УДК 726(571.14) ББК 85.113(253.3)
С.Н. Еремеев, Ф.А. Гузев, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. Ростовцева
История храма во имя Святой Троицы с. Дресвянка Маслянинского района Новосибирской области
Аннотация
В работе затрагиваются проблемы восстановления истории сельского храма, переоборудованного под клуб, ныне заброшенного и разрушающегося. В основу исследования были положены материалы, собранные во время экспедиции в деревню Дресвянка Новосибирской области в рамках летней обмерно-геодезической практики. После обработки данных и архивной работы был подготовлен комплект обмерных чертежей, восстановлена история храма, выполнена фиксация его современного состояния, а также составлены 3D-модели первоначального состояния и произошедших преобразований. Восстановленная информация может оказать помощь в реставрации сооружения.
Ключевые слова: региональное историческое наследие, исследование, компьютерная реконструкция.
Проблема состояния заброшенных православных храмов является одной из ключевых в контексте сохранения архитектурного и исторического наследия нашей Родины. Вследствие гонений на церковь после установления советского режима многие храмы утратили свое назначение и характерный облик; большая их доля находится в аварийном состоянии. Восстановление, если таковое случается, осуществляется профессионалами, с привлечением местных жителей населенного пункта. Первоначальный этап работы включает сбор данных по истории сооружения и выполнение необходимых обмерных чертежей.
Именно поэтому местом проведения обмерной учебной практики инициативных студентов-первокурсников стала деревня Дресвянка Маслянинского района Новосибирской области, куда мы отправились группой в 10 человек с благословения епископа Искитимского и Черепановского Луки и благочинного Южного округа Искитимской епархии протоиерея Игоря Затолокина, обнародовавшего заказ на исполнение обмерных чертежей и сбор информации о сельском храме.
Деревня Дресвянка находится в удивительно живописном месте на границе с Алтайским краем. Основана эта деревня была приблизительно в 1719 г. казаками-чалдонами на правом берегу реки Дресвянки [6, с. 5]. На сегодняшний день там проживает около 300 человек [2]. Объектом нашей работы стал Храм во имя Святой Троицы, переоборудованный в сельский клуб в середине прошлого века. Требовалось выяснить, какие преобразования были осуществлены с момента постройки, поскольку объект внешне почти не напоминал храм (рис. 1).
Наше исследование разделялось на теоретическую часть (сбор необходимых сведений и информации) и практическую часть (непосредственно обмеры и осмотр сооружения). Теоретическая часть была запланирована и частично осуществлена еще до нашего отъезда — ознакомление с задачей, историей деревни, а также планирование нашего времени на месте.
По приезде, учитывая сжатые сроки, было решено сразу же приступить к обмерам, сочетая практическую деятельность с опросом населения деревни. Почти сразу же возникли трудности, заключающиеся в том, что воспоминания жителей были крайне скудны и часто противоречили друг другу; кроме того, при осмотре здания возникли вопросы, на которые невозможно было сразу ответить.
Выяснилось, что здание состоит из основного симметричного объема и пристроек, примыка-
ющих к нему с северной стороны. Пристройки были выполнены из того же леса, что и основной объем здания, как будто возводились одновременно с ним, смущали только металлические скобы, которыми они были притянуты, наводившие на мысль об их позднем происхождении.
Оконные проемы в основной части здания были шестиугольными, а наличники — прямоугольными (пустоты были плотно заполнены обрезками бревен). В пристроенных же частях оконные проемы сразу были устроены прямоугольными. Прямо в центре восточной стены алтаря было устроено окно, где полагалось быть заамвонному образу. Размеры пристроенного фойе практически полностью совпали с размером центральной части здания храма.
Первой нашей удачей была найденная под полом сцены часть прежнего пятигранного фундамента алтарной абсиды, за которым оказалась современная стена. Для выяснения глубины залегания первоначального фундамента был выкопан колодец на глубину около полутора метров. Была проведена подробная фотофиксация фасадов, интерьера, со всеми деталями, выполнены зарисовки здания с разных ракурсов.
По результатам обмеров составлены чертежи плана самого здания, стропил крыши и лаг пола, а также чертежи фасадов и разрезов. После вычерчивания плана, стали известны истинные размеры и конфигурация здания (рис. 2). Сопоставив полученный план с проектами по Атласу планов и фасадов церквей 1899 г., мы определили, что храм возведен по типовому проекту №22 и был рассчитан примерно на 500 человек [1, с. 31] (рис. 3).
Согласно чертежу, здание было устроено по типу трапезного храма с располагавшимися на продольной оси пятигранной алтарной абсидой, кафоликоном, трапезной и притвором с колокольней. Объем кафоликона был поднят выше трапезной и алтаря и освещался окнами, расположенными на северной и южной стенах в два яруса, и окнами светового подкупольного барабана, завершавшего его четырехскатную крышу. Все части храма соответствуют проекту, только притвор под колокольней был сделан не уже, а шире трапезной, что, скорее всего, позволило сделать более удобной лестницу на колокольню и устроить церковную лавку (рис. 4).
К сожалению, не удалось выяснить, под чьим руководством осуществлялось непосредственно строительство храма. Крайне малое количество сведений о самом храме и его функционировании очень затрудняло работу, однако после тщательного поиска документов удалось восстановить историю храма.
15 августа 1917 г. храм был освящен и открыт для молящихся: в «Томских Епархиальных ведомостях» появилось сообщение об открытии «самостоятельного прихода при Свято-Троицкой церкви деревни Дресвянки Барнаульского уезда, с причтом в составе священника и псаломщика, с отнесением содержания причта на местные средства» [7, с. 336].
По документам Государственного архива Новосибирской области установлено, что в феврале 1926 г. здание было национализировано, с 1933 г. пустует и начинает разрушаться, а в 1940 г. используется как склад зерна. В отчете было записано: «Конструкция церкви — деревянная, прочная. Купола, колоколов, крестов и внутреннего оборудования и утвари нет» [3, Л. 18. Об. 19.]
В 1940-е гг. здание храма хотели использовать под школу-семилетку, однако в итоге только сняли железные листы с кровли для уже строящейся школы. В «Объяснительной записке по школьному строительству на 1933 г. в Маслянинском районе» говорится о том, что школа в Дресвянке почти достроена в 1932 г., только «не были покрашены полы, не сложены печи, и не застеклены окна» [4, Л. 85].
После снятия листов с кровли храма оголенные конструкции обветшали и провалились внутрь здания. В 1956 г. здание церкви решили переоборудовать под сельский клуб. С этого момента и начались видоизменения, приведшие к неузнаваемости бывшего храма. Основная часть здания, простоявшего уже около 30 лет, была достаточно крепкой, пострадали только кровля и полы. Так как отапливать высокое помещение было невыгодно, верхнюю часть здания разобрали, придав ему единую высоту.
Под будущие пристройки подвели новый фундамент, сложенный из таких же плит природного камня, как под зданием храма, но вперемешку с кирпичом. Нижний венец бревен в некоторых местах заменили. Поскольку глубина заложения фундамента под пристройками оказалась меньше, чем в основном здании, пристройки несколько деформировались от неравномерной просадки фундамента.
Снятые бревна использовали для возведения северной стены пристройки, ставшей фойе клуба. К основному срубу пристройку притянули кованными металлическими скрепами.
Вместо паперти на западном фасаде был сделан служебный вход в кинобудку, устроенную из притвора под колокольней. В середине стены, отделявшей притвор от трапезной, располагался большой шестигранный проем, который был заложен, и в стене оставлены маленькие окошки для показа фильмов.
К северному фасаду примкнула еще одна пристройка — для библиотеки. Сруб библиотеки был также притянут коваными скобами к основному зданию.
Алтарная часть тоже подверглась переделкам. Восточную стену храма отодвинули на полметра, а боковые алтарные стены удлинили и подвели к ней под прямым углом. Вместо пятигранного алтаря с окнами в боковых стенах получилась прямоугольная сцена с окном посередине восточной стены.
Все кровельные конструкции были сделаны заново. Интересно, что на бревнах-опорах стропил сделаны зарубки с обозначением даты «4ЛX.1950» и фамилиями «Лыков» и «Репин» — вероятно, строителями, работавшими на перестройке здания храма.
Пол в здании также был заменен и поднят на высоту лаги, выше прежнего уровня. Внутренние стены всех помещений были обиты дранкой, оштукатурены и побелены. Во всех помещениях клуба были поставлены печи и проведены трубы парового отопления. После этих преобразований храм начал свою «вторую жизнь» уже в облике сельского клуба (рис. 5).
В Статистических сведениях о церковных зданиях за 1956 г., сообщалось, что из 14 культовых зданий в Маслянинском районе действующих нет, 7 — снесено, 4 — переделаны и используются под другие нужды. Можно уверенно сказать, что одно из этих четырех — переделываемая или уже переделанная церковь села Дресвянки, ставшая к этому моменту сельским клубом [5].
В 2003 г. клуб был переведен в кирпичное здание, занятое прежде котельной. Таким образом, с 2003 г. по настоящее время здание бывшего храма остается заброшенным и постепенно разрушается.
На этом и была закончена наша практика. Главным итогом оказалось то, что мы смогли выполнить поставленную цель — была восстановлена история здания храма и хронология произошедших изменений его облика. Нами был подготовлен комплект чертежей, фиксирующих современное состояние, сделаны наброски и зарисовки с разных ракурсов, а также составлена 3D-модель первоначального вида храма.
Полученные материалы были переданы в Искитимскую епархию, планируется дальнейшая реставрация здания, кроме того, наши материалы пополнили коллекцию школьного музея истории с. Дресвянки.
Рис. 1. Состояние храма в 2013 г.
Рис. 2. Сопоставление плана типового проекта №22 и плана, полученного в результате обмеров. Обмеры А. Костерина, 2013 г.
ИШЧОФЮИНтШ ¥? и^лд 1 ду а "Ь {ЙД ддаяя. д^дхдаддш
отъ 460 до 500 человЪкъ.
~ лани А В
Рис. 3. Типовой проект №22 из «Атласа планов и фасадов церквей» 1899 г.
Рис. 4. 3D-модель здания храма в момент окончания строительства.
Автор Ф. Гузев
Рис. 5. 3D-модель здания храма в 2013 г. Автор Ф. Гузев
Список использованных источников
1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода. — М.: Синодальная типография, 1899.
2. Край родной — Маслянинский / Сайт МОУ Березовской СОШ [Электронный ресурс]. — URL: http://berezamas.my1.ru/publ/quotkraj_rodnoj_masljaninskijquot/1-1-0-20 (дата обращения 30.07.2014).
3. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 3. Начато 1938 г., оконч. 1942 г. на 32 л., Л. 18. Об. 19. Лего-стаевский район.
4. ГАНО. Ф. Р-474. Оп. 1. Ед. хр. 1966, 1933 г., на 90 л. Л. 85.
5. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 51.
6. Деревня Дресвянка в прошлом, настоящем и будущем: Исторический очерк ученицы 8 кл. Власовой Ксении. Науч. рук. Н.В. Куликов.
7. Томские епархиальные ведомости. — 1917. — №16.
УДК 72.007 ББК 85.113
Г.С. Козлова, г. Иркутск
Ревалоризация архитектурного ансамбля Чудотворской церкви в г. Иркутске
Аннотация
Статья посвящена эволюции формирования ансамбля Чудотворской церкви в XVIII — начале XX в. в г. Иркутске. Кульминационным этапом развития ансамбля явилось размещение Иркутской таможни на прилегающей к храму территории в 1880-е гг. В этот период новые здания управления иркутской таможни, ориентированные на набережную Ангары, составили архитектурный ансамбль с храмом. Не случайно интерес к воссозданию ансамбля Чудотворской церкви и зданий таможни возник именно у дирекции таможни в связи с формированием экспозиции музея. Студенты-архи-