Научная статья на тему 'Проблемы этнополитического образования молодёжи (на примере республики Саха (Якутия))'

Проблемы этнополитического образования молодёжи (на примере республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNO-POLITICAL EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / POLITICAL BEHAVIOR / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парникова Г. М., Андросова Ф. С., Анцупова С. Г.

В настоящее время вопрос интеграции молодёжи в общественно-политическую жизнь страны становится актуальным в свете происходящих политических событий. В статье поднимается вопрос об этнополитическом образовании молодёжи Северо-Востока России. Исходя из проведённого анализа политической активности молодых людей, а также исследований, посвящённых данной тематике, особую значимость приобретает поиск новых возможностей образовательной деятельности, направленной на создание благоприятных условий интеграции молодёжи РФ в общественно-политическую жизнь страны с позиций междисциплинарного подхода. Основу исследования составят герменевтический, антропоцентрический, синергетический подходы к этнополитическому образованию молодёжи Северо-Востока России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ETHNO-POLITICAL EDUCATION OF THE YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

At present, the problem of young people’s integration into socio-political life of the country is becoming relevant within current political events. The article raises some issues of ethno-political education of the youth of the North-East of Russia. Based on the analysis of the political activity of young people, as well as research on this theme, the search for new educational opportunities aimed at creating of favorable conditions to integrate young people of the Russian Federation into public and political life from a position of an interdisciplinary approach is particularly important. The basis of the study will be hermeneutic, anthropocentric, synergistic approaches to the ethno-political education of the youth of the North-East of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы этнополитического образования молодёжи (на примере республики Саха (Якутия))»

Примером в организации довузовской подготовки будущих педагогов может служить опыт деятельности Малой психолого-педагогической академии (МППА) СВФУ, основной целью и задачами деятельности которой выступает индивидуальная работа с наиболее способными и одарёнными школьниками, ориентитро-ванными на педагоггические профессии. Традиционно проводятся «Дни СВФУ» не только в учебных подразделениях, но и в районах республики; преподаватели вуза выступают в качестве экспертов и лекторов в улусных научно-практических конференциях, социально-культурных и спортивных мероприятиях; проводят профориентационные беседы во время проведения курсов повышения и переподготовки работников образования. В последнее время вузовские преподаватели участвуют в организации и жюри в конкурсе «Молодые профессионалы» по компетенции «Преподаватель в начальных классах».

В настоящее время университет разрабатывает новые форматы довузовской профориентации, так создаётся виртуальный педагогический класс. Данный дистанционный формат профильной ориентации на педагогические профессии позволит молодому человеку обучиться независимо от места проживания, что актуально для региона с его территориальной спецификой, получить углубленные психолого-педагогические знания и выстроить дорожную карту реализации ранней профориентации. Также задачами являются как формирование универсальных компетенций Soft Skills и Future Skills; реализация цифрового наставничества в сопровождении формирования социально-профессионального самоопределения личности; психолого-педагогических исследований участников класса; активизация поддержки участия в допрофессио-нальной подготовке обучающихся с ОВЗ, желающих в дальнейшем получить педагогические профессии. Образовательный процесс может быть построен по системе многоуровневого обучения, давая слушателю возможность прохожде-

Библиографический список

ния базового модуля, включающего курсы («Общая педагогика», «Общая психология», «Я и моя профессиональная карьера»); специальный модуль по профильным направлениям: психолого-педагогическое, филолого-историческое, естественно-математическое, информационно-технологическое; итоговый модуль с прохождением предпедагогической практики и профессиональной пробы. В процессе обучения в виртуальном педагогическом классе предусмотрен профориентационный контент (профдиагностика, профессиональное и карьерное консультирование) (рис. 1).

Результатом деятельности данного класса может выступать дальнейшее создание лаборатории образовательных проектов, школы карьерного коучинга, виртуального портфолио будущего педагога и др.

Анализируя всё вышеизложенное, становится очевидным, что профориен-тационная работа является важнейшей составляющей деятельности современного педагогического вуза.

Происходит активное изменение восприятия социумом профессии педагога как творческой, инициативной профессии, позволяющей ежедневно создавать совместно с обучащимися что-то интересное, новое, необычное. Перспективная задача по формированию национальной системы учительского роста, реализация Национального проекта «Образование» (федеральные проекты «Современная школа», «Учитель будущего» и др.) предполагает также и допрофессиональ-ную подготовку на педагогические профессии. От эффективности данной работы будет зависеть, какой выбор сделает будущий студент, приходя в вуз (случайный или осознанный, профессиональноориентированный). В этом случае, чем больше недостаточно мотивированных будущих специалистов «на входе», тем меньше оказывается на выходе из системы педагогического образования выпускников, стремящихся к педагогической деятельности.

1. Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2017.

2. Чистякова С.Н., Сахарова В.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017; 4 (28): 171 - 176.

3. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи. Москва: Высшая школа, 2009.

4. Блинов В.И., Сергеев И.С., Зачесова Е.В., Есенина Е.Ю., Кузнецова И.В. и др. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Москва: ФИРО, 2015.

5. Кормаков В.Н., Мушта А.О. Профессиональная ориентация школьников как ресурс развития кадрового потенциала региона. Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2019; 1: 23 - 28.

6. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях. Профессиональное образование и рынок труда. 2018; 1: 54 - 60.

7. Лапицкая Л.П. Педагогические основы организации довузовской подготовки и профориентации молодежи на учительску профессию. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2000.

8. Капелевич М.С. Концептуальные основы довузовской подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2001.

9. Князевский Д.А. Специфика довузовской подготовки школьников в учреждении дополнительного образования аэрокосмического профиля. Диссертация .кандидата педагогических наук. Ульяновск, 2005.

10. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Теория и практика довузовской подготовки инвалидов на современном этапе развития образования. Современные проблемы науки и образования. 2012; 12. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5721

11. Абрамова Н.А., Архипова С.Н., Корнилова Е.Н. Развитие профориентационной работы кафедры в условиях конкурентной среды вузы. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 76 - 78.

References

1. Sergeev I.S. Sistema organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah vertikal'no integrirovannogo nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.

2. Chistyakova S.N., Saharova V.I. Professional'naya orientaciya uchaschejsya molodezhi: stranicy istorii i tendencii razvitiya. Professional'noe obrazovanie vRossiiizarubezhom. 2017; 4 (28): 171 - 176.

3. Sazonov A.D., Kalugin N.I., Men'shikov A.P. Professional'naya orientaciya molodezhi. Moskva: Vysshaya shkola, 2009.

4. Blinov V.l., Sergeev I.S., Zachesova E.V., Esenina E.Yu., Kuznecova I.V. i dr. Koncepciya soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah nepreryvnostiobrazovaniya. Moskva: FIRO, 2015.

5. Kormakov V.N., Mushta A.O. Professional'naya orientaciya shkol'nikov kak resurs razvitiya kadrovogo potenciala regiona. Platforma-navigator: razvitie kar'ery. 2019; 1: 23 - 28.

6. Chistyakova S.N. Aktual'nost' problemy professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v sovremennyh usloviyah. Professional'noe obrazovanie irynok truda. 2018; 1: 54 - 60.

7. Lapickaya L.P. Pedagogicheskieosnovy organizaciidovuzovskojpodgotovkiiproforientaciimolodezhina uchitel'skuprofessiyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2000.

8. Kapelevich M.S. Konceptual'nye osnovy dovuzovskoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2001.

9. Knyazevskij D.A. Specifika dovuzovskoj podgotovki shkol'nikov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya a'erokosmicheskogo profilya. Dissertaciya .kandidata pedagogicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2005.

10. Martynova E.A., Romanenkova D.F. Teoriya i praktika dovuzovskoj podgotovki invalidov na sovremennom 'etape razvitiya obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 12. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5721

11. Abramova N.A., Arhipova S.N., Kornilova E.N. Razvitie proforientacionnoj raboty kafedry v usloviyah konkurentnoj sredy vuzy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 76 - 78.

Статья поступила в редакцию 12.06.19

УДК 37.01

Parnikova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Androsova F.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Antsupova S.G., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF ETHNO-POLITICAL EDUCATION OF THE YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). At present, the problem of young people's integration into socio-political life of the country is becoming relevant within current political events. The article raises some issues of ethno-political education of the youth of the North-East of Russia. Based on the analysis of the political activity of young people, as well as research on this theme, the search for

new educational opportunities aimed at creating of favorable conditions to integrate young people of the Russian Federation into public and political life from a position of an interdisciplinary approach is particularly important. The basis of the study will be hermeneutic, anthropocentric, synergistic approaches to the ethno-political education of the youth of the North-East of Russia.

Key words: ethno-political education, educational activities, political behavior.

Г.М. Парникова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

Ф.С. Андросова, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, E-mail: [email protected]

С.Г. Анцупова, канд. техн. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

В настоящее время вопрос интеграции молодёжи в общественно-политическую жизнь страны становится актуальным в свете происходящих политических событий. В статье поднимается вопрос об этнополитическом образовании молодёжи Северо-Востока России. Исходя из проведённого анализа политической активности молодых людей, а также исследований, посвящённых данной тематике, особую значимость приобретает поиск новых возможностей образовательной деятельности, направленной на создание благоприятных условий интеграции молодёжи РФ в общественно-политическую жизнь страны с позиций междисциплинарного подхода. Основу исследования составят герменевтический, антропоцентрический, синергетический подходы к этнополитиче-скому образованию молодёжи Северо-Востока России.

Ключевые слова: геополитическое образование, образовательная деятельность, политическое поведение.

В настоящее время вопрос интеграции молодёжи в общественно-политическую жизнь страны становится актуальным в свете происходящих политических событий. На степень политической активности молодых людей могут влиять как внешние, так и внутренние факторы. К числу внешних факторов Л.А. Липская относит объективные социально-экономические условия, политическую обстановку в стране, господствующий тип политической культуры, особенности государственной молодёжной политики, а к внутренним - факторы, связанные с особенностями молодёжи как социально-демографической группы. Данные факторы могут способствовать развитию их политической активности, но могут и сдерживать её [1].

В целях исследования политического поведения, а также участия современных молодых людей в политике, был проведен опрос «Молодёжь и политика» на примере Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 18 до 28 лет Всего было опрошено 369 человек: из них якуты - 306 человек, что составило 83% от общего числа участников; коренные малочисленные народы Севера (эвены, эвенки, долганы, юкагиры) - 41 человек (11%); русские - 15 человек (4%); другие национальности - 7 респондентов (2%). Учитывая, что политическое поведение молодых людей обусловливается их отношением к политике, вовлечённостью в политические события, были заданы следующие вопросы:

1. Интересуетесь ли Вы политикой?

2. Считаете ли Вы себя политически активным человеком?

3. Доверяете ли Вы действующему политическому режиму?

4. Считаете ли Вы, что можете повлиять на сегодняшний ход политических событий в нашей стране?

5. Ходите ли Вы на выборы?

38,2% респондентов ответили, что интересуются политикой, в то время как 61,8% - не проявляют к ней интерес. На второй вопрос, считаете ли Вы себя политически активным человеком, лишь 13,8% ответили положительно. 43% молодёжи не доверяют политическим решениям органов власти. Всего 27,6% считают, что могут повлиять на сегодняшний ход событий в нашей стране. Однако на выборы ходят 67% от общего числа респондентов.

Изучая проблематику политического абсентеизма молодёжи Российской Федерации, Е.О. Казакова и К.С. Гагарина справедливо считают, что, с одной стороны, у индивида есть право выбора, но с другой - абсентеизм свидетельствует об индифферентности молодых людей к выборам, событиям, происходящим в стране и мире. «В отличие от аполитичности, абсентеизм как осознанное неучастие в политической жизни представляет собой демонстрацию отношения к власти и режиму. Абсентеизм может выступать показателем утраты доверия людей к политической системе и потери интереса к политической деятельности» [2, с. 20].

Исследуя причины электоральной пассивности молодёжи, Г В. Дашкевич пишет о том, что реализация молодёжной политики на самом деле не является приоритетной, в связи с чем молодые люди испытывают трудности в области доступа к образованию, при открытии своего дела, трудоустройстве по полученной специальности, создании и обеспечению семьи, покупке жилья [3].

В докладе «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала» указывается, что характеристика молодежи как «потенциал» развития российского общества - недостаточна, т.к. относит активную её роль на будущее, что не соответствует современным реалиям. Старшая возрастная группа молодёжи (18 - 25 лет) уже стала активным субъектом трансформации нашего общества. Таким образом, речь должна идти об интенсивной реализации их потенциала, а по отношению к младшей возрастной группе (14 - 18 лет) - к его формированию и аккумулированию [4].

Законодательная база в области государственной молодёжной политики РФ также страдает несовершенством: в различных субъектах РФ приняты ло-

кальные нормативные акты на базе распоряжения Правительства «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» (№ 2403-р от 29.11.2014 г) [5]. Анализ плана мероприятий по реализации «Основ государственной молодёжной политики РФ» позволяет сделать вывод, что сегодня в большей степени внимание государства сфокусировано на степени вовлечённости молодёжи в функционирование структур гражданского общества, где молодёжь рассматривается, главным образом, как ресурс или объект воздействия, а не равноправный субъект сотрудничества и взаимодействия.

Следует отметить, что на сегодня отсутствуют чётко сформулированные принципы и подходы к этнополитическому образованию. Эта проблема существует на территории всей страны, включая наш регион - Республику Саха (Якутия). В целях её решения главой Якутии А.С. Николаевым 22 ноября 2018 года был подписан Указ «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)». Одной из приоритетных целей региональной системы образования является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, сохранения и развития самобытной многонациональной культуры, языков, многообразия жизненного уклада народов, проживающих на территории республики. В «Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» среди ключевых задач заявлены сохранение самобытной культуры многонационального народа РС (Я), межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений [6].

Якутия занимает выгодное геополитическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Республика является объектом активной реализации политики, направленной на создание крупных промышленно-энергетических районов. Инфраструктурные проекты, реализуемые на территории Якутии, решают геополитические задачи России [7; 8].

И.Л. Плужник, Т.Л. Осколова, Т. Херрингтон анализируют зарубежные и российские исследования, посвящённые интересующей нас проблеме. Так, в Австралии объединяющим фактором граждан выступает интеграция прошлого страны и её настоящего на основе универсалистского подхода, в Канаде - дискурсы полиэтничности и мозаичности, в США - глобально-ориентированные цели. Глобализация, по их мнению, ослабляет национальное единство многих стран. Российское поликультурное общество нуждается в конкретизации смыслового содержания своей новой идентичности как фундамента для сплочения и единения граждан одной страны [9].

Диссертационные исследования последних лет, посвящённые политической регионалистике и этнополитике, охватывают следующий круг вопросов: этнополитика в пограничном пространстве РФ [10]; политико-правовой потенциал реализации региональной политики в современной России [11]; становление региональной политической системы в условиях трансформации российского общества [12] и др.

В связи с вышесказанным особую значимость приобретает поиск новых возможностей образовательной деятельности, направленной на создание благоприятных условий интеграции молодёжи РФ в общественно-политическую жизнь страны с позиций междисциплинарного подхода.

Согласно парадигме межкультурной психологии Дж. Хофстеде в нашем восприятии действительности лежит некая «запрограммированная» предопределённость, характерная для представителей одной нации/региона и отличная от других. Несмотря на то, что действительность изменилась и/или может быть утрачена, генетический посыл сохранился: остались традиции и обычаи, способы коммуникации, специфические отличия культурной самоидентификации, актуальные для современной действительности при выстраивании векторов взаимодействия с молодёжью [13].

Г.М. Парникова выделяет следующие специфические особенности молодёжи из числа коренных народов Якутии, имеющие для нас значение: исторически сформировавшаяся предрасположенность к коллективной работе при низком уровне проявления личной активности и инициативы; склонность к трезвой оценке окружающей действительности; превалирование моноэтнических районов над полиэтническими с преобладанием якутского языка во всех сферах деятельности [14].

Проблема обеспечения национальной безопасности России тесно связана с проблемой электорального поведения молодёжи, политические установки и ценности которой формируются в пространстве реализуемого государством политического курса. Молодёжь должна почувствовать себя реальным участником общественно-политических процессов и отношений с ясным пониманием того, что от её выбора будет зависеть политическая ситуация и жизнь в стране.

Мы приходим к выводу, что в западных странах с преобладанием индивидуализма самостоятельность, автономность, личное активное участие имеют большое значение, а в восточных странах, которым в большей степени присущи дисциплина и коллективизм, уделяется значительное внимание правилам и нормам, участвующим в регулировании общественно-политических отношений. Данная парадигма представляет особый интерес для нашего исследования, поскольку студенты из числа коренных народов Якутии принадлежат, скорее, к восточной ментальной группе, при этом являясь членами российской нации, находящейся на стыке Запада и Востока. Представляется, что этнополитическое образование молодёжи Северо-Востока страны с позиций междисциплинарного подхода является востребованным в теории и практике. Теоретическое обоснование и разработка модели этнополитического образования молодёжи Северо-Востока России предполагает решение следующих задач:

1) установление и научное обоснование резервов педагогической деятельности по этнополитическому образованию молодёжи Северо-Востока России в современных условиях обновления научных знаний;

2) предложение классификации и систематизации основных понятий этно-политического образования молодёжи;

3) разработку модели, интегрирующей цель, задачи, подходы и принципы реализации этнополитического образования молодёжи Северо-Востока России;

4) выявление условий, способствующих результативности реализации эт-нополитического образования молодёжи Северо-Востока России;

Библиографический список

5) выработка рекомендаций реализации этнополитического образования молодёжи Северо-Востока.

Основу исследования составят герменевтический (Г.И. Богин, А.Ф. Закиро-ва, И.И. Сулима), антропоцентрический (Б.М. Бим-Бад, В.И. Максаков), синерге-тический (В.И. Андреев, В.Н. Корчагин) подходы к этнополитическому образованию молодёжи Северо-Востока России.

Важным для нас является то, что центральное место в герменевтическом подходе отводится вопросам осмысления и осознания субъектов образовательного процесса. Практическая реализация данного подхода в исследовании предполагает развитие способности молодёжи, ориентируясь в новой, постоянно изменяющейся обстановке, интерпретировать полученные знания и умения; соотнося свои приоритеты и ценности, получить собственный личностно-значимый конечный результат; осознавать важность реализуемых самостоятельных действий для последующей жизнедеятельности.

Применение антропоцентрического подхода в рамках нашего исследования призвано подчеркнуть значимость индивидуальной системы ценностей в жизни человека: он сам для себя выстраивает систему ориентиров, целей, идеалов, определяющих логику и динамику его жизненного пути, и поэтому он ответственен за выбор своей судьбы, своего места в мире. Использование данного подхода позволит организовать процесс формирования и развития готовности молодёжи Северо-Востока России к активизации внутренней инициативы.

С позиций синергетического подхода, целенаправленная педагогическая деятельность содействует поддержанию оптимального функционирования этно-политического образования молодёжи Северо-Востока России, обусловленного как внешними, так и внутренними воздействиями (нелинейная система). Указанный подход предполагает качественно иной процесс взаимодействия между субъектами этнополитического образования процесса в плане его открытости и совместного творчества. Поскольку синергия указывает на развитие системы по нелинейным законам, то значимым мы выделим много вариативность выбора, что предполагает создание специальных условий альтернативы для активизации студентов, их ответственности в принятии решений, тем самым обеспечивая развитие индивидуальной траектории продвижения к успеху. Применение данного подхода даёт нам также инструмент конкретизации содержания российского образования и предоставляет возможность изменить образовательный процесс с учётом специфики отдельного региона.

1. Липская Л.А. Молодёжь и политика: пути повышения политической активности. Социум и власть. 2012; 1 (33): 58 - 62.

2. Казакова Е.О., Гагарина К.С. Политический абсентеизм российской молодёжи. Инновационный потенциал молодёжи: глобализация, политика, интеграция: сборник статей участников Международной молодёжной научно-исследовательской конференции, 25 - 26 октября, Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016: 230 - 234.

3. Дашкевич Г.В. Электоральная пассивность российской молодёжи: ключевые причины и социальные последствия. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016; 3: 24 - 29.

4. Молодёжь России 2000 - 2025: развитие человеческого капитала. Available at: https://fadm.gov.ru/documents/download/671/

5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 года N 2403-р.

6. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategterplanning/komplstplanning/stsubject/straterupdate/2017190401

7. Парникова Г.М., Андросова Ф.С., Анцупова С.Г. Сохранение идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 82 - 83.

8. Парникова ГМ., Васильева А.А., Павлова Е.П. Воспитательные практики в контексте региона. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018; 10: 41 - 50. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181071.htm

9. Плужник И.Л., Осколова Т.Л., Херрингтон Т. Формирование национальной идентичности российских студентов в поликультурном обществе (анализ опыта поликультурных стран). Образование и наука. 2017; Т. 19, № 8: 128 - 146.

10. Кристалинский Л.Б. Этнополитические факторы и их учёт в обеспечении пограничной безопасности Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2004.

11. Пальгова И.С. Политико-правовой потенциал реализации региональной политики в современной России. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2015.

12. Хаматханова М.М. Становление региональной политической системы в условиях трансформации российского общества. Диссертация ... кандидата политических наук. Саратов, 2015.

13. Хофстеде Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры количественной характеристики культур (перевод с английского В.Б. Кашкина). Язык, коммуникация и социальная среда. 2014; 12: 9-49. Available at: http://lse2010.narod.ru/olderfiles/LSE2014pdf/LSE2014Hofstede.pdf

14. Парникова ГМ. Учет региональных особенностей при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Высшее образование сегодня. 2016; 1: 81 - 85.

References

1. Lipskaya L.A. Molodezh' i politika: puti povysheniya politicheskoj aktivnosti. Socium i vlast'. 2012; 1 (33): 58 - 62.

2. Kazakova E.O., Gagarina K.S. Politicheskij absenteizm rossijskoj molodezhi. Innovacionnyj potencial molodezhi: globalizaciya, politika, integraciya: sbornik statej uchastnikov Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-issledovatel'skoj konferencii, 25 - 26 oktyabrya, Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2016: 230 - 234.

3. Dashkevich G.V. 'Elektoral'naya passivnost' rossijskoj molodezhi: klyuchevye prichiny i social'nye posledstviya. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2016; 3: 24 - 29.

4. Molodezh' Rossii 2000 - 2025: razvitie chelovecheskogo kapitala. Available at: https://fadm.gov.ru/documents/download/671/

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnojpolitiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» ot 29 noyabrya 2014 goda N 2403-r.

6. Strategiya social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Saha (Yakutiya) na period do 2030 goda s opredeleniem celevogo videniya do 2050 goda. Available at: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategterplanning/komplstplanning/stsubject/straterupdate/2017190401

7. Parnikova G.M., Androsova F.S., Ancupova S.G. Sohranenie identichnosti korennyh narodov Respubliki Saha (Yakutiya) v usloviyah promyshlennogo osvoeniya Arktiki i Krajnego Severa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 82 - 83.

8. Parnikova G.M., Vasil'eva A.A., Pavlova E.P. Vospitatel'nye praktiki v kontekste regiona. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2018; 10: 41 - 50. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181071.htm

9. Pluzhnik I.L., Oskolova T.L., Herrington T. Formirovanie nacional'noj identichnosti rossijskih studentov v polikul'turnom obschestve (analiz opyta polikul'turnyh stran). Obrazovanie i nauka. 2017; T. 19, № 8: 128 - 146.

10. Kristalinskij L.B. 'Etnopoliticheskie faktory i ih uchet v obespechenii pogranichnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii v Severo-Kavkazskom regione. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2004.

11. Pal'gova I.S. Politiko-pravovojpotencialrealizaciiregional'nojpolitikivsovremennojRossii. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2015.

12. Hamathanova M.M. Stanovlenieregional'nojpoliticheskojsistemy v usloviyah transformaciirossijskogo obschestva. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Saratov, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Hofstede G. Model' Hofstede v kontekste: parametry kolichestvennoj harakteristiki kul'tur (perevod s anglijskogo V.B. Kashkina). Yazyk, kommunikaciya isocial'naya sreda. 2014; 12: 9-49. Available at: http://lse2010.narod.ru/olderfiles/LSE2014pdf/LSE2014Hofstede.pdf

14. Parnikova G.M. Uchet regional'nyh osobennostej pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Vysshee obrazovanie segodnya. 2016; 1: 81 - 85.

Статья поступила в редакцию 12.06.19

УДК 377

Petronyuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Institute of Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

POSSIBILITIES OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE IN TRAINING TO BE DIGITAL CURATORS. Increasing the digital literacy of the population is one of the urgent tasks of our society, because information exchange is a significant component of communicative competence. Today it is an integral part of a person's communicative competence and one of the conditions for his success in solving actual problems. The importance of raising the digital literacy of the population proves the introduction of the professional standard "Digital Curator". In the article, the author considers the possibilities of the additional professional retraining program and vocational training programs developed by him for the development of students' communicative competence and vocational guidance for young people. Mastering the profession of a digital curator can be foundation for further professional development.

Key words: digital curator, professional tests, vocational training, digital literacy, communicative competence, vocational orientation.

И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и андрагогки, ФГБОУ ДПО «Институт непрерывного образования взрослых»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЦИФРОВЫХ КУРАТОРОВ

Автор отмечает, что повышение цифровой грамотности населения является одной из актуальных задач нашего общества, т. к. значимой составляющей коммуникативной компетентности является информационный обмен. Сегодня это неотъемлемая часть коммуникативной компетентности человека и одно из условий его успешности в решении актуальных задач. Важность повышения цифровой грамотности населения доказывает введение профессионального стандарта «Цифровой куратор». В статье автор рассматривает возможности разработанной им дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки и программы профессионального обучения для развития коммуникативной компетентности обучающихся и профессиональной ориентации молодёжи. Освоение профессии «Цифровой куратор» может являться фундаментом для дальнейшего профессионального развития.

Ключевые слова: цифровой куратор, профессиональные пробы, профессиональное обучение, цифровая грамотность, коммуникативная компетентность, профессиональная ориентация.

Общение для человека является важным условием его благополучной жизни. Можно сказать, что с момента рождения начинает развиваться наша коммуникативная компетентность. Чуть позже мы приобретаем первые навыки и умения взаимодействовать с социумом. Всю свою жизнь мы осваиваем культурные нормы, традиции, правила этикета для эффективного общения с окружающими, учимся использовать те коммуникативные средства, которые являются приемлемыми для общения в профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Коммуникативная компетентность непосредственно связана с особенностями выполняемых человеком социальных ролей. От уровня её развития зависит выбор наиболее эффективных инструментов для успешного достижения своих целей. Коммуникативная компетентность складывается из способности оценить и спрогнозировать коммуникативную ситуацию, управлять процессом общения и программировать его.

Значимой составляющей коммуникативной компетентности является информационный обмен [1]. Но возможности человека по объёмам передаваемой, воспринимаемой и перерабатываемой информации объективно ограничены. Трудно объять огромный массив накопленных обществом знаний и быть компетентным одновременно во многих областях. Человечество накапливает информацию всё нарастающими темпами, объём уже накопленных данных превысил объём, поддающийся простому человеческому восприятию. Массивы вновь создаваемой информации передаются столь быстро, что человек не может и не успевает их воспринимать и перерабатывать. Социальная коммуникация представляет собой движение во времени и социальном пространстве информации в виде массивов данных, сгруппированных по какому-либо признаку. Особой спецификой человеческой коммуникации является наличие барьеров, препятствующих распространению информации. Получатели информации должны обладать всеми необходимыми возможностями, чтобы получить передаваемую информацию, понять, осознать значение и усвоить. При невозможности получить, понять, осознать или усвоить передаваемую информацию - социальная коммуникация невозможна.

В современном мире большой объём информации передаётся в цифровом виде. Чтобы воспользоваться информацией, транслируемой с помощью компьютерных технологий и сети Internet, необходимо обладать определённым уровнем цифровой грамотности. В настоящее время нами разработана дополнительная программа профессионального обучения «Цифровой куратор», которая предназначена для повышения коммуникативной и ИКТ-компетентности слушателей и освоения ими новой профессии, появившейся в последнее время. Цифровой куратор - специалист для оказания информационно-консультационных услуг населению в области развития цифровой грамотности. Программа разработана с учётом установленных квалификационных требований, профессионального

стандарта и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для новой профессиональной деятельности. Данная программа может быть интересна специалистам в области подбора и использования персонала, руководителям образовательных учреждений, педагогам образовательных учреждений дошкольного, общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, офисным служащим, консультирующим граждан в области развития цифровой грамотности. Цель программы соответствует требованиям профессионального стандарта «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)» -формирование навыков, связанных с консультированием по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни, содействие развитию цифровой грамотности различных групп населения. Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:

- развить компетенции, необходимые для информационной активности с использованием современных информационно-коммуникационных средств в своей профессиональной деятельности;

- развить компетенции, необходимые для консультирования граждан в области развития цифровой грамотности, организации и проведения мероприятий по консультированию граждан в области развития цифровой грамотности;

- получить знания о возможностях использования цифровых ресурсов для эффективного оказания информационно-консультационных услуг населению;

- изучить правовые основы цифровой экономики в России и мире, направления и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий для населения различным группам населения;

- получить навыки основ деловой культуры при использовании цифровых ресурсов;

- получить знания о современных подходах, формах, методах и методиках дополнительного образования и просвещения, особенности дополнительного образования и просвещения по вопросам развития цифровой грамотности, теоретические основы и практики проектной деятельности, организации работы малой группы.

В результате освоения программы слушатели научатся не только консультировать, но и освоят организацию и проведение мероприятий по консультированию граждан в области развития цифровой грамотности. Это включает в себя проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций граждан, предоставление консультационных услуг по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий, консультационное сопровождение развития цифровых компетенций граждан с использованием информационных и образовательных ресурсов. Программа включает в себя модули по правовым основам цифровой экономики в России и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.