символами для представителей украинской диаспоры и несут в себе своеобразие культуры украинцев в Сибири, а не традиционной культуры украинского народа. Кроме того, с каждым годом унифицированная городская культура побеждает национальное своеобразие, поэтому участие в мероприятиях, проводимых УНКА, дает возможность современному жителю мегаполиса узнать о национальном колорите украинской культуры и задуматься над своим этническим происхождением. А самой автономии предоставляется возможность продемонстрировать результаты своего понимания, а также деятельности по сохранению и трансляции этнической культуры.
Список использованных источников
1. Золотова Т.Н. Семейные праздники русских Сибири [Электронный ресурс]. — URL: http:// ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1301 (дата обращения 05.05. 2013).
2. Павук В.Ф. Интервью на радио «Микрофорум» [Электронный ресурс]. — URL: http://kobza. com.ua/ukrajinska-mrija-novosybirsk/4439-o-diaspore-novosibirska-i-podgotovke-k-prazdnovaniyu-200-letiya-t-g-shevchenko.html. (дата обращения 15.05. 2013).
Список информантов
Зинаида Емец, 1966 г.р., г. Новосибирск, запись 2012 г.
Ростовцева И.Л., г. Новосибирск
Архитектура православных храмов досоветского периода на территории Новосибирской области (по результатам обмерных практик 2010-2013 гг.)
Аннотация: В статье рассмотрены особенности архитектуры храмов, обмеренных студентами Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии на практиках 2010-2013 гг. и представляющих два этапа церковного строительства на территории современной Новосибирской области. Первый этап в статье продемонстрирован храмом Михаила Архангела в с. Легостаево Ис-китимского района (1804 г. постройки), выполненным в стиле классицизма. Его автором был А.И. Молчанов, первый профессиональный архитектор Колывано-Воскресенских заводов. Второй этап в церковном строительстве связан с увеличением населения Сибири в период строительства Великой Сибирской железной дороги. В статье он представлен храмами, построенными в начале XX в. в русском стиле по типовым проектам из Атласа планов и фасадов церквей. Это церкви в г. Каргате Каргатского района, 1904 г. постройки, и селах Шибково Искитимского района (1916 г.) и Дресвян-ке Маслянинского района (1917 г.).
Ключевые слова: архитектура Новосибирской области, храмы Новосибирской области, А.И. Молчанов, классицизм, русский стиль.
Начиная с 2006 г. кафедра основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА) сотрудничает с Новосибирской епархией (с 2011 г. митрополией)10 Русской православной церкви. На кафедре выполняются работы, вызванные нуждами митрополии. Наиболее интересен оказался
10 Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. из состава Новосибирской епархии выделены Ис-китимская, Карасукская и Каинская епархии. Новосибирская епархия включена в Новосибирскую митрополию.
54
опыт последних четырех лет, когда объектами обмеров стали полуразрушенные здания храмов на территории Новосибирской области. Епархия предоставляла некоторые имевшиеся исторические сведения, которые в процессе исследования дополнялись новыми материалами за счет проведения архитектурных обмеров, бесед со старожилами и работы в Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО). Результаты отдельных исследований уже были представлены в предыдущих изданиях «Баландинских чтений», данный текст имеет обобщающее значение.
Обмеренные за эти годы здания храмов выстраиваются в историческую цепочку, частично характеризующую этапы церковного строительства на территории современной Новосибирской области, окормлявшейся до 1834 г. тобольскими архиереями, а после создания в 1834 г. Томской епархии вошедшей в ее состав. До 1924 г. на территории области было 310 православных храмов и молитвенных домов. Все эти приходы, кроме некоторых, расположенных в современных Чистоо-зерном, Купинском, Татарском и Усть-Таркском районах, входили в Томскую епархию [15].
Основным композиционным типом в храмовом строительстве Сибири был и остается трапезный храм. Все обмеренные нами здания имели структуру трапезного храма, или храма «кораблем». Между тем нами было выделено два этапа в православном церковном строительстве на территории области:
Первый этап — начало распространения стиля классицизм в архитектуре Сибири. К рубежу XVШ-XIX вв. в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы и других европейских районов страны стиль классицизм прошел уже 40-летний путь развития и вступил в фазу, именуемую искусствоведами «строгим» или «высоким» стилем [18, с. 358]. В это время в сибирских городах и селах еще шло строительство храмов в стиле барокко, и при сохранении барочной композиции фасадов и планов они стали дополнятся классицистическими деталями. Началось освоение нового стиля. Среди построек этого переходного периода могут быть названы Спасская церковь г. Каинска, освященная в 1804 г. [21]; церковь Петра и Павла с. Чингис, построенная в 1807-1808 гг. [25]; церковь во имя Сретения Господня с приделами в честь Богоявления Господня и Успения Божией Матери, построенная в с. Бердском в 1808 г. «тщанием бывшего управителя Даниилы Басарева с прихожанами» [11].
Первые культовые постройки в стиле классицизм в Сибири связаны с именами губернских архитекторов А.И. Лосева в Восточной Сибири и А.Ф. Гучева на севере Западной Сибири, а на юге Западной Сибири — с именем архитектора Колывано-Воскресенских заводов А.И. Молчанова. В ходе обмерных практик со студентами НГАХА нами была обследована одна из классицистических церквей в селе Легостаево Искитимского района.
Каменный храм в честь Архангела Михаила был построен в селе Легостаево в 1804 г. вместо сгоревшего деревянного (рис. 1-2). Автором проекта стал Андрей Иванович Молчанов, которого композиции классицизма обучил в Санкт-Петербурге Антонио Порта, архитектор Кабинета Его Императорского Величества [2б, с. 198-205]. Вернувшись из Петербурга в Барнаул, Молчанов стал архитектором Колывано-Воскресенских заводов. Кроме легостаевского храма, Молчановым были построены церковь Михаила Архангела в с. Тогульском (1802 г.) и церковь в с. Касмалинском (1810 г.), а в 1803-1816 гг. он достраивал церковь Преображения Господня в Змеиногорском руднике [22, с. 87].
Известно, что в феврале 1799 г. Молчанов отправился в Малышевскую волость «для выбора места под возведение церкви», в это же время он мог посетить Легостаево. Проектируя легоста-евский храм, Молчанов сделал трапезную самой широкой частью здания в связи с размещением в ней придела в честь пророка Божия Илии. Однако в отличие от многопрестольных храмов в стиле барокко, где ширина трапезной была выровнена с притвором (как в Сретенском храме г. Бердска и в церкви с. Касмолинского), притвор с колокольней были сделаны уже и выглядели обособленно. Алтарную часть приделов обычно делали скругленной (как в Преображенской церкви в Иркутске), но у Молчанова трапезная оставлена прямоугольной.
В композиции фасада трапезной найдено неожиданное решение: значимость его подчеркнута четырехколонным портиком из прямоугольных пилястр тосканского ордера. Портик, традиционно сопровождающий в архитектуре классицизма вход в здание, был применен Молчановым на фасаде, входа не имевшем. Целостность композиции фасада придал крупный руст (2х3 кирпича), покрывавший стены абсиды, колокольни и центральной части стен кафоликона, и визуально объединявший их. Этот прием был использован Молчановым во всех проектах построенных им церковных зданий.
В 1910 г. в здании храма был сделан полный ремонт с заменой обветшавшего пола. Рядом с
храмом, у восточной стены, в 1908 г. была возведена часовня над могилой почитавшегося в селе праведника — священника Петра Мухина.
По официальным документам церковь была закрыта в 1940 г., однако фактически это случилось в августе 1937 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, когда последний священник храма о. Яков Мазаев был расстрелян [4]. После этого богослужения в храме не проводились, но здание было арендовано общиной верующих, которые в 1940 г. уже не смогли оплатить аренду и вынуждены были отдать церковь «Легостаевскому сельсовету для оборудования под культурное учреждение» [7]. В трапезной бывшего храма разместили дизельную станцию, в алтаре устроили мельницу. После случившегося летом 1948 г. пожара восстанавливать здание не стали. Уцелевшая трапезная храма некоторое время служила складом цемента.
Легостаевский храм был уникальным памятником архитектуры раннего классицизма в Сибири, авторской работой первого профессионального архитектора Колывано-Воскресенских заводов, в котором проявились типические черты храмовых зданий этого времени и стиля. В настоящее время церковь в руинированном состоянии.
Начиная с 1824 г. церковное строительство в России регулируется при помощи образцовых проектов. Разработанные архитекторами А.А. Михайловым и И.И. Шарлеманем в стиле классицизм 30 проектов церквей и 1 — колокольни были собраны в альбом «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» и разосланы по губерниям для практического применения. Памятников этого периода на территории нашей области нет.
Второй этап — строительство храмов при станциях Великой Сибирской железной дороги.
Следующий этап церковного строительства иллюстрирует храм в честь святых Захария и Елизаветы, находящийся на окраине современного города Каргата Каргатского района Новосибирской области. Раньше это была территория поселка Миргородского Каинской волости Томской губернии, ставшего одной из станций Великой Сибирской железной дороги (ВСЖД) [2а, с. 193-198].
В связи со строительством ВСЖД население Сибири резко увеличилось и потребовалась особая государственная поддержка строительства церквей и школ. Был создан Фонд имени Государя Императора Александра III. Поначалу храмы возводились только при станциях железной дороги, но потом Фонд распространил свою деятельность на помощь переселенцам в удаленных от дороги селениях [19]. В связи с резко возросшим объемом церковного строительства, сибирскими губернскими архитекторами были составлены проекты храмов разной вместимости, каменные и деревянные, с приложением расчетов и смет, специально для строительства в Тобольской и Томской губерниях. Проекты вошли в Атлас, широко использовавшийся по всей Сибири [1]. Стилистически эти проекты опирались на традиции древнерусской архитектуры. Большинство храмов, построенных на территории нашей области между 1853-1917 гг., возведены по проектам из этого Атласа.
Здание храма во имя святых Захария и Елизаветы (родителей Иоанна Крестителя) было построено в 1904 г. по типовому проекту №6 (рис. 3-4) [1, с. 10]. Судя по сохранившейся фотографии, сделанной сразу после окончания строительства, в решение деталей фасада внесены небольшие изменения: боковые прясла стен западного, северного и южного фасадов имеют не треугольные, как в проекте, а лучковые завершения [20, снимок храма между с. 68-69]. Хранящиеся в ГАНО метрические книги церкви во имя св. Захария и Елизаветы охватывают период времени с 1907 по 1919 г. [3]
В 1920-е гг. многие приходы Новониколаевской епархии перешли под юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. Храм Захария и Елизаветы стал кафедральным собором обновленческой церкви [9]. В 1925 г. в селе Миргородском отмечено наличие «староканонической и обновленческой общин верующих» [10].
По воспоминаниям жителей Крестьянской улицы Каргата, церковь была закрыта в 1937 г., а в начале войны в нее перенесли располагавшееся неподалеку чугунолитейное предприятие. Первоначально внутри храма оставались росписи стен, сводов и купола, потом фрески были сбиты, а позже снесены главки, разрушен купол, и церковь превращена в промышленное здание. В настоящее время от здания храма остались только стены, сильно поврежденные в период его использования в качестве производственного помещения. Остатки храма и территория вокруг него находятся во владении Новосибирской митрополии Русской православной церкви.
В октябре 1915 г. началась временная эксплуатация Алтайской железной дороги от Новони-
колаевска до Семипалатинска [14]. Приток населения на сибирские земли продолжался. Вдоль железнодорожной трассы возникали новые поселения и разрастались уже существующие. В пяти километрах от станции Евсино, в старой деревне Шибково (современный Искитимский район) жители собирали средства на возведение церкви. Для строительства был выбран типовой проект №31 деревянной церкви на 500 человек (рис. 5-6) [1, с. 40]. В «Томских Епархиальных ведомостях» появилось сообщение: «2 октября 1916 г. совершено освящение новосооруженной церкви в деревне Шипковой Барнаульского уезда в честь Покрова Пресвятой Богородицы» [16]. Деревянная церковь трапезного типа имела повышенный двухсветный объем кафоликона, завершенный пятью главками, расположенными по углам четырехскатной крыши, и двухъярусную колокольню, украшенную шатром. Стены здания были обшиты досками [2в, с. 248-251].
23 декабря 1938 г. храм по постановлению облисполкома был закрыт [6]. К моменту закрытия он выглядел так: «деревянный, стены прочные, купол разрушен, крест свернут на сторону, покосился. Внутреннего оборудования нет» [5]. После закрытия здание церкви служило складом зерна, в 1964 г. было переоборудовано под клуб, а в 1983 г. сгорело. На момент нашего натурного обследования от Покровской церкви остался фундамент, сложенный из плит природного камня без раствора; фотография фрагмента южной стены здания в 1974 г. и рисунок этого же фасада, выполненный первым милиционером села Иваном Ильичом Лизогубом, вероятно, в 1930 г. [2г, с. 206].
Благодаря масштабному рисунку Лизогуба, фактически являющемуся чертежом, и результатам обмеров фундамента удалось понять, по какому из типовых проектов был выстроен Покровский храм. По этому же проекту, №31Ю, были возведены ныне действующая старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Томске, освященная в 1913 г. [24], и Троицкая церковь села Колбинка Молчановского района Томской области (сгорела в 2009 г.) [23]. Отличительной особенностью Троицкой церкви в Колбинке было устройство глухого барабана центральной главки, в остальном типовой проект и построенные по нему церкви идентичны. На окнах Покровской церкви, по воспоминаниям жителей, стояли металлические решетки, аналогичные решеткам Троицкого храма.
Следующий обследованный нами объект находился в селе Дресвянка Маслянинского района современной Новосибирской области. Сел с таким названием в Барнаульском уезде Томской губернии было два, одно из них после административных преобразований оказалось в Маслянинском районе, второе вошло в состав Каменского округа Алтайского края. Оба поселения были основаны в XVIII в. В «Томских Епархиальных ведомостях» за 1917 г. появилось сообщение об открытии Епархиальным начальством одновременно двух «самостоятельных приходов: при Пророко-Ильинской церкви дер. Дресвянка Барнаульского уезда и Свято-Троицкой церкви дер. Дресвянка Барнаульского уезда, с причтом в составе священника и псаломщика, с отнесением содержания причта на местные средства» [17, с. 336].
В книге «Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае», на с. 237 опубликован «проект деревянной церкви в деревне Дресвянка Барнаульского уезда, ныне Каменский район, 1910 г.» [13]. В основе его композиции — типовой проект №22 из «Атласа...» [1, с. 31], в который были внесены некоторые изменения (рис. 7).
В разрезе к проекту №22 показан подшивной потолок на уровне карниза фасада, то есть под-купольный барабан в проекте не имел окон, значит, верхняя часть кафоликона освещалась тремя верхними квадратными окнами. В проекте для Дресвянки вместо трех окон устроены два боковых, имеющих форму креста, а недостаток света восполнен устройством четырех окон в скатах крыши, значит, уровень потолка в храме поднят выше проектного, вероятно, как в Никольской церкви в райцентре Маслянино Новосибирской области.
Наиболее существенное отличие проектов заключается в устройстве колокольни. В проекте №22 ширина притвора под колокольней меньше ширины трапезной, к которой он примыкает, так что колокольня выглядит врезанной в двускатную крышу трапезной. В проекте для Дресвянки притвор сделан чуть шире трапезной, а по высоте он выровнен с уровнем карниза основного объема храма. Такой вариант решения притвора оказался более функциональным, поскольку в увеличенном объеме удобнее было разместить лестницу на колокольню и церковную лавку. Такое же решение трапезной обнаружено в церкви с. Довольное Доволенского района Новосибирской области, построенной в 1908 г. [8]
Проведенные нами обмеры храма в Дресвянке Маслянинского района привели к убеждению, что храмы в обеих Дресвянках построены по одному проекту, который является скорректированным вариантом типового проекта №22. Другие примеры использования этого проекта на территории Новосибирской области пока не выявлены.
Стоит отметить, что проекты из «Атласа...» широко использовались для строительства по всей России. На Урале, вблизи железнодорожной станции Ерал, в с. Муратовка Ашинского района Челябинской области сохранилась полуразрушенная церковь Дионисия Ареопагита, очень точно воспроизводящая типовой проект №22 [12]. В с. Новая Осиновка Аткарского района Саратовской области в руинообразном состоянии находится церковь Михаила Архангела, возведенная по этому же типовому проекту.
Большая часть хранящихся в ГАНО документов относится к советскому периоду и характеризует взаимоотношения церкви и государства в это сложное для церкви время. После вышедшего 26 января 1918 г. декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви последовала инструкция об изъятии церковных ценностей. Декретом Совнаркома церковное имущество подвергалось национализации. Здания храмов освидетельствовались специально созванной комиссией, составлялась опись имущества, иногда очень подробная и дающая представление о первоначальном состоянии храма. Прихожанам предлагалось здание в аренду на определенные сроки. Жесткие условия аренды приводили к тому, что группы верующих, не оплативших аренду в срок, вынуждены были возвращать здание государству, которое некоторое время не использовало его, специально, чтобы здание начало ветшать и можно было разрушить его под предлогом ветхости. Если же здание было крепким, его приспосабливали под культурные нужды (школу, клуб, кинотеатр) или под хозяйственные — чаще всего под склад зерна. Уполномоченный по делам религии при Совнаркоме ежегодно отчитывался перед центральными властями о закрытии церквей и придании их зданиям «вида, ничем не напоминающего церковь». Так постепенно стиралась историческая память.
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что все строительство церковных зданий во второй половине XIX — начале XX в. велось по типовым проектам, исключения составляли кафедральные храмы крупных городов или частные уникальные заказы. В Новосибирской области сохранились единицы из 310 существовавших в 1924 г. церковных зданий, подавляющее большинство их безвозвратно утрачены. Если посмотреть на эти уничтоженные здания не как на типовое строительство, не представляющее художественной ценности, а увидеть в них утраченные святыни нашей земли, то обретает смысл восстановление их истории и бережное хранение памяти о них.
План храма, по рисунку дочери последнего священника храма, отца Якова Мазаева, расстрелянного в 1837 г.
ъа»Н
"Н оа-
\ ЧИФ*"
vrjYlifje
w ■■ Mi
Ли Л
3 URKef у , fi
> j и-
Священник храма о. Яков Мазаев с супругой Варварой Архиповной
Рис. 1. Храм во имя Михаила Архангела, с. Легостаево. Проект, современное состояние
Рис. 2. Работа студентов под руководством автора на месте храма с. Легостаево
Первосвященник Захария и его жена Елизавета (родители Иоанна Предтечи)
Церковь Захария и Елизаветы с. Миргородского после завершения строительства в 1904 г.
Современное состояние храма
ЙШЖТЪ ШШЕШШН ПЕРШ
ва 225 челойкъ. Н? 6.
№6
Модель церкви, составленная А, Ефимович по обмерам и типовому проекту
Типовой проект
Рис. 3. Церковь во имя святых Захария и Елизаветы, с. Миргородское Убинского уезда Каинской волости Томской губернии
Никольская церковь с. Батурине Касмалинской вол. Томской губ.
Троицкая старообрядческая церковь в г.Томске
Никольский храм Рисунок Покровской церкви с. Шибково, на станции Томск - 2 выполненный милиционером
И. И. Лизогубом в 1930 г.
Троицкая церковь с. Колбинка Мол чаи обского уезда Томской губ.
Рис. 5. Храмы, построенные в Томской губернии по проекту №31
Рис. 4. Работа студентов под руководством автора на месте храма в г. Каргате
Рис. 6. Работа студентов под руководством автора на месте храма в с. Шибково
2013 г., здание Троицкого храма в с. Дресвянка Маслянинского р-на, перестроенное под клуб
Храм Михаила Архангела, с. Новая Осиповка Аткарското р на Саратовской обл. Современное состояние
Храм Сергия Радонежского в с. Довольное Новосибирской области. Снимок 1928 г. (ГАНО }
штетъ даршшк даш
от, КО до 500 чваогЬп
Проект дерееянной церкви в деревне Дреоэннкд Барнаульского уездэ. Ныне Каменский район. 1910 год. ЦХАФ АК. ФЭ1-Ог 1.Д.531
Храм Дионисия Ареопагита с. Муратовка Ашинского р-на Челябинской обл. Современное состояние
Рис. 7. Храмы, построенные по проекту №22
Список использованных источников
I. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода. — М.: Синодальная типография, 1899. — 55 с.
2а. Бахтурова М.С., Илаева Л.А., Хромочкина А.С. Краткая историческая справка о храме во имя св. Захарии и Елисаветы в поселке Миргородском Убинского района Каинской волости Томской губернии, 23 благочиния (ныне г. Каргат) // Баландинские чтения. — 2014. — №1. — С. 193-198.
2б. Борисова А.А., Савчук А.А. Храм Михаила Архангела с. Легостаево и храмы раннего классицизма в Петербурге и Сибири (опыт сравнительного анализа) // Баландинские чтения. — 2014. — №1. — С. 198-205.
2в. Капелева А.С., Одуд Д.М. Из истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Шибково Ис-китимского района Новосибирской области // Баландинские чтения. — 2014. — №1. — С. 248-252.
2г. Васильева Н.М. Архитектурный анализ церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Шибково Искитимского района Новосибирской области // Баландинские чтения. — 2014. — №1. — С. 205-209.
3. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО), Ф. Д. 156. Оп. 1. Ед. хр. 1211-1228.
4. ГАНО. Ф. Р-409. Оп. 1. Д. 615. Л. 1-5.
5. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 29 об.-30
6. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 4. 1939 г. Л. 2.
7. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 101, 108.
8. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 29 (снимок храма).
9. ГАНО. Ф. Р-1978. Оп. 1. Д. 13. Л. 16-19, об.
10. ГАНО. Ф. Р-1978. Оп. 1. Ед. хр. 34 Б, Л. 78, об.
II. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 468.
12. Дионисиевская церковь села Муратовка [Электронный ресурс] // Альбом. Храмы Челябинской области. — URL: http://www.kraeved74.ru/index.php?name=Photos&album=khram-sela-muratovka.
13. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае: XVII — начала XX в. — Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1997. — 407 с., подлинник проекта: ЦХАФ АК, Ф. 31, Оп. 1, Д. 531.
14. История строительства железных дорог Казахстана [Электронный ресурс] // Железнодорожный транспорт в Казахстане. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Железнодорожный.
15. История Новосибирской Митрополии Железнодорожный транспорт в Казахстане [Электронный ресурс] // Православное краеведение. — URL: http:/www.orthedu.ru/nskeparhia.
16. Томские Епархиальные ведомости. — 1916. — №16. — С. 670 .
17. Томские Епархиальные ведомости. — 1917. — №16.
18. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: учебник для вузов. — М.: Архитектура-C, 2009. — 512 с.
19. Сибирские церкви и школы. — СПб., 1903.
20. Сибирские церкви и школы: к десятилетию фонда имени Императора Александра III. 19941904 гг. — СПб., 1904. — 120 с.
21. Спасский собор г. Каинска [Электронный ресурс] // Православное краеведение. — URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/kainsk/1.htm.
22. Степанская Т.М. Архитектура городов-заводов Сибири XVIII — первой половины XIX столетия: учеб. пособие // Т.М. Степанская; Алт. гос. ун-т. — Барнаул, 2004. — 159 с.
23. Троицкая церковь в с. Колбинка [Электронный ресурс] // ВИКИ любит памятники [сайт]. — URL: http://wikilovesmonuments.ru/monument/113614/.
24. Успенская церковь старообрядцев Белокриницкого согласия в Томске. [Электронный ресурс] // Храмы России. — URL: http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=133873.
25. Чингис. Церковь Петра и Павла. [Электронный ресурс] // Народный каталог православной архитектуры. — URL: http://temples.ru/card.php?ID=16271.