Рис. 5. 3D-модель здания храма в 2013 г. Автор Ф. Гузев
Список использованных источников
1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода. — М.: Синодальная типография, 1899.
2. Край родной — Маслянинский / Сайт МОУ Березовской СОШ [Электронный ресурс]. — URL: http://berezamas.my1.ru/publ/quotkraj_rodnoj_masljaninskijquot/1-1-0-20 (дата обращения 30.07.2014).
3. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 3. Начато 1938 г., оконч. 1942 г. на 32 л., Л. 18. Об. 19. Лего-стаевский район.
4. ГАНО. Ф. Р-474. Оп. 1. Ед. хр. 1966, 1933 г., на 90 л. Л. 85.
5. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 51.
6. Деревня Дресвянка в прошлом, настоящем и будущем: Исторический очерк ученицы 8 кл. Власовой Ксении. Науч. рук. Н.В. Куликов.
7. Томские епархиальные ведомости. — 1917. — №16.
УДК 72.007 ББК 85.113
Г.С. Козлова, г. Иркутск
Ревалоризация архитектурного ансамбля Чудотворской церкви в г. Иркутске
Аннотация
Статья посвящена эволюции формирования ансамбля Чудотворской церкви в XVIII — начале XX в. в г. Иркутске. Кульминационным этапом развития ансамбля явилось размещение Иркутской таможни на прилегающей к храму территории в 1880-е гг. В этот период новые здания управления иркутской таможни, ориентированные на набережную Ангары, составили архитектурный ансамбль с храмом. Не случайно интерес к воссозданию ансамбля Чудотворской церкви и зданий таможни возник именно у дирекции таможни в связи с формированием экспозиции музея. Студенты-архи-
текторы Института архитектуры и строительства Иркутского государственного технического университета под руководством автора статьи выполнили макеты, воссоздающие исторический облик таможни и Чудотворской церкви. Работа по ревалоризации храмового ансамбля еще продолжается.
Ключевые слова: Чудотворская церковь, утраченное архитектурное наследие Иркутска, ревалоризация архитектурного ансамбля.
Под ревалоризацией архитектурного ансамбля понимается необходимое возвращение историко-культурному объекту, в данном случае Чудотворской церкви, если не его физического состояния, то хотя бы документального: воссоздание его истории, утраченных чертежей и его исторической ценности в сознании социума. Эта работа началась более 10 лет назад, когда дирекция музея Иркутской таможни обратилась с просьбой к декану архитектурного факультета Иркутского государственного технического университета сделать макеты таможенных зданий и квартала, занимаемого Иркутской таможней в конце XIX — начале XX в. со всеми историческими постройками. Для музея истории Иркутской таможни студенты-архитекторы выполнили ряд макетов по воссозданию архитектурного облика квартала и утраченных исторических построек, в том числе Чудотворской церкви — памятника архитектуры XVIII — начала XX в. Работники музея преследовали благородную цель патриотического воспитания и бережного отношения к объектам культурного наследия. Они заботились о том, чтобы донести достоверную, наглядную историческую информацию потомкам. Решение этой задачи превратилось для нас, исполнителей заказа, в настоящее исследование, а работа по воссозданию архитектурного облика Чудотворской церкви растянулась на многие годы из-за отсутствия необходимой информации. Эта работа многих студенческих групп под руководством автора превратилась в своеобразную творческую лабораторию по ревалоризации Чудотворского ансамбля и воспитанию будущих зодчих, реставраторов.
Целью настоящего исследования являлось: воссоздание не только утраченных чертежей и архитектурного облика объекта, но и эволюционных этапов его исторического развития. Объектами исследования являлись прежде всего: Чудотворская церковь, уничтоженная в 1930-е гг. советской власти вместе со многими другими культовыми зданиями Иркутска; и исторические здания Иркутской таможни, также разрушенные в годы советской власти (рис. 1).
С момента поступления этого заказа на кафедру истории архитектуры и основ проектирования учебная летняя практика студентов 1-го курса наряду с изучением и обмерами объектов архитектурного наследия Иркутска приобрела еще одну тему — исследование утраченных архитектурных памятников с целью их последующего воссоздания. В период учебной практики студентами гр. А-00-1: С.А. Александровым, Е.В. Золотухиным, А.И. Козак, А.В. Кулаковой, Е.А. Пермяковым и др. были выполнены макеты исторических зданий Иркутской таможни (деревянного здания главного управления таможни и каменного одноэтажного здания с соединительной галереей). Внешний вид и объемная композиция зданий были воссозданы по архивным чертежам и документам, предоставленным заказчиком. Этот период характерен плодотворным творческим сотрудничеством с работниками музея Иркутской таможни, в частности с Вячеславом Григорьевичем Шафоростовым (главным инспектором таможни), оказавшим активную помощь в поиске архивных материалов как по объектам таможни, так и по Чудотворской церкви, а также предоставлению материалов для выполнения макетов.
Макеты зданий таможни были переданы в музей, но экспозицию предполагалось дополнить воссозданием таможенного двора и Чудотворской церкви, являющейся главным звеном в этом историческом ансамбле. С этой задачей справились значительно позже студенты гр. ДАС-07-1: А.Б. Агумава, Г.А. Душин, Д.А. Кулешов, Б.В. Борисов. Ими был выполнен макет таможенного двора со зданиями таможни и хозяйственными постройками конца XIX в. в масштабе 1:200. Анжеликой Агумавой был выполнен макет Чудотворской церкви (рис. 2).
В задачу восстановления модели квартала входило воссоздание объемной композиции Чудотворской церкви, которая являлась не только соседним с территорией таможни объектом, но и композиционной доминантой в ансамбле всего квартала. До выполнения этого макета прошло несколько лет поисковой работы по восстановлению архитектурного облика Чудотворской церкви.
Задача осложнялась тем, что чертежи этого памятника были утрачены, описания размеров здания, найденные в архивных документах (церковных летописях, описях имущества и оценочной стоимости храма), были весьма обрывочны и противоречивы. Архитектура церкви за время более чем 200-летнего своего существования несколько перестраивалась и меняла свой образ. Это было связано с повреждениями храма после пожаров и других стихийных бедствий, а также со стилевыми предпочтениями общества. За основу восстановления чертежей Чудотворской церкви были взяты исторические фотографии середины XIX — начала XX в., рисунки первой половины XIX в. и исторические документы, которые сохранились в Государственном архиве Иркутской области. Краткая история строительства храма, описание его объемно-пространственной композиции и стилистики отражены в альбоме И.В. Калининой «Православные храмы Иркутской епархии XVII — начала XX века». Общие виды Чудотворской церкви в панораме Иркутска конца XIX — начала XX опубликованы в историко-библиографическом альбоме-каталоге С.И. Медведева «Иркутск на почтовых открытках». Оба этих издания легли в основу начала исследовательской работы студентов по ревалоризации данного ансамбля.
В данной статье впервые будет представлен материал архивных исследований автора по объекту, с помощью которого удалось восстановить ход эволюционного формирования храмового ансамбля. Необходимо отметить, что название церкви используется более распространенное и привычное для населения — Чудотворская, тогда как в исторических описаниях встречаются следующие названия церкви: Прокопьевская, Градо-Иркутская Прокопьевская, Чудотворо-Прокопьевская и другие вариации.
Церковная летопись повествует, что первоначально деревянная церковь была построена в 1703 г. выходцами из Великого Устюга, принесшими с собой в Иркутск икону Прокопия и Иоанна Чудотворцев и давшей название самому храму. На первом топографическом плане Иркутска, составленным в 1729 г. геодезистом М. Зиновьевым, запечатлен первоначальный облик деревянного храма. Деревянная церковь была, скорее всего, однопрестольной, построенной в сложившихся к этому периоду в Иркутске традициях деревянного зодчества. Доминанту композиции формировал четверик храма, завершенный восьмериком с высоким шатром. Для размещения храма была выбрана выразительная ландшафтная ситуация набережной реки Ангары в месте ее характерного поворота.
В августе 1748 г. деревянная церковь сгорела, однако к этому времени рядом с ней уже было начато строительство каменного здания церкви (1740-е гг.) на средства молодого иркутского купца М.И. Глазунова, 23 лет, также выходца из Великого Устюга, являющегося президентом Иркутского магистрата. Так как строительство еще не было окончено, 10 ноября 1749 г. освятили только один престол во имя Сретения Господня, расположенный в северном приделе (10 октября 1778 г. он был перенесен в главный нижний придел). Позже образовалось еще два престола. Под колоколами разместился престол во имя Чуда архистратига Михаила в Хонех, то есть в честь небесного покровителя иркутского купца. Сохранился Указ Иркутской духовной консистории от 13 мая 1751 г. на имя иркутского посадского М.Е. Шутова, разрешающий строить в Иркутске при Прокопьевской церкви каменную колокольню и в ней придел во имя архистратига Михаила. Главный престол во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 5 августа 1767 г.
Чудотворская церковь была построена на высоком каменном подклете, предназначенном для складов, в традициях древнерусского зодчества. Однако в связи с необходимостью расширения приходов с 1754 г. была произведена некоторая перепланировка церкви, и в нижнем подклетном этаже устроили невысокий храм с двумя престолами. На рисунке первой трети XVIII в. (рис. 3а) видно, что нижний этаж имел оконные проемы и отличался скупым декоративным убранством. Пол нижнего этажа был значительно опущен в землю.
К началу XIX в. сформировался храмовый ансамбль, трехпридельный, трехкупольный, имеющий пять престолов:
- в храме под колоколами разместился престол во имя архистратига Михаила (освящен 17 июня 1765 г. и позже 23 августа 1881 г.);
- в верхнем храме образовалось два престола: в главном приделе — во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев (освящен 25 августа 1767 г., затем, по случаю поправок — 7 октября 1845 г., и новый приход — 7 января 1890 г); в северном приделе — во имя Параскевы Пятницы (27 ноября
1754 г., обновлен и снова освящен 16 июня 1846 г., затем 7 января 1890 г.);
- в нижнем храме разместилось два престола: в главном приделе — во имя Сретения Господня (освящен по случаю перенесения 10 ноября 1779 г., повторно обновлен и освящен 28 октября 1843 г.); в северном приделе внизу — во имя Иннокентия I Епископа Иркутского (освящен 20 ноября 1809 г., обновлен 18 марта 1844 г.).
Из описи храма 1869 г. известны основные габариты здания: в длину 22 сажени с аршином и в ширину 9,5 сажень [1]. В описи подробно описаны основные помещения, их отделка и убранство храма. Планы этажей и фасады церкви с Набережной улицы, а также план площади вокруг церковного здания были сняты и утверждены геодезистом Иваном Кожевиным в 1825 г. и подписаны губернским архитектором Крутиковым. Эти документы утрачены, возможно, сгорели во время пожара. Архивные данные легли в основу воссоздания чертежей храма, исследования его объемно-планировочной структуры.
В эволюционном формировании храмового ансамбля Чудотворской церкви можно выделить три основных этапа.
Первый период (1740-1840-е гг.) связан с формированием храмового ансамбля. Во второй половине XVIII столетия Иркутск становится столицей Сибири, население увеличивается, разрастаются и церковные приходы. В этот период складывается объемно-планировочная структура многопридельного храма с четкой функционально-пространственной организацией. В структуре ансамбля выделяются четверики храмов, завершенные куполами на ступенчато убывающих восьмериках. Доминирует вертикальный объем колокольни под шпилем. Постановка колокольни сформировала западно-восточную ось храма и уравновесила асимметричную объемно-планировочную композицию основного здания. С востока каждый храм завершает пятигранная апсида, в которой размещается алтарь. Каждая апсида имеет купольную главку на восьмерике. С западной стороны к храму примыкает трапезная высотою, равной апсиде. Боковой придел компонуется к трапезной и четверику. С запада и юга к храму примыкает 2-этажный притвор с крыльцом, развивающий идею галереи-гульбища. В притворе размещаются паперти храмов и лестницы, ведущие к ним. Все подсобные помещения — лестницы, кладовые, сторожка, ризница — также находятся в объеме притвора. Все приделы внутри здания связаны системой пешеходных коммуникаций, и каждый имеет отдельный вход с паперти. Над каменным крыльцом надстроен деревянный объем, в котором размещена трапезная храма под колоколами. Планы этажей и фасады церкви с Набережной улицы, а также план площади вокруг церковного здания были сняты и утверждены геодезистом и рисовальщиком Иваном Кожевиным в 1825 г. Возможно, им же был сделан рисунок северного фасада церкви — единственный сохранившийся документ этого периода (рис. 3а).
В этот период формируется архитектурно-декоративное решение Чудотворского ансамбля. Он приобретает характерные стилистические черты, которые определяют в дальнейшем самобытность местной школы в культовом зодчестве Иркутска XVIII — начала XIX в. Строительство Чудотворской церкви явилось началом создания своеобразного ансамбля храмов сибирского барокко в Иркутске [3]. В декоре фасадов храма применялись такие декоративные темы, как, например, заглубленные панно различной геометрической формы, перспективные наличники окон с характерным зигзагообразным стрельчатым завершением, которые получили дальнейшее развитие и интерпретации в церковной архитектуре сибирского барокко (Крестовоздвиженская, Троицкая, Тихвинская, Владимирская церкви).
Построенная четвертой из каменных храмов (после Спасского, Богоявленского, Знаменского) Чудотворская церковь не имела прямых аналогов, но испытывала влияние деревянной архитектуры (высокий подклет, «клетность» в целом, вариации сочетаний четверик-восьмерик, луковичные завершения куполов), а также традиций каменного храмового зодчества, распространившихся к этому времени по всей Восточной Сибири. Большое влияние на формы религиозной архитектуры в Сибири оказывала Москва. Культура Русского Севера, в том числе Великий Устюг, также влияла на церковную архитектуру Иркутска. Декоративная стилистика и разнообразие форм находятся под влиянием украинских и восточноазиатских мотивов. С получением статуса города в 1686 г. Иркутск устанавливает торговые связи с Китаем, который сразу становится для него и источником культурного влияния.
Второй период (1840-е — 1879 г.) характеризуется поправками храма, внутренними и внешними, преобразившими его облик в классических традициях новой эпохи. Так, двухэтажное крыльцо приобретает вид портала, завершенного треугольным фронтоном, колокольня достраивается на один ярус и завершается куполом вместо старого шпиля. В результате преобразований композиция храмового ансамбля приобретает эклектические черты, теряет первоначальную монументальность и своеобразие, доминируют горизонтальные членения фасадов и ярусная типология завершений. Вместе с тем поперечный двухэтажный объем паперти, увенчанный треугольным фронтоном, подчеркнул крестообразную структуру храма и внес регулярность и упорядоченность в общую живописную композицию ансамбля. Второй сохранившийся рисунок, характеризующий преобразования храма, скорее всего, принадлежал иркутскому архитектору А.В. Васильеву, которому и было поручено сделать проект реконструкции здания (рис. 3б).
В период 1843-1846 гг. летописи отмечают освящение приделов храма после поправок. Эти изменения в облике храма подтверждают также фотографии А.К. Гофмана 1860-х гг. [4]. Первоначальная крыша над храмом и деревянное крыльцо обветшали, на средства иркутского купца П.И. Саламатова крыльцо переделано и крыша покрыта во всем храме листовым железом. Поправки и обновления производились также на пожертвования прихожан.
Обновленная церковь опять была подвергнута испытаниям. В 1861 г. 31 декабря церковь пострадала от землетрясения. В 1870 г. в январе месяце произошел разлив Ангары, и нижний храм был подтоплен на аршин, вода простояла до февраля. Значительные повреждения церковь получила во время пожара 22-24 июня 1879 г. Это был один из самых ужасных иркутских пожаров, когда 22 и 24 июня практически выгорел весь центр города. От храма остались только обгорелые поврежденные стены. Многие кресты сплавились. Большой купол упал и повредил каменные своды храма под колоколами [6, с. 397].
Третий период - восстановление церкви после пожара в 1879 г. и в последующие 1880-е гг. После значительных повреждений предполагалось упразднить храм во имя архистратига Михаила, но нашлись жертвователи, храм снова воскрес и преобразился. 23 августа 1881 г. освящен престол в здании колокольни. Восстанавливал храм после пожара мастер каменных дел И. Чаглых (или Часлых). Основное здание восстанавливалось пять лет. Активное участие в сборе необходимых средств на исправления принимал протоирей церкви Г.А. Шергин. Возможно также, что он являлся идейным наставником в создании нового образа церковного здания. Увлечения древнерусской архитектурой в конце XIX в. повлияли на архитектурное решение обновленного храма. Декоративное убранство в виде кокошников в основании куполов храма и колокольни преобразили его. Также была очередная перестройка крыльца: боковые его крылья стали одноэтажными, верхняя деревянная надстройка второго этажа продлила четверик храма под колоколами и, соответственно, изменила пропорции его трапезной. В этот период общая длина храма становится равной 24 саженям. В целом объемная композиция храмового ансамбля получила динамичное осевое развитие, еще больше соответствующее образу корабля. Классические темы декора западного притвора и колокольни, ритм стройных лопаток подчеркнули вертикальную устремленность объемов здания, придав им большую легкость.
К сожалению, утеряны чертежи и документы этого периода развития храмового ансамбля, но многочисленные фотографии и открытки говорят о том, что горожане полюбили именно этот облик Чудотворской церкви. Архитектура приобрела наконец оригинальный образ в ансамбле других храмов Иркутского барокко. Создан оригинальный, запоминающийся, изящный образ.
7 января 1890 г. образовался новый приход храма во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев и мученицы Параскевы. Видимо, это было связано с общей тенденцией упразднения приделов. В 1899 г. в главном престоле во славу Сретения (нижний храм) церковь отметила праздник 150-ти лет существования храма в каменном его строении [2].
Период восстановления храма знаменателен еще одним важным событием. В 1883 г. на соседнем участке началось строительство зданий Иркутской таможни военным инженер-капитаном В.Н. Каразиным. В 1876 г. 25 октября Иркутская таможня была переведена из здания у торговых рядов в здание городского общественного управления. Это старинное здание в 1761 г. было построено М. Глазуновым и являлось первым каменным жилым домом. В 1786 г. оно было выкуплено
у наследников Глазунова для резиденции Иркутской городской думы. Старый каменный дом был перестроен под здание таможни и представлял собой классический образец каменной застройки деловой части Иркутска XIX в. (горизонтальные тяги по уровню цоколя и карниза, арочные окна с наличниками, рустовка углов, пилястры, рельефные геометрические элементы — основной декор здания). Рядом построено главное двухэтажное деревянное здание управления таможни и другие постройки по границам таможенного двора. Со стороны Набережной улицы новые здания и сооружения гармонично дополнили ансамбль Чудотворской церкви, которая стала для Иркутской таможни приметным объемно-пространственным ориентиром, а также добрым знаком в развитии международных торговых связей Иркутска и сохранения его границ. Сохранились чертежи таможенных зданий и фотография фрагмента панорамы Набережной улицы. Именно эти материалы послужили основой воссоздания северного фасада Чудотворской церкви, сопоставления масштаба и пропорций зданий таможни и храма (рис. 1).
Иркутская таможня была закрыта 3 февраля 1925 г. Еще раньше, 28 марта 1923 г. произошло изъятие церковных ценностей у Чудотворо-Прокопьевской церкви. С 1925-го она еще состояла на учете как памятник архитектуры и охранялась государством, что было подтверждено постановлением СНК РСФСР. В 1930 г. секретариатом Исполнительного комитета Иркутска было принято постановление, что собор «в архитектурном отношении не представляет какой-либо ценности». 1 августа 1930 г. Президиум городского Совета передал здание Чудотворской церкви дирекции строящейся Иркутской чаепрессовочной фабрики. Сначала церковь использовали под склад, но в 1932 г. разобрали ее кирпичную кладку и вскоре снесли. Сейчас на месте, где стояла церковь, на углу улицы Бограда и Цесовской Набережной расположен трехэтажный жилой дом. Так закончилась эволюция этого удивительного памятника архитектуры, причисленного позже к утраченным объектам наследия.
Утраченный памятник имел историко-архитектурную ценность и занимал важное место в архитектурно-пространственной композиции города. Обладая традиционным приемом компоновки основных объемов храма и типом объемно-пространственной композиции — малый восьмерик на четверике — сооружение выделялось живописным абрисом, скульптурной пластикой фасадов, оригинальным декоративном убранством и неповторимым, летящим, стройным образом корабля или маяка, парящим над стремительными водами реки Ангары. Изначально являясь сплавом Московской, Велико-Устюжской школ и азиатского влияния, архитектура Чудотворского храма на примере своей стилистической эклектики показала возможности композиционного слияния эпох и времени в едином рукотворном ансамбле, создаваемом, разрушаемом и вновь возрождаемом в образе, отражающем духовные и культурные потребности общества.
В 1930-е гг. печальная участь постигла и другие памятники культового зодчества. Снесены еще два памятника сибирской барочной школы — Вознесенская и Тихвинская церкви, взорван Казанский кафедральный собор. Из сохранившихся объектов барокко в Иркутске большой интерес представляют: Богоявленский собор, Спасская, Крестовоздвиженская, Знаменская, Троицкая, Преображенская (классицизм с элементами барокко), воссозданные Владимирская и Харлампиевская церкви. Эти объекты изучаются студентами как аналоги, имеющие большое значение в разработке темы «Ревалоризация архитектурного ансамбля Чудотворской церкви».
Важные этапы этой разработки:
- построение панорамы зданий Иркутской таможни и Чудотворской церкви в чертеже с отмывкой тушью (студенты гр. ДАС-02-2: Л.В. Козлова, К.Г. Олейникова, Е.С. Повонский, П.Л. Поздняков, А.Р. Хайрутдинова, А.Ю. Янов);
- выполнение панорамы зданий Иркутской таможни и Чудотворской церкви в программе Corel Draw с уточнением пропорций храма (Артем Языков, гр. РРАН-01-1);
- построение графической модели храма в аксонометрии (Нина Сергеева, гр. ДАС-04-1);
- построение объемной композиции храма в программе 3D Max, сравнение получившихся компьютерных моделей с историческими фотоматериалами (Владимир Шишканов, гр. РРАН-02-1) (рис. 4);
- построение всех фасадов церкви без декора и плана в программе Corel Draw (выполнено автором, 2011 г.);
- построение северного фасада с прорисовкой декора (Кирилл Юхнин, гр. РРАН-09-2);
- построение всех фасадов церкви с прорисовкой декора и уточнением пропорций в программе Corel Draw (выполнено автором, 2012 г.);
- выполнение объемной модели храма в масштабе 1:50 (А.А. Яковлев) (рис. 5).
В настоящее время ведутся разработки по разрезам и поэтажным планам Чудотворской церкви, построению декоративных элементов и сравнению с аналогами.
Конечно, существуют некоторые проблемы в данном процессе исследования. Например, короткий срок учебной практики, непостоянство творческого коллектива, отсутствие лаборатории. Последнее затрудняет возможности макетирования — важнейшего метода поиска и проверки объемно-пространственного решения. Особенно сложно исполнять крупные макеты для экспозиции музея. Бывало, что работа заходила в тупик. Тогда судьба посылала людей, помогающих двигаться дальше. Например, на кафедру случайно пришел житель Иркутска, пенсионер, бывший ювелир и просто человек, неравнодушный к утратам культурного наследия, Алексей Алексеевич Яковлев. Он показал свои любительские макеты и обратился с просьбой о поиске чертежей Кафедрального Казанского собора, макет которого мечтал создать. Свою мечту он исполнил. Прекрасный, рукодельный макет собора в масштабе 1:100 был закончен к юбилею города, затем А.А. Яковлевым был выполнен макет Харлампиевской церкви в масштабе 1:50 и еще несколько макетов, в том числе модели Амурских и Московских ворот в Иркутске. Наконец мастер заинтересовался воссозданием Чудотворского ансамбля. Именно для него был разработан декор храма, лишь потому, что он пожелал иметь подробные чертежи, при этом торопил, так как ухудшалось зрение. По «сырым», наспех сделанным чертежам Алексей Алексеевич выполнил модель Чудотворского храма в масштабе 1:50, в который внес лепту своего творческого видения объекта. Модель такого масштаба была крайне необходима для проверки гармонии всех найденных решений в построении объема и декора храма.
Воссоздание ансамбля: пусть даже в музейном варианте, пусть только в памяти людей, пусть только как творческий путь. Эта работа стала для нас больше, чем просто учебный процесс. Все, кто соприкоснулись с этим удивительным объектом, вложили в него часть своей души, ощутили связь времен и прониклись уважением к нашим потомкам, деяниями которых каждый раз возрождался из пепла этот храм. В стремлении к Прекрасному, раскрытии таинства его создания студенты получают настоящее профессиональное крещение. В этой статье невозможно перечислить имена всех студентов, участвовавших в этом проекте. Для того чтобы показать их работы, требуется создать целую книгу. Выражаю огромную благодарность и признательность всем им за трудолюбие и терпение в выполнении поставленных непростых задач. Все участники проекта Чудотворской церкви — творцы ее возрождения. Каждый человек — от заказчика, исполнителя и просто неравнодушного лица, повлиявшего на направление исследования, — важное звено в цепи событий, без которых ничего бы и не было.
« -Л
Рис. 1. Чудотворская церковь в квартале Иркутской таможни в конце XIX: а) фрагмент панорамы набережной со зданиями главного управления Иркутской таможни и Чудотворской церкви. Снимок из архива Иркутской таможни конца XIX в.; б) воссоздание генплана квартала Иркутской таможни и Чудотворской церкви конца XIX в. Выделены здания Иркутской таможни на генплане 1930-х гг. и здание Чудотворской церкви, размещенной на месте нынешнего жилого дома
Рис. 2. Макет квартала Иркутской таможни с Чудотворским храмом конца XIX в., выполненный студентами гр. ДАС-07-1 (А.Б. Агумава, Г.А. Душин, Д.А. Кулешов, Б.В. Борисов)
в масштабе 1:200
t
Рис 3. Рисунки неизвестных авторов первой половины XIX в.: а) рисунок первой трети XIX в.; б) рисунок 1840-х гг.
Рис. 4. Сравнение компьютерной модели Чудотворской церкви с фотоаналогами. Выполнил студент 5-го курса гр. РРАН-02-1 Владимир Шишканов
Рис. 5. Макет Чудотворской церкви, выполненный А.А. Яковлевым в масштабе 1:50
Список использованных источников
1. ГАИО. Ф. 50. Иркутская духовная консистория. Опись имущества Градо-Иркутской Проко-пьевской церкви. Оп. 1. Д. 8187.
2. Иркутские епархиальные ведомости. — 1899. — №6. — С. 169-177.
3. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии, XVII — начало XX века. — М.: Га-ларт, 2000. — 496 с.
4. Медведев С.И. Историко-библиографический альбом-каталог «Иркутск на почтовых открытках». — М.: Галарт, 1996. — 641 с.
5. Оглы Б.И. Архитектурные памятники Иркутска XVIII — начала XIX в. // Архитектурное наследство. — 1979. — №27. — С. 161-169.
6. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. — Иркутск, 1993.
7. Храмы дореволюционного Иркутска / И.В. Калинина, С.И. Медведев. — Иркутск, 2013. — 124 с.
УДК 39.502.8 ББК Т 5 в-г
А.Ю. Майничева, г. Новосибирск Методика обследования культовых зданий и сооружений русских в Сибири8
Аннотация
Статья посвящена методике этнографических исследований культовых зданий и сооружений (храмов, часовен, поклонных крестов и пр.), которые предполагают подходы, отличные от визуальной описательности, характерной для методики архитектурных обмеров. В авторской разработке, апробированной на практике, уточняются принципы обследования культовых зданий и сооружений русских в Сибири. Методика основана на специфических этнографических методических приемах, включающих, кроме непосредственного наблюдения, опросы, интервью, беседы с информантами.
Ключевые слова: этнографическое обследование, культовые здания, русские, Сибирь.
Натурное обследование является существенной частью этнографических исследований. Особняком стоят исследования, касающиеся культовых зданий и сооружений (храмов, часовен, поклонных крестов и пр.) [1]. К настоящему времени неплохо разработана методика архитектурных обмеров зданий, включая церкви и храмовые комплексы [например, 2-5 и др.]. Вместе с тем практически отсутствуют методические рекомендации по исследованиям с этнографической спецификой, предполагающей иные подходы, отличные от визуальной описательности. Сужая тематику, статья посвящена уточнению некоторых принципов этнографического обследования культовых зданий и сооружений русских в Сибири, в ней представлена авторская разработка, апробированная на практике (в работе Сибирского этнографического отряда ИАЭТ СО РАН, начальник отряда д-р ист. наук А.Ю. Майничева).
В этнографическом обследовании важную роль играют методы, в которых, кроме непосредственного наблюдения, используются опросы, интервью, беседы с информантами, поэтому необходимо собрать и зафиксировать любым доступным способом сведения о них (письменно, записью на диктофон, видеокамеру), а также некоторые объективные данные.
К подобным сведениям относятся дата записи, фамилия, имя, отчество (девичья фамилия жен-
8 Работа выполнена при поддержке РГНФ № 12-01-00199.
40