Научная статья на тему 'Опыт воссоздания утраченного архитектурного наследия (на примере Чудотворской церкви в городе Иркутске)'

Опыт воссоздания утраченного архитектурного наследия (на примере Чудотворской церкви в городе Иркутске) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
481
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ARCHITECT HERITAGE / ВОССОЗДАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELLING / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / АНСАМБЛЬ / ENSEMBLE / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова Г.С.

В статье представлен материал проектно-исследовательской работы, проведенной со студентами-архитекторами в рамках учебного процесса и НИРС по изучению памятников культовой архитектуры Иркутска и воссозданию моделей и чертежей утраченного архитектурного наследия. Изложен опыт проектно-исследовательской работы по воссозданию Чудотворской церкви утраченного памятника иркутского барокко середины XVIIIначала XX вв. Представленный иллюстративный материал подготовлен автором с использованием студенческих работ, выполненных на практических занятиях по дисциплинам: «Архитектурное проектирование», «Теоретические основы развития архитектурного ансамбля» и во время летней учебной практики. Предложенный опыт может быть интересен для воссоздания других утраченных архитектурных памятников в условиях минимальной информации об объекте и полного отсутствия проектных чертежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ReCONSTRUCTION OF THE LOST ARCHITECTURE HERITAGE (at the example of Chudotvorskaia church in Irkutsk)

In this article we have presented material of a project-research work, held with the architect students within the study process and SSRP that investigates memorials of cultic architecture in Irkutsk and reconstruction of drawings and models of lost architecture heritage. We have exposed experience of project-research work in reconstruction of Chudotvorskaia church the lost memorial of Irkutsk barocco of the middle XVIIIbeginning XX centuries. The presented illustrative material is prepared by the author with the use of students’ works created during the practical classes in the following disciplines: «Architecture design», «Theoretical basis of the development of architecture ensemble» and during summer practice. The suggested method can be interesting for reconstruction of other lost memorials in the conditions of minimal access to information about the site and complete absence of project drawings.

Текст научной работы на тему «Опыт воссоздания утраченного архитектурного наследия (на примере Чудотворской церкви в городе Иркутске)»

УДК72.01

ОПЫТ ВОССОЗДАНИЯ УТРАЧЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧУДОТВОРСКОЙ ЦЕРКВИ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ)

© Г.С. Козлова

В статье представлен материал проектно-исследовательской работы, проведенной со студентами-архитекторами в рамках учебного процесса и НИРС по изучению памятников культовой архитектуры Иркутска и воссозданию моделей и чертежей утраченного архитектурного наследия. Изложен опыт проектно-исследовательской работы по воссозданию Чудотворской церкви - утраченного памятника иркутского барокко середины XVIII-начала XX вв. Представленный иллюстративный материал подготовлен автором с использованием студенческих работ, выполненных на практических занятиях по дисциплинам: «Архитектурное проектирование», «Теоретические основы развития архитектурного ансамбля» и во время летней учебной практики. Предложенный опыт может быть интересен для воссоздания других утраченных архитектурных памятников в условиях минимальной информации об объекте и полного отсутствия проектных чертежей.

Ключевые слова: архитектурное наследие; воссоздание; моделирование; эволюция; ансамбль.

EXPERIENCE IN RECONSTRUCTION OF THE LOST ARCHITECTURE HERITAGE (AT THE EXAMPLE OF CHUDOTVORSKAIA CHURCH IN IRKUTSK)

© G.S. Kozlova

In this article we have presented material of a project-research work, held with the architect students within the study process and SSRP that investigates memorials of cultic architecture in Irkutsk and reconstruction of drawings and models of lost architecture heritage. We have exposed experience of project-research work in reconstruction of Chudotvorskaia church - the lost memorial of Irkutsk barocco of the middle XVIII- beginning XX centuries. The presented illustrative material is prepared by the author with the use of students' works created during the practical classes in the following disciplines: «Architecture design», «Theoretical basis of the development of architecture ensemble» and during summer practice. The suggested method can be interesting for reconstruction of other lost memorials in the conditions of minimal access to information about the site and complete absence of project drawings.

Key words: architect heritage; reconstruction; modelling; evolution; ensemble.

Научно-исследовательская работа по воссозданию утраченного памятника архитектуры середины XVIII - начала XX вв. - Чудотворской церкви в городе Иркутске проводится на кафедре истории архитектуры и основ проектирования под руководством автора с 2001 года. В это время администрация музея Иркутской таможни обратилась с просьбой: воссоздать в макете исторические здания таможни и весь квартал, включая Чудотворскую церковь. Внимание и участие, проявленное работниками музея к восстановлению архитектурного облика утраченных исторических зданий таможни и соседнего храма, послужили мощным стимулом к выполнению этой интересной работы и проведению последующих исследований по воссозданию архитектурных чертежей Чудотворской церкви.

Первая часть этого необычного заказа была выполнена студентами первого курса в рамках курсового проектирования по дисциплине «Архитектурное проектирование» и в период летней учебной практики. По историческим чертежам плана и фасада таможенных зданий был воссоздан их архитектурный облик в макетах студентами группы А-00-1: С.

Александровым, Н. Власенко, Е. Золотухиным, Е. Пермяковым (рис. 1 а), а также выполнены чертежи в технике отмывки студентами группы ДАС-02-2 П. Поздняковым и А. Яновым (рис.1 б). Модель квартала таможенных зданий и сооружений с прилегающим участком Чудотворской церкви была создана позже (рис. 2 а). Сначала потребовалось изучить архитектурный облик самой церкви, собрать необходимую информацию об объекте, создать практически заново архитектурные чертежи. Эта работа затянулась на многие годы и практически стала одним из научных направлений кафедры истории архитектуры и основ проектирования по работе со студентами. В задачи НИРС входили: поиск архивной информации по описанию храма и его характеристик; изучение композиционной и размерно-пространственной структуры объекта по историческим фотоматериалам; изучение аналогичных сохранившихся храмов Иркутска, их натурное обследование, сбор необходимых проектных материалов или проведение обмерных работ. Под руководством автора работали небольшие группы наиболее талантливых студентов младших и старших курсов. Работа осложнялась факторами частой смены студенческих коллективов, предельно сжатыми сроками выполнения каждой поставленной задачи, необходимостью увязки с учебным планом, а также отсутствием макетной мастерской. Для большей эффективности комплексное исследование было разбито на отдельные задания, которые выполнялись студентами-архитекторами на проектных занятиях. Руководитель осуществлял постоянный контроль и корректировку каждой выполненной работы, а также решал главную задачу исследования - воссоздание чертежей объекта, разные версии которых проверялись и прорабатывались в совместной творческой работе преподавателя и студентов.

Рис. 1. Воссоздание архитектурно-исторического облика зданий Иркутской таможни конца XIX в.: а - макет таможенных зданий выполнили: С. Александров, Н. Власенко, Е. Золотухин, Е. Пермяков, А. Сергеев (гр. А-00-1); б - чертеж развертки северных фасадов в технике отмывки выполнили Е. Повонский, П. Поздняков (гр. ДАС-02-2)

В процессе проведения этой исследовательской работы формировалась методика, позволяющая вести работу малыми группами в рамках дисциплин «Архитектурное проектирование» и летней учебной практики для первых курсов всех архитектурных специальностей, а также для студентов РРАН старших курсов по дисциплинам: «Теоретические

основы развития архитектурного ансамбля», «Архитектурный ансамбль» и «Развитие архитектурной среды исторического города». Наиболее заинтересованные студенты могли продолжить исследование в рамках НИРС. Основные разделы этого исследования описаны в настоящей публикации.

Работа с архивными и литературными источниками, систематизация исторических сведений, воссоздание основных этапов эволюции храма. Этот раздел исследования связан с архивными изысканиями, изучением градостроительной ситуациии истории формирования объекта, выявлением эволюционных этапов его развития. Работа проводилась со студентами группы РРАН-02-1в рамках курса «Теоретические основы развития архитектурного ансамбля». Исследование исторических карт города и его фрагмента - квартала зданий Иркутской таможни и Чудотворской церкви выполнила студентка В.Таурина. Материал по историческим планам города и чертежи таможенных зданий предоставили сотрудники музея Иркутской таможни. Было исследовано более десятка карт периода 1767-1929 гг., выявлены основные этапы планировочной эволюции объекта (рис. 2 б). Итогом работы явилась сводная таблица формирования участка Чудотворской-церкви с описанием характеристик окружающей застройки и выявлением планировочных элементов.

История Чудотворской церкви (1748-1765) - пример эволюционного развития архитектурно-пространственной композиции храма, сочетающей стилевые направления разных эпох. В своем первоначальном облике каменное строение воплотило образы древнерусского зодчества и первых деревянных иркутских храмов, отличающихся силуэтным разнообразием, органичной связью с природным окружением, геометричностью и вариантностью объемно-пространственных форм. Венчающие части храма со временем претерпевали изменения. Ярусная колокольня под шпилем впоследствии приобрела шлемо-видное купольное завершение с луковичной главкой на малом восьмерике, а позднее купола над колокольней и четвериком были дополнены ярусом кокошников. Преобразования храма, как правило, были обусловлены поправками и переделками в периоды его восстановления после стихийных бедствий - землетрясений, пожаров и наводнений, а также необходимостью увеличения вместимости храма, его приходов в связи с ростом городского населения.

Для исследования архитектурного облика Чудотворского храма и его эволюции изыскивались рисунки фасадов и фотоснимки панорамных видов, опубликованных в литературных источниках, где изображения объекта максимально приближались к фронтальным (рис. 2). Систематизация исторических сведений и архивных данных помогла прочесть изображения и выделить три основных этапа в развития Чудотворской церкви и ее окружения.

Первый этап (1740-1830-е гг.) характеризуют рисунки иркутского архитектора А.И. Лосева «Вид губернского города Иркутска с северной стороны. 1790-1792 гг.» (Собрание ИРЛИ РАН) [2], и «Вид губернского города Иркутска с северо-западной стороны. 1804» (ОР РНБ) [1], а также рисунок северного фасада Чудотворской церкви неизвестного художника первой трети XIX в. (ИИМК) [7]. Рисунок неизвестного художника первой трети XIX века более подробно изображает северный фасад Чудотворского храма (рис. 2 а). Можно предположить, что сохранившийся рисунок был выполнен И.Е. Коже-виным - рисовальщиком и геодезистом императорской Академии наук. В 1825-1827 гг. им был снят план церковной земли, фасад и план церкви [3]. На этих рисунках видно, что в архитектурном облике храма выделялась колокольня с венчающим шпилем, а нижний этаж имел оконные проемы и отличался скупым декоративным убранством (рис. 2 а). По иркутским летописям можно проследить последовательность преобразований храма. В 1754 году была произведена некоторая перепланировка церкви и в нижнем подклетном этаже, первоначально предназначенном для складов, устроили невысокий храм с двумя престолами. В 1765-1781 годах к храму пристроена колокольня. Сохранился Указ Иркутской духовной консистории от 13 мая 1751 года на имя иркутского посадского М. Е. Шу-

това, разрешающий строить в Иркутске при Прокопьевской (Чудотворской) церкви каменную колокольню и в ней придел во имя архистратига Михаила [9]. Позднее с запада возведен двухэтажный притвор и деревянное крыльцо, а крыша покрыта новым тесом (1808). В 1824 году построено новое каменное крыльцо с деревянной надстройкой, крыша всего храма была покрыта железом на средства купца П.И. Саламатова [9].

На карте 1784 г. показано местоположение Чудотворской церкви относительно границ участка и окружающего ландшафта, а также дом М.И. Глазунова, ориентированный своим северным фасадом на Набережную улицу (рис. 2 б, слева). Это был первый каменный дом в Иркутске. Выходец из Великого Устюга Михаил Глазунов построил его недалеко от существовавшего тогда деревянного храма во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев (1703). Когда этот храм случайно сгорел (1748), молодой купец в этот же год организовал закладку нового каменного храма и на протяжении последующих лет финансировал его строительство [9]. М.И. Глазунов не дожил до его завершения (1761), но остался в истории храма как его создатель. В 1786 г. его дом был выкуплен у наследников Глазунова для резиденции Иркутской городской думы.

Второй этап (середина XIX в. - до пожара 1879 г.) характеризуют рисунки иркутских художников: Л. Немировского, А.Н. Пономарева, а также П.И. Пежемского «Вид Иркутска. 1846» (ИОКМ) [1]. Рисунок неизвестного художника середины XIX в. из архивных материалов Иркутской таможни подробно изображает северный фасад церкви и те преобразования, которые он претерпел (рис.2 а). Этот рисунок предположительно принадлежал иркутскому архитектору А.В. Васильеву, который, возможно, составил проект перестройки здания после повреждений. Информация о западном фасаде храма встречается в фотоматериалах А.К. Гофмана - одного из первых иркутских фотографов конца 1850-х - начала 1860-х гг. «Панорама Иркутска с Кайской горы, 1860-е гг.» [11, с. 30].

Этот период характерен достройкой яруса колокольни и заменой старого шпиля на купольное завершение. Над каменным крыльцом надстроен деревянный объем, в котором размещена трапезная храма под колоколами. Поправки храма преобразили его облик в классических традициях новой эпохи. Так, 2-этажное крыльцо приобретает вид портала, оформленного лопатками и завершенного треугольным фронтоном. В результате преобразований объемная композиция храмового ансамбля теряет первоначальную монументальность и своеобразие, приобретает черты, присущие типовым ярусным храмам. Однако новые преобразования в целом гармоничны. Ритм горизонтальных членений фасадов уравновешивают стройные вертикали четверика и колокольни. Поперечный 2-этажный объем притвора, увенчанный треугольным фронтоном, подчеркивает крестообразную структуру храма и вносит регулярность и упорядоченность в его общую живописную композицию.

На карте 1843 года можно заметить изменения в планировке и размещении храма относительно границ участка (рис. 2 б). Изучение исторических летописей помогло разобраться с этими изменениями. В 1825 г. старая каменная ограда была разломана с целью освобождения набережной для проезда, позже ограду построили на две сажени ближе к храму [9].

Поправки и обновления производились на пожертвования прихожан. Обновленная церковь была подвергнута испытаниям. В 1861 году 31 декабря храм пострадал от землетрясения. 1870 году в январе произошел разлив Ангары, и нижний храм был подтоплен на аршин, вода простояла до февраля. Значительные повреждения церковь получила во время пожара 22-24 июня 1879 г. Это был один из самых ужасных иркутских пожаров, когда 22 и 24 июня практически выгорел весь центр города. От храма остались только обгорелые поврежденные стены. Многие кресты сплавились. Большой купол упал и повредил каменные своды храма под колоколами [6].

Третий этап (1880-1930-е гг.) с 1885 г. до времени разрушения в 1930-е гг. представляют панорамные виды Иркутска из фотоколлекции О.В. Маркевича по истории г. Иркутска со второй половины XIX в. [4], коллекции открыток историка С.И. Медведева [8]. Отдельные виды и фрагменты здания представлены на фотоснимках известных иркут-

ских фотографов: Н.И. Исцелленова, И.И. Портнягина, П.П. Покрышкина (1910-е гг., 1912 г. ИИМК) [7, с. 137-139]. На фотографии 1913 г., изданной в открытках 1916-1917 г. Т.Д. Хахаевым [8, с. 311], видны значительные перестройки после пожара: реконструкция притвора, его удлинение и классическая стилистика; введение яркого образного элемента -яруса кокошников в основание куполов колокольни и четверика в стиле древнерусской архитектуры (рис. 2а). В итоге храм приобретает эклектические черты, присущие также и другим церквям Иркутска стиля барокко (Крестовоздвиженской, Спасской, Харлампиев-ской). Активное участие в сборе необходимых средств на восстановление храма принимал протоирей церкви Г.А. Шергин. Возможно также, что он являлся идейным наставником в создании нового образа церковного здания. В целом объемная композиция храмового ансамбля получила динамичное осевое развитие. Классические темы декора западного притвора и колокольни, ритм стройных лопаток подчеркнули вертикальную устремленность объемов здания, придав им большую легкость. В архитектуре храма появились, наконец, оригинальные формы декора и узнаваемый силуэт в ансамбле других храмов иркутского барокко. Создан запоминающийся, яркий образ. Общепринятую церковную символику корабля дополнили новые образные метафоры. Ключевое расположение храма на излучине реки вызывало ассоциации маяка и нетленного огня, выраженного ярусами кокошников и силуэтом завершения куполов. Храм, буквально восставший из пепла пожаров, сам становится пламенем, воплощенным в символике его архитектурных форм.

Период восстановления храма в 1880-е годы знаменателен еще одним важным событием. В 1883 г. на соседнем участке началось строительство зданий Иркутской таможни военным инженер-капитаном В.Н. Каразиным. В 1876 г. 25 октября Иркутская таможня была переведена из здания у торговых рядов в бывшее здание городской Думы [5, с.18]. Рядом построено главное двухэтажное деревянное здание управления таможни и другие постройки, по границам таможенного двора. Эти планировочные преобразования видны на карте 1899 года (рис. 2 б). Со стороны Набережной улицы фасады таможенных зданий гармонично дополнили ансамбль Чудотворской церкви. Сохранившиеся исторические фотографии различных видов храма и его фрагментов дополнили картину преобразований более подробно.

Анализ и систематизация исходного исторического материала позволили исследовать эволюцию утраченного памятника архитектуры. Из сохранившихся в архиве материалов исследовательской группой были найдены описи храма и его имущества на 1869 г. Из этих документов стали известны основные габариты здания: в длину 22 сажени с аршином и в ширину 9,5 сажень [3]. Но со времени постройки каменного храма (1765 г.) его архитектурный облик и габариты периодически подвергались трансформациям. Эти изменения фиксировались в летописях и архивных материалах как переделки и поправки храма. Чтобы правильно использовать ценные архивные сведения, необходимо было восстановить этапы эволюции храма. Приведение исходных рисунков к одному масштабу и введение модульной сетки помогло автору воссоздать чертежи эволюционных преобразований на примере северных фасадов (рис. 2 в).

Работа с историческими фотоматериалами, исследование размерно-пространственной структуры, построение чертежей и моделей. Этот раздел работы проводился в комплексе с предыдущими исследованиями и связан с проверкой и уточнением найденных форм и соразмерностей. Для студентов первого курса «чтение» формы по фотографии довольно трудная задача, требующая определенных навыков. Особые сложности возникают при исследовании фотографий ближних ракурсов, когда необходимо учитывать деформации формы при перспективных сокращениях, влияние светотени и рефлексов на передачу пропорциональных соотношений.

а

первая треть XIX в. середина XIX в. 1860-е гг. 1913 г.

середина XVIII - первая треть XIX вв. середина XIX в. - 1870-е гг. 1880-е - 1930-е гг.

Рис. 2. Систематизация исторических фотоматериалов и карт, воссоздание основных этапов эволюции Чудотворского храма: а - систематизация исторических фотоматериалов (фрагментов фотографий) по времени создания (подготовлена

автором); б - подборка и анализ исторических карт Иркутска (исследуемого фрагмента), соответствующих трем основным этапам планировочной эволюции, выполнила В. Таурина (гр. РРАН-02-1) по архивным материалам Иркутской таможни; в - воссоздание основных этапов эволюции северного фасада Чудотворской церкви

(чертежи выполнены автором)

Прочтение таких фотоснимков, обычно бывает у каждого студента разным. Поэтому основную часть работы с фотоматериалами, нахождение масштабной шкалы и пропорций для составления эскизных чертежей должен выполнять руководитель исследовательской группы.

Воссоздание архитектурной формы, как правило, захватывает не только часы архитектурного проектирования и учебной практики но, по сути, является научно-

исследовательской работой, требующей самоотдачи и увлеченности. Студентами первого курса Л. Козловойи К. Олейниковой в 2003 году впервые были проработаны чертежи северного и западного фасадов Чудотворской церквив технике отмывки по историческим фотоснимкам и поисковым рисункам плана и фасадов, выполненных руководителем группы. Параллельно проводилось изучение архитектурного облика соседних зданий Иркутской таможни, чертежи которых могли стать масштабным мостиком к поиску соразмерностей фасадов церкви (фрагмент работы представлен на рис. 1 б). Работа выполнялась в коллективе студентов группы ДАС-02-2 на семи планшетах и получила I место в Университетском смотре-конкурсе «НИР-НИРС-НТТМ-2003».

Этот коллективный проект явился базой для дальнейших исследований объекта: его объемно-пространственной композиции, декора, функциональной структуры. Найденные погрешности были учтены и проанализированы руководителем группы, подготовлены более точные эскизы чертежей объекта и поставлены новые задачи дальнейшего исследования. Важной вехой исследований явился переход в компьютерные графические редакторы. Студент 5 курса группы РРАН-01-1 А. Языков перевел выполненные в технике отмывки чертежи в компьютерную графику с уточнением пропорций храма. Именно с этого момента началось детальное построение фасадов и их усовершенствование. Результатом этих разработок стало создание макета в масштабе 1 : 200 исторического квартала Иркутской таможни и Чудотворской церкви, который выполнили для Музея истории Иркутской таможни студенты гр. ДАС-07-1: А. Агумава, Г. Душин, Д. Кулешов, Б. Борисов. Группа получила диплом за II место на университетском смотре-конкурсе «НИР-НИРС-НТТМ-2009» (рис. 3 а). Выполнению этой модели предшествовал анализ планировочной ситуации и архивных фотоснимков квартала конца XIX в. (рис. 3 б, в).

Метод исследования размерно-пространственной структуры объекта по историческим фотоматериалам сопровождал все этапы воссоздания архитектурного облика Чудо-творской церкви. В процессе исследования находились все новые и новые фотоснимки объекта, раскрывающие дополнительную информацию об объекте, о которой прежде можно было только догадываться. Исследование продолжается и, возможно, появится новый фотоматериал и новые информационные дополнения, которые потребуют дальнейшего уточнения чертежей и моделей церкви.

Объемно-пространственное моделирование. Этот раздел исследования выполнялся в рамках курсового проекта «Композиционный анализ памятника архитектуры» на первом курсе, а также НИРС на старших курсах и включал: графическое моделирование объекта - построение аксонометрии; компьютерное моделирование - построение 3D моделей; макетирование - построение объемных моделей в масштабе. Первые модели выявляли в основном объемную композицию Чудотворского храма. В общих чертах она была аналогична многим каменным храмам Иркутска XVIII-XIX вв.- малый восьмерик на четверике, соединенный более низкой трапезной с ярусной колокольней, являющейся высотной доминантой (рис. 4 а, вверху). Последующие графические и компьютерные модели выявляли пластические членения объема и особенности купольных завершений (рис. 4 а, б). Компьютерные модели, выполненные в 3D Max, позволяли сравнивать полученные изображения с историческими фотоснимками. Эта работа положила также начало построению всех фасадов в компьютерной графике и дальнейшему уточнению размерно-пространственной структуры объекта (рис. 4 б).

Детальная проработка фасадов проверялась на моделях, включающих более мелкие членения поверхности объемной формы (рис. 4 в). Анжелика Агумава впервые выполнила многодельный макет церкви с показом характера декора в масштабе 1 : 200. Эта кропотливая работа явилась синтезом всех предыдущих поисков формообразования объекта, его масштабности. Однако для проверки гармоничности найденных пропорциональных соотношений в пластике декора требовался более крупный макет в масштабе 1 : 50.

Рис. 3. Воссоздание квартала Иркутской таможни и Чудотворской церкви конца

XIX в.: а - макет квартала выполнили: А. Агумава, Б. Борисов, Г. Душин, Д. Кулешов (гр. ДАС-07-1); б - воссоздание планировочной ситуации квартала конца XIXв. на основе генплана 1929 г. (фрагмент) с анализом фокусной точки и ракурса фотофиксации Панорамы, подготовил автор с применением разработок Г. Алексеева (гр. ДСБ-11-1) и Л. Бурмаа (гр. АРБ-12-2); в - графический анализ фотографии конца XIX в. со зданиями главного управления Иркутской таможни и Чудотворской церкви (чертеж фасада каменного пристроя вмонтирован), выявление предполагаемой точки фотофиксации, структуры габаритных осей и параллельности размещения зданий (выполнил автор)

Такой макет начинали делать дважды: в 2005 году с первокурсниками в период летней учебной практики и в 2007 году с группой студентов пятого курса на практических занятиях по курсу «Теоретические основы развития архитектурного ансамбля». Эти попытки не увенчались успехом по причине отсутствия необходимой для такого моделирования лаборатории и невозможности хранения макетного материала большого размера. Крупномасштабный макет церкви должен был дополнить композицию уже выполненных для музея моделей таможенных зданий и достроить в этом масштабе весь квартал (рис. 5). Это было желанием заказчика. К сожалению, макеты квартала Иркутской таможни пришлось выполнить в масштабе 1 : 200 и на этом планировалось завершить исследование. К этому времени студенты также изготовили для экспозиции музея в период летней учебной практики объемные модели из дерева зданий конюшни в Листвиничном (С. Сергеев, гр. ДАС-04-1) и первой таможенной избы в стенах иркутского острога (К. Федотова, гр. ДАС-07-3). Все выполненные макеты были безвозмездно переданы в музей истории Иркутской таможни.

Макет Чудотворской церкви в масштабе 1 : 50 был все же создан. В 2010 году его изготовил в домашних условиях макетчик-любитель А.А. Яковлев. Этот удивительный человек явился на нашу кафедру с надеждой найти какие-либо проектные материалы по утраченному памятнику архитектуры - Казанскому кафедральному собору, макет которого он мечтал создать к юбилею города. Мы помогли с материалами, и он исполнилсвою мечту, но на этом не остановился. Алексей Алексеевич захотел воссоздать модель Чудо-творской церкви и для этого заказал подробно проработанный декор на чертежах фасадов церкви, да еще стал торопить работу в связи с ухудшением зрения. По «сырым», наспех сделанным чертежам, Алексей Алексеевич выполнил великолепный макет Чудотворского храма, в который внес свое творческое видение объекта (рис. 4 в). Эта модель предопределила новый уровень исследования утраченного памятника, чертежи которого продолжали создаваться по инициативе автора. Масштабные модели явились важным наглядным материалом для проверки выполненных архитектурных чертежей. Исправления увиденных погрешностей в построении объема и деталей храма подготовили следующую стадию его воссоздания.

Исследование композиционной и функционально-пространственной структуры входит в состав курсового проекта первого курса «Композиционный анализ памятника архитектуры». Описание объемно-пространственной композиции и стилистики Чудо-творского храма отражены в публикациях И.В. Калининой [7, 11]. Изучение архивных материалов проливают свет на его функциональную организацию [3]. На лабораторных занятиях по дисциплине «Архитектурное проектирование» студенты выявляли в композиционных моделях закономерности формообразования храмового ансамбля Чудотворской церкви и особенности его функциональной организации (рис. 6, 7).

К началу XIX в. сформировался храмовый ансамбль, трехпридельный, трехкуполь-ный, имеющий пять престолов. Функциональная структура храма выявлялась в его объемно-пространственном решении. Три купола объемной композиции храма завершали его приделы, главный из них - четверик доминировал в этом ансамбле своим высоким трех-светнымобъемомверхнего храма и его ярусным завершением - восьмерик завершался шлемовидным куполом, в его основании ярус кокошников, а над ним - луковичная главка на малом восьмерике. Колокольня, в которой был тоже устроен храм, доминировала по высоте в общей объемно-пространственной композиции и завершалась самым большим куполом. Апсиды, предназначенные для размещения алтарей, завершались малыми луковичными главками на восьмериках. Более низкий объем двухэтажной трапезной являлся связующим звеном всего архитектурного ансамбля. Двухъярусной притвор, обнимающий колокольню, служил достойным началом восприятия ансамблевой композиции. Функционально в нем размещались многие вспомогательные помещения: крыльцо, паперть, кладовые, помещения для сторожа и ризница при верхнем храме и даже трапезная храма под колоколами.

Рис. 4. Построение объемно-пространственных моделей Чудотворской церкви:

а - графическое моделирование - построение аксонометрии, выполнили Н. Сергеева (гр. ДАС-04-1), Н. Кривонос (гр. АРБ-12-2); б - компьютерное моделирование - построение 3D моделей, выполнили Д. Семенов (гр. ДАС-07-1), В. Шишканов (гр. РРАН-02-1); в - макетирование - построение объемных моделей в масштабе 1:200, выполнила А. Агумава (гр. ДАС-07-1), в масштабе 1:50 выполнил А.А. Яковлев

Рис. 5. Место для макета Чудотворской церкви в экспозиции музея Иркутской

таможни (фото автора)

Изучение функциональной структуры начиналось с составления схем функциональной организации на поэтажных планах храма. Параллельно приходилось расшифровывать по архивным описям церковного имущества описание отдельных помещений и их функциональное назначение [3]. К сожалению, такие описи сохранились только на средний эволюционный период храма. Поэтому это стандартное задание для изучения памятников архитектуры превращалось в поисковую исследовательскую работу. Разбираться пришлось и с пятью престолами, которые за периоды существования храма по разным причинам перемещались, меняя приделы и этажи. Границы статьи не позволяют показать все работы.

В процессе композиционного исследования ансамбля функциональная организация храма рассматривалась как неотъемлемая часть целостного композиционного организма. При этом функциональное назначение и размещение всех составных частей храма, как правило, соответствовало их композиционной значимости и высотной иерархии. Органичное единство храмового ансамбля достигалось соответствием материальной оболочки ее функциональному содержанию и художественной образности. Пропорциональная соразмерность объемно-пространственной формы и всех ее составляющих проверялась в ортогональных проекциях на планах и фасадах. Этими принципами руководствовались студенты, раскрывая тайны архитектурной гармонии храма.

На занятиях выполнялись конкретные задания по программе курсового проекта по композиционному анализу памятника архитектуры. Одна подгруппа студентов решала творческие задачи на материале Чудотворской церкви, подготовленном преподавателем и находящимся в стадии разработки. Другая подгруппа студентов выполняла аналогичные задания на материале существующих памятников архитектуры иркутского барокко (рис. 7 б). Совместные просмотры и обсуждения результатов исследования взаимно обогащали творческие поиски и помогали в решении нестандартных задач. Например, когда необходимо было выявить пропорции фасада по чертежам, которые еще только создавались, или построить модель взаимосвязи внешней формы объекта и его внутреннего пространства при отсутствии чертежей разрезов, такие задачи можно было решить только при внимательном изучении аналогов.

Работа с аналогами, сравнительный анализ, исследование декора. Из сохранившихся объектов сибирской барочной школы в Иркутске большой интерес представляют: Крестовоздвиженская, Знаменская и Троицкая церкви. Стилистика Харлампиевской церкви, по мнению специалистов, отличается влиянием храмового зодчества Тотьмы, но имеет аналогичную объемную композицию. Эти объекты были выбраны в качестве аналогов. Каждый из этих храмов был неповторим, уникален по образу и орнаменту, но имел общие стилистические черты декора и объемной композиции, которые объединяли их в единый ансамбль. Их выразительные объемы создавали своеобразный живописный силуэт города. Иркутский художник А. Костовский сравнил их с белыми лебедушками, плывущими над городом, символизируя духовные устремления русского человека[10, с. 360-361].

На занятиях по архитектурному проектированию анализировалась архитектурная композиция этих памятников, изучались стилистические особенности, выполнялись различные модели (рис. 6-8). Работа с аналогами в комплексном исследовании объекта выполняется на любой стадии воссоздания: при работе с фасадами, планом, его функциональной организацией, при построении разреза или декоративных элементов.

На завершающем этапе построения чертежей объекта построение декоративных форм уточнялось и изучалось по их архитектурным аналогам.

Рис. 6. Композиционный анализ фасадов Чудотворской церкви:

а - ритмы проемов и членений южного фасада (выполнила А. Кашпур, гр. АРБ-14-2);

б - метро-ритмическая структура западного фасада (выполнила Д. Васильева, гр. АРБ-14-2.); в - горизонтальные ритмы западного фасада (выполнила Н. Сергеева, гр. ДАС-04-1); г - цвето-пластический образ южного фасада (выполнила А. Кашпур, гр. АРБ-14-2); д - анализ пропорций южного фасада (выполнила А. Кашпур, гр. АРБ-14-2)

Рис. 7. Изучение функционально-пространственной структуры иркутских храмов:

а - выявление внутреннего пространства и функциональной организации Чудотворской церкви (выполнила А. Кашпур, гр. АРБ-14-2); б - выявление функционально-пространственной структуры Крестовоздвиженской церкви (выполнила С. Карпович, гр. АРБ-14-2)

Во время учебной практики со студентами первого курса проводилось натурное обследование и фотофиксация этих памятников, выявлялись аналогичные с исследуемым объектом фрагменты и детали, выполнялись их обмеры, составлялись обмерные чертежи и сравнительные таблицы аналогов в одном масштабе (рис. 9, 10).

Рис. 8. Цвето-пластический образ фасадов Чудотворской церкви в сравнении с иркутскими аналогами (в одном масштабе):

а - северный фасад Чудотворской церкви (выполнила А. Агумава, гр. ДАС-07-1); б - западный фасад Чудотворской церкви (выполнила Д. Васильева, гр. АРБ-14-2);

в - южный фасад Знаменской церкви (выполнила А. Меркулова, гр. ДАС-07-1); г - северный фасад Харлампиевской церкви (выполнила А. Иванова, гр. ДАС-04-1); д - западный фасад Крестовоздвиженской церкви (выполнила П. Литовкина, гр. АРБ-14-2); е - южный фасад Троицкой церкви (выполнила Ю. Зинина, гр. ДАС-07-1)

С помощью этих исследований найдены оптимальные пропорции и модуль декора. Последняя версия построения чертежей храма была выверена относительно малого модуля декоративных элементов. Их количественные характеристики тщательно изучались по историческим фотоснимкам. Помогали компьютерные проработки чертежей, выполненные студентами в рамках НИРС. Так Кириллом Юхниным (гр. РРАН-09-2) была выполнена первая, еще очень обобщенная, прорисовка декора северного фасада в программе CorelDraw. Благодаря этой работе был найден модуль декоративных элементов фасада (первая версия) и позднее построен декор на всех фасадах церкви. Работа сопровождалась исследованием исторических фотографий Чудотворской церкви и аналогов. Проектно-исследовательская работа по воссозданию чертежей утраченного памятника архитектуры - кропотливый и трудоемкий процесс. Это коллективное творчество руководителя и студентов. Критерий оценки работы - постижение гармонии задуманной и воплощенной зодчим. Это великая гармония - загадка или ключ к созданию шедевров архитектуры. Многолетний путь творческих поисков и проверки решений не прошел напрасно. На этой работе, требующей самоотдачи и увлеченности, не принимающей недобросовестного отношения, воспитывались будущие архитекторы и реставраторы. Полученный опыт может иметь продолжение в воссоздании других утраченных архитектурных памятников при минимальной информации об объекте и полном отсутствия проектных чертежей.

Рис. 9. Сравнительный анализ южных фасадов иркутских церквей, приведенных к одному масштабу:

а - Чудотворской; б - Харлампиевской; в - Крестовоздвиженской; г - Знаменской

Рис. 10. Сравнительный анализ декора карниза Чудотворской церкви с аналогами по фотографиям с выполнением чертежей (подготовил автор с участием студентки гр. АРБ-14-2 Д. Дашдамировой): а - Троицкая церковь; б - Знаменская церковь;

в - Чудотворская церковь

Автор искренне благодарен всем студентам, принимавшим участие в этом исследовании, а также А.А. Яковлеву, по собственной инициативе изготовившему макет церкви. Без их работы ничего бы не состоялось. Автор благодарен сотрудникам кафедры за участие в ежегодных просмотрах курсовых студенческих проектов и важные замечания по результатам исследования, а также доцентам А.Н. Прокудину и А.К. Чертилову за оказанную помощь в поиске необходимых литературных и проектных материалов. Особая благодарность заведующей кафедрой доценту А.В. Корзун за активную поддержку работы по воссозданию чертежей Чудотворской церкви и внедрение ее результатов в курсовой проект «Композиционный анализ памятника архитектуры».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богородице-Владимирская церковь в Иркутске: история и современность / И. Бердников, Н. Бубис, И. Калинина, Р. Попова [и др.]; отв. ред. А. Геращенко. Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2012. 444 с.

2. Во имя Спаса Нерукотворного Образа: Документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска. 1706-2006 / О.А. Акулич, Т.А. Крючкова, Н.М. Полунина; художник Э.В. Змановских; фотохудожник В.В. Белов. Иркутск: ИРООПМ «Иркутский кремль», 2008. 488 с.

3. ГАИО, Ф. 50. Иркутская духовная консистория. Опись имущества Градо-Иркутской Прокопьевской церкви. Оп. 1. Д. 8187.

4. ГАИО, фотоколлекция О.В. Маркевича. Кн. 4. Опись 1.

5. Иркутская таможня. Иркутск: Изд-во ОАО Ирк. обл. типография №1, 2002.

220 с.

6. Иркутские епархиальные ведомости. 1899. № 6. С. 169-177.

7. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии, XVII - начало XX века. М.: Галарт, 2000. 496 с.

8. Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках, 1899-1917 : ист.-библиогр. альбом-каталог / С. И. Медведев; Центр по сохранению ист.-культ. наследия ком. по культуре администрации Иркут. обл.. М. : Галарт, 1996. 641 с.

9. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / Н.С. Романов; под ред. С.Ф. Коваля. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд., 1993. 544 с.

10. Тарасенко О.В. Современные тенденции в формировании архитектурно-пространственного символа: (на примере г. Иркутска) // Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. 2010. № 7. С. 357-362.

11. Храмы дореволюционного Иркутска / И.В. Калинина, С.И. Медведев. Иркутск, 2013. 124 с.

Информация об авторе

Козлова Галина Серафимовна, старший преподаватель кафедры истории архитектуры и основ проектирования, тел.: (3952) 41-19-43, е-mail: koza-gala@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Kozlova G.S., senior teacher, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 41-19-43, e-mail: koza-gala@mail.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.