УДК 376:005.6 ББК Ч448.044
ГСНТИ 14.29.01
Код ВАК 13.00.03
А. А. Дмитриев
Россия, Тюмень
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ВУЗе ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОМУ) ОБРАЗОВАНИЮ
Аннотация. Рассматриваются проблемы профориентационной работы по привлечению абитуриентов к поступлению на направление 050700.62 - Специальное (дефектологическое) образование. Представлен опыт профориентационной работы кафедры дефектологии Тюменского государственного университета с выпускниками общеобразовательных школ, лицеев, гимназий с целью их поступления на данное направление, профиль «Логопедия». Изложены оригинальные формы взаимодействия с департаментами образования и школами -Школа Юного Логопеда, Олимпиада «Особый ребенок», виртуальные формы работы, представлено Положение о Школе Юного Логопеда.
Ключевые слова: профориентационная работа; Школа Юного Логопеда; олимпиада «Особый ребенок».
Сведения об авторе: Алексей Андреевич Дмитриев, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: заведующий кафедрой дефектологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет».
A. A. Dmitriev
Russia, Tyumen
PROFESSIONAL ORIENTATION IN HIGHER SCHOOL IN SPECIAL (MENTAL RETARDATION) EDUCATION
Abstract. The problems of vocational guidance to attract students to enroll in - Special (mental retardation) education (050700.62) are discussed. The paper describes the experience of career orientation work of the department of Defectology in Tyumen State University with graduates of secondary schools, colleges, high schools to attract them to this qualification of Speech Therapy. Original forms of co-operation with the Department of Education and schools, such as School of Young Speech Therapist, Competition “Special Child”, virtual forms of work; regulations of the Scool of Younf Speech Therapist is presented.
Key words: career orientation work, School of Young Speech Therapist, the Competition " Special Child".
About the author: Aleksey
Andreevich Dmitriev, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Head of the Chair of Defectology, Tyumen State University.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Одним из важнейших направ- чению абитуриентов для поступле-
лений в деятельности высшего ния в университет на соответст-
учебного заведения является проф- вующие специальности. Это тем
ориентационная работа по привле- более стало важным компонентом в
работе ВУЗов сейчас в связи с так называемой «демографической
ямой». Обострилась конкуренция ВУЗов в борьбе за абитуриента, сам абитуриент имеет обширную информационную базу поступления в ВУЗы через Интернет, к тому же выбор его также достаточно велик, поэтому привлечение хорошо подготовленного выпускника школы к обучению имеет очень большое значение для качества образования в университете.
Такие специальности и направления, как технические, физико-математические, химические, биологические, психологические и другие, за длительное время наработали значительный опыт привлечения абитуриентов через систему олимпиад, летних школ, грантов, специфических направлений, различных конкурсов в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, а также за счет создания школ «Юного математика», «Юного физика», «Юного биолога», «Юного психолога», «Юного юриста» и пр. И это срабатывает - отбираются лучшие абитуриенты по данным направлениям, направления становятся популярными, а абитуриент - профессионально ориентированным.
Имея вполне достаточный конкурс на дефектологические специальности в недавнем прошлом (8090 годы), ВУЗовским дефектологическим кафедрам не приходилось задумываться над проблемами профориентационной работы, качеством образования, все шло как само собой разумеющееся. Был высокий конкурс, особенно на специаль-
ность «Логопедия», приходили хорошо подготовленные абитуриенты и, как правило, дефектологические специальности всегда были и остаются в лидерах по университету по общей успеваемости и ее качеству.
Однако в последние годы ситуация существенно изменилась. В 2010-2011 учебных годах многие Российские ВУЗы не смогли набрать абитуриентов даже на бюджетные места (даже на логопедию) В других ВУЗах бюджетных мест с 2008 г. на дефектологические специальности выделялось совсем немного, и чтобы сохранить специальность, скомплектовать хотя бы группу, надо набирать не менее 2225 человек, т.е. часто бывает так, что часть студентов необходимо принимать на договорной основе.
Мы невольно задумались над проблемой набора, поскольку на договорной основе по существу следовало набрать больше студентов, чем по бюджету. В 20092012 гг. выделялось 8-10 бюджетных мест. Возникла мысль создать свою «Школу Юного Логопеда», мысль на первый взгляд казавшуюся несколько абсурдной (ведь не создают же медики Школу Юного Медика или Врача, хотя почему бы и нет?), но постепенно мы начали к ней привыкать. Разработали Положение о «Школе Юного Логопеда (ШЮЛ)», заключили договор с одной из образовательных школ г. Тюмени о реализации идеи создания на ее базе пилотной модели ШЮЛ.
С этой целью для учеников старших классов был разработан
годовой цикл лекций (шесть лекций) по проблемам формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Неожиданно лекции стали настолько популярны, что их стали регулярно посещать не только ученики, но и родители и учителя. Первый год лекции проводились нашими ведущими профессорами и доцентами. На следующий год мы стали привлекать к такой работе молодых преподавателей и студентов старших курсов, засчитывая ее как часть педагогической практики. По существу такая школа стала своеобразным проектом кафедры по профориентационной работе с потенциальными абитуриентами.
Следующим нашим шагом стало расширение поля деятельности и сейчас мы отрабатываем модель «Школы Юного Логопеда» уже в трех массовых школах.
Параллельно мы провели на «Дне открытых дверей» Олимпиаду среди школьников, которую назвали «Особый ребенок». Преподавателями кафедры были составлены 30 тестовых заданий, каждое с тремя вариантами ответов, один из которых был верным. Через областной Департамент Образования на данную Олимпиаду приглашались будущие абитуриенты. В первый год проведения пришло 20 человек, на второй и третий годы - более 30. Победители награждались грамотами, ценными подарками, всем участникам вручались сертификаты и теперь многих мы видим уже среди наших студентов.
Такая систематическая профориентационная работа дала свои плоды. Если в прошлые годы на направление (на 10 бюджетных мест) подавалось 40-60 заявлений и принималось по договорам 5-7 студентов, то в прошедшем учебном году было подано около 100 заявлений и на договорной основе было принято 12 студентов.
Видя такой успех, мы провели переговоры с Департаментом образования и науки Тюменской области о включении Олимпиады «Особый ребенок» в систему областных олимпиад. Содержанием тестовых заданий стали тесты по биологии, русскому языку, обществознанию, т.е. по профильным предметам ЕГЭ для поступления на направление «Специальное (дефектологическое) образование».
В тесты мы включили простейшие задания из области дефектологии. Например:
- связана ли речь с движениями пальцев рук (да, нет, не доказано)?
- логопед исправляет: нару-
шенные звуки речи, дикцию, недостающий словарный запас, всю систему речи?
- сколько звуков в слове «елка»: 3,4 или 5?
Учитывая возможности Интернета, мы на сайте кафедры вывесили вопросы и объявили Олимпиаду «Особый ребенок» виртуальной. Наши предположения превзошли все наши ожидания. Десятки выпускников со всех уголков Тюменской области, Ханты-
Мансийского и Ямало-Ненецкого округов принимают участие в такой
Олимпиаде. Сроки ее - с 1 февраля по 20 марта, лучшие учащиеся, занявшие призовые места, награждаются дипломами, остальные участники - сертификатами, которые высылаются по их адресам. Удивительным оказалась то, что в виртуальной Олимпиаде принимают участие не только выпускники, но и учащиеся 10-го и даже 9-го классов.
Мы полагаем, что такая профориентационная работа полезна не только для набора студентов на направление «Специальное (дефектологическое) образование», но и направлена на популяризацию дефектологических знаний среди молодежи, и как важное социальногуманитарное направление в деятельности дефектологических кафедр ВУЗов, направленной на привлечение внимания к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключение приводим «Положение о Школе Юного Логопеда». Положение о «Школе Юного Логопеда» кафедры дефектологии Тюменского Государственного У ниверситета
1. Общее положение «Школа Юного Логопеда» (ШЮЛ) является подразделением кафедры дефектологии Института Психологии и Педагогики Тюменского государственного университета и создана с целью популяризации направления «Специальное (дефектологическое) образование», оптимизации условий для формирования специальных психологопедагогических знаний, организа-
ции и проведения профориентационной работы с выпускниками школ, как потенциальными абитуриентами на направление Специальное (дефектологическое) образование.
2.Цель «ШЮЛ»
Проведение профориентационной работы кафедры, привлечение абитуриентов на направление Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия».
3. Задачи «ШЮЛ»
1) Социально-психологическая адаптация школьников к реальным условиям жизни.
2) Выявление потенциальных абитуриентов, ориентированных на работу с детьми с особыми образовательными потребностями и оценка их творческих возможностей.
3) Овладение абитуриентами психолого-педагогическими основами знаний в области будущей профессии в процессе изучения теории специальной педагогики, специальной психологии, логопедии, игровое моделирование и проектирование практических ситуаций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4) Оказание общеобразовательным и специальным (коррекционным) школам научно-методической помощи в организации пси-холого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
5) Оказание помощи работни-
кам школ и научно-методическое содействие в разработке и реализации коррекционно-образовательных программ, инновационных
коррекционно-педагогических технологий по работе с такими детьми.
4. Огранизация и содержание работы
1) Организацию работы ШЮЛ осуществляют профессорско-преподавательский состав, аспиранты, соискатели и студенты кафедры дефектологии Института Психологии и Педагогики Тюменского государственного университета, в функции которых входят:
- подготовка и корректировка плана работы на год; подбор слушателей ШЮЛ из числа старшеклассников школ города и области;
- организация научно-методических семинаров об обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями, современном состоянии системы общего и специального образования;
- оказание работникам школ города и области научно-методической помощи.
2) ШЮЛ работает в течение всего учебного года (в том числе и в каникулярное время) по плану, утвержденному организаторами ШЮЛ.
В содержании работы ШЮЛ входит чтение лекций преподавателями кафедры для учащихся и их родителей по проблемам логопедии, дефектологии, проведение семинаров, консультаций, практикумов, деловых и ролевых игр, психологических тренингов, организационно-деятельностных игр.
5. Права и обязанности участников
1) Слушатели «Школы Юного Логопеда» имеют право вносить свои предложения в программу обучения, посещать отдельные учебные занятия преподавателей кафедры дефектологии по договоренности с администрацией Института.
2) Слушатели могут заниматься научной работой под руководством преподавателей кафедры дефектологии.
3) Работа ШЮЛ осуществляется на основании заключенных договоров с органами управления образованием, школами и реализуется на общественных началах.
4) Занятия для слушателей ТТТЮЛ проводятся в течение учебного года по отдельному расписанию.