Научная статья на тему 'Возможности образовательной среды для освоения программ творческого развития на основе ТРИЗ'

Возможности образовательной среды для освоения программ творческого развития на основе ТРИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СПОСОБНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ / ОСНОВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОДУКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TRIZ-EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INVENTIVE ABILITIES / ABILITY TO SOLVE PROBLEMS / BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION / EFFICIENCY OF PROBLEM SOLVING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехова Галина Владимировна

Несмотря на то, что более 40 лет создаются и развиваются образовательные системы на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для разного возраста (дошкольники, школьники, студенты, профессионалы) как в России, так и странах Европы, Азии, Америки проблема развития способностей школьников по решению проблем сохраняет актуальность. В статье проанализирован опыт внедрения ТРИЗ в образовательных учреждениях городов России: цели, отбор содержания для организации занятий, формы, методы оценивания результативности, технологии реализации, стратегии внедрения. Определены подходы к построению концепций ТРИЗ-образования: традиционный (классический), актуальный (популярный), перспективный (опережающий). Разработана среда, позволяющая участникам образовательного процесса преподавателям, психологам, тьюторам, обучающимся, родителям и др. конструктивно взаимодействовать. Элементы образовательной среды «Город изобретателей» позволяют посредством научно-методических комплексов «тренажерный зал», «парк развлечений», «музей изобретений», «лаборатория изобретателей», «центр оценки изобретений» освоить инструменты преобразования объектов и ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терехова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT DESIGNED FOR THE DEVELOPMENT OF PROGRAMS TRIZ-BASED LEARNING

For more than 40 years educational experts have been creating and developing TRIZ-based learning systems for children of different ages (pre-school children, schoolchildren, students, adults), however the problem of developing inventive potential remains relevant in Russia, as well as in the European countries, Asia, and America. The present article analyses the practice of introducing TRIZ to educational establishments in different cities of Russia: goals, the choice of content for the lessons delivery, forms and methods of efficiency assessment, technologies for realization, and implementation strategies. The study defines approaches to developing TRIZ-education concepts: traditional (classic), urgent (popular), prospective (forward-looking). The author has developed the environment allowing those involved in the educational process lecturers, psychologists, tutors, students, parents, and others to engage constructively. The paper presents elements of the “City of Inventors” educational environment which help, by the use of scientific and methodological complexes such as “gym”, “amusement park”, “museum of inventions”, “inventors’ lab”, and “invention assessment centre”, learn tools to convert objects and situations.

Текст научной работы на тему «Возможности образовательной среды для освоения программ творческого развития на основе ТРИЗ»

педагогические науки

Терехова Галина Владимировна ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

УДК 371.01

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ТРИЗ

© 2018

Терехова Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454003, Россия, Челябинск, ул. Чичерина, д.32-б, e-mail: [email protected])

Аннотация. Несмотря на то, что более 40 лет создаются и развиваются образовательные системы на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для разного возраста (дошкольники, школьники, студенты, профессионалы) как в России, так и странах Европы, Азии, Америки проблема развития способностей школьников по решению проблем сохраняет актуальность. В статье проанализирован опыт внедрения ТРИЗ в образовательных учреждениях городов России: цели, отбор содержания для организации занятий, формы, методы оценивания результативности, технологии реализации, стратегии внедрения. Определены подходы к построению концепций ТРИЗ-образования: традиционный (классический), актуальный (популярный), перспективный (опережающий). Разработана среда, позволяющая участникам образовательного процесса - преподавателям, психологам, тьюторам, обучающимся, родителям и др. конструктивно взаимодействовать. Элементы образовательной среды «Город изобретателей» позволяют посредством научно-методических комплексов «тренажерный зал», «парк развлечений», «музей изобретений», «лаборатория изобретателей», «центр оценки изобретений» освоить инструменты преобразования объектов и ситуаций.

Ключевые слова: ТРИЗ-образование, образовательная среда, изобретательские способности, способности решения проблем, основное и дополнительное образование, продуктивность решения проблем, психолого-педагогическое сопровождение.

POSSIBILITIES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT DESIGNED FOR THE DEVELOPMENT

OF PROGRAMS TRIZ-BASED LEARNING

© 2018

Terekhova Galina Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Science, Academic Title of Associate Professor, Associate Professor Department of Theoretical and Applied Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University (454003, Russia, Chelyabinsk, Chicherina str., 32-b, e-mail: [email protected])

Abstract. For more than 40 years educational experts have been creating and developing TRlZ-based learning systems for children of different ages (pre-school children, schoolchildren, students, adults), however the problem of developing inventive potential remains relevant in Russia, as well as in the European countries, Asia, and America. The present article analyses the practice of introducing TRIZ to educational establishments in different cities of Russia: goals, the choice of content for the lessons delivery, forms and methods of efficiency assessment, technologies for realization, and implementation strategies. The study defines approaches to developing TRIZ-education concepts: traditional (classic), urgent (popular), prospective (forward-looking). The author has developed the environment allowing those involved in the educational process - lecturers, psychologists, tutors, students, parents, and others to engage constructively. The paper presents elements of the "City of Inventors" educational environment which help, by the use of scientific and methodological complexes such as "gym", "amusement park", "museum of inventions", "inventors' lab", and "invention assessment centre", learn tools to convert objects and situations.

Keywords: TRIZ-education, educational environment, inventive abilities, ability to solve problems, basic and additional education, efficiency of problem solving, psychological and pedagogical support.

Современный этап развития системы образования характеризуется пересмотром оценки эффективности ее функционирования. В образовательные программы для школьников включают все большее количество проблемных ситуаций. Образовательные концепции на базе теории решения изобретательских задач (далее - ТРИЗ-образование) обосновывают необходимость обучения навыкам решения проблем как самостоятельному содержанию образования. На базе ТРИЗ создаются инновационные решения, что обеспечивает условия для устойчивого развития производства и бизнеса [1]. Более 40 лет в России и на территории СНГ создаются и развиваются образовательные системы на базе ТРИЗ. На сегодняшний день ряд образовательных учреждений в различных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Сургут, Тольятти, Калининград, Новосибирск, Саратов, Приморский край, Хабаровск и др.) включают программы по освоению ТРИЗ как компонент дополнительного образования, как технологическую основу для изучения различных предметных областей и организации проектной деятельности. Существует опыт внедрения российских концепций ТРИЗ-образования в других странах [2]. Возрастающий интерес к ТРИЗ обусловлен повышением требований к системе образования, ее роли в инновационной экономике стран [3].

Формирование ТРИЗ-образования как научного направления было вызвано необходимостью ввести ТРИЗ в учебные программы и учебный процесс в целом. Такая проблема была поставлена автором ТРИЗ

Г.С. Альтшуллером в связи с потребностью в обучении ТРИЗ инженеров, а позднее - студентов и школьников [4]. Программы обучающих семинаров по основам ТРИЗ, публикации о преподавании ТРИЗ, книги для школьников, написанные Г.С. Альтшуллером, и сегодня являются основой для формирования системы ТРИЗ-образования [5]. На сегодняшний день ТРИЗ-педагогика как научное направление имеет разветвленную структуру [6, 7, 8]. Это обусловлено различными задачами, решаемыми в области образования с помощью инструментов ТРИЗ: направленность на формирование личности, готовой решать проблемы по устойчивому саморазвитию и совершенствованию; использование методологии ТРИЗ как содержания образования и как средства развития педагогических систем и процессов [9-13].

Реализация ТРИЗ-образования регламентируется четырьмя группами принципов:

1. Постановка целей и планирование результатов в инновационном процессе.

2. Непрерывное обновления содержания деятельности субъектов ТРИЗ-образования при реализации инноваций.

3. Организация деятельности по решению проблем в образовательном процессе.

4. Альтернативное ресурсное обеспечение инновационной среды субъектов ТРИЗ-образования [14].

Выделены уровни использования ТРИЗ в содержании учебных курсов:

1. Использование отдельных инструментов для по-

Terekhova Galina Vladimirovna pedagogical

POSSIBILITIES OF EDUCATIONAL ... sciences

вышения эффективности учебного процесса.

2. Включение в содержание учебных курсов отдельных проблемных (изобретательских, исследовательских) задач и инструментов для их решения.

3. Построение содержания учебного курса как цепочки проблемных задач.

Реализация учебных курсов на основе нескольких предметов с привлечением знаний из различных областей.

Определены типы дидактической модели освоения ТРИЗ-содержания:

1. Линейное, последовательное освоение содержания, традиционное для образования.

2. Концентрическое освоение содержания, когда изученный инструмент вкладывается в следующие темы по принципу матрешки. Позволяет быстро получить целостное восприятие содержания и постепенно наращивать компетентность в области работы с проблемами, переходя от одного уровня к другому.

3. Сетевая (модульная) модель, в которой все инструменты связаны между собой и в то же время имеют автономность в освоении [15].

ТРИЗ-педагогика широко использует различные формы и режимы обучения: мини-лекции, беседы, самостоятельные творческие работы; очное, очно-заочное, дистанционное обучение, также актуальна работа в парах и группах и др.

Процесс освоения ТРИЗ, как и любой другой педагогический процесс, требует постоянного контроля результатов. Первоначально отношение к диагностике преподавателями ТРИЗ формировалось как необходимость подтверждения положительной динамики после проведенных занятий. На сегодняшний день диагностика в большей степени востребована как элемент управления образовательным процессом [16, 17].

Проведенная нами работа представлена следующими условно выделенными этапами:

1. 1994-1999: разрабатывались подходы к организации образовательного процесса на основе ТРИЗ, выявлялись необходимые компоненты для функционирования системы ТРИЗ-образования.

2. 2000-2018: реализовывались программы для школьников и студентов, курсы повышения квалификации для педагогического состава, апробировались концептуальные положения. Так, например, по курсу системы дополнительного образования «Уроки творчества» (1-6) за период с 1999 по 2014 год прошли обучение более 7000 школьников. Курсы для студентов педагогического университета за период с 2003 по 2018 год прослушали более 1000 человек. Курс для студентов института управления в период с 2011 по 2014 год прослушали более 800 человек. Курсы повышения квалификации для сотрудников средних и высших образовательных учреждений за период с 2005 по 2018 год прошли более 500 человек и др. В настоящий момент в уральском, приморском и центральном регионе России реализуется курс «ТРИЗОБРЕТАТЕЛЬ» (1-6) (соавтор А.А. Нестеренко).

3. 2012-2018: обобщались, уточнялись, совершенствовались основные положения концепции, понятийный аппарат, выводы результатов исследования. Апробация концептуальных положений, разработанных в совместной деятельности с коллективами ТРИЗ-сообщества. Так, например, положения дополнительного образования и принципы сопровождения представлены в концепции «Созидатель» (команда ТРИЗ-разработчиков из стран России, Латвии, США, Белоруссии), представленная на конкурс «Школа Сколково» (2011 г.) [18]. Положения о современных направлениях ТРИЗ-образования в России разработаны по заказу Министерства науки и технологий (Ю. Корея), совместно с А.А. Нестеренко (2012 г.). Особенности построения дидактических моделей работы с проблемой в образовательном процессе представлены в электронном учебнике «Основы творческих решений: 310

экспериментальный курс для школьников 7-9 классов» (Издательства «ВоокшШе», «Azbuka», в соавторстве с А.А. Нестеренко), 2014 г. разработан авторский курс по решению проблем для учащихся корейской начальной школы «Тризобретатель» (1-6), а также комплект научно-методического сопровождения, включая рабочую тетрадь для организации индивидуальной работы, раздаточный материал для организации групповой работы, картотеки и анимацию и др. [19, 20].

Приведем некоторые данные экспериментальной работы по апробации модели ТРИЗ-образования у школьников, изучающих ТРИЗ (выборка 1: 179 чел.) и педагогов, преподающих ТРИЗ (Выборка 2: 141 чел.). Проверка результативности реализации ТРИЗ-образования осуществлялась в двух направлениях, определяющих ее функционирование:

1. Исследование динамики продуктивности решения проблем субъектами ТРИЗ-образования.

2. Исследование факторов повышения продуктивности решения проблем при реализации курсов педагогами [21].

Эффективность освоения программ на основе ТРИЗ приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительные данные значений на констатирующем и формирующем этапе эксперимента (показатель продуктивность)

Название групп Среднее значение продуктивности t-критерий Р (<0,001)

до эксперимента эксперимента

Выборка 1 179 8,748603 22,90503 -42,05 0,000

Выборка. 2 (педагоги) 141 8,115942 19,83571 -28,04 0,000

Положительная динамика уточнена корреляционными связями. Корреляционный анализ выявил по отношению к продуктивности следующие значимые среди исследуемых у школьников переменные (таблица 2).

Таблица 2 - Корреляционные связи продуктивности решения проблем школьников (К = 179)

Критерии диагно стики Переменная Корреляция с пр ОДУКТНВНО стью Уровень

Креативность Разработанность ,164{*) 0,028

Тенденции поведения в группе Зависимость -,593(**) 0,000

Независимость ,5бб(**) 0,000

Общительность Д84С) 0,014

Необщительность -ДЗ S(**) 0,001

Принятие борьбы ,699(**) 0,000

Избегание борьбы -,578(**) 0,000

Доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации Сотрудничество ,438(**) 0,000

Избегание -,337(") 0,000

общение с другими -Д95(**) 0,000

деятельность >358(**) 0,000

Социально -комму кик а тиен а я Социально- коммуникативная неуклюжесть ,589(**) 0,000

Нетерпимостьк неопределённости ,692(**) 0,000

Стремление к 0,005

Представление о будущем Лично стный р о ст ,407(**) 0,000

Финансовыйуспех -31 0,001

Анализ положительных и отрицательных статистически значимых связей отражает несколько переменных в различной степени выраженности. Полученные в ходе эксперимента данные были уточнены множественным регрессионным анализом с целью определения, является ли развитие этих качеств сопутствующим элементом психолого-педагогического сопровождения работы с проблемой или определяющей динамику продуктивности связью [22]. Результаты множественного регрессионного анализа на выборке школьников (N=179) показали, что наиболее надежным предиктором для субъектов ТРИЗ-образования этого возраста является тенденция поведения в реальной группе при решении проблем (таблица 3).

Отметим, что креативность не является полностью исчерпывающей характеристикой творческого развития на основе ТРИЗ. В ходе экспериментального исследования мы выявили различные субъектные характеристики, обеспечивавшие рост продуктивности при работе с проблемой. В каждой возрастной группе личностные ресур-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Терехова Галина Владимировна

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

сы показали различную статистическую значимость. В младшем школьном возрасте максимально обеспечивают рост продуктивности показатели, характеризующие тенденции поведения и доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации, представления младших подростков о себе и других как участниках конфликта, а также показатели их коммуникативных свойств личности. На решение проблем более взрослых участников оказывают влияние эмоциональные и регулятивные свойства личности: уровень эмоциональной стабильности, радикализма, самоконтроля [23].

Таблица 3 - Результаты множественного регрессионного анализа продуктивности решения проблем школьниками и статистически значимыми личностными характеристиками

Итоги регрессии для зависимой переменной: Продуктивность R= ,90156564 R2= ,81282060 Скорректирую = ,79738313

F= 52,65243 df= 8,97 p = 0,000000 Intercept: 17,554316341

Стан,дарт.наяпог| эешностьоценки: 1,685893 t(9" )= 10,412 р = 0000

Предикторы Beta Std-Еп. В StcLEiT. t(97) P

Связанный чл ен 17,55432 1,685893 10,41248 0,000000

Принятие борьбы 0,341009 0,061264 0,46314 0,083204 5,56626 0,000000

Нетерпимо сть к неопределённости 0,263364 0,057866 ОД 1648 0,047564 4,55127 0,000015

Зависимость -0,284516 0,055456 -0,39333 0,076665 -5,13051 0,000001

Социально- коммуникативная неуклюжесть 0,196085 0,055231 0,14304 0,040291 3,55028 0,000596

Избегание -0,141725 0,047319 -ОД0491 0,068414 -2,99511 0,003482

Общительно сть -0,080276 0,047005 -0,10863 0,063605 -1,70782 0,090868

Оригинальность 0,062954 0,045124 0,03533 0,025324 1,39512 0,166164

Личностный рост 0,065892 0,050871 0,08389 0,064769 1,29527 0,198301

Таким образом, определены особенности развития изобретательских способностей участников образовательной среды на основе ТРИЗ: освоение работы с проблемой как процесс обеспечивающий включение в творческую деятельность; использование инструментов развития творческого мышления и воображения, конкретизацию идеализированных результатов в реальных объектах, оценку творческого продукта. Эмпирически подтверждено влияние уровня направленности освоения ТРИЗ, способность получать авторские решения и обеспечивать продуктивность работы с проблемой. Выявленные факторы определили также характеристики требований к образовательной среде: актуализация работы с проблемой, результативность решения, субъективные ресурсы работы с проблемой, способы работы с проблемой при реализации функций психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Bukhman I. TRIZ Technology for Innovation. 2012. 368 p.

2. Wits W.W, Vaneker T. & Souchkov V., "Full Immersion TRIZ in Education", in Proceedings of Int. Conference TRIZ Future 2010, University of Bergamo, Bergamo, Italy. 269-276.

3. Kaplan L. "TRIZ in Copycatting Culture". Proceedings of the 12th MATRIZ TRIZfest2016 International Conference, July 28-30, 2016. Beijing, People's Republic of China. 356-368.

4. Aльтшуллеp Г.С., Верткин И.M. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Mн.: Беларусь, 1994. 479 с.

5. Aльтшуллеp Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. M.: Советское радио, 1979. 184 с.

6. Гафитулин M.С. Mодель перспективного образования // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ, 24-26 июня 2002 г.: материалы V-ой региональной научно-практической конференции/ сост. В.Г. Березина, ЛЛ. Кожевникова. Челябинск: Рекпол, 2002. С. 131-146.

7. Гин A.A. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. M.: Вита-Пресс, 2003. 88 с.

8. Гин A.A. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить. M.: Вита-Пресс, 2016. 96 с.

9. Сидорчук T.A. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 1998. 23 с.

10. Hаучно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография/сост. M.H. Певзнер, О.M. Зайченко, В.О. Букетов, CH. Горычева и др. Великий Hовгоpод: Изд-во Hовгоpодского государственного ун-та, 2002. 316 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Галкина И.A., Галеева Е.В. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста //Aзимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 147-150.

12. Знакова Е.С. Развитие творческих способностей учащихся с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник.

2014. № 2 (7). С. 33-35.

13. Сат С.К.О., Ооржак Ч.К. Развитие творческих способностей детей-инвалидов обучающихся в дистанционной форме на уроках информатики //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 210-212.

14. Нестеренко, А.А. Дидактические модели реализации проблемно-ориентированного обучения: автореферат...канд. пед. наук. М., 2006. 19 с.

15. Хоменко Н.Н. Эффективное образование и инструменты управления проблемами на базе ОТСМ-ТРИЗ [Электронный ресурс]: сайт архива Н. Хоменко / Н.Н. Хоменко. Режим доступа к ресурсу: http://otsm-triz.org/content/ef_man_ru.

16. Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Диагностика творческих способностей ребенка. СПб.: Речь, 2010. 64 с.

17. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников: учебное пособие для работников дошкольных учреждений). Ульяновск, 2015. 247с.

18. Тезисы концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» (Конкурс «Школа Сколково»)/ [Электронный ресурс]. 2011. Режим доступа: https:// skolkovo.wikispaces.com.

19. Нестеренко А.А., Терехова Г.В. Развитие ТРИЗ-образования в России //European Social Science Journal. 2015. № 1. Ч. 1. С. 115-120.

20. Терехова Г.В. Нестеренко А.А. Программа внеурочной деятельности «Тризобретатель» // Начальная школа. 2016. № 2. С. 65— 68.

21. Терехова Г.В. Продуктивность инновационной деятельности субъектов ТРИЗ-образования: теория и практика: монография. Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 137 с.

22. Терехова Г.В. Экспериментальные исследования особенностей освоения работы с проблемой субъектами ТРИЗ-образования / Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: монография/ Л.В. Андреева, Н.Г. Брюхова, Е.В. Кочетовская и др. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. С. 152-169 с.

23. Терехова, Г.В. Психолого-педагогический аспект развития теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) как инновационного компонента современного образования// Педагогика и психология в современной системе образования: монография. Кн. 2/ под общ. ред. М. Ю. Бурыкиной/ Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. С. 228-244.

Статья поступила в редакцию 18.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.