Научная статья на тему 'Метод ревалоризации утраченного архитектурного наследия на примере Чудотворской церкви в г. Иркутске'

Метод ревалоризации утраченного архитектурного наследия на примере Чудотворской церкви в г. Иркутске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
417
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУДОТВОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ / УТРАЧЕННОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ИРКУТСКА / РЕВАЛОРИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова Галина Серафимовна

В статье изложены материалы научно-исследовательской работы студентов-архитекторов по воссозданию архитектурного облика Чудотворской церкви в г. Иркутске утраченного памятника Иркутского барокко XVIII-XIX вв. Метод ревалоризации основан на комплексном исследовании объекта: его формы, функциональной структуры, пропорций и масштабности, сравнительного анализа с аналогичными памятниками культового зодчества, изучения истории формирования храмового ансамбля и восстановления архитектурных чертежей. Работа представляет интерес как опыт ревалоризации утраченного наследия в условиях минимальной информации: в основном по архивным фотоматериалам и описям имущества храма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of Revalorization of Lost Architectural Heritage Shown on the Example of Chudotvorskaya Church in Irkutsk

The article presents scientific work of architecture students who tried to make a virtual reconstruction of Irkutsk Chudotvorskaya church, a lost monument of Irkutsk baroque of the XVIIIth the early XXth centuries. Method of revalorization is based on a complex research of the object: its shape, functional structure, proportions and scale, comparative analysis of the church and analogical monuments of church architecture, research of history of the whole ensemble and as the result digital reconstruction of the plans and facades. The work is an interesting experience of revalorization of a lost architectural heritage when there is lack of information: mostly photos and lists of the church’s property.

Текст научной работы на тему «Метод ревалоризации утраченного архитектурного наследия на примере Чудотворской церкви в г. Иркутске»

УДК: 72.007 ББК: 85.113

Г. С. Козлова, г. Иркутск

Метод ревалоризации утраченного архитектурного наследия на примере Чудотворской церкви в г. Иркутске

Аннотация

В статье изложены материалы научно-исследовательской работы студентов-архитекторов по воссозданию архитектурного облика Чудотворской церкви в г. Иркутске — утраченного памятника Иркутского барокко XVШ-XIX вв. Метод ревалоризации основан на комплексном исследовании объекта: его формы, функциональной структуры, пропорций и масштабности, сравнительного анализа с аналогичными памятниками культового зодчества, изучения истории формирования храмового ансамбля и восстановления архитектурных чертежей. Работа представляет интерес как опыт ревалоризации утраченного наследия в условиях минимальной информации: в основном по архивным фотоматериалам и описям имущества храма.

Ключевые слова: Чудотворская церковь, утраченное архитектурное наследие Иркутска, ревалоризация архитектурного ансамбля.

Ансамбль каменных храмов в стиле барокко сформировался в Иркутске в период его бурного расцвета. Всего за тридцать лет (1747-1780 гг.) построено семь церквей в стиле иркутской школы барокко. Три из них были утрачены безвозвратно; в их числе Чудотворская церковь. Дух эпохи барокко проявился в пластичности архитектурных форм, богатстве масштабных сопоставлений, декоративности, приверженности к контрастным динамическим построениям с четко выраженной композиционной осью и пространственной доминантой (колокольней), связывающей храмовую архитектуру с городом в единый ансамбль. Местный колорит и региональные традиции явились фактором создания уникального Иркутского барокко, каждый представитель которого обладал своей неповторимой историей формирования.

История Чудотворской церкви (1748-1765 гг.) — пример эволюционного развития архитектурно-пространственной композиции храмового ансамбля, сочетающей стилевые концепции разных эпох. В своем первоначальном облике каменное строение воплотило образы древнерусского зодчества и первых деревянных иркутских храмов в геометричности и вариантности объемно-пространственных форм их живописности, силуэтном разнообразии, органичной связи с природным окружением. Последнее включалось в зону организованного пространства вокруг композиционной доминанты в виде системы лестниц, крыльца и галереи. Чудотворская церковь была построена на высоком каменном подклете, сначала предназначенного для складов, а затем преобразованного в храм. Венчающие части тоже претерпевали изменения. Ярусная колокольня под шпилем впоследствии приобрела шлемовидное купольное завершение с луковичной главкой на высоком барабане, а позднее купола над колокольней и четвериком были дополнены ярусом кокошников. Преобразования храмового ансамбля, как правило, были обусловлены поправками и переделками в периоды его восстановления после стихийных бедствий — землетрясений, пожаров и наводнений, а также необходимостью увеличения вместимости храма, его приходов в связи с ростом городского населения. В Иркутских епархиальных ведомостях к 150-летнему существованию храма в каменном

строении вспоминалась вся история города и Чудотворской церкви, их испытания во время стихийных бедствий. С благодарностью вспоминался создатель храма Михаил Глазунов и многочисленные благотворители, деянием которых строилась и возрождалась Чудотворская церковь. Так, после страшного пожара 1879 г. «.. .обгорелый остов здания преобразился в благолепный храм» [4, с. 175]. Отмечалась великая любовь русского народа к созданию «божьих храмов». В 1930-е гг. отношение к культовым объектам изменилось. Здание Чудотворской церкви городские власти передали дирекции строящейся Иркутской чаепрессовочной фабрики. В 1932 г. храм разрушили и на его месте построили трехэтажный жилой дом.

Цель настоящей публикации — показать опыт воссоздания утраченного архитектурного наследия в условиях полного отсутствия какой-либо документации о строительстве разрушенного объекта, и даже при отсутствии его фундаментов.

Научно-исследовательская работа «Воссоздание архитектурного ансамбля Чудотворской церкви» проводилась со студентами первого и пятого курсов Иркутского государственного технического университета. Со студентами первого курса работа выполнялась в рамках учебного процесса по дисциплине «Архитектурное проектирование» и летней учебной практики. Со студентами пятого курса — во время практической и самостоятельной работы по дисциплине «Теоретические основы развития архитектурного ансамбля». С особо увлеченными и талантливыми учащимися исследование становилось частью НИРС.

Комплексность исследований состояла в последовательном выполнении следующих видов работ: работа с архивными документами и их анализ; работа с литературными источниками, фотоматериалами и систематизация исторических сведений; исследование размерно-пространственной структуры по фотоматериалам; объемно-пространственное моделирование объекта; компьютерное моделирование; исследование функциональной структуры; работа с аналогами.

Работа с архивными документами и их анализ. Эта работа связана с архивными изысканиями и включает изучение градостроительной ситуации, эволюции планов, истории формирования объекта. Работа проводилась со студентами-реставраторами в рамках курса «Теоретические основы развития архитектурного ансамбля». Исследование началось с изучения исторических планов города и фрагмента застройки с Чудотворской церковью, который рас-сматривался как архитектурный ансамбль. Материал по историческим планам города и чертежи таможенных зданий предоставила администрация музея Иркутской таможни, которая обратилась на кафедру истории архитектуры и основ проектирования с просьбой изготовления макетов исторических зданий Иркутской таможни и воссоздания модели всего квартала, включая Чудотворскую церковь. Студентами группы РРАН-02-1 было исследовано более десятка планов периода 1767-1925 гг., изучены исторические особенности развития города и объекта. Составлена сводная таблица формирования ансамбля квартала Чудотворской церкви с описанием характе-ристик застройки и выявлением планировочных элементов (выполнила В.О. Таурина). Эта работа помогла прочесть эволюцию планов квартала, но увидеть на них точные контуры объекта и его ориентацию в плане так и не удалось. Карты передавали лишь схематичные или нечеткие контуры плана церкви (рис. 1).

Для продолжения исследования возникла потребность в изыскании документальных описаний застройки квартала и церкви. С этой целью изучались архивные документы — описи храма и имущества, проектные материалы по строительству зданий Иркутской таможни.

Из сохранившихся в архиве материалов исследовательской группой были найдены лишь описи храма и его имущества на 1869 г. Из этой описи стали известны основные габариты здания: в длину 22 сажени с аршином и в ширину 9,5 сажень [2]. Однако к 1885 г. архитектура храма изменила свой облик и габариты здания в длину до 24 сажень (эта цифра дана по

157

запросу в ЦСН города Иркутска). Со времени постройки каменного храма (1765 г.) его архитектурный облик периодически подвергался трансформациям. Эти изменения фиксировались в летописях и архивных материалах как переделки и поправки храма. Чтобы правильно использовать ценные архивные сведения, необходимо было прежде всего восстановить этапы эволюции храма.

Работа с литературными источниками и фотоматериалами. Систематизация исторических сведений. В процессе исследования использовались рисунки иркутских художников — панорамы и виды Иркутска А.И. Лосева (Вид губернского города Иркутска с северо-западной стороны. 1804. ОР РНБ), П.И. Пежемского (Вид Иркутска. 1846. ИОКМ), Л. Немировского (Вид Иркутска. Литография из альбома «Путешествие по Восточной Сибири И. Булычова Им-ператорского Русского Географического общества действительного члена». СПб., 1856) [1]. В этих рисунках изображения Чудотворской церкви с северной и западной стороны были крохотной частью обширных панорам и живописных видов, но передавали важную информацию о масштабности, объемно-пространственной композиции объекта и благоустройстве окружающей территории. Два рисунка неизвестных художников (первой трети и середины XIX в., ИИМК) рас-крывали важные детали северного фасада Чудотворской церкви и их изменения, соответствующие двум этапам развития храмового ансамбля: первый — середина XVШ-XIX вв., второй — середина XIX в. — до пожара 1879 г. (архив Иркутской таможни). Последние рисунки были выполнены, скорее всего, как эскиз очередных перестроек: замена старого крыльца двухэтажным приделом, достройка яруса колокольни и изменение завершений. Второй допожарный период существования храма встречается также в фотоматериалах А.К. Гофмана — одного из первых иркутских фотографов конца 1850-х — начала 1860-х гг. (Панорама Иркутска с Кайской горы, 1860-е гг.).

Третий период — с 1885 г. (через 6 лет восстановления после пожара) до времени разрушения в 1930-е гг. Этот период самый загадочный по наличию архивных материалов. Возможно, они были утеряны или сгорели во время пожара. В этом случае выручают фотоматериалы и открытки города с видами Чудотворской церкви, хотя о некоторых фрагментах объекта приходилось только догадываться. Отдельные виды и фрагменты здания представлены в фотографиях известных иркутских фотографов: Н.И. Исцелленова, И.И. Портняги-на, П.П. Покрышкина (1910-е гг. , 1912 г. ИИМК) [5, 7]. Некоторую информацию о западном, восточном и северном фасадах церкви можно прочесть по панорамным видам Иркутска В.К. Ястремского (1893-1894 гг.) из фотоколлекции О.В. Маркевича по истории г. Иркутска со второй половины XIX в. (ГАИО) [3] и коллекции открыток историка С.И. Медведева [6].

Исследование размерно-пространственной структуры по фотоматериалам. Следующим методом является проверка и уточнение найденных форм и соразмерностей с помощью анализа фотоматериала. Чтение формы по фотографии требует определенных навыков, опыт приобретается в процессе работы. Необходимо всегда учитывать усиление деформаций при перспективных сокращениях в снимках с близких расстояний, влияние светотени и рефлексов на передачу пропорциональных соотношений. Для студентов первого курса это довольно трудная задача. Такая работа, как правило, захватывает не только часы архитектурного проектирования, но и учебной практики и, по сути, является научно-исследовательской работой, требующей самоотдачи и увлеченности. Почти всегда бывают ошибки, поэтому руководитель группы должен работать с опережением, подготавливая и проверяя задание, анализируя полученные результаты, выстраивая новые и новые более точные модели объекта.

Анализ панорамной фотографии Чудотворской церкви со зданием главного управления Иркутской таможни конца XIX в. раскрывает важные закономерности в построении объемной композиции храма, ее масштабное соотношение, а также ориентацию относительно гра-

158

ниц участка и соседнего таможенного здания. На рисунке представлен графический анализ фотографии с выявлением размерно-пространственной структуры, построение генплана и развертки фасадов на основе этого анализа (рис. 2 а, б, в).

Развертка фасадов составлена автором на основе ранее сделанных студентами работ: чертеж с отмывкой фасадов Чудотворской церкви и зданий Иркутской таможни конца XIX -начала XX в. и чертеж ограждения участка Чудотворской церкви. Все чертежи были воссозданы по историческим фотографиям. Первая исследовательская группа студентов-первокурсников группы ДАС-02-2 (Л.В. Козлова, К.Г. Олейникова, Е.С. Повонский, П.Л. Поздняков, А.Р. Хай-рутдинова, А.Ю. Янов) воссоздала по историческим фотоматериалам чертежи северного и западного фасадов Чудотворской церкви. Студенты разработали чертежи в технике отмывки зданий Иркутской таможни и Чудотворской церкви, сопоставив их в едином ансамбле со стороны набережной. Для выполнения этого задания были использованы исторические чертежи двухэтажного деревянного здания Управления таможни и каменного пристроя. Северный и западный фасады Чудотворской церкви были воссозданы по фотографиям и поисковым рисункам плана и фасадов, выполненных руководителем группы. Работа была выполнена на семи планшетах и получила I место в Университетском смотре-конкурсе «НИР-НИРС-НТТМ-2003». Эта работа практически подготовила базу для дальнейших исследований объекта: его объемно-пространственной композиции, декора, функциональной структуры.

Тщательное исследование литературных источников, выявление размерно-пространственной структуры по рисункам и фотоматериалам Чудотворской церкви позволило автору воссоздать три основных периода эволюции фасада церкви, выявить особенности ее образной трансформации и отметить важную деталь — постепенное нарастание культурного слоя земли примерно на один аршин, что, возможно, объясняет постепенный отказ от оконных проемов нижнего этажа (рис. 3 а, б, в). Эта работа помогла восстановить процесс преобразований архитектурных форм объекта в определенные исторические периоды его существования и сопоставить обрывочные архивные материалы в логическую систему. Кроме того, подготовлено новое направление в работе студентов по ревалоризации архитектурного ансамбля церкви.

Объемно-пространственное моделирование. Построение макетов — необходимый этап проверки найденных размерно-пространственных соотношений при воссоздании чертежей объекта. Чертежи для изготовления макета подготавливаются руководителем группы. Практически на всем протяжении многолетних поисков архитектурного облика и воссоздания чертежей объекта объемно-пространственные модели, выполненные студентами, помогали руководителю проверить гармоничность найденных пропорциональных соотношений архитектурной формы.

Анжелика Агумава впервые выполнила многодельный масштабный макет Церкви с декором. Эта работа явилась синтезом всех предыдущих мучительных поисков гармонии в фор-мооб-разовании объекта и его композиции. Макет «Воссоздание квартала и зданий Иркутской таможни» выполнили для Музея истории Иркутской таможни студенты гр. ДАС-07-1 А.Б. Агумава, Г.А. Душин, Д.А. Кулешов, Б.В. Борисов. Группа получила благодарность от администрации Иркутской таможни и диплом за II место на Университетском смотре-конкурсе «НИР-НИРС-НТТМ-2009».

Компьютерное моделирование. Важной вехой исследований явился переход в компьютерные графические редакторы. Студент пятого курса группы РРАН-01-1 Артем Языков перевел выполненные в технике отмывки чертежи в программу Corel Draw с уточнением пропорций храма. Именно в этой версии продолжалось в последующие годы детальное построение фасадов и их усовершенствование. Студент пятого курса группы РРАН-02-1 Владимир Шишканов построил объемную модель церкви без декора в программе 3D Max и сравнил

159

полученные компьютерные модели с историческими фотографиями. Эта работа положила начало построения всех фасадов объекта руководителем НИРС в компьютерной графике и дальнейшего уточнения их пропорций.

Когда работа по воссозданию архитектурных чертежей подошла к стадии построения декора, студентом первого курса группы РРАН-09-2 Кириллом Юхниным была выполнена первая, еще очень обобщенная, прорисовка декора северного фасада в программе Corel Draw. Благодаря этой работе был найден модуль декоративных элементов фасада (первая версия), построен декор всех фасадов церкви, а также проверены и уточнены пропорции чертежей. Работа сопровождалась графическим исследованием исторических фотографий Чудотворской церкви и аналогов.

Исследование функциональной структуры входит в состав курсового проекта первого курса «Композиционный анализ памятника архитектуры». Изучение функциональной организации объекта рассматривается как неотъемлемая часть общего композиционного решения, пропорциональной гармонии объемно-пространственной формы и всех составляющих ее ор-то-гональных проекций. При этом функциональное назначение и размещение всех составных частей храма, как правило, соответствует их композиционной значимости и высотной иерархии. Гармония храмового ансамбля достигается единством материальной оболочки, ее функционального содержания и художественной образности. Этими принципами руководствуются студенты, раскрывая тайны композиции храма (рис. 4).

Работа с аналогами. Этот вид работы в комплексном исследовании объекта выполняется на любой стадии воссоздания: работе с фасадами, планом, его функциональной организацией или декором. На завершающем этапе построения чертежей объекта декоративные элементы уточняются и изыскиваются по архитектурным аналогам. Из сохранившихся объектов школы барокко в Иркутске большой интерес представляют Крестовоздвиженская, Знаменская и Троицкая церкви. Эти объекты были выбраны в качестве аналогов. Во время учебной практики проводилось натурное обследование этих памятников, выявлялись аналогичные с исследуемым объектом детали и декоративные элементы, выполнялись их обмеры, фотофиксация и составление обмерных чертежей. Архитектурные чертежи аналогов подготавливаются во время учебной практики с использованием фотоматериалов натурного обследования памятника и выполнения обмеров. Затем составляются сравнительные таблицы с построением ортогональных чертежей фрагментов одном масштабе.

На рисунке 5 показано сравнение декоративных элементов карнизов Троицкой церкви (рис. 5 а), Знаменской церкви (рис. 5 б), Чудотворской церкви (рис. 5 в). Руководитель, подготовивший чертеж исследуемого объекта, сверяет найденные пропорции деталей с аналогами, уточняет модуль декора и его построение в графике. Затем с помощью найденного модуля проверяются габариты и контуры плана, уточняется прорисовка декора на фасадах.

Проектно-исследовательская работа по воссозданию чертежей утраченного памятника архитектуры — кропотливый и трудоемкий процесс. Это коллективное творчество руководителя и студентов. Критерий оценки работы — гармония всех составляющих проекта. Это сравнимо с музыкальным произведением, где недопустима даже одна фальшивая нота. Для успешного про-ведения исследования используются и постоянно совершенствуются различные формы совместной работы, разрабатывается методика. Приходит понимание, что важен не только результат, но и сам процесс, где проявляется любовь к родине и ее истории, формируются профессиональные качества. Это означает, что процесс ревалоризации утраченного наследия продолжается.

Список использованных источников

1. Богородице-Владимирская церковь в Иркутске: история и современность / И. Бердни-ков, Н. Бубис, И. Калинина, Р. Попова [и др.]; отв. ред. А. Геращенко. — Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская, 2012. — 444 с.

2. ГАИО. Ф.50. Иркутская духовная консистория. Опись имущества Градо-Иркутской Про-копьевской церкви. Оп. 1. Д.8187.

3. ГАИО. Фотоколлекция О.В. Маркевича. Кн. 4. Оп. 1.

4. Иркутские епархиальные ведомости. — 1899. — №6. — С. 169-177.

5. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии, XVII — начало XX века. — М.: Галарт, 2000. - 496 с.

6. Медведев С.И. Историко-библиографический альбом-каталог «Иркутск на почтовых открытках. — М.: Галарт Романов, 1996. — 641 с.

7. Храмы дореволюционного Иркутска / И.В. Калинина, С.И. Медведев. — Иркутск, 2013. — 124 с.

1843

1887

1899

ЧО

Рис. 1. Фрагменты эволюции генпланов г. Иркутска с анализом размещения Чудотворской церкви. Источник: архив Иркутской таможни

Рис. 2. Исследование размерно-пространственной структуры по фотоматериалам:

а) сопоставление развертки фасадов зданий Иркутской таможни и Чудотворской церкви с модулем ограждения участка (чертежи подготовили студенты гр. А-00-1: Л.В. Козлова, К.Г. Олейникова, Е.С. Повонский, П.Л. Поздняков);

б) фрагмент генплана квартала Иркутской таможни с привязкой модуля ограждения участка и плана Чудотворской церкви. Анализ фокусной точки и ракурса фотофиксации панорамы (выполнил автор);

в) анализ фотографии конца XIX в. со зданиями главного управления Иркутской таможни и Чудотворской церкви (чертеж фасада каменного пристроя вмонтирован). Выявление параллельности размещения соседних зданий и структуры габаритных осей (выполнил автор)

I I 1 I I I I I I I I I I 11 I I I

И 12 11 И 18 1« Ю 1« Я 21 22 23 34«

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

Ю 11 12 1» И 1В 11 ЛТ И 1» Я 21

11 Ц И II И II Н 20 И 22 а Ию

Рис. 3. Эволюция северного фасада Чудотворской церкви (реконструкция автора): а) середина XVIII в. — первая треть XIX в.;

б) середина XIX в.; в) конец XIX в. — первая треть XX в.

Рис. 4. Композиционный анализ Чудотворской церкви (выполнила студентка гр. АРБ-14-2 А.И. Кашпур)

г-ТТ-74-Л-^--

У~/ Ти'

! Ч±г Ч4т ■

:та_о_ёз_та ! I та_й.

I »к • -4

I. .11. .11. .11. ~ГТ

1

ЕЛ

! ^Г

I 1

Й_Й_а ! ГчуТ"""

КЗ_М

□ т. Д-П-Д-1,1 П ТГГГПТТП

Ашшмшшшшмг

в

Рис. 5. Сравнительный анализ декора карниза по фотографиям с воссозданием чертежей: а) Троицкая церковь (чертеж выполнил автор); б) Знаменская церковь (чертеж выполнила студентка гр. АРБ-14-2 Д.И. Дашдамирова); в) Чудотворская церковь (чертеж выполнил автор)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.