5].
Сделанные С.Г. Екимовой выводы вполне соотносимы с определением и характеристикой педагогического потенциала волонтерской деятельности, что несколько ранее изучала Л.В. Болотова [3], рассматривая организацию добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников. На основе анализа передового педагогического опыта исследователь констатирует активное использование добровольческой деятельности студентов в педагогической практике для обеспечения успешности профессионального развития будущего специалиста в ходе его вузовской подготовки. Это свидетельствует, по мнению автора, о наличии в педагогически целесообразно организованной добровольческой деятельности возможностей, использование которых позволит совершенствовать вузовский процесс подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Заключенные в каком-либо феномене силы и возможности в отношении изменяющих и преобразующих объект или систему воздействий раскрывают сущность понятия потенциала как источника, возможностей, средств, запасов, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели [4, с. 216]. В контексте нашего исследования важно обращение Л. В. Болотовой к определению потенциала добровольческой деятельности в связи возможностью рассмотрения ее сквозь призму педагогических средств, включаемых в образовательный процесс высшей школы в целях снижения тех трудностей, которые возникают в ходе подготовки будущих представителей социономических профессий. В этом смысле автор относит добровольческую деятельность к педагогическим сред-
ствам активизации самостоятельной работы и самопознания будущего специалиста в связи с обеспечением включения активных мыслительных процессов, стимулированием активности, направленной на овладение системными профессиональными знаниями и умениями обобщенного плана в различных видах учебной, квази- и профессиональной деятельности, содействием формированию профессионально ориентированной ценностно-мотивационной сферы будущего специалиста [3].
В нашем исследовании развивающий потенциал профессионально ориентированной волонтерской деятельности студентов мы связываем с возможностью преодолеть не-сформированность у значительной части будущих представителей социономических профессий личностной готовности к освоению профессии, а, следовательно, и профессионального самоопределения [8]. В этом смысле актуализируются представления о сущности профессиональной деятельности социального педагога, его готовности с точки зрения собственной позиции и роли в организации социального воспитания, привлечения в разной степени заинтересованных партнеров к участию в совместном решении общих социально-педагогических задач и проблем микросоциума. Выявленные социально-психологические характеристики современных студентов и особенности их профессионального самоопределения свидетельствуют о вполне вероятных трудностях в освоении будущими специалистами готовности к анализу воспитательного потенциала местного сообщества, установлению, поддержанию и развитию партнерских отношений с многообразием его представителей, формированию и стимулированию мотивации участия партнеров в обеспечении благоприятных условий социализации детей и молодежи.
Дело в том, что значительная часть компетенций выпускника вуза, развитие которых предусмотрено в ходе реализации ФГОС ВПО по тому или иному направлению подготовки или специальности, основаны на сформированных в школьные годы общеучебных умениях и личностных качествах. Наиболее важными из них, по мнению Т.Т. Щелиной, являются способность к рефлексии, готовность и умение самостоятель-
но организовать деятельность, критически оценивать ее результаты и собственное развитие, обнаруживать противоречия и формулировать проблемы, ориентироваться в ситуации и быть готовым к изменениям в содержании, средствах и условиях деятельности и т.д. [8]. На этих метакомпетенциях базируются предъявляемые к выпускнику требования, согласно которым студент должен быть способен анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Констатация с начала 2000-х гг. в со-циономических профессиях рост числа студентов с низким уровнем учебной и профессиональной мотивации, личностными дисгармониями и проблемами в адаптации к обучению в вузе, неблагоприятный прогноз в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка в ближайших поколениях [6] актуализирует проблему обеспечения профессионального самоопределения студентов. Один из вариантов решения сформулированной проблемы мы связываем с использованием развивающего потенциала профессионально ориентированной волонтерской деятельности студентов.
Профессионально ориентированную волонтерскую деятельность будущих социальных педагогов мы рассматриваем как целенаправленное создание в вузе условий для проявления студентами социально-профессиональной активности как добровольно и безвозмездно осуществляемой педагогической, психологической, социальной и иной помощи различным категориям воспитанников, их педагогам, родителям или лицам их заменяющим. Потенциал профессионально ориентированной волонтерской деятельности раскрывается нами в русле разрабатываемой сотрудниками психолого-педагогического факультета ФБГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» концепции психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного
образования. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов, как считают авторы, представляет собой взаимосвязанную совокупность способов, средств и алгоритма создания условий для осознания ими своего отношения к профессиональной деятельности, самим себе как ее субъектам, партнерам по взаимодействию и формирования у них соответствующих социальных установок и опыта социально-профессионального взаимодействия [8].
Взяв за основу концепцию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, в определении потенциала профессионально ориентированной волонтерской деятельности студентов мы акцентируем внимание на возможности содействовать формированию и реализации субъектной позиции студентов в учебно- и социально-профессиональной деятельности. С этой целью в нашем опыте выделены и реализуются следующие направления использования потенциала волонтерской деятельности студентов в обеспечении профессионального самоопределения.
Организация работы волонтерских групп студентов в реализации социально значимых проектов предусматривает отбор, подготовку и консультирование студентов для участия в реализации социально значимых проектов общественной организации «Педагогическое общество»; помощь в подготовке и организации обучающих семинаров для студентов-волонтеров в соответствии с проектом; консультирование и психолого-педагогическое сопровождение в проекте волонтерской деятельности студентов; подготовку и консультирование студентов по представлению итогов волонтерской деятельности в проекте.
Сопровождение волонтерской деятельности старшекурсников в вузе, в ходе практики или самостоятельной работы обеспечивается в ходе консультирования студентов в социально-педагогическом проектировании работы с младшими курсами; помощи в подготовке и проведении студенческих научно-практических конференций и творческих мастерских для школьников по проблемам волонтерства и социально значимой проектной деятельности; помощи в подготовке и проведении выездных школ
и лагерных смен волонтеров (школьников, учащихся СУЗов, студентов).
Непосредственная реализация названных направлений основана на технологии обеспечения субъектной позиции студентов в развитии готовности к продуктивной самостоятельной деятельности, позволяющей актуализировать и/или изменить личностный опыт будущих специалистов [8]. Достигается это обеспечением личного проживания студентами результата осознания своей активности и успешности в учебно-профессиональном взаимодействии, в совместной с педагогами и сокурсниками деятельности, направленной на разработку и внедрение инновационных подходов и способов решения актуальных социально и профессионально значимых проблем, в ходе реализации социально значимых проектов.
В целом участие студентов в специально организованной профессионально ориентированной волонтерской деятельности в процессе практики и в ходе социально значимых проектов, реализуемых общественными организациями и объединениями, существенно дополняет знания о профессиональной социально-педагогической деятельности, способствует повышению мотивации освоения профессии, адекватной самооценке личностных и профессиональных качеств.
Библиографический список
1. Ахметгалеев Э. Д. Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтерском движении: дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, - 2009. - 212 с.
2. Беганцова И. С. Особенности профессионального самоопределения студентов-гуманитариев: проблема, диагностика, результаты: монография // Модернизация российского образования: тренды и перспективы. Книга 2. - Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. -С. 82 - 101.
3. Болотова Л. В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников: дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2007. - 250 с.
4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
5. Екимова С. Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно- профессионального раз-
вития будущих специалистов по социальной работе: дис. .канд. пед. наук. - Хабаровск, 2010. - 228 с.
6. Фельдштейн Д. И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. - 2009. - N2. -С. 28-32.
7. Щелина Т. Т. Личностная готовность к освоению профессии в контексте модернизации высшего образования // Психологические проблемы модернизации российского образования: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Брянск: изд-во ООО «Ладомир», 2010. - С. 89-93.
8. Щелина Т. Т. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования // Вестник образования и науки. -Вып. 2 (4). - 2012. - С. 15-18.