Научная статья на тему 'Исследование факторов направленности освоения ТРИЗ субъектами сопровождения процесса решения проблем'

Исследование факторов направленности освоения ТРИЗ субъектами сопровождения процесса решения проблем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ / ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / THE PRODUCTIVITY OF THE DEVELOPMENT EXPERIENCE OF CREATIVE ACTIVITY / THEORY OF INVENTIVE PROBLEM SOLVING / TRIZ EDUCATION / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терехова Галина Владимировна

В статье представлен факторный анализ эмпирических данных исследования направленности освоения ТРИЗ субъектов образовательного процесса. Проанализированы показатели продуктивности при работе с проблемой участников сопровождения ТРИЗ-образования. Определены профили продуктивности решения проблем сопровождающих. Представлены статистические данные исследования выборки (N=140) преподавательского состава образовательных учреждений, реализующих программы ТРИЗ-образования. Приведены характеристики экспериментальной группы, показатели конструктивного и деструктивного профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терехова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the factors direction of development actors support TRIZ problem solving process

The article presents a factor analysis of empirical studies focus TRIZ development of educational process. Indexes of productivity when working with the problem of tracking participants TRIZ education. Defined profiles accompanying productivity solutions. The statistical data from a study sample (N = 140) of teaching staff of educational institutions implementing programs TRIZ education. The characteristics of the experimental group, indicators of constructive and destructive profiles.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов направленности освоения ТРИЗ субъектами сопровождения процесса решения проблем»

УДК 371.01 ББК 74.202.45

Терехова Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, докторант

кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Terekhova Galina Vladimirovna Candidate of Pedagogical Science, assistant professor, doctorate

Chair of theoretical and applied psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk terekh@list.ru

Исследование факторов направленности освоения ТРИЗ субъектами сопровождения процесса решения проблем Investigation of the factors direction of development actors support TRIZ problem solving process

В статье представлен факторный анализ эмпирических данных исследования направленности освоения ТРИЗ субъектов образовательного процесса. Проанализированы показатели продуктивности при работе с проблемой участников сопровождения ТРИЗ-образования. Определены профили продуктивности решения проблем сопровождающих. Представлены статистические данные исследования выборки (N=140) преподавательского состава образовательных учреждений, реализующих программы ТРИЗ-образования. Приведены характеристики экспериментальной группы, показатели конструктивного и деструктивного профилей.

The article presents a factor analysis of empirical studies focus TRIZ development of educational process. Indexes of productivity when working with the problem of tracking participants TRIZ education. Defined profiles accompanying productivity solutions. The statistical data from a study sample (N = 140) of teaching staff of educational institutions implementing programs TRIZ education. The characteristics of the experimental group, indicators of constructive and destructive profiles.

Ключевые слова: продуктивность освоения опыта творческой деятельности, теория решения изобретательских задач, ТРИЗ-образование, факторный анализ.

Key words: the productivity of the development experience of creative activity, the theory of inventive problem solving, TRIZ education, factor analysis.

Отличительной особенностью решения творческой задачи средствами ТРИЗ является направленность в получении результата [1, 3, 7]. В ТРИЗ накоплен опыт применения психологических приемов и эффектов (преодоление ПИ, построение ИКР, моделирование и др.) для формирования стратегии решения [3]. Вместе с тем, на протяжении всего периода обучения ТРИЗ преподаватели отмечают различия в освоении и применении аппарата ТРИЗ при решении задачи различными категориями слушателей.

Проведенные исследования продуктивности решения проблем субъектами сопровождения выявили необходимость уточнения факторов, влияющих на интенсивность и положительную динамику продуктивности у сопровождающих процесс решения проблем. В связи с этим в соответствии с уровнем освоения содержания ТРИЗ-образования были сформированы группы направленности. Формой для выявления уровней был определен опрос в котором содержатся высказывания о решении проблем по каждому их компонентов и распределены случайным образом по трем уровням: высокий средний, низкий.

Отметим также, что конструктивное или деструктивное управление процессом работы с проблемой формирует мотивационные установки на восприятие проблемы, отношение к необходимости решения, актуализирует определенный опыт решения проблем из разных областей: межличностных отношений, профессиональной деятельности и др, а также способствует формированию предпочтений при освоении определенных способов, технологий и стратегий решения [2, 4, 5, 6]. Таким образом для решения теоретического исследования был сформирован пакет эмпирических данных для анализа целенаправленности системы работы при освоении ТРИЗ.

Частные гипотезы исследования.

повышение продуктивности решения проблем субъектами сопровождения обусловлено факторами освоения ТРИЗ;

конструктивное управление процессом решения проблемы включает позитивное отношение к проблемам, предпочтение стратегий сотрудничества и

использования технологий при работе с проблемой, ...

Задачи исследования.

выявить какими показателями освоения ТРИЗ формируются факторы влияния на продуктивность решения проблем;

выявить роль конструктивного управления при повышении продуктивности работы с проблемой.

Участники исследования.

В эксперименте приняли участие сопровождающие образовательный процесс: администраторы и преподаватели высших учебных заведений педагоги, психологи, тьюторы, классные руководители, учителя-предметники, методисты, администраторы и др. специалисты средних образовательных учреждений, а также специалисты в области ТРИЗ, не являющиеся педагогами - преподаватели курсов ТРИЗ в образовательных учреждениях, проходившие курсы повышения квалификации по направлениям работы с проблемой на основе ТРИЗ. Всего в эксперименте 3 участвовало 140 человек.

Методики исследования.

Для эмпирического исследования факторов был разработан опрос из 138 утверждений актуальных для освоения ТРИЗ [1], которые является средством получения информации о масштабе поставленной цели; наличии системы целей; способности достигать цель (работоспособность, умение держать удар, планировать творческую деятельность и др.); способах достижения цели; получении и оценивании результата при работе с проблемой.

В результате прохождения опроса можно ранжировать проявления личности по уровням осознанности достижения цели в творческой деятельности, в которой в свернутом виде, опосредованно, на основе проявлений определяются функциональные, диалектические, системные, идеальные, ресурсные, рефлексивные установки, ориентации личности в творческой (продуктивной) деятельности. Форма получения информации - распределенные по уровням проявления (высокий, средний, низкий) показателей направленности освоения ТРИЗ: 1)

функциональная направленность в творческой деятельности; 2) системная полнота творческих достижений; 3) диалектичность творческих достижений; 4) ориентация творческой деятельности на идеал; 5) ресурсная направленность достижения творческих результатов; 6) рефлексивная направленность творческой деятельности. На основе полученных данных выявлены значения распределения по факторам и уровням, позволяющие оценить освоение ТРИЗ и использование ее составляющих.

Для определения конструктивного управления процессом работы с проблемой была составлена анкета самоконтроля восприятия проблем. Она включает шкалы проявлений от 0 до 10 по следующим показателям: 1) опыт решения проблем (профессиональная, бытовая сфера, сфера межличностных отношений); 2) оценка возникновения проблемы (неожиданно, закономерно); 3) источник проблем (внешний, внутренний); 4) характер решения проблем (стихийный, целенаправленный, прогностический); 5) продолжительность решения проблем (в течение дня, в течение недели\месяца, в течение года и более); 6) роль проблем в осуществлении деятельности (конструктивная, деструктивная функция проблемы); 7) стратегия решения проблемы (избегание, замалчивание, игнорирование, смещение во времени, публичное обнародование, обращение к компетентному посреднику, сотрудничество, самостоятельное интуитивное решение, решение на основе технологии работы с проблемой); 8) отношение к проблеме (положительное, отрицательное, нейтральное).

Для проверки значительности совпадения полученных данных с допущениями гипотезы был использован количественный (математико-статистический) анализ. Мы применяли следующие методы математической статистики: 1) методы описательной статистики: вычисление среднего, дисперсии, стандартного отклонения; 2) коэффициенты корреляции К. Пирсона, Ч. Спирмена; 3) множественный регрессионный анализ; 4) статистический критерий различия - t-критерий Стью-дента. Для обработки данных был применен стандартный пакет программ «Statistic 6.0.», SPSS 12.0 for WINDOWS.

Обсуждение результатов исследования.

Для анализа статистически значимых связей данных, полученных на основе выбранных методик о результатах освоения ТРИЗ мы провели сравнение с полученными ранее показателями продуктивности решения проблем. Корреляционный анализ выявил по отношению к продуктивности следующие значимые среди исследуемых субъектов переменные: полное соотнесение со всеми показателями освоения ТРИЗ (системная полнота достижений, диалектичная направленность достижений, направленность достижений на идеал, ресурсная направленность достижений, рефлексивная направленность достижений), частично отражены связи с показателями характера решения проблемы (а именно его целенаправленностью), а также стратегиями решения проблем (а именно негативная связь со стратегией избегания проблем). Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционные связи продуктивности решения проблем сопровождающих субъектов ТРИЗ-образования (N=140)

Критерии диаг- Переменная Корреляция с продук- Уровень значи-

ностики тивностью мости

Направленность Системная полнота достижений

освоения ТРИЗ ,333(**) 0, 000

Диалектичная направленность дос-

тижений ,223(**) 0,008

Направленность достижений на

идеал ,238(**) 0,005

Ресурсная направленность дости- 0,008

жений ,223(**)

Рефлексивная направленность дос-

тижений ,249(**) 0,003

Восприятие Целенаправленный характер реше-

проблем ния проблем ,184(*) 0,029

Стратегия решения: избегание -,171(*) 0,043

Как показывает корреляционный анализ позитивные и негативные статистически значимые связи отражают несколько переменных в различной степени выраженности. В связи с этим для проверки гипотезы о влиянии на продуктив-

ность решения проблем уровня и структуры освоения опыта сопровождающих нами был проведен факторный анализ полученных данных - метод главных компонент с последующим вращением варимакс (varimax with Kaiser normalization). В него были включены все значения показателей, полученные в результате опроса и анкетирования (N=140, 44 показателя). В результате определились семь факторов, один из которых полностью включает выявленные теоретическими методами факторы освоения ТРИЗ. Коэффициенты факторных весов превышают 1,07, а кумулятивный процент дисперсии, описываемый этими факторами, составил 69,4 %, что позволяет сделать вывод об адекватности полученной модели факторов, образующих структуру освоения ТРИЗ. Матрица значимых факторных нагрузок представлена в таблице 2.

Таблица 2

Матрица значимых факторных нагрузок продуктивности решения проблем субъектами ТРИЗ-сопровождения

Факторы эмпирического исследования

1 2 3 4 5 6 7

Продуктивность 0,892

Системная полнота достижений 0,539

Диалектичная направленность достижений 0,518 0,447

Прогностический характер решения проблем 0,717

Восприятие проблем 0,707 0,457 0,494

Оценка возникновения проблемы: закономерно 0,677

Целенаправленный характер решения проблем 0,576

Роль проблем: конструктивная 0,527

Источник проблем: внутренний 0,523

Опыт решения проблем: межличностные отношения 0,506

Опыт решения проблем: бытовые -0,419

Стратегия решения: на основе технологии 0,404 0,471

Стратегия решения: замалчивание 0,814

Стратегия решения: избегание 0,765

Стратегия решения: игнорирование 0,720

Стратегия решения: смещение во времени 0,655

Продолжительность решения проблем: год(ы) 0,559

Отношение к проблеме: отрицательное 0,458

Оценка возникновения проблем: неожиданно 0,732

Роль проблем: деструктивная 0,579

Стихийный характер решения проблем 0,543

Источник проблем: внешний 0,533

Продолжительность решения проблем: в течении дня 0,518

Стратегия решения: интуитивная 0,490

Сумма по факторам освоения ТРИЗ 0,565 0,752

Рефлексивная направленность достижений 0,735

Ресурсная направленность достижений 0,734

Направленность достижений на идеал 0,459 0,521

Значимость (ценность): саморефлексия 0,792

Гуманность 0,732

Оригинальность 0,578 0,612

Отношение к проблеме: нейтральное 0,590

Опыт решения проблем: профессиональные 0,475

Анализ значимых факторных нагрузок продуктивности решения проблем субъектами ТРИЗ-сопровождения выявил ключевые направления повышения продуктивности, а также группы показателей, демонстрирующие отсутствие готовности сопровождающих к работе с масштабными проблемами. Отметим, что частичное совпадение выявленных факторов, наличие в этих группах суммарных значений этих критериев, к которым относятся совпадающие показатели, а также характер их связи позволяет представить распределение шестью

различными группами, которые можно представить двумя профилями взаимодействия сопровождающих при решении проблем:

Профиль конструктивного взаимодействия при сопровождении формируют факторы 1) направленности освоения ТРИЗ в совокупности с общим значением продуктивности решения проблем и ее показателем - оригинальность образуют фактор когнитивного регулирования при работе с проблемой; 2) показатели характера решения проблем: прогностический, целенаправленный в совокупности с показателем оценки возникновения проблемы как закономерной и внутренней мотивации решения проблем при наличии опыта решения проблем в профессиональной сфере и сфере межличностных отношений; 3) навыки получения авторских решений, предполагающие общественную или личную значимость, гуманность и оригинальность полученного решения; 3) нейтральное отношение к проблеме при использовании технологий решения и отсутствии интереса к опыту решения бытовых проблем.

Профиль деструктивного взаимодействия при сопровождении формируют факторы 1) восприятия проблемы при негативном отношении к ней, характеризующее стратегии решения: замалчивание, избегание, игнорирование, смещение во времени, при продолжительности решения проблем более года; 2) восприятие проблемы как деструктивного явления, неожиданно возникающие из внешних мотивационных источников, требующих в течении дня стихийно менять свои планы, принимая интуитивные решения.

Таким образом, повышение продуктивности решения проблем при психолого-педагогическом сопровождении ТРИЗ-образования обеспечивается системная полнотой достижений, диалектической направленностью достижений, направленностью достижений на идеал, а также ресурсной и рефлексивной направленностью достижений.

Библиографический список

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.

2. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб.: Речь, 2006.

3. Лихолетов, В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук, 2002. - 45 с.

4. Регуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ Л.А.Регуш. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 191с.

5. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.

6. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, 2003. - 408 с.

7. Хоменко Н.Н. Эффективное образование и инструменты управления проблемами на базе ОТСМ-ТРИЗ / [Электронный ресурс] / Сайт архива Н. Хоменко. - Режим доступа к ресурсу: http://otsm-triz.org/content/ef man ru

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Altshuller G.S., Vertkin I.M. How to become a genius: Life strategy of creative personality. - Minsk: Belarus, 1994 - 479 p.

2. Granovskaya R.M. Creativity and Conflict in the Mirror psychology. - St. Petersburg .: Speech, 2006.

3. Likholetov, V.V. Theory and stimulation technology of creativity in professional education: Author. dis. Dr. ... ped. Sciences, 2002 - 45.

4. Regush, L.A. Our troubled teen: understand and agree / L.A.Regush. - St. Petersburg .: Publ RSPU. Alexander Herzen; Ed of "Soyuz", 2001 - 191s.

5. Halpern D. Psychology of critical thinking. - St. Peter .:, 2000.

6. Hekhauzen H. Psychology of achievement motivation. - St. Petersburg .: Speech, 2001.

Brushlinskii AV Subject: thinking, learning, imagination. - 2nd ed., Rev. - M .: SAG, 2003 -

408 p.

7. Khomenko N. Effective education and management tools based on problems OTSM TRIZ / [electronic resource] / Website archive N.Khomenko. - Mode of access to the resource: http://otsm-triz.org/content/ef_man_ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.