УДК: 72.01
Г.С. Козлова
I а и и и и
Иркутским национальным исследовательским техническим университет
koza-gala@mail.ru
Воссоздание архитектурного облика Чудотворской церкви в городе Иркутске на основе ретроспективного метода
Аннотация
В статье представлен результат научного исследования, являющимся частью проектно-исследователь-ском работы автора по воссозданию Чудотворском церкви в г. Иркутске - утраченного памятника сибирского барокко середины XVIII - начала XX в. Архитектурным облик храма представлен как итог эволюции процессов разрушеним и восстановленим, запечатленном художниками и фотографами. Исследование этих иконографических материалов является ретроспективным методом воссоздания храма и построения модели эволюционного развития объекта. Параллельно исследовался архитектурным облик аналогов, представлявших вместе с Чудотворском церковью градостроительным ансамбль Иркутска. Предложенным ретроспективным метод может быть интересен для исследования и воссоздания историко-архитектурного наследия в условиях дефицита информации.
Ключевые слова: культовая архитектура Сибири, церкви Сибири, храмы Иркутска, архитектурное наследие, воссоздание, историческая преемственность, ретроспективным метод
Настоящее исследование было обусловлено заказом от администрации Музея истории Иркутском таможни на выполнение модели исторического квартала зданим Иркутском таможни в ансамбле с Чудотворском церковью конца XIX - начала XX в. Отсутствие проектных материалов и необходимых архивных све-деним по архитектурному облику храма определили методику его дальнемшего исследования.
Когда задачи восстановления архитектурного объекта ограничены конечным этапом его эволюции, возникает множество сомненим по поводу формообразования объекта. Прояснить ситуацию, намти ответы на все обозначенные задачи может помочь восстановление полном картины эволюционного развития объекта, проникновение в особенности эпохи, причины разрушеним и перестроек. Логика формообразования постепенно раскрывается как целостное прочтение всего ансамбля храмов Иркутска, развивающегося на основе историческом преемственности, духа времени и культурных традицим региона.
Основные этапы эволюции Чудотворского храма исследовались автором с помощью систематизации исторических иконографических материалов с целью выявления эволюционном периодики и сбора информации. Исследование охватывает временном промежуток от 1740-х гг., когда возводилось первое каменное здание церкви, до наших днем. При построении эволюционных моделем изучалась логика архитектурных трансформацим храма и последовательность формообразования.
Исследования сопровождались выполнением архитектурных чертежем (планов, фасадов, разрезов) и их композиционным анализом. К работе привлекались студенты-архитекторы ИркНИТУ в рамках учебного процесса. На занятиях по архитектурному проектированию первых курсов выполнялись практические задания по композиционному моделированию объекта. Во время учебном практики архи-текторы-дизамнеры изучали сохранившиеся храмы сибирского барокко в Иркутске, выполняли обмеры декора аналогов, составляли сравнительные табли-
цы. Студенты-реставраторы пятых курсов в рамках дисциплины «Архитектурным ансамбль» изучали ансамбли храмов Иркутска, собирали информацию об утраченных памятниках культового зодчества. Границы настоящем публикации не позволяют описать эту часть научно-исследовательском работы автора и многих студентов, внесших существенным вклад в процесс воссоздания утраченного храма.
Ретроспективным метод, предложенным к рассмотрению в настоящем издании, применен в проектно-исследовательском работе автора по воссозданию утраченного памятника архитектуры Чудотворском церкви в условиях дефицита информации: когда не известны размеры разрушенного объекта, фундаменты скрыты под новым сооружением, исторические чертежи и документы, непосредственно и подробно описывающие архитектуру церкви, уничтожены во время пожаров.
Многие годы изучения объекта и попытки восстановления чертежем расширили кругозор его изучения и определили следующие позиции автора в дальнемших исследованиях:
- Чудотворская церковь составляет архитектурным ансамбль с окружающим ландшафтом и рассматривается в системе архитектурных доминант города как часть градостроительного ансамбля в его эволюционном развитии.
- Церковь рассматривается в ансамбле храмов сибирского барокко в Иркутске в их стилистическом общности и уникальном различии.
- Своеобразие декоративного убранства Чудот-ворском церкви рассматривается как стилистическая преемственность и самобытная интерпретация.
В каждом из этих позицим автором представлены исходные материалы и результаты исследования объекта в рамках работы по его воссозданию. Далее рассмотрим вынесенные постулаты более подробно.
Чудотворская церковь составляет архитектурным ансамбль с окружающим ландшафтом и частью городском застромки, являясь ее доминантом. В основе формирования архитектурно-пространствен-
ной композиции храма лежало несколько факторов: эстетическое отношение к выбору места, чуткость к красоте и величию ландшафта, чувство простора, свойственное русской душе и особенно сибирякам. Принцип контакта с природой прослеживается в традициях народного зодчества как взаимопроникновение внутренних и наружных пространств: устройство галереи-гульбища для прогулок и обзора местности, лестницы и крыльца для торжественного восхода на верхние этажи храма. Живописность в композиции планов, их неповторимость обусловливались природными линиями берегов рек, формами рельефа, планировочными особенностями места.
В системе архитектурных доминант города каждый храм рассматривается как часть градостроительного ансамбля. Выразительность облика градостроительного ансамбля воспринимается через его силуэт, который является своеобразной картиной «памяти» исторического города. Важную композиционную роль доминант выполняют высотные объемы храмов, располагающихся, как правило, в выразительных точках ландшафта и создающих характерные композиционные ритмы. Многоплановое восприятие их архитектурного облика в панораме исторического города объединяет множественные формы в целостный градостроительный ансамбль. Доминирующие объемы храмов фиксируют направление улиц и главных въездов, образуют систему визуальной ориентации в городе, формируют целостное восприятие ансамбля.
Архитектурный облик ансамбля храмов каменного зодчества в своем эволюционном развитии в период XVIII - начала XX в. претерпевал значительные трансформации. Шатровые завершения колоколен, возникшие как интерпретация традиций русского деревянного зодчества, в эпоху Петра I сменились ритмами ярусных колоколен под шпилем. Влияние классицизма распространилось к середине XIX в. и отразилось на перестройке притворов с элементами классики. Идеи «Третьего Рима» нашли отражение в русско-византийских формах и декоре храмов в конце XIX - начале XX в. (ил. 2).
Свой окончательный архитектурный облик Чу-дотворская церковь получила в 1880-е гг., когда на соседнем участке началось строительство зданий Иркутской таможни под руководством военного инженер-капитана В.Н. Каразина. Старый каменный дом, построенный в 1761 г. иркутским купцом М.И. Глазуновым, был перестроен под здание таможни и представлял собой классический образец каменной застройки деловой части Иркутска XIX в. Рядом были возведены двухэтажное деревянное здание управления таможни и другие постройки по границам таможенного двора. Со стороны Набережной улицы новые здания и сооружения гармонично дополнили ансамбль Чудотворской церкви, которая в это время восстанавливалась после страшного пожара 1879 г., когда от храма остались только обгорелые поврежденные стены [Романов, 1993, с. 397]. Сохранившиеся чертежи таможенных зданий, фотографии панорамы Набережной улицы и храма послужили основой построения первых чертежей Чудотворской церкви и модели всего квартала (ил. 1г).
Местоположение храма исследовалось в процессе изучения фрагментов исторических карт города в
различные годы его создания. В итоге было выявлено три характерных периода, когда менялись очертания плана церкви, границы участка и характер застройки квартала: 1784, 1843 и 1899 гг. (ил. 1а). Генплан 1929 г., когда на месте храма планировалось возведение жилого дома, помог соотнести эти планы с современной градостроительной ситуацией и обозначить границы участка и расположение храма (ил. 1б). Важным документом развития ансамбля Чудотворской церкви в квартале Иркутской таможни является историческая панорама города начала XX в., сфотографированная неизвестным автором с колокольни Казанского собора (ил. 1в). Именно этот период воссоздан в макете для музея истории Иркутской таможни (ил. 1г).
Воссоздание архитектурного облика храма началась с изучения исторических фотографий и архивных материалов, предоставленных администрацией Иркутской таможни. По фотографиям конца XIX - начала XX в. удалось представить объемно-пространственную композицию храма, а по эскизным рисункам автора - построить с помощью студентов первые чертежи северного и западного фасадов (авторы - К.Г. Олейникова, Л.В. Козлова). Дальнейшая проработка архитектурного облика Чудотворской церкви расширила границы исследования включением в него преемственной взаимосвязи с аналогами и их эволюции. Так как фотография появилась в Иркутске лишь во второй половине XIX в., внимание переключилось на изображение видов города в рисунках художников. В подборке материала помогли такие великолепные издания, как «Живописные путешествия по Иркутской губернии XVIII-XIX веков», «Во имя Спаса Нерукотворного Образа: Документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска. 1706-2006» и «Богородице-Владимирская церковь в Иркутске: история и современность».
Исследование панорамных видов исторического Иркутска, переданных в рисунках и фотографиях, позволило представить картину эволюционных изменений архитектуры городского ландшафта и занимаемого в нем ключевого места Чудотворской церкви (ил. 2). Подборка иконографического материала открыла многие подробности в развитии архитектуры храма и временные границы ее трансформации, которые не описывали текстовые источники. При этом замечено, что художники, изображая храмы в панорамных видах города, точно подмечают характерные декоративные темы и индивидуальность пропорций.
Следующим шагом явилось определение эволюционных этапов развития архитектурного храмового ансамбля и уточнение хронологии. К каждому из этих этапов подбирался характерный иллюстративный ряд из фрагментов иконографических материалов, включающих различные видовые характеристики объекта. Фотографии и рисунки были приведены к одному масштабу с помощью модульной шкалы (ил. 3а). С помощью такого анализа удалось составить графические ортогональные модели северного и западного фасадов. Некоторые рисунки давали противоречивую информацию по размещению деталей фасада, поэтому предпочтение отдавалось более подробным изображениям. В ходе исследования
выявлено постепенное изменение уровня земли и в связи с этим превращение первого этажа в цокольным и лишения его оконных проемов на завершающем этапе эволюции храма (ил. 3б). Цель построения поэтапных моделем эволюционного развития - проникнуть в логику формообразования, намти ответы на вопросы воссоздания архитектурного облика, неполно отраженного в фотоматериалах и архивных текстах.
Для воссоздания первоначального облика храма (середина XVIII - начало XIX в.) был выбран документ 1804 г.: фрагмент вида Иркутска с северо-западном стороны, выполненным художником А.И. Лосевым (ил. 2) [Богородице-Владимирская церковь..., 2012, с. 40]. Минимальную информативность этого документа дополнил рисунок неизвестного автора первом трети XIX в. [Калинина, 2000, с. 40], иллюстрирующим начало следующего этапа перестром-ки храма, когда открытая галерея верхнего яруса притвора превратилась в закрытым объем. На этом рисунке хорошо видны архитектурные формы и декоративное оформление северного фасада. Построенная четвертом после первых каменных храмов Иркутска (Спасского, Богоявленского и Знаменского), Чудотворская церковь испытывала влияние деревянном архитектуры (высоким подклет, вариации сочетаним четверик-восьмерик, луковичные завершения), а также традицим каменного храмового зодчества, распространившихся к этому времени по всем Восточном Сибири. В этот период складывается объемно-пространственная структура ярусного храма с традиционным приемом компоновки основных объемов и доминированием колокольни под шпилем, создается тип объемно-пространственном композиции: малым восьмерик на четверике [Там же, с. 138-139]. Формируется четырехчастная структура плана с размещением по оси запад-восток притвора, в котором выделяется крыльцо и колокольня; трапезном, объединяющем все храмовые приделы; четверика - среднем части храма - и алтаря, завершающего придел с востока.
Среднии период (середина XIX в. - 1870-е гг.): в развитии архитектуры храма характерны перестром-ки, преобразившие его облик классическими элементами новом эпохи. Так, трехэтажное крыльцо приобретает вид портала, завершенного треугольным фронтоном; колокольня достраивается на один ярус и завершается куполом вместо старого шпиля. Поперечным объем притвора выделяет крестообразную структуру храма и вносит упорядоченность в общую живописную композицию ансамбля. Именно этот период архитектуры храма описан в сохранившемся архивном документе 1869 г. «Опись имущества Градо-Иркутском Прокопьевском церкви» [ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 8187]. В описи храма сообщается, что верхняя надстромка второго этажа притвора была деревянном и служила трапезною при храме во имя архистратига Михаила под колоколами. Из описи становятся известны основные габариты здания: в длину 22 сажени с аршином и в ширину 9,5 сажень. Подробно описаны основные помещения, их отделка и убранство храма. Также сообщается, что планы этажем и фасады церкви с Набережном улицы, а также план площади вокруг церковного здания были сняты и утверждены геодезистом Иваном Кожеви-
ным в 1825 г. и подписаны губернским архитектором Кругликовым. Эти документы были утрачены, возможно во время пожара. Исследование этом информации помогло воссозданию архитектурного облика храма, его объемно-планировочном и функциональном структуры.
Архитектурным облик храма раскрывают фрагменты панорамных видов Иркутска в рисунках художников: П.И. Пежемского 1846 г. и Л. Немиро-вского 1856 г., панорамным снимок А.К. Гофмана, сделанным в 1860-е гг. с Камском горы [Калинина, Медведев, 2013, с. 30] и рисунок неизвестного автора середины XIX в. из архива Иркутском таможни. На рисунках 2 и 3а отчетливо видно, что первоначальная галерея-гульбище трансформировалась в глубокую лоджию-террасу, став пластическим акцентом вертикальном оси западного фасада. По горизонтальном оси эта терраса композиционно связывала внешнее пространство с внутренним и наоборот. Внутреннее пространство храма под колоколами продолжалось через его трапезную и далее на обзорную террасу, с котором открывался великолепным вид на город и Ангару в том самом ключевом месте устромства храма у излучены реки.
Последним период эволюции храма (1880-е -1920-е гг.) начинается с его восстановления после пожара 1879 г., которое заммет 6 лет [Иркутские епархиальные ведомости., 1899, с. 172-173]. Увлечения древнерусском архитектуром в конце XIX в. повлияли на архитектурным облик обновленного храма. Декоративное убранство в виде кокошников в основании куполов храма и колокольни изменили его образ. Также была очередная перестромка крыльца: боковые его крылья стали одноэтажными, так как деревянные конструкции сгорели. Новая каменная надстромка второго этажа продлила четверик храма под колоколами и соответственно изменила пропорции и размеры его трапезном за счет использования площади над новым крыльцом. В этот период размеры храма в длину увеличились до 24 сажень. Вместо старом террасы на западном фасаде появился новым композиционным акцент (окно-витраж), выражающим новые образы и символы эпохи силом искусства.
Воссозданию чертежем и моделем завершающего эволюционного периода в облике храма помогли фотоматериалы видов Иркутска конца XIX - начала XX в. (ил. 2, 3а), а также отдельные виды и фрагменты храма, представленные в фотографиях известных иркутских фотографов: Н.И. Исцелленова, И.И. Портнягина, П.П. Покрышкина [Калинина, 2000, с. 137-139]. Эти фотографии способствовали детальному рассмотрению объекта, составлению обьемно-пространственных моделем и ортогональных черте-жем. В дальнемшем эти модели помогли представить и предыдущие стадии эволюции архитектурного облика храма, которые, в свою очередь, внесли существенные поправки в чертежи завершающего этапа архитектурном трансформации объекта.
Чудотворская церковь рассматривается автором как неотъемлемая часть ансамбля храмов сибирского барокко в Иркутске, каждым из которых обладает признаками стилистического единства и в то же время ярком индивидуальностью архитектурного облика. Стиль барокко, получившим широкое распространение в архитектуре культовых сооруженим
в XVII в., в целом характеризует стремление к многослойным архитектурно-пространственным композициям, пластичности архитектурных объемов, выразительным линиям силуэтов, пространственному объединению внутреннего пространства зданий с внешним пространством улиц и площадей. Характерными чертами этого стиля является приверженность к контрастам, использование богатой палитры масштабных регистров, склонность к театральности и декоративности архитектурных форм. Особая роль отводится динамике восприятия архитектурного пространства, созданию иллюзии глубины. Пространственная структура формируется по принципу динамического построения с четко выраженной композиционной осью, большое значение приобретают парадные лестницы, символизирующие движение. Эти образы созвучны символике корабля, заложенного в основу формы многих православных храмов [Тарасенко, Козлова, 2015, с. 51].
Региональное направление стиля барокко, получившее название «сибирское барокко», в Иркутске широко распространилось в архитектуре культовых сооружений с начала XVIII в. и представляло собой пример невиданного богатства образно-художественных решений архитектурных форм на основе «богатейшей народной фантазии» [Оглы, 1982, с. 17]. В настоящем издании невозможно описать оригинальную трактовку стиля на примере каждого храма как части единого ансамбля. Но уже на некоторых примерах можно проследить основные закономерности в развитии объемно-планировочной композиции, включающей известный состав функциональных форм, последовательность и логику их взаимосвязи и удивительную неповторимость комбинаций, обусловленных особенностями места (рельефа, ландшафта, градостроительной ситуацией).
Особый интерес представляет первоначальный архитектурный облик храмов, когда они буквально врастали в окружающий ландшафт системой лестниц, галерей-гульбищ и террас. Этот эволюционный период мало освещен в литературе. Деревянная галерея Спасской церкви существовала до середины XIX в. Если рассматривать обмерный рисунок И.Е. Кожевина («Фасад и план Иркутской Спасской церкви», 1825 г., ИОКМ) а также рисунки художника П.И. Пежемского («Вид таможенной площади в Иркутске и северная часть Тихвинской площади в Иркутске», 1846 г. ИОКМ) [Добрынина, 2007, с. 71, 81-82], то можно заметить, что архитектура этой галереи имеет свою историю развития. Спасская церковь представляет интерес как аналог для исследования Чудотворской церкви еще и потому, что является единственным примером устройства храма под колоколами и решения внешних лестниц для подъема на верхний этаж (ил. 4а). В настоящее время северное крыльцо этой галереи предлагают воссоздать реставраторы (ил. 4а справа).
Первоначальный облик Чудотворской церкви изображен в рисунке А.И. Лосева 1804 г., в панорамном виде Иркутска с северо-западной стороны (ил. 2, 3а). На этом рисунке отчетливо видны крытая деревянная галерея над каменным двухэтажном объемом крыльца и фрагмент наружной лестницы под крышей (ил. 3б, 4г). Вероятно, что подъем на галерею осуществлялся внутри каменного крыль-
ца. Подобное решение крыльца прослеживается и в Крестовоздвиженской церкви, но лестница, ведущая на галерею из паперти второго этажа, скрыта в толще стены колокольни (ил. 4б). Устройство внешних лестниц было распространено в этот период и связано с традицией их визуальной связи с окружающим ландшафтом и рационального использования внутреннего пространства.
С каждым из представленных храмов первоначального периода развития Чудотворская церковь имела общие характеристики. Например, Спасская церковь, так же как и Чудотворская, имела первоначально тесовую кровлю, в нижнем этаже сначала находились кладовые палаты, а позднее была устроена теплая церковь. Почти в одно время (1758 г.) возводится колокольня и устраивается храм под колоколами. Со Знаменской церковью много общего в композиции плана и габаритах отдельных его частей (ил. 4в). В планировочной композиции церквей характерно смещение композиционных осей колокольни и храма. Позднее построенные церкви имели общую ось храма с колокольней.
Гибкая планировочная композиция, имеющая в основе четырехчастное членение в плане вдоль продольной оси, усложнялась разнообразным расположением приделов и их количеством, создавая неповторимое разнообразие вариаций. Например, в Крестовоздвиженском храме два боковых придела разместились внутри трапезной, а северный придел пристроен позднее (в 1779 г.), трансформировав первоначальную симметрию плана и усложнив объемно-пространственное решение (ил. 4б).
Все эти изменения невозможно вычеркнуть из истории развития архитектуры храмов, формирующихся сообразно потребностям и меняя свой образ в духе времени. В этой преемственности можно выделить наиболее яркие периоды становления ансамбля. Например, реконструкция колокольни Крестовоздвиженской церкви в 1828 г. после разрушения молнией, заменившая ярусное завершение на шатровое, характерное для древнерусского зодчества, стала кульминацией в формировании храмового ансамбля. Оригинальный силуэт шатровой колокольни с луковичной главкой в сочетании с изощренной ярусностью храма и многоплановость объемно-пространственной композиции подчеркнули особую значимость Крестовоздвиженской церкви в архитектурном ансамбле сибирского барокко (ил. 4б справа). Пристройка крупного двухэтажного притвора в стиле ампир в Крестовоздвиженской церкви (проект В.А. Кудельского, 1860-е гг.) с включением древнерусских мотивов органично дополнила более ранние формы барокко.
При построении моделей Чудотворской церкви первоначального и конечного архитектурного облика внимательно исследовались все закономерности функционально-планировочной и объемно-пространственной организации аналогов, а также гармония взаимосвязи всех компонентов архитектурного ансамбля и его стилистических особенностей развития (ил. 4г).
Конечный архитектурный облик явился эклектическим сплавом стилевых направлений с доминированием форм барокко. Архитектура практически всех храмов ансамбля была подвержена стилевым
трансформациям, но каждым этап эволюции представлял гармоничное архитектурное решение в соответствии с идеями эпохи.
Своеобразие декоративного убранства Чудот-ворском церкви рассматривается как стилистическая преемственность и самобытная интерпретация местных традицим (ил. 5). Декоративная стилистика и разнообразие форм формировалась под влиянием московского, петербургского и украинского барокко, а также восточноазиатских мотивов и местного прикладного искусства [Калинина, Медведев, 2013, с. 32-33].
Строительство Чудотворском церкви стояло в начале создания местном школы сибирского барокко в Иркутске. В декоре фасадов храма применялись заглубленные панно различном геометрическом формы, декоративные темы которых получили даль-немшее развитие с использованием разнообразных орнаментов из прикладного искусства коренных сибирских народов. Перспективные наличники окон с характерным стрельчатым завершением, являющиеся своеобразным акцентом северного фасада (ил. 5а), получили широкое распространение и интерпретации. В архитектуре фасадов Владимирском и Крестовоздвиженском церквем (ил. 5б-в) они представляют отдельные композиционные темы.
Среди храмов, построенных в начальным период формирования стиля (середина XVIII в.), декоративное оформление Крестовоздвиженском церкви является кульминацием в истории его развития и демонстрирует богатство и изобилие разнообразном орнаментации, заполняющем почти все поверхности стен храма. Уникальная декоративная пластика Крестовоздвиженском церкви имеет в то же время сходные элементы декора с Чудотворском церковью: резные каменные кронштемны карнизов, перспективные многоступенчатые наличники прямоугольного и стрельчатого завершения, расчлененные лопатки на колокольне, заглубленное панно и многое другое, что объединяет в единым ансамбль храмы «сибирского барокко» [Оглы, 1982, с. 20-21]. Индивидуальная трактовка этих стилистических приемов придает уникальное своеобразие каждому из них, создает запоминаемым неповторимым образ.
Владимирская церковь, построенная позднее (в конце XVIII в.) и завершающая ансамбль иркутском ветви сибирского барокко, демонстрирует больше свободы творчества и многообразия вариацим. Так, тема ступенчатых наличников со стрельчатым завершением приобретает новую образную трактовку в ритмах узких лопаток и дальнемшем развитии вертикальном темы в объеме четверика. К сожалению, сегодня архитектурным облик этого прекрасного храма изуродован до неузнаваемости различными перестромками, начавшимися в 30-е гг. XX в., и тоже нуждается в воссоздании.
Изучение стилистическом преемственности в архитектуре аналогов является важным этапом научного исследования утраченных храмов. Привлечение к этом работе студентов происходит в рамках учебном практики. Постижение закономерности развития стиля, которая проявляется во всех частях и деталях архитектурного ансамбля, сопровождается выполнением обмерных чертежем и архитектурных фрагментов. В процессе исследования выявляются
уникальные и типовые элементы декора, выбираются общие с утраченным объектом элементы и изучаются закономерности построеним. В последующем эти исследования используются при воссоздании чертежем (ил. 5г).
В этом статье представлена работа автора с новым видением поставленных задач, когда исследуемым объект рассматривается во времени и пространстве, является неотделимом частью отечественном истории и архитектурном культуры. Предложенным ретроспективным метод помогает восстановить недостающую информацию при воссоздании утраченного наследия. Опора на моделирование (графическое воплощение объекта или его макет) как общенаучным метод исследования позволяет прояснить важным компонент взаимосвязанных процессов эволюции.
Список литературы
1. Богородице-Владимирская церковь в Иркутске: история и современность. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2012. - 444 с.
2. Во имя Спаса Нерукотворного Образа: Документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска. 1706-2006. - Иркутск: ИРО-ОПМ «Иркутским кремль», 2008. - 488 с.
3. Живописные путешествия по Иркутском губернии XVIП-XIX веков. Графика. (Опыт историко-искус-ствоведческого исследования). - Иркутск: ИОКМ, 2007. - 189 с.
4. Иркутские епархиальные ведомости. - 1899. - № 6. - С. 169-177.
5. Калинина И.В. Православные храмы Иркутском епархии XVII - начала XX века. - М.: Галарт, 2000.
- 496 с.
6. Калинина И.В., Медведев С.И. Храмы дореволюционного Иркутска. - Иркутск: Репроцентр А1, 2013.
- 124 с.
7. Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках, 1899-1917. - М.: Галарт, 1996. - 641 с.
8. Оглы Б.И. Иркутск. О планировке и архитектуре города. - Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1982. - 112 с.
9. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 18811901 гг. - Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1993. - 544 с.
10. Тарасенко О.В., Козлова Г.С. Национальное и интернациональное в архитектурном символике. - Иркутск: Изд-во ИркНИТУ, 2015. - 246 с.
Список источников
1. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 8187 (Иркутская духовна-яконсистория. Опись имущества Градо-Иркутском Прокопьевском церкви).
2. ГАИО. Фотоколлекция О.В. Маркевича. Кн. 4. Оп. 1.
Список сокращений
ГАИО - Государственным архив Иркутском области. ИОКМ - Иркутским областном краеведческим музем. ИркНИТУ - Иркутским национальным исследовательским техническим университет. ИРООПМИ - Иркутская региональная общественная организация поддержки молодых инициатив «Иркутским кремль».
G.S. Kozlova
Irkutsk National Research Technical University
koza-gala@mail.ru
Reconstruction of Chudotvorskaya Church in the City of Irkutsk on a Basis of Retrospective Method
Abstract. The article deals with the result of scientific research which is a part of the author's design and research work on reconstruction of Chudotvorskaya church in the city of Irkutsk as a lost monument of Siberian baroque in the middle of the 18th - the early 20th century. Architecture of the church is considered as a result of evolution of destruction and restoration processes, which were captured in the works of artists and photographers. Study of these iconographic materials is a retrospective method of the church reconstruction and of creating a model for evolutionary development of the object. Simultaneously, the architecture of churches-analogues was explored. These analogues along with Chudotvorskaya church were parts of Irkutsk architectural complex. The retrospective method suggested in the article may be of interest for research and reconstruction of objects of historical and architectural heritage in conditions of shortage of information.
Key words: architectural heritage, reconstruction, evolutionary development, historical continuity, retrospective method
Ил. 1. Воссоздание модели Чудотворской церкви в квартале Иркутской таможни: а - эволюция планов квартала Чудотворской церкви: 1784, 1843, 1899 гг. Архив Иркутской таможни; б - генплан квартала с жилым домом на месте предполагаемого разрушения Чудотворской церкви, 1929 г. Архив Иркутской таможни; в - вид с востока на Чудотворскую церковь в квартале Иркутской таможни [ГАИО. Фотоколлекция О.В. Маркевича. Кн. 4, Оп. 1]; г - макет Чудотворской церкви в квартале Иркутской таможни в конце XIX -начале XX в. (авторы - студенты гр. ДАС-07-1 ИрНИТУ А.Б. Агумава, Г.А. Душин, Д.А. Кулешов, Б.В. Борисов под руководством Г.С. Козловой)
Фото 1913. Издатель Т.Д. Хахаев, Иркутск, 1916 -1917гг. Фрагмент
Вид губернского города Иркутска с северной стороны Художник А.И. Лосев. 1790 - 1792 гг. Собрание ИРЛИ РАН. Фрагмент
Вид губернского города Иркутска с северо-западной стороны. Художник А.И. Лосев. 1804. ОР РНБ. Фрагмент
Вид Иркутска с севера. Гравюра из книги Н.В.Семивского "Новейшия любопытныя и достоверныя повествования о Восточной Сибири..." (СПб., 1817). Фрагмент
Вид Иркутска со стороны Глазковского предместья. Фото неизвестного автора 1879 - 1882 гг. Фрагмент
Вид Иркутска. Литография по рисунку Л. Немировского из альбома "Путешествие по Восточной Сибири И. Булычова Императорского Русского Географического общества действительного члена" (СПб., 1856). Фрагмент
Вид Иркутска.П.И. Пежемский. 1846. ИОКМ. Фрагмент
Ил. 2. Чудотворская церковь в ансамбле архитектурных доминант города в эволюционном развитии (панорамные виды Иркутска в рисунках и фотографиях). Источники (сверху вниз): [Во имя Спаса..., 2008, с. 80-81], [Богородице-Владимирская церковь..., 2012, с. 40], [Там же, с. 20], [Там же, с. 52-53], [Живописные путешествия..., 2007, с. 140], [ГАИО. Фотоколлекция Маркевича. Кн. 4. Оп. 1. № 420]; [Медведев, 1996, с. 311]
1790 - 1792 гг.
1804 г.
1860-е гг.
первая треть XIX в.
1846 г.
середина XIX в.
1913 г.
конец XIX - начало XX вв.
I ! 11 !!11:Ц;11,,;.;.,.,,,»_
середина XVIII - начало XIX вв.
I I м ; м I I I I _ I I I I м . I I I _
середина XIX в. - 1870-е гг.
МММ I I 1 и 11 11 I 111
1880-е - 1920-е гг.
Ил. 3. Таблица хронологической систематизации иконографического материала по основным этапам эволюции Чудотворской церкви с воссозданием архитектурного облика: а - систематизация иконографического материала Чудотворской церкви по трем этапам эволюции, приведение к одному масштабу; б - воссоздание чертежей северного и западного фасадов Чудотворской церкви по трем этапам эволюции (графическая реконструкция автора)
Ил. 4. Сравнение первоначального и конечного архитектурного облика Чудотворской церкви и церквей-аналогов: а - Спасская церковь, слева - фасад и план И.Е. Кожевина, 1825 г. [Живописные путешествия., 2007, с. 71]; справа - проект реставрации 2006-2010 гг., Иркутский Промстройпроект.
[Источник: URL: http://www.pribaikal.ru/irkutsk-important-item/article/12503.html]; б - Крестовоздвиженская церковь, слева - фасад и план И.Е. Кожевина, 1825 г. [Живописные путешествия., 2007, с. 72]; справа - план, чертеж Е.Ю. Барановского, 1979 г. [Калинина, 2000, с. 112]; фасад [Оглы, 1982, ил. ]; в - Знаменская церковь; слева - фасад и план И.Е. Кожевина, 1825 г. [Живописные путешествия., 2007, с. 73]; справа - план, чертеж Е.Ю. Барановского, 1979 г., фасад, обмер В.П. Шматкова, 1956 г. [Калинина, 2000, с. 101-102]; г - Чудотворская церковь, слева - фасад и план на момент середины XVIII в.; справа план и фасад на конец XIX в. (графическая реконструкция автора)
Ил. 5. Стилистическая преемственность в декоративном оформлении фасадов: а - фрагмент разрушенной Чудотворской церкви [ГАИО. Фотоколлекция О.В. Маркевича. Кн. 4. Оп. 1. № 660]; б - Владимирская церковь, вид с юго-востока, начало XX в. [Богородице-Владимирская церковь..., 2012, с. 130]; в - Крестовоздвиженская церковь, 2012 г., снимок А.М. Соколова, студента гр. ДСб-11-1 ИрНИТУ; г - воссоздание чертежа северного фасада Чудотворской церкви с проработкой декора по фотоматериалам (фрагмент), выполнила студентка гр. А-00-1 ИрНИТУ К.Г. Олейникова, под руководством автора статьи