УДК: 72.007 ББК: 85.113
Г. С. Козлова, г. Иркутск
Метод ревалоризации утраченного архитектурного наследия на примере Чудотворской церкви в г. Иркутске
Аннотация
В статье изложены материалы научно-исследовательской работы студентов-архитекторов по воссозданию архитектурного облика Чудотворской церкви в г. Иркутске — утраченного памятника Иркутского барокко XVШ-XIX вв. Метод ревалоризации основан на комплексном исследовании объекта: его формы, функциональной структуры, пропорций и масштабности, сравнительного анализа с аналогичными памятниками культового зодчества, изучения истории формирования храмового ансамбля и восстановления архитектурных чертежей. Работа представляет интерес как опыт ревалоризации утраченного наследия в условиях минимальной информации: в основном по архивным фотоматериалам и описям имущества храма.
Ключевые слова: Чудотворская церковь, утраченное архитектурное наследие Иркутска, ревалоризация архитектурного ансамбля.
Ансамбль каменных храмов в стиле барокко сформировался в Иркутске в период его бурного расцвета. Всего за тридцать лет (1747-1780 гг.) построено семь церквей в стиле иркутской школы барокко. Три из них были утрачены безвозвратно; в их числе Чудотворская церковь. Дух эпохи барокко проявился в пластичности архитектурных форм, богатстве масштабных сопоставлений, декоративности, приверженности к контрастным динамическим построениям с четко выраженной композиционной осью и пространственной доминантой (колокольней), связывающей храмовую архитектуру с городом в единый ансамбль. Местный колорит и региональные традиции явились фактором создания уникального Иркутского барокко, каждый представитель которого обладал своей неповторимой историей формирования.
История Чудотворской церкви (1748-1765 гг.) — пример эволюционного развития архитектурно-пространственной композиции храмового ансамбля, сочетающей стилевые концепции разных эпох. В своем первоначальном облике каменное строение воплотило образы древнерусского зодчества и первых деревянных иркутских храмов в геометричности и вариантности объемно-пространственных форм их живописности, силуэтном разнообразии, органичной связи с природным окружением. Последнее включалось в зону организованного пространства вокруг композиционной доминанты в виде системы лестниц, крыльца и галереи. Чудотворская церковь была построена на высоком каменном подклете, сначала предназначенного для складов, а затем преобразованного в храм. Венчающие части тоже претерпевали изменения. Ярусная колокольня под шпилем впоследствии приобрела шлемовидное купольное завершение с луковичной главкой на высоком барабане, а позднее купола над колокольней и четвериком были дополнены ярусом кокошников. Преобразования храмового ансамбля, как правило, были обусловлены поправками и переделками в периоды его восстановления после стихийных бедствий — землетрясений, пожаров и наводнений, а также необходимостью увеличения вместимости храма, его приходов в связи с ростом городского населения. В Иркутских епархиальных ведомостях к 150-летнему существованию храма в каменном
строении вспоминалась вся история города и Чудотворской церкви, их испытания во время стихийных бедствий. С благодарностью вспоминался создатель храма Михаил Глазунов и многочисленные благотворители, деянием которых строилась и возрождалась Чудотворская церковь. Так, после страшного пожара 1879 г. «.. .обгорелый остов здания преобразился в благолепный храм» [4, с. 175]. Отмечалась великая любовь русского народа к созданию «божьих храмов». В 1930-е гг. отношение к культовым объектам изменилось. Здание Чудотворской церкви городские власти передали дирекции строящейся Иркутской чаепрессовочной фабрики. В 1932 г. храм разрушили и на его месте построили трехэтажный жилой дом.
Цель настоящей публикации — показать опыт воссоздания утраченного архитектурного наследия в условиях полного отсутствия какой-либо документации о строительстве разрушенного объекта, и даже при отсутствии его фундаментов.
Научно-исследовательская работа «Воссоздание архитектурного ансамбля Чудотворской церкви» проводилась со студентами первого и пятого курсов Иркутского государственного технического университета. Со студентами первого курса работа выполнялась в рамках учебного процесса по дисциплине «Архитектурное проектирование» и летней учебной практики. Со студентами пятого курса — во время практической и самостоятельной работы по дисциплине «Теоретические основы развития архитектурного ансамбля». С особо увлеченными и талантливыми учащимися исследование становилось частью НИРС.
Комплексность исследований состояла в последовательном выполнении следующих видов работ: работа с архивными документами и их анализ; работа с литературными источниками, фотоматериалами и систематизация исторических сведений; исследование размерно-пространственной структуры по фотоматериалам; объемно-пространственное моделирование объекта; компьютерное моделирование; исследование функциональной структуры; работа с аналогами.
Работа с архивными документами и их анализ. Эта работа связана с архивными изысканиями и включает изучение градостроительной ситуации, эволюции планов, истории формирования объекта. Работа проводилась со студентами-реставраторами в рамках курса «Теоретические основы развития архитектурного ансамбля». Исследование началось с изучения исторических планов города и фрагмента застройки с Чудотворской церковью, который рас-сматривался как архитектурный ансамбль. Материал по историческим планам города и чертежи таможенных зданий предоставила администрация музея Иркутской таможни, которая обратилась на кафедру истории архитектуры и основ проектирования с просьбой изготовления макетов исторических зданий Иркутской таможни и воссоздания модели всего квартала, включая Чудотворскую церковь. Студентами группы РРАН-02-1 было исследовано более десятка планов периода 1767-1925 гг., изучены исторические особенности развития города и объекта. Составлена сводная таблица формирования ансамбля квартала Чудотворской церкви с описанием характе-ристик застройки и выявлением планировочных элементов (выполнила В.О. Таурина). Эта работа помогла прочесть эволюцию планов квартала, но увидеть на них точные контуры объекта и его ориентацию в плане так и не удалось. Карты передавали лишь схематичные или нечеткие контуры плана церкви (рис. 1).
Для продолжения исследования возникла потребность в изыскании документальных описаний застройки квартала и церкви. С этой целью изучались архивные документы — описи храма и имущества, проектные материалы по строительству зданий Иркутской таможни.
Из сохранившихся в архиве материалов исследовательской группой были найдены лишь описи храма и его имущества на 1869 г. Из этой описи стали известны основные габариты здания: в длину 22 сажени с аршином и в ширину 9,5 сажень [2]. Однако к 1885 г. архитектура храма изменила свой облик и габариты здания в длину до 24 сажень (эта цифра дана по
157
запросу в ЦСН города Иркутска). Со времени постройки каменного храма (1765 г.) его архитектурный облик периодически подвергался трансформациям. Эти изменения фиксировались в летописях и архивных материалах как переделки и поправки храма. Чтобы правильно использовать ценные архивные сведения, необходимо было прежде всего восстановить этапы эволюции храма.
Работа с литературными источниками и фотоматериалами. Систематизация исторических сведений. В процессе исследования использовались рисунки иркутских художников — панорамы и виды Иркутска А.И. Лосева (Вид губернского города Иркутска с северо-западной стороны. 1804. ОР РНБ), П.И. Пежемского (Вид Иркутска. 1846. ИОКМ), Л. Немировского (Вид Иркутска. Литография из альбома «Путешествие по Восточной Сибири И. Булычова Им-ператорского Русского Географического общества действительного члена». СПб., 1856) [1]. В этих рисунках изображения Чудотворской церкви с северной и западной стороны были крохотной частью обширных панорам и живописных видов, но передавали важную информацию о масштабности, объемно-пространственной композиции объекта и благоустройстве окружающей территории. Два рисунка неизвестных художников (первой трети и середины XIX в., ИИМК) рас-крывали важные детали северного фасада Чудотворской церкви и их изменения, соответствующие двум этапам развития храмового ансамбля: первый — середина XVШ-XIX вв., второй — середина XIX в. — до пожара 1879 г. (архив Иркутской таможни). Последние рисунки были выполнены, скорее всего, как эскиз очередных перестроек: замена старого крыльца двухэтажным приделом, достройка яруса колокольни и изменение завершений. Второй допожарный период существования храма встречается также в фотоматериалах А.К. Гофмана — одного из первых иркутских фотографов конца 1850-х — начала 1860-х гг. (Панорама Иркутска с Кайской горы, 1860-е гг.).
Третий период — с 1885 г. (через 6 лет восстановления после пожара) до времени разрушения в 1930-е гг. Этот период самый загадочный по наличию архивных материалов. Возможно, они были утеряны или сгорели во время пожара. В этом случае выручают фотоматериалы и открытки города с видами Чудотворской церкви, хотя о некоторых фрагментах объекта приходилось только догадываться. Отдельные виды и фрагменты здания представлены в фотографиях известных иркутских фотографов: Н.И. Исцелленова, И.И. Портняги-на, П.П. Покрышкина (1910-е гг. , 1912 г. ИИМК) [5, 7]. Некоторую информацию о западном, восточном и северном фасадах церкви можно прочесть по панорамным видам Иркутска В.К. Ястремского (1893-1894 гг.) из фотоколлекции О.В. Маркевича по истории г. Иркутска со второй половины XIX в. (ГАИО) [3] и коллекции открыток историка С.И. Медведева [6].
Исследование размерно-пространственной структуры по фотоматериалам. Следующим методом является проверка и уточнение найденных форм и соразмерностей с помощью анализа фотоматериала. Чтение формы по фотографии требует определенных навыков, опыт приобретается в процессе работы. Необходимо всегда учитывать усиление деформаций при перспективных сокращениях в снимках с близких расстояний, влияние светотени и рефлексов на передачу пропорциональных соотношений. Для студентов первого курса это довольно трудная задача. Такая работа, как правило, захватывает не только часы архитектурного проектирования, но и учебной практики и, по сути, является научно-исследовательской работой, требующей самоотдачи и увлеченности. Почти всегда бывают ошибки, поэтому руководитель группы должен работать с опережением, подготавливая и проверяя задание, анализируя полученные результаты, выстраивая новые и новые более точные модели объекта.
Анализ панорамной фотографии Чудотворской церкви со зданием главного управления Иркутской таможни конца XIX в. раскрывает важные закономерности в построении объемной композиции храма, ее масштабное соотношение, а также ориентацию относительно гра-
158
ниц участка и соседнего таможенного здания. На рисунке представлен графический анализ фотографии с выявлением размерно-пространственной структуры, построение генплана и развертки фасадов на основе этого анализа (рис. 2 а, б, в).
Развертка фасадов составлена автором на основе ранее сделанных студентами работ: чертеж с отмывкой фасадов Чудотворской церкви и зданий Иркутской таможни конца XIX -начала XX в. и чертеж ограждения участка Чудотворской церкви. Все чертежи были воссозданы по историческим фотографиям. Первая исследовательская группа студентов-первокурсников группы ДАС-02-2 (Л.В. Козлова, К.Г. Олейникова, Е.С. Повонский, П.Л. Поздняков, А.Р. Хай-рутдинова, А.Ю. Янов) воссоздала по историческим фотоматериалам чертежи северного и западного фасадов Чудотворской церкви. Студенты разработали чертежи в технике отмывки зданий Иркутской таможни и Чудотворской церкви, сопоставив их в едином ансамбле со стороны набережной. Для выполнения этого задания были использованы исторические чертежи двухэтажного деревянного здания Управления таможни и каменного пристроя. Северный и западный фасады Чудотворской церкви были воссозданы по фотографиям и поисковым рисункам плана и фасадов, выполненных руководителем группы. Работа была выполнена на семи планшетах и получила I место в Университетском смотре-конкурсе «НИР-НИРС-НТТМ-2003». Эта работа практически подготовила базу для дальнейших исследований объекта: его объемно-пространственной композиции, декора, функциональной структуры.
Тщательное исследование литературных источников, выявление размерно-пространственной структуры по рисункам и фотоматериалам Чудотворской церкви позволило автору воссоздать три основных периода эволюции фасада церкви, выявить особенности ее образной трансформации и отметить важную деталь — постепенное нарастание культурного слоя земли примерно на один аршин, что, возможно, объясняет постепенный отказ от оконных проемов нижнего этажа (рис. 3 а, б, в). Эта работа помогла восстановить процесс преобразований архитектурных форм объекта в определенные исторические периоды его существования и сопоставить обрывочные архивные материалы в логическую систему. Кроме того, подготовлено новое направление в работе студентов по ревалоризации архитектурного ансамбля церкви.
Объемно-пространственное моделирование. Построение макетов — необходимый этап проверки найденных размерно-пространственных соотношений при воссоздании чертежей объекта. Чертежи для изготовления макета подготавливаются руководителем группы. Практически на всем протяжении многолетних поисков архитектурного облика и воссоздания чертежей объекта объемно-пространственные модели, выполненные студентами, помогали руководителю проверить гармоничность найденных пропорциональных соотношений архитектурной формы.
Анжелика Агумава впервые выполнила многодельный масштабный макет Церкви с декором. Эта работа явилась синтезом всех предыдущих мучительных поисков гармонии в фор-мооб-разовании объекта и его композиции. Макет «Воссоздание квартала и зданий Иркутской таможни» выполнили для Музея истории Иркутской таможни студенты гр. ДАС-07-1 А.Б. Агумава, Г.А. Душин, Д.А. Кулешов, Б.В. Борисов. Группа получила благодарность от администрации Иркутской таможни и диплом за II место на Университетском смотре-конкурсе «НИР-НИРС-НТТМ-2009».
Компьютерное моделирование. Важной вехой исследований явился переход в компьютерные графические редакторы. Студент пятого курса группы РРАН-01-1 Артем Языков перевел выполненные в технике отмывки чертежи в программу Corel Draw с уточнением пропорций храма. Именно в этой версии продолжалось в последующие годы детальное построение фасадов и их усовершенствование. Студент пятого курса группы РРАН-02-1 Владимир Шишканов построил объемную модель церкви без декора в программе 3D Max и сравнил
159
полученные компьютерные модели с историческими фотографиями. Эта работа положила начало построения всех фасадов объекта руководителем НИРС в компьютерной графике и дальнейшего уточнения их пропорций.
Когда работа по воссозданию архитектурных чертежей подошла к стадии построения декора, студентом первого курса группы РРАН-09-2 Кириллом Юхниным была выполнена первая, еще очень обобщенная, прорисовка декора северного фасада в программе Corel Draw. Благодаря этой работе был найден модуль декоративных элементов фасада (первая версия), построен декор всех фасадов церкви, а также проверены и уточнены пропорции чертежей. Работа сопровождалась графическим исследованием исторических фотографий Чудотворской церкви и аналогов.
Исследование функциональной структуры входит в состав курсового проекта первого курса «Композиционный анализ памятника архитектуры». Изучение функциональной организации объекта рассматривается как неотъемлемая часть общего композиционного решения, пропорциональной гармонии объемно-пространственной формы и всех составляющих ее ор-то-гональных проекций. При этом функциональное назначение и размещение всех составных частей храма, как правило, соответствует их композиционной значимости и высотной иерархии. Гармония храмового ансамбля достигается единством материальной оболочки, ее функционального содержания и художественной образности. Этими принципами руководствуются студенты, раскрывая тайны композиции храма (рис. 4).
Работа с аналогами. Этот вид работы в комплексном исследовании объекта выполняется на любой стадии воссоздания: работе с фасадами, планом, его функциональной организацией или декором. На завершающем этапе построения чертежей объекта декоративные элементы уточняются и изыскиваются по архитектурным аналогам. Из сохранившихся объектов школы барокко в Иркутске большой интерес представляют Крестовоздвиженская, Знаменская и Троицкая церкви. Эти объекты были выбраны в качестве аналогов. Во время учебной практики проводилось натурное обследование этих памятников, выявлялись аналогичные с исследуемым объектом детали и декоративные элементы, выполнялись их обмеры, фотофиксация и составление обмерных чертежей. Архитектурные чертежи аналогов подготавливаются во время учебной практики с использованием фотоматериалов натурного обследования памятника и выполнения обмеров. Затем составляются сравнительные таблицы с построением ортогональных чертежей фрагментов одном масштабе.
На рисунке 5 показано сравнение декоративных элементов карнизов Троицкой церкви (рис. 5 а), Знаменской церкви (рис. 5 б), Чудотворской церкви (рис. 5 в). Руководитель, подготовивший чертеж исследуемого объекта, сверяет найденные пропорции деталей с аналогами, уточняет модуль декора и его построение в графике. Затем с помощью найденного модуля проверяются габариты и контуры плана, уточняется прорисовка декора на фасадах.
Проектно-исследовательская работа по воссозданию чертежей утраченного памятника архитектуры — кропотливый и трудоемкий процесс. Это коллективное творчество руководителя и студентов. Критерий оценки работы — гармония всех составляющих проекта. Это сравнимо с музыкальным произведением, где недопустима даже одна фальшивая нота. Для успешного про-ведения исследования используются и постоянно совершенствуются различные формы совместной работы, разрабатывается методика. Приходит понимание, что важен не только результат, но и сам процесс, где проявляется любовь к родине и ее истории, формируются профессиональные качества. Это означает, что процесс ревалоризации утраченного наследия продолжается.
Список использованных источников
1. Богородице-Владимирская церковь в Иркутске: история и современность / И. Бердни-ков, Н. Бубис, И. Калинина, Р. Попова [и др.]; отв. ред. А. Геращенко. — Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская, 2012. — 444 с.
2. ГАИО. Ф.50. Иркутская духовная консистория. Опись имущества Градо-Иркутской Про-копьевской церкви. Оп. 1. Д.8187.
3. ГАИО. Фотоколлекция О.В. Маркевича. Кн. 4. Оп. 1.
4. Иркутские епархиальные ведомости. — 1899. — №6. — С. 169-177.
5. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии, XVII — начало XX века. — М.: Галарт, 2000. - 496 с.
6. Медведев С.И. Историко-библиографический альбом-каталог «Иркутск на почтовых открытках. — М.: Галарт Романов, 1996. — 641 с.
7. Храмы дореволюционного Иркутска / И.В. Калинина, С.И. Медведев. — Иркутск, 2013. — 124 с.
1843
1887
1899
<м
ЧО
Рис. 1. Фрагменты эволюции генпланов г. Иркутска с анализом размещения Чудотворской церкви. Источник: архив Иркутской таможни
Рис. 2. Исследование размерно-пространственной структуры по фотоматериалам:
а) сопоставление развертки фасадов зданий Иркутской таможни и Чудотворской церкви с модулем ограждения участка (чертежи подготовили студенты гр. А-00-1: Л.В. Козлова, К.Г. Олейникова, Е.С. Повонский, П.Л. Поздняков);
б) фрагмент генплана квартала Иркутской таможни с привязкой модуля ограждения участка и плана Чудотворской церкви. Анализ фокусной точки и ракурса фотофиксации панорамы (выполнил автор);
в) анализ фотографии конца XIX в. со зданиями главного управления Иркутской таможни и Чудотворской церкви (чертеж фасада каменного пристроя вмонтирован). Выявление параллельности размещения соседних зданий и структуры габаритных осей (выполнил автор)
I I 1 I I I I I I I I I I 11 I I I
И 12 11 И 18 1« Ю 1« Я 21 22 23 34«
I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
Ю 11 12 1» И 1В 11 ЛТ И 1» Я 21
11 Ц И II И II Н 20 И 22 а Ию
Рис. 3. Эволюция северного фасада Чудотворской церкви (реконструкция автора): а) середина XVIII в. — первая треть XIX в.;
б) середина XIX в.; в) конец XIX в. — первая треть XX в.
Рис. 4. Композиционный анализ Чудотворской церкви (выполнила студентка гр. АРБ-14-2 А.И. Кашпур)
г-ТТ-74-Л-^--
У~/ Ти'
! Ч±г Ч4т ■
:та_о_ёз_та ! I та_й.
I »к • -4
I. .11. .11. .11. ~ГТ
1
ЕЛ
! ^Г
I 1
Й_Й_а ! ГчуТ"""
КЗ_М
□ т. Д-П-Д-1,1 П ТГГГПТТП
Ашшмшшшшмг
в
Рис. 5. Сравнительный анализ декора карниза по фотографиям с воссозданием чертежей: а) Троицкая церковь (чертеж выполнил автор); б) Знаменская церковь (чертеж выполнила студентка гр. АРБ-14-2 Д.И. Дашдамирова); в) Чудотворская церковь (чертеж выполнил автор)