18
Известия ДГПУ, №3, 2014
УДК 373
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНЫХ И СМЕШАННЫХ СЕМЬЯХ
THE TEENAGERS’ EMOTIONAL DEVELOPMENT IN INCOMPLETE AND MIXED FAMILIES
© 2014 Далгатов М. М., Джабраилова М. М. Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Dalgatov M. M., Dzhabrailova M. M. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена изучению влияния статуса семьи на эмоциональную сферу подростков из неполных и смешанных семей. В работе представлены результаты исследования, которые позволяют говорить о том, что статус семьи (полная, неполная, смешанная) является важным фактором, влияющим на эмоциональное развитие подростков, в том числе их агрессивность и тревожность.
Abstract. The article deals with studying the influence of the family status on the emotional sphere of teenagersin incomplete and mixed families. The autors represent the research results which allow saying that the family status (full, incomplete, mixed) is an important factor influencing the teenagers’ emotional development, including their aggression and uneasiness.
Rezjume. Stat'ja posvjashhena izucheniju vlijanija statusa sem'i na jemocional'nuju sferu podrostka iz nepolnyh i smeshannyh semej. V rabotepredstavleny rezul'taty issledovanija, kotoryepozvoljaju tgovo-rit' o tom, chto status sem'i (polnaja, nepolnaja, smeshannaja) javljaetsja vazhnym faktorom, vlijajush-him na jemocional'noe razvitiepodrostkov, v tom chisel ih agressivnost' i trevozhnost'.
Ключевые слова: полная семья, неполная семья, смешанная семья, подростковый возраст, агрессивность, тревожность, эмоциональное развитие.
Keywords: complete family, incomplete family, mixed family, teenage, aggression, uneasiness, emotional development.
Kljuchevye slova: polnajasemja, nepolnajasemja, smeshannajasemja, podrostkovyjvozrast, agressivnost', trevozhnost', jemocional'noerazvitie.
Изучение формирования и развития эмоциональной сферы человека - одна из актуальных проблем психологической науки в целом.
Значительный вклад в исследование вопросов о природе, механизмах возникновения и развития эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи (В. К. Вилюнас, К. Э.
Изард, Л. И. Куликов, Я. Рейковский, П. В. Симонов, П. Фресс, П. М. Якобсон, и др.) [3; 5].
Развитие эмоций играет большую роль в индивидуальном развитии человека, становлении личности ребенка. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность. Не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, Р. Лазарус и др.). Установлено, что поведение детей зависит от общей социальной ситуации, которая порождает их эмоциональный комфорт, а также отношения с их близкими взрослыми и сверстниками (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Г. М.
Бреслав, Л. С. Выготский, Н. А. Кряжева и др.).
Семья для ребенка, а особенно для подростка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. А семейное благополучие во многом зависит от того, является ли семья полной или нет [1].
Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но всё же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья [8].
Психологической проблемой полной, смешанной и неполной семьи занимались как отечественные, так и зарубежные ученые-исследователи: Т. И. Шульга, В. М. Целуйко, Е. Н. Захарова, А. М. Фридман, Д. Д. Браун и др. Неполными называются семьи с одним родителем, в которых родители развелись, умерли или никогда не вступали в брак, смешанными - семьи, в которых имеются приемные (или усыновленные) дети, являющиеся родными для одного из родителей.
Психолого-педагогические науки
19
Психологи, изучающие проблемы неполных семей, пришли к выводу, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, любовь, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей - родителей [6].
Воспитание ребенка в неполной семье отличается рядом специфических моментов. Эти дети достаточно часто имеют неустойчивую самооценку, эмоциональные проблемы, нервно-психическое напряжение. Безусловно, это отражается на межличностных контактах, снижает их адаптивные способности.
Условия жизни подростков, воспитывающихся в неполных и смешанных семьях, имеют свою специфику. Она заключается в отсутствии внимания, тепла, ласки со стороны родителей. Специфические условия развития и воспитания в этих семьях накладывают отпечаток на весь процесс формирования личности ребенка. Особенно это касается эмоциональной сферы подростков, для большинства которых свойственны высокий уровень фрустрированности, пониженное настроение, бедность эмоционального выражения, депрессия и страхи [2].
Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание жестокость подростков, выросших без отца. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки. Более уязвимым при распаде семьи является единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов[10].
Подростки из неполных семей замкнуты, застенчивы, менее эмоциональны, они не уверены в своих силах, а некоторые даже не верят в свои возможности. Они очень часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает. В тоже время в исследованиях установлено, что дети
из неполных семей раньше становятся самостоятельными. В первое время после ухода одного из родителей у них чаще всего наблюдается сильный страх разлуки со взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии [9; 4].
Стабильность семейной среды - очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка. Большое значение имеет также «качество» семьи, ее воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, тоже приводит к серьезным психоэмоциональным нарушениям в процессе социализации подростка [10].
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей эмоциональной сферы подростков в условиях неполной и смешанной семьи. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что у подростков, воспитывающихся в неполной и смешанной семье, будут наблюдаться повышенная агрессивность, тревожность и другие проявления эмоционального неблагополучия.
Исследование проводилось на базе школы № 34 г. Махачкалы. В исследовании принимало 150 детей, из них 50 - из неполных семей, 50 -из полных и 50 - из смешанных. Для решения экспериментальных задач были использованы: методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина и тест «Самооценка психических состояний: агрессивность, тревожность, ригидность и фрустрация» (по Г. Айзенку).
Для проверки гипотезы о влиянии статуса семьи (полная, неполная, смешанная) на эмоциональные состояния и свойства (агрессивность и тревожность) детей был проведен дисперсионный анализ данных. Его результаты представлены ниже. В дисперсионном анализе независимая переменная это статус семьи (полная, неполная и смешанная), а зависимая переменная - показатели тревожности и агрессивности по шкалам методики Спилберга и Ханина, Г. Айзенка.
Таблица 1
Основные результаты дисперсионного анализа влияния статуса семьи на ситуативную и личностную тревожность, измеренные с помощью методики Спилбергера-Ханина
Переменная/ Статус семьи Кол-во испыт-ых в группе Среднее Станд. откл. 95% доверительный интервал F Уровень значимости
Нижняя граница Верхняя граница
СТр 1,00 50 51,3600 8,85659 48,8430 53,8770 97,218 ,000
2,00 50 36,6400 7,35613 34,5494 38,7306
3,00 50 29,1800 7,99921 26,9066 31,4534
Total 150 39,0600 12,25251 37,0832 41,0368
ЛТр 1,00 50 54,6000 11,06013 51,4567 57,7433 92,802 ,000
2,00 50 41,4400 9,74399 38,6708 44,2092
3,00 50 27,8800 8,44101 25,4811 30,2789
Total 150 41,3067 14,65209 38,9427 43,6706
Примечание. Здесь и далее: 1гр.- неполная, 2 гр. - смешанная, 3 гр. - полная, СТр - ситуативная тревожность, ЛТр - личностная тревожность.
20
Известия ДГПУ, №3, 2014
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что ситуативная и личностная тревожность в полных, смешанных и неполных семьях различаются на высоком уровне статистической значимости. При этом ситуативная и личностная тревожность выше всего в неполных семьях, и относительно выше в смешанных семьях, по сравнению с полными семьями. Это позволяет заключить, что статус семьи влияет на выраженность негативных эмоциональных состояний агрессивности и тревожности.
Ситуативная тревожность
Соотношение между статусом семьи и выраженностью эмоциональных состояний агрессивности и тревожности отражено на Рис. 1 (средние значения ситуативной и личностной тревожности при различном статусе семьи).
В таблице 2 представлены основные результаты дисперсионного анализа влияния статуса семьи на самооценку психических состояний, по шкалам методики Айзенка.
Рис. 1. График распределения средних значений ситуативной и личностной тревожности при различном статусе семьи (полная (3), смешанная (2), неполная (1))
Таблица 2
Основные результаты дисперсионного анализа влияния статуса семьи на самооценку пси____________хического состояния, измеренную с помощью методики Айзенка __________
Переменная Статус семьи Кол-во испыт-ых в группе Среднее Станд. откл. 95% доверительный интервал F Уровень значимости
Нижняя граница Верхняя граница
СмТр 1,00 50 14,6200 4,16932 13,4351 15,8049 127,852 ,000
2,00 50 8,5200 3,10523 7,6375 9,4025
3,00 50 4,1600 2,31552 3,5019 4,8181
Итог 150 9,1000 5,40165 8,2285 9,9715
СмФр 1,00 50 12,7000 3,81859 11,6148 13,7852 78,679 ,000
2,00 50 8,3800 3,41599 7,4092 9,3508
3,00 50 4,6800 2,11351 4,0793 5,2807
Итог 150 8,5867 4,57332 7,8488 9,3245
СмАг 1,00 50 15,5800 3,96973 14,4518 16,7082 102,544 ,000
2,00 50 9,0800 3,76796 8,0092 10,1508
3,00 50 5,8000 2,50713 5,0875 6,5125
Итог 150 10,1533 5,34292 9,2913 11,0154
СмРг 1,00 50 13,6000 4,03556 12,4531 14,7469 61,410 ,000
2,00 50 10,0200 3,47287 9,0330 11,0070
3,00 50 6,3600 1,91407 5,8160 6,9040
Итог 105 9,9933 4,39569 9,2841 10,7025
Примечание. Здесь и далее: 1гр. - неполная, 2 гр. - смешанная, 3 гр - полная, СмТр - тревожность, СмФр - фрустрация, СмАг - агрессия, СмРг - ригидность.
Из данных таблицы 2 следует, что тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность в полных, смешанных и неполных семьях различаются на высоком уровне статистической значимости, т. е. дети из неполных, смешанных и полных семей отличаются друг от друга по выраженности этих эмоциональных состояний.
Таким образом, статус семьи также влияет на выраженность у детей из этих семей таких эмоциональных состояний как тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность.
Указанные различия изображены на Рис. 2 (график средних значений самооценки психических состояний).
Психолого-педагогические науки •••
статус
значений тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности при различном статусе семьи (полная (3), смешанная (2), неполная (1))
21
Результаты дисперсионного анализа полученных эмпирических данных убедительно подтверждают предположение о том, что статус семьи, состоящий в ее полноте или смешанности, является важным фактором, влияющим на такие эмоциональные проявления подростков как агрессивность, тревожность. Полные семьи в отношении указанных эмоциональных характеристик являются, как и ожидалось, наиболее благополучными, где уровень тревожности и агрессивности значительно ниже.
Подтвердилось также предположение о том, что смешанные семьи объективно являются фактором риска для возникновения негативных эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в них. Вероятно, что взаимоотношения родителей в семье, где один из родителей не является родным, создают предпосылки для таких негативных эмоций как ревность, подозрительность, что в свою очередь провоцирует другие негативные эмоции - тревогу и агрессию. Вместе с тем эмоциональное состояние детей в этих семьях в целом значительно благоприятнее, чем в неполных семьях.
Таким образом, наличие эмоциональных связей и отношений, привязанности в семье между ее членами оказывают большое влияние на эмоциональное развитие, особенно в период подросткового возраста. И в этом возрасте необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития детей воспитывающихся в неполной семье, так как очень важно, чтобы ребенок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей - родителей.
Родительская любовь является фундаментом, на котором строятся надежные взаимоотношения родителей со своими детьми и который может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере. Она необходима для самоуважения ребенка, формирования гармоничной личности, также хороших его взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о самом себе. Отсутствие ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает тревожность, враждебность и агрессивность по отношению к другим людям.
Проведенное нами эмпирическое исследование в целом подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Дети подросткового возраста из неполных семей более тревожны и агрессивны, чем дети из полных и смешанных семей. У этих детей преобладает вербальная агрессия, раздражение, обида, чувство вины.
2. Подростки из смешанных семей более агрессивны и тревожны, чем дети из полных семей, но менее агрессивны и тревожны, чем дети из неполных семей. На наш взгляд это связано с тем, что в смешанных семьях у ребенка есть два родителя (хотя один из них приемный) и они живут вместе и ребенок получает родительскую любовь, внимание, поддержку, защиту от обоих родителей, хотя не в полной мере как бывает в полных семьях Подростки из не-
22
Известия ДГПУ, №3, 2014
полных семей, которых воспитывает один из они не получают помощь так, как дети из сме-родителей, лишены такой любви, поддержки, шанных семей.
Литература
1.Багандова Г. Х. Каузальная атрибуция достижений подростков в условиях детского дома. Диссертация. ... канд. психол. н. Ярославль, 2010. 167 с. 2. Багандова Г. Х., Далгатов М. М. Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 3, 2010. C. 60. 3. Вилюнас В. К.
Психология эмоциональных явлений М. : Изд-во МГУ, 1976. 458 с. 4. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2000. 304 с. 5. Изард К. Психология эмоций. М., 2012. 500 с. 6. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. СПб.
2004. 288 с. 7. Ильин П. И. Эмоции и чувства. СПб. 2004. 751 с. 8. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов. М. : Дрофа, 2005. 254 с. 9. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995. 376 с. 10. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М., 2004. 272 с
References
1. Bagandova G. Kh. Causal attribution of achievements of teenagers in the conditions of orphanage. Dis. ... Cand. of Psychology. Yaroslavl, 2010. 167 p. 2. Bagandova G. Kh., Dalgatov M. M. Features of the development of causal attributions of achievements of orphan teenagers // Proceedings of Dagestan State Pedagogical university. Psychological and Pedagogical Sciences. # 3, 2010. P. 60. 3. Vilyunas V. K. Psychology of emotional phenomena: MSU Publishing, 1976. 458 p. 4. Prikhozhan A. M. The anxiety at children and teenagers: psychological nature and age dynamics. M.-Voronezh, 2000. 304 p. 5. Izard K. Psychology of emotions. M, 2012. 500 p. 6. Izotova E. I. Emotional sphere of the child. SPb. 2004. 288 p. 7. Ilyin P. I. Emotions and feelings. SPb. 2004 .751 p. 8. Shulga T. I. Work with a troubled family: manual for higher education institutions. M. : Drofa,
2005. 254 p. 9. Figdor G. Children of divorced parents: between the trauma and the hope. M., 1995. 376 p.
10. Tseluyko V. M. Psychology of a troubledl family. M., 2004. 272 p.
Literatura
1. Bagandova G. H. Kauzal'naja atribucija dostizhenij podrostkov v uslovijah detskogo doma. Dissertacija. ... ^nd. psihol. n. Jaroslavl', 2010. 167 s. 2. Bagandova G. H., Dalgatov M. M. Osobennosti razvitija kauzal'nyh atribucij dostizhenij podrostkov-sirot // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. № 3, 2010. S. 60. 3. Viljunas V. K. Psihologija jemocional'nyh javlenij M. : izd-vo MGU, 1976. 4. Prihozhan A. M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihologicheskaja priroda i vo-zrastnaja dinamika. M.-Voronezh, 2000. 304 s. 5. Izard K. Psihologijajemocij. M., 2012. 500 s. 6. Izotova E. I. Jemocional'najasferarebenka. SPb. 2004. 288 s. 7. Il'in P. I. Jemocii i chuvstva.SPb. 2004. 752 s. 8. Shul'ga
T. I. Rabota s neblagopoluchnojsem'ej: uchebnoeposobiedljavuzov. M. : Drofa, 2005.254 s. 9. Figdor G. Deti razvedennyh roditelej: mezhdu travmoj i nadezhdoj. M., 1995 376 s. 10. Celujko V. M. Psihologija neblagopo-luchnoj sem'i. M., 2004. 272 s.
Статья поступила в редакцию 18.06.2014 г.