Сведения об авторах: Сивцева Анжелика Робертовна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Российская Федерация. Kmail: [email protected]
Гаврильева Людмила Алексеевна,
доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Sivtceva Anzhelika Robertovna,
Senior Lecturer,
Department of Foreign Languages, North-Eastern Federal University
named after M.K. Ammosov,
Yakutsk, Russia
E-mail: [email protected]
Gavrilieva Ludmila Alexeevna,
Associate Professor, Department of Foreign Languages, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia E-mail: [email protected]
Лукина Маргарита Николаевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Lukina Margarita Nicolaevna,
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages,
North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia E-mail: [email protected]
УДК 371.01:373.04 ББК 74.200.587
Г.В. Терехова
развитие изобретательских способностей младших школьников в системе дополнительного образования1
В статье обоснована целесообразность использования инструментов теории решения изобретательских задач для решения проблемы развития изобретательских способностей младших школьников в системе дополнительного образования. Представлен подход к решению данной проблемы в виде создания особой образовательной среды, реализованный в программе дополнительного образования для младших школьников «Тризобретатель». Разработанная программа обеспечивает формирование творческой среды на основе образовательных ресурсов в процессе освоения способов решения изобретательских задач.
Ключевые слова: ТРИЗ-образование, образовательная среда, изобретательские способности, дополнительное образование.
m о ¡£ S X .0
о
3
ф к ь s
О I
0 го
1 m ю о о S
о ГО о ^ сю
0 о
1 е
i о
О I _0 -О
I- H
го s
¡5Ü ^ с
s о
5 ч
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 21.06.2017 г. № 16-749 по теме «Создание среды для развития изобретательских способностей субъектов образования».
О)
ф
го " CL cû
G.V. Terekhova
developing inventive abilities of young schoolchildren in the system of vocational education1
The article proves the expediency of using the tools of the Theory of Inventive Problem Solving (in Russian - TRIZ) to address the challenges of inventive abilities development in the subjects of education. As a solution, the authors provide specific educational environment named "TRIZ-inventor" implemented in a vocational education course for primary schoolchildren. The developed program provides for the formation of creative educational resources-based environment in the course of mastering the methods of inventive problem solving.
Key words: TRIZ-based education, educational environment; inventive abilities, vocational education.
m
Ориентация общества на формирование личностей, способных решать проблемы из различных областей знания, обеспечивает постоянное обновление систем креативного образования на основе «soft skills» (гибких навыков), включающих работу с проблемой как универсальную единицу содержания образования. Концепции дополнительного образования на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) являются наиболее разработанными и получившими популярность в обучении технологий творчества.
Технологии на основе ТРИЗ применяются в разных областях. Их используют крупные компании всего мира: Samsung и Peugeot, Intel и Boeing, General Electric и LG, Procter and Gamble и Kodak и др. Более сорока лет ТРИЗ преподают в детских садах, школах, колледжах, университетах нашей страны и зарубежья. Основы творчества в ТРИЗ-образовании рассматриваются как объективное, научное знание, позволяющее решать открытые задачи универсальными методами. В отличие от других систем креативного образования оно ориентировано на построение в заданной ситуации наиболее идеального решения, без перебора большого количества вариантов. В то же время ТРИЗ-образование включает теории
творчества из разных наук - психологии, философии, инноватики, педагогики, менеджмента.
Современные концепции ТРИЗ-образования решают проблему формирования теоретических представлений о развитии личности в творческой деятельности на основе ТРИЗ и технологии передачи основ ТРИЗ как науки. Основой для формирования содержания ТРИЗ-образования школьников являются: 1) технологии для решения проблем, 2) теория развития творческой личности (ТРТЛ), 3) методы развития творческого воображения (РТВ), 4) общая теория сильного мышления (ОТСМ). Содержание курсов на основе ТРИЗ объединяет исследовательский, продуктивный, инновационный и изобретательский виды творческой деятельности, включает задания, направленные на реализацию познания, создания, преобразования, использования в новом качестве искусственных объектов, а также организацию развития качеств личности для решения типовых и нетиповых проблем.
В развитии концепций ТРИЗ-обра-зования можно условно выделить три группы: классический (традиционный), популярный (актуальный), опережающий (перспективный), которые проанализированы по образовательным целям, кон-
!The work was carried out with the financial support of the FGBOU VO Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva under the contract for the performance of research works from 21.06.2017 № 16-749 on the theme «Creation of the environment for the development of inventive abilities in subjects of education».
цептуальному содержанию, технологиям и стратегиям реализации [3].
Программное обеспечение реализации данного подхода представлено нами в виде создания особой образовательной среды, реализованной в системе дополнительного образования для младших школьников. Разработанная программа «Тризобретатель» обеспечивает формирование творческой среды на основе образовательных ресурсов в процессе освоения способов решения изобретательских задач.
Разработанный курс является начальным этапом подготовки решателя проблем на основе перспективного (опережающего) направления ТРИЗ-образования. Основными задачами курса являются:
• развитие способностей учащихся к решению проблем на авторском уровне, а также их анализу;
• развитие навыков мышления на основе диалектических, системных принципов, формирование мыслительных операций (абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез, обобщение);
• формирование опыта инновационно-исследовательской и изобретательской деятельности при работе с проблемой;
• организация продуктивной деятельности на основе технологий преобразования;
• развитие навыков рефлексии преобразований на основе критериев (эффективность (польза), вред, новизна, идеальность, оригинальность).
Теоретической основой программы являются исследования в области теории решения изобретательских задач -ТРИЗ и общей теории сильного мышления - ОТСМ (Альтшуллер Г.С., Хоменко Н.Н.) [1; 2], а также исследования в области ТРИЗ образования, выполненные авторами программы и их коллегами (Нестеренко А.А., Терехова Г.В., Сидор-чук Т.А. и др.) [4; 5; 6].
Практико-ориентированный характер программы предполагает особую структуру и способ организации занятия. Классификацию занятий можно определить группами: проблемные и проектные.
В занятиях первого типа с помощью специально организованной игровой деятельности обеспечивается освоение изобретательских инструментов, которые затем используются для создания новых решений. Работа проводится в два этапа: первоначально проблема предлагается в упрощенном варианте и решается в группах с помощью педагога, потом она усложняется по содержанию, по способам деятельности (увеличивается уровень самостоятельности решения).
В занятиях второго типа инструменты переоткрываются детьми в исследовании и затем используются для создания изобретательских идей. Проект занимает два часа занятия, первый из которых посвящен исследованию, второй - созданию творческого продукта.
Занятие реализуется в следующих формах:
1. Игры и игровые задания позволяют формировать необходимые для решения изобретательских задач умения и развивать соответствующие способности. Большая часть таких заданий направлена непосредственно на освоение изучаемых в курсе инструментов и обеспечивает основу для исследовательской и проектной деятельности учеников. Игровые задания позволяют учителю гибко управлять учебным процессом, выбирая игры для отработки необходимых умений и варьируя отводимое на них время.
2. Мини-беседа, в рамках которой учитель знакомит детей с понятием или инструментом, а также подводит в итоге игры к соответствующим выводам.
3.Мини-исследования, проводимые детьми в групповой работе, позволяют детям самостоятельно или под руководством педагога «изобрести» понятия и инструменты, которые в дальнейшем используются для получения творческих идей.
4. Проблемы, в данной части курса, направленные на создание детьми творческих продуктов, позволяют получить оригинальную идею, используя изученные инструменты. Проблемы решаются в группе. В некоторых случаях ученику предлагается найти собственный вариант решения аналогичной проблемы
СО
о
S X .0
о
3
<и ^
О I
0 го
1 £0
Ю О
О -
о ГО
о ^ сю
0 о
1 е
i о
О I
_0 -0
I- н
ГО S
ей ^
^ с
S °
5 ч
0)
ф
го " Q. со
го ш о
X ф
^ ф
ш
в самостоятельной домашней работе. Решение проблемы заканчивается оценкой идеи по критериям полезности, эффективности, новизны, оригинальности (для этого используется инструмент «Изобретометр»).
Методическое обеспечение к программе, включающее описание инструментов, игр и игровых заданий, проблем и технологий организации их решения обеспечивает возможность конструирования занятия на основе среды «Город изобретателей», описание которой представлено ниже.
Образовательная среда «Город изобретателей» позволяет в игре сформировать установки, ориентированные на развитие способностей, освоение инструментов для исследования и преобразования окружающего мира, создание творческих продуктов. «Город изобретателей» является динамичной средой, которая может дополняться новыми элементами, что обеспечивает вариативность в организации деятельности детей.
Для данного варианта программы среда включает следующие компоненты:
Музей. На первом этапе работы в музее размещаются собранные копилки изображений известных уже объектов. В дальнейшем коллекции дополняются оригинальными выставочными образцами, изготовленными детьми на занятиях и дома. В «музее» проводятся наблюдения за эволюционированием систем, создаются различные тематические выставки. В рамках инфраструктуры «музея» дети имеют возможность разными способами группировать, классифицировать, ранжировать объекты из копилок, что позволяет формировать и развивать мыслительные операции, необходимые для преобразования, создания и использования в новом качестве объектов.
Тренажерный зал. Включает игры на развитие свойств внимания, тренировку памяти, творческого воображения, а также подвижные игры на освоение инструментов, командообразование, которые изучаются в рамках программы. Все игры и упражнения позволяют детям изучать материал, свободно перемещаясь по аудитории.
Парк развлечений. Парк так же, как
и тренажерный зал, позволяет организовывать различные игры, в том числе, подвижные. Однако среда парка позволяет сделать акцент на фантастических преобразованиях, таких как перемещение по ленте времени, изменение формы, размеров и других признаков объекта до несуществующих в реальном мире. Кроме того, в парке можно расселить различные фантастические образы: от сказочных обитателей до реальных животных. На следующих этапах освоения программы это позволит составить сюжеты проблемных ситуаций, которые дети будут решать, помогая фантастическим обитателям парка.
Лаборатория. Этот элемент среды создан для изучения изобретательских инструментов и разработки новых решений. Занятия в лаборатории занимают ведущее место в содержании курса. В ней изучаются признаки объектов и способы их преобразования, создаются рисунки и проекты новых объектов, решаются проблемы. В лаборатории дети осваивают изобретательские способы преобразований. По мере необходимости сюда переносятся из музея отдельные копилки для более детального их изучения. А также инструмент для оценки изобретений -изобретометр, помогающий оценить качество предложенных решений и выбрать наиболее приемлемые.
Магазин изобретений. Продукты своего изобретательского труда ученики могут предложить для продажи в магазине изобретений. Однако привередливый директор магазина принимает только действительно полезные и эффективные изобретения. Ученикам придется потрудиться, чтобы доказать, что их изобретение не приносит никому вреда и действительно необходимо многим людям.
Королевский дворец. В Городе изобретателей есть король, который старается окружить себя только инновационными вещами, и его дочь - прекрасная, но довольно капризная принцесса. Они -главные заказчики юных изобретателей, которым часто приходится решать королевские проблемы. Ученики не посещают дворец, король при необходимости
сам появляется на площади, соединяющей все городские объекты, или в парке Развлечений, а иногда заходит в лабораторию, чтобы дать ученикам задание.
Апробация программы дополнительного образования осуществляется с 2014 г. на экспериментальных площадках кафедры развития образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Москва): МБОУ СОШ № 5 (пгт. Сибир-цево Приморского края); МБОУ «Лицей № 57» (г.о. Тольятти); ЧОУВО РБИУ «Общеобразовательная школа «7 ключей»
(г. Челябинск); Детский центр «Другая продленка» (г. Петрозаводск, Карелия); МБОУ «Прогимназия «Сообщество» (г. Нефтеюганск, Тюменская обл.); ЧОУ «ООЦ Школа» (г.о. Тольятти); МБОУ ДО ГЦИР (г.о. Тольятти); ЧОУ «Дари-на» (г. Владивосток), а также на занятиях в Детском технопарке «INGENERIKA» (г. Челябинск). В результате реализации программы развития изобретательских способностей посредством создания образовательной среды у детей выявлена положительная динамика продуктивности работы с проблемой.
Библиографический список
1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. - М.: Советское радио, 1979. - 184 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности [Текст] / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. - Мн.: Беларусь, 1994. - 479 с.
3. Нестеренко, А.А. Развитие ТРИЗ-образования в России [Текст] / Г.В. Терехова, А.А. Нестерен-ко // European Social Science Journal. - 2015. - № 1. - Ч. 1. - С. 115-120.
4. Нестеренко (Селюцкая), А.А. Мастерская знаний [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для педагогов / А.А. Нестеренко (Селюцкая). - М.: Bookinfile, 2013 - 1 электр. Опт. Диск (CD-ROM) - 603 c.
5. Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Сидорчук. - М., 1998. - 23 с.
6. Терехова, Г.В. Программа внеурочной деятельности «Тризобретатель» [Текст] / Г.В. Терехова, А.А. Нестеренко // Начальная школа. - 2016. - № 2. - С. 65-68.
References
1. Altshuller G.S. Creativity as an exact science: The theory of inventive problem solving. Moscow: Sovetskoye radio, 1979. P. 184.
2. Altshuller G.S. Vertkin I.M. How to become a genius: Life strategy of creative personality. Minsk: Belarus, 1994. P. 479.
3. Nesterenko A.A., Terekhova G.V. Development of TRIZ-based education in Russia. European Social Science Journal, 2015. №1(1). P. 115-120.
4. Nesterenko (Selutskaya) A.A. Workshop of knowledge: Educational-methodical manual for teachers. Moscow: Bookinfile, 2013. Retrieved from CD-ROM. P. 603.
5. Sidorchuk T.A. A system of creative tasks as means to form creativity at the initial stage of personality formation. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Moscow, 1998. P. 23.
6. Terekhova G.V., Nesterenko A.A. Program of after-hour activities "Trizobretatel". Nachalnaya shkola, 2016. № 2. P. 65-68.
Сведения об авторе: Терехова Галина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Terekhova Galina Yladimirovna,
Candidate of Pedagogical Science, Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
CÛ
о
S X .0
о
3
ф ^
ь s
О I
0 го
1 m
ю о о S
о ГО о ^ сю
0 о
1 е
i о
О I _0 -О
55
I- H
го s
CÛ ^ ^ с
s о
5 ч
О)
ф
го " CL cû