6
Известия ДГПУ, №1, 2014
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
УДК 37.018.11
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ДЕТЕЙ
THE FAMILY AS A FACTOR OF FORMING THE CHILDREN’S SOCIAL ATTITUDES
© 2014 Далгатов М. М., Махмудов М. А. Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Dalgatov M. M., Makhmudov M. A. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье обсуждается проблема формирования социальных установок (ат-титюдов) детей. Показано, что в психологических исследованиях семья и ее характеристики рассматриваются, как важнейший фактор формирования установок детей. Выделены. позитивные и негативные факторы влияния семьи на становление личности ребенка, а также психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи.
Abstract. The authors of the article discuss the problem of forming the children’s social attitudes. They show that in the psychological research the family and its characteristics are considered as the most important factor for the development of children’s attitudes and highlight the positive and negative factors of the influence of the family on the child’s personality and psychological characteristics of children living outside the family.
Rezjume. V stat’e obsuzhdaetsja problema formirovanija social’nyh ustanovok (attitjudov) de-tej. Pokazano, chto v psihologicheskih issledovanijah sem’ja i ee harakteristiki rassmatrivajutsja kak vazhnejshij faktor formirovanija ustanovok detej. Vydeleny pozitivnye i negativnye faktory vlijanija sem’i na stanovlenie lichnosti rebenka, a takzhe psihologicheskie osobennosti detej, vos-pityvajushhihsja vne sem’i.
Ключевые слова: социальные установки (аттитюды), влияние семьи, внесемейное воспитание, психологические характеристики детей.
Keywords: social attitudes, influence of family, out-family education, children’s psychological characteristics.
Kljuchevye slova: social’nye ustanovki (attitjudy), vlijanie sem’i, vnesemejnoe vospitanie, psi-
hologicheskie harakteristiki detej.
В последние годы исследователи и практики, в том числе политики, в поисках средств противостояния возрастающим негативным тенденциям в детской и молодежной среде все чаще апеллируют к семье. В частности, это выразилось в том, что в ряде регионов России, в том числе в Республике Дагестан, приняты законы, направленные на повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей. Сложившаяся в подростковой
и молодежной среде ситуация объясняется, на наш взгляд, влиянием двух взаимосвязанных факторов - снижением позитивной роли социальных институтов воспитания с одной стороны, и ослаблением семейного воспитания, обусловленного кризисом современной семьи, с другой. Как следствие, стихийная социализация приводит к формированию у детей нежелательных потребностей, интересов, социальных установок, привычек и черт
Психолого-педагогические науки
7
личности. Отсюда возросший интерес к проблеме влияния семьи на воспитание детей, в том числе к формированию социальных установок (аттитюдов).
В отличие от понятия «установка» в общепсихологической теории Д. Н. Узнадзе, обозначающего, прежде всего, психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям, «целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности» [1. С. 508], в социальной психологии «аттитюд» (социальная установка) рассматривается, как состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта [1. С. 41]. Д. Майерс определяет «аттитюд», как благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении» [8]. «Аттитюды» являются важнейшим понятием, которое используется для объяснения социальных характеристик и социального поведения личности.
Общепризнано, что социальная установка является кумулятивным приращением прошлых событий, которые включают в себя предшествующий опыт, влияние информации, подкрепления и мотивационные давления. В связи с этим особое значение приобретают исследования, относящиеся к изучению влияния различных источников и условий на формирование социальных установок.
В исследованиях в качестве источника формирования социальных установок чаще всего рассматривается семья. В настоящее время тенденция к росту значения института семьи в психическом развитии ребенка становится более явной. Вместе с тем, как считает американский исследователь семьи Ю. Бронфенбреннер [18], современное общество, объективные обстоятельства, с которыми сталкиваются семьи, порождают в них дезорганизующие силы. Уменьшаются возможности и потребности в содержательном общении между родителями и детьми, положение женщины, вынужденной работать, ухудшается, растет число разводов и родителей, не желающих брать на себя заботу о ребенке. Мало того, обязанности родителя не встречают поддержки и признания в обществе, а время, проводимое в семей-
ном кругу, наносит ущерб карьере. Следствием становится отчуждение в семье, отсутствие доверия и эмоциональной безопасности в семейных отношениях. В этих условиях, отмечает автор, в психическом развитии ребенка возникают негативные симптомы, такие как «неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости» [10. С. 131].
А. Н. Леонтьев считал, что из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения», куда входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным. «Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его интимные, личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива» [7. С. 509-510].
По В. Н. Мясищеву, потребности, интересы, склонности личности являются не продуктом каких-либо абстрактных исторических условий, а, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда «дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми» [6. С. 8]. Как отмечает А. Б. Орлов, ребенок в первые десятилетия практически полностью зависит от своего окружения, в результате чего приобретает совокупность «привычек, ролей, вкусов, предпочтений, понятий, представлений и предубеждений, желаний и мнимых потребностей, каждая из которых отражает особенности семейной и социальной среды, а не действительно внутренние тенденции и установки» [11. C. 10].
Особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, его приоритетность по сравнению с другими институтами воспитания (детским садом, школой, детским домом и др.), исследователи объясняют глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания, которое строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах (привязанно-
8
Известия ДГПУ, №1, 2014
сти, доверии, нежности) детей к родителям (Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, А. И. Захаров, А. В. Петровский, А. Г. Харчев и др.).
О. А. Карабанова выделяет ряд характеристик, которые делают семью «уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка». Это - эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений в семье; устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером; совместная деятельность и сотрудничество со взрослым, как носителем социокультурного уровня и образцом компетентности; социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности [5. С. 65].
Как известно, факторы, влияющие на психическое развитие ребенка, в одном случае способствуют, в другом препятствуют оптимальному развитию его личности. В связи с этим А. А. Бодалев и В. В. Столин отмечают: «взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим» [13. С. 17].
Именно в силу ее способности всесторонне воздействовать на развитие ребенка, семья характеризуется наличием факторов риска, которые приводят (или могут привести) к негативным последствиям. К ним относится материальный избыток или недостаток, безнравственность и противоправность семейной экономики; бездуховность родителей; авторитаризм, либо «либерализм», безнаказанность и всепрощен-чество; безнравственность отношений в семье; отсутствие нормального психологического климата [17. C. 477-478]. Автор утверждает, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье» [16. C. 309].
А. И. Захаров, среди патогенных факторов, приводящих к возникновению неврозов детей и подростков, называет фрустрацию потребности в эмоциональ-
ной близости, повышенные, болезненно заостренные ожидания супругов, которые вступают в противоречие с реальными жизненными ситуациями, одностороннее преобладание одного из взрослых, перестановка, или инверсия, традиционных семейных ролей [4]. А. С. Спиваковская особо отмечает в этой связи дисгармонию семейных отношений, выражающуюся в конфликтном взаимодействии супругов [15].
Семейный фактор становится отрицательным, как описано во многих исследованиях, также в случаях: отсутствия материнской заботы, раннего отрыва ребенка от родительской семьи, длительной изоляции в закрытом учреждении, приводящих к выраженным деформациям по всем направлениям психического развития ребенка (И. Лангмейер, З. Матейчик, С. Ю. Мещерякова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и др.).
Негативные последствия для детского развития, связанные с отвержением со стороны родителей выделены в ряде исследований. Это повышенная аффектив-ность, недостаточность контроля эмоциональной жизни, эмоциональная незрелость, агрессивность, антагонизм, более высокая возбуждаемость. Неприятие со стороны родителей, становится хронической психотравмой, поскольку дети со временем начинают оценивать её как агрессию, она вызывает тревожность и агрессивность детей. Тревожность модифицируется в ощущение неполноценности, в невротическое стремление к сверхзащите, а агрессивность при наличии неосознанного чувства вины, в аутоагрессивность [3].
Указанные факторы социальной среды приобретают особую значимость для формирования личности в подростковом возрасте, когда происходит интенсивное овладение социальными ролями взрослого человека, круг общения подростка быстро расширяется, увеличивается связь с неформальными группами, со школой. Это происходит в условиях резких физиологических, психологических и социальных перемен. Как указывают Е. О. Смирнова и Е. А. Савина, подросток в этот период остро нуждается в направляющей и консультирующей поддержке семьи: в объяснении, информировании, содействии в формировании оценки самых разных сторон жизни. Они отмечают большую роль семьи в осуществлении социального контроля за поведением
Психолого-педагогические науки
9
подростка. «В этом возрасте ряд психологических механизмов, необходимых для самостоятельного поведения взрослого члена общества, находится в стадии формирования. Неспособность семьи выполнять функцию контроля по отношению к подростку ведет к нарушениям его поведения и к нарушению в развитии личности, ставит подростка в весьма трудное и уязвимое положение, обусловливая его дезориентацию в социальной действительности, обезоруживая его перед различными трудностями и противоречиями. Нарушения во взаимоотношениях родителей с детьми, ранее не игравшие заметной роли, выходят на первый план, становятся для подростка источником психической травматизации» [14. С. 126].
Во многих исследованиях изучались последствия для развития ребенка длительного отсутствия эмоциональных контактов с матерью или лицом, ее заменяющим (эмоциональной депривации). Показано, что это приводит, прежде всего, к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви). В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен материнской депривации, которая оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка.
Когда в семьях дети лишены внимания, чуткого и отзывчивого взрослого, указывает известный американский детский психолог Г. Крайг [6], «в этих случаях, вероятно, имеет место недостаток сопряженной обратной связи от тех, кто ухаживает за ребенком. У детей почти нет возможности повлиять на окружающую среду. Они практически не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких социаль-
ных и речевых достижений, как улыбка, крик, вокализация. Многие из этих детей на собственном опыте убеждаются, что их попытка повлиять на окружение ни к чему не приводит, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации» [12. С. 244].
В частности, в исследованиях, проведенных под руководством М. М. Далгато-ва, установлено, что дети, воспитывающиеся вне семьи, часто отличаются низким уровнем оптимизма (им присущ преимущественно пессимистический объяснительный стиль), неблагоприятным типом атрибуции, низким уровнем самооценки, а также низкой оценкой своей компетентности (неверием в свои силы) и сравнительно высокой тревожностью [2].
Таким образом, краткий обзор исследований влияния семьи на формирование социальных установок детей показывает, что семья является незаменимым фактором психического здоровья ребенка и формирования его психологической устойчивости к негативным воздействиям среды. Психологическая устойчивость и социальная адаптивность являются, как показывают данные многочисленных исследований, наименее благополучными характеристиками детей, лишенных семейного воспитания. Большой интерес в связи с этим представляют социальные установки детей, воспитывающихся в школах-интернатах и детских домах, а также в обычных семьях. Их сравнительное изучение открывает возможности для разработки методических подходов к изменению негативных установок подростков, что имеет сегодня огромное практическое значение
Литература
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г.Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 572 с. 2. Багандова Г. Х., Далгатов М. М. Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 3. 2010. С. 60-66.
3. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. Л. : Медицина, 1990. 4. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. Л., 1988. 248 с. 5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. Самара: Издательство СИОКПП, 2001. 122 с.
6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. 7. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 509-537. 8. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : Питер, 1997. 688 с. 9. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. 10. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского
развития. М. : Жизнь и мысль, 1999. 168 с. 11. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и
10
Известия ДГПУ, №1, 2014
внутреннее я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. 12. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Уч. пособие / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. М. : «ВЛАДОС-ПРЕСС»,
2004. 328 с. 13. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М. : Педагогика, 1989. 14. Смирнова
Е. О, Савина Е. А. Родители и дети: Психология взаимоотношений. М. : «Когито-Центр», 2003. 230 с. 15. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. 200 с. 16. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,
2000. 512 с. 17. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Академический Проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 768 с. 18. Bronfenbrenner U. To-
ward an experimental ecology of human development // American Psychologist. 1977. V. 32.
References
1. Great psychological dictionary / Comp. and Ed. by Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. SPb. : Prime-EVROZNAK, 2004. 572 p. 2. Barandova G. Kh., Dalgatov M. M. Features of the development of causal attributions of teenagers-orphans' achievements // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Series. # 3. 2010. P. 60-66. 3. Garbuzov V. I.
Nervous children: Doctor's Advice. L. : Medicine, 1990. 4. Zakharov A. I Neurosis at children and adolescents. History, etiology and pathogenesis. Leningrad, 1988. 248 p. 5. Karabanova O. A. Psychology of family relations: textbook. Samara: SIOKPP Publishing, 2001. 122 p. 6. Craig G. Developmental Psychology. SPb., 2000. 7. Leont'ev A. N. The theory of mental development of the child // Leont'ev A. N. Problems of development of the psyche. M, 1981. P. 509-537. 8. Myers D. Social psychology. SPb. : Peter, 1997. 688 p. 9. Myasishchev V. N. The personality concept in the aspects of norm and pathology // Psychology of relations. Selected psychological works. M. Voronezh, 1995.
10. Obukhova L. F., Shagraeva O. A. Family and child: psychological aspect of child development. M. : Life and thought, 1999. 168 p. 11. Orlov A. B. Personality and essence: the outer and the inner self of the person // Problems of psychology. 1995. # 2. 12. Fundamentals of psychology of family and family counselling: Textbook / Ed. by N. N. Posysoev. M. : “VLADOS-PREsS”, 2004. 328 p. 13. Family counseling: Experience and problems of psychological counseling / Ed. by A. A. Bodalev,
V. V. Stolin. M. : Pedagogika, 1989. 14. Smirnova E. O., Savina E. A. Parents and children: Psychology of relationships. M. : “Kogito-Centre”, 2003. 230 p. 15. Spivakovskaya A. S. Prevention of children's neuroses. M, 1988. 200 p. 16. Schneider L.B. Psychology of family relations. Course of lectures. M. : April-Press, EKSMO-Press Publishing, 2000. 512 p. 17. Schneider L. B. Family psychology: textbook for universities. 2nd Iss. M. : Academic Project; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2006. 768 p. 18. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development // American Psychologist. 1977. V. 32.
Literatura
1. Bol'shoj psihologicheskij slovar' / Sost. i obshh. red. B. G.Meshherjakov, V. P. Zinchenko. SPb. : prajm-EVROZNAK, 2004. 572 s. 2. Bagandova G. H., Dalgatov M. M. Osobennosti razvitija kau-zal'nyh atribucij dostizhenij podrostkov-sirot // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. № 3. 2010. S. 60-66. 3. Garbu-zov
V. I. Nervnye deti: Sovety vracha. L. : Medicina, 1990. 4. Zaharov A. I. Nevrozy u detej i podrostkov. Anamnez, jetiologija i patogenez. L., 1988. 248 s. 5. Karabanova O. A. Psihologija semejnyh ot-noshenij: Uchebnoe posobie. Samara: Izdatel'stvo SIOKPP, 2001. 122 s. 6. Krajg G. Psihologija razvitija. SPb., 2000. 7. Leont'ev A. N. K teorii razvitija psihiki rebenka // Leont'ev A. N. Problemy razvitija psihiki. M., 1981. S. 509-537. 8. Majers D. Social'naja psihologija. SPb. : Piter, 1997.
688 s. 9. Mjasishhev V. N. Ponjatie lichnosti v aspektah normy i patologii // Psihologija otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy. M.- Voronezh, 1995. 10. Obuhova L. F., Shagraeva O. A. Sem'ja i rebenok: psihologicheskij aspekt detskogo razvitija. M. : Zhizn' i mysl', 1999. 168 s. 11. Orlov A. B. Lichnost' i sushhnost': vneshnee i vnutrennee ja cheloveka // Voprosy psihologii. 1995. № 2.
12. Osnovy psihologii sem'i i semejnogo kon-sul'tirovanija: Uch. posobie / Pod obshh. red. N. N. Po-sysoeva. M. : «VLADOS-PRESS», 2004. 328 s. 13. Sem'ja v psihologicheskoj konsul'tacii: Opyt i problemy psihologicheskogo konsul'tirovanija / Pod red. A. A. Bodaleva, V. V. Stolina. M. : Pedagogika, 1989. 14. Smirnova E. O, Savina E. A. Roditeli i deti: Psihologija vzaimootnoshenij. M. : «Kogito-
Centr», 2003. 230 s. 15. Spivakovskaja A. S. Profilaktika detskih nevrozov. M., 1988. 200 s.
16. Shnejder L. B. Psihologija semejnyh otnoshenij. Kurs lekcij. M. : Aprel'-Press, Izd-vo JeKSMO-Press, 2000. 512 s. 17. Shnejder L. B. Semejnaja psihologija: Uchebnoe posobie dlja vuzov. 2-e izd.
M. : Akademicheskij Proekt. Ekaterinburg: Delovaja kniga, 2006. 768 s. 18. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development // American Psychologist. 1977. V. 32.
Статья поступила в редакцию 13.01.2014 г.