УДК 378.1
Panina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk), E-mail: [email protected]
Nikolaeva A.Yu., 2nd year MA student, Department of Pedagogy, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk),
E-mail: [email protected]
PRE-UNIVERSITY VOCATIONAL GUIDANCE OF TEACHING PROFESSIONS. The article reflects on a question of theoretical and practical substantiation of training of future teachers who are motivated, competent and creatively developing their personality, and in this connection, it is necessary to consider this problem in relation to the possibilities of vocational guidance work of an institution of higher pedagogical education. The work points out some effective forms of vocational guidance of a university provided to teaching professions. The notions of "vocational guidance" and "pre-university vocational guidance" are disclosed; the researchers consider methods (active and passive), approaches and principles of modern vocational guidance. The work analyzes vocational guidance practice of Russian educational institutions of pedagogical direction. A new vocational guidance format (virtual teaching class) aimed at training future teachers in the digital educational environment has been proposed.
Key words: vocational orientation, pre-university vocational guidance, higher pedagogical education, forms of vocational guidance of university, virtual pedagogical class, approaches to vocational guidance, principles of vocational guidance.
С.В. Панина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,
E-mail: [email protected]
А.Ю. Николаева, магистрант 2 курса каф. педагогики ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,
г. Якутск, E-mail: [email protected]
ДОВУЗОВСКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ
В статье отражён вопрос теоретического и практического обоснования подготовки мотивированной, компетентной и творчески развивающей личности будущего педагога, и в связи с этим возникает необходимость рассмотрения данной проблемы применительно к возможностям профориентационной работы учебного заведения высшего педагогического образования. Целью выступает определение эффективных форм профориентации вуза на педагогические профессии. Раскрыты понятия «профориентация» и «довузовская профориентация»; рассмотрены методы (активные и пассивные), подходы и принципы современной профориентации. Проведён анализ профориентационной практики отечественных учебных заведений педагогического направления. Предложен новый профориентационный формат (виртуальный педагогический класс) направленный на подготовку будущих педагогов в рамках цифровой образовательной среды.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, довузовская профориентация, высшее педагогическое образование, формы профориентации вуза, виртуальный педагогический класс, подходы к профориентации, принципы профориентации.
Процессы глобализации прооизводства и рынка труда, стремительный рост 1Т-технологий, трудовая миграция специалистов различных профилей, обусловленная высокой конкуренцией на рынке труда, необходимости поиска лучших условий жизни и профессиональной деятельности - все эти факторы существенно повлияли на переосмысление роли профессиональной ориентации в современном обществе.
Исходя из анализа теории и образовательной практики, можно констатировать, что современные требования к профессиональной ориентации формируются под влиянием глобальных тенденций, определяющих направление и содержание изменений в мире труда и профессий. К ним относят следующие вызовы: смена технологических укладов; глобализация экономической сферы и развитие международных контактов; дифференциация трудовых ролей; повышение роли мотивационно-психологической составляющей как фактора производительности труда; скачкообразный рост профессиональной мобильности; отказ работодателей от продолжительного «доучивания» новых работников и поиск таких специалистов, которые готовы сразу включиться в работу, демонстрируя высокую производительность [1].
Очевидно, что происходящее осмысление профориентационной работы в образовательных организациях должно учитывать основные социально-экономические факторы: демографическая ситуация (уменьшение трудоспособного населения); приток трудовых мигрантов (предопредяляет усиление конкуренции за рабочие места между российскими гражданами и трудовыми мигрантами); нарастает несоответствие профессионально-квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда; массовое «отложенное» взросление молодого поколения [2].
В настоящее время профессиональная ориентация рассматривается с разных точек зрения (табл. 1).
Таким образом, анализ исследований обуславливает, что профориентация представляет собой научно обоснованную систему социально-экономических, медико-биологических, психолого-педагогических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи поддержки в выявлении и развитии профессиональных интересов, формирования профессионального самоопределения.
В настоящее время профориентационная работа образовательных организаций направлена на подготовку молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в рыночной экономике.
Что касается профориентационной работы в вузах, то она занимает весьма значительное место, организуется и ведётся в рамках обеспечения непрерывности ступеней образования, с позиции поиска новых возможностей по привлечению обучающихся. Исследователи по-разному определяют сущность и содержание понятия «довузовская профориентация», при этом, большинство авторов сходятся во мнении, что данный процесс имеет существенное значение в системе непрерывного образования (табл. 2).
При определении подходов к вузовской профориентации выделяют: ин-формационый (обеспечение достоверной и оперативной инфомацией о мире профессий, профессиограммах, трудоустройстве, моделях построения профессиональной карьеры и т. д.); диагностико-консультационный (соответствие требованиям и специфике будущей профессии); развивающий (формирование и развитие профессиональных навыков, умений и компетенций); активизирующий (формирование внутренней готовности к самостоятельному построению профессиональной биографии). В настоящее время большинство вузов используют информационный подход и технологии (Электронные дни открытых дверей, профтестирование и т .д.).
Таблица 1
Определение «профессиональная ориентация»
№ Трактовка «профессиональная ориентация» Исследователи
1. Деятельность по подготовке учащейся молодежи к профессиональному и социальному выбору. Сазонов А.Д., Меньшиков А.П., Калугин Н.И. [3].
2. Непрерывный процесс, неразрывно связанный с непрерывным образованием. ЮНЕСКО [4].
3. Процесс развития, облегчающий обучающимся приобретение профессиональных навыков, знаний и отношений. Чистякова С.Н., Сахарова В.И. и др. [2].
4. Ресурс развития кадрового потенциала региона, состоящий из этапов, осуществляющих поддержку в профессиональном самоопределении. Кормакова В.Н., Мушта А.О. [5].
5. Система взаимодействия личности и общества, направленного на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Чистякова С.Н. [6].
Таблица 2
Определение «Довузовская профориентация»
№ Понятие «Довузовская профориентация» - это... Исследователи
1. формы пропедевтического этапа профессионального становления личности в системе непрерывного образования, с целью развития личностных познавательных интересов обучающихся, коррекция уровня их образованности и адаптация к условиям высшего образования. Лапицкая Л.П. [7].
2. ориентированные формы на получение высшего образования, предоставляющие возможности самореализации и саморазвития личности. Капелевич М.С. [8].
3. практико-ориентированные формы взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования. Князевский Д.А. [9].
4. комплекс мероприятий и форм, ориентированных на готовность к сознательному выбору своей будущей профессии и продолжению образования в вузе. Мартынова Е.А. Романенкова Д.Ф. [10].
Изучение профориентационной практики высших педагогических учебных заведений свидетельствует о традиционных и инновационных формах профориентации, таких как: проект «Профориентационный навигатор» по поддержке детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их семей по вопросам профориентации (ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»); профориентационный марафон «Я и моя профессиональная карьера», квест-игра «Мой Профессиональный Горизонт - Успешность» («МГПУ»), проект «Каникулы с МГПУ», акции «Привези МГПУ в свою школу» (ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»); «Школа юного педагога-исследователя», «Городской сетевой педагогический лицей»; проект «Учитель для поколения Z» (ФГОБУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»); «Педагогический класс на базе профильных классов университета»; «Педагогический предуниверсарий»; «Сетевой педагогический класс» (ФГОБУ ВО «Тамбовский государственный университет им ГР Державина») и др.
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Ам-мосова» (СВФУ) имеет также большой опыт по довузовской педагогической профориентации. Так, в сотрудничестве с Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия), с 1997 года проводится олимпиада по педагогике и психологии «Педагогическая звездочка» для общеобразовательных классов и «Педагогический лидер» - для обучающихся в педагогических классах. В настоящее время олимпиада переименована в республиканскую олимпиаду по педагогике и психологии. Основной целью выступает поиск потенциальных абитуриентов, способных и подготовленных к освоению программ высшего педагогического образования. При поступлении в вуз призёрам данной олимпиады прибавляется до трёх баллов. С целью стимулирования интереса одиннадцатиклассников и обучающихся педагогических колледжей к деятельности по обучению и воспи-
танию детей с особыми образовательными потребностями ежегодно кафедра специального (дефектологического) образования СВФУ проводит республиканскую дистанционную профориентационную олимпиаду «Мой выбор» [11]. С 2017 года университетом в сотрудничестве с МОБУ СОШ № 31 г Якутска открыты педагогические классы, так школьники задействованы в мероприятиях подростковых центров в качестве вожатых, помощниками воспитателей в дошкольных образовательных организациях; волонтерами на городских площадках конкурса «Junior Skills» и др.
Обладает значительным довузовским профориентационным потенциалом по педагогическому направлению работа секций «Психологические науки» и «Педагогические науки» ежегодной научной конференции школьников РС (Я) - «Шаг в будущее». Обучающиеся 5 - 11 классов республиканских школ представляют психолого-педагогические исследования и разработки; защищают проекты по вопросам обучения, воспитания, взаимоотношениям с учителями и родителями; демонстрируют результаты пилотных экспериментов.
Факультет довузовской подготовки и профориентации СВФУ в рамках «Северо-Восточной олимпиады школьников» (СВОШ) проводит заочную олимпиаду по педагогике, в которой принимают участие не только школьники Якутии, но и школьники из общеобразовательных организаций других российских регионов (Магаданской области, Красноярского края, Чукотского округа и т. д.). В целях активизации формирования профессионального самоопределения школьников кафедра педагогики университета в партнерстве с Управлением образования г. Якутска, МБОУ ДО «Детский (подростковый) центр» г.Якутска организовывает для обучающихся 7 - 11 классов «Выбор.Проф.Якутск». Так, по направлению «Педагогика» конкурсанты представляют творческие проекты «Моя будущая профессиональная карьера» и выполняют задания «Педагогический экспромт».
Виртуальный педагогический класс
Сертификат
Базовый модуль («Общие основы психологии», «Общие основы педагогики», «Я и моя профессиональная карьера»)
Удостоверение
Психолого-педагогический
\
Специальный модуль Направления классов
Филолого-исторический
Ж
Естественнонаучный
Z
Формы работы: он-лайн тесты, веб-лекции, _проектная деятельность и др.
I
Информационно-технологический
Профдиагностика
Проф. консультирование
Форум «Педагогический батл»
Профсоветы родителям
ч
Итог: Разработка и проведение самостоятельного воспитательного мероприятия/урока Форма отчета: видеоролик
Свидетельство
Лаборатория образовательных проектов
Виртуальное портфолио
Рис. 1. Схема деятельности виртуального педагогического класса
Примером в организации довузовской подготовки будущих педагогов может служить опыт деятельности Малой психолого-педагогической академии (МППА) СВФУ, основной целью и задачами деятельности которой выступает индивидуальная работа с наиболее способными и одарёнными школьниками, ориентитро-ванными на педагоггические профессии. Традиционно проводятся «Дни СВФУ» не только в учебных подразделениях, но и в районах республики; преподаватели вуза выступают в качестве экспертов и лекторов в улусных научно-практических конференциях, социально-культурных и спортивных мероприятиях; проводят профориентационные беседы во время проведения курсов повышения и переподготовки работников образования. В последнее время вузовские преподаватели участвуют в организации и жюри в конкурсе «Молодые профессионалы» по компетенции «Преподаватель в начальных классах».
В настоящее время университет разрабатывает новые форматы довузовской профориентации, так создаётся виртуальный педагогический класс. Данный дистанционный формат профильной ориентации на педагогические профессии позволит молодому человеку обучиться независимо от места проживания, что актуально для региона с его территориальной спецификой, получить углубленные психолого-педагогические знания и выстроить дорожную карту реализации ранней профориентации. Также задачами являются как формирование универсальных компетенций Soft Skills и Future Skills; реализация цифрового наставничества в сопровождении формирования социально-профессионального самоопределения личности; психолого-педагогических исследований участников класса; активизация поддержки участия в допрофессио-нальной подготовке обучающихся с ОВЗ, желающих в дальнейшем получить педагогические профессии. Образовательный процесс может быть построен по системе многоуровневого обучения, давая слушателю возможность прохожде-
Библиографический список
ния базового модуля, включающего курсы («Общая педагогика», «Общая психология», «Я и моя профессиональная карьера»); специальный модуль по профильным направлениям: психолого-педагогическое, филолого-историческое, естественно-математическое, информационно-технологическое; итоговый модуль с прохождением предпедагогической практики и профессиональной пробы. В процессе обучения в виртуальном педагогическом классе предусмотрен профориентационный контент (профдиагностика, профессиональное и карьерное консультирование) (рис. 1).
Результатом деятельности данного класса может выступать дальнейшее создание лаборатории образовательных проектов, школы карьерного коучинга, виртуального портфолио будущего педагога и др.
Анализируя всё вышеизложенное, становится очевидным, что профориен-тационная работа является важнейшей составляющей деятельности современного педагогического вуза.
Происходит активное изменение восприятия социумом профессии педагога как творческой, инициативной профессии, позволяющей ежедневно создавать совместно с обучащимися что-то интересное, новое, необычное. Перспективная задача по формированию национальной системы учительского роста, реализация Национального проекта «Образование» (федеральные проекты «Современная школа», «Учитель будущего» и др.) предполагает также и допрофессиональ-ную подготовку на педагогические профессии. От эффективности данной работы будет зависеть, какой выбор сделает будущий студент, приходя в вуз (случайный или осознанный, профессиональноориентированный). В этом случае, чем больше недостаточно мотивированных будущих специалистов «на входе», тем меньше оказывается на выходе из системы педагогического образования выпускников, стремящихся к педагогической деятельности.
1. Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2017.
2. Чистякова С.Н., Сахарова В.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017; 4 (28): 171 - 176.
3. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи. Москва: Высшая школа, 2009.
4. Блинов В.И., Сергеев И.С., Зачесова Е.В., Есенина Е.Ю., Кузнецова И.В. и др. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Москва: ФИРО, 2015.
5. Кормаков В.Н., Мушта А.О. Профессиональная ориентация школьников как ресурс развития кадрового потенциала региона. Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2019; 1: 23 - 28.
6. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях. Профессиональное образование и рынок труда. 2018; 1: 54 - 60.
7. Лапицкая Л.П. Педагогические основы организации довузовской подготовки и профориентации молодежи на учительску профессию. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2000.
8. Капелевич М.С. Концептуальные основы довузовской подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2001.
9. Князевский Д.А. Специфика довузовской подготовки школьников в учреждении дополнительного образования аэрокосмического профиля. Диссертация .кандидата педагогических наук. Ульяновск, 2005.
10. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Теория и практика довузовской подготовки инвалидов на современном этапе развития образования. Современные проблемы науки и образования. 2012; 12. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5721
11. Абрамова Н.А., Архипова С.Н., Корнилова Е.Н. Развитие профориентационной работы кафедры в условиях конкурентной среды вузы. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 76 - 78.
References
1. Sergeev I.S. Sistema organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah vertikal'no integrirovannogo nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.
2. Chistyakova S.N., Saharova V.I. Professional'naya orientaciya uchaschejsya molodezhi: stranicy istorii i tendencii razvitiya. Professional'noe obrazovanie vRossiiizarubezhom. 2017; 4 (28): 171 - 176.
3. Sazonov A.D., Kalugin N.I., Men'shikov A.P. Professional'naya orientaciya molodezhi. Moskva: Vysshaya shkola, 2009.
4. Blinov V.l., Sergeev I.S., Zachesova E.V., Esenina E.Yu., Kuznecova I.V. i dr. Koncepciya soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah nepreryvnostiobrazovaniya. Moskva: FIRO, 2015.
5. Kormakov V.N., Mushta A.O. Professional'naya orientaciya shkol'nikov kak resurs razvitiya kadrovogo potenciala regiona. Platforma-navigator: razvitie kar'ery. 2019; 1: 23 - 28.
6. Chistyakova S.N. Aktual'nost' problemy professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v sovremennyh usloviyah. Professional'noe obrazovanie irynok truda. 2018; 1: 54 - 60.
7. Lapickaya L.P. Pedagogicheskieosnovy organizaciidovuzovskojpodgotovkiiproforientaciimolodezhina uchitel'skuprofessiyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2000.
8. Kapelevich M.S. Konceptual'nye osnovy dovuzovskoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2001.
9. Knyazevskij D.A. Specifika dovuzovskoj podgotovki shkol'nikov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya a'erokosmicheskogo profilya. Dissertaciya .kandidata pedagogicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2005.
10. Martynova E.A., Romanenkova D.F. Teoriya i praktika dovuzovskoj podgotovki invalidov na sovremennom 'etape razvitiya obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 12. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5721
11. Abramova N.A., Arhipova S.N., Kornilova E.N. Razvitie proforientacionnoj raboty kafedry v usloviyah konkurentnoj sredy vuzy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 76 - 78.
Статья поступила в редакцию 12.06.19
УДК 37.01
Parnikova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Androsova F.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Antsupova S.G., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF ETHNO-POLITICAL EDUCATION OF THE YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). At present, the problem of young people's integration into socio-political life of the country is becoming relevant within current political events. The article raises some issues of ethno-political education of the youth of the North-East of Russia. Based on the analysis of the political activity of young people, as well as research on this theme, the search for