УДК 371.01 ББК 74.202.45
Терехова Галина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Terekhova Galina Vladimirovna Candidate of Pedagogical Science, assistant professor, doctorate Chair of theoretical and applied psychology
Chelyabinsk State Pedagogical University
Chelyabinsk
Экспериментальные исследования освоения концепций учащимися на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Experimental researches the development of the concepts of students based on the theory of inventive problem solving (TRIZ)
В статье проанализирована проблема творческого развития школьников при освоении теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Выявлены особенности освоения программ ТРИЗ-образования. Приведены сведения о результатах психолого-педагогической диагностики образовательной аудитории начальной школы. Представлен анализ выявленных коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных личностных свойств, уровня креативности, отношения к проблемам, навыков работы с проблемой.
The article analyzes the problem of the creative development of the pupils during the development of the theory of inventive problem solving (TRIZ). The features of the development programs of TRIZ education. Provides information on the results of psycho-educational assessment educational elementary school audience. Presents an analysis of the identified communicative, intellectual, emotional, regulatory, personal properties, the level of creativity, relationship problems, skills of work with the problem.
Ключевые слова: творческое образование, теория решения изобретательских задач, ТРИЗ-образование, концепции освоения ТРИЗ.
Key words: creative education, theory of inventive problem solving, TRIZ-education, concept development of TRIZ.
В основе концепций ТРИЗ-образования в настоящее время можно
условно выделить три подхода: традиционный (классический), актуальный
(популярный), перспективный (опережающий), которые дифференцированы по целям, содержанию, технологиям реализации, стратегиям внедрения. Разработчиками направлений (Гафитулин М.С., Гин А. А., Нестеренко А. А. и др.) публикуются новые психолого-педагогические исследования, разрабатываются технологии и программы, создается и наполняется творческая (в том числе, виртуальная) среда.
Дадим психолого-педагогическую характеристику каждого из направлений:
• представители традиционного (классического) подхода к ТРИЗ-образованию ведут разработки программ по освоению ТРИЗ как содержания образования, формируют содержание программ максимально приближено к основам ТРИЗ. Для освоения классического инструмента формируют творческие способности: диалектического, системно-функционального, рефлексивного преобразования. Программы реализуются преимущественно в дополнительном образовании, а также в профильных курсах школ, колледжей, вузов, центров дополнительного образования и др. Разработаны программы непрерывного образования. Интеграция с другими компонентами содержания осуществляется, в основном, путем применения предметных знаний для решения изобретательских задач, а также использование отдельных инструментов ТРИЗ в предметных курсах;
• представители актуального (популярного) подхода реализуют программы, включающие открытые задачи, неалгоритмические методы (методы активизации мышления), не требующие адаптации элементы ТРИЗ для разных возрастных групп и актуальный психолого-педагогический опыт. Для освоения содержания формируют у субъектов креативность, эрудицию, навыки самопре-зентации. Разрабатывают проекты по созданию творческой среды. Особенностями работ в этом направлении является направленность на задачное построение курсов, доступность и кратковременность подготовки педагогов, методическое сопровождение, фонд приемов педагогической техники, интеграция от-
крытых задач в предметных курсах;
• представители перспективного (опережающего) подхода разрабатывают методики и технологии обучения решению проблем на основе ТРИЗ. Для освоения содержания формируют у субъектов умение творческого подхода к любой ситуации, построение образа желаемого результата, технологичность в конструировании решения. В настоящее время программы этого направления являются научной и методической базой для исследований различных ТРИЗ-образовательных направлений. Создают основу для проектов по формированию творческой среды.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии выбора программ для всех возрастов и типов контингента, для разных условий и средств реализации (количество программ по ТРИЗ-образованию насчитывает более 500), осуществляется поддержка информационного фонда материалов по ТРИЗ [1,2,4,5]. В связи с этим актуальна проблема организации поддержки, анализа эффективности, диагностики и коррекции результатов ТРИЗ-образования.
Оценка продуктивности решения проблем субъектами ТРИЗ-образования включает следующие показатели: оригинальность, новизна, идеальность, общественная значимость. Анализ программно-методического обеспечения курсов подготовки по формированию навыков решения проблем показал [3], что их содержание составляют неоднородные по области изучения проблемы: технические, биологические, психологические, фантастические и др. Кроме того, большинство из них является социокультурными комплексами. Это предполагает развитие у субъектов ТРИЗ-образования не только компетентности в предметной сфере, но и креативности, коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных личностных свойств, а также конструктивного отношения к проблеме как таковой.
Возникшее в связи с этим усложнение содержания образования, системы управления, невозможность решения комплексных проблем без аналитической информации о личности, ее возможностях в организации деятельности
сформировало потребность в психологическом сопровождении детей, родителей, педагогов в образовательном процессе. Игнорирование рекомендаций специалистов, самостоятельное принятие решения, как правило, не позволяет объективно оценить образовательную ситуацию в творческой деятельности и достичь максимально желательного результата.
В исследовании приняли участие образовательные учреждения, реализующие программы ТРИЗ-образования: МОУ № 152, 95, 129, 104, гимназия № 1, лицей № 97, прогимназия № 136, ДОУ № 308 г. Челябинска; МОУ №№ 24, 78 г. Ульяновска, гимназии №№ 9, 89, лицей 57, С(К)ОУ №4 интернат для слабовидящих детей г. Тольятти, Центр дополнительного образования для детей «Радуга», МОУ СОШ №№ 4, 5, 9, 10, 13, 14 г. Сатка; МОУ СОШ № 8 г. Бакал; МОУ санаторная школа пос. Межевой (Челябинская обл.). Всего в исследовании приняли участие 447 детей (школьников 10-12 лет, изучающих курс ТРИЗ).
Экспериментальная работа со школьниками была проведена по следующим направлениям:
1. Выявление навыков работы с проблемой: восприятие проблем (анализ продуктов деятельности), чувствительность к проблемам (тест «Определение творческого потенциала личности»), отношение к самому себе и микросоциуму (анализ метафор), отношение к решению проблемы (шкала «Фантазия» (Г.С. Альтшуллер), методика «Уровень новизны» (М.С. Гафитулин), оценка творческой деятельности на основе работ А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, Г.В. Тереховой).
2. Определение уровня креативности (тест образной креативности Е. Торренса).
3. Выявление коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных,
регуляторных личностных свойств: представление о будущем (анкета
«Загляните в свое будущее» (Дж. Скотт)); тенденции поведения и доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации (опросник доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса);
представление о себе и других как участниках конфликта (тест «Тенденции поведения» (<^-сортировка»)); управление и контроль своей деятельности (тест «Изучение эмоциональной напряженности» Е. Романов, О. Усанова, О. Потемкина на основе методики И. Псисаховаи и Н. Гобдреева); направленность личности (опросник направленности личности В. Смекал, М. Кучера); эмоциональная направленность (тест «Эмоциональной направленности личности» Б.И. Додонов); социально-коммуникативная компетентность (тест социально-коммуникативной компетентности И.В. Кульковой); мотивация творческой деятельности (тест «Мотивация к успеху») [6, 7].
Охарактеризуем результаты диагностики следующими выводами:
1. Уровень восприятия проблем младших подростков позволяет им осознавать необходимость проведения исследования и определять его тему, подчинять свои интересы актуальности с общественной значимостью, ориентироваться на реализацию проектов имеющих новизну, являющихся социально-техническим комплексом, требующие работы с готовыми либо преобразованными ресурсами.
2. Образ будущего дела формируется в зависимости от осознания ближайших и далеких перспектив собственного роста; к данному периоду у учащихся сформирован творческий потенциал на среднем и высоком уровне. Это позволяет учащимся при работе над проектом самостоятельно принимать решения о необходимости внесения изменений, организовывать поисковую работу, выбирать более сложные, чем метод проб и ошибок, методы работы с проблемой, осуществлять планирование творческой деятельности.
3. Социально-коммуникативная компетентность учащихся данного возраста позволяет им принимать самостоятельные решения по выбору темы, но с опорой на мнение коллектива. Вместе с тем, материалы исследования показывают, что для учащихся значимо, чтобы тематика исследования была оригинальной, имела отличие от тем исследований одноклассников. Низкий уровень значений коммуникативной неуклюжести характеризует учащихся как
способных отстаивать свое мнение, проявлять независимость суждений при решении проблем, независимость от мнения большинства. Средние значения нетерпимости к неопределенности обуславливают склонность обдумывания решения, вместо спонтанности. Вместе с тем выражены проявления активности. Средние значения комфорности обуславливают принятие самостоятельного решения, но на основе согласования и обсуждения его в коллективе.
4. Формирование эмоциональной направленности оказывает влияние на отношение учащихся к проблемам. Что отражено в значениях показателей праксической направленности, обуславливающей возникновение положительных эмоций в процессе инновационной деятельности. Наименее выраженная значимость проявлений глорической направленности, связанной с потребностью в самоутверждении, славе демонстрирует способность к выбору задач постактуального характера, имеющих высокий уровень новизны и оригинальности.
5. Анализ тенденций поведения позволяет сделать вывод, что стремление к доминированию и достижению более высокого статуса в группе не является преобладающей тенденцией. Несмотря на незначительную разницу, преобладает стремление к принятию групповых норм и ценностей (тенденция к независимости), что является характерной особенностью данного возраста, когда ориентиром для ученика становится позиция наиболее авторитетного взрослого человека. Так же необходимо отметить, что индивидуальные выборы учащихся не выявили преобладания той или иной тенденции в поведении испытуемых, что позволяет сделать вывод о развитии у школьников навыков разрешения конфликтных ситуаций. Доминирование общительности, на наш взгляд, связано с тем, что вовлеченность в инновационную деятельность требует навыков описания полученных продуктов, что способствует успешному усвоению коммуникативных навыков.
6. Доминирование стиля приспособление, ориентированного на сохранение социальных отношений характерно как правило для пассивного поведения, но в то же время отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению обуславливает особенности ориентации в творческой деятельности на внешнюю актуальность. Об этом же на наш взгляд, свидетельствуют и показатели образа будущего, направленности.
Второй по частоте использования стиль сотрудничества демонстрирует тот факт, что конфликтующие стороны придерживаются примерно равного ранга или не обращают внимания на разницу в своем положении, каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем чтобы прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы. В данном случае это согласуется с принципами инновационной деятельности на основе ТРИЗ, при которой стороны выступают как партнеры при работе с проблемой. Средние значения в выборах стиля соперничества, считающегося наиболее конфликтным характеризует отношение к ситуации как к задаче, которую необходимо решить, устраняя противоречие. Низкий статус в выборе стилей избегание и компромисс согласуется с данными о ярко выраженном проявлении личных интересов в инновационной деятельности, низких значениях направленности на собственную личность.
7. Значительное преобладание показателя слишком высокого уровня мотивации к успеху является проявлением внутренней мотивации, характеризует наличие потребности в творческой деятельности, ее ценности. Таким образом, можно сделать вывод, что в инновационной деятельности на основе ТРИЗ учащийся способен ощущать удовлетворение от процесса и продукта деятельности, устойчивое и продолжительное желание работать, выбирать для себя трудные цели, требующие нестандартного подхода.
Деятельность внутренне мотивированных людей, как правило, характеризуется высокой продуктивностью и сопровождается положительными эмоциями. Сочетание со значениями восприятия проблем и выбора стиля характеризует полученный результат как подконтрольную ориентацию (А.Н. Леонтьев), которая в целом основана на ощущении связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования.
8. Отсутствие высокого уровня эмоциональной напряженности характеризует сформированные системы управления и контроля над своей деятельностью: адекватную оценку своих возможностей, прогнозирование, отсутствие состояния тревожного ожидания без имеющихся на то причин, низкая конфликтность. Эмоциональная устойчивость в ситуациях неопределенности обеспечивается сформированными представлениями о последовательности шагов по разрешению возникающих противоречий, опытом творческой деятельности.
9. Творческий потенциал является показателем способности школьников к постановке нестандартных задач. Полученные значения показателей творческого потенциала характеризуют высокую творческую активность учащихся, дивергентное мышление, стремлением к решению проблемных задач. К числу интеллектуальных особенностей личности, обладающей творческим потенциалом относят: интуицию, развитую фантазию, способность к выдумкам, обширность знаний.
Высокий уровень креативности в сочетании с эмоциональной устойчивостью позволяет сделать вывод о преобладании у школьников положительного отношения к творческой деятельности, перфекционизм детей - внутреннюю потребность совершенства, стремление к успеху, надежда на аффилиацию, навыки в получении альтернативных решений, произвольность в получении нестандартных решений. Креативных детей характеризуют как дружелюбных, имеющих организаторские способности, альтруизм, эмпатию. Отметим также, что воображение является основным механизмом активной переработки
(трансформации) имеющегося опыта, позволяет представить результат труда до его начала, при этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя школьника в процессе его деятельности.
Опосредованное исследование среды и внутренней потребности в творческих проявлениях отражены в метафорических образах школьников. Полученные значения позволяют сделать вывод наличии в окружении необходимых условий для развития самостоятельности, самооценки, выбора нетиповых решений в ситуации неопределенности, позитивное отношение к творчеству и творческой личности. Выбор образов, характеризует также общественную значимость творчества для школьников.
Проведенное исследование показывает, что реализация программ ТРИЗ-образования требует целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Основные направления которого должны обеспечить своевременную коррекцию образовательных результатов, вариативность проектирования тем, сочетание индивидуального и группового обучения, оптимальное распределение методов диагностики в ходе освоения программ субъектами ТРИЗ-образования разной направленности.
Библиографический список
1. Лаборатория образовательных технологий. Режим доступа: http://www.trizway.com
2. Международный образовательный проект «Джонатан Ливингстон». Режим доступа: http://jlproi.ru.
3. Нестеренко, А.А. Дидактические модели реализации проблемноориентированного обучения: автореф. дис...канд. пед. наук, 2006. - 19 с.
4. Официальный сайт МА ТРИЗ. - Режим доступа: http://www.matriz.ru
5. ОТСМ-ТРИЗ в образовании. Сайт для учителей и родителей. Режим доступа: http://jlproi.ru/
6. Педагог-психолог: основы профессиональной деятельности/И.В.
Макарова, Ю.Г. Крылова, Москва, Бахрах-М, 2004. - 288 с.
7. Практическая психология образования: учеб. пособие. 4-е изд. /под ред. И.В. Дубровиной, СПб.: Питер, 2006. - 592 с.
Bibliography
1. Laboratory of educational technology. Mode of access: http://www.trizway.com
2. International educational project "Jonathan Livingston." Mode of access: http://jlproj.ru.
3. Nesterenko, A.A. Didactic models implement problem-based learning: Author. dis ... cand. ped. Sciences, 2006. - 19.
4. Official website TRIZ. - Mode of access: http://www.matriz.ru
5. OTSM-TRIZ in Education. Site for teachers and parents. Mode of access: http://jlproj.ru/
6. Educational Psychologist: the basics of professional activity / IGOR. Makarova, JG Krylov, Moscow, Bahr M, 2004. - 288.
7. Practical psychology of education: studies. allowance. 4th ed. / ed. IV Dubrovin, St. Petersburg.: Peter, 2006. - 592 p.