УДК 159.9.072 DOI: 10.17853/1994-5639-^018-7-128-146
ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. А. Кузнецова
Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия.
E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru
Н. А. Соловьева
Первый Московский государственный медицинский университет имени
И. М. Сеченова, Москва, Россия.
E-mail: nadsva@gmail.com
Аннотация. Введение. Волонтерство в современном мире - один из наиболее эффективных инструментов успешного социального развития и повышения качества жизни людей. Не случайно 2018 год в нашей стране объявлен указом Президента РФ Годом добровольца (волонтера). Добровольческая деятельность благотворно влияет не только на тех, кому оказывается помощь, но и на самих волонтеров, что выражается в становлении и укреплении их нравственной и гражданской позиции, развитии человеколюбия, отзывчивости, чувства справедливости, лидерских качеств. Кроме того, за рубежом молодежное волонтерство давно используется как важный элемент подготовки к исполнению профессиональных обязанностей. Участвуя в профессионально-ориентированном волонтерстве, обучающийся получает возможность приобрести профессиональный опыт, проверить правильность собственного профессионального самоопределения и свою профпригодность. Подобное волонтерское служение особенно актуально для представителей «помогающих» профессий - педагогов, социальных работников, психологов и врачей, т. е. для тех, кто априори должен быть настроен на просоциальную активность и обладать такими качествами, как доброжелательность, коммуникабельность и добросовестность.
Целью исследования, изложенного в статье, является изучение динамики психологических характеристик личности студентов - будущих медицинских работников, регулярно участвующих в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности.
Методология и методики. Работа выполнена с опорой на компетентнос-тный и деятельностный подходы к образованию, а также на ключевые поло-
жения концепции гуманизации педагогического процесса вуза и базовые принципы деятельности волонтеров, декларирующиеся в документах организации «Добровольцы Объединенных Наций» (VUN). Основным методом сбора информации было анкетирование студентов. В качестве психодиагностического инструментария использовались методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей личности (В. В. Синявский, В. А. Федорошин); опросник оценки уровня развития эмпатийных тенденций (А. Меграбян, Н. Эпштейн); методика изучения ценностных ориентаций личности (М. Роки-ча); опросник «Мотивация помощи» (С. К. Нартова-Бочавер). Для объективизации полученных данных был задействован статистический критерий Манна -Уитни, позволяющий выявлять разницу в значениях параметра между малыми выборками.
Результаты и научная новизна. На примере деятельности членов волонтерского отряда, организованного при кафедре психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета и функционирующего на базе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, показаны реальные направления квазипрофессиональной добровольной работы студентов, которая содержательно соотносятся с требованиями, предъявляемыми к способностям, умениям и навыкам специалистов, получивших медицинское образование. Проанализирована двухлетняя динамика изменений психологических характеристик и профессиональных компетенций учащихся под влиянием их постоянной включенности в волонтерское движение. Обозначены ключевые черты личности студента-добровольца «со стажем»: ориентация на гуманистические ценности, мотивация и готовность оказания помощи нуждающимся, хорошо развитые коммуникативные способности и эмпатия. Эмпирическим путем установлено, что уровень развития этих профессионально важных качеств у студентов-волонтеров не только изначально выше, чем у их сокурсников, но и продолжает активно эволюционировать благодаря выполнению профессионально-ориентированной и социально значимой волонтерской миссии.
Практическая значимость. Результаты предпринятого исследования убедительно доказывают, что включение в педагогический процесс вуза профессионального волонтерства в качестве одного из приоритетных направлений деятельности способствует духовно-нравственному воспитанию студентов, формированию у них профессионального и общего гуманистического мировоззрения и позволяет будущим выпускникам обрести необходимый опыт работы в избранной сфере занятости.
Ключевые слова: волонтер, добровольческая деятельность, профессионально-ориентированное волонтерство, психологические характеристики.
Для цитирования: Кузнецова А. А., Соловьева Н. А. Динамика психологических характеристик личности студента-волонтера в процессе професси-
онально-ориентированной волонтерской деятельности // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 7. С. 128-146. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-128-146
DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A STUDENT-VOLUNTEER IN THE PROCESS OF PROFESSIONALLY-ORIENTED VOLUNTEERING ACTIVITY
A. A. Kuznetsova
Kursk State Medical University, Kursk, Russia.
E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru
N. A. Solovyeva
I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow,
Russia.
E-mail: nadsva@gmail.com
Abstract. Introduction. In the modern world, volunteering is one of the most effective ways for successful social development and improvement of the quality of human life. By the Decree of the President of Russia Vladimir Putin, the year of 2018 has been declared the Year of Volunteer in the Russian Federation. Voluntary activity has a positive impact not only on people who are provided with help but also on volunteers. Volunteering is beneficial for the formation and strengthening of moral position and citizenship, development of philanthropy, responsiveness, sense of justice, leadership skills. Besides, youth volunteering abroad has long been used as an important element of preparation to perform professional duties. Participating in the professionally focused volunteering, the student has an opportunity to gain professional experience, to check the correctness of own professional self-determination and career aptitude. Similar volunteer service is especially relevant for representatives of the "caring" professions - teachers, social workers, psychologists and doctors, i.e. people who have to be a priori ready for pro-social activity and have such qualities as goodwill, communicability and conscientiousness.
The aim of the paper is to study the dynamics of the psychological characteristics of future health-care professionals regularly participating in professionally-oriented volunteer activities.
Methodology and research methods. The research is based on competency-based and activity approaches to education. Also, research methodology involves the key provisions of the concept of a humanization of the pedagogical process of the higher education institution, and the basic principles of volunteers' activity declared in documents of the "United Nations Volunteers" (UNV) programme. The survey among students was the main method of information collection. Psycho-diagnostic tools involved: the assessment technique for communicative and organizing tendencies of an in-
dividual (V. V. Sinyavsky, V. A. Fedoroshin); the questionnaire for assessing the development level of empathic tendencies (A. Megrabyan, N. Epstein); the methodology for studying of valuable orientations of the individual (M. Rokich); the questionnaire "Motivation of Assistance" (S. K. Nartov-Bochaver). To objectify the data obtained, the Mann-Whitney U Test statistical technique was applied to reveal a difference in values of the parameter between small selections.
Results and scientific novelty. The volunteer team was organized at the Department of Psychology of Health and Correctional Psychology of the Kursk State Medical University. This team is engaged in volunteering at the boarding school for children with disabilities. The authors came to the conclusion that the real directions of quasi-professional voluntary student unionism substantially correspond to the abilities and skills required of future health professionals. The authors analyzed the two-year dynamics of changes in students' psychological characteristics and professional competencies under the influence of their constant involvement in the volunteer movement. The key personality traits of an experienced student volunteer were designated: orientation towards humanistic values; motivation and readiness of providing assistance to needy people; well-developed communicative abilities and empathy. It has been established empirically that the level of development of these professionally important qualities among the student volunteers is initially above, compared with fellow students who were not involved in volunteering. Also, the level mentioned above continues to evolve actively due to the performance of the professionally focused and socially important volunteer mission.
Practical significance. Results of the undertaken research prove convincingly that inclusion in the pedagogical process of higher education institution of professional volunteering as one of the priority activities contributes to the spiritual-moral education of students, the formation of professional and general humanistic outlook. In addition, student volunteering allows future graduates to find the necessary experience in the chosen field of employment.
Keywords: volunteer, volunteer activity, professionally-oriented volunteering, psychological characteristics.
For citation: Kuznetsova A. A., Solovyeva N. A. Dynamics of psychological characteristics of a student-volunteer in the process of professionally-oriented volunteering activity. The Education and Science Journal. 2018; 7 (20): 126-144. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-128-146
Введение
2018 год в России был официально объявлен Годом добровольца (волонтера)1 - человека, который из благородных, альтруистических побуж-
1 Указ Президента РФ от 6 декабря 2017 г. № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71725870/
дений без какой-либо материальной выгоды тратит свои личные время, энергию, знания для того, чтобы помочь другим людям или сохранить (создать, привести в порядок) окружающую среду.
Изначально волонтерство связывалось с военной деятельностью: «волонтером», или «волентиром», «волунтером» (от франц. volontaire), называли солдата-добровольца, а волонтерство, в свою очередь, трактовалось как служение по доброй воле в армии. Со второй половины XIX в. понятием «волонтерство», наряду с которым в русском языке часто используется его синоним «добровольчество», стало обозначаться участие на безвозмездной основе и по своему желанию, т. е. не по чьему-либо принуждению, в любой социально полезной деятельности. Окончательно это значение закрепилось за термином в XX в., хотя волонтерство именно в таком современном его понимании имеет многовековую историю.
На территории нашего государства важным этапом развития волонтерского движения (являющегося таковым по сути, но не получившего еще данного названия) был принятый при Екатерине II в 1775 г. законодательный акт «Учреждения для управления губерний Российской империи», предусматривающий организацию в губерниях приказов общественного призрения, которые открывали и брали под свой контроль больницы, школы, сиротские и смирительные дома и госпитали. В систему финансирования были включены как государственные источники, так и средства благотворителей.
После 1917 г. в СССР волонтерство приобрело «добровольно-принудительный» характер. Идея добровольчества - инициатива, ранее принадлежавшая различным социальным институтам, учреждениям и частным лицам, - оказалась в ведении государства.
В постсоветской России волонтерская работа обретает прежний свой смысл, который подразумевается под ней на остальном мировом пространстве. С 1990 г. волонтерство официально признается как форма социальной взаимопомощи. После вступления в силу новой Конституции РФ в 1993 г. понятие и содержание волонтерской деятельности закрепляются юридически. В настоящее время данная деятельность регулируется Гражданским кодексом и федеральными законами.
Сейчас в РФ действует более двухсот тысяч общественных организаций, в которых активную роль играют волонтеры. Условно можно выделить три направления волонтерства: профессиональное, культурно-просветительское и психолого-педагогическое. К приоритетам в деятельности добровольцев относятся работа с детьми, молодежью и социально незащищенными слоями населения; пропаганда здорового образа жизни и первичная профилактика различных форм отклоняющегося поведения.
Однако все же, не умаляя значения положительной динамики в расширении масштабов волонтерской активности в нашей стране, мы, к сожалению, должны признать, что она пока не выходит за рамки узкого круга соотечественников. На наш взгляд, это объясняется недостаточной информированностью граждан и сложившимися у большинства из них, особенно среди молодежи, ошибочными представлениями о том, что для оказания помощи нуждающимся якобы нужно обладать материальными средствами. «Разумеется, есть и материальная помощь, она необходима, но суть волонтерства заключается не только в ней. <...> общество не знает или не хочет знать, что старику, которого оставили внуки и родные, можно помочь и вниманием; что ребенку-инвалиду нужны не только деньги на операцию, но и просто дружеское участие, поговорить с ним на равных, поговорить как с человеком, который ничем от тебя не отличается, не обращая внимания на его инвалидность» [1, с. 72].
Президент Национального центра добровольчества Г. П. Бодренкова справедливо отмечает, что волонтерство - «это деятельность, в равной степени выгодная как для людей, ищущих помощь, так и для самих добровольцев, потому что это способ строить социальные отношения; применять на практике свои моральные и религиозные принципы; получать новые навыки; найти поддержку и друзей; почувствовать себя способным что-то совершить; почувствовать себя хорошо, испытать радость»1.
Благотворное влияние добровольческой деятельности не только на тех, кому оказывается помощь, но и на личности самих волонтеров, выражающееся в становлении активной гражданской позиции, а также в обретении и развитии чувства справедливости, человеколюбия, отзывчивости и гуманности, обусловило включение реализации мер по поддержке во-лонтерства в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. как одну из важнейших задач, решение которой обеспечивает должное гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи.
Молодежь - особая, самая активная социально-возрастная группа, наиболее чутко и критически воспринимающая ценности, нормы и нравственные установки, принятые в обществе. Юности свойственны поиски смысла жизни, стремление к рефлексии, оценкам окружающего мира и событий и к обобщениям, которые во многом определяют начальный выбор жизненного пути и конкретные последствия этого выбора. От позиции молодежи, ее инициативности, уровня интеллектуальной готовности к адаптации в соци-
1 Бондренкова Г. П. Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.sbornet.ru.
уме, способности сотрудничать, находить достойные альтернативы существующим ситуациям, самостоятельно принимать решения, от мобильности молодых людей, их конструктивности и ответственности за судьбу страны зависят темпы продвижения общества по пути демократических преобразований, его социально-экономическое и культурное процветание.
Очевидно, что государство не в состоянии решить все социально-экономические проблемы без деятельного участия самих граждан. Волонтерство в современном мире выступает наиболее адекватным и эффективным инструментом успешного социального развития и повышения качества жизни людей.
С одной стороны, деятельность добровольцев нередко соотносится с их личными увлечениями и/или избранной профессией (благодаря чему оказываемая ими помощь бывает очень квалифицированной); с другой стороны, молодежное волонтерство во всем мире давно используется как одна из форм подготовки к исполнению профессиональных обязанностей. Этот вид работы студентов в сфере будущей занятости не вполне традиционное добровольческое служение, однако оно соответствует трем основным, выделенным Sharon Capeling-Alakija, ответственным секретарем организации «Добровольцы Объединенных Наций» (VUN), принципам волонтерства, которое «делается свободно и без принуждения; делается не по мотивам материального обогащения; приносит пользу обществу и самому добровольцу» [2, с. 87].
Участвуя в профессионально-ориентированном волонтерстве, обучающийся примеряет на себя роль профессионала в настоящем профессиональном пространстве, получает возможность приобретения профессионального опыта. По образному выражению В. И. Слободчикова, «он "практикует" себя, он "строит" себя и в процессе обнаруживает себя и понимает себя» [3], в связи с чем может быть определен как «активно действующий субъект, познающий и преобразующий себя, обладающий сознанием и волей»1.
Такого рода волонтерское служение актуально в первую очередь для представителей так называемых «помогающих» профессий - педагогов, социальных работников, психологов и врачей. Предполагается, что люди, выбирающие для себя подобное трудовое поприще, призванные на протяжении всего профессионального пути оказывать посильную профессиональную помощь своим подопечным (воспитанникам, клиентам, пациентам), должны быть изначально настроены на просоциальную активность, иметь гуманистические идеалы и такие качества, как доброжелательность, коммуникабельность и добросовестность. Волонтерская деятельность для таких людей в период учения -эта уникальная возможность «прочувствовать» будущую специальность в ре-
1 Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Москва: МГППИ, 1999. 108 с.
альной практике, проверить правильность собственного профессионального самоопределения и свою профпригодность [4].
Предпринятое нами исследование было обусловлено поиском ответа на вопрос, в какой степени в процессе профессионально-ориентированного волонтерства изменяются личностные и профессионально значимые качества студентов медицинского вуза.
Обзор литературы
В научной литературе волонтерство характеризуется как социально-психологический феномен (см., например, [5, с. 95]).
В нашей работе данная деятельность рассматривается как интегратив-ное понятие, включающее в себя как социальную и психологическую составляющие, так и педагогический аспект, поскольку профессионально-ориентированное волонтерство, приобретающее в настоящее время всё большие масштабы в студенческой среде, наряду с добровольческой миссией преследует цель формирования профессиональных компетенций будущего специалиста -в нашем случае, прежде всего его психологических характеристик.
При анализе научных источников в базе данных Web of Science Core Collection по запросу «волонтерская деятельность» нами было обнаружено более 10 000 публикаций за последнее десятилетие. Большое внимание в них уделяется распространенности волонтерства как социального явления [6], различным формам и видам волонтерства, таким как помощь пожилым людям [7], содействие в экстремальных ситуациях [8], сопровождение детей с различными нарушениями [9], уход за тяжелобольными [10], добровольчество в сфере фармакологии и медицины [11]. Между тем на фоне этого многообразия психологический портрет волонтера и вопросы, касающиеся влияния волонтерской активности на личность добровольца, представлены в незначительном количестве работ зарубежных авторов.
Сходный вывод можно сделать и по поводу публикаций отечественных ученых. Несмотря на внушительный массив исследований проблем волонтерской деятельности, изучению личности волонтера, трансформации его психологических параметров, влиянию добровольческой активности на этот процесс уделяется явно недостаточно внимания. Так, информационная база РИНЦ по запросу «волонтерская деятельность» предлагает 1706 источников, по клику «личность волонтера» - 33, а по ключевым словам «динамика психологических характеристик волонтера» - всего 6.
М. В. Клименских, И. А. Ершова и О. С. Виндекер к числу эмоциональных и ценностно-мотивационных характеристик личности студента-волонтера относят эмпатию, альтруизм и доброту, а среди важнейших мотивов помогающей деятельности выделяют безопасность [12].
К. А. Палкин также полагает, что ключевыми свойствами личности, расположенной к помогающему просоциальному поведению, являются альтруизм и эмпатия [13].
П. В. Шевченко утверждает, что в портрете московского волонтера преобладают эмоциональный порыв помогать, ценностное отношение к общению в кругу друзей и полнокровной жизни вне основной работы, субъективность оценки собственной деятельности и отказ от традиционных достижений [14].
По мнению ряда исследователей (М. К. Саниной, С. А. Санина, Н. И. Горловой и др.), волонтер должен обладать этнокультурными знаниями, умениями межнационального взаимодействия, т. е. быть этнокультурно грамотным [15] и стрессоустойчивым [16].
Е. Ю. Шлюбуль, Н. А. Синельникова, О. Ю. Чашкова, М. Л. Романова ведущей чертой волонтеров считают просоциальное поведение [17].
В контексте нашего исследования интерес вызывают статьи Н. А. Агеевой, где показано, что включенность студентов-медиков в волонтерскую деятельность существенно способствует формированию их мировоззрения, их нравственному воспитанию, развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности [18].
Тот же автор в более ранней публикации, рассуждая о перспективах реализации национального проекта в области здравоохранения, подчеркивает, что «от нравственных императивов наших ученых и специалистов, от их умения синтезировать науку и гуманизм зависят не только качество жизни и здоровье граждан, но и выживание всего человечества» [19, с. 199]. Продолжая свою мысль, ученый обращает внимание на то, что, однако, «врачебная ментальность - не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педагогического процесса следует уделять должное внимание» [20, с. 5].
С. В. Крамская, как и Н. А. Агеева, в качестве одного из действенных инструментов духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников видит их включение в волонтерскую деятельность, так как «проведение благотворительных акций, уход за тяжелобольными детьми, забота о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, участие в компаниях по сдаче донорской крови учат милосердию, способности сопереживать чужой боли, воспитывают личность, устойчивую к стрессам, способную самостоятельно и эффективно строить свою жизнь» [21, с. 103].
Материалы, методы и методики
Предметом нашего исследования стало изучение динамики в процессе осуществления профессионально-ориентированной волонтерской работы профессионально важных психологических характеристик лич-
ности студента-медика, таких как эмпатия, мотивация помощи, ценностных ориентаций, коммуникативных склонностей.
В ходе работы мы использовали следующий методический психодиагностический комплект: методику оценки коммуникативных и организаторских склонностей личности - КОС-1 (В. Синявский, В. Федорошин); опросник для оценки уровня развития эмпатии (А. Меграбян, Н. Эп-штейн); методику изучения ценностных ориентаций личности (М. Рокич); опросник «Мотивация помощи» (С. Нартова-Бочавер).
Выборку испытуемых составили студенты-волонтеры - члены отряда «Люди веры», организованного при кафедре психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета и функционирующего на базе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3 города Курска. В первом этапе исследования приняли участие 39 «новичков», не имевших опыта волонтерства, во втором - 30 человек из числа этих же студентов после двух лет членства в отряде (9 студентов не получили двухлетнего волонтерского опыта, поэтому были исключены из эксперимента).
Помимо привлечения студентов к добровольческой деятельности, осуществляющейся с соблюдением принципов добровольности, безвозмездности, ответственности, законности, взаимоуважения, солидарности, равенства, совершенствования и толерантности, целями создания отряда являются:
• формирование у его членов активной социальной, гражданской, профессиональной позиции и нравственных общечеловеческих ценностей;
• приобретение будущими специалистами умений организации взаимопомощи при совместной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
• освоение студентами практических навыков реализации индивидуального и дифференцированного подходов к социально-психологическому сопровождению детей с ОВЗ;
• создание посредством сотрудничества и сотворчества альтернативной системы отношений детей с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей, с возможностью ее последующей интеграции в систему реальных социальных отношений (иными словами, создание условий для благополучной социализации воспитанников интерната);
• выработка и совершенствование коммуникативных и общекультурных компетенций как у студентов, так и у их подопечных.
Ежегодно волонтеры реализуют более 20 мероприятий как в индивидуальных, так и групповых формах. Можно выделить несколько направлений работы:
• морально-нравственное и патриотическое воспитание, в частности через знакомство с культурным наследием, историей и традициями родного края и России;
• формирование у воспитанников образного и объемно-пространственного мышления, воображения, познавательных и креативных способностей, готовности к позитивному и продуктивному коммуницированию;
• развитие у детей младшего школьного возраста понимания преимуществ сплоченности коллектива и взаимовыручки;
• ориентация и закрепление установок на здоровый образ жизни;
• развитие у подопечных внимания, мелкой и крупной моторики, слухового и зрительного восприятия.
Перечисленные направления деятельности отряда «Люди веры» соотносятся с будущими профессиональными компетенциями и требованиями, предъявляемыми к специалисту, получающему образование на факультете клинической психологии, где обучается большинство студентов-волонтеров.
Результаты исследования и обсуждение
На первом этапе исследования был проведен анкетный опрос студентов, решивших стать волонтерами.
Анализ анкетных материалов позволил сделать вывод о том, что 91,3% респондентов были неплохо информированы о том, что такое волонтерская деятельность, а 8,7% «новичков» имели о ней весьма размытые представления. Однако все опрошенные видели себя в качестве волонтеров и полагали, что данная деятельность необходима обществу вне зависимости от исторической эпохи и социально-экономического строя.
Среди мероприятий, в которых они хотели бы принять участие в рамках волонтерской деятельности (можно было указать несколько вариантов), чаще всего отмечались «оказание помощи детям в детских домах» (79,7%) и «организация благотворительных акций» (44,1%).
Большинство респондентов готовы были заниматься волонтерской деятельностью (напомним, что она выполняется во внеурочное время) «12 раза в месяц» (80,4%). Вариант «несколько дней в неделю» выбрали лишь 2,1% студентов. Остальные не имели определенной позиции по данному вопросу. Таким образом, получается, что, несмотря на желание стать волонтерами и осведомленность о подобного рода работе, далеко не все были готовы регулярно тратить на нее свое свободное время.
Студенты весьма определенно представляли преимущества волонтерской деятельности, среди которых (по уменьшению частоты указаний в анкетах):
• «возможность начального опыта в профессиональной деятельности»;
• «развитие коммуникативных и организаторских способностей»;
• «возможность самореализации»;
• «возможность испытать себя».
На втором этапе исследования с использованием стандартизированных психодиагностических методик выявлялись психологические характеристики личности.
Оценка коммуникативных склонностей личности производилась по методике КОС-1 В. Синявского и Б. А. Федоришина.
При первичной обработке результатов испытуемых на начальном этапе волонтерской деятельности (39 человек) уровни выраженности их коммуникативных склонностей оказались представлены приблизительно в равных долях. Высокий уровень развития коммуникативных склонностей выявлен у 12 респондентов (средние показатели выраженности входят в зону высоких значений - 0,71 ± 0,14), средний - у 17 человек (0,56 ± 0,1), низкий - у 10 (0,33 ± 0,2). Студенты с слабо выраженными коммуникативными склонностями (низкий уровень) отличаются индивидуализмом в процессе общения, имеют небольшой круг друзей и знакомых и большую часть времени проводят наедине с собой. Новая обстановка, вынужденное взаимодействие с незнакомыми людьми для них являются стрессорами.
У большинства испытуемых с опытом волонтерской деятельности (21 человек) выявлен высокий уровень коммуникативных склонностей (0,74 ± 0,2). Для этих студентов характерно проявление инициативы в коммуникативном процессе, они быстро вливаются в новый коллектив, обладают способностью к принятию решений в нестандартных, новых ситуациях, которые нередко возникают в процессе осуществления волонтерской деятельности. Обычно такие люди - прекрасные собеседники, и они всегда готовы оказать необходимую помощь. У остальных 9 испытуемых был выявлен средний уровень коммуникативных склонностей (0,59 ± 0,3), характеризующий их как личностей, довольно быстро идущих на контакт с окружающими, способных стоять на своем, доказывать свою позицию, отстаивать свое мнение. Можно констатировать, что динамика изменения долевого распределения выраженности коммуникативных склонностей, которые студенты указали как важные для волонтерской деятельности, является положительной (рис. 1).
Для оценки уровня развития эмпатийных тенденций применялся опросник, разработанный А. Меграбяном и Н. Эпштейном.
При определении уровня эмпатийного отклика как качества, являющегося, по мнению многих исследователей, профессионально важным для психолога и врача, высокий уровень развития эмпатийного отклика установлен у 14 испытуемых, находящихся на начальном этапе волонтерской деятельности (средние значения выраженности признака входят в зону высоких значений -81,33 ± 3,2), средний уровень - у 17 (52,00 ± 4,1), низкий - у 8 (28,7 ± 3,2).
По прошествии двух лет волонтерской деятельности высокий уровень развития эмпатийного отклика зафиксирован у 13 студентов с опытом волонтерской деятельности (средние значения 83,76 ± 3,2), средний уровень - у 16 членов отряда волонтеров (57,14 ± 4,2), низкий - только у одного человека.
100 90 80
Уровни
Рис. 1. Динамика долевого распределения выраженности коммуникативных склонностей за 2 года волонтерской деятельности, %
Fig. 1. Dynamics of estimated percentage distribution of the degree expression of communicative tendencies (over 2 years of volunteer activity), %
Известно, что эмпатия - способность переживать те же эмоциональные состояния, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Умение сопереживать другим людям - ценное качество, однако при его гипертрофии может сформироваться эмоциональная зависимость от тех, с кем человек вступает в контакт, болезненная ранимость, затрудняющая эффективную волонтерскую помощь. Динамика изменения выраженности эмпатийного отклика имеет положительный характер (рис. 2).
В пятерку выбранных студентами на начальном этапе волонтерства терминальных ценностей, относящихя к целям, которых человек хотел бы достичь в течение своей жизни, вошли здоровье; наличие надежных и верных друзей; любовь; жизненная активность; мудрость (средний ранг 1,6; 2,2; 4,6; 5,2; 6,2 соответственно).
После двух лет участия в волонтерской деятельности в пятерку терминальных ценностей студенты включили верных друзей; свободу; интересную работу; здоровье; жизненную активность (средний ранг 2,0; 4,7; 6,0; 6,3; 7,7 соответственно).
В пятерку инструментальных ценностей, которые устанавливают определенные стандарты поведения или способы достижения жизненных целей, на начальном этапе вошли воспитанность; образованность; ответственность; аккуратность; независимость (средний ранг 2,2; 3,6; 4,8; 5,2; 6,0 соответственно); после участия в волонтерской деятельности - независимость, жизнерадостность, ответственность, рационализм, честность (средний ранг 4,3; 4,7; 7,0; 8,0; 8,3 соответственно).
100
- начальный этап волонтерской деятельности
- 2 года волонтерской деятельности
Уровни
Рис. 2. Динамика долевого распределения выраженности эмпатийного отклика за 2 года волонтерской деятельности, % Fig. 2. Dynamics of estimated percentage distribution of the degree expression of empathie response (over 2 years of volunteer activity), %
С помощью опросника «Мотивация помощи», авторство которого принадлежит С. К. Нартовой-Бочавер, изучалось отношение личности к трудностям и невзгодам в жизни другого человека.
Мотивация оказания помощи, способствующая проявлениям инициативы при выполнении волонтерской деятельности, была выявлена у 21 «новичка» и у 24 студентов-волонтеров с двухлетним опытом. Нейтральное отношение к трудностям и невзгодам посторонних людей, способность оказывать помощь только в случае обращения к ним лично на этапе вхождения в отряд волонтеров продемонстрировали 14 студентов; после двухлетнего опыта волонтерской деятельности данная тенденция обнаружена только у 6 испытуемых. Склонность к уклонению от оказания помощи другим людям со ссылками на множество «уважительных» причин была установлена у 4 начинающих волонтеров. Динамика изменения мотивации оказания помощи показана на рис. 3: как и в предыдущих случаях, можно констатировать наличие положительных изменений.
начальный этап
волонтерской
деятельности
2 года
волонтерской деятельности
Уровни
Рис. 3. Динамика долевого распределения выраженности мотивации помощи за 2 года волонтерской деятельности, % Fig. 3. Dynamics of estimated percentage distribution of the degree expression of motivation to help somebody (over 2 years of volunteer activity), %
Для объективизации полученных данных был задействован статистический критерий Манна - Уитни, позволяющий выявлять разницу в значениях параметра между малыми выборками. Достоверно значимые различия при значении иэмп. < икр были обнаружены по показателям развития эмпатийного отклика (иэмп. = 62,5, р < 0,05) и мотивации оказания помощи (иэмп. = 58,0, р < 0,05). По другим показателям подобных различий не выявлено. Однако полученные нами данные носят вероятностный характер, так как на развитие указанных профессионально важных качеств студентов могут влиять и другие факторы, например построение процесса обучения в вузе.
Заключение
Профессионально-ориентированное волонтерство не только формирует активную гражданскую позицию и развивает лидерские качества молодого человека, но и позволяет ему погрузиться в профессиональную среду, почувствовать себя специалистом, выполняющим реальные профессиональные задачи. Осуществляя квазипрофессиональную волонтерскую деятельность, студент становится подлинным субъектом своего личностного и профессионального развития. Субъектная позиция волонтера способствует развитию его профессионально важных качеств и компетенций, а также становлению профессиональной идентичности.
Участие в профессионально-ориентированной волонтерской работе особенно актуально и продуктивно прежде всего для учащихся, избравших и осваивающих одну из «помогающих» профессий, в том числе для будущих медицинских работников и психологов. Наше исследование подтвердило, что волонтерская деятельность формирует и укрепляет личностные и профессионально значимые качества студентов медицинского вуза.
Эмпирическим путем выявлено несколько тенденций. Студенты-волонтеры со стажем более двух лет, планирующие и далее выполнять рассматриваемую миссию, отличаются хорошо развитыми эмпатией, коммуникативными способностями, мотивацией оказания помощи. Ключевые характеристики личности студентов-волонтеров: понимание чувств других людей, умение сопереживать окружающим, ориентация на гуманистические ценности, готовность помогать нуждающимся, коммуникабельность - не только изначально находятся на более высоком уровне, но и демонстрируют положительную динамику при постоянной включенности в профессионально-ориентированную волонтерскую деятельность.
Список использованных источников
1. Гришунина Е. В., Пятакова Е. Н. Особенности личности волонтеров // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 71-78.
2. Решетников О. В. Корпоративное добровольчество: научно-методическое пособие. Москва: Проспект, 2010. 172 с.
3. Слободчиков В. И. Парадигмы развития современной психологии и образования / / Психологическое образование: контексты развития: альманах. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/ 123456789/108757 (дата обращения: 14.03.2018)
4. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. Волгоград: ВолГМУ, 2010. 264 с.
5. Оберемко О. А. Волонтер или доброволец: элементарные объяснения для самоопределения // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 94-101.
6. Laurie N., Smith M. B. Unsettling geographies of volunteering and development // Transactions of the institute of british geographers. 2018. Vol. 43, Issue 1. P. 95-109.
7. Brown Leacey E., Strommen J. Training Younger Volunteers to Promote Technology Use Among Older Adults / / Family & consumer sciences research journal. 2018. Vol. 46, Issue 3. P. 297-313.
8. Carlton S., Mills Colleen E. The Student Volunteer Army: a 'repeat emergent' emergency response organization // Disasters. 2017. Vol. 41, Issue 4. P. 764-772.
9. Breithaupt Andrew G., Thomas Kathleen C., Wong Connie S. Finding Common Ground: Exploring Undergraduate Student Volunteering as a Support for Parents of Children With Autism // Focus on autism and other developmental disabilities. 2017. Vol. 32, Issue 3. P. 229-239.
10. Saleh Ahmed M., Haider S., Signer D. Student volunteers as a supplementary workforce for an integrated ED HIV testing model with fourth-generation and point-of-care testing // American journal of emergency medicine. 2017. Vol. 35, Issue 1. P. 184-185.
11. Steiner J., Leinwander P. Using the health physics student volunteer program for a research project sponsored by the medical section of the health physics society // Health physics. 2016. Vol. 112, Issue 4. P. 352-356.
12. Клименских М. В., Ершова И. А., Виндекер О. С. Роль волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов-психологов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2/2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://science-education. ru/ru/article/view? id=21466 (дата обращения: 26.03.2018).
13. Палкин К. А. Состояние и перспективы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. С. 99-107.
14. Шевченко П. В. Социальная роль московского волонтерства // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 60-71.
15. Санина М. К., Санин С. А. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании навыков межнационального взаимодействия и этнокультурной грамотности студентов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 99-101.
16. Горлова Н. И. Формирование компетентностной модели стрессоус-тойчивости волонтеров // Волонтер. 2017. № 1 (21). С. 18-50.
17. Шлюбуль Е. Ю., Синельникова Н. А., Чашкова (Зайцева) О. Ю., Романова М. Л. Современные модели и методы диагностики просоциального поведения волонтеров / / Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 259-263.
18. Агеева Н. А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://human.snau-ka.ru/2015/01/9189 (дата обращения: 11.01.2018).
19. Агеева Н. А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности // Инновации в науке. 2013. № 28. С. 199-203.
20. Агеева Н. А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. 2014. № 4 (5). С. 5.
21. Крамская С. В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 40. С. 99-103.
References
1. Grishunina E. V. Pyatakova E. N. Features of the personality of volunteers. Voprosy psihologii = Questions of Psychology. 2014. 5: 71-78. (In Russ.)
2. Reshetnikov O. V. Korporativnoe dobrovol'chestvo = Corporate volunteering. Moscow: Publishing House Prospect; 2010. 172 p. (In Russ.)
3. Slobodchikov V. I. Paradigms of development of modern psychology and education. Psihologicheskoe obrazovanie. konteksty razvitija. Al'manah № 3 = Psychological Education: Development Contexts. Almanac № 3 [Internet]. 1999 [cited 2018 Mar 14]. Available from: http://elib.bsu.by/handle/123456789/108757 (In Russ.)
4. Boluchevskaya V. V. Professional'noe samoopredelenie budushih speci-alistov pomogajushih professij = Professional self-determination of future specialists in caring professions. Volgograd: Volgograd State Medical University; 2010. 264 p. (In Russ.)
5. Oberemko O. A. Volunteer: Elementary explanations for self-determination. Sociologicheskie issledovanija = Sociological Research. 2016; 6: 94-101. (In Russ.)
6. Laurie N., Smith M. B. Unsettling geographies of volunteering and development. Transactions of the Institute of British Geographers. 2018; 43, 1: 95-109.
7. Brown Leacey E., Strommen J. Training younger volunteers to promote technology use among older adults. Family & Consumer Sciences Research Journal. 2018; 46, 3: 297-313.
8. Carlton S., Mills Colleen E. The Student Volunteer Army: a 'repeat emergent' emergency response organization. Disasters. 2017; 41, 4: 764-772.
9. Breithaupt Andrew G., Thomas Kathleen C., Wong Connie S. Finding common ground: Exploring undergraduate student volunteering as a support for parents of children with autism. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2017; 32, 3: 229-239.
10. Saleh Ahmed M., Haider S., Signer D. Student volunteers as a supplementary workforce for an integrated ED HIV testing model with fourth-generation and point-of-care testing. American Journal of Emergency Medicine. 2017; 35, 1: 184-185.
11. Steiner J., Leinwander P. Using the health physics student volunteer program for a research project sponsored by the medical section of the health physics society. Health Physics. 2016; 112, 4: 352-356.
12. Klimenskikh M. V, Ershova I. A., Vindeker O. S. The role of volunteer activity in vocational training of students-psychologists. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern Problems of Science and Education [Internet]. 2015 [cited 2018 Mar 26]. 2/2. Available from: http://science-education. ru/ru/article/view? id=21466 (In Russ.)
13. Palkin K. A. State and prospects of studying the psychological determinants of volunteer activity. Psihologo-pedagogicheskie issledovanija = Psychological and Pedagogical Research. 2017; 9 (4): 99-107. (In Russ.)
14. Shevchenko P. V. The Social Role of Moscow Volunteering. Sociological Research = Sociologicheskie issledovanija. 2013; 8: 60-71. (In Russ.)
15. Sanina M. K., Sanin S. A. Pedagogical potential of volunteer activity in formation of skills of interethnic interaction and ethno-cultural literacy of students. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitij = Theory and Practice of Social Development. 2014; 4: 99-101. (In Russ.)
16. Gorlova N. I. Formation of the competence model of stress resistance of volunteers. Volontjor = Volunteer. 2017; 1 (21): 18-50. (In Russ.)
17. Shlyubul E. Yu., Sinelnikova N. A., Chashkova (Zaitseva) O. Yu., Romanova M. L. Modern models and methods for diagnosing prosocial behavior of volunteers. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgaft = Scientific Notes of. P. F. Lesgaft University. 2016; 3 (133): 259-263. (In Russ.)
18. Ageeva N. A. Professional volunteerism as an effective tool for student socialization. Gumanitarnye nauchnye issledovanija = Humanitarian Scientific Research [Internet]. 2015 [cited 2018 Jan 11]; 1, Part 2. Available from: http://hu-man.snauka.ru/ 2015/01/9189 (In Russ.)
19. Ageeva N. A. Bioethical dimension of innovation activity. Innovacii v nauke = Innovations in Science. 2013. 28: 199-203. (In Russ.)
20. Ageeva N. A. The mentality of a physician in the context of the humani-zation of higher education. Universum: Medicina i farmakologija = Universum: Medicine and Pharmacology. 2014; 4 (5): 5. (In Russ.)
21. Kramskoy S. V. The role of the educational potential of the taught educational disciplines in the pedagogical process of the medical school. Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii = Personality, Family and Society: The Issues of Pedagogy and Psychology. = 2014; 40: 99-103. (In Russ.)
Информация об авторах:
Кузнецова Алеся Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета, Курск, Россия. E-mail: kuznetso-va. a80@mail. ru
Соловьева Надежда Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры патологической анатомии имени академика А. И. Струкова Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовского университета), Москва, Россия. E-mail: nadsva@gmail.com
Статья поступила в редакцию 20.03.2018; принята в печать 15.08.2018.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors:
Alesya A. Kuznetsova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology of Health and Correctional Psychology, Kursk State Medical University, Kursk, Russia. E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru
Nadezhda A. Solovyeva - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Pathological Anatomy, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia. E-mail: nadsva@gma-il.com
Received 20.03.2018; accepted for publication 15.08.2018.
The authors have read and approved the final manuscript.