Научная статья на тему 'Профориентационная работа в вузовской подготовке студентов по специальности «Логопедия»'

Профориентационная работа в вузовской подготовке студентов по специальности «Логопедия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МОТИВАЦИЯ / ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кругликова Анна Юрьевна

Статья посвящена вопросу организации профориентационной работы со студентами, обучающимися по специальности «Логопедия». Рассмотрены сущность, задачи, содержание и организационные формы профориентирования в учебном процессе; представлены результаты изучения мотивации студентов к выбору данного профиля образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в вузовской подготовке студентов по специальности «Логопедия»»

счёта [4]. Эти два положения сопровождают всё математическое развитие ребёнка: представления и понятия о пространстве, о геометрических фигурах, о размерах предметов, о времени, о структуре и содержании задачи. Дети с особенностями речевого развития затрудняются чётко сформулировать определённую мысль, затрудняются и в её формировании. Отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности, связанные с овладением операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения, обуславливают недостаточную готовность детей к полноценному усвоению математических знаний.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). / Л. Б. Баряева. - СПб.: Изд-во им. А. И. Герцена: СОЮЗ, 2002. - 479 с.

2. Выготский, Л. С. Основы дефектологи. / Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.

3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 470 с.

4. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание / Л. С. Цветкова. - М.; Воронеж, 2000. - 304 с.

УДК 37 ББК 74.37

А. Ю. Кругликова

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ»

Аннотация. Статья посвящена вопросу организации профориентационной работы со студентами, обучающимися по специальности «Логопедия». Рассмотрены сущность, задачи, содержание и организационные формы профориентирования в учебном процессе; представлены результаты изучения мотивации студентов к выбору данного профиля образования.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное и личностное самоопределение, профессиональное образование, логопедическая помощь, мотивация, выбор.

A. J. Kruglikova

VOCATIONAL GUIDANCE WORK IN HIGHER EDUCATION STUDENTS PREPARING FOR SPECIALTY "SPEECH THERAPY"

Abstract. Article is dedicated to a question of the organization of the professional orientation work with the students, who are trained in the specialty "logopediya". Are examined essence, tasks, content and organizational forms of proforientation in the training process; the results of studying the motivation of students to the selection of this profile of formation are represented.

Key words: professional orientation, professional and personal self-determination, professional education, logopedical care, motivation, selection.

На современном этапе развития российского общества главной задачей образовательной политики становится обеспечение системы образования высокопрофессиональными, ответственными педагогическими кадрами [2; 3]. В ответ на социальный запрос вузовское профессиональное образование должно быть направлено на формирование личности, способной к реализации своих возможностей, конкурентно и социально устойчивой, достаточно гибкой и мобильной, легко адаптирующейся к изменяющимся обстоятельствах жизни. В письме Рособразования «О профориентационной работе в вузах» от 20.01.2010 № 51/12-16 высшим учебным заведениям предлагается обратить особое внимание на активизацию деятельности по профессиональной ориентации учащейся молодежи на получение востребованных инновационной экономикой страны специальностей высшего профессионального образования [6]. Для этого необходима разносторонняя профориен-тационная работа, предусматривающая тесное взаимодействие высших учебных заведений как с местными органами управления образованием, так и разными образовательными учреждениями (школами, учреждениями начального и среднего профессионального образования) и привлечение к этой деятельности учреждений дополнительного образования молодежи, структурных подразделений довузовской подготовки, факультетов и кафедр, студенческих организаций.

Актуальность проблемы организации в вузе систематической и последовательной проф-ориентационной работы заключается в необходимости продолжать начатое в школе профессиональное ориентирование уже в процессе получения студентами высшего педагогического образования, для чего необходимо использовать наиболее оптимальные организационные формы в целях

их профессионального и личностного развития. Профессиональное высшее образование - это важный этап не только развития субъекта труда, но и развития субъекта профессионального самоопределения. А. К. Маркова, говоря о сущности профессионального образования, выделяет три момента: 1) овладение знаниями и умениями, на основе которых формируются мировоззрение и другие личностные качества будущего работника; 2) активное взаимодействие между преподавателем и студентом; 3) активность самого обучающегося в освоении будущей профессии [5]. Особенность педагогического профессионального образования состоит в формировании ценностно-смысловой, нравственной основы личности будущего специалиста, что еще в большей степени делает профориентационную деятельность педагогического вуза актуальной.

Отечественные образовательные учреждения, несмотря на последствия демографического кризиса 90-х годов ХХ в., остро нуждаются в квалифицированных педагогических кадрах. Таганрогский государственный педагогический институт свыше пятидесяти лет осуществляет подготовку профессионально компетентных и гуманистически ориентированных учителей разного профиля. Около десяти лет в вузе ведется подготовка педагогических кадров в области специального (коррекционного) образования - учителей-логопедов, призванных осуществлять обучение и воспитание детей, имеющих нарушения в развитии речи, и оказывать им необходимую коррекцион-ную помощь. Востребованность этих специалистов растет и будет расти не только в связи с постоянным увеличением числа детей, испытывающих проблемы в речевом развитии, но и с возрастающим осознанием в обществе значимости речевой компетентности и речевой культуры человека как части его общей культуры.

Поле применения профессиональных умений и навыков для учителей-логопедов в Таганроге достаточно широко. Муниципальная система образования имеет большое количество специальных коррекционных учреждений для детей дошкольного и школьного возраста: две коррекци-онные школы (школы 8-го вида - для детей с нарушениями интеллекта, 1-2-го вида - для детей глухих и слабослышащих), 6 специализированных коррекционных дошкольных учреждений, из них два - для детей с тяжелыми нарушениями речи, большое количество логопедических групп в детских садах и сеть логопедических пунктов при школах. Нуждается в учителях-логопедах и муниципальная система здравоохранения - их ждут для работы в детских поликлиниках, неврологических отделениях больниц, диспансерах. Потребность в специалистах, способных осуществлять логопедическую коррекционную помощь детям с нарушенным речевым развитием, испытывают образовательные и медицинские учреждения ближайших к Таганрогу районов Ростовской области.

Профессиональная ориентация в процессе вузовской подготовки выступает одним из механизмов профессионального и личностного самоопределения как важнейшего психологического новообразования в юношеском возрасте. Исследования в области профессионального самоопределения и профориентации в отечественной науке в отличие от принятой на Западе диагностической модели построены на основе воспитательного подхода (А. Е. Голомшток, Е. И. Головаха, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. С. Пряжников и др.) [1; 7; 8].

В связи с концепцией профориентационной работы Н. С. Пряжникова и современными научно-практическими исследованиями в этой области под профессиональной ориентацией студентов в вузе нами понимается целенаправленная и систематическая деятельность преподавателей выпускающих кафедр, органически связанная с профессиональным обучением. Данный вид деятельности ориентирован на выявление, анализ и развитие сначала у абитуриентов (на этапе работы со школьниками), а потом у студентов осознанной мотивации выбора профессии логопеда в целях качественной профессиональной подготовки современных конкурентоспособных специалистов. В современных условиях эти специалисты должны быть способны осуществлять собственное трудоустройство по профессии и выстраивать свою профессиональную карьеру как в соответствии с личными склонностями, способностями и интересами, так и с потребностями рынка труда. Важно, чтобы студенты, получая качественную профессиональную подготовку в вузе, к выпуску сохраняли желание работать по избранной профессии, испытывали позитивные чувства в связи с собственными затратами на профессиональное обучение и становление.

Наша кафедра (кафедра русского языка, культуры и коррекции речи), выпускающая профессионалов в этой области, видит для себя смысл профориентационной работы не только в поиске профессионально ориентированных абитуриентов - т.е. школьников, которые действительно имеют хорошие навыки владения родной речью, определенный уровень грамотности, языковое чутье и развитые коммуникативно-речевые способности, но также отличаются альтруистической направленностью личности - имеют и такие качества, как любовь к детям, общительность, доброжелательность, отзывчивость, дипломатичность, толерантность. С другой стороны, забота преподавателей нашей кафедры состоит и в качественной подготовке профессионалов своего дела, и в оказании студентам методической и психологической помощи. Такой подход позволяет будущим педагогам видеть перспективу своего профессионального становления в общей траектории жизни, а к моменту окончания вуза уметь самостоятельно находить место приложения собственным си-

лам, определять жизненные цели, планировать и прогнозировать дальнейшее свое развитие как профессионала и как личности.

Учитывая неразрывную связь профессионального и личностного самоопределения и особенности профессионального труда логопеда, мы считаем, что в профориентационной работе главные акценты необходимо расставлять в плоскости осознания ценностно-нравственных основ данной профессии. В педагогической профессии наиболее важна ее смысловая ценность. Те из молодых, кто хорошо понимает социальную значимость труда учителя, способен в профессии и посредством нее реализовывать собственный личностный смысл жизни. Поэтому в профориента-ционную вузовскую деятельность мы включаем и задачи по созданию условий для понимания и дальнейшего раскрытия не только профессионального, но и личностного потенциала студентов.

Главная цель преподавателей нашей кафедры заключается в разработке системы, интегрирующей в учебном процессе различные организационные формы профориентационной работы, что позволяет сопровождать студентов в их профессионально-личностном становлении. Задачи профориентационной работы разнообразны и отражают современные представления о психологии проф-ориентирования и профессионального становления субъекта труда. Рассмотрим их подробнее.

1. Изучить мотивацию профессионального выбора и изучения молодежи на всех этапах профориентационной работы (довузовская, вузовская, последипломная).

2. Систематизировать профориентационную работу по разным направлениям, интегрируя в ней разные ступени: довузовская профориентация, профориентационная работа со студентами в процессе профессионального обучения, послевузовское профессиональное сопровождение.

3. Активизировать поиск новых организационных форм профориентационной работы внутри и вне процесса профессионального обучения студентов, включая аудиторные и внеаудиторные формы.

4. Формировать у студентов представления о собственном профессионально-личностном потенциале на основе самопознания и самореализации в доступных для них видах деятельности и умение заботиться о собственном личностном развитии.

5. Сформировать перспективу профессионального будущего как мотивацию сегодняшнего дня в освоении теоретических знаний и практических навыков в области логокоррекции, развивать психологическую готовность к осознанному планированию, реализации и корректировке своих профессиональных планов.

6. Оказывать психо лого-педагогическую помощь студентам в нахождении личностных смыслов по отношению к осваиваемой профессии и в решении конкретных психологических проблем, связанных с выбором и личностными потребностями.

Система профориентационной работы в рамках реализуемых задач включает три ступени: 1 - довузовская профориентационная работа; 2 - профориентация в процессе профессионального образования; 3 - профориентационная работа с выпускниками. Более подробно это выглядит следующим образом.

Система профориентационной работы на довузовском этапе включает: рекламирование профессии среди школьников и студентов медицинского колледжа преподавателями, привлечение к этой работе студентов-пятикурсников; просвещение школьников в области требований к профессионально важным качествам учителя-логопеда, профессиональный отбор абитуриентов.

В период обучения в вузе: социальная и учебная адаптация студентов-первокурсников, профессиональное обучение и воспитание, профессиональное консультирование, оказание индивидуальной психологической помощи студентам в соответствии с личностными и профессиональными запросами.

В период последипломного образования и профессионального сопровождения выпускников: помощь в трудоустройстве, профессиональное консультирование молодых специалистов опытными учителями-логопедами, организация школы молодого специалиста при кафедре, сопровождение профессионального роста выпускников, обучающихся в аспирантуре.

Ежегодно принимая первокурсников, каждый преподаватель задается рядом вопросов: с какими ожиданиями они пришли получать образование, осознают ли они смысл и ценность профессии логопеда, понимают ли, чем конкретно придется им заниматься в профессии, думают ли они, где и с кем будут потом работать? Предполагается, что студентами становятся вчерашние школьники, которые уже сделали свой профессиональный выбор. Однако, по данным центра социально-профессионального самоопределения при Институте содержания и методов обучения РАО, только 10-15 % студентов сознательно избирают специальность и профиль обучения. Для остальной части это выбор неточный, если не сказать ошибочный, неосознанный и опирается на слишком общие представления о профессии.

В этом мы убедились, проводя собственное исследование устремлений первокурсников-логопедов и их мотивацию к выбору специальности «Логопедия» для профессионального обучения. Согласно полученным данным, большинство наших студентов ориентировано, в первую очередь, на получение диплома о высшем образовании. Для многих - это вопрос престижа и определенная социальная гарантия успешности и трудовой занятости в будущем. Часть студентов пред-

полагает таким способом отсрочить начало трудовой деятельности, поскольку они еще не сделали окончательный выбор, некоторые - улучшить свое материальное положение в будущем за счет возможности устроиться на более высокооплачиваемую работу или иметь частную практику, мальчики - уклониться от армии. Решающим фактором иногда становится возможность более легко пройти конкурс или уровень финансовых возможностей для оплаты обучения. На это выбор также оказывают влияние совет и мнение родителей, друзей, желание продолжать педагогическую династию, рекламная кампания преподавателей вуза, знакомство с работой логопеда на собственном детском опыте.

Дальнейший углубленный анализ показывает, что 58 % первокурсников, как правило, свое профессиональное будущее не связывают с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда; 45 % респондентов ориентированы на поддержку со стороны взрослых (родителей, родственников или знакомых); 70 % не имеют представления о научных основах выбора профессии, не владеют информацией о требованиях профессии логопеда к ее «соискателям», не умеют оценить свои возможности с точки зрения профессионально важных качеств. Это также доказывает, что многие студенты чаще осуществляют выбор случайно, а не в соответствии с собственными устремлениями, и некоторые из них поступают в институт вопреки собственному желанию. Как мы видим впоследствии, некоторые из них со временем начинают разочаровываться в сделанном профессиональном выборе, испытывают трудности в освоении профессии, а иногда находятся на грани ухода из института. 10-15 % учащихся берут академический отпуск или переводятся на заочное обучение, иногда прерывают учебу, так и не получив профессии. До 30 % студентов не планируют работать логопедами, именно они впоследствии трудоустраиваются не по специальности.

Общий уровень школьной подготовки студентов всегда является предметом внимания и обсуждения для преподавателей кафедры, работающих с первокурсниками. До 15-20 % абитуриентов, поступающих на специальность «Логопедия», оказываются недостаточно пригодными к избранной профессии, поскольку испытывают трудности в выражении собственных мыслей, слабо владеют навыками устной и письменной речи, работы с текстом, имеют бедный лексический запас, недостаточно развитые коммуникативно-речевые способности и даже разного рода речевые нарушения. Последнее особенно настораживает. Компетентным специалистом в области коррекции речевых нарушений не может быть человек, сам страдающий той или иной формой речевого расстройства. Это ставит перед вузом проблему дополнительных критериев отбора абитуриентов, подающих документы на специальность «Логопедия».

Отслеживание процесса адаптации первокурсников показывает, что после эйфории поступления у некоторых студентов возникают отрицательные переживания, связанные с недостаточной их подготовленностью к обучению в вузе, неумением осуществлять планирование самостоятельных занятий и распределение их во времени, трудностями самоконтроля. Для иногородних студентов добавляются трудности налаживания быта. Кроме того, часть студентов начинает понимать, насколько их возможности и способности не соответствуют требованиям профессии. Тем из них, кто хочет соответствовать этим требованиям и развить в себе нужный уровень способностей, стараемся помочь, с одной стороны, утвердиться в сделанном выборе, обрести его смысловые координаты, с другой, осознать собственный личностный (и, прежде всего, коммуникативно -речевой) потенциал, его недостаточность и найти способы и формы развития своих слабых сторон. Для тех студентов, кто активно приобретает необходимый багаж профессиональных знаний и умений, адекватно строит процесс общения с преподавателями и одногруппниками, активно использует свой речевой потенциал, открываются возможности и перспективы получаемой профессии. Даже, если профессиональный выбор был недостаточно осознанным или неверным, студенты начинают ощущать получаемую специальность как определенную стартовую площадку для личностного роста или нового профессионального выбора.

Реализуя задачу поиска организационных форм профориентационной работы в ходе образовательного процесса, мы основываемся на принципах модернизации и повышения качества преподавания, учитываем специфику педагогического труда в целом. Организация всех видов учебной работы осуществляется преподавателями нашей и других кафедр на основе стратегии лично-стно-ориентированного педагогического взаимодействия, способствующего оптимальному профессиональному и личностному самоопределению студентов и их самореализации в различных учебных ситуациях. Подобная стратегия демонстрирует студентам личностно-развивающий стиль педагогического общения, тот стиль, который наиболее адекватен современной модели взаимодействия всех участников образовательного процесса. Особенности стратегии: отношение к студенту как к субъекту собственного развития; ориентация на развитие его личности и своей собственной (преподавателя); побуждение к саморазвитию, создание условий для личностного самоопределения и учебной самореализации; установление полноценных субъект-субъектных отношений.

Особое значение в профессиональном обучении имеют дисциплины базового цикла: «Логопедия», «Педагогика», «Психология». Необходимые профессиональные ориентиры задаются уже в дисциплине «Введение в логопедию», которую ведут преподаватели, имеющие собственный

опыт логопедической работы с детьми. Проведение лекций, семинаров, лабораторных занятий по указанным дисциплинам осуществляется в условиях оптимального педагогического взаимодействия с преобладанием творческого стиля обучения, часто с выходом в образовательные учреждения. Для этого преподаватели заботятся о постановке учебно-познавательных проблем, вызывающих интерес к размышлению, анализу, сравнению фактов и событий; используют диалогический и эмоционально-личностный способ подачи материала, его проблематизацию. Важным методическим приемом является побуждение студентов к поиску новых знаний и нестандартных способов решения педагогических задач и проблем, поддержка студентов в теоретическом обобщении, выражении самостоятельных выводов.

Преподаватели придают особое значение при изложении лекционных тем ценностно-смысловой информации, направленной на духовно-нравственное развитие студентов. Они осуществляют подбор нравственно-развивающих заданий, создают ситуации оценки- взаимооценки-самооценки в образовательном процессе. Развитие рефлексивной способности студентов - важный акцент во всех видах практических занятий. Преподаватели предлагают студентам откликнуться на интересные жизненные факты, газетные сообщения, телевизионные передачи на педагогические темы, привлекают студентов к сбору проблемных педагогических ситуаций и совместному их разрешению.

Большое значение в преподавании базовых дисциплин имеет организация форм разнообразного учебного сотрудничества, что позволяет формировать интерес и вкус к профессии, необходимые профессиональные навыки, которые в дальнейшем помогут студентам на практике взаимодействовать с детьми на основе принципов личностно-деятельностного подхода (Е. В. Бон-даревская, В. А. Петровский, И. Б. Котова, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) [2; 4]. Такими формами сотрудничества становятся: а) диспуты на современные психолого-педагогические темы по командному принципу «за и против»; б) работа в диадах, тройках, микрогруппах для накопления информации и закрепления полученных знаний; в) совместное составление аннотаций на книги, журнальные статьи; разработка конспектов уроков и занятий, мини-проектов по разрешению насущных практических проблем; г) стимуляция партнерства студентов в выполнении внеаудиторных заданий (подготовка устных сообщений по актуальным темам, написание рефератов, составление картотеки, проведение мини-экспериментов с использованием педагогической и психологической диагностики детей).

В ходе изучения дисциплины «Общая психология» проводятся практические занятия, на которых с помощью тестов осуществляется выявление уровня развития психических процессов у испытуемых, в том числе у себя. В ходе обсуждения результатов внимание обращается на поиск средств улучшения показателей внимания, памяти, восприятия, мыслительных процессов. Изучая «Педагогическую психологию», студенты приобщаются к пониманию роли педагога, его личностных качеств. Предлагается составить совокупный психологический портрет логопеда, обозначить основные качества, необходимые специалисту, проранжировать эти качества. Как показывает анализ такой работы, к высокому рангу (1-4 из 15-20 качеств) принадлежат такие качества, как «любовь к детям», «гуманизм», «доброжелательность», «общительность», «контактность», «открытость». К сожалению, среди называемых студентами качеств практически не встречаются те, которые необходимы педагогу-логопеду: «речевая активность», «коммуникативная компетентность», «выразительность речи», «уверенность в общении» и другие.

Студентам также предлагался проективный рисуночный тест «Я и моя речь» В. А. Калягина, а также «Я - логопед». Первый способствует осознанию роли речи как составляющей личности человека, его общей культуры и основного инструмента профессиональной деятельности. После его проведения многие студенты начинают задумываться об оттачивании характеристик собственной речи. Посредством интерпретации данных второго теста осуществляется на инструментальном уровне (устанавливается уровень представления студентов о профессии логопеда) и эмоциональном уровне (выявляется эмоциональное отношение к профессии). Так 75 % рисунков являются свидетельством того, что на инструментальном уровне сущность профессии логопеда аналогична профессии учителя начальных классов (студенты подробно рисуют кабинет логопеда как класс с необходимой учебной обстановкой, не всегда в рисунке присутствуют дети или сам логопед). 25 % студентов подходят к осмыслению профессии на инструментально-ценностном уровне, в их рисунках главными персонажами являются дети, часто представлено конкретное общение взрослого и ребенка, их взгляды направлены друг на друга. Кроме того, рисунки насыщены предметами, организующими взаимодействие. На эмоциональном уровне представление о профессии у 85 % студентов положительное (рисунки яркие, позитивные, очень детализированные, некоторые решены в образном метафорическом ключе), у 15 % - нейтральное, показатели отрицательного отношения отсутствуют.

Три года в учебном плане реализуется спецкурс «Развитие коммуникативных навыков в работе учителя-логопеда», главная цель которого - вооружить будущих учителей-логопедов основами знаний о сущности общения как деятельности и педагогического общения как основы профессии, сформировать психотехнические навыки взаимодействия, способствовать развитию эмо-

ционально-волевой саморегуляции и коммуникативно-речевой самореализации. Обучение ведется в тренинговом режиме на основе небольших вводных лекций по базовым темам. Активизирующие методы позволяют сформировать социально-психологическую компетентность студентов-логопедов в сфере педагогического общения: умение ориентироваться в различных педагогических ситуациях, определять личностные особенности и эмоциональное состояние партнеров по общению, выбирать адекватные стратегии взаимодействия с детьми, родителями и коллегами. Спецкурс содействует также развитию способности к самопознанию и пониманию других, к рефлексии и эмпатии, к улучшению субъективного самочувствия студента в группе сверстников, к укреплению межличностных отношений в группе.

Многие студенты после прохождения данного спецкурса говорят о том, что стали лучше понимать себя, свои проблемы в общении, лучше узнали тех, с кем они учатся, освоили приемы, необходимые для улучшения общения и своих личностных качеств. Данная дисциплина изучается на первом курсе, поэтому спецкурс является средством адаптации первокурсников к вузовскому обучению, к товарищам по группе и своеобразной пропедевтикой в изучении дисциплин педагогического и логопедического циклов.

Результативность используемых подходов и организационных форм учебной деятельности выявляется по следующим критериям:

• формирование устойчивого профессионального и личностного самоопределения студентов;

• развитие у них уверенности в правильности профессионального выбора и способности к прогнозированию своей дальнейшей профессиональной деятельности на ближайшую перспективу;

• обретение личностных смыслов по отношению к профессии учителя-логопеда, наполнение представлений о профессии ценностно-смысловыми доминантами;

• обучение адекватным способам самопознания и последующей самореализации в профессии;

• ориентация студентов в области профессиональных предпочтений (с каким возрастом работать, в области коррекции какой речевой патологии, выбор направления научно-исследовательской работы, а также получение определенного практического опыта на основе сформированных предпочтений).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Климов, Е. А. Психология профессионального определения / Е. А. Климов. - Ростов н/Д., 1996.

2. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: ЦГЛ, АПКиПРО, 2004.

4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.

5. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996.

6. О профориентационной работе в вузах. Методическое письмо Рособразования от 20.01.2010 № 51/12-16.

7. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 2-е изд. - М.: Академия, 2006. - 496 с.

8. Пряжников, Н. С. Активные методы профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. - М., 2001.

УДК 37 ББК 74.37

В. Н. Лукьяненко

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрыт потенциал сказки, который можно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка, как элемент фольклора, несет в себе огромный потенциал в развитии нравственных качеств, умственных способностей и волевого поведения. Ключевые слова: сказка, фольклор, дошкольный возраст.

V. N. Lukjanenko

USING FAIRY-TALЕ IN EDUCATIONAL PROCESS OF NUTHERY SCHOOL

Abstract. Possibilities of using a foury tale in educational process of the preschool organization. The article expanded capacity of the fairy tale, which can be applied in work with children of preschool age. A tale of how a folklore (element), carries enormous educational potential in the cultivation of moral qualities, mental and volitional conduct.

Key words: a foury tale, a folklore, preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.