Научная статья на тему 'Особенности динамики продуктивности освоения опыта творческой деятельности на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)'

Особенности динамики продуктивности освоения опыта творческой деятельности на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ / ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ / ДИНАМИКА ПРОДУКТИВНОСТИ / PRODUCTIVITY OF CREATIVE ACTIVITY / THE THEORY SOLVING THE INVENTIVE PROBLEMS / TRIZ EDUCATION / PRODUCTIVITY DYNAMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехова Галина Владимировна

В статье представлен анализ динамики роста продуктивности субъектов ТРИЗ-образования. Проанализированы эмпирические данные исследования продуктивности в процессе совместной работы с проблемой осваивающих и сопровождающих субъектов ТРИЗ-образования. Определены особенности динамики развития продуктивности у субъектов разных образовательных уровней. Представлены статистические данные исследования выборок начального этапа освоения ТРИЗ среднего, высшего и послевузовского образования. Приведены характеристики продуктивности экспериментальных групп, реализующих программы ТРИЗ-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терехова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the dynamics of productivity development experience of creative activity on the basis of the Theory of Inventive Problem Solving (TRIZ)

The article presents analysis of the dynamics growth of efficiency of subjects TRIZ education. Analyzed empirical data from a study of productivity in the process of working together with the problem of mastering and accompanying subjects TRIZ education. The features of the dynamics of productivity in subjects of different educational levels. The statistical data from a study of samples of the initial stage of development of TRIZ secondary, higher and postgraduate education. The characteristics of the productivity of experimental groups, implementing programs of TRIZ education.

Текст научной работы на тему «Особенности динамики продуктивности освоения опыта творческой деятельности на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)»

УДК 371.01 ББК 74.202.45

Терехова Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, докторант

кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Terekhova Galina Vladimirovna Candidate of Pedagogical Science, assistant professor, doctorate

Chair of theoretical and applied psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk terekh@list.ru

Особенности динамики продуктивности освоения опыта творческой деятельности на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Peculiarities of the dynamics of productivity development experience of creative activity on the basis of the Theory of Inventive Problem Solving (TRIZ)

В статье представлен анализ динамики роста продуктивности субъектов ТРИЗ-образования. Проанализированы эмпирические данные исследования продуктивности в процессе совместной работы с проблемой осваивающих и сопровождающих субъектов ТРИЗ-образования. Определены особенности динамики развития продуктивности у субъектов разных образовательных уровней. Представлены статистические данные исследования выборок начального этапа освоения ТРИЗ среднего, высшего и послевузовского образования. Приведены характеристики продуктивности экспериментальных групп, реализующих программы ТРИЗ-образования.

The article presents analysis of the dynamics growth of efficiency of subjects TRIZ education. Analyzed empirical data from a study of productivity in the process of working together with the problem of mastering and accompanying subjects TRIZ education. The features of the dynamics of productivity in subjects of different educational levels. The statistical data from a study of samples of the initial stage of development of TRIZ secondary, higher and postgraduate education. The characteristics of the productivity of experimental groups, implementing programs of TRIZ education.

Ключевые слова: продуктивность творческой деятельности, теория решения изобретательских задач, ТРИЗ-образование, динамика продуктивности.

Key words: productivity of creative activity, the theory solving the inventive problems, TRIZ education, productivity dynamics.

Освоение ТРИЗ в современной практике образования начинается на

различных уровнях. В разном возрасте процесс освоения ТРИЗ имеет как

общие так и специфические черты. Начальный период процесса освоения на любом образовательном уровне (среднего общего образования, профессионального высшего образования, послевузовского образования) содержит задачи изучения содержания ТРИЗ как учебного предмета, развитие необходимых практических навыков решения нетиповых задач, формирование умений и способностей, обеспечивающих необходимый уровень освоения. В то же время актуальные личностные ресурсы в каждом возрасте, с помощью которых субъект осваивает ТРИЗ имеют различия. На это оказывает влияние и сенситивный период для освоения тех или иных мыслительных операций, новообразования, наличие опыта решения проблем и другие показатели возрастно-психологических особенностей.

Целью эмпирического исследования субъектов ТРИЗ-образования в процессе психолого-педагогического сопровождения освоения опыта творческой деятельности как синтеза исследовательской, изобретательской, инновационной и продуктивной деятельности, обеспечивающего реализацию функций диагностики, контроля, коррекции, развития, информирования, профилактики, консультирования, координации, анализа образовательных ситуаций, проектирования и конструирования образовательных ресурсов в процессе освоения деятельности по решению проблем являлось выявление особенностей динамики продуктивности решения проблем субъектов ТРИЗ-образования начального периода различных образовательных уровней.

Проверка гипотезы о продуктивности освоения опыта творческой деятельности при решении проблем в совместной деятельности сопровождения осуществлялась в исследовании, проведенном на совокупности выборок школьников 3-4 классов и педагогическом коллективе средних образовательных учреждений, работающих по программам на основе ТРИЗ, а также выборке студентов 1-2 курса и преподавательском составе высшего образовательного учреждения, реализующих программы ТРИЗ-образования.

Обратимся к изложению частных гипотез, психодиагностических методик и результатов исследования.

Частные гипотезы исследования: 1) положительная динамика продуктивности решения проблем проявляется у всех субъектов ТРИЗ-образования независимо от возраста; 2) существуют различия в динамике продуктивности осваивающих и сопровождающих процесс освоения ТРИЗ. Задачи исследования по реализации частных гипотез: 1) проанализировать продуктивность решения проблем школьников, студентов, сопровождающих их педагогических коллективов; 2) установить характеристики повышения продуктивности решения проблем субъектов ТРИЗ-образования.

Характеристика выборки. В экспериментальном исследовании принимали участие образовательные учреждения, в которых был организован процесс психолого-педагогического сопровождения. Представляемые в данной статье данные были сформированы на основе ряда исследований, реализованных в ходе системной плановой работы образовательных учреждений, возобновляемых на протяжении нескольких лет начальный этап образовательной деятельности на основе ТРИЗ и включенные в среду ТРИЗ-образования т.е. имеющие в своем составе как внутренних так и внешних специалистов в области ТРИЗ-образования, а также обеспеченные полными научно-методическими комплектами для работы в этом направлении. К ним относятся:

1. Субъекты сопровождения МБОУ гимназия с углубленным изучением иностранных языков № 1 г. Челябинск включают в образовательный процесс работу с проблемой на основе ТРИЗ с 2003 г. по настоящий момент. Подготовка учащихся и процесс сопровождения решения реализуется в различных формах: проектная работа, индивидуальные занятия, программы дополнительного образования, работа с родителями, участие в олимпиадах и конкурсах ТРИЗ-организаций и другие.

2. Субъекты сопровождения МБОУ гимназия с углублённым изучением отдельных предметов № 89 г. Тольятти, организация работы с проблемой на

основе ТРИЗ осуществляется с 1998 г. по настоящий момент. Являются экспериментальной площадкой для апробации экспериментов по данному направлению, внедряют элементы ТРИЗ как в учебной так и во внеучебной деятельности, поддерживают проекты субъектов различного статуса по решению проблем на основе ТРИЗ, в т.ч. являются лауреатами конкурса грантовой поддержки педагогических инноваций по данному направлению.

3. Субъекты сопровождения факультета психологии ФГБОУ ВПО ЧГПУ г.Челябинск, осуществляющего подготовку сопровождающих программы ТРИЗ-образования с 2003г. по настоящий момент. Обеспечивающий психолого-педагогическую поддержку субъектов ТРИЗ-образования, в т.ч. гимназию № 1, МБОУ СОШ №№ 4, 5, 9, 10, 13, 14 г.Сатка; МБОУ СОШ № 8 г. Бакал; МОУ санаторная школа пос. Межевой (Челябинская обл.) и других субъектов ТРИЗ-образования, проходивших курсы повышения квалификации в ЧГПУ. Выпускники факультета, прошедшие подготовку по проблемам ТРИЗ-образования на протяжении нескольких лет являлись лауреатами конкурса «Моя социальная инициатива в образовании» с исследованиями, посвященными различным аспектам работы с проблемой.

4. Субъекты сопровождения НОУ РБИУ г. Челябинск, осуществляющие решение бизнес-задач на основе ТРИЗ в образовательном процессе. Студенты, административный и преподавательский состав в ходе проектной деятельности осуществляют сотрудничество с представителями бизнес-организаций по решению проблем. Освоение ТРИЗ осуществляется с 2010 г. в ходе работы кейс-клуба, внедрения элементов ТРИЗ в учебные дисциплины, реализации курсов ТРИЗ-образования, проектных недель, тренингов и других форм работы.

В исследовании приняли участие 699 человек, из них: 179 школьников 34 классов (Выборка 1), 380 студентов 1-2 курса (Выборки 2 и 3), 140 сопровождающих процесс освоения ТРИЗ, в том числе административный, преподавательский состав образовательных учреждений (Выборка 4).

Методики исследования. Для диагностики продуктивности использовался праксиметрический метод - анализ продуктов деятельности. В качестве продуктов деятельности анализировались творческие задания, требующие нетиповых решений проблем. Шкалы для оценки продуктивности были сформированы на основе методик, используемых для оценки продуктов в программах ТРИЗ-образования: шкала «Фантазия» (Г.С. Альтшуллер) [1, 4, 7], методика «Уровень новизны», шкалы оригинальности, значимости, цели и средств достижения (М.С. Гафитулин) [2], оценка разрешенное™ противоречия, эффективности (идеальности), гуманности, методов творческой деятельности, ресурсов (А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, Г.В. Терехова) [3, 5, 6]. Каждая шкала имеет четыре уровня проявления. На основе сформированных шкал определялся показатель продуктивности как сумма баллов, начисленных по уровню выполнения работы. Для определения уровня продуктивности нами была сконструирована общая шкала вышеназванных показателей и представлена в табл. 1.

Таблица 1

Шкала определения уровня продуктивности

КРИТЕРИИ/ УРОВНИ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОГО (А) МИНИМАЛЬНЫЙ (В) СРЕДНИЙ (С) ВЫСОКИЙ (Б)

НОВИЗНА ПРЕДЛОЖЕНО РЕШЕНИЕ БЛИЗКОЕ К ИЗВЕСТНЫМ ПРОТОТИПАМ ПРЕДЛОЖЕНО РЕШЕНИЕ, ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ ОТ ПРОТОТИПА ВАРИАЦИЕЙ ЗНАЧЕНИЙ ЕГО ПРИЗНАКОВ ПРЕДЛОЖЕНО АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРОТОТИПА ПРЕДЛОЖЕНО НОВОЕ РЕШЕНИЕ НЕ ИМЕЮЩЕЕ ПРИЗНАКОВ ПРОТОТИПА, НО СОХРАНЯЮЩЕЕ ЕГО ФУНКЦИЮ

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНО РЕШЕНИЕ САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ РЕШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ (ВЫСОКАЯ ЧАСТОТНОСТЬ) ПРЕДЛОЖЕНО ОДНО ИЗ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕШЕНИЙ В ГРУППЕ (СРЕДНЯЯ ЧАСТОТНОСТЬ) ПРЕДЛОЖЕНО НЕПОПУЛЯРНОЕ РЕШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ (НИЗКАЯ ЧАСТОТНОСТЬ) ПРЕДЛОЖЕНО УНИКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ В ГРУППЕ (ЕДИНИЧНОЕ РЕШЕНИЕ)

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПРЕДЛОЖЕННОМ РЕШЕНИИ НЕ ВЫЯВЛЕНО ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНО КОМПРОМИССНОЕ РЕШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНО РЕШЕНИЕ ЧАСТИЧНО РАЗРЕШАЮЩЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНО РЕШЕНИЕ, ПОЛНОСТЬЮ РАЗРЕШАЮЩЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

ИДЕАЛЬНОСТЬ (ЭФФЕКТИВНОСТЬ) ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕЕТ ВЫСОКУЮ ЗАТРАТНОСТЬ И НИЗКУЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ ОПТИМАЛЬНО ПО ЗАТРАТАМ И РЕЗУЛЬТАТАМ ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕЕТ НИЗКУЮ ЗАТРАТНОСТЬ И ВЫСОКУЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ ЗАТРАТ, НО ИМЕЕТ ВЫСОКУЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОС ТЬ

ЗНАЧИМОСТЬ/ЦЕН НОСТЬ (САМОРЕФЛЕКСИЯ) ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ НЕ ОБЛАДАЕТ ЗНАЧИМОСТЬЮ (БЕСПОЛЕЗНО) ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ ОБЛАДАЕТ ЛИЧНОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ (СУБЪЕКТИВНО ЗНАЧИМО) ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ ОБЛАДАЕТ ЗНАЧИМОСТЬЮ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ (ВЫБОРОЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ) ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ ОБЛАДАЕТ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕС КОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ (ОБЪЕКТИВНО ПОЛЕЗНО)

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА ПОСТАВЛЕННАЯ ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕИЗВЕСТНЫ ПОСТАВЛЕННАЯ ЦЕЛЬ ИЗВЕСТНА, НОВЫЕ СРЕДСТВА ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕНА НОВАЯ ЦЕЛЬ, ИЗВЕСТНЫ СРЕДСТВА ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕНА НОВАЯ ЦЕЛЬ, ПРЕДЛОЖЕНЫ НОВЫЕ СРЕДСТВА ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ

МЕТОДЫ В КАЧЕСТВЕ РЕШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНО КОПИРОВАНИЕ ИСХОДНОГО ОБЪЕКТА (СИТУАЦИИ) ИЛИ ОТКАЗ ОТ ЗАДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНО НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА (ЯВЛЕНИЯ, СИТУАЦИИ) С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ПЕРЕБОРА ВАРИАНТОВ, АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНО КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА (ЯВЛЕНИЯ, СИТУАЦИИ) С ПОМОЩЬЮ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ТВОРЧЕСТВА ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ОБЪЕКТА (ЯВЛЕНИЯ, СИТУАЦИИ), НЕ ИМЕЮЩЕГО АНАЛОГОВ, С ПОМОЩЬЮ АЛГОРИТМИЧЕСК ИХ МЕТОДОВ ТВОРЧЕСТВА

РЕСУРСЫ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИМЕЕТ В НАЛИЧИИ ВСЕ РЕСУРСЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЕСУРСЫ СУЩЕСТВУЮТ В ГОТОВОМ ВИДЕ, НО НЕОСОЗНАНЫ, ТРЕБУЕТСЯ ПОИСК РЕСУРСОВ РЕШЕНИЕ ТРЕБУЕТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ РЕШЕНИЕ ТРЕБУЕТ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РЕСУРСОВ

ГУМАННОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ НАРУШАЕТ ПРАВА, СВОБОДУ, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТ Ь И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ) ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ УЧИТЫВАЕТ ПРАВА, СВОБОДУ, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТ Ь И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ) ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ НАПРАВЛЕНО НА СОХРАНЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ, СВОБОД, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТ И И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ) ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ)

Методики оценки продуктивности использовались как элемент содержания образовательной деятельности по освоению опыта решения нетиповых проблем. Они были использованы в каждой выборке в процессе прохождения курсов по решению проблем на основе ТРИЗ. Контрольные измерения были проведены на контрольном и формирующем этапе эксперимента, в качестве формирующих мероприятий были реализованы программы по решению проблем на основе ТРИЗ. Полученные результаты сравнивались в каждой выборке. В качестве стимульного материала были предложены задания, соответствующие образовательному уровню, но являющиеся нетиповыми для данной выборки.

Решение проблем осуществлялось в учебное время, в естественных условиях образовательного процесса. У школьников - на дополнительном занятии по расписанию каждого класса, у студентов на учебном занятии по расписанию каждой академической группы, у сопровождающих на занятии в рамках курсов повышения квалификации по расписанию каждой из сформированных групп. Каждое задание, требующее нетипового решения предлагалось выполнить за 10 минут. После этого предлагалось следующее задание. Всего участниками эксперимента было предложено решение шести проблем.

Значительность совпадения полученных данных с допущениями гипотезы проверялась с помощью методов обработки данных, включенных в стандартные приемы статистической обработки данных, критерий различия - t-критерий Стьюдента. Для обработки данных был использовано программное обеспечение «Statistic 6.0.», SPSS 12.0 for WINDOWS.

Результаты исследования и их обсуждение. Для подтверждения исходного предположения о возможности равнозначной динамики продуктивности выборок любого начального периода освоения ТРИЗ были определены показатели статистической значимости между выборками на начало эксперимента, а также по его окончанию. Статистически различными являются показатели продуктивности студентов первого курса и студентов второго курса, а также показатели продуктивности сопровождающих освоение ТРИЗ и осваивающих решение проблем студентов первого и второго курса, показатели продуктивности выборки студентов первого курса статистически не равны показателям продуктивности выборке школьников.

Вместе с тем, выборка школьников, осваивающих ТРИЗ не имеет статистических различий с выборкой сопровождающих их в процессе освоения ТРИЗ, а также выборка студентов второго курса не имеет статистических различий с выборкой школьников (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные данные значений Т-критерия Стьюдента на констатирующем _этапе эксперимента (показатель продуктивность) _

Сравниваемые группы Среднее значение ^критерий Р (<0,05)

Выборка 1 и Выборка 2 8,748603 9,960699 3,34363 0,000904

Выборка 1 и Выборка 3 8,748603 9,042553 0,76642 0,443994

Выборка 1 и Выборка 4 8,748603 8,115942 1,88610 0,060201

Выборка 2 и Выборка 3 9,960699 9,042553 2,18194 0,029746

Выборка 2 и Выборка 4 9,960699 8,115942 4,74091 0,000003

Выборка 3 и Выборка 4 9,042553 8,115942 2,31768 0,021196

В связи с этим были проанализированы пороги статистической значимости выборок между собой по окончании эксперимента, различия наблюдались между осваивающими и сопровождающими процесс освоения ТРИЗ. Группы школьников и студентов первого-второго курса по окончании эксперимента являются статистически неразличимыми (см. табл. 3).

Таблица 3

Сравнительные данные значений Т-критерия Стьюдента на формирующем этапе эксперимента (показатель продуктивность)

Сравниваемые группы Среднее значение ^критерий Р (<0,05)

Выборка 1 и Выборка 2 22,90503 22,69869 0,57561 0,565201

Выборка 1 и Выборка 3 22,90503 22,65957 0,57826 0,563500

Выборка 1 и Выборка 4 22,90503 19,83571 7,47326 0,000000

Выборка 2 и Выборка 3 22,69869 22,65957 0,09124 0,927348

Выборка 2 и Выборка 4 22,69869 19,83571 6,84177 0,000000

Выборка 3 и Выборка 4 22,65957 19,83571 5,67033 0,000000

При этом динамика продуктивности групп на начало и окончание эксперимента является статистически значимой. Необходимо также отметить, что максимальными значениями динамических показателей обладает выборка школьников, а минимальными - выборка сопровождающих. Таким образом, эффективность освоения программ на основе ТРИЗ по решению проблем целесообразна начиная с начального периода среднего образования (см. табл. 4).

Таблица 4

Сравнительные данные значений Т-критерия Стьюдента на констатирующем и _формирующем этапе эксперимента (показатель продуктивность)_

Название групп Кол-во чел. Среднее значение t- критерий Р (<0,001)

до эксперимента после эксперимента

Выборка 1 (школьники) 179 8,748603 22,90503 -42,05 0,000

Выборка 2 (студенты 1 курса) 239 9,960699 22,69869 -34,81 0,000

Выборка 3 (студенты 2 курса) 141 9,042553 22,65957 -28,22 0,000

Выборка 4 (сопровождающие) 140 8,115942 19,83571 -28,04 0,000

На основании этих данных мы сделали вывод о результативности проведенных занятий в каждой выборке, согласованность изменений в выборках осваивающих и сопровождающих процесс освоения ТРИЗ, необходимость дальнейшего изучения влияния личностных характеристик на динамику продуктивности субъектов ТРИЗ-образования на начальном этапе уровней среднего, высшего, послевузовского образования.

Библиографический список

1. Альтов Г., Амнуэль П. Шкала «Фантазия -2». - Режим доступа: http://rus.triz-guide.com/assets/files/altshuller/rtv7.asp.htm

2. Гафитулин М.С. Уровни познавательной активности //Технологии творчества, 1999, №2. - С. 24-28.

3. Козырева, Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): автореф. дис.... канд. психол. наук, 2007. Режим доступа: http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

4. Лихолетов, В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук, 2002. - 45 с.

5. Нестеренко, А.А. Дидактические модели реализации проблемно-ориентированного обучения: автореф. дис.канд. пед. наук, 2006. - 19 с.

6. Сидорчук, Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук, 1998. - 23 с.

7. Ширяева, В.А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): дис. .канд. пед. наук. 2000. - 241 с.

Bibliography

1. Altov G., Amnuel P. Scale "Fantasy 2". - Mode of access: http://rus.triz-guide.com/assets/files/altshuller/rtv7.asp.htm

2. Gafitulin M.S. Levels of cognitive activity // Technology Creativity, 1999, №2. - P. 2428.

3. Kozyrev N.A. Psychological conditions of formation of a creative position preschoolers (based on games with a contradiction): Author. dis .... Candidate. psychol. Sciences, 2007 Mode of access: http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

4. Likholetov, V.V. Theory and stimulation technology of creativity in professional education: Author. dis. Dr. ... ped. Sciences, 2002 - 45.

5. Nesterenko, A.A. Didactic models of implementation of problem-based learning: Author. dis ... Candidate. ped. Sciences, 2006 - 19 p.

6. Sydorchuk, T.A. System of creative tasks as means of formation of creativity at an early stage of development of the person: Author. dis. ... Candidate. ped. Sciences, 1998 - 23 sec.

7. Shiryaev, V.A. Development of system and logical thinking in the process of studying the theory of inventive problem solving (TRIZ): Dis. ... Candi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.