Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования проявлений субъектности младших подростков при решении проблем на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)'

Экспериментальные исследования проявлений субъектности младших подростков при решении проблем на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ / МНОЖЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / CREATIVE EDUCATION / YOUNGER TEENS / TRIZ-EDUCATION / MANIFESTATIONS OF SUBJECTIVITY IN CREATIVITY / MULTIPLE REGRESSION ANALYSIS / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терехова Галина Владимировна

В статье представлен анализ экспериментального исследования участников психолого-педагогического сопровождения ТРИЗ-образования младшего подросткового возраста. Выявлены значимые связи продуктивности решения проблем на основе ТРИЗ учащимися 10-11 лет с проявлениями актуальных личностных ресурсов. Определены особенности проявления субъектности в творческой деятельности на основе ТРИЗ. Представлены данные корреляционного анализа положительных и отрицательных статистически значимых связей, уточненных множественным регрессионным анализом с целью определения влияния личностных качеств в процессе психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental researches the manifestations of subjectivity younger teenagers to solve problems based on the theory of inventive problem solving (TRIZ)

The article presents an analysis of the pilot study participants psycho-pedagogical support TRIZ education of young adolescents. Revealed significant relationships productivity solutions based on TRIZ students 10-11 years of actual manifestations of personal resources. The peculiarities of manifestation of subjectivity in creative activities based on TRIZ. The data correlation analysis of positive and negative statistically significant relationships, refined multiple regression analysis to determine the effect of personal qualities in the process of psycho-pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования проявлений субъектности младших подростков при решении проблем на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)»

УДК 371.01 ББК 74.202.45

Терехова Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Terekhova Galina Vladimirovna Candidate of Pedagogical Science, assistant professor, doctorate Chair of theoretical and applied psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]

Экспериментальные исследования проявлений субъектности младших подростков при решении проблем на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Experimental researches the manifestations of subjectivity younger teenagers to solve problems based on the theory of inventive problem solving (TRIZ)

В статье представлен анализ экспериментального исследования участников психолого-педагогического сопровождения ТРИЗ-образования младшего подросткового возраста. Выявлены значимые связи продуктивности решения проблем на основе ТРИЗ учащимися 10-11 лет с проявлениями актуальных личностных ресурсов. Определены особенности проявления субъектности в творческой деятельности на основе ТРИЗ. Представлены данные корреляционного анализа положительных и отрицательных статистически значимых связей, уточненных множественным регрессионным анализом с целью определения влияния личностных качеств в процессе психолого-педагогического сопровождения.

The article presents an analysis of the pilot study participants psycho-pedagogical support TRIZ education of young adolescents. Revealed significant relationships productivity solutions based on TRIZ students 10-11 years of actual manifestations of personal resources. The peculiarities of manifestation of subjectivity in creative activities based on TRIZ. The data correlation analysis of positive and negative statistically significant relationships, refined multiple regression analysis to determine the effect of personal qualities in the process of psycho-pedagogical support.

Ключевые слова: творческое образование, младшие подростки, ТРИЗ-образование, проявления субъектности в творчестве, множественный регрессионный анализ, корреляционный анализ.

Key words: creative education, younger teens, TRIZ-education, manifestations of subjectivity in creativity, multiple regression analysis, correlation analysis.

Изучение личностных свойств участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на основе ТРИЗ требует учета возможностей их развития в различные возрастные периоды. В эмпирическом исследовании субъектам ТРИЗ-образования были предложены творческие задачи, требующие для своего решения высокого уровня творческого мышления и воображения, характеризующиеся высокой степенью неопределенности исходных условий и новизной получаемого решения.

Отметим, что традиционно к показателям творческости, получения нетиповых решений относят креативность. Сенситивным периодом в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если этому способствует среда, считается дошкольный возраст. Исследователи отмечают, что с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Человеку свойственна нарастающая ригидность. Способности не теряются, но оригинальность решения задач снижается - оригинальность ответов в 4 года отмечается у 50% детей, число их падает в два раза в начале посещения школы, и только в подростковом периоде снова возрастает до 50% [6, с.18-85].

Вместе с тем, развитие навыков получения оригинальных решений требует освоения технологий, методов, приемов и не может быть полностью реализовано в дошкольном возрасте. Кроме того, как отмечал Л. С. Выготский, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение [1]. Проанализируем наиболее актуальные личностные ресурсы младших подростков при решении проблем.

Богоявленская Д.Б. выявила, что становление творческих способностей идет не линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий их всплеск отмечается к третьему классу средней школы (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Нижняя возрастная граница - старший дошколь-

ный возраст [цит. по 2, С. 226]. Проблема развития способности к творчеству в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривается в тесной связи с проблемой творческого, продуктивного мышления. В любом мыслительном акте, направленном на решение задачи, представлены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Отметим, что в младшем школьном возрасте целенаправленно развивают воображение в учебной деятельности, когда дети начинают присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности и правовые нормы. Все это требует от ученика умения способные побороть влияние мешающих принятию решения сильных эмоций. Как показало исследование Т.И. Шульги, в этом возрасте формируется психологическая готовность ребенка к осуществлению волевой регуляции, школьник является наиболее восприимчивым, сензитивным, к становлению мотивационно-побудительного звена волевой регуляции (мотивы, намерения, цели) [цит. по 10, С. 154].

Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности. Так, при решении какой-либо проблемы процесс мышления включает в себя отношение к проблеме (эмоция) и стремление разрешить ее, что часто предполагает волевые усилия. Когнитивные и личностные конструкты представляют собой систему взаимосвязанных факторов развития творческого мышления. Специфика взаимосвязи когнитивных и личностных компонентов творческого мышления определяет особенности его развития.

Наиболее тесная связь между творческим мышлением и воображением свидетельствует о том, что уровень развития образной и вербальной креативности в младшем школьном возрасте в первую очередь определяется тем, в какой мере ребенок владеет способами построения образа воображения -комбинированием, вероятностным прогнозированием, агглютинацией, ги -перболизацией [9].

В качестве предпосылок развития творческого мышления младших школьников познавательные интересы. Выраженные в умении формулировать вопросы, они выступают в качестве внутренних мотивов мышления [7, С. 68]. Количество вопросов в мыслительной деятельности ребенка - это показатель широты его интересов и знаний, проявления его познавательной потребности, активности и любознательности. Именно такие качества отличают детей творческих от «нетворческих».

Как отмечает И.Ю. Кулагина особенности младшего подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка, как отмечает автор «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка». При этом автор отмечает существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования [4, С. 150 -151].

Значительная роль при развитии творческих способностей младших подростков отводится регуляторным процессам, к ним относят чувства и эмоции, сфера самоконтроля и саморегуляции. Мотивы и потребность в творчестве, по мнению ряда авторов, формируются под влиянием доминирующих эмоций. К числу эмоций, наиболее часто доминирующих у творческих личностей, относят радость и агрессию. Так, Дж. Гетцельс и Ф. Джексон при исследовании высокотворческих детей отмечают большое количество агрессивных элементов в продуктах творчества. В перечне качеств основными являются два: оптимизм и стремление к доминированию.

Отметим, что кризис подросткового возраста отчасти обусловлен преобразованиями воображения из субъективного в объективное. Возрастает интерес

к фантастическим историям, интеллект начинает обладать повышенной критичностью к себе и другим. Характерны резкие колебания самооценки, доставляющие сильные эмоциональные страдания творческой личности. На данном этапе развития личности особую важность приобретает сопровождающий образовательный процесс при решении проблем, т.к. только в определенном психологическом климате смогут проявиться такие позитивные черты творческой личности, оптимизм, эмпатия, чувство юмора, продуктивное воображение, способность достигать цели.

В случае неблагоприятных социально-психологических обстоятельств творческий подросток способен проявить редкостную предприимчивость в выборе методов и способов конфронтации с педагогами, ровесниками. В связи с этим отметим, что проведенное исследование творческих способностей по решению проблем как совместно-организованной, распределенной между субъектами, так и индивидуальной. Особенности выбора стратегий при решении проблем представлены в психологических исследованиях посвященных стратегиям работы подростков в конфликте [3, 5, 8].

Как отмечает Л.А. Регуш существуют различия в характеристиках подростков отдающих предпочтение той или иной стратегией поведения при решении конфликтной ситуации. Так, например, соперничество выбирают большинство, которых окружающие относят к конфликтным, то есть часто участвующим в инцидентах с неконструктивным исходом. Подростки, предпочитающие сотрудничество, проявляют общительность и доброжелательность в отношениях, желание взаимодействовать в устранении конфликта, высокую активность, демонстрируют способность брать на себя ответственность за взаимоотношения. Предпочитающие компромисс, общительны, нацелены на совместную деятельность, в которой стремятся удовлетворить интересы всех сторон. Они производят впечатление ориентированных на человеческие отношения, однако искреннего разделения интересов другого в конфликте не наблюдается. Избегание предпочитают подростки, стремящиеся как можно скорее устранить конфликт-

ную ситуацию, поэтому отказываются от реализации собственных интересов, не участвуют в принятии решения. У предпочитающих приспособление, особенности самооценки выражаются в безразличии к собственному Я, тенденции к недооценке своей духовности, сомнении, непонимании себя, чувстве вины, неустойчивости образа Я. Существует также категория, выбирающая стратегию сочетания стилей поведения в конфликте. Большая часть так называемых неконфликтных подростков не имеют устойчивых предпочтений и применяют все стратегии поведения в конфликте примерно с одинаковой частотой (26,6%).

В экспериментальном исследовании приняли участие 179 школьников начальной ступени среднего уровня образования третьего класса (72 ученика), четвертого класса (107 учеников). Основной образовательной программой для которых является «Школа 2100», а дополнительной - курс ТРИЗ и РТВ «Уроки творчества» в объеме 1 раз в неделю по 34 часа в год.

Для диагностики школьников были определены методики по каждому из направлений: 1) определение уровня креативности (тест образной креативности Е. Торренса); 2) выявление коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных личностных свойств школьников представлен пакетом методик, направленных на изучение представлений школьников о будущем (анкета «Загляните в свое будущее» (Дж. Скотт)); творческого потенциала личности (сборник тестов под ред. Е. Д. Малинина), тенденции поведения и доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации (опросник доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса); представление о себе и других как участниках конфликта (тест «Тенденции поведения» (<^-сортировка»)); управление и контроль своей деятельности (тест «Изучение эмоциональной напряженности» Е. Романов, О. Усанова, О. Потемкина на основе методики И. Псисаховаи и Н. Гобдреева); направленность личности (опросник направленности личности В. Смекал, М. Кучера); эмоциональная направленность (тест «Эмоциональной направленности личности» Б.И. Додонов); социально-коммуникативная компетентность (тест социально-

коммуникативной компетентности И.В. Кульковой); мотивация творческой деятельности (тест «Мотивация к успеху»).

Для анализа статистически значимых связей данных, полученных на основе выбранных методик о личностных особенностях младших школьников при решении проблем мы провели их сравнение показателями продуктивности. Корреляционный анализ выявил по отношению к продуктивности следующие значимые среди исследуемых у школьников переменные: частичное соотношение с показателями креативности (разработанность), полное соотнесение со всеми показателями тенденций поведения в реальной группе (зависимость/независимость, общительность/необщительность, принятие борьбы/избегание борьбы), частично отражены связи с доминирующим стилем поведения в конфликтной ситуации (сотрудничество, избегание), частичное отражение связей с показателями направленности личности (направленность на общение с другими, направленность на деятельность), полное совпадение со всеми исследуемыми показателями социально-коммуникативной компетентности (социально-коммуникативная неуклюжесть, нетерпимость к неопределённости, стремление к конфомности), частичное отражение связей с образом будущего (личностный рост, финансовый успех). Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционные связи продуктивности решения проблем младших

школьников( N=179)

Критерии диагностики Переменная Корреляция с продуктивностью Уровень значимости

Креативность Разработанность ,164(*) 0,028

Тенденции поведения в группе Зависимость -,593(**) 0, 000

Независимость ,566(**) 0, 000

Общительность ,184(*) 0,014

Необщительность -,238(**) 0,001

Принятие борьбы ,699(**) 0, 000

Избегание борьбы -,578(**) 0, 000

Доминирующий стиль поведения в конфликт-ной ситуации Сотрудничество ,438(**) 0, 000

Избегание -,337(**) 0, 000

Направленность личности Направленность на общение с другими -,295(**) 0, 000

Направленность на деятельность ,358(**) 0, 000

Социально- Социально- 0, 000

коммуникативная компе- коммуникативная не-

тентность уклюжесть ,589(**)

Нетерпимость к не- 0, 000

определённости ,692(**)

Стремление к кон-фомности ,267(**) 0,005

Представление о будущем Личностный рост ,407(**) 0, 000

Финансовый успех -,311(**) 0,001

Как показывает корреляционный анализ положительные и отрицательные статистически значимые связи отражают несколько переменных в различной степени выраженности. Полученные в ходе эксперимента данные были уточнены множественным регрессионным анализом с целью определения являются ли развитие этих качеств сопутствующим элементом психолого-педагогического сопровождения работы с проблемой или определяющей динамику продуктивности связью.

Результаты множественного регрессионного анализа на выборке школьников (N=179) показали, что наиболее надежными предиктором для субъектов ТРИЗ-образования этого возраста является тенденция поведения в реальной группе при решении проблем. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты множественного регрессионного анализа продуктивности решения проблем школьниками 3-4 классов и статистически значимыми _личностными характеристиками_

Итоги регрессии для зависимой переменной: Продуктивность R = ,90156564 ,81282060 Скорректир. R2= ,79738313

F = 52,65243 df = 8,97 p = 0,000000 Intercept: 17,554316341

Стандартная погрешность оценки: 1,685893 ^ 97) = 10,412 p= ,0000

Предикторы Beta Std.Err. B Std.Err. ^97) P

Связанный член 17,55432 1,685893 10,41248 0,000000

Принятие борьбы 0,341009 0,061264 0,46314 0,083204 5,56626 0,000000

Нетерпимость к неопределённости 0,263364 0,057866 0,21648 0,047564 4,55127 0,000015

Зависимость 0,284516 0,055456 -0,39333 0,076665 -5,13051 0,000001

Социально- коммуникативная неуклюжесть 0,196085 0,055231 0,14304 0,040291 3,55028 0,000596

Избегание 0,141725 0,047319 -0,20491 0,068414 -2,99511 0,003482

Общительность 0,080276 0,047005 -0,10863 0,063605 -1,70782 0,090868

Оригинальность 0,062954 0,045124 0,03533 0,025324 1,39512 0,166164

Личностный рост 0,065892 0,050871 0,08389 0,064769 1,29527 0,198301

Таким образом на повышение продуктивности работы с проблемой школьников 3-4 классов оказывают влияние групповые формы работы и взаимодействие в них при решении проблем, конструктивность поведения в конфликте, отношение к проблеме, значимость ее решения, способы выражения мнения, а также приоритеты ценностей «идеального образа Я». Отметим согласованность полученных связей в статистической значимости выраженности показателей о тенденциях поведения, роли коммуникаций различными психодиагностическими методиками.

Дальнейшего изучения, на наш взгляд требует проблема соотнесенности выявленных показателей между внутри каждого критерия, формирование комплексов значимых влияний и определение характера особенностей творческой деятельности в этом возрасте.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Психология искусства/Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. - 573 с.

2. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие [Текст]/ В Н. Дружинин. - М.:ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.

3. Кузина А.А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников: дис. ...канд. психол. наук / Кузина А.А. - М., 2007. - 170с.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

5. Леонов Н.И. Психология конфликтного поведения: Дис. ... д-ра психол. наук/Леонов Н.И. - Ярославль, 2002. - 415 c.

6. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - Санкт-Петербург: «Речь», 2006 - 219с.

7. Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. A.M. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004. 192 с.

8. Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ Л.А. Регуш. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 191с.

9. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000. - С. 193.

10. Телегина Э.Д. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников / Э.Д. Телегина, В.В. Гагай // Мир психологии. - 2003. -№2(34). - С. 233 - 245с.

Bibliography

1. Vygotsky L.S. Psychology of Art / Common. Ed. VV Ivanov's comments. LS Vygotsky and VV Ivanov come. Art. AN Leontiev. 3rd ed. M .: Arts, 1986 - 573 p.

2. Druginyn V.N. Cognitive abilities: structure, diagnostics, development [Text] / VN Druginyn. - M.: PER SE; Petersburg .: Imaton-M, 2001 - 224 p.

3. Cousin A.A. Parenting conflict competence seniors: dis. ... Candidate. psychol. Science / Cousin AA - M., 2007 - 170c.

4. Kulagina I.Y., Kolyutsky V.N. Psychology: The complete life cycle of human development. Textbook for students vys-shih schools. - M .: TC "Sphere", 2001 -464s.

5. Leonov N.I. Psychology of conflict behavior: Dis. ... Dr. psychol. Science / Leonov NI -Yaroslavl, 2002 - 415 c.

6. Nikolaeva E.I. The psychology of children's creativity. - St. Petersburg: "Speech", 2006 -

219s.

7. Endowments and age: The development of the creative potential of gifted children / Ed. A.M. Matyushkina. M .; Voronezh, 2004. 192 p.

8. Regush L.A. Our troubled teen: understand and agree / LA Regush. - St. Petersburg .: Publ RSPU. AI Herzen; Ed of "Soyuz", 2001 - 191s.

9. Savenkov A.I .Gifted children in kindergarten and school: Proc. allowance for stud. Higher. ped. Textbook. Head. - M .: Academy, 2000 - S. 193.

10. Telegina E.D. Cognitive and personal constructs of creative thinking of younger schoolboys / ED Telegina, VV Gaga // World of Psychology. - 2003. - №2 (34). - S. 233 - 245C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.