педагогические науки
Григорьева Елена Львовна, Седов Иван Александрович, Фоменков Артем Александрович ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕР-КЛАСС В СТРУКТУРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ...
УДК 377.6
ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕР-КЛАСС В СТРУКТУРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2018
Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель кафедры «Теоретических основ физической культуры» Седов Иван Александрович, старший преподаватель кафедры «Физической культуры» Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Фоменков Артем Александрович, доцент кафедры «Теории политики и коммуникации» Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: [email protected])
Аннотация. Профориентационная работа ФФК представляет собой систему мероприятий и образовательных событий, которые позволяют сориентировать абитуриентов в выборе в сфере дальнейшей профессиональной деятельности и места получения профессионального образования данной статье рассматривается специфика организации профориентационной рабаты на факультете физической культуры педагогического ВУЗа. Доказано что эффективная профориентационная деятельность требует применения информационных технологий подобранных с учетом контингента обучающихся, содержание бедующей образ деятельности, а так же планируемой профессиональной деятельности. В статье приводится существующая логика выбора образовательной траектории, которая не соответствует образовательной потребности и карьерным устремлениям старшеклассников. Также приводиться авторская программа профориентационной деятельности, выстроенная по принципу выбора ЕГЭ от бедующего результата - от той профессиональной деятельности, которая соответствует в полной мере способностям и склонностям бедующих выпускников. В этой программе кроме приведенных мастер-классов также представлены и иные инновационные технологии (кластерные экскурсии, зальное многоборье и т.д.), которые будут рассмотрены в следующих статьях автора. Приводиться эффективная технология профориентации, разработанная авторами данной статьи в целях повышения мотивации абитуриентов к поступлению на указанный факультет - эта технология спортивно образовательного мастер-класса. В статье также приведены примеры тематики мастер-классов разработанных для указанного направления профессиональной подготовки.
Ключевые слова: абитуриенты факультета физической культуры, системы профориентационной деятельности, спортивно-образовательный мастер-класс, губристическая мотивация, социально-значимые виды спорта.
TECHNOLOGY THE MASTER CLASS IN STRUCTURE OF PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITY OF FACULTY OF PHYSICAL CULTURE
© 2018
Grigorieva Elena Lvovna, senior teacher of department
of «Theoretical fundamentals of physical culture» Sedov Ivan Aleksandrovich, senior teacher of department of «Physical culture» Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Fomenkov Artem Aleksandrovich, associate professor of «Theory of policy and communication» National research N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Ave., 23, e-mail: [email protected])
Abstract. Professional orientation work of FFK represents the system of actions and educational events which allow to orient entrants in the choice in the sphere of further professional activity and the place of vocational training to this article the specifics of the organization of professional orientation work at faculty of physical culture of pedagogical Higher Education Institution are considered. It is proved that effective professional orientation activity demands use of information technologies of the students who are picked up taking into account the contingent, the content of the activity which is living in poverty an image, and also planned professional activity. The existing logic of the choice of an educational trajectory which does not correspond to educational need and career aspirations of seniors is given in article. Also to be brought the author's program of professional orientation activity built by the principle of the choice of the USE from the living in poverty result - from that professional activity which corresponds fully to abilities and tendencies of the living in poverty graduates. Other innovative technologies (cluster excursions, screen all-round, etc.) which will be considered in the following articles of the author also are also presented in this program except the given master classes. To be brought the effective technology of career guidance developed by authors of this article for increase in motivation of entrants to revenues to the specified faculty - this technology it is sports an educational master class. In article examples of scope of the master classes developed for the specified direction of vocational training are also given.
Keywords: entrants of faculty of physical culture, system of professional orientation activity, sports and educational master class, gubristichesky motivation, socially important sports.
Большой объем информации системе профессионального образования приводит к тому, что абитуриентам очень сложно сориентироваться не только в выборе ВУЗа, но и даже в выборе критериев руководствуясь которыми они безошибочно определят тот ВУЗ и факультет где в наибольшей степени будут развиты их профессиональные склонности и способности. Более того на данном этапе старшеклассники выбирают не только, места обучения, но и направление дальнейшей профессиональной деятельности.
В чём состоит ошибка большинства абитуриентов? В том, что старшеклассники, как правило, сначала выби-
рают профильные предметы, а уже потом ВУЗ и профессию. Тогда как, с научно обоснованных позиций представленных многими авторами (У.В. Киреева [1], Ф.Ф Григорян [2], В.Р. Черноусов [3] и др. [4-7]), человек должен сначала выбрать профессиональную деятельность, которой он посвятит свою жизнь в соответствии со своими склонностями и способностями.
На этой первой стадии профессионального самоопределения, очень важным является диагностика не только направления бедующей профессиональной деятельности, но и ведущей губристической мотивации [8-11]. Важно знать направлена ли она уже на самосо-
Grigorieva Elena Lvovna, Sedov Ivan Aleksandrovich, Fomenkov Artem Aleksandrovich pedagogical
TECHNOLOGY THE MASTER CLASS IN STRUCTURE OF PROFESSIONAL ... sciences
вершенствование или абитуриент ориентирован на достижение превосходства над другими людьми. В первом случае старшеклассники прислушиваются к мнению специалистов, помогающие оценить профессиональный потенциал старшеклассников. Во втором случае старшеклассники хотят любой ценой достичь превосходства над другими и выбирают самые модные и публичные специальности (артисты, банкиры, телерадиоведущие и д.т.), при этом старшеклассники не учитывают, на сколько, их способности и возможности соответствуют выбранной специальности и в результате оказываются вне стен профессиональных учебных заведений.
Вторая стадия он выбирает учебное заведение, где он может получить соответствующее образование. Из существующих институтов профессионального образования абитуриент выбирает лучшие и наиболее приоритетные для себя и формирует из них свой собственный рейтинг, руководствуясь следующими критериями, как указывают авторы ряда исследований (Н.В. Васина [12], И.А. Воронкова [13], Е.С. Романова [14] и др. [15, 16]).
1. Востребованность выпускников ВУЗа на рынке труда.
2. Уровень благосостояния выпускников ВУЗа и наличие среди них достаточного количества социально-значимых персон.
3. Стоимость обучения в ВУЗе. Этот критерий не на первом месте, так как абитуриенты надеются поступить на бюджетное отделение.
4. Наличие современной материальной базы образовательной среды, в том числе и в отношении электронного обучения.
5. Популярность ВУЗа среди знакомых абитуриента и в широком социуме.
На основании анализа вышеприведенных критериев делается вывод о приоритетном ВУЗе. Однако в наиболее приоритетном из ВУЗов может не оказаться возможности поступления на ту специальность, которая желаема в соответствии со способностями и склонностями абитуриента.
Среди таких причин могут быть отсутствие аккредитации ВУЗа на данный профиль, закрытие специальности в связи с отсутствием дефицита на профессионалов данного направления. В этом случае подобный профиль абитуриенты ищут в ВУЗах, имеющих чуть более низкую позицию по рейтингу. Абитуриент изучает условия приёма в избранный ВУЗ и на основании этой деятельности он должен выбирать экзамены ЕГЭ и готовиться к ним как к одной из ступеней профессионального образования. Они выбирают не профессиональную деятельность и даже не ВУЗ они выбирают ЕГЭ по склонностям и способностям, плохо представляя себе где, как и почему их на основании этих экзаменов будут обучать и практически не имеют никаких представлений о дальнейшей профессиональной деятельности. Выбор ВУЗа осуществляется не с позиции «от желаемого», а позиции «ВУЗ, который меньше не нравится», то есть абитуриенты становятся профессионально дезориентированными.
Таким образом, профориентационная деятельность «снизу» осуществляемая в школе не всегда приносит хорошие плоды, в частности и связи с тем, что школа является общего, а не профессионального и содержательные основы современных, а особенно, новых профессий являются для педагогов средней школы малоизвестной и зачастую не доступной информацией. Кроме того, педагоги школ слабо представляют себе содержание и сущность учебного процесса в системе профессионального образования за исключением педагогического. Кроме того им мало известны требования работодателей к соискателям той или иной должности.
Всей полнотой указанной информации обладают педагоги профильных ВУЗов и университетов, которые напрямую взаимодействуют с потенциальными работодателями своих выпускников и осуществляют собственно профессиональное образование. Таки образом, 90
эффективной профориентационной работой должны заниматься в рамках сетевого сотрудничества ВУЗы и работодатель. Система такой профориентационной работы включает в себя интересные для абитуриентов разнообразные формы и методы в частности в ее структуру включены инновационные образовательные технологии, среди которых спортивно-образовательный мастер-класс и его применение для физкультурно-спортивных профилей доказана авторами в проведенном ими исследовании
Цель статьи заключается в определении значения технологии спортивно-образовательный мастер-класс в профориентационной деятельности факультета физической культуры.
Мастер-класс представляет собой цикл занятий по совершенствованию творческого профессионального мастерства, проводимый специалистом в данной области [17-20]. Как правило, технология мастер класс реализуется представителями работодателей для студентов учреждений СПО и ВУЗов, которые уже осваивают представленную профессионалов специальность, так же, мастер-класс проводиться представителями различных ремесел и видов искусства. Понимая, что спорт, по мнению (Б.А. Ашмарина [21]), тоже является видом искусства, авторы разработали и реализовали технологию мастер-класса со спортивно-образовательным содержанием для абитуриентов факультета физической культуры [22, 23]. Виды спортивно-образовательных мастер-классов реализуемые в профориентационной деятельности факультета физической культуры следующие:
1 Мастер-класс по отдельным видам спорта.
2. Мастер-класс по преподаванию отдельных видов спорта.
3. Мастер-класс по спортивным комплексам многоборье, ГТО.
4. Мастер-класс по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
5. Мастер-класс по организации спортивных событий и соревнования.
6. Мастер-класс узконаправленных видов двигательной активности, не представленных отдельным видом спорта (скандинавская ходьба, эстафета на тренажерах и т.д.).
6. Мастер класс по видам спорта, имеющим оздоровительное и реабилитационное значение (спортивная ходьба, плавание, фитнесс).
Все указанные виды мастер-классов представлены в структуре деятельности факультета физической культуры Мининского университета и приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Технология мастер-класса в структуре профориентационной деятельности факультета физической культуры.
Тематика спортивно-образовательных мастер-классов Характеристика содержания Время и место проведения
1. «Королева спорта» - мастер-класс по легкой атлетике. Цель - первоначальное обучение основным навыкам прыжковой подготовки, освоение методов развития функциональной выносливости. Задачи: 1. Создать представление о технических видах спорта. 2. Обучить технике вертикальных и горизонтальных прыжков. 3. Обучить технике бега на короткие и средние дистанции. 4. Принять участие в соревнованиях в различных видах лёгкой атлетики. Сентябрь
2. Мастер-класс по силовому атлетизму для мальчиков. Цель - обучение техническим приемам при выполнении базовых силовых упражнений, получение знаний о формировании правильной осанки и методах развития силы. Октябрь
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Григорьева Елена Львовна, Седов Иван Александрович, Фоменков Артем Александрович ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕР-КЛАСС В СТРУКТУРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ...
3. «Эстетическая гимнастика - прекрасная пластика» - мастер-класс по эстетической гимнастике. Цель - обучение основным движениям эстетической гимнастики и освоение методов развития гибкости и ловкости. Задачи: 1. Сформировать о семействе гимнастических видов спорта 2. Обучить старшеклассников технике выполнения не сложных гимнастических связок; 3. Обучить составлению гимнастических связок под музыку и эстетической гимнастической импровизации; 4. Сформировать мотивацию школьников к участию в соревнованиях по эстетической гимнастике разного уровня. Ноябрь
4. Мастер-класс по мини-футболу для девочек. Цель - сформировать представление старшеклассников о футболе как о виде спорта доступном и полезном для девочек и девушек. Задачи: 1. Сформировать представление о футболе как о социально значимом виде спорта 2. Указать способы включения девушек и девочек включения мировое футбольное сообщество; 3. Обучить старшеклассник чеканки мяча, пасов и ударов по воротам; 4. Сформировать мотивацию к занятиям футболом. Декабрь
5. Мастер-класс -«Массаж универсальное средство оздоровления организма». Цель - дать представление старшеклассника о массаже как средстве восстановления оздоровления организма, повышения физической работоспособности, в том числе и спортивной, а также реабилитации после травм и заболеваний. Задачи: 1. Сформировать понимание того, что массаж используется в качестве мощного лечебного и профилактического средства 2. Рассмотреть причины популярности разных видов массажа и назначение каждого из них 3. Изучение и освоение приемов применения различных средств и методов массажа, совместно с другими средствами физической культуры. 4. Разработка эскиз-проектов по проведению оздоровительных мероприятий с применением средств массажа. Январь
6. «Скороход» - мастер-класс по спортивной ходьбе. Цель - популяризация спортивной ходьбы среди молодежи Нижнего Новгорода. Задачи: 1. Сформировать представление абитуриентов о спортивной ходьбе как о социально-значимом виде физической активности. 2. Дать основные понятия о технике спортивной ходьбы. Данный мастер-класс будет рассмотрен ниже. Февраль
7. Мастер-класс -«Сальто это возможно». Цель - повышение значимости среди старшеклассников освоения акробатических упражнений, в том числе сальто 1. Обосновать возможность и необходимость изучения старшеклассниками сальто. 2. Дать основные понятия о технике выполнения сальто вперед 3. Освоение технике выполнения сальто как средство развития таких физических качеств как скоростная сила, гибкость, ловкость, прыгучесть. Март
8. Мастер-класс - «ГТО - комплекс для жизни». Цель - повышение значимости среди старшеклассников такой деятельности как сдача нормативов ГТО. 1. Дать представление старшеклассникам о том, что комплекс ГТО является всероссийским социокультурным и здоровье-формирующим проектом имеющее большое историческое и культурное значение. 2. Дать основные понятия о технике выполнения упражнений комплекса ГТО. 3. Попробовать свои силы в сдаче нормативов некоторых видов комплекса ГТО и принять участие в пробном тесте на обладание значком разного достоинства. Апрель
9. Мастер-класс -«Реабилитация средствами физической культуры». Применение средств физической культуры для адаптации к новым условиям. 1. Дать представление старшеклассникам о средствах физической культуры, среди которых: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. 2. Научить комплексному применению средств физической культуры для эффективного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. 3. Рассмотреть возможности применения указанных средств, для повышения адаптационных возможностей человека при переходе в новую среду (в том числе и при смене места учебы). 4. Научить подбирать физические упражнения необходимые для адаптации к новым условиям жизни. Май
10. «Движение вверх» - мастер-класс по спортивным играм. Цель - первоначальное обучение основным навыкам различных спортивных игр; Задачи: 1. Создать представление о правилах игровых видов спорта: волейбол, баскетбол, флорбол. 2. Обучить технике подач и бросков на примере фрагментов их художественных фильмов о спортивных играх; 3. Принять участие в коротких товарищеских матчах. Июнь
Представленные мастер-классы проводятся на базе факультета физической культуры и спорта НГПУ им. Козьмы Минина. Мастер-классы предназначены для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, а также для учащихся лицеев и техникумов. Количество школьников на мастер-классе до 20 человек. Продолжительность мероприятий - до двух академических часов.
Рассмотрим изменения губристической мотивации старшеклассников на примере профориентационного события «Скороход». В структуре этого мероприятия были следующие разделы, которые отвечали за формирование и развитие определенных мотивационных компонентов личности старшеклассников:
1. Краткий исторический обзор позволил включить старшеклассников в историческое пространство спортивной деятельности и показать им, что спорт является важнейшей сферой человеческой жизни в прошлом настоящем и будущем. Следовательно, связав свою жизнь со спортом, абитуриенты получат такую профессию, которая будет востребованной всегда и позволит им жить стабильную и материально благополучную жизнь. Идеи, заложенные в этот раздел снижают уровень тревожности у старшеклассников и как показало исследование, на 1-2 пункта повышают их мотивацию достижения успехов в профессии.
2. Спортивная ходьба, как способ передвижения это исторический экскурс отсылающих участников к факту применения спортивной ходьбы в регулярной армии Великобритании для перемещения в британских колониях в частности в Индии в период борьбы за независимость. Эта иллюстрация дает возможность осознать, что при попадании в затруднительные условия знание техники спортивной ходьбы поможет им справиться с трудностями, например рельефа или климата, следовательно, у школьников повышается уровень притязаний (на 7-12%) в овладении этими полезными для них умениями.
3. Первые соревнования по спортивной ходьбе, в том числе и в России. Эта тема содержит указания на возможность получения спортивных наград в данном виде спорта доступном для освоения большинству людей, придает старшеклассникам уверенности в своих силах, способствует повышению самооценки в отношении спортивной деятельности в небольших пределах (2-3%), что не является статистически значимым, но в совокупности с результатами других мастер-классов позволяет
Grigorieva Elena Lvovna, Sedov Ivan Aleksandrovich, Fomenkov Artem Aleksandrovich TECHNOLOGY THE MASTER CLASS IN STRUCTURE OF PROFESSIONAL ...
pedagogical sciences
старшеклассникам избежать занижения самооценки и повысить уровень ее адекватности.
4. Скоростные показатели. Этот раздел задает количественный и качественные ориентиры занятия спортом и непосредственно воздействует на уровень губристи-ческой мотивации, повышая мотивацию самосовершенствование в отличие от мотивации превосходства
5. Польза спортивной ходьбы. В этом разделе рассматривается, как утилитарна польза спортивной ходьбы для здоровья каждого человека, так и польза в отношении создания сообществ людей здоровыми спортивными интересами. На этом этапе возрастает мотивация превосходства, но не над другими людьми, а над своими страхами и ленью.
6. Методика обучения спортивной ходьбе, как показало исследование ранее, воспринималось старшеклассниками как нечто сложное, не достижимое, но участие в мастер-классе позволило участникам реализовать эту технику на себе, вследствие чего они констатировали, что теперь сами бы желали быть наставниками в освоении спортивной ходьбы своими друзьями. На этом этапе проявляется власть знатока и также возрастает губри-стическая мотивация превосходства.
7. Как рассчитать нагрузку при занятиях ходьбой? Решение этого вопроса показывает участникам научную обоснованность спортивной деятельности и тренерской работы, где значимыми являются межпредметные связи. Таким образом, абитуриенты понимают, что для полноценного овладения профессией в сфере физической культуры и спорта им необходимо также освоить и другие общеобразовательные дисциплины, что повышает у учеников мотивацию избегания неудачи в обучение различным школьным дисциплинам.
8. Простота организации - минимальные требования, предъявляемые к месту, времени и инвентарю для занятий, показывает дополнительные возможности для освоения этого вида спорта, в частности для организации даже маленьких фрагментов досуга, что повышает общий уровень мотивации к занятию спортом, а именно губристическую мотивацию самосовершенствование.
Таким образом, спортивно-образовательный мастер-класс, включает школьников и студентов СПО в пространство не только учебной, но и потенциально профессиональной деятельности. В ходе реализации такой технологии, человек включается не в образовательный процесс, а в пространство профессиональной деятельности и может ощутить себя профессионалом в этой сфере. Участвуя в таких мероприятиях, участники примеряют на себя к своим склонностям и к способностям уже не ЕГЭ, а примеряют профессию, потому что внутри мастер-класса применяется метод профессиональных проб. Применительно к факультету физической культуры, где контингент очень разноплановый - это и выпускники школ, занимающиеся физической культурой, любители физической культуры, выпускники спортивных школ, выпускники педагогических и медицинских колледжей, но в любом случае мастер-класс не повторяет процесса обучения в ВУЗе, а задаёт определённые для них профессиональные ориентиры. Именно поэтому не только абитуриенты, но и студенты, посещая мастер-классы, могут поменять свою точку зрения на дальнейший карьерный рост и заняться какой либо деятельностью, которой раньше не занимались.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Киреева У.В. Роль профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников / У.В. Киреева //В сборнике: Актуальные проблемы науки Материалы IВсероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). Под редакцией А.И. Вострецова. 2014. С. 77-79.
2. Григорян Ф.Ф. Управление профессиональным выбором и профессиональным самоопределением учащихся /Григорян Ф.Ф. //В сборнике: International scientific research 2017 Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 551-553.
3. Черноусов В.Р. Роль профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников /В.Р. Черноусов, Е.А. Веснина //В сборнике: Интеграционные процессы в науке в современ-
ных условиях. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 354-356.
4. Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению /Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 80-86.
5. Суханова Н.А. Подготовка старшеклассников к профессиональному самоопределению в системе профильного обучения: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /Владикавказ, 2008. 20 с.
6. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4 (9). С. 28-30.
7. Прокофьев О.В., Сёмочкина И.Ю. Факторы социально-экономического развития и рынка труда: оценка состояния, взаимосвязи, воздействие на профессиональное самоопределение выпускников //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 229-236.
8. Лебедева О.В. Возможности развития саморегуляции студента - будущего педагога в условиях современного педагогического вуза / Лебедева О.В., Повшедная Ф.В., Карабущенко Н.Б. // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 32.
9. Повшедная Ф.В Концептуальные основы исследования проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательно-воспитательной среде вуза / Повшедная Ф.В., Татьянина Т.В. / Приволжский научный журнал. 2011. № 1 (17). С. 148-153.
10. Бекоева М.И. Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.
11. Таточенко Е.В. Специфика организации профориентационной работы в старших классах в системе «школа-вуз» автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Таточенко Елена Викторовна. - Ставрополь, 2005. 21 с.
12. Васина Н.В. Социальные детерминанты актуализации профо-риентационной работы в системе «школа — вуз» Н.В. //Васина, М.В. Капранова, А.Е. Харитонов // В сборнике: Диалог социологии, образования и общества материалы Межвузовской научно-практической конференции. Финансово-технологическая академия. 2012. С. 11-15.
13. Воронкова И.А. Профессиональная проба как способ самоопределения в выборе профессии // Конгресс конференций. Информационные технологии в образовании. Международная научно-практическая конференция «Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании». Томск. 2009. [Электронный ресурс] URL: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-83.html (дата обращения: 11.10.2018).
14. Романова Е.С. Инновационная деятельность института в системе профориентационной работы / Е.С. Романова / Системная психология и социология. 2011. № 4. С. 5-15.
15. Кузьмич Н.А. Взаимосвязь мотивации выбора и профессиональной направленности личности в профессиональном самоопределении / Н.А. Кузьмич // В сборнике: Экономика. Общество. Человек: межвузовский сборник научных трудов Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2010. С. 199-211.
16. Плаксина И.В Воспитательное пространство школа-вуз как условие жизненного самоопределения субъектов образовательного процесса /монография /И. В. Плаксина [и др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. 274 с.
17. Горлова Ю.И. Использование технологий мастер-классов в повышении профессионального интереса студентов физкультурно-спортивных направлений подготовки / Ю.И. Горлова / Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 12. С. 116-118.
18. Король И.Г. Городской мастер-класс «парад инновационных идей»: технология проведения / И.Г. Король, Л.Г. Политаева, О.Ю. Туркина //Методист. 2012. № 9. С. 49-51.
19. Санникова Т.И. Технология проведения мастер-класса / Т.И. Санникова //Наука и современность. 2014. № 29. С. 113-117.
20. Чеканова М.С. Формы партнерства образовательной организации и работодателей в системе управления качеством образовательных программ / М.С. Чеканова // Перспективы науки и образования. 2016. № 6 (24). С. 28-32.
21. Ашмарин Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие. М., 1979. С. 65-75.
22. Ашмарин Б.А. Особенности обучения в физическом воспитании // Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1979. 59 с.
23. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед.ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
Статья поступила в редакцию 18.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
92
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)