Научная статья на тему 'Архитектура церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в С. Константиновка Татарского района Новосибирской области'

Архитектура церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в С. Константиновка Татарского района Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
388
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ЦЕРКВИ / АРХИТЕКТУРА СИБИРИ / СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ / ОБМЕРЫ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Груздева Евгения Александровна

В статье впервые комплексно рассматривается архитектура церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка. Исследование основано на материалах историко-архитектурной экспедиции НАРХИ 1992 г. под руководством С.Н. Баландина и обмерах, выполненных в 2015 г. совместно НГУАДИ и СГУГиТ по заданию ГАУ НСО НПЦ. По результатам исследования проводится сравнительно-сопоставительный анализ существующей церкви с образцовым проектом 1911 г. и проектом храма в имении Синявина из альбома, составленного К. Тоном в 1838 г. Проведенный анализ показал преемственность развития типовой церковной архитектуры в XIX в., а также выявил в планировочных и декоративных решениях церкви характерные для архитектуры Сибири особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Груздева Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of the Church of the Holy Equal Apostles King Constantine and Queen Helena in the Village of Konstantinovka of Tatarsk District of Novosibirsk Region

It is for the first time that the article analyzes the complex architecture of the Church of the Holy Equal Apostles King Constantine and Queen Helena in the Konstantinovka village. The research is based on the materials of historical and architectural expedition in 1992 realized under the guidance of S.N. Balandin; measurements, carried out by scientists of both NSUADA and SSUGT, and according to the instructions of Scientific Industrial Center of preservation of Historical and Cultural Heritage of Novosibirsk District in 2015. The benchmarking study of the present church in comparison with a model project in 1911 and the temple project in the estate of Sinyavino mentioned in the album, composed by K. Ton in 1838 is now being carried out. The performed analysis showed the continuity of the development of a standard church architecture in the XIX century, and also revealed the characteristic features of architecture in Siberia.

Текст научной работы на тему «Архитектура церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в С. Константиновка Татарского района Новосибирской области»

УДК 726

Е.А. Груздева, г. Новосибирск

Архитектура церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка Татарского района Новосибирской области

Аннотация

В статье впервые комплексно рассматривается архитектура церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка. Исследование основано на материалах историко-архитектурной экспедиции НАРХИ 1992 г. под руководством С.Н. Баландина и обмерах, выполненных в 2015 г. совместно НГУАДИ и СГУГиТ по заданию ГАУ НСО НПЦ. По результатам исследования проводится сравнительно-сопоставительный анализ существующей церкви с образцовым проектом 1911 г. и проектом храма в имении Синявина из альбома, составленного К. Тоном в 1838 г. Проведенный анализ показал преемственность развития типовой церковной архитектуры в XIX в., а также выявил в планировочных и декоративных решениях церкви характерные для архитектуры Сибири особенности.

Ключевые слова: типовой проект церкви, архитектура Сибири, сохранение памятников архитектуры, обмеры памятников архитектуры, объекты культурного наследия

Осенью-зимой 2015—2016 гг. были выполнены обмерные исследования церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены, расположенной в с. Константиновка Татарского района Новосибирской области (ул. Юрченко, д. 9а). Исследования проводились совместно с ФГБОУ ВО СГУГиТ в рамках подготовки научно-проектной документации по воссозданию и реставрации объекта культурного наследия регионального значения — церкви во имя Святого равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены — по заданию ГАУ НСО НПЦ. В советский период здание церкви приспосабливалось под иные функции, и ее реставрация до настоящего времени не проводилась, как не выполнялось и комплексное исследование особенностей архитектуры здания.

Каменная однопрестольная церковь в пос. Кон-стантиновском (в настоящее время — с. Константиновка) была возведена в 1900 г. (освящена 20 мая 1900 г.) под руководством крестьянского начальника В.К. Вейса [4, с. 40] на средства из фонда имени Императора Александра III [9]. Церковь названа в честь святых, иконный образ которых был пожалован церкви Великим Князем Константином Константиновичем. При церкви были построены дома для священника и псаломщика и саманная школа, вероятно, возведенная ранее 1899 г. [7] Церковь возведена, предположительно, по образцовому проекту каменной церкви на 350 человек согласно «Атласу планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» 1899 года (проект № 32 издания 1911 г.) [1]. До недавнего времени здание церкви использовалось в качестве производственных помещений для колхозной мельницы [9], что было характерным явлением в годы советской власти. Так, церковь Св. апостола и евангелиста Луки в г. Купино Новосибирской области, построенная по тому же типовому проекту, что и рассматриваемая церковь, была отдана под культурное учреждение [3, с. 221].

Церковь расположена на южной окраине села, на свободной территории, не имеющей четких границ, без каких-либо вспомогательных или служеб-

ных сооружений. Расположенная на равнинных землях Барабинской степи и окруженная невысокими сельскими зданиями церковь является доминантой ландшафта. Здание церкви ориентировано традиционно строго по сторонам света и вытянуто по оси с запада на восток.

Тип церкви трехчастный «кораблем», состоящий из последовательно размещенных на одной оси притвора с колокольней над ним, небольшой трапезной, объема кафоликона и апсиды.

Притвор, лишенный колокольни, и трапезная в настоящее время представляют единый объем, перекрытый более поздней кровлей. В плане его размеры составляют 6,3 на 8,5 м, по внешнему обмеру, при толщине внешних стен притвора около 1,5 м и трапезной до 1 м. Высота по внешнему обмеру 3,9—4 м от уровня цоколя. В южной и северной стенах притвора и трапезной расположено по оконному проему. В экстерьере с южного и северного фасадов притвор выделен фланкирующими пилястрами и двумя рядами вертикальных лопаток по сторонам от окон. Трапезная лишена декоративного оформления, помимо обрамления оконного проема. Ранее, судя по типовому проекту, притвор составлял единое целое с объемом колокольни. Пилястры и лопатки соединялись арками, композиционно перекликаясь с декоративным решением кафоликона. Таким образом, трапезная представляла собой низкий, лишенный декора переход от вытянутого по вертикали объема притвора с колокольней к объему кафоликона.

Объем храма (кафоликон) бесстолпный, кубической формы, в плане размером 10,4x9,9 м и высотой 7 м по внешнему обмеру (4,9х4,7х3,3 саженей). Толщина стен от 0,8 до 1,0 м. Пространство храма перекрыто восьмилопастным сводом с высотой подъема 3,5 м. Переход от квадратного объема кафоликона к восьмилопастному своду осуществлен через тромпы. Объем храма перекрыт оригинальной шатровой кровлей со скошенными гранями, первоначальное покрытие которой частично сохранилось. Первоначально, согласно образцовому проекту, кафоликон был увенчан пятью главками: центральной и четырьмя угловыми, утраченными в настоящее время.

Кровля в настоящее время находится в аварийном состоянии.

В интерьере все части здания церкви соединены арочными проемами, ширина которых расширяется от западного входа к алтарю.

С востока к объему храма примыкает полукруглая апсида. Ее размеры в плане составляют 4,6 м в ширину и 6,2 м в глубину по внешнему обмеру, при толщине стен 0,9—1 м. Так же как и у кафоликона, сохранилось историческое покрытие полусферической крыши.

Входы расположены с трех сторон: со стороны притвора главный западный вход, а также южный и северный входы непосредственно в кафоликон, что является отступлением от типового проекта. Согласно образцовому проекту на месте входов должны были располагаться большие окна в русско-византийском стиле с богатым декоративным решением.

Окна размещены с южного и северного фасадов, в объемах колокольни, трапезной и апсиды. В объеме апсиды расположено два оконных проема, ориентированных на север и юг. Оконные проемы, шириной до 0,8 м и высотой 1,9 м, имеют полуциркульную форму и украшены простыми наличниками с килевидными арками.

Декоративное оформление фасадов церкви представлено плоскими лопатками, пилястрами, полуциркульными арками с килевидным завершением в большинстве случаев, горизонтальными подоконными и подкарнизными профилированными поясами, протянутыми по всему периметру здания. На идентичных южном и северном фасадах главенствует кубический храмовый объем. Декоративные лопатки в виде пилястр кафоликона, объединенные полуциркульной аркой с килевидным завершением, условно делят его фасад на три части: боковые, украшенные простыми филенками, и центральную, в которой размещаются соответственно южный и северный входы, обрамленные порталами. Порталы южного и северного входов повторяют композицию полуциркульной арки на пилястрах кафоликона, но без килевидного завершения (рис. 2).

Притвор со стороны южного и северного фасадов, так же как и основной объем, выделен пилястрами и украшен двумя рядами лопаток по сторонам от окна. С западного фасада притвор фланкируют пилястры, по центру расположен вход, имеющий, так же как северный и южный, портал в виде арки на пилястрах.

В настоящее время церковь пустует и находится в аварийном состоянии. Утрачены колокольня, луковичные главки, крыльца, штукатурная облицовка фасадов, пол внутри церкви, в плохом состоянии находится внутренняя отделка. Для новых функций были сделаны деревянные пристройки и в стенах кафоликона прорублены сквозные отверстия. Сравнение фотофиксаций 1992 и 2015 гг. показало, что за последние 25 лет здание потеряло часть кровельного покрытия, в том числе исторического (рис. 1, 2).

Строительство зданий, в том числе и церковных сооружений, по образцовым проектам было распространенным явлением на протяжении всего XIX в. и в начале XX в. Первый альбом образцовых проектов церквей вышел в 1824 г. и включал в себя собрание планов и фасадов церквей в стиле классицизма [5]. В 1838 г. был выпущен альбом чертежей с проекта-

ми церквей К. Тона в русско-византийском стиле, которые по высочайшему распоряжению желательно было принимать при составлении проектов и строительстве храмов.

В 1899 г. был издан «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях, изданных святейшим синодом». В 1911 г. Атлас был переиздан. Предположительно проект №32 издания 1911 г., принятый для сравнительного анализа с существующим зданием, соответствует этому же номеру проекта издания 1899 г. (лист утрачен).

В основном размеры и пропорции выполнены согласно образцовому проекту, представленному в Атласе (рис. 3, 4). Увеличена толщина наружных стен, что является влиянием климатических особенностей региона. Как уже упоминалось выше, оконные проемы кафоликона в русско-византийском стиле заменены входами с порталами, аналогичными западному.

Исследователями отмечается сходство типовых проектов церквей, выпущенных Священным синодом в 1899 г., с проектами церквей, представленных в издании «Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном» 1838 г. [5] «Однако в проектах сооружений ближайших учеников и приемников Тона можно видеть не прямое повторение, а только влияние его образцов» [6, с. 296]. Образцовый проект № 32 имеет явное сходство объемно-пространственной композиции с проектом церкви К. Тона «... предполагаемой к построению в имении Е.П. Синявина» (рис. 5, 6) [2].

Данный тип храма был довольно популярен и распространен как в Сибири, так и в европейской части России. «В петербургской округе из образцовых проектов наибольшее распространение получил проект трехчастного бесстолпного храма «кораблем», увенчанного одной луковичной главой, с обширной вытянутой по оси трапезной и шатровой колокольней над папертью (по образцу храма в имении Синявина из тоновского альбома). Такие храмы были экономичны и просты в исполнении, они рассчитаны были на небольшое число молящихся, что хорошо подходило для сельских приходов» [6, с. 298].

Сравнивая стилистическое решение проектов 1838 г. и 1911 г., можно отметить значительное его изменение. Если в проекте Тона стилистика церкви простая, лаконичная, тяготеет к русской архитектуре второй половины XVII в., то архитектура фасадов образцового проекта 1911 г. значительно богаче, выполнена в русско-византийском стиле, дополненная классическими элементами и приемами. Дверные проемы северного и южного фасадов заменены окнами со сложным обрамлением, увеличены пропорции кафоликона относительно всего объема церкви. Церковь, построенная в с. Константиновка, в свою очередь, имеет более упрощенное декоративное решение, по сравнению с проектным.

Согласно сборнику «Сибирския церкви и школы» [4, с. 40—41], в период с 1900 по 1902 г. в Казатуль-ской волости Каинского уезда Томкой губернии (в настоящее время часть Татарского района) по тому же типовому проекту построено еще четыре церкви: церковь во имя Св. Евангелиста Луки в пос. Мохо-

вом (ныне не существует), церковь во имя Св. Марии Магдалины в пос. Михайловском (ныне Первомихай-ловка), церковь во имя Муч. Татианы в пос. Николаевском (ныне Николаевка), а также, как следует из материалов сборника ГАУ НСО НПЦ «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области», — церковь Св. апостола и евангелиста Луки в пос. Купино (ныне г. Купино) [3]. Из перечисленных сохранилась церковь в г. Купино, а представление о внешнем облике церкви в пос. Николаевском дает фотография, представленная в сборнике «Сибирския церкви и школы».

Насколько можно судить по сохранившимся данным, все три церкви имеют практически идентичную композицию фасадов, отличаясь лишь решением некоторых декоративных деталей, и в общих чертах следуют образцовому проекту, хоть и с существенным упрощением декора. Значительным отличием от церкви в пос. Николаевском, является замена дверных проемов оконными на южном и северном фасадах здания, также выявленная и в рассматриваемой церкви в с. Константиновка.

Строительство такого большого количества каменных церквей (помимо деревянных, построенных в этот период в Казатульской волости), при том что каменное строительство в Сибири в начале ХХ в. оставалось дорогим, связано, вероятно, с большим притоком переселенцев и предназначением данных земель под переселенческие участки. Исследователи отмечают, что более охотно разрешения на строительство церквей и финансирование выдавались именно для населенных пунктов, предназначенных переселенцам [5], какими являлись пос. Константи-новский, Купино, Николаевский и др. «Комитет Сибирской железной дороги ставил перед собой задачу не только экономического, но и культурного освоения Сибири. В 1894 г. был поднят вопрос о сооружении церквей и школ на главных станциях Великого Сибирского пути за счет «остатков от строительных кредитов» [8, с. 83]. Также на строительство некоторых из перечисленных церквей были внесены пожертвования частными лицами.

Проведенное исследование и сопоставительный анализ с образцовыми проектами и аналогичными церквями, построенными в этот же период в Татарском районе, показал преемственность развития типовой церковной архитектуры в русской провинции. Также были выявлены некоторые особенности, характерные для архитектуры Сибири, такие как значительное увеличение толщины внешних стен и упрощение декоративного решения фасадов. В стилистике построенного здания исчез русско-византийский стиль. Декоративное оформление скорее перекликается со стилистикой проекта К. Тона простыми, лаконичными формами. В декоративном оформлении церкви использованы элементы и приемы классической архитектуры и мотивы русского церковного каменного зодчества XVI в.

В настоящее время в России идет процесс восстановления христианской культуры, возрастает интерес к культовому зодчеству, восстанавливаются памятники церковной архитектуры, являвшиеся значительной частью русской культуры и оказывавшие существенное влияние на развитие архитектуры. В Сибири, активно застраивавшейся в советский пери-

од, восстановление зданий церквей, построенных в конце XIX — начале ХХ в., является важным шагом к сохранению и обогащению культурного и архитектурного наследия.

Список использованных источников

1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание святейшего синода. — М.: Синодальная Типография, 1911.

2. Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном, 1838 г. [Электронный ресурс] — URL: http:/^6^/ catalog/000200_000018_v19_rc_1190554/viewer/

3. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области / Управление по гос. охране объектов культурного наследия Новосибирской области, ГАУ НПЦ НСО. — Кн. 2. Районы и города Новосибирской области. — Новосибирск, 2012. — 332 с.

4. Сибирсш церкви и школы. — СПб., б.и., 1904. — 119 с. [К десятилетию фонда имени императора Александра III (1894—1904)].

5. Волоснов Р.Ю. Сельское культовое зодчество Алтая конца XIX — начала XX в. // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 5 (12). — С. 118—122.

6. Священник Александр Берташ. Церковное строительство в Санкт-Петербургской и Новгородской епархиях по образцовым проектам К.А. Тона // Предмет архитектуры: Искусство без границ / отв. ред. и сост. И.Н. Слюнькова. — М.: Прогресс-Традиция,

2011. — C. 293—304.

7. ГАТО. Библ. Список населенных мест Каинского уезда Томской губернии на 1899 год.

8. Гребенкина А.А., Ростовцева И.Л., Ефимович А.Ю. Сохранение и реконструкция историко-культурного наследия (на материалах церкви святых Захарии и Елисаветы в г. Каргат Новосибирской области) // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». —

2012. — № 2 (6). — C. 81—86.

9. Фонд Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ, коллекция «Материалы экспедиции по выявлению памятников архитектуры в Новосибирской области 1988—1992 гг.». Т. 3. Л. ТР1—8.

10. Фонд Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ. Ф НСО. О. 8. Л. 8. Ф. 1; коллекция «Материалы экспедиции по выявлению памятников архитектуры в Новосибирской области 1988—1992 гг.». Т. 3. Л. ТР 1—8.

Рис. 1. Вид церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка. Фото 1992 г. (Из материалов экспедиции по выявлению памятников архитектуры в Новосибирской области)

Рис. 2. Южный фасад церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка. Фиксация современного состояния. Ортофотоплан А.В. Радзюкевича, 2015 г.

Рис. 3. Сопоставительный анализ церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка с образцовым проектом 1911 г. План. Основа изображения — «Атлас планов...» [1]

Рис. 4. Сопоставительный анализ церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка с образцовым проектом 1911 г. Фасад. Основа изображения — «Атлас планов.» [1]

Рис. 5. Сопоставительный анализ церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка с проектом церкви К. Тона «... предполагаемой к построению в имении Е.П. Синявина». План. Основа изображения — «Церкви, сочиненные.» [2]

t

V

Îl t

Рис. 6. Проект церкви К. Тона «... предполагаемой к построению в имении Е.П. Синявина». Фасад. Основа изображения — «Церкви, сочиненные.» [2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.