УДК 726
Е.А. Груздева, г. Новосибирск
Архитектура церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка Татарского района Новосибирской области
Аннотация
В статье впервые комплексно рассматривается архитектура церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка. Исследование основано на материалах историко-архитектурной экспедиции НАРХИ 1992 г. под руководством С.Н. Баландина и обмерах, выполненных в 2015 г. совместно НГУАДИ и СГУГиТ по заданию ГАУ НСО НПЦ. По результатам исследования проводится сравнительно-сопоставительный анализ существующей церкви с образцовым проектом 1911 г. и проектом храма в имении Синявина из альбома, составленного К. Тоном в 1838 г. Проведенный анализ показал преемственность развития типовой церковной архитектуры в XIX в., а также выявил в планировочных и декоративных решениях церкви характерные для архитектуры Сибири особенности.
Ключевые слова: типовой проект церкви, архитектура Сибири, сохранение памятников архитектуры, обмеры памятников архитектуры, объекты культурного наследия
Осенью-зимой 2015—2016 гг. были выполнены обмерные исследования церкви во имя Святого Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены, расположенной в с. Константиновка Татарского района Новосибирской области (ул. Юрченко, д. 9а). Исследования проводились совместно с ФГБОУ ВО СГУГиТ в рамках подготовки научно-проектной документации по воссозданию и реставрации объекта культурного наследия регионального значения — церкви во имя Святого равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены — по заданию ГАУ НСО НПЦ. В советский период здание церкви приспосабливалось под иные функции, и ее реставрация до настоящего времени не проводилась, как не выполнялось и комплексное исследование особенностей архитектуры здания.
Каменная однопрестольная церковь в пос. Кон-стантиновском (в настоящее время — с. Константиновка) была возведена в 1900 г. (освящена 20 мая 1900 г.) под руководством крестьянского начальника В.К. Вейса [4, с. 40] на средства из фонда имени Императора Александра III [9]. Церковь названа в честь святых, иконный образ которых был пожалован церкви Великим Князем Константином Константиновичем. При церкви были построены дома для священника и псаломщика и саманная школа, вероятно, возведенная ранее 1899 г. [7] Церковь возведена, предположительно, по образцовому проекту каменной церкви на 350 человек согласно «Атласу планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» 1899 года (проект № 32 издания 1911 г.) [1]. До недавнего времени здание церкви использовалось в качестве производственных помещений для колхозной мельницы [9], что было характерным явлением в годы советской власти. Так, церковь Св. апостола и евангелиста Луки в г. Купино Новосибирской области, построенная по тому же типовому проекту, что и рассматриваемая церковь, была отдана под культурное учреждение [3, с. 221].
Церковь расположена на южной окраине села, на свободной территории, не имеющей четких границ, без каких-либо вспомогательных или служеб-
ных сооружений. Расположенная на равнинных землях Барабинской степи и окруженная невысокими сельскими зданиями церковь является доминантой ландшафта. Здание церкви ориентировано традиционно строго по сторонам света и вытянуто по оси с запада на восток.
Тип церкви трехчастный «кораблем», состоящий из последовательно размещенных на одной оси притвора с колокольней над ним, небольшой трапезной, объема кафоликона и апсиды.
Притвор, лишенный колокольни, и трапезная в настоящее время представляют единый объем, перекрытый более поздней кровлей. В плане его размеры составляют 6,3 на 8,5 м, по внешнему обмеру, при толщине внешних стен притвора около 1,5 м и трапезной до 1 м. Высота по внешнему обмеру 3,9—4 м от уровня цоколя. В южной и северной стенах притвора и трапезной расположено по оконному проему. В экстерьере с южного и северного фасадов притвор выделен фланкирующими пилястрами и двумя рядами вертикальных лопаток по сторонам от окон. Трапезная лишена декоративного оформления, помимо обрамления оконного проема. Ранее, судя по типовому проекту, притвор составлял единое целое с объемом колокольни. Пилястры и лопатки соединялись арками, композиционно перекликаясь с декоративным решением кафоликона. Таким образом, трапезная представляла собой низкий, лишенный декора переход от вытянутого по вертикали объема притвора с колокольней к объему кафоликона.
Объем храма (кафоликон) бесстолпный, кубической формы, в плане размером 10,4x9,9 м и высотой 7 м по внешнему обмеру (4,9х4,7х3,3 саженей). Толщина стен от 0,8 до 1,0 м. Пространство храма перекрыто восьмилопастным сводом с высотой подъема 3,5 м. Переход от квадратного объема кафоликона к восьмилопастному своду осуществлен через тромпы. Объем храма перекрыт оригинальной шатровой кровлей со скошенными гранями, первоначальное покрытие которой частично сохранилось. Первоначально, согласно образцовому проекту, кафоликон был увенчан пятью главками: центральной и четырьмя угловыми, утраченными в настоящее время.
Кровля в настоящее время находится в аварийном состоянии.
В интерьере все части здания церкви соединены арочными проемами, ширина которых расширяется от западного входа к алтарю.
С востока к объему храма примыкает полукруглая апсида. Ее размеры в плане составляют 4,6 м в ширину и 6,2 м в глубину по внешнему обмеру, при толщине стен 0,9—1 м. Так же как и у кафоликона, сохранилось историческое покрытие полусферической крыши.
Входы расположены с трех сторон: со стороны притвора главный западный вход, а также южный и северный входы непосредственно в кафоликон, что является отступлением от типового проекта. Согласно образцовому проекту на месте входов должны были располагаться большие окна в русско-византийском стиле с богатым декоративным решением.
Окна размещены с южного и северного фасадов, в объемах колокольни, трапезной и апсиды. В объеме апсиды расположено два оконных проема, ориентированных на север и юг. Оконные проемы, шириной до 0,8 м и высотой 1,9 м, имеют полуциркульную форму и украшены простыми наличниками с килевидными арками.
Декоративное оформление фасадов церкви представлено плоскими лопатками, пилястрами, полуциркульными арками с килевидным завершением в большинстве случаев, горизонтальными подоконными и подкарнизными профилированными поясами, протянутыми по всему периметру здания. На идентичных южном и северном фасадах главенствует кубический храмовый объем. Декоративные лопатки в виде пилястр кафоликона, объединенные полуциркульной аркой с килевидным завершением, условно делят его фасад на три части: боковые, украшенные простыми филенками, и центральную, в которой размещаются соответственно южный и северный входы, обрамленные порталами. Порталы южного и северного входов повторяют композицию полуциркульной арки на пилястрах кафоликона, но без килевидного завершения (рис. 2).
Притвор со стороны южного и северного фасадов, так же как и основной объем, выделен пилястрами и украшен двумя рядами лопаток по сторонам от окна. С западного фасада притвор фланкируют пилястры, по центру расположен вход, имеющий, так же как северный и южный, портал в виде арки на пилястрах.
В настоящее время церковь пустует и находится в аварийном состоянии. Утрачены колокольня, луковичные главки, крыльца, штукатурная облицовка фасадов, пол внутри церкви, в плохом состоянии находится внутренняя отделка. Для новых функций были сделаны деревянные пристройки и в стенах кафоликона прорублены сквозные отверстия. Сравнение фотофиксаций 1992 и 2015 гг. показало, что за последние 25 лет здание потеряло часть кровельного покрытия, в том числе исторического (рис. 1, 2).
Строительство зданий, в том числе и церковных сооружений, по образцовым проектам было распространенным явлением на протяжении всего XIX в. и в начале XX в. Первый альбом образцовых проектов церквей вышел в 1824 г. и включал в себя собрание планов и фасадов церквей в стиле классицизма [5]. В 1838 г. был выпущен альбом чертежей с проекта-
ми церквей К. Тона в русско-византийском стиле, которые по высочайшему распоряжению желательно было принимать при составлении проектов и строительстве храмов.
В 1899 г. был издан «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях, изданных святейшим синодом». В 1911 г. Атлас был переиздан. Предположительно проект №32 издания 1911 г., принятый для сравнительного анализа с существующим зданием, соответствует этому же номеру проекта издания 1899 г. (лист утрачен).
В основном размеры и пропорции выполнены согласно образцовому проекту, представленному в Атласе (рис. 3, 4). Увеличена толщина наружных стен, что является влиянием климатических особенностей региона. Как уже упоминалось выше, оконные проемы кафоликона в русско-византийском стиле заменены входами с порталами, аналогичными западному.
Исследователями отмечается сходство типовых проектов церквей, выпущенных Священным синодом в 1899 г., с проектами церквей, представленных в издании «Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном» 1838 г. [5] «Однако в проектах сооружений ближайших учеников и приемников Тона можно видеть не прямое повторение, а только влияние его образцов» [6, с. 296]. Образцовый проект № 32 имеет явное сходство объемно-пространственной композиции с проектом церкви К. Тона «... предполагаемой к построению в имении Е.П. Синявина» (рис. 5, 6) [2].
Данный тип храма был довольно популярен и распространен как в Сибири, так и в европейской части России. «В петербургской округе из образцовых проектов наибольшее распространение получил проект трехчастного бесстолпного храма «кораблем», увенчанного одной луковичной главой, с обширной вытянутой по оси трапезной и шатровой колокольней над папертью (по образцу храма в имении Синявина из тоновского альбома). Такие храмы были экономичны и просты в исполнении, они рассчитаны были на небольшое число молящихся, что хорошо подходило для сельских приходов» [6, с. 298].
Сравнивая стилистическое решение проектов 1838 г. и 1911 г., можно отметить значительное его изменение. Если в проекте Тона стилистика церкви простая, лаконичная, тяготеет к русской архитектуре второй половины XVII в., то архитектура фасадов образцового проекта 1911 г. значительно богаче, выполнена в русско-византийском стиле, дополненная классическими элементами и приемами. Дверные проемы северного и южного фасадов заменены окнами со сложным обрамлением, увеличены пропорции кафоликона относительно всего объема церкви. Церковь, построенная в с. Константиновка, в свою очередь, имеет более упрощенное декоративное решение, по сравнению с проектным.
Согласно сборнику «Сибирския церкви и школы» [4, с. 40—41], в период с 1900 по 1902 г. в Казатуль-ской волости Каинского уезда Томкой губернии (в настоящее время часть Татарского района) по тому же типовому проекту построено еще четыре церкви: церковь во имя Св. Евангелиста Луки в пос. Мохо-
вом (ныне не существует), церковь во имя Св. Марии Магдалины в пос. Михайловском (ныне Первомихай-ловка), церковь во имя Муч. Татианы в пос. Николаевском (ныне Николаевка), а также, как следует из материалов сборника ГАУ НСО НПЦ «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области», — церковь Св. апостола и евангелиста Луки в пос. Купино (ныне г. Купино) [3]. Из перечисленных сохранилась церковь в г. Купино, а представление о внешнем облике церкви в пос. Николаевском дает фотография, представленная в сборнике «Сибирския церкви и школы».
Насколько можно судить по сохранившимся данным, все три церкви имеют практически идентичную композицию фасадов, отличаясь лишь решением некоторых декоративных деталей, и в общих чертах следуют образцовому проекту, хоть и с существенным упрощением декора. Значительным отличием от церкви в пос. Николаевском, является замена дверных проемов оконными на южном и северном фасадах здания, также выявленная и в рассматриваемой церкви в с. Константиновка.
Строительство такого большого количества каменных церквей (помимо деревянных, построенных в этот период в Казатульской волости), при том что каменное строительство в Сибири в начале ХХ в. оставалось дорогим, связано, вероятно, с большим притоком переселенцев и предназначением данных земель под переселенческие участки. Исследователи отмечают, что более охотно разрешения на строительство церквей и финансирование выдавались именно для населенных пунктов, предназначенных переселенцам [5], какими являлись пос. Константи-новский, Купино, Николаевский и др. «Комитет Сибирской железной дороги ставил перед собой задачу не только экономического, но и культурного освоения Сибири. В 1894 г. был поднят вопрос о сооружении церквей и школ на главных станциях Великого Сибирского пути за счет «остатков от строительных кредитов» [8, с. 83]. Также на строительство некоторых из перечисленных церквей были внесены пожертвования частными лицами.
Проведенное исследование и сопоставительный анализ с образцовыми проектами и аналогичными церквями, построенными в этот же период в Татарском районе, показал преемственность развития типовой церковной архитектуры в русской провинции. Также были выявлены некоторые особенности, характерные для архитектуры Сибири, такие как значительное увеличение толщины внешних стен и упрощение декоративного решения фасадов. В стилистике построенного здания исчез русско-византийский стиль. Декоративное оформление скорее перекликается со стилистикой проекта К. Тона простыми, лаконичными формами. В декоративном оформлении церкви использованы элементы и приемы классической архитектуры и мотивы русского церковного каменного зодчества XVI в.
В настоящее время в России идет процесс восстановления христианской культуры, возрастает интерес к культовому зодчеству, восстанавливаются памятники церковной архитектуры, являвшиеся значительной частью русской культуры и оказывавшие существенное влияние на развитие архитектуры. В Сибири, активно застраивавшейся в советский пери-
од, восстановление зданий церквей, построенных в конце XIX — начале ХХ в., является важным шагом к сохранению и обогащению культурного и архитектурного наследия.
Список использованных источников
1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание святейшего синода. — М.: Синодальная Типография, 1911.
2. Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном, 1838 г. [Электронный ресурс] — URL: http:/^6^/ catalog/000200_000018_v19_rc_1190554/viewer/
3. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области / Управление по гос. охране объектов культурного наследия Новосибирской области, ГАУ НПЦ НСО. — Кн. 2. Районы и города Новосибирской области. — Новосибирск, 2012. — 332 с.
4. Сибирсш церкви и школы. — СПб., б.и., 1904. — 119 с. [К десятилетию фонда имени императора Александра III (1894—1904)].
5. Волоснов Р.Ю. Сельское культовое зодчество Алтая конца XIX — начала XX в. // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 5 (12). — С. 118—122.
6. Священник Александр Берташ. Церковное строительство в Санкт-Петербургской и Новгородской епархиях по образцовым проектам К.А. Тона // Предмет архитектуры: Искусство без границ / отв. ред. и сост. И.Н. Слюнькова. — М.: Прогресс-Традиция,
2011. — C. 293—304.
7. ГАТО. Библ. Список населенных мест Каинского уезда Томской губернии на 1899 год.
8. Гребенкина А.А., Ростовцева И.Л., Ефимович А.Ю. Сохранение и реконструкция историко-культурного наследия (на материалах церкви святых Захарии и Елисаветы в г. Каргат Новосибирской области) // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». —
2012. — № 2 (6). — C. 81—86.
9. Фонд Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ, коллекция «Материалы экспедиции по выявлению памятников архитектуры в Новосибирской области 1988—1992 гг.». Т. 3. Л. ТР1—8.
10. Фонд Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ. Ф НСО. О. 8. Л. 8. Ф. 1; коллекция «Материалы экспедиции по выявлению памятников архитектуры в Новосибирской области 1988—1992 гг.». Т. 3. Л. ТР 1—8.
Рис. 1. Вид церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка. Фото 1992 г. (Из материалов экспедиции по выявлению памятников архитектуры в Новосибирской области)
Рис. 2. Южный фасад церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка. Фиксация современного состояния. Ортофотоплан А.В. Радзюкевича, 2015 г.
Рис. 3. Сопоставительный анализ церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка с образцовым проектом 1911 г. План. Основа изображения — «Атлас планов...» [1]
Рис. 4. Сопоставительный анализ церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка с образцовым проектом 1911 г. Фасад. Основа изображения — «Атлас планов.» [1]
Рис. 5. Сопоставительный анализ церкви во имя Равноапостольного Царя Константина и Царицы Елены в с. Константиновка с проектом церкви К. Тона «... предполагаемой к построению в имении Е.П. Синявина». План. Основа изображения — «Церкви, сочиненные.» [2]
t
V
Îl t
Рис. 6. Проект церкви К. Тона «... предполагаемой к построению в имении Е.П. Синявина». Фасад. Основа изображения — «Церкви, сочиненные.» [2]