УДК 371.01 ББК 74.202.45
Терехова Галина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Terekhova Galina Vladimirovna Candidate of Pedagogical Science,
Assistant Professor Chair of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Психологические особенности освоения концепций учащимися на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Psychological Characteristics of Students’ Concepts Mastering Based on Theory
of Inventive Problem Solving (TIPS)
В статье представлен анализ образовательного направления по развитию творческих способностей обучающихся на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Проанализировано понятие ТРИЗ-образование, выявлены особенности его формирования на современном этапе в классической, актуальной и перспективной формах. Определены особенности творческого развития субъектов ТРИЗ-образования, выраженные в целях, процессе, результате творчества. Представлена классификация программ, направленных на освоение опыта творческой деятельности на основе ТРИЗ. Приведены психологические характеристики экспериментальных площадок, реализующих различные направления ТРИЗ-образования.
This article presents the analysis of the educational direction for the development of the students’ creative abilities on the basis of the theory of inventive problem solving (TIPS). The concept of TRIZ-education is analyzed, the peculiarities of its forming at the present stage in the classic, topical and perspective forms are revealed. The peculiarities of the TIPS-education subjects’ creative development are defined; the classification of programs for mastering the creative activities experience based on TIPS is presented. The psychological characteristics of the experimental sites that implement various aspects of TIPS -education are given.
Ключевые слова: творческое образование, технологии образования, теория решения изобретательских задач, ТРИЗ-образование, концепция.
Key words: creative education, educational technology, theory of inventive problem solving, TIPS -education, concept.
Понятие «ТРИЗ-образование» сформировалось в середине 90-х гг. XX в. при внедрении образовательных концепций, предложенных к разработке Г.С. Альтшуллером [3]. В этот период стали активно внедряться в систему образования элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): «На начальном этапе этого внедрения проходил процесс адаптации ТРИЗ в образовательной среде и поиск места ТРИЗ в новых условиях» [2]. За этот период исследователями ТРИЗ были разработаны и внедрены концепции обучения, воспитания и развития детей всех образовательных ступеней [1, 5, 9, 14, 17], а также студентов и взрослых, организованы конкурсы, олимпиады, проводятся конференции образовательной направленности, в поддержку образовательных проектов функционируют сайты, что позволяет сделать вывод о формировании среды субъектов ТРИЗ-образования [б, 7].
Потребность общества в личностях, способных работать с проблемами из различных областей знания, обуславливает активное развитие систем творческого образования [11,12]. «В отличие от концепций, непосредственно связывающих креативность с дивергентным мышлением, со способностью генерировать большое количество оригинальных идей (Э. Боно, Т. Бьюзен, Дж. Гилфорд, У. Гордон, М. Воллах, Н. Коган, С. Медник, А. Осборн, Э. Торренс Ф. Цвикки и др.) ТРИЗ-образование ориентировано на построение конкретного, эффективного в заданной ситуации решения, без перебора большого количества вариантов» [8]. Вместе с тем, ТРИЗ-образование синтезирует наиболее актуальные теории творчества из разных наук - психологии, педагогики, методологии творчества, инноватики.
На сегодняшний день концепции ТРИЗ-образования находят применение в системах образования стран Европы, Азии и Латинской Америки. Более З0 лет в России и на территории бывшего Союза создаются и развиваются образовательные системы по освоению ТРИЗ. В 2012 г. проведен анализ современного состояния ТРИЗ-образования на основе доступной для
исследования информации: сайты, печатная продукции, материалы фонда ТРИЗ в Челябинской областной универсальной научной библиотеке (ЧОУНБ), частные сообщений наших коллег, личном опыте авторов (более 20 лет работы в системе ТРИЗ-образования). В результате были выявлены подходы, направления, модели развития ТРИЗ-образования на современном этапе.
В основе концепций ТРИЗ-образования в настоящее время можно условно выделить три подхода: традиционный (классический), актуальный
(популярный), перспективный (опережающий), которые дифференцированы по целям, содержанию, технологиям реализации, стратегиям внедрения. Разработчиками направлений (Гафитулин М.С., Гин А. А., Нестеренко А. А. и др.) публикуются новые психолого-педагогические исследования, разрабатываются технологии и программы, создается и наполняется творческая (в том числе, виртуальная) среда.
Отметим общее в направлении работы с проблемами: 1) классические инструменты ТРИЗ (законы развития технических систем, алгоритм решения изобретательских задач, типовые приемы разрешения противоречий, вепольный анализ, применение стандартов решения задач, информационных фондов и др.); 2) элементы теории развития творческой личности (способы постановки новых целей с высокой общественной значимостью, методики повышения работоспособности, планирования творческой деятельности, формирование умения «держать удар» и др.); 3) технологии развития творческого воображения (шкала оценки научно-фантастической идеи, приемы генерации фантастических идей (отдельные приемы фантазирования, фантограмма), методы снятия психологической инерции при решении проблем, методы развития фантастических идей, системный оператор (многоэкранная схема) и др.). Большинство разработанных программ по ТРИЗ-образованию включает элементы психологических теорий развития креативности.
Дадим психолого-педагогическую характеристику каждого из направлений:
• представители традиционного (классического) подхода к ТРИЗ-
155
образованию ведут разработки программ по освоению ТРИЗ как содержания образования, формируют содержание программ максимально приближено к основам ТРИЗ. Для освоения классического инструмента формируют творческие способности: диалектического, системно-функционального, рефлексивного преобразования. Программы реализуются преимущественно в дополнительном образовании, а также в профильных курсах школ, колледжей, вузов, центров дополнительного образования и др. Разработаны программы непрерывного образования. Интеграция с другими компонентами содержания осуществляется, в основном, путем применения предметных знаний для решения изобретательских задач, а также использование отдельных инструментов ТРИЗ в предметных курсах;
• представители актуального (популярного) подхода реализуют программы, включающие открытые задачи, неалгоритмические методы (методы активизации мышления), не требующие адаптации элементы ТРИЗ для разных возрастных групп и актуальный психолого-педагогический опыт. Для освоения содержания формируют у субъектов креативность, эрудицию, навыки самопре-зентации. Разрабатывают проекты по созданию творческой среды. Особенностями работ в этом направлении является направленность на задачное построение курсов, доступность и кратковременность подготовки педагогов, методическое сопровождение, фонд приемов педагогической техники, интеграция открытых задач в предметных курсах;
• представители перспективного (опережающего) подхода разрабатывают методики и технологии обучения решению проблем на основе ТРИЗ. Для освоения содержания формируют у субъектов умение творческого подхода к любой ситуации, построение образа желаемого результата, технологичность в конструировании решения. В настоящее время программы этого направления являются научной и методической базой для исследований различных ТРИЗ-образовательных направлений. Экспериментальные исследования направлены на применение адаптированных и усовершенствованных инструментов ТРИЗ, технологий работы с междисциплинарными проблемами для всех категорий
субъектов образования. В связи с этим предложены разработки для конструирования образовательных технологий, автономные технологичные конструкты для использования в учебных курсах стандартизированного образования. Создают проекты по формированию творческой среды.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии выбора программ для всех возрастов и типов контингента, для разных условий и средств реализации (количество программ по ТРИЗ-образованию насчитывает более 500), осуществляется поддержка информационного фонда материалов по ТРИЗ [5,7,9,10].
Исследованием выявлены трудности педагогов-практиков, педагогов-психологов, возникающие при освоении ТРИЗ-образования каждого из направлений. Как показал опрос участников VIII конференции «Развитие творческих способностей детей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ» [13], освоение закономерностей, приемов, технологий, алгоритмов ТРИЗ как содержания учебного предмета (классический подход), вызывает следующие трудности: низкий уровень творческих решений педагогов, отсутствие опыта в решении проблем высокой степени неопределенности; оценка творческой деятельности субъектов ТРИЗ-образования; контроль ЗУНов творческой деятельности учащихся; целесообразность самостоятельного приобретения знаний, решения выбранных детьми проблемных ситуаций, тем проектной работы; организация рефлексии творческой деятельности; развитие продуктивного воображения; познавательной активности; формирование мотивации к творческой деятельности и др.
Педагоги, реализующие модели актуального ТРИЗ-образования, а также сопровождающие их деятельность педагоги-психологи отмечают сложности освоения, связанные с решением открытых задач, а также педагогическими приемами работы с ними на учебных предметах. Так, например, анализ интернет-ресурса лаборатории образовательных технологий (ЛОТ) [5] показал актуальность следующих проблем педагогов: развитие креативности, изобретательности мышления учащихся; применение индивидуальных и групповых форм при
решении задач; активизация мышления в процессе решения открытых задач; социализация креативной личности; особенности решения открытых задач различных возрастных категорий; формирование навыков педагогической техники взаимодействия педагогов и воспитанников в творческой деятельности и др.
Нами установлено, что исследователи перспективного (опережающего) ТРИЗ-образования в большей степени сталкиваются с проблемами технологи-зации процесса освоения [2, 9, 10, 15]. Необходимость развития обучающихся в творческой среде является для них условием управления процессом создания продуктов творчества как в учебной, так и внеучебной деятельности.
Актуальными для разработчиков являются трудности обучения работы с междисциплинарными социокультурными комплексами (или проблемами) [4,
16, 17]: формирование навыков работы с проблемами (распознавать проблемную ситуацию, определять задачу в проблеме, проводить мысленное экспериментирование, допуская как возможное то, что кажется невозможным и нереальным и др.); развитие способностей к прогнозированию; развитие навыков моделирования; формирование мотивации личностного роста, самосовершенствования; организация целесообразно насыщенной проблемной среды; диагностика процесса конструирования новых знаний на основе технологий творческой деятельности и др.
Таким образом, в каждом из направлений возникает потребность в психологическом сопровождении субъектов ТРИЗ-образования. Выявленные особенности освоения концепций классического, актуального и опережающего образования на базе ТРИЗ предполагает как общие, так и различные подходы к решению психологических задач консультирования, планирования текущих измерений, поддержки субъектов образовательного процесса. К общим направлениям сопровождения субъектов образования относятся развитие интеллекта, общеучебных навыков, творческого мышления, продуктивного воображения, мотивации достижений. К специфичным - системное, диалектическое мышление, навыки идеализации, прогнозирования, рефлексии.
Библиографический список
1. Гафитулин, М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: автореф. дис....канд. пед. наук, 1996. - 22 с.
2. Гафитулин, М.С. Тризкомпонентные связи. 2003. Режим доступа: http://www.trizminsk.Org/e/2350002 7.htm
3. Выступление на петрозаводском семинаре разработчиков и
преподавателей ТРИЗ. - 1980. ТРИЗ: исследования, обучение, внедрение: (изложение) /Г.С. Альтшуллер//Технологии творчества (Челябинск). - 1999, №
3. - С. 45-53.
4. Козырева, Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): автореф. дис.... канд. психол. наук, 2007. Режим доступа: http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21
5. Лаборатория образовательных технологий. Режим доступа:
http://www.trizway.com
6. Лихолетов, В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук, 2002. - 45 с.
7. Международный образовательный проект «Джонатан Ливингстон». Режим доступа: http://ilproi.ru.
8. Нестеренко, А.А. Дидактические модели реализации проблемноориентированного обучения: автореф. дис.канд. пед. наук, 2006. - 19 с.
9. Официальный сайт МА ТРИЗ. - Режим доступа: http://www.matriz.ru
10. ОТСМ-ТРИЗ в образовании. Сайт для учителей и родителей. Режим доступа: http://ilproi.ru/
11. Педагог-психолог: основы профессиональной деятельности/И.В.
Макарова, Ю.Г. Крылова, Москва, Бахрах-М, 2004. - 288 с.
12. Практическая психология образования: учеб. пособие. 4-е изд. /под
ред. И.В. Дубровиной, СПб.: Питер, 2006. - 592 с.
13. Развитие творческих способностей в процессе обучения и
воспитания на основе ТРИЗ: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф.
2006. - 212 с.
14. Сидорчук, Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук, 1998. - 23 с.
15. Хоменко, Н.Н. Перечень навыков ОТСМ-ТРИЗ/ Н.Н. Хоменко, А Сокол, 2004. Режим доступа: http://www.trizminsk.org/e/215105.htm.
16. Ширяева, В.А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): дис. .канд. пед. наук. 2000. - 241 с.
17. Шрагина, Л.И. Смена парадигмы методологии как способ разрешения противоречия в системе образования/Шрагина Л.И., Меерович М.И.//Філософія освіти XXI століття: проблеми і перспективи, 2000. - С.167-173.
Bibliography
1. Creativity Development in the Process of Training and Education on the Basis of TIPS: Proceedings of VIII Intern. Scientific and Practical Conf., 2006. - 212 p.
2. Educational Psychologist: Bases of Professional Activity / I.V. Makarova, Y.G. Krylova. - Moscow: Bachrach-M, 2004. - 288 p.
3. Gafitulin, M.S. Primary School Pupils’ Interest Forming for Creative Cognitive Activity Through TIPS: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped., 1996. - 22 p.
4. Gafitulin, M.S. TIPS-Component Connections. - 2003. - Access Mode: http://www.trizminsk.org/e/2350002_7.htm
5. International Educational Project "Jonathan Livingston". - Access Mode: http://jlproi.ru.
6. Khomenko, N. The List of OTSM-TIPS Skills / N.N. Khomenko, A.Sokol. -2004. - Access Mode: http://www.trizminsk.org/e/215105.htm.
7. Kozyreva, N.A. Psychological Conditions of Preschoolers’ Creative Position Forming (Based on Contradiction Games): Synopsis of Diss. ... Cand. of Psychol.,
2007. - Access Mode: http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21
8. Laboratory for Educational Technology. - Access Mode: http://www.trizway.com
9. Likholetov, V.V. Theory and Technology of Creativity Intensification in Professional Education: Synopsis of Diss. ... Dr. of Ped., 2002. - 45 p.
10. Nesterenko, A.A. Didactic Models for Problem-Based Learning Implementation: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped., 2006. - 19 p.
11. Official Site of TIPS. - Access Mode: http://www.matriz.ru
12. OTSM-TIPS in Education. Site for Teachers and Parents. - Access Mode: http://ilproi.ru/
13. Practical Psychology of Education: Study Guide: 4th Ed. / Ed. by I.V. Dubrovina. - St. Petersburg: Peter, 2006. - 592 p.
14. Shiryaeva, V.A. Students’ System and Logical Thinking Development in the Study of the Theory of Inventive Problem Solving (TIPS): Diss. ... Candidate of Ped., 2000. - 241 p.
15. Shragina, L.I. Methodology Paradigm Shift As a Way To Resolve the Contradictions in the System of Education / L.I. Shragin, M.I. Meerovitch // Philosophy of XXI Century: Challenges and Prospects, 2000. - P.167-173.
16. Sidorchuk, T.A. Creative Tasks System As Means of Creativity Forming at the Early Stage of Personality Development: Synopsis of Diss. ... Candidate of Ped., 1998. - 23 p.
17. Speech at the Petrozavodsk Workshop of TIPS Developers and Teachers. -1980.- TIPS: Research, Training, Implementation: (Summary) / G.S. Altshuller / / Technology Creativity (Chelyabinsk). - 1999, № 3. - P. 45-53.