Научная статья на тему 'Изучение личностных характеристик студентов при работе с проблемой на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)'

Изучение личностных характеристик студентов при работе с проблемой на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК / ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗ / МНОЖЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / CREATIVE EDUCATION STUDENTS / EXPERIMENTAL STUDIES OF PERSONALITY CHARACTERISTICS / TRIZ-EDUCATION / CORRELATION ANALYSIS / MULTIPLE REGRESSION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терехова Галина Владимировна

В статье представлен анализ результатов экспериментального исследования студентов как участников психолого-педагогического сопровождения ТРИЗ-образования. Приведены результаты корреляционного анализа субъектных характеристик, влияющих на продуктивность решения проблем. Выявлены возрастные особенности творческого развития студентов как субъектов ТРИЗ-образования, выраженные в показателях коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных личностных свойств. Представлены данные множественного регрессионного анализа продуктивности решения проблем студентами второго курса непедагогических специальностей и статистически значимыми личностными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терехова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying personality characteristics of students when working with the problem based on the theory of inventive problem solving (TRIZ)

The paper presents an analysis of the pilot study of students as participants in psychological and pedagogical support TRIZ education. The results of correlation analysis of subject characteristics affecting productivity solutions. The age characteristics of the creative development of students as subjects of TRIZ education in terms of the communication, intellectual, emotional, regulatory, personal properties. The data of the multiple regression analysis of the productivity problem solving second-year students and non-teaching professions statistically significant personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Изучение личностных характеристик студентов при работе с проблемой на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)»

УДК 371.01 ББК 74.202.45

Терехова Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, докторант

кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Terekhova Galina Vladimirovna Candidate of Pedagogical Science, assistant professor, doctorate

Chair of theoretical and applied psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk terekh@list.ru

Изучение личностных характеристик студентов при работе с проблемой на

основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Studying personality characteristics of students when working with the problem based on the theory of inventive problem solving (TRIZ)

В статье представлен анализ результатов экспериментального исследования студентов как участников психолого-педагогического сопровождения ТРИЗ-образования. Приведены результаты корреляционного анализа субъектных характеристик, влияющих на продуктивность решения проблем. Выявлены возрастные особенности творческого развития студентов как субъектов ТРИЗ-образования, выраженные в показателях коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных личностных свойств. Представлены данные множественного регрессионного анализа продуктивности решения проблем студентами второго курса непедагогических специальностей и статистически значимыми личностными характеристиками.

The paper presents an analysis of the pilot study of students as participants in psychological and pedagogical support TRIZ education. The results of correlation analysis of subject characteristics affecting productivity solutions. The age characteristics of the creative development of students as subjects of TRIZ education in terms of the communication, intellectual, emotional, regulatory, personal properties. The data of the multiple regression analysis of the productivity problem solving second-year students and non-teaching professions statistically significant personal characteristics.

Ключевые слова: творческое образование студентов, экспериментальные исследования личностных характеристик, ТРИЗ-образование, корреляционного анализ, множественный регрессионный анализ.

Key words: creative education students, experimental studies of personality characteristics, TRIZ-education, correlation analysis, multiple regression analysis.

Работа с проблемой осваивающих опыт творческой деятельности на основе ТРИЗ в процессе психолого-педагогического сопровождения представляет собой оптимальную возможность для выявления актуальных личностных ресурсов, определения степени их значимости, особенностей состава в разном возрасте, необходимого уровня развития, установления причинно-следственных связей их влияния при повышении продуктивности.

В экспериментальном исследовании ставились задачи: 1) определения степени влияния на продуктивность личностных характеристик, традиционно считающихся показателем творческой активности; 2) установление причинно-следственных связей между актуальными личностными ресурсами и продуктивностью при работе с проблемой у студентов в процессе освоения ТРИЗ; 3) определение факторов повышения продуктивности у осваивающих ТРИЗ субъектов образования.

Изучение личностных свойств участников психолого-педагогического сопровождения требует учета возможностей их развития в этом возрастном периоде. Отметим, что на период студенчества приходится профессиональное самоопределение человека, выбор конкретного направления реализации творческих способностей. В числе характерных психологических особенностей можно отметить внутренние конфликты, вызванные несоответствием между физической и социальной зрелостью. Развитие личности в период юности как субъекта деятельности по исследованиям А.А. Деркача, А.С. Гусевой, Г.В. Мироновой, О.В. Москаленко, Л.А. Степновой, Е.В. Селезневой, П.В. Беспалова, К.В. Петрова определяется реализацией приобретаемого, накапливаемого человеческого потенциала как результата психического развития этой личности, ее субъектного опыта в многоплановой активной творческой деятельности, презентующей человека социуму как деятельного субъекта, которая в своем интегрированном виде выступает как процесс самореализации. «Особенностью развития личности в ранней юности выступают феномены самореализации, са-

моосуществления, самоактуализации не только взаимосвязаны между собой единством принципов обусловленности, значимости, характером функциональной нагрузки, но и полагают предваряющие их формы и уровни проявления самости, выстраивающие ряды их развертывания и проявления - самоутверждение, самовыражение, самопознания, самоопределения и самоидентификации, самооценки, самовосприятия, самоотношения, самопредставления: самовыражения, самопрезентации, самоутверждения и т. д., образующие связь накопленного потенциала самости и цели его реализации [4].

Образовательные процессы для молодых людей не нацелены на развитие креативности в целом, т.к. учебные программы вузов и иных образовательных учреждений предполагают стимулирование критического мышления, преимущественно теоретическое усвоение новой информации в лекционной форме. В высшей школе первично освоение стандарта. Профессиональная ориентация влияет на свойства личности: у людей творческих профессий формируется демонстративность, пластичность, психологическая подвижность, социальная смелость. Творческие личности, избравшие рутинную работу, подчиненную правилам и инструкциям, постепенно адаптируются, реализуя свой творческий потенциал в хобби.

Исследование креативности студентов в процессе решения проблем, а также определение коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, ре-гуляторных личностные свойств обусловлено выявлением оптимальных ресурсов личности для освоения опыта творческой деятельности на основе ТРИЗ. По результатам исследования [1] психологического климата студенчества творческих профессий г. Москвы показали, что основными блокираторами творческого потенциала являются внутренние конфликты и проблемы в личной и творческой жизни, провоцирующие состояние тревоги, неудовлетворенности обучением, боязнь будущего.

Отметим, что ряд исследователей (П. Вайцваг, Е.П. Ильин, А.А. Люби-щев и др.) отмечают, творческая сила увеличивается на протяжении всей жизни

и зависит от воли, желания и работоспособности. Само творчество базируется на таких мотивах, как желание преодолевать трудности, самоконтроль, идеализм. Как отмечает П. Вайцваг особую значимость имеет самоконтроль - познание и «покорение» себя, т.е. сознательное и творческое использование жизненной энергии на более высоком уровне, когда раздражение и гнев заменяются спокойствием и терпением, зависть - доброжелательностью, жестокость -милосердием, нетерпимость - состраданием, скепсис - надеждой, леность -инициативностью. Особую значимость для реализации творческой личности исследователь отмечает искусство целеполагания, стратегического и тактического планирования своей жизнедеятельности.

Требования и рекомендации обеспечения психологического сопровождения реализуются и в сравнительно новых образовательных условиях, инновационных процессах. Так, например, в связи с введением в образовательные учреждения нового поколения ФГОС ООО, предложено методическое сопровождение образовательного процесса, обеспечивающего сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе, введены направления профессиональной подготовки [6]. Сопровождение реализации новых идей, например, учебных бизнес-инкубаторов, учебных стартапов, олимпиад, конкурсов, проектной деятельности. Отметим, что в таком сопровождении инициаторами организации поддержки являются сами сопровождающие. Как отмечает, О.М. Краснорядцева молодые люди стремятся к преодолению «образовательных дефицитов», обрести (или расширить) опыт превращения своего личностного потенциала и возможностей социальной (в том числе и образовательной) среды в ресурсы собственного образования. Для обозначения этого процесса исследователь предлагает термин «психолого-образовательное сопровождение» [2, 3].

Характеризуя возрастные категории и особенности развития их личностных свойств можно сделать выводы: 1) развитие творческих способностей, навыков организации творческой деятельности, выбор стратегии при решении

проблем актуализируются в первые годы студенчества, как личностный ресурс для решения задач профессионального формирования; 2) образовательный процесс любой ступени требует решения проблем, актуализирует творческую активность в период адаптации к новым видам деятельности. Решение проблем в новых условиях предъявляет требования повышения продуктивности, созданию условий для формирования стратегий поведения, определяет тенденции поведения в группе; 3) на протяжении всех периодов развития личности исследователи отмечают роль продуктивного воображения и творческого мышления в субъектно-ориентированной творческой деятельности.

В исследовании приняли участие студенты второго курса высшей школы РБИУ: менеджмента, дизайна, сервиса и туризма, осваивающие наряду с программами ГОС ВПО курс «Основы ТРИЗ» в течение второго семестра в объеме 30 аудиторных часов, общий вес курса 1 условно-зачетная единица в количестве 141 человек.

Методики исследования студентов:

1) Выявление коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных личностных свойств (16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла, форма А) [5];

2) Определение уровня креативности (тест образной креативности Е. Торренса) [7].

Корреляционное исследование проводилось для подтверждения гипотезы о статистической связи продуктивности решения проблем и исследуемыми переменными: креативность, интеллектуальность, эмоциональная устойчивость, доминантность, беспечность, моральная нормативность, смелость в социальных контактах, эмоциональная чувствительность, мечтательность, дипломатичность, восприимчивость к новому, самостоятельность, самодисциплина.

Корреляционный анализ выявил связи переменных из группы эмоциональной и волевой регуляции. На продуктивность решения проблем оказывают влияние эмоциональная устойчивость, восприимчивость к новому и самодис-

циплина. Полученные статистические данные о степени значимости приведены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционные связи продуктивности решения проблем студентов второго курса (N=141)

Критерии диагно- Переменная Корреляция с продук- Уровень значи-

стики тивностью мости

Эмоциональные Фактор С: «эмоциональная неста-

характеристики бильность -эмоциональная ста-

личности бильность» -,172(*) 0,042

Регуляторные ха- Фактор Ц1: «консерватизм - ради-

рактеристики лич- кализм» -,257(**) 0,002

ности Фактор Ц3: «низкий самоконтроль

- высокий самоконтроль» ,217(**) 0,01

Показатели креативности студентов второго курса не вошли в зоны значимости продуктивности, но имеют статистическую значимость влияния на другие личностные характеристики. Например, переменная «беглость» имеет статистически значимую позитивную связь с переменной «интеллектуальность» и негативную - с переменной «восприимчивость к новому».

Как показывает корреляционный анализ положительные и отрицательные статистически значимые связи отражают несколько переменных в различной степени выраженности. Полученные в ходе эксперимента 2 данные о студентах второго курса были уточнены множественным регрессионным анализом с целью определения являются ли развитие этих качеств сопутствующим элементом психолого-педагогического сопровождения работы с проблемой или определяющей динамику продуктивности связью.

Результаты множественного регрессионного анализа на выборке студентов (N=141) показали, что наиболее надежными предиктором для субъектов ТРИЗ-образования этого возраста является показатели эмоциональных, регулятивных и креативных свойств личности, среди них: восприимчивость к новому,

самодисциплина, сопротивление замыканию, разработанность, эмоциональная устойчивость. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты множественного регрессионного анализа продуктивности решения проблем студентами второго курса и статистически значимыми

личностными характеристиками

Итоги регрессии для зависимой переменной: Продуктивность Я = ,32531298 Я2= ,10582854 ^ = 5,135 Скорректир. Я2 = ,07271107 p = ,009283 Б = 3,195551

Стандартная погрешность оценки: 2,947356 1 (135) = 8,2655 р = ,0000

Предикторы Beta В 1(135) р-1еуе1

Связанный член 24,36129 2,947356 8,26547 0,000000

Восприимчивость к новому -0,173196 0,096087 -0,47572 0,263926 -1,80249 0,073700

Самодисциплина 0,122292 0,092280 0,36183 0,273029 1,32523 0,187335

Сопротивление замыканию (креативность) 0,127876 0,087472 0,13673 0,093532 1,46190 0,146091

Разработанность (креативность) -0,121813 0,087741 -0,17408 0,125391 -1,38833 0,167323

Эмоциональная устойчивость -0,092063 0,086937 -0,27460 0,259310 -1,05896 0,291508

Отметим, что креативность не является полностью исчерпывающей характеристикой творческой деятельности личности на основе ТРИЗ. В ходе экспериментального исследования мы выявили различные субъектные характеристики, обеспечивавшие рост продуктивности при работе с проблемой. В период студенчества креативность также не является преобладающим показателем роста продуктивности решения проблем на основе ТРИЗ. На решение проблем оказывают влияние эмоциональные и регулятивные свойства личности: уровень эмоциональной стабильности, радикализма, самоконтроля.

Учет выявленных особенностей освоения содержания программ ТРИЗ-образования в юношеском возрасте, на наш взгляд, позволяет целенаправленно корректировать образовательные результаты, вариативно проектировать изучение тем, определить роль индивидуальных и групповых форм при работе с проблемой, определить наиболее эффективные методы диагностики для определения результативности освоения программ субъектами ТРИЗ-образования.

Библиографический список

1. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Феномен креативности: природа содержание и факторы развития // Проблемы развития инновационно-креативной экономики - 2009/ Сб. научных статей по итогам Международной научной конференции, С.-Петербург, 19-20 мая 2009 г. / Под общ. ред. проф. Горелова Н.А., проф. Мельникова О.Н. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2009. - 840 с. - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/21261/

2. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. - Барнаул, 1998 - 113 с.

3. Краснорядцева О.М. Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследования особенностей ментального пространства личности /Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность. -Томск: издательство Томского университета, 2002, с. 140-150.

4. Миронова Г.В., Развитие личности: основные теории и подходы в современной психологии: монография / Г.В Миронова. М.: АПКиППРО, 2010. 254 с.

5. Оленникова М.В. Лучшие психологические тесты: Учебное пособие. М.: Изд- во «Сова», 2010. - 639 с.

6. Профессиональный стандарт специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)\\ VIII конференции «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования», Москва, 11-13 декабря 2012 года. - Режим доступа: http://rospsy.ru/node/1434.

7. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: Метод. руководство. -СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998 - 172 с.

Bibliography

1. Emelyanova O.J., Hornet IV The phenomenon of creativity: the nature of the content and development factors // Problems of innovative and creative economy - 2009 / Coll. scientific articles on the International Scientific Conference, St. Petersburg, 19-20 May 2009 / Under total. Ed. prof. Gorelova N.A., prof. Melnikova O.N. - M.: Publisher "Creative Economy", 2009 - 840 p. -Mode of access: http://www.creativeconomy.ru/articles/21261/

2. Krasnoryadtseva O.M. Features professional thinking in terms psychodiagnostic activity. - Barnaul, 1998 - 113 p.

3. Krasnoryadtseva O.M. Reconstruction of value-semantic structure of the situation as a method of activity studies of the mental space of the person / personality in paradigms and metaphors: mentality - communication - tolerance. - Tomsk: Tomsk University Publishing House, 2002, p. 140-150.

4. Mironov G.V., Personality development: basic theories and approaches in contemporary psychology: Monograph / GV Mironov. M.: APKiPPRO, 2010. - 254 p.

5. Olennikova M.V. Best psychological tests: Textbook. M .: Izd "Owl", 2010 - 639 p.

6. Professional Standard specialist in the field of educational psychology (activity on psychological and pedagogical support students) \\ VIII Conference "Educational Psychology: modernization of psycho-pedagogical education", Moscow, 11-13 December 2012. - Mode of access: http://rospsy.ru/node/1434.

7. Tunick E.E. Test E. Torrance. Diagnosis of creativity: Method. guide. - St. Petersburg.: SE "Imaton", 1998 - 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.