Научная статья на тему 'Исследование эмоциональной сферы подростков из неполных и смешанных семей с помощью проективной методики: «Рисунок семьи»'

Исследование эмоциональной сферы подростков из неполных и смешанных семей с помощью проективной методики: «Рисунок семьи» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2414
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / СМЕШАННАЯ СЕМЬЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / СЕМЬЯ / РАЗВОД / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Далгатов Магомед Магомедаминович, Джабраилова Маликат Магомедовна, Хизроева Заира Магомедовна

Статья посвящена исследованию особенностей развития эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в неполных, полных и смешанных семьях. В данной работе представлены результаты эмпирического исследования детей с помощью проективной методики. Были обнаружены значимые различия в проявлениях эмоциональной сферы детей (тревожности, агрессивности), воспитывающихся в полных, неполных и смешанных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование эмоциональной сферы подростков из неполных и смешанных семей с помощью проективной методики: «Рисунок семьи»»

Психолого-педагогические науки •••

9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ:

«РИСУНОК СЕМЬИ»

A STUDY OF THE EMOTIONAL SPHERE OF TEENAGERS FROM SINGLE-PARENT AND BLENDED FAMILIES USING THE PROJECTIVE TECHNIQUES: "DRAWING THE FAMILY"

© 2015 Далгатов М. М., Джабраилова М. М., Хизроева З. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Dalgatov M. M, Dzhabrailova М. М, Khizroeva Z. M.

Dagestan State Pedagogical University

Resume. Статья посвящена исследованию особенностей развития эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в неполных, полных и смешанных семьях. В данной работе представлены результаты эмпирического исследования детей с помощью проективной методики. Были обнаружены значимые различия в проявлениях эмоциональной сферы детей (тревожности, агрессивности), воспитывающихся в полных, неполных и смешанных семьях.

Abstract. The article discusses the results of studying of emotional sphere of the children (teenagers) brought up in single and mixed families. The empirical investigation is carried out by using projective techniques. It is proved that there are significant differences between the families under study (anxiety, aggressions).

Rezjume. Statja posvjashhena rassmotreniju Issledovaniju osobennostej razvitija jemocional'noj sfery podrostkov vospityvajushhihsja v nepolnyh i smeshannyh semjah. V dannoj rabote predstavleny rezul'taty empiricheskogo issledovanija detej s pomoshhju proektivnyh metodik.Byli obnaruzheny znachimye razlichija v projavlenijah jemocional'noj sfery detej (trevozhnosti, agressivnosti), vospityvajushhihsja v polnyh, nepolnyh i smeshannyh semjah.

Ключевые слова: неполная семья, смешанная семья, эмоциональная сфера, развитие личности, эмоциональные состояния, семья, развод, тревожность, агрессивность.

Keywords: single-parent family, blended family, emotional sphere, development of personality, emotional states, family, divorce, anxiety, aggressiveness.

Kljuchevye slova: nepolnaja semja, smeshannaja semja, jemocional'naja sfera, razvitie lichnosti, jemocional'nye sostojanija, semja, razvod, trevozhnost', agressivnost'.

Распад семьи является актуальной проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. Вероятно, это связано с неблагоприятной социально-экономичес-кой ситуацией в стране.

Немногочисленные исследования (Лукь-янченко Н. В., Корнеева и др.) свидетельствуют о том, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют свою особенность, а также существенно отличаются от жизни подростка, воспитывающегося в полной семье. Мама старается возместить

10

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

отсутствие отца, и она делает все, что в ее силах, чтобы объединить в себе обоих родителей, но в принципе она не может выполнить одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Есть причины предполагать, что эти отличительные условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его развития личности, а особенно на эмоциональную сферу [4].

Для ребенка семья, особенно для подростка - это целый мир, в который он попадает с рождения, где он живет, взаимодействует, совершает открытия, учится любить, ненавидеть, сопереживать. На ранних стадиях развития семья для ребенка является первой и зачастую практически единственной социальной группой, формирующую личность, нравственность, навыки социального взаимодействия. Поэтому трудно не согласиться с Лукьянченко, который отметил, что без разумной родительской любви и сопереживания ребенку, эмоциональный, моральный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным, а духовное здоровье человека - слабым. Такую же психологическую проблему составляют и смешанные семьи [4].

Проблемы неполных и смешанных семей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах отечественных исследователей В. М. Целуйко, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьевой и др. Неполными называются семьи с одним родителем, в которых родители развелись, умерли или никогда не вступали в брак, смешанными - семьи, в которых имеются приемные (или усыновленные) дети, являющиеся родными для одного из родителей.

Не каждая полная семья является благоприятной средой для полноценного психического развития и воспитания ребенка, а она только формирует предпосылки успешного становления его личности. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. Воспитание подростков в неполной семье скрывает в себе трудности, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому родителю, который пережил развод. На это часто указывали и указывают исследователи, занимающиеся изучением проблемы неполных семей [8].

Одной из важных проблем во время развода является эмоциональное развитие детей, так как оно очень важно в осуществлении любой практической деятельности, в

том числе учебной деятельности. Эмоции играют очень важную роль в формировании личности. Они оказывают влияние на миро-возрение ребенка, помогают или мешают его саморазвитию. Также от эмоций зависят и некоторые характерологические особенности личности.

Эмоциональные состояния окрашивают всю психическую деятельность человека, и они проявляются в различных формах интенсивности настроения и аффективности состояния. Эмоциональные проявления зависят не только от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее [8].

В исследованиях Т. И. Шульги установлено, что неблагоприятные события в детстве проявляются в эмоциональном развитии, нарушении поведения и других психологических проблемах. Семейные конфликты, уход одного из родителя из семьи или смерть, недостаток любви, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. В связи с этим очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей - родителей [9].

Любовь, ласка и забота от родителей важна для любого возраста, но особенно в период подросткового возраста, так как он является более ранимым и считается периодом бурных переживаний и эмоциональных трудностей [1].

По мнению Т. В. Корнеевой семья в жизни ребенка-подростка играет большую роль, она удовлетворяет его главные потребности: в безопасности, любви, защищенности. Именно поэтому разрушение семьи так сильно влияет на эмоциональное развитие подростков [5].

Развод родителей несет для подростка негативные последствия, так как меняется климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы о детях после распада семьи. Имеет большое значение переживание родителей, обстоятельства и причины развода, то, в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, решение вопроса об опеке. Подростки, которые пережили развод или повторный брак родителей, в большей

Психолого-педагогические науки •••

степени подвергаются большому риску столкнуться с психологическими проблемами, чем дети из полных семей. Так исследования Г. Фигдор свидетельствуют о том, что подростки, не столкнувшиеся с разводом родителей, оценивают психологический климат в семье: взаимоотношения с родителями, теплоту, форму заботы более позитивно, чем подростки, пережившие развод родителей [6].

В исследованиях П. М. Якобсон и других было выявлено, что психологический дискомфорт детей-подростков из неполных семей проявляется: во-первых, в тревожности детей, которая является реакцией на объективные трудности функционирования неполной семьи и, во-вторых, отражается в личных проблемах детей как следствие семейного неблагополучия. У этих подростков отмечается обостренное беспокойство о здоровье близких, которое объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Формирование чувства тревоги происходит у подростков, на первом этапе после развода и самоопределения в жизни. Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. Разногласия с родителями приводят к детским страхам и отражаются при усвоении школьной программы, достаточно трудной для детей [10].

Эмоциональный фон деятельности и общения у подростков из неполных семей снижен, по сравнению с детьми из полных семей. В исследованиях Н. М. Ершовой установлено, что подростки из неполных семей тяжело адаптируются к жизни, обществу, но они стремятся к установлению теплых эмоционально насыщенных отношений со сверстниками [2].

Развитие жизни семьи и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют важное значение для становления его личности. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это главное требование к воспитанию, в одинаковой степени рекомендованное всем родителям, в любом типе семьи, так как контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. По мнению И. Дементьевой ощущения и переживания, возникающие у подростков от контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу [3].

11

Актуальность проблемы эмоционального комфорта подростков, воспитывающихся в неполных и смешанных семьях позволили определить цель нашего исследования, которая состоит в выявлении влияния статуса семьи (полная, неполная и смешанная семьи) на эмоциональное развитие подростков. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что неполная и смешанная семьи являются фактором, отрицательно влияющим на эмоциональное благополучие подростков.

Исследование проводилось на базе школы № 34 г. Махачкалы. В исследовании принимало участие 150 подростков, из них 50 - из неполных семей, 50 - из полных и 50 - из смешанных. Возраст 12-14 лет.

Для измерения эмоционального состояния использовалась проективная методика, рисуночный тест «Рисунок семьи» (А. Л. Венгер, 2003). Выбор этой методики аргументируется тем, что она более щадящая, так как не требует прямых ответов от подростка. Как известно рисунок семьи является высокоинформативным средством познания эмоциональной сферы личности ребенка, отражающим восприятие себя и других членов семьи, его чувств и переживаний, его отношения к близким взрослым. При анализе рисунков детей подростков учитывались следующие показатели:

- состав и расположения персонажей по отношению друг к другу. Большую значимость показывает последовательность изображения членов семьи;

- образа себя и особенности изображения Я-фигуры, которые можно выяснить через анализ изображений Я-фигуры и общего сюжета рисунка;

- степень прорисованности рисунков (контур, плохая или хорошая прорисован-ность); хорошей прорисованностью фигуры считалось наличие черт лица и деталей одежды. Результаты нашего исследования приведены ниже.

Таблица 1

Состав изображения членов семьи

из неполных, полных и смешанных семей

Родители Неполные семьи Полные семьи Смешанные семьи

Отсутствие

(мачехи или отчима) 37 0 10

Отделены 13 8 9

Воспроизведение 8 0 0

12

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

умершего родителя

Изображены вместе 2 42 31

Обратим внимание на особенности состава членов семьи, которые нарисованы на рисунках детьми из полных, неполных и смешанных семей (табл. 1). Полученные данные говорят том, что на рисунках у детей из неполных семей нет изображения отсутствующего родителя или же его изображение находится в отдалении от других членов

Рис. 1. Неполная семья, нет отца

Распад семьи так драматично отражается в рисунках подростка, что даже члены семьи у него располагаются в отдалении друг от друга. Это говорит о чувстве невключенности, отчужденности. На многих рисунках присутствует штриховка, сильный нажим, который свидетельствует о тревоге и агрессии. Подростки, перенесшие стресс ухода одного из родителя из семьи, изображают его, не прорисовывая, создавая расплывчатый образ. Дети из неполной семьи, у которых один из родителей умер, тем не менее, воспроизводили его на рисунке, что указывает на то, что они не отделяют себя от отсутствующего родителя, тоскуют по нему, что создает ощущение ущербности семьи, недостаточности (см. рис. 2).

Рис. 2. Неполная семья (мама умерла)

Радость жизни, которую испытывают дети из полных семей видно из рисунков на которых отражается чувство общности семьи, так как дети не отдаляли членов семьи друг от друга (см. рис. 3). По рисункам видно, что между всеми изображенными членами семьи есть чувство единства и поддержки, что является главным для построения хороших отношений между всеми членами семьи. Подростки на рисунках изображают семью в полном составе. Это свидетельствует о том, что семьи этих детей дружные, то есть ребенок выражает в рисунке положительные эмоциональные связи между всеми членами семьи. Однако на некоторых рисунках дети показывают членов семьи в отдалении друг от друга, что все-таки свидетельствует о наличии некоторых проблем в семье (см. рис. 4).

Рис. 3. Полная семья

Психолого-педагогические науки •••

13

Рис. 4. Полная семья (родители друг от друга отдалены)

У большинства детей из смешанных семей наблюдалась такая же картина, как на рисунках детей из полных семей. Они членов своей семьи изображали вместе, что говорит о сплоченности и поддержке (см. рис. 5). Остальные дети либо не изображали отчима или мачеху, или рисовали их вдалеке от себя, что чаще всего говорит о малой их значимости для ребенка, конфликте или негативном отношении (см. рис. 6).

Рис. 5. Смешанная семья

Рис. 6. Смешанная семья

(мачеху не нарисовала)

Таблица 2

Особенности изображения Я-фигуры в неполных, полных и смешанных семьях

Изображение Я-фигуры Непол- ные Пол- ные Сме- шанные

«Я - фигура» один 6 0 4

«Я - фигура» среди родственников 29 50 38

Отсутствие «Я - фигуры» 11 0 8

«Я-фигура в одиночестве» - на рисунке присутствует только Я-фигура при полном отсутствии остальных членов семьи; «Я-фигура среди родственников» - ребенок изображает себя среди других членов семьи: мамы, папы, братьев и сестер и других; «отсутствие Я-фигуры» - ребенок не изображает себя на рисунке. Из табл. 2, можно отметить, что большая часть рисунков детей отображает их окружении своих близких. Изображение на рисунках одного себя при отсутствии остальных членов семьи в неполных и смешанных семьях наблюдаются достаточно редко. Отмечено, что однофигурные композиции в детских рисунках говорят о трудностях общения ребенка, а также о чувстве отвержения и неприятия ребенка со стороны окружающих. Рисунки такого типа могут говорить, что ребенок чувствует себя отчужденным и переживает одиночество. Но все, же хочется отметить, что у детей, воспитывающихся в неполных семьях, в большинстве случаев встречаются рисунки, на которых ребенок не изображает себя на рисунке.

Результаты анализа рисунков подтверждают предположение о том, что статус семьи, состоящий в ее полноте или смешанности, является важным фактором, влияющим на такие эмоциональные проявления подростков, как агрессивность, тревожность.

Проанализировав результаты нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Анализ показателей рисунков выявил, что подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, имеют менее позитивную картину эмоциональной сферы в сравнении с их сверстниками из полных и смешанных семей.

2. Дети из полных семей имеют чувство общности, потому что они воспринимают семью как единое целое, рисуя ее в полном составе и не в отдалении друг от друга. На

14

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

рисунках у подростков из полных семей наблюдается положительный эмоциональный фон (радость, любовь к родителям, доверие, внутренняя гармония, сплоченность в семье)

3. Анализ рисунков из неполных семей позволяет говорить, что у подростков сниженный уровень самооценки. Также подросткам, воспитывающимся в неполных семьях свойственно чувство невключенности и отчужденности, так как на рисунке они изображают себя и одного из родителей или в отдалении друг от друга. На рисунках преобладает отрицательный эмоциональный фон (грусть, тревога, агрессия, напряженность, дискомфорт).

4. У подростков из смешанных семей идет более благоприятное представление, так как дети членов своей семьи изображали вместе, не отдаляя друг от друга, что говорит о сплоченности и поддержке. Некоторые

дети не изображали отчима или мачеху, что позволяет говорить о конфликтном или негативном отношении к ним.

5. Дети подросткового возраста из неполных семей более тревожны и агрессивны, чем дети из полных и смешанных семей. На наш взгляд это связано с тем, что в смешанных семьях у ребенка есть два родителя (хотя один из них приемный) и они живут вместе и ребенок получает родительскую любовь, внимание, поддержку, защиту от обоих родителей. Подростки из неполных семей, которых воспитывает один из родителей лишены такой любви, поддержки, помощь они не получают, так как дети из смешанных семей.

Таким образом, в результате нашего исследования и анализа полученных результатов мы подтверждаем нашу гипотезу.

Литература

1. Багандова Г. Х., Далгатов М. М. Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. 2010, № 3. 60 с. 2. Воспитание детей в неполной семье / под ред. Ершовой

H. М. М., 1980. 205 с. 3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с. 4. Газизова У. В., Хабибрахманова Р. Ф., Штерц О. М. Исследования образа мира и отношения к родителям подростков из неполных семей // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7. С. 201-202. 5. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. 2001. № 11. С. 108-118. 6. Лукъянченко Н. В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростков) // Воспитание школьников. 2011. № 5. С. 50-58. 7. Особенности психологической реакции детей на развод родителей / под ред. Т. В. Корнеевой. М.,

2002. 8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995. 376 с.

9. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М., 2004. 272 с. 10. Целуйко В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей. М., 2003. 288 с. 11. Шульга Т. И. Подросток в кризисной ситуации. М., 2009. 320 с. 12. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М. : Просвещение, 1996. 54 с.

References

I. Bagandova G. Kh., Dalgatov M. M. Features of the development of orphan teenagers' causal attributions

of achievements // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2010, # 3. 60 p. 2. Raising children in a single-parent family / ed. by Ershova N. M. M., 1980. P. 205. 3. Wenger A. L. Psychological drawing tests: an illustrated guide. M. : VLADOS-PRESS, 2003. 60 p. 4. Gazizova U. V., Khabibrakhmanova R. F., Sterz O. M. Studying the image of the world and the rattitude towards the parents of teenagers in single-parent families // Modern high technologies. 2013. # 7. P. 201202. 5. Dementieva I. F. Negative factors of raising children in a single-parent family // Sots. issled. 2001. # 11. P. 108-118. 6. Lukyanchenko N. V. The family as a factor in emotional well-being of teenagers //

Schoolchildren's Education. 2011. # 5. P. 50-58. 7. Features of the psychological reactions of children to their parents' divorce / ed. by T. V. Korneeva. M., 2002. 8. Figdor G. Children of divorced parents: between injury and hope. 1995. P. 376. 9. Tseluyko V. M. Psychology of dysfunctional family. M., 2004. 272 p.

10. Tseluyko V. M. The modern family psychology: a book for teachers and parents. M., 2003. 288 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shulga T. I. Teenager in crisis. M., 2009. P. 320. 12. Jacobson P. M. The schoolchild's emotional life. M. : Prosveshchenie, 1996. 54 p.

Literatura

1. Bagandova G. H., Dalgatov M. M. Osobennosti razvitija kauzal'nyh atribucij dostizhenij podrostkov-sirot // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2010. № 3. 60 s. 2. Vospitanie detej v nepolnoj sem'e / pod red. Ershovoj N. M. M., 1980. 205 s. 3. Venger A. L. Psihologicheskie risunochnye testy: Illjustrirovannoe rukovodstvo. M. : VLADOS-PRESS,

2003. 160 s. 4. Gazizova U. V., Habibrahmanova R. F., Shterc O. M. Issledovanija obraza mira i otnoshenija

Психолого-педагогические науки •••

15

k rodite-ljam podrostkov iz nepolnyh semej // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013. № 7. S. 201202. 5. Dement'eva I. F. Negativnye faktory vospitanija detej v nepolnoj sem'e // Soc. issled. 2001. № 11. S. 108-118. 6. Luk#janchenko N. V. Sem'ja kak faktor psihojemocional'nogo blagopoluchija podrostkov)

// Vospitanie shkol'nikov. 2011. № 5. S. 50-58. 7. Osobennosti psihologicheskoj reakcii detej na razvod

roditelej / pod red. T. V. Korneevoj. M., 2002. 8. Figdor G. Deti razvedennyh roditelej: mezhdu travmoj i

nadezhdoj. M., 1995. 376 s. 9. Celujko V. M. Psihologija neblagopoluchnoj sem'i. M., 2004. 272 s.

10. Celujko V. M. Psihologija sovremennoj sem'i: kniga dlja pedagogov i roditelej. M., 2003. 288 s.

11. Shul'ga T. I. Podrostok v krizisnoj situacii. M., 2009. 320 s. 12. Jakobson P. M. Jemocional'naja zhizn' shkol'nika. M. : Prosveshhenie, 1996. 54 s.

Статья поступила в редакцию 12.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.