12. Hamathanova M.M. Stanovlenieregional'nojpoliticheskojsistemy v usloviyah transformaciirossijskogo obschestva. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Saratov, 2015.
13. Hofstede G. Model' Hofstede v kontekste: parametry kolichestvennoj harakteristiki kul'tur (perevod s anglijskogo V.B. Kashkina). Yazyk, kommunikaciya isocial'naya sreda. 2014; 12: 9-49. Available at: http://lse2010.narod.ru/olderfiles/LSE2014pdf/LSE2014Hofstede.pdf
14. Parnikova G.M. Uchet regional'nyh osobennostej pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Vysshee obrazovanie segodnya. 2016; 1: 81 - 85.
Статья поступила в редакцию 12.06.19
УДК 377
Petronyuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Institute of Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
POSSIBILITIES OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE IN TRAINING TO BE DIGITAL CURATORS. Increasing the digital literacy of the population is one of the urgent tasks of our society, because information exchange is a significant component of communicative competence. Today it is an integral part of a person's communicative competence and one of the conditions for his success in solving actual problems. The importance of raising the digital literacy of the population proves the introduction of the professional standard "Digital Curator". In the article, the author considers the possibilities of the additional professional retraining program and vocational training programs developed by him for the development of students' communicative competence and vocational guidance for young people. Mastering the profession of a digital curator can be foundation for further professional development.
Key words: digital curator, professional tests, vocational training, digital literacy, communicative competence, vocational orientation.
И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и андрагогки, ФГБОУ ДПО «Институт непрерывного образования взрослых»,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЦИФРОВЫХ КУРАТОРОВ
Автор отмечает, что повышение цифровой грамотности населения является одной из актуальных задач нашего общества, т. к. значимой составляющей коммуникативной компетентности является информационный обмен. Сегодня это неотъемлемая часть коммуникативной компетентности человека и одно из условий его успешности в решении актуальных задач. Важность повышения цифровой грамотности населения доказывает введение профессионального стандарта «Цифровой куратор». В статье автор рассматривает возможности разработанной им дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки и программы профессионального обучения для развития коммуникативной компетентности обучающихся и профессиональной ориентации молодёжи. Освоение профессии «Цифровой куратор» может являться фундаментом для дальнейшего профессионального развития.
Ключевые слова: цифровой куратор, профессиональные пробы, профессиональное обучение, цифровая грамотность, коммуникативная компетентность, профессиональная ориентация.
Общение для человека является важным условием его благополучной жизни. Можно сказать, что с момента рождения начинает развиваться наша коммуникативная компетентность. Чуть позже мы приобретаем первые навыки и умения взаимодействовать с социумом. Всю свою жизнь мы осваиваем культурные нормы, традиции, правила этикета для эффективного общения с окружающими, учимся использовать те коммуникативные средства, которые являются приемлемыми для общения в профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Коммуникативная компетентность непосредственно связана с особенностями выполняемых человеком социальных ролей. От уровня её развития зависит выбор наиболее эффективных инструментов для успешного достижения своих целей. Коммуникативная компетентность складывается из способности оценить и спрогнозировать коммуникативную ситуацию, управлять процессом общения и программировать его.
Значимой составляющей коммуникативной компетентности является информационный обмен [1]. Но возможности человека по объёмам передаваемой, воспринимаемой и перерабатываемой информации объективно ограничены. Трудно объять огромный массив накопленных обществом знаний и быть компетентным одновременно во многих областях. Человечество накапливает информацию всё нарастающими темпами, объём уже накопленных данных превысил объём, поддающийся простому человеческому восприятию. Массивы вновь создаваемой информации передаются столь быстро, что человек не может и не успевает их воспринимать и перерабатывать. Социальная коммуникация представляет собой движение во времени и социальном пространстве информации в виде массивов данных, сгруппированных по какому-либо признаку. Особой спецификой человеческой коммуникации является наличие барьеров, препятствующих распространению информации. Получатели информации должны обладать всеми необходимыми возможностями, чтобы получить передаваемую информацию, понять, осознать значение и усвоить. При невозможности получить, понять, осознать или усвоить передаваемую информацию - социальная коммуникация невозможна.
В современном мире большой объём информации передаётся в цифровом виде. Чтобы воспользоваться информацией, транслируемой с помощью компьютерных технологий и сети Internet, необходимо обладать определённым уровнем цифровой грамотности. В настоящее время нами разработана дополнительная программа профессионального обучения «Цифровой куратор», которая предназначена для повышения коммуникативной и ИКТ-компетентности слушателей и освоения ими новой профессии, появившейся в последнее время. Цифровой куратор - специалист для оказания информационно-консультационных услуг населению в области развития цифровой грамотности. Программа разработана с учётом установленных квалификационных требований, профессионального
стандарта и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для новой профессиональной деятельности. Данная программа может быть интересна специалистам в области подбора и использования персонала, руководителям образовательных учреждений, педагогам образовательных учреждений дошкольного, общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, офисным служащим, консультирующим граждан в области развития цифровой грамотности. Цель программы соответствует требованиям профессионального стандарта «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)» -формирование навыков, связанных с консультированием по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни, содействие развитию цифровой грамотности различных групп населения. Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- развить компетенции, необходимые для информационной активности с использованием современных информационно-коммуникационных средств в своей профессиональной деятельности;
- развить компетенции, необходимые для консультирования граждан в области развития цифровой грамотности, организации и проведения мероприятий по консультированию граждан в области развития цифровой грамотности;
- получить знания о возможностях использования цифровых ресурсов для эффективного оказания информационно-консультационных услуг населению;
- изучить правовые основы цифровой экономики в России и мире, направления и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий для населения различным группам населения;
- получить навыки основ деловой культуры при использовании цифровых ресурсов;
- получить знания о современных подходах, формах, методах и методиках дополнительного образования и просвещения, особенности дополнительного образования и просвещения по вопросам развития цифровой грамотности, теоретические основы и практики проектной деятельности, организации работы малой группы.
В результате освоения программы слушатели научатся не только консультировать, но и освоят организацию и проведение мероприятий по консультированию граждан в области развития цифровой грамотности. Это включает в себя проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций граждан, предоставление консультационных услуг по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий, консультационное сопровождение развития цифровых компетенций граждан с использованием информационных и образовательных ресурсов. Программа включает в себя модули по правовым основам цифровой экономики в России и
мире, цифровой грамотности и информационному пространству жизни человека, организационно-техническому обеспечению проведения информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций граждан, психологическим особенностям процесса обучения различных групп населения, консультационному сопровождению развития цифровых компетенций с использованием информационных и образовательных ресурсов. Обучающиеся изучат программу «Цифровая экономика Российской Федерации», историю и перспективы развития вычислительных средств, появление и назначение информационно-вычислительных сетей, наиболее востребованные информационно-коммуникационные технологии, основные онлайн-сервисы по оказанию электронных услуг в сфере социального обслуживания населения, особенности оказания государственных услуг в электронном виде и их законодательное сопровождение, требования информационной безопасности, правила организационно-технического обеспечения проведения информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций граждан, порядок работы с оргтехникой, прикладные программы, возрастные особенности обучения различных групп населения, основы проектной деятельности, современные подходы, формы, методы и методики дополнительного образования и просвещения, основы деловой культуры.
Кроме того, программа предполагает получение навыков консультирования в области развития цифровых компетенций с использованием информационных и образовательных ресурсов, освоение методик диагностирования уровня цифровых компетенций.
Изучение сведений об организациях и специалистах, содействующих в коммуникации с людьми с ограниченными возможностями, психологических особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья; возможности организации доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья несут в себе значительный воспитательный потенциал для освоения профессиональных этических норм. Важной коммуникативной составляющей практически любой деятельности является соблюдение этических норм общения. В случае создания доступности услуг для маломобильных групп населения - это обязательное условие. Профессиональная этика представляет собой требования к поведению специалиста и его нравственным установкам при выполнении деятельности в своей профессиональной сфере. Она позволяет регулировать деятельность и общение, выстраивать адекватные служебные отношения с клиентами и коллегами. Профессиональная этика не является формальным требованием. Соблюдение её норм обеспечивает успешность профессиональной деятельности, развитие позитивного имиджа организации, формирование позитивной культуры сотрудников, что способствует стабилизации морально-психологического климата коллектива [2].
Программа может быть интересна учащейся молодёжи. Известно, что новые информационные технологии молодёжь осваивает быстро, значительно опережая старшее поколение. Освоение профессии цифрового куратора поможет найти практическое применение своим компьютерным увлечениям, получить самостоятельный опыт консультационной деятельности и тоже развить свою коммуникативную компетентность.
Профессиональной ориентации молодёжи педагоги, психологи, специалисты различных организаций уделяют много внимания. В настоящее время профессиональное сообщество констатирует стремительный рост числа новых профессий. Вместе с этим принятая ранее традиционная система профессиональной ориентации не отвечает требованиям времени. Поэтому получил признание новый эффективный вид образовательной деятельности, который называется профессиональными пробами. Это организованная профессиональная деятельность в моделируемой конкретной ситуации, позволяющая оценить, насколько комфортно человек чувствует себя, выполняя её. Подобные пробы помогают осознать собственные жизненные цели, их соответствие содержанию той или иной профессиональной деятельности и, как результат, понимание своего места в соответствующей профессиональной деятельности [3].
Библиографический список
Освоение программы «Цифровой куратор» предполагает несколько профессиональных проб в процессе обучения и одновременно полноценное освоение профессиональной деятельности, которое может стать первой ступенькой в профессиональный мир. Молодым людям предоставляется возможность познакомиться с широким спектром профессий, оценить её достоинства и недостатки, получить представление о своих индивидуальных способностях, необходимых в той или иной профессиональной сфере, уровень своей индивидуально-психологической готовности к работе, интегрировать знания о смежных видах профессиональной деятельности.
Целостный образ профессии «Цифровой куратор» содержит технологический, ситуативный и функциональный аспекты [4]. Первый позволяет увидеть операционную сторону профессиональной деятельности, научиться конкретным приёмам работы, получить знания о возможном порядке и последовательности действий. Второй (ситуативный) даёт представление о содержании профессиональной деятельности. Третий определяет успешность освоения средств и приёмов, фиксирует достижения на конкретном этапе профессиональной пробы. Итогом может стать осознание своих собственных профессиональных намерений, разрешение сомнений, понимание возможностей устранения возникающих при профессиональных пробах трудностей.
В психолого-педагогической литературе авторы [4] выделяют несколько уровней готовности к участию в профессиональных пробах. Заявленные критерии вполне могут служить для определения группы готовности для освоения молодыми людьми дополнительной программы профессионального обучения «Цифровой куратор». Так, первая группа объединяет учащихся без опыта работы, имеющих поверхностные сведения о предстоящей профессиональной деятельности. Вторая группа объединяет тех, кто имеет информационное представление о предполагаемой профессиональной деятельности и первоначальные профессиональные навыки. К третьей группе учащихся можно отнести тех, кто имеет сформировавшееся представление о данной профессиональной сфере деятельности, располагает обширными сведениями, пробовал свои силы в работе. В соответствии с преобладанием учащихся первой, второй или третьей группы программа может быть модифицирована для получения более качественного образовательного эффекта. В зависимости от группы возможен акцент на конкретные составляющие профессиональной деятельности и расширение программы для знакомства со смежными профессиями.
Апробация программы на практике показала, что в результате её освоения учащиеся получают обширные сведения о деятельности специалистов разных сфер, что значительно расширяет их кругозор и представления о возможностях выбора траектории дальнейшего профессионального развития. Преобладающее большинство учащихся отмечают, что в процессе освоения программы получили возможность оценки своих индивидуальных особенностей, склонностей, ценностей и запросов в соответствии с требованиями разных профилей профессиональной деятельности, что позволило наметить дальнейший образовательный маршрут.
Содержание и характер труда в сфере деятельности цифровых кураторов предполагает полипрофессиональные требования, предъявляемые в настоящее время к личностным и профессиональным качествам разных современных специалистов, включая знание теоретических основ и технологий выполнения деятельности в сфере консультирования населения по различным вопросам, основ безопасности труда и др.
Таким образом, освоение программы и приобретение профессии «Цифровой куратор» предоставляет широкие дополнительные возможности для профессиональной ориентации молодёжи. С практической точки зрения - это уверенный шаг в профессиональный мир, первая профессиональная проба и проверка уровня развития собственных качеств и коммуникативных способностей, психологической готовности к самостоятельному движению в профессиональной сфере.
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография. Под редакцией: Бадарча, Дендева. Москва: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.
2. Поддубная Е.Н. Рабочая программа учебной дисциплины «Деонтология в социальной работе». Москва: Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, 2014.
3. Егорова Н.А. Выпуск журнала как профессиональная проба. Школа и производство. 2006; 7: 7 - 11.
4. Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово, 1995.
5. Кривых С.В. Развивающее и развивающееся образование: Синергетические аспекты образования. Новокузнецк: Изд. ИПК, 2000.
References
1. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: monografiya. Pod redakciej: Badarcha, Dendeva. Moskva: IITO YuNESKO, 2013.
2. Poddubnaya E.N. Rabochaya programma uchebnoj discipliny «Deontologiya v social'noj rabote». Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj mediko-stomatologicheskij universitet im. A.I. Evdokimova, 2014.
3. Egorova N.A. Vypusk zhurnala kak professional'naya proba. Shkola i proizvodstvo. 2006; 7: 7 - 11.
4. Chistyakova S.N. Kompleki uchebno-metodicheskojdokumentaciidlya provedeniya professional'nyh prob. Kemerovo, 1995.
5. Krivyh S.V. Razvivayuschee irazvivayuscheesya obrazovanie: Sinergeticheskie aspekiy obrazovaniya. Novokuzneck: Izd. IPK, 2000.
Статья поступила в редакцию 02.07.19
УДК 373.3
Radachinskaya E.S., postgraduate student (3d year), KSU (Kostroma, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BY MEANS OF ART THERAPY. Forming a cognitive activity of younger students is one of the urgent problems of psychology and pedagogy of the first stage of school education. The question What and how should I do to make a child want to learn? in primary school teachers' minds has been worrying them for a long time. At the same time, daily pedagogical practice proves that the learning process is much more effective and higher educational results are achieved when the child shows conscious cognitive activity. In modern primary school, according to the Federal state educational standard of primary General education (GEF NOO), training can be organized within the framework of the term and extracurricular activities [1], [2]. In the article the author considers use of art therapy methods in extracurricular activities in primary school in order to form the cognitive activity of younger students, provides a comparative analysis of the correspondence of the directions of extracurricular activities, given the GEF, directions of art therapy.
Key words: extracurricular activities, cognitive activity, art therapy, junior student.
Э.С. Радачинская, аспирант 3-го курса КГУ, г. Кострома, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Формирование познавательной активности младших школьников - одна из актуальных проблем психологии и педагогики первого этапа школьного обучения. Вопрос «что и как надо сделать, чтобы ребёнок хотел учиться?» волнует учителей начальной школы очень давно. При этом ежедневная педагогическая практика доказывает, что процесс обучения проходит значительно эффективнее и достигаются более высокие образовательные результаты тогда, когда обучающийся проявляет осознанную познавательную активность. В современной начальной школе, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), обучение может быть организовано в рамках урочной и внеурочной деятельности [1; 2]. В предлагаемой статье автор рассматривает вопросы применения методов арт-терапии во внеурочной деятельности в начальной школе с целью формирования познавательной активности младших школьников, приводит сравнительный анализ соответствия направлений внеурочной деятельности, заданных ФГОС, направлениям арт-терапии.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, познавательная активность, арт-терапия, младший школьник.
Прежде всего, мы раскроем понятие познавательной активности. Познавательная активность - это очень сложное качество личности школьника, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание), объективных (окружающие условия, личность учителя, приёмы и методы преподавания).
Наиболее обобщённо и полно понимание познавательной активности отражено в определении, данном ПИ. Щукиной: «Познавательная активность - личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе. Она характеризуется: поисковой направленностью в учении; познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников как в учении, так и во внеучебной деятельности; эмоциональным подъёмом, благополучием протекания деятельности» [3, с. 40].
В качестве общих показателей познавательной активности обучающегося мы выделяем следующие:
концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (любой учитель распознаёт заинтересованность класса по «внимательной тишине»), сосредоточенность;
школьник по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний, стремится участвовать в дискуссии, узнать больше;
при преодолении затруднений в деятельности возникают положительные эмоциональные переживания (заинтересованные жесты, мимика).
Диагностику уровня познавательной активности школьников можно провести по методике, предложенной ПИ. Щукиной и Т.И. Шамовой (таблица 1).
Эту таблицу учителю начальных классов удобно применять для сравнения уровня познавательной активности обучающихся в начале и в конце учебного
года. Кроме того, из таблицы видно, что высокий уровень познавательной активности называют творческим. Нам близка эта позиция, мы также связываем высокий уровень познавательной активности с развитием творческих способностей обучающегося.
Анализ практического опыта и научной литературы подтверждает наш тезис о повышении интереса педагогов и психологов к роли творчества, особенно - искусства в образовательном процессе, так как именно в искусстве наиболее полно и последовательно проявляются творческие возможности человека. Придавая огромное значение формированию личности посредством искусства, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.С. Каган, Б.М. Неменский, М.М. Бахтин отмечали, что приобщение ребёнка к миру прекрасного, «погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал» [4].
В связи с вышесказанным, особый интерес для нас представляет педагогическое направление арт-терапии как возможности решения ряда проблем, в том числе - формирования познавательной активности младших школьников через искусство. Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так и на личность с особенностями в развитии.
Использование арт-терапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства изложено в трудах Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т. А. Добровольской, Л.Д. Лебедевой, А.В. Сизова. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. Например, Л.Д. Лебедева пишет о том, что любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса. При этом Л.Д. Лебедева также рассматривает арт-терапию как педагогическую технологию [5].
Таблица 1
Уровни познавательной активности Психолого-педагогические особенности обучающихся
Нулевой уровень Обучающийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе.
Низкий уровень Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, владеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у обучающихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».
Средний уровень Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, владеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Высокий уровень (творческий) Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Диагностика уровня познавательной активности