ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15145. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15145.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15145 УДК 371.132
Терехова Галина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и при кладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педаго гический университет», г. Челябинск [email protected]
Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения
субъектов ТРИЗ-образования
Аннотация. В статье представлено научно-методическое обеспечение образовательного процесса на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); раскрыто содержание вариативного подхода в решении проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования.
Ключевые слова: субъекты ТРИЗ-образования, психолого-педагогическое сопровождение, вариативность, ТРИЗ.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Одно из требований к системе образования в современных условиях - это повышение гибкости и мобильности, а также создание многовариантности в реализации образовательных систем, учет индивидуальных запросов, личных возможностей и потребностей участников образовательного процесса. Альтернативность и индивидуализация в процессе освоения опыта творческой деятельности кроме расширения использования разнообразных форм, методов, видов взаимодействия субъектов в образовательной деятельности предполагают необходимость выбора участниками сопровождения варианта достижения целей в содержательном и процессуальном аспектах, максимальное приближение к идеальному результату в конкретной образовательной ситуации.
В связи с этим необходимость вариативного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения обусловлена, с одной стороны, реализацией принципа диверсификации образования, при котором происходит «возрастание сложности внутренней инфраструктуры системы образования за счет: возникновения новых видов и типов образовательных учреждений; проникновения одних форм образования в другие; объединения различных видов, типов и форм образования, ранее не связанных между собой; расширения сферы деятельности образовательных учреждений; многообразия содержания образовательных программ; свободы использования образовательных технологий; распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества, создания оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов, ожиданий граждан России [1 ]. И особенностью творческого образования, с другой стороны, получения результата, который предполагает новое, альтернативное, нетиповое, нестандартное решение проблемы.
Отметим также, что требование к вариативности психолого-педагогического сопровождения является нормативным требованием, которое предполагает: вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15145. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15145.htm. - ISSN 2304-120X.
олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза) [2].
Анализ программно-методического обеспечения курсов подготовки по формированию навыков решения проблем [3-5] позволил определить существенные характеристики программ на основе ТРИЗ, которые обеспечивают инвариантную основу для требований к формированию образовательных программ на основе ТРИЗ:
1. К видам творческой деятельности субъектов ТРИЗ-образования относят виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности.
2. Каждый из компонентов может быть представлен исследовательской, изобретательской, креативной, инновационной проблемой.
3. Минимальной базой для освоения технологий работы с проблемами на основе ТРИЗ являются теории диалектики, систем, функциональности, идеализации, ресурсов, рефлексии.
4. Освоение опыта творческой деятельности субъектами ТРИЗ-образования включает методологию философского, общенаучного и конкретно-научного уровня, основными методологическими подходами освоения творческого содержания образования являются: диалектический, системный, функциональный, ресурсный, идеальности, рефлексивный.
5. Результатом освоения опыта творческой деятельности субъектов ТРИЗ-об-разования является продуктивность решений при работе с проблемой.
6. Оценка продуктивности решения проблем субъектами ТРИЗ-образования включает следующие показатели: оригинальность, новизну, идеальность, общественную значимость.
7. Содержание составляют неоднородные по области изучения проблемы: технические, биологические, психологические, фантастические и др.
8. Большинство решаемых проблем являются социокультурными комплексами.
Это предполагает развитие у субъектов ТРИЗ-образования не только компетентности в предметной сфере, но и креативности, коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных личностных свойств, а также конструктивного отношения к проблеме как таковой.
В программу психолого-педагогического сопровождения включены субъекты ТРИЗ-образования, программы которых основаны на различных направлениях ТРИЗ-педагогики, различных статусах как обучающихся, так и реализующих образовательные программы.
Необходимость в сопровождении отмечалась у различных групп субъектов ТРИЗ-образования: школьники образовательных учреждений разного статуса и направленности интересов; классные руководители; студенты технических и гуманитарных направлений вузов различной направленности и статуса; психологи; педагоги образовательных учреждений; преподаватели вузов; тьюторы; профессиональные консультанты по решению проблем; администраторы образовательных учреждений, в которых реализовывались программы ТРИЗ-образования; авторы образовательных программ на основе ТРИЗ широкого возрастного диапазона.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15145. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15145.htm. - ISSN 2304-120X.
В связи с этим актуальными проблемами сопровождения ТРИЗ-образования являлись: постоянное обновление компонентов содержания образования, конструирование динамичных моделей образовательных систем с возможностями преобразования в зависимости от изменившейся ситуации, адаптация инструментов ТРИЗ к работе с проблемой в различных условиях, субъектами различного возраста и статуса, оперативное сетевое взаимодействие участников в нетиповой образовательной ситуации, требующей комплексного решения. Таким образом, задача создания вариативных образовательных систем, а также обеспечение условий реализации вариативного компонента образовательного процесса, контроля эффективности его результатов является ключевой для психолого-педагогического сопровождения участников ТРИЗ-образования.
В исследовании вариативность мы понимаем как способность достигать результата при решении проблемы в соответствии с разнообразными образовательными потребностями и возможностями, индивидуальными особенностями субъектов образования, что обеспечивает достижение целей освоения творческого опыта в конкретных условиях актуальной образовательной ситуации. Это обеспечивает возможность выбора типа, вида и формы творческого задания в соответствии с личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами субъекта ТРИЗ-образования; возможность выбора технологии работы с проблемой, предполагающей разнообразие видов работ, форм получения результата, гибкость и оперативность участника образовательного процесса в решении нестандартной ситуации, многокритериальность оценки полученного решения.
В системе психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования вариативность предоставляет возможности включения в процесс решения образовательных проблем субъектов различных образовательных уровней, возраста, статуса освоения. Отметим, что получить результат при реализации функций психологопедагогического сопровождения не всегда возможно в стандартизированных образовательных системах. Так, например, способы разрешения противоречий, повышение идеальности системы, приемы фантазирования не являются содержанием ни одного курса в системе стандартов ФГОС, но являются необходимым элементом работы с проблемой субъекта любого статуса и образовательной ступени.
Таким образом, вариативность в нашем исследовании обусловлена диверсификацией образования, неопределенностью проблемной ситуации, отсутствием стандартов на ТРИЗ-образование, неоднородностью состава субъектов, их статусом (потребитель, исполнитель, разработчик, администратор), разнообразием альтернативных возможностей, способов и средств достижения целей при работе над проблемой, динамическими тенденциями личности - ее потребностями, мотивами, интересами, желаниями, установками, ценностными ориентациями, идеалами, направленностью и др.
При реализации психолого-педагогического сопровождения были разработаны следующие варианты программного обеспечения достижения целей субъектов ТРИЗ-образования:
1. Авторские курсы, направленные на освоение опыта творческой деятельности на основе ТРИЗ. Разработан факультативный курс «Уроки творчества», учитывающий особенности организации творческой деятельности школьников (1-6-е кл.) средствами творческих заданий в учебном процессе. Основными целями курса намечены: развитие системности, диалектичности мышления; развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий; обучение исследовательской деятельности на основе ТРИЗ. Курс рассчитан на 196 часов кружковой или факультативной работы в системе дополнительного образования (30,
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15145. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15145.htm. - ISSN 2304-120X.
34, 34, 34, 34, 34 часа соответственно) и содержит более 500 заданий творческого характера, в том числе и авторских. В рамках курса рассмотрены вопросы организации продуктивной деятельности учащихся и диагностики процесса развития креативных способностей школьников, представлена система творческих заданий, позволяющая соотнести возможности учебных предметов и дополнительных учебных программ при организации творческой деятельности учащихся.
2. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие креативности, качеств творческой личности (в концепции ТРИЗ-образования). Например, для студентов непедагогических специальностей была разработана программа тренинговых занятий по формированию навыков решения задач в профессиональной деятельности. Цель - формирование качеств личности, способной найти новое решение известной проблемы на основе ТРИЗ. Она включает шесть блоков, которые представлены по следующей структуре: задача, содержание, способы реализации, результат. Блок 1. Целевой риск: так никто не ставил вопрос! Блок 2. Плановый риск: этого никто бы не смог предусмотреть! Блок 3. Технологический риск: выбери альтернативные способы решения! Блок 4. Временный риск: каждый решает сам, на что тратить свое время! Блок 5. Коммуникативный риск: позволь себе сказать больше! Блок 6. Масштабный риск: такого результата никто не ожидал! Проведенные занятия обеспечивали участие студентов в учебных стартапах, являлись условием успешного взаимодействия с предпринимателями по решению проблем бизнеса в рамках проектных недель.
3. Курсы повышения квалификации, научно-практические семинары, круглые столы по проблемам психолого-педагогического сопровождения ТРИЗ-образования. Организация работы по подготовке педагога к осуществлению руководства творческой деятельностью школьников была реализована посредством курсов повышения квалификации, проведения научно-практических семинаров, научно-практических конференций, консультаций. Тематика программ была разработана в соответствии с постановкой проблемы образовательными учреждениями: «Психологическое сопровождение образовательного процесса начальной школы», «Организация продуктивной деятельности школьников на основе ТРИЗ», «Формирование личности средствами ТРИЗ-педагогики», «Методы решения психолого-педагогических проблем образовательного учреждения на основе ТРИЗ», «Система менеджмента качества вуза», «Инновационные подходы к реализации и непрерывному улучшению системы менеджмента качества в вузе».
4. Курсы по выбору в системе профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специалистов. Реализация этого направления работы была организована на базе регионального компонента ГОС ВПО, который предполагает знакомство студентов с актуальными проблемами различных наук, с исследованиями, решающими проблемы современного образования. Для студентов психологического факультета ЧГПУ были разработаны курсы по выбору «Творческое становление личности в профессиональной деятельности (на основе ТРИЗ)», «Практикум по решению профессиональных задач на основе ТРИЗ».
5. Курсы стандартизированных учебных дисциплин на основе ТРИЗ или с элементами ТРИЗ. Среди основных задач введения элементов ТРИЗ в содержание стандартизированных дисциплин были определены: формирование единого понятийного пространства, формирование мыслительных операций, необходимых для освоения работы с проблемой, определение единых требований к оценке нетиповых решений; формирование положительного отношения к изменениям, устойчивость при возникновении проблем, умение «держать удар» в ситуациях неопределенности; развитие навыков проявления уместной инициативы, выполнения операций преобразования, разработки
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15145. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15145.htm. - ISSN 2304-120X.
новых конструкций (вариантов, подходов), получения нетиповых решений, оригинальных идей, усовершенствование способов осознания проблемы.
Распределение элементов по дисциплинам проводилось на основе их потенциальных возможностей содержания, методических особенностей преподавания и подготовленности преподавателя.
6. Руководство проектами, исследованиями на основе ТРИЗ. В ходе экспериментальной работы осуществлялось руководство курсовыми и квалификационными работами специалистов по направлениям подготовки «Педагогическая психология». Были подготовлены работы с проведением исследований на основе ТРИЗ-образования. Тематика работ отражала психологические особенности освоения ТРИЗ участников сопровождения различного возраста. Подготовленные на факультете психологии ЧГПУ педагоги-психологи осуществляли реализацию авторского курса «Уроки творчества» в образовательных учреждениях, а также в центрах дополнительного образования.
На факультете психологии были также реализованы исследования в форме студенческих проектов как результат их работы по конкурсу «Инициатива в образовании». Студентами на выборках детей, изучающих ТРИЗ, под нашим руководством были проведены следующие исследования: изучение восприятия проблем подростков; изучение социальной позиции младшего школьника в творческой деятельности; конструирование задач на основе ТРИЗ по произведениям английских писателей для школьников. По результатам исследования были подготовлены доклады и опубликованы статьи в сборниках научно-практической конференции для специалистов ТРИЗ-образования.
7. Практические занятия по формированию навыков работы с проблемой. Для реализации этого направления было организовано исследование «Формирование навыков решения профессиональных задач на основе ТРИЗ». Целевым назначением проекта является конструирование и апробация творческих задач психологического содержания на основе ТРИЗ для активизации работы студентов. Содержание проектной работы имеет следующую структуру: введение, теоретическое обоснование проблемы использования творческих задач в процессе профессиональной подготовки студентов, разделы творческих задач, глоссарий.
В ходе работы были сформированы разделы творческих задач, включающие 30 понятий, необходимых для решения: авторитарный стиль руководства, валидность теста, ведущая деятельность, внимание, волевые качества, деятельность, жестокое обращение с детьми, интуиция, компенсация, конфликт, креативность, личность, любовь, мышление, наблюдение, надёжность теста, невроз, нервная система, образовательный процесс, обучение, память, педагогическая психология, педагог-психолог, подростковый возраст, противоречие, профориентация, психологическая готовность к школьному обучению, психологическая защита, психотерапия, психотехника, психофизиология, развод родителей, рефлекс, самооценка, семья, склонность, способности, стиль руководства, стресс, темперамент, тест, трансфер, эмоции, эмоциональная устойчивость. Разработанные задачи представлены двумя уровнями сложности: простые (содержат явное противоречие, решаются в одно действие, не требуют специальных знаний), сложные (решаются по алгоритму, содержат скрытое противоречие, для решения требуют специальных знаний).
Вывод. Разработанные материалы составили научно-методическое обеспечение процесса решения проблем субъектов ТРИЗ-образования и являются условием вариативности реализации функций психолого-педагогического сопровождения, формируют среду для освоения опыта творческой деятельности участников сопровождения с учетом реализации принципов организации деятельности в инновационном процессе на основе ТРИЗ.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15145. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15145.htm. - ISSN 2304-120X.
Обновление компонентов содержания образования для различных групп субъектов образовательного процесса обеспечивает реализацию вариативных образовательных систем, повышает продуктивность работы с проблемой, гибкость и мобильность в освоении опыта творческой деятельности субъектов ТРИЗ-образования.
Ссылки на источники
1. Битянова М. Р. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении // Библиотека журнала «Директор школы». - 2010. - № 8. - С. 1-175.
2. Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». - Досткп из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru
3. Долгова В. И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2014. - № 3. - С. 2176.
4. Нестеренко А. А. Современное состояние ТРИЗ-образования: анализ и перспективы развития: монография. - Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 200 с.
5. Авдеева Т. Г. ТРИЗ - один из приемов активизации познавательной активности студентов в высшей школе // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4-1. - С. 8-10.
Galina Terekhova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk
Ensuring variability psycho-pedagogical support entities TRIZ education
Abstract. The paper presents scientific and methodological support of educational process on the basis of theory of inventive problem solving (TRIZ); contents variation approach in solving the problem of psycho-pedagogical support of TRIZ education subjects.
Key words: subjects of TRIZ education, psychological and pedagogical support, variability, TRIZ. References
1. Bitjanova, M. R. (2010) “Upravlenie dejatel'nost'ju psihologa v obrazovatel'nom uchrezhdenii”, Biblioteka zhurnala “Direktor shkoly”, № 8, pp. 1-175 (in Russian).
2. Prilozhenie k proektu “Osnovy politiki Rossijskoj Federacii v oblasti razvitija nacional'noj innovacionnoj sistemy na period do 2010 goda i dal'nejshuju perspektivu”. Dostkp iz sprav.-pravovoj sistemy “Kon-sul'tantPljus”. Available at: http://www.consultant.ru (in Russian).
3. Dolgova, V. I. (2014) “Issledovanie gotovnosti vypusknikov vuza k vnedreniju innovacionnyh tehnologij”, Pis'ma v Jemissija. Offlajn: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, № 3, p. 2176 (in Russian).
4. Nesterenko, A. A. (2012) Sovremennoe sostojanie TRIZ-obrazovanija: analiz i perspektivy razvitija: monografija, LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 200 p. (in Russian).
5. Avdeeva, T. G. (2009) “TRIZ - odin iz priemov aktivizacii poznavatel'noj aktivnosti studentov v vysshej shkole”, Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija, ,№ 4-1, pp. 8-10 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Терехова Г. В., 2015
6