4. Nikandrov N.D. Celi vospitaniya na rubezhe XXI veka. Available at: http //eidos /journal /1999/0215.htm
5. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu. Moskva, 1990.
6. Uhtomskij A.A. Intuiciya sovesti. Sankt-Peterburg, 1996.
7. Obolenskij A. «Osobyj put'» v civilizacionnyj tupik. Znamya. 2017; 11.
8. 'Epshtejn M. Bessilie dobra v russkoj literature. Zvezda. 2017; 11.
Статья поступила в редакцию 23.01.18
УДК 378
Abramova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Arkhipova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kornilova E.N., senior teacher, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL WORK OF THE DEPARTMENT UNDER THE CONDITIONS OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION. The article presents research on a problem of the development of vocational guidance work in a higher educational institution, which is relevant for stimulating the professional self-determination of schoolchildren, as well as in the intra-vocational orientation. The purpose of the article is to describe the pedagogical experience of career guidance work conducted at the Department of Special (Defectology) Education of the Pedagogical Institute of the Northeastern Federal University n.a. M.K. Ammosov. The article reveals the directions of professional orientation work: holding olympiads of various levels, working with graduates of schools in the Sakha Republic (Yakutia), organizing the Center for Psychological and Pedagogical Assistance to Saidy Children with Disabilities, master classes and seminars for students, meetings with veterans of pedagogical work, etc. The authors of the article conduct an analysis of the long-term systematic vocational guidance work with students of different levels of education (general education, secondary vocational education, higher education, higher education.) The results of the described work can be useful for teachers, methodologists and specialists, who are responsible for vocational guidance work of higher education institutions on organization of purposeful work on attracting potential applicants.
Key words: vocational guidance work in a higher educational institution, children with disabilities, self-determination of high school students, practice-oriented approach, training of pedagogical personnel.
Н.А. Абрамова, канд. пед. наук, доц. каф. специального (дефектологического) образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
С.Н. Архипова, канд. пед. наук, доц. каф. специального (дефектологического) образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected] Е.Н. Корнилова, ст. преп. каф. специального (дефектологического) образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Статья посвящена проблеме развития профориентационной работы в высшем учебном заведении, которая является актуальной для стимулирования профессионального самоопределения учащихся школ, а также во внутривузовской профессиональной ориентации. Целью статьи является описание педагогического опыта профориентационной работы, проводимой на кафедре специального (дефектологического) образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В статье раскрыты направления профориентационной работы: проведение олимпиад различного уровня, работа с выпускниками школ республики Саха (Якутия), организация работы Центра психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Сайдыы», мастер-классов и семинаров для студентов, встреч с ветеранами педагогического труда и др. Авторами статьи проводится анализ многолетней системной профориентационной работы с обучающимися разного уровня обучения (общего образования, среднего профессионального образования (СПО), высшего образования (ВО). Результаты описанной работы могут быть полезны педагогам, методистам и ответственным по профориентационной работе вузов по организации целенаправленной работы по привлечению потенциальных абитуриентов.
Ключевые слова: профориентационная работа в высшем учебном заведении, дети с ограниченными возможностями здоровья, самоопределение старшеклассников, практико-ориентированный подход, подготовка педагогических кадров.
Развитие современной системы высшего профессионального образования характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли профориентационной работы, направленной на привлечение в вузы будущих специалистов с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению и предстоящей трудовой деятельности. Профориентационная работа в современных условиях становится важнейшей частью государственной кадровой политики, социального управления формированием важнейшего ресурса модернизации и инновационного развития человеческого потенциала. Она организуется и ведется в рамках обеспечения непрерывности ступеней образования, осуществляется в течение учебного года и направлена на привлечение молодых людей, мотивированных на будущую профессиональную деятельность.
Г.Ф. Шафранов-Куцев и С.Н. Толстогузов отмечают, что «очень большая ответственность лежит на высших учебных за-
ведениях, так как большинство выпускников школ ориентировано на получение высшего профессионального образования. Для реализации этой ответственности вузы должны не просто привлекать на учебу молодых людей, но и помогать средним школам в организации профориентационной работы, изучать социально-профессиональные устремления и духовно-нравственные ценности школьников и на этой основе вести всю профориента-ционную деятельность. Немалое место вузы могут занять и в организации профильного обучения старшеклассников, вплоть до организации так называемых привузовских школ, в выявлении и развитии способностей одаренных подростков» [1, с. 35].
Для вуза возрастает её роль с позиции поиска новых возможностей по привлечению абитуриентов.
В последние годы все большую актуальность приобретает вопрос подготовки педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях
инклюзивного образования. Рынок труда для выпускников, получивших профессиональную подготовку по направлению специальное (дефектологического) образования достаточно широк. Вышеназванное направление подготовки готовит бакалавров по профилям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика» и магистров, которые должны уметь организовать педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не только в сфере образования, но и социальной защиты, а также здравоохранения.
Большое внимание кафедра специального (дефектологического) образования (СДО) педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Ам-мосова уделяет профориентационной работе на всех уровнях: довузовском, вузовском, послевузовском. В настоящее время в университете проводится целенаправленная, систематическая довузовская профориентационная работу для стимулирования профессионального самоопределения учащихся школ, которая строится с учетом наработок исследователей профо-риентологии, где ведущее место занимают работы выдающегося ученого Республики Саха (Якутия) доктору педагогических наук, профессору А.В. Мордовской. В её трудах раскрываются результаты изучения влияния поликультурной среды на профессиональную ориентацию выпускников школ. А.В. Мордовская определила следующие структурные компоненты жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: ценностно-нравственный, когнитивный, эмоционально-волевой, проектировочный, конструктивный, организационно-практический, рефлексивный. С учётом вышеперечисленных компонентов определены три уровня процессуальной стороны профессионального самоопределения: потребительский, репродуктивный, творческий [2, с. 116].
Профессиональное самоопределение тесным образом связано с мотивами выбора профессии, так потребительский уровень характеризуется отсутствием аргументированных мотивов; репродуктивный - недостаточно аргументированной мотивацией самим старшеклассником, за основу выбора направления трудовой деятельности берутся советы, наставления; творческий - четкими и аргументированными мотивами. Учет мотивов старшеклассников в выборе будущей профессии в довузовской профориентационной работе синтезируется с потребностями регионального рынка труда.
Кафедра СДО взаимодействует со многими школами и педагогическими колледжами города Якутска и республики по привлечению абитуриентов. В связи с демографической ямой, образовавшейся в 90-х годах, идет тенденция резкого сокращения количества поступающих в вузы и ссузы. Конкуренция среди образовательных организаций за каждого абитуриента заставляет разрабатывать все новые направления информационно-справочной и просветительской профориентационной работы. Нами реализуются следующие направления работы:
1. Работа с выпускниками школ, где организуются встречи со старшеклассниками выпускных классов с целью: ознакомления с содержанием деятельности логопеда; пропаганды востребованной в обществе профессии логопеда; информирования о содержании работы по направлению специального (дефектологического) образования (стенды, раздаточный материал, презентации); организации и проведения экскурсий школьников по учебным аудиториям.
2. Презентация деятельности кафедры СДО в образовательных организациях Республики Саха (Якутия) на всех уровнях.
3. Организация довузовской подготовки школьников по профильным дисциплинам для поступления на (проведение мастер-классов, открытых лекций, семинаров и тренингов).
4. Выезды в районы республики и проведение совместных мероприятий по профессиональной ориентации с факультетом довузовского образования, а также с другими подразделениями университета.
В вузовской профессиональной ориентации неотъемлемую часть занимают педагогические практики. По учебному плану студенты проходят практику со всеми возрастными категориями детей с нарушениями речи. Прохождение педагогический практик, начиная со второго курса обучения, помогает сориентировать студентов проводить диагностику речевых нарушений, вести коррекционно-развивающую работу, комплексно работать со всеми специалистами для достижения положительных результатов в коррекции нарушений речи, вовлекать родителей в коррекционно-педагогический процесс, что в свою
очередь, положительно сказывается на усвоении дисциплин профессионального цикла. Все это, несомненно, влияет на формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров [3, с. 1472].
Примером избирательной профориентации является организация и проведение университетом олимпиад школьников. В настоящее время кафедра проводит различные олимпиады. С 2012 - 2013 учебного года кафедрой проводится Республиканская профориентационная олимпиада «Мой выбор» для учащихся 11 классов школ республики. Олимпиада проводится дистанционно, что позволяет охватить учащихся со школ, находящихся в отдаленных, в том числе арктических, улусах республики. Ежегодно в олимпиаде принимают участие учащиеся из Нюрбинского, Горного, Намского, Чурапчинского, Хангаласского, Мегино-Кангаласского, Вилюйского, Олекминского улусов, Алданского района, городов Мирный и Якутск.
Целью данной олимпиады является стимулирование интереса старшеклассников к профессиональному самоопределению, выявление творческих и активных учащихся 11-х классов, способных продемонстрировать внутренние личностные предпосылки к педагогической деятельности по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Многие исследователи отмечают, что в образовательном процессе развитие личности достигается через постоянный самостоятельный, творческий труд ученика как самоорганизующейся личности [4, с. 36]. Исходя из этого, следует отметить, что олимпиада, организуемая нашей кафедрой, повышает самостоятельность в поиске материала, решении образовательных задач и выборе будущей профессии. В задачи олимпиады входят: организация помощи в профессиональном самоопределении; создание условий для осознания сущности коррекционно-педагогиче-ской деятельности; выявление у старшеклассников и студентов выпускных курсов, обучающихся в педагогических колледжах, внутренних личностных предпосылок к педагогической деятельности. Олимпиада проводится в 2 тура:
1 тур - написание эссе по предложенным темам, 2 тур -выполнение тестовых заданий. Тематика эссе составляется с целью выявления интересов учащихся в области будущей профессиональной деятельности, педагогической направленности абитуриента, о представлениях педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Например, предлагались следующие темы: «Человек с ограниченными возможностями здоровья и общество», «Профессия педагога - мой выбор», «Миссия учителя-логопеда», «Взгляд на инклюзивное образование: «плюсы» и «минусы», «Семейное воспитание «особого» ребенка», «Портрет современного учителя «особых» детей», «Люди, преодолевшие трудности жизни (на примере 2 -3 известных личностей)». Каждый год темы эссе меняются, что позволяет обеспечить объективность и достоверность оценивания работ. Критериями являются: соответствие эссе выбранной теме, креативный подход к раскрытию темы, качество подачи материала, цельность и последовательность изложения, грамотность и уровень речевой подготовки.
2 тур олимпиады направлен на решение учащимися тестовых заданий по вопросам, раскрывающим общий кругозор учащихся по специальному и инклюзивному образованию, по учебным дисциплинам (русский язык, биология), по педагогическим ситуациям. Тестовые задания составляются с учетом необходимых требований к знаниям потенциальных абитуриентов. Анализ работ 1 и 2 туров олимпиады позволяют сделать выводы о профессиональной ориентированности будущих абитуриентов, об их грамотности, эрудированности, мотивированности.
Начиная с 2012 года, олимпиада проводится в пятый раз, и с каждым годом вносятся новшества в организацию данной олимпиады. Так, с 2017 г. в список участников олимпиады включены и студенты выпускных курсов, обучающиеся в педагогических колледжах. Такое новшество обусловлено тем, что прием по направлению Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия» осуществляется на базе среднего профессионального образования (СПО) педагогической направленности по вступительным испытаниям, организуемым вузом. Эти правила приема способствуют продолжению обучения в вузе выпускникам педагогических колледжей, и, тем самым, повышают уровень профессиональных компетенций выпускников СПО. Победители и участники олимпиады имеют преимущества в баллах при поступлении по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профилю «Логопедия», в Педагогический институт СВФУ.
Также традиционно с 2012 года в педагогическом институте проводится общеуниверситетская студенческая психолого-педагогическая олимпиада «Особый ребенок». Организаторами олимпиады является кафедра специального (дефектологического) образования. Целью олимпиады является выявление творческих и активных студентов - будущих педагогов, их поддержка и поощрение, стимулирование педагогической деятельности по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в условиях специального и инклюзивного образования. К обсуждению предлагается широкий спектр вопросов, раскрывающих многогранность теории и практики специального и инклюзивного образования.
Ежегодно в олимпиаде участвуют студенты третьих курсов Института психологии, Института зарубежной филологии и ре-гионоведения, Филологического факультета, Института языков и культуры народов Северо-Востока России и кафедр педагогического института СВФУ: начального образования, социальной педагогики, информатики и вычислительной техники, профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, специального (дефектологического) образования.
Олимпиада проводится отдельно для двух групп студентов: для студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образованию, профилю «Логопедия» и для студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата педагогической направленности. Олимпиада проводится в два тура: 1 тур - подготовка эссе, 2 тур - решение тестовых заданий по вопросам, раскрывающим содержание теории и практики специального и инклюзивного образования.
Ежегодно в рамках профориентационной работы кафедрой организуются кураторские часы «Уроки мудрости», круглые столы «Ступени педагогического мастерства», где студенты встречаются со старейшими работниками специального (дефектологического) образования, с выпускниками, которые делятся своим опытом научно-исследовательской деятельности, реализованной в стенах педагогического института, об особенностях трудоустройства, о своей профессиональной деятельности.
Кроме этого, при кафедре СДО организована работа Центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы». Работа Центра проводится при непосредственном взаимодействии студентов и детей с ОВЗ, которое осуществляется на практических и лабораторных занятиях, на опытно-экспериментальном этапе курсовой или бакалаврской работ. Так на лабораторных работах по дисциплине «Методы ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе» студенты проводят с детьми с общим недоразвитием речи логопедические занятия в нетрадиционной форме с использованием методов фокальных объектов, синектики. Студенты в игровой и занимательной форме обучают детей правильной, грамотной речи, обогащают их словарный запас [5, с. 96].
Также в рамках работы Центра «Сайдыы» студенты кафедры СДО оказывают помощь в проведении городской логопедической акции «Реченька» по оказанию консультативной помощи родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями. Данная акция приурочена к Международному дню логопеда и ежегодно организуется по инициативе методического объединения учителей-логопедов г. Якутска [6, с. 84].
Практико-ориентированный подход является основным в подготовке бакалавров. Будущие логопеды помогают в организации работы ежегодной республиканской олимпиады по русскому языку среди учащихся 5 - 9 классов специальных образовательных учреждений. Олимпиада проводится в Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе -интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учителя данной школы очень хорошо отзываются о работе наших студентов. В вышеназванной школе у студентов 4 курса проходит производственная практика, где они работают с детьми не только начального, но и среднего и старшего звена школы.
Работа студенческого волонтерского отряда кафедры СДО «Солнечный зайчик» (руководитель Е.Н. Корнилова, ст. преподаватель кафедры СДО) не только дает студентам возможность оттачивать свои профессиональные компетенции, но и в большей степени воспитывает их нравственные качества. Студенты уча-
Библиографический список
ствуют в благотворительных акциях, проводимых общественной организацией «Солнечный город». Организуют работу в воспитательных мероприятиях с учащимися специальной (коррекци-онной) общеобразовательной школы-интерната № 34 для детей с задержкой психического развития (со структурным подразделением классов для детей с умственной отсталостью), Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальных (коррекци-онных) общеобразовательных школ для детей с интеллектуальными нарушениями.
С 2005 г. студенты кафедры специального (дефектологического) образования в педагогическом институте ежегодно организуют новогодние детские праздники для детей с ограниченными возможностями здоровья, многие из них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Студенты и преподаватели педагогического института, спонсоры приносят в дар детям новогодние подарки. Сбор подарков организуется самими студентами как благотворительная акция «Подари детям радость». Такие мероприятия надолго остаются в памяти детей, а также оказывают неоценимую значимость для студентов в понимании миссии педагога.
Студенты дефектологического направления с первого курса изучают труды Л.С. Выготского, которые являются фундаментальными в работе с детьми с ОВЗ. В теории проблема дефектологии разрабатывалась в русле исследований по определению значимости категорий развития и обучения, преобладания их в жизнедеятельности растущего человека, развитии психических процессов личности с общими и специфическими закономерностями.
В октябре 2016 г. студенты кафедры специального (дефектологического) образования ПИ СВФУ приняли участие во Всероссийской студенческой олимпиаде «Развитие научного наследия Л.С. Выготского в современной логопедии», организованной Институтом детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Олимпиада была посвящена юбилейной дате - 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского и была призвана способствовать актуализации идей ученого, показать в инновационной неформальной форме высокую значимость его исследований для развития современной коррекционной педагогики и психологии. Свои знания по теории Л.С. Выготского с успехом продемонстрировала студентка четвертого курса гр. Б-ЛО-13 Архипова Альбина, заняв третье место во Всероссийской студенческой дефектологической олимпиаде «Педагогика неограниченных возможностей», проводимой с 29 марта по 31 марта 2017 г. на базе института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Во Всероссийском конкурсе стипендий и грантов им. Л.С. Выготского, организованном Фондом «Институт ускорения экономического развития (Рыбаков Фонд)» г. Москвы с декабря 2016 г. по апрель 2017 г. приняли участие педагоги и студенты из 85 субъектов Российской Федерации. Победой в данном конкурсе завершилось участие старшего преподавателя кафедры СДО Корниловой Екатерины Никаноровны, получившей грант, а также студентов, обучающихся по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии», Готовцевой Евдокии Иннокентьевны (научный руководитель - Юдина Ирина Александровна, к.п.н., зав. кафедрой СДО) и Заборовской Ай-ыыны Петровны (научный руководитель - Абрамова Наталья Андреевна, к.п.н., доцент кафедры СДО), удостоенных единовременной стипендии.
Таким образом, в целях подготовки высококвалифицированных кадров в области специального и инклюзивного образования и обеспечения рынка труда учителями-логопедами, учите-лями-олигофренопедагогами, педагогами в сфере инклюзивного образования необходима организация кафедрой системной целенаправленной профориентационной работы, охватывающей обучающихся разных уровней обучения (общее образование, СПО, ВО), слушателей курсов повышения квалификации и курсов профессиональной переподготовки.
1. Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза: монография. Москва: Логос, 2014.
2. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики народа саха). Москва: Academia, 2000.