Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал неполной семьи'

Воспитательный потенциал неполной семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
912
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ТИПЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ / ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульга Алена Валерьевна

В статье рассматривается неполная семья как субъект в работе учителя начальных классов с семьей младшего школьника. Автор акцентирует внимание на воспитательных проблемах современных неполных семей, которые являются следствием недостатка воспитательных ресурсов. В свою очередь, проблемы неполных семей непосредственно зависят от причин образования таких семей, их типов и особенностей, знание которых помогут учителю начальных классов подобрать необходимые и эффективные формы работы с родителями младших школьников из неполных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульга Алена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал неполной семьи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Воспитательный потенциал неполной семьи Шульга А. В.

Шульга Алена Валерьевна /Shulga Alyona Valer 'evna - аспирант, кафедра педагогики и методики начального образования,

Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича, г. Черновцы, Украина

Аннотация: в статье рассматривается неполная семья как субъект в работе учителя начальных классов с семьей младшего школьника. Автор акцентирует внимание на воспитательных проблемах современных неполных семей, которые являются следствием недостатка воспитательных ресурсов. В свою очередь, проблемы неполных семей непосредственно зависят от причин образования таких семей, их типов и особенностей, знание которых помогут учителю начальных классов подобрать необходимые и эффективные формы работы с родителями младших школьников из неполных семей.

Ключевые слова: семья, неполная семья, типы неполных семей, особенности неполной семьи, воспитательные проблемы неполной семьи.

Проблема современной семьи привлекает внимание исследователей в последние годы. Изменение социального положения, обесценивание семейных ценностей и ряд других причин влияют на развитие и жизненный цикл семьи. Сейчас достаточно распространенной моделью семьи в Украине становится неполная семья, в которой отсутствует один из родителей. Поэтому мы считаем, что именно неполные семьи требуют особого внимания со стороны учителя. Педагог должен стать союзником для родителей: помочь максимально реализовать воспитательный потенциал неполной семьи, и при этом ведущая роль должна принадлежать родителям, учитель должен стать их помощником в сложном деле воспитания личности школьника.

Анализируя последние исследования по данной проблеме, следует отметить, что неполная семья является объектом изучения в трудах таких ученых как И. Ф. Дементьева, Б. Б. Нусхаева, Т. И. Петровой, В. М. Целуйко; вопросы социально-педагогической работы с неполными семьями рассматривают Г. Г. Воронцова, Т. Ю. Гущина, И. В. Солодилова, особенности воспитательной работы, поддержки детей из неполных семей раскрыто в работах А. М. Анцут, Н. М. Дружининой, О. М. Максимович, Я. Г. Николаевой, В. Г. Постового и др.

Неполной семьей в социально-педагогической литературе считают семью, в которой все семейные функции выполняет один из родителей, проживающего с несовершеннолетним ребенком. И хотя не каждая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, все же наличие в семье обоих родителей помогает успешно решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. Отсутствие одного из родителей снижает воспитательный потенциал неполной семье - не является фактором неблагополучия семьи, но, тем не менее, может ухудшиться в сочетании с другими негативными факторами [5,104].

В неполных семьях проблемы в воспитании возникают вследствие недостатка воспитательных ресурсов со стороны родителей (отсутствие одного из родителей). Тем самым, неполноценное воспитание или вообще его отсутствие достаточно часто негативно влияет на формирование мировоззрения ребенка [1, 76-80].

Среди типичных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье, ученые выделяют следующие: 1) гиперопека (чрезмерная любовь и забота, вращающиеся психическими отклонениями); 2) ориентация на материальной заботе преувеличена, тогда как от воспитательного процесса удаленная мать или отец (возникновение на таком фоне конфликтных ситуаций);

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (7). 2016 | 50 |

3) предотвращения или запрет контактов ребенка с отцом (в результате чего возникает негативное отношение к мужчинам); 4) двузначное отношение к ребенку: чрезмерная любовь меняется вспышками раздражения (у ребенка как следствие такого отношения развивается невроз); 5) стремление матери сделать ребенка «образцовым, несмотря на то, что у нее нет отца» (мать превращается из друга в надзирателя, что вызывает пассивность или и бунт); 6) практическая отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитанием [4].

Основными факторами, влияющими на воспитание детей из неполной семьи, В. Постовой и О. Максимович определяют: поддержание тесных взаимоотношений родителей, проживающих отдельно, и с другими членами семьи, с целью положительного влияния на ребенка; договоренность родителей о решении, возникшем внезапно, что вносит изменения в их общения с ребенком. Учеными также определены педагогические условия, соблюдение которых дает возможность использовать воспитательный потенциал семьи. Среди таких условий выделяют: создание доверительных отношений в семье; личный пример родителей на основе правильной организации быта, привлечения детей к делам и заботам семьи, чувство взаимопомощи; разумное соотношение любви и строгости, требовательности, не допуская грубости и оскорблений, физических наказаний; гуманизация отношений в семье на основе формирования представления об отце как человеке со своими достоинствами и недостатками; педагогический такт родителей [2, 122-126].

Мы согласны с мнением Т. А. Куликовой: неважно кто стоит во главе неполной семьи - мужчина или женщина, следует помнить, что для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобретал опыт взаимоотношения с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и родительского (мужского) поведения [3, 60].

Итак, можно однозначно утверждать, что неполная семья испытывает трудности в воспитании детей. Неполная семья нуждается в поддержке и помощи, прежде всего, со стороны учителя, как никто знает индивидуальные особенности каждого школьника, учитывая условия, в которых воспитывается ребенок, и может оказать квалифицированную помощь семье в воспитательных вопросах. И работа учителя будет иметь положительный результат, при условии объединения воспитательных возможностей.

Литература

1. АндрПв В. В. Сощальний захист неповних амей: деяш аспекти / В.В. Андрив // Сучасна украшська ам'я: гендерш проблеми та шляхи !х подолання. Матерiали обласно! науково-практично! конференций [Голова редколегп I. В. Дорожюна]. Чершпв, 2009. С. 76-80.

2. Дитина в ам'1 / Упоряд. Т. Науменко. К.: Ред. загальнопед. газ., 2005. С. 122-126.

3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.

4. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. семьям: пособие для психологов и педагогов / Я. Г. Николаева. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. 159 с.

5. Целуйко В. М. Неполная семья / В. М. Целуйко. Волгоград: Изд-во Перемена, 2000.

| 51 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (7). 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.