Научная статья на тему 'Высшее образование в контексте социально-гуманитарных проблем современности'

Высшее образование в контексте социально-гуманитарных проблем современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / HIGHER EDUCATION / STUDENTS / EDUCATION / SOCIAL MATURITY / PERSONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелина Т. Т.

В статье раскрываются проблемы и последствия игнорирования роли воспитания в жизни общества и государства как социального института. Представлен анализ результатов социально-психологической диагностики студентов и готовности преподавателей к реализации воспитания в меняющихся условиях высшего образования. Автор обращается к анализу возможностей активизации личностных ресурсов субъектов образования, их осознанного и ответственного отношения к себе и результатам собственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелина Т. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF SOCIO-HUMANITARIAN PROBLEMS OF MODERNITY

The article reveals the problems and the consequences of ignoring the role of education in society and the state as a social institution. The analysis of results of socially-psychological diagnostics of students and the readiness of teachers to implement education in a changing environment of higher education. The author addresses to the analysis of opportunities to enhance personal resources of the subjects of education, their informed and responsible attitude to oneself and results of own development.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в контексте социально-гуманитарных проблем современности»

3. Сутягина E.A. Образовательный web-квест как форма организации эффективного процесса обучения (на примере МОУ СОШ №33 г. о. Саранск) // Science Time. 2015. №11 (23).

4. Христова H.A. Образовательный веб-квест как метод интерактивного обучения // Вестник БелЮИ МВД России. 2014. №2-2.

5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева E.H., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-213-218

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

IЦелина Т.Т.

ОЯСГО: 0000-0002-8637-0111, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, г. Арзамас, Российская Федерация

В статье раскрываются проблемы и последствия игнорирования роли воспитания в жизни общества и государства как социального института. Представлен анализ результатов социалъно-психоло-гической диагностики студентов и готовности преподавателей к реализации воспитания в меняющихся условиях высшего образования. Автор обращается к анализу возможностей активизации личностных ресурсов субъектов образования, их осознанного и ответственного отношения к себе и результатам собственного развития.

Ключевые слова: высшее образование; студенчество; воспитание; социальная зрелость; личностная готовность.

HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF SOCIO-HUMANITARIAN PROBLEMS OF MODERNITY

Shchelina T.T.

ORCID: 0000-0002-8637-0111, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch, Arzamas, Russian Federation

The article reveals the problems and the consequences of ignoring the role of education in society and the state as a social institution. The analysis of results of socially-psychological diagnostics of students and the readiness of teachers to implement education in a changing environment of higher education. The author addresses to the analysis ofopportunities to enhance personal resources of the subjects of education, their informed and responsible attitude to oneself and results of own development.

Keywords: higher education; students; education; social maturity; personal readiness.

Происходящие в системе высшего образования процессы непосредственно отражают актуальные социально-гуманитарные проблемы современного общества. Одна из таких проблем продиктована настоятельной потребностью в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечить прорывное развитие страны. В то же время личностный потенциал подготовленных кадров не менее важен, особенно в сфере создания наукоемких технологий, работы в условиях повышенной опасности, ответственности за других людей, их здоровье и безопасность.

В исследовании, выполненном в рамках реализации гранта РГНФ, анализ проблемы воспитания личности будущего профессионала в условиях качественных изменений психологии студенчества и модернизации высшего профессионального образования осуществлялся с позиций изучения воспитательного потенциала меняющейся высшей школы как исполнителя нового социального заказа современного общества на подготовку выпускника. Ис-

следование показало, что признание на государственном уровне образования одним из факторов экономического и социального прогресса современного общества и соответствующие шаги по его модернизации высветили целый ряд проблем, связанных фактически с последствиями игнорирования роли воспитания в жизни общества и государства как социального института. Высшая школа оказалась вынужденной в процессе собственного обновления наряду с задачами подготовки квалифицированных специалистов решать проблемы недостаточной социальной и психологической зрелости молодых людей [1—5].

Выявленные тенденции актуализировали проблему социального воспитания в профессиональном образовании, связанную с разработкой в высшей профессиональной школе моделей воспитательных систем, способствующих развитию и коррекции личностной готовности студентов к обучению в вузе, обеспечению их профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития в ходе освоения профессии. Необходимость таких теоретических исследований и разработок непосредственно связана с пониманием высшей школой ответственности за реализацию приоритетных направлений стратегического развития России, одним из которых признано образование как один из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Приоритетность образования в этом смысле связана с его ролью в активизации личностных ресурсов субъектов образования, их осознанного и ответственного отношения к себе и результатам своего собственного развития.

В соответствии с этим обоснование и реализация концептуальных основ и модели воспитания студентов выстроены в исследовании с учетом их социально-психологических характеристик, готовности профессорско-преподавательского состава к осуществлению воспитания как важнейшей составляющей требований Федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования и обеспечению его качества. Результаты диагностики и

анализ многолетних наблюдений за студентами, в частности первого курса, позволили выделить общие тенденции, характеризующие индивидуально-психологические особенности современных студентов: рост числа студентов с низким уровнем учебной и профессиональной мотивации; личностными дисгармониями; проблемами в адаптации к новой социальной среде, к новому коллективу; склонностью к употреблению ПАВ.

С момента введения в 2010 г. бакалавриата по направлению «психолого-педагогическое образование» ежегодно сотрудниками психолого-педагогической службы факультета обследуются около 120 первокурсников, среди которых половину составляют будущие психологи образования и социальные педагоги. Анализ социально-психологических характеристик студентов осуществляется на основе изучения мотивов профессионального выбора, особенностей профессиональной направленности личности, мотивационной и ценностно-смысловой сферы.

В результате содержательного анализа полученных данных выявлено, что для значительной части студентов (около 50%) характерны низкий и скорее достаточный уровни готовности к будущей профессиональной деятельности, свидетельствующие о преобладании в большей степени внешней мотивации ее освоения [6]. Существуют противоречия между желанием получить глубокие и прочные знания и не готовностью развивать свои способности; выбором профессии в сфере «человек-человек» и незначимостью непосредственного общения с другим человеком. Часть студентов вообще не стремятся к социальной активности, а те, кто стремится к ее проявлению, еще не способны ставить перед собой профессиональные цели и целенаправленно достигать результата; ценностная сфера представлена в большей степени ценностями, связанными с получением удовольствия. Ценностные ориентации, связанные с творческим и созидательным отношением к миру, к себе, другому человеку, исследовательским отношением к себе и своим партнерам; адекватное эмпатическое понимание их не находят отражения в категории наиболее значимых, определяющих

поведение будущих специалистов ценностях. В целом выбор профессии студентами был сделан на основе внешних статусных ценностей, иллюзорных представлений о профессиях и рынке труда, расплывчатых знаний о своих способностях и возможностях в отношении выбранной профессии.

Выявленные исследователями и констатируемые преподавателями недостаточно сформированные представления студентов о сущности выбранной профессиональной деятельности, недостаточная личностная готовность к освоению профессии, развитию себя как будущего специалиста составили основные направления разработки проблемы учебно-методического обеспечения ФГОС ВПО (впоследствии ФГОС ВО) и психолого-педагогического сопровождения его реализации в условиях модернизации высшего образования. Основным средством обеспечения качества высшего образования в современной ситуации его развития, как показывает исследование, с педагогических позиций может стать построение учебно-воспитательного процесса на основе интеграции социального воспитания и профессионального образования. Это предполагает обеспечение студентам субъектной позиции в собственном развитии и освоении позитивного опыта социально-профессионального взаимодействия в реальной актуальной жизнедеятельности вуза, максимально приближенной к содержательному и технологическому оснащению предстоящей профессиональной деятельности.

Такое понимание содержательного и процессуально-технологического обеспечения профессиональной социализации студентов основано на воспитании как планомерно целенаправленно создаваемых в вузе благоприятных условий для овладения будущими специалистами необходимыми социальными и профессиональными ценностями, развития их самосознания, самоопределения и самореализации на основе ценностного выбора. Создание таких условий достигается реализацией соответствующих технологий, способствующих развитию профессионального самосознания будущих специалистов, их личностному росту и социальной успешности в процессе доступной социально-профессиональной деятельности

во взаимодействии с различными партнерами. Результаты анкетирования преподавателей на предмет готовности к осуществлению воспитательной работы в вузе в условиях модернизации высшего образования позволили охарактеризовать основные проблемы, требующие решения с позиций психолого-педагогической и методической помощи [7]. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дополнительных программ подготовки преподавателей к разработке таких моделей подготовки будущих специалистов, в которых органично сочетались бы концепция профессиональной подготовки и соответствующая воспитательная система вуза с учетом специфики отдельных факультетов.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №14-06-00798.

Список литературы

1. Белоцерковский A.B. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. №7. С. 3-9.

2. Васенина И.В., Кухтевич Т.Н. Российское студенчество: вчера и сегодня // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 147-152.

3. Голованова Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2012. №7. С. 29-34.

4. Стегний В.Н., Курбатова JI.H. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование в России. №2.2010. С. 57-63.

5. Стронгин Р.Г., Петров A.B. О формировании ценностных ориентиров российского студенчества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 1 (1). С. 17-23.

6. Щелина Т.Т., Беганцова И.С. Психолого-педагогическая диагностика развития личности и группы в воспитании современных студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-4 (52). С. 133-137.

7. Щелина Т.Т., Маркеева М.В., Калинина Т.В. Изучение готовности педагога к осуществлению воспитательной работы в условиях современного вуза. Высшее образование сегодня. 2015. № 11. С. 82-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.