Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социаль ные науки, 2017, № 2 (46), с. 101-107 101
УДК 316.3
ПОЛНОТА СЕМЬИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ © 2017 г. Д.В. Шлыкова
Шлыкова Дарья Витальевна, аспирант кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.11.2016 Статья принята к публикации 19.04.2017
Рассматривается проблема адаптации детей к школе через призму семейного статуса ребенка. Основной целью работы становится выявление особенностей адаптивных механизмов в полной и неполной семье. Производится попытка выявления степени влияния состава семьи на адаптацию школьника. Основой эмпирической базы являются интервью, проведенные со школьными педагогами. Наличие обоих родителей не является критическим условием успешности адаптивных механизмов. Неполная семья тоже может занимать достойное место в адаптации ребенка к школе. Полученные данные являются востребованными для характеристики современной системы образования и могут быть использованы в работе школьных психологов и социальных педагогов.
Ключевые слова: адаптация, социализация, школьник, полная семья, неполная семья, родитель.
Атмосфера школьного обучения, процесс познания научной среды, которые складываются из совокупности эмоциональных, физических, умственных, психических и психологических нагрузок, предъявляют новые требования к развитию и целостности личности, ее социально-психологическому уровню и адаптации к новой среде. Обучение в школе всегда связано с изменением привычной среды, образа жизни и требует развития адаптационных навыков. На каждом этапе нашей жизни существует объем знаний со всеми его стратификациями, и мы имеем к нему доступ, разумеется, с определенными ограничениями [1, с. 65]. Объем знаний способен регулировать представления человека о его жизненном восприятии, роли в рамках современного общества. Степень и уровень полученных навыков и умений зависят от ценностей, норм и традиций, заложенных семейным воспитанием.
В современной системе образования основной акцент делается на развитии личности ребенка, изменении эмоционального и психологического состояния школьника, сформированно-сти у него гендерных стереотипов и норм, уровне подготовки к школьному обучению и адаптации к школе. Этап школьной социализации оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь ребенка, становясь определенной гранью, ступенью, которую необходимо преодолеть для правильного становления личности в будущем. Правильные эмоции и чувства, которые ученик будет испытывать на этапе становления личности, помогут сформировать у него навыки поведения и взаимодействия в социуме и облегчить процесс адаптации личности к новым условиям.
Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления, вхождения в новую среду. Она протекает как комплекс взаимодействий внешней среды и индивида, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит автономно [2]. Важно учитывать не только воздействие самой среды на индивида, но и его реакцию на происходящие процессы в новых условиях. Личностную идентичность нельзя путать с социальными ролями, служебными функциями, общественной активностью, социализацией, гражданской позицией. Личностная идентичность есть некое «основное качество» человека, оно структурирует все его жизненные проявления, в каждом из которых, в свою очередь, можно разглядеть ту или иную - не собственно личностную - идентификацию [3, с. 312].
Рассматривая процесс дезадаптации к школе, необходимо отметить, что это совокупность признаков, ролей, ценностей и норм, говорящих о нарушении социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка и несоответствии требованиям и установкам в школьной среде, овладение которой в связи со сложившейся семейной ситуацией становится затруднительным. Под школьной дезадаптацией, в основе своей, подразумевается совокупность объединенных признаков, которые свидетельствуют о нарушении социального, психологического и психофизиологического статуса ребенка. Они оказывают влияние на адаптационный период к новой школьной среде, приводя к сложностям в учебном процессе.
Одним из основных социальных институтов является семья. Она обеспечивает взаимодейст-
вие индивида и общества, определяет уровень социализации личности и помогает расставить приоритеты и потребности личности. Семья помогает человеку сформировать собственный взгляд на ценности и нормы жизни, дает представление о том, как нужно себя вести и что необходимо знать и уметь. В семье ребенок способен получить практические навыки взаимодействия с другими людьми, усваивает нормы, ценности, которые оказывают решающее воздействие на особенности поведения в обыденных ситуациях.
В современном обществе семья является комплексным социальным образованием, в котором соединяются множественные формы социальных отношений, и обладает рядом социальных функций. Семья как социальный институт базируется на взаимной ответственности супругов и детей друг перед другом. Каждый из членов семьи вносит в ее внутреннюю структуру свой особенный вклад, оказывающий влияние на других.
Внутренний уклад семьи, отношения родителей между собой и с детьми, их привычки и особенности поведения - все это вырабатывает у детей свои особенности поведения и формирует критерии оценки положительного и отрицательного, правильного и недостойного поведения. Необходимо отметить, что в течение длительного времени в российском обществе происходила переориентация личности с семьи на государство, отодвигая семейные ценности на второй план. У семьи за это время резко снизились адаптивные возможности. Сегодня семья нуждается в функциональной реабилитации при непременном соблюдении принципа субъект-субъектного взаимодействия с социумом [4, 5].
В современном обществе наблюдается тенденция к росту количества неполных семей, следовательно, необходимо учитывать специфику формирования личности ребенка, воспитанного одним родителем, а также особенности прохождения этапа адаптации к школьному обучению. Одной из существующих проблем в современном институте семьи является наличие осложнений во внутрисемейных взаимоотношениях, связанных с несовпадением поведенческих ценностей каждого из членов семьи, выявление противоречий между поколениями. Сложности во внутрисемейной адаптации за очень короткий срок способны привести к кризисному, проблемному состоянию, предотвращение которого является сложной задачей для деятельности социального работника.
Семья может состоять из двух родителей, только из отца или матери, из родителей, имеющих различия по расовому, классовому,
религиозному, культурному или другим признакам. В семье может быть один ребенок или несколько детей, которые также могут различаться по расовому, классовому, религиозному, культурному признакам [6]. Следует не забывать, что члены семьи могут приходить в семью или покидать ее из-за женитьбы, развода или смерти.
Роль семейного воспитания проявляется как разносторонний многогранный процесс, благодаря которому акторы социальных отношений выражают симпатию и антипатию друг к другу. Семьи, сохраняющие тепло, доверие и уважение, менее восприимчивы к внешним воздействиям других социальных институтов. В таких семьях процесс воспитания протекает с большим успехом, чем в разрозненных семьях. В атмосфере любви и заботы ребенок способен быстрее адаптироваться, принимать нормы, ценности, роли и модели поведения в новых условиях. Атмосфера, в которой формируется личность, очень важна, так как от ее благополучного состояния зависит психическое здоровье ребенка. Наличие полной семьи, присутствие обоих родителей в семейном воспитании сами по себе не способны являться адаптивным фактором. Предполагается, что ценность детей для родителей, интегрирующая значимость множества мотивов желания/нежелания иметь детей, детерминирует репродуктивное поведение женщин [7, с. 130]. Следует заметить, что «неполнота» семьи и отсутствие гармоничной обстановки и благоприятного внутрисемейного взаимодействия могут привести к сложностям в адаптации ребенка к школьной жизни.
В 2015-2016 гг. на базе школ Нижнего Новгорода было проведено социологическое исследование, позволяющее получить обширный срез факторов влияния «полноты» семьи на процесс адаптации и социализации ребенка к школе. Данные исследования базируются на интервью со школьными педагогами (опрошено 25 учителей, женщины). Каждый из респондентов отметил наличие тесной связи адаптационных механизмов с семейным статусом ребенка. Учителя утверждают, что внутреннее благополучие школьника напрямую зависит от ситуации внутри семьи. Наличие обоих родителей или одного из них может стать толчком или, наоборот, препятствием для правильного и успешного прохождения этапа адаптации у школьника. Положительная внутрисемейная обстановка и грамотное поведение родителей могут стать определенного рода «тепличными условиями» для становления личности ребенка.
Педагоги, отвечая на вопрос «Что такое адаптация?», рассматривают смысл и содержание понятия, которое заключается в «усвоении
норм и ценностей профессиональной группой» (классный руководитель, 34 года). Она отражает образ и представления о специфике определенной группы: уровень профессиональной подготовки и квалификации, результат и содержание трудовых отношений, стиль и позиция в работе руководящего состава, достижение баланса между коллективом и управляющим органом, возможные стратегии и подходы во взаимодействии внутри группы (учитель математики, 38 лет). За социальной адаптацией скрывается отношение каждого индивида к себе и окружающим, его профессиональный и жизненный рост, уровень социализации к условиям среды (учитель географии, 54 года). Результатом эффективного прохождения этапа адаптации становится формирование особенностей поведения в обществе, закрепление конкретных черт за каждой группой внутри социальной общности.
Полноценная семья создает для ребенка своеобразную подушку безопасности, атмосферу, в которой дети могут почувствовать себя комфортно и защищенно. В такой семье родители способны передать максимум любви и заботы своим детям. Адаптация школьников из полной семьи проходит легче и быстрее, в отличие от других детей: «У нас большая часть класса - дети из полной семьи. Они активные и коммуникабельные, не испытывают проблем с обучением» (учитель математики, 38 лет). С детьми из полных семей родители проводят много времени, помогая преодолевать сложности в учебном процессе, объяснять неясные вещи и делают вместе со школьником домашнее задание: «Многие детки, сталкиваясь с трудностями в выполнении домашнего задания, обращаются за помощью к родителям, которые охотно помогают им в этом» (классный руководитель, 42 года).
Нужно отметить безболезненную и быструю адаптацию школьников, посещавших детские сады. Уровень их социального взаимодействия значительно выше, чем у детей, которых растили в домашних условиях. У домашних детей наблюдается сильная привязанность к родителям, бабушкам и дедушкам, няням, они могут стать капризными, упрямыми и требовательными: «Детей, которые не посещали детский сад, видно сразу. Они замкнуты, капризны, требуют больше внимания. Они сложнее сходятся с коллективом, им труднее «играть» по правилам школы и выполнять поставленные задачи» (классный руководитель, 34 года). Такой ребенок пытается так же, как и дома, капризничать, настаивать на своем, а когда встречает отпор, то чаще всего отказывается учиться вообще [8].
При наличии в семье двух взрослых воспитателей, матери и отца, возрастают ожидания,
что круг интересов, увлечений, ценностей и норм будет в два раза больше. Ребенок получит в два раза больше знаний и умений, чем ребенок из неполной семьи. Два родителя способны дать школьнику ту базу адаптационных механизмов, с помощью которой сын или дочь смогут взаимодействовать в условиях общества. Темперамент, характер, личность и социальный статус каждого из родителей накладывают отпечаток на характер и методы воспитания детей.
Каким бы сложным, неприспособленным и капризным ни был ребенок, наличие полной семьи - залог более успешного, быстрого и легкого преодоления процесса адаптации и социализации ребенка в школе. Однако в тех семьях, где в процессе взаимодействия между матерью и отцом возникают противоречия и каждый считает свою точку зрения правильной и единственно верной, школьник разрывается между двумя позициями. По-разному расставленные приоритеты приводят к сложностям в усвоении школьной программы, проблемам во взаимодействии и принятии норм и ценностей школы. На почве возникающих конфликтов и проявлений несогласованности между родителями ребенок может замкнуться, а процесс адаптации станет затянувшимся и осложненным. Полная семья, вопреки социальным ожиданиям, к сожалению, не всегда гарантирует достаточный потенциал, способный обеспечить успешное детско-родительское взаимодействие.
К категории неполных относятся семьи, состоящие из одного родителя и, как минимум, одного ребенка. Категорию таких семей составляют родители, у которых никогда не было либо в настоящее время нет супруга или супруги и которые содержат и воспитывают по крайней мере одного ребенка [5, с. 117].Чаще всего такие семьи возникают в результате развода, вдовства или внебрачного рождения ребенка. Сегодня самой распространенной причиной формирования семьи с одним родителем является развод [9, с. 164; 10, с. 7].
Дети, чье воспитание протекает в неполной семье с одним родителем, не имеют примера взаимоотношений между отцом/мужчиной и матерью/женщиной, что может привести к нарушению адаптационных механизмов у ребенка, сложностям взаимодействия со сверстниками, с учителями. Школьнику приходится самостоятельно, без родительской «подсказки» преодолевать трудности и проблемы адаптации.
Сегодня распространена монородительская семья, состоящая из матери и ребенка (либо нескольких детей). Мать не всегда остается одна, часто ей оказывают помощь близкие родственники и друзья, но воспитание и развитие
ребенка ложится полностью на ее плечи. Для материального обеспечения семьи женщина вынуждена на продолжительное время отдавать ребенка в дошкольные учреждения, детские сады, продленные группы и всевозможные развивающие центры и курсы. Главная проблема такой семьи заключается в дефиците внимания, ласки, любви и заботы со стороны матери. Женщина тратит много времени на работу, не остается сил на дочь или сына: «ООиноиим мамам очцнъ нц хватацт врцмцни, им нужно работать и воспитывать шиолънииа, всячцсии цму помогать» (учитель математики, 36 лет). При наличии достаточного свободного времени мать способна окружить ребенка необходимым вниманием для преодоления сложностей в этапах адаптации: «Дцтии из нцполных сцмцй, ионцчно, слож-нцц прцоОолцвают проццсс аОаптации, оОнаио они нц хужц Оругих втягиваются в учцбный проццсс благоОаря заботц и вниманию матцри» (классный руководитель, 34 года).
Часто в таких семьях наблюдается отчужденность детей и родителей. У детей младшего возраста после развода родителей отмечается возрастание агрессивности, раздражительности, причем у мальчиков преобладают стенические эмоции, направленные «вовне» (вплоть до агрессивности), а у девочек - астенические (рассеянность, замкнутость, плаксивость).
Большая часть матерей испытывают смешанные эмоции из-за отдаления и потери контроля над собственным чадом. Ребенок, который когда-то был их смыслом жизни и центром внимания, становится самостоятельным, способен сам решать проблемы, достигать поставленных целей и преодолевать трудности. От переизбытка эмоций и обострения чувства ответственности, нередко вины и излишней заботы о своем ребенке родитель не контролирует свои поступки, окружая ученика чрезмерной любовью, вниманием, опекой, иногда позволяя лишнее, выходящее за рамки того, что когда-то было нельзя. Нестабильное эмоциональное состояние приводит к отрицательному воздействию на адаптацию школьника к учебному процессу. Школьник может отказаться идти на контакт со сверстниками или другими взрослыми. Мать порой даже не может понять причины, почему ученик не хочет ни с кем играть, злится, ничего не хочет видеть и слышать, то есть становится «трудновоспитуемым» [11, с. 78].
В современном обществе неполная семья оказывает большое влияние на процесс воспитания и становления личности ребенка. Говоря о категории «дети развода», необходимо отметить ярко выраженные отрицательные стороны в становлении адаптационных механизмов и
социализации детей в новых условиях. У детей, потерявших родителей в результате трагического случая, степень утраты значительно выше, чем у детей, переживших развод или уход одного из родителей. В последнем случае у ребенка может возникнуть психологическая травма, связанная с предательством, потерей доверия и ощущением собственной ненужности. Дети развода больше подвержены психологической деформации личности, они чаще имеют низкие самооценки, высокий индекс тревожности, комплексы. У них снижены познавательные установки, слабо выражены стремления к достижениям [12].
Одинокому родителю в психологическом плане проще, когда детей в семье несколько. В таком случае старшие дети становятся помощниками, образцами норм и ценностей для младших. Отношение к замещению отсутствующего родителя старшим ребенком двойственное. Психологический климат в такой семье более сбалансирован и устойчив, часто старший брат становится «папой», а старшая дочь - «мамой».
Наличие в неполной семье двух и более детей позволяет компенсировать семейную неполноту, замещая отсутствующего родителя. При грамотном поведении родителей старший ребенок способен стать поддержкой и опорой, образцом поведения для младшего ребенка, подарить ему недостающую любовь, заботу и внимание: «Старшиц братья и сцстры помогают шиолънииам, иногОа Оажц посцщают ро-Оитцлъсииц собрания, интцрцсуются учцбным проццссом, часто посцщают шиолу» (классный руководитель, 30 лет). Следует отметить, что в неполных семьях братья и сестры испытывают меньше конкуренции между собой, они более привязаны, помогают и защищают друг друга в любой ситуации. Однако у самих этих детей, обязанных взрослеть раньше и быстрее, чем их ровесники, «детство без детства» оставляет неизгладимый след на всю дальнейшую жизнь, адаптацию и социализацию.
Учителя отмечают, что матери, которые в одиночку «тянут» воспитание детей, очень часто говорят о трудном процессе их адаптации. Одинокие матери чаще, чем замужние, отмечают возникновение страхов и переживаний по поводу процесса воспитания: «как бы не избаловать», «не отбился бы от рук», «не хватает отца». В таком положении одинокие матери начинают резко и неумеренно проявлять ласку, любовь и заботу, стараясь в малый промежуток свободного времени заполнить пробел в общении и воспитании своих детей. Особенно тяжело такой подход переживают мальчики, сыновья. Роль «строгого отца» совершенно не под-
ходит для матери и часто принимается в штыки. Критика со стороны отца - это просто критика, попытка достижения правильного поведения ребенка. Критика со стороны матери воспринимается подсознательно как отказ от любви и заботы о нем, болезненно и трудно переживается: «У шиольнииов проявляются Овц ирайности: либо замыиаются в сцбц, сОаются и растут поОатливыми и полностью принимают позицию матцри; либо пытаются бороться за по-трцбность в любви, ласиц и заботц, стараются быть замцтными и значимыми, используя всц Оопустимыц и возможныц срцОства Оля при-влцчцния и сцбц внимания, вилючая иапризы и упрямство» (учитель русского языка и литературы, 40 лет). Такое двойственное проявление личности школьника в дальнейшем может привести к деформации поведения и нарушению навыков адаптации и социализации в окружающем мире.
Ребенок из неполной семьи пытается самостоятельно воссоздать образ недостающего родителя. Девочка в неполной семье фантазирует о том, какой бывает отцовская любовь. Мальчик хочет быть сильным, как его папа, не видев его ни разу. И тогда у детей в неполной семье появляется невротическая потребность в любви - это преувеличенная потребность в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих людей, их советах, поддержке [13, с. 58].
Дети, чье семейное взаимодействие происходит в неполной семье, проявляют большую самостоятельность в преодолении сложностей периода адаптации и социализации в новых условиях: «Дцти большую часть своцго врцмцни провоОят оОни, сами пцрцживают взлцты и паОцния, сами рцшают поставлцнныц заОачи и прцоОолцвают труОности» (учитель физики, 38 лет). В данном контексте школьники из неполных семей быстрее и легче справляются со сложностями адаптации к школьной жизни, чем их одноклассники из структурно полных семей. Неполная семья проявляет себя как институт социализации, способный дать ребенку не только положительные эмоции, поддержку и заботу, но и помогает ребенку приобрести черты самостоятельности, уверенности в себе, умение взаимодействовать с обществом.
Учителя в качестве основного показателя эффективности процесса воспитания выделяют уровень и степень отождествления школьника с родителем. При правильной подаче и восприятии воспитательного процесса ребенок делает попытки к принятию и копированию моделей поведения родителей, их нравственных и идеологических норм и ценностей. В неполной семье этот процесс деформируется, родительские
навыки и роли смещаются на одного. В отцовских неполных семьях к существующим проблемам добавляется отсутствие материнской любви, ласки и заботы, без которых воспитание детей не способно стать полноценным.
По природе своей воспитание в неполной семье - это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи [14, с. 198]. Дети, выросшие в неполной семье, не получают необходимых моделей поведения отсутствующего родителя, что становится одной из самых острых проблем.
Гендерная принадлежность ребенка оставляет определенный след на преодолении процесса адаптации и социализации. Отсутствие мужской половины семьи всегда будет оказывать негативное влияние на развитие личности мальчика, не получающего правильной модели внутрисемейного взаимодействия: «Отцц, пусть Оажц нц участвующий в воспитатцльном проццссц рцбцниа, всц равно, плохо или хорошо, заОацт систцму иоорОинат Оля повцОцния рцбцниа, отличаясь своим повцОцницм, рцаицицй и ццнностями от стцрцотипов матцри. Мальчи-ии очцнь тяжцло пцрцживают ухоО отца. Они нииаи нц хотят мириться с тцм, что случилось» (учитель географии, 54 года).
Отсутствие отца и мужа в семье, где воспитывается девочка, проходит также не бесследно для адаптивных механизмов ребенка. Особенно остро данная проблема возникает в семьях, где после ухода отца из семьи мать приводит «нового» папу: «Дцвочиа нц получацт правильных моОцлцй повцОцния в общцнии и взаимоОцйствии с мужчинами и мальчииами» (учитель физики, 38 лет). Образ «ушедшего отца» может стать началом формирования у девочки отрицательного отношения к мужчинам в будущем, что может привести и к проблемам с адаптацией в школе.
Школьные педагоги делают акцент на наличии близких и похожих черт в поведении одиноких отцов и одиноких матерей: уменьшение социальной активности, ограничение взаимодействий в обществе, появление проблем в отношениях с детьми и близкими родственниками, барьеры в отношении с противоположным полом, боязнь будущего. Тем не менее учителя отмечают и различия в поведении данных категорий родителей: «ООиноиим отцам оиазывают большую помощь и поООцржиу Орузья и роОст-вцнниии, но у них в нцсиольио раз сильнцц, чцм у матцрцй, снижацтся ируг общцния и взаимо-
действия внутри общества» (классный руководитель, 42 года). Одинокие матери испытывают ряд сложностей, связанных с дисциплиной и правильным поведением ребенка, а отцы часто озабочены недостатком эмоционального контакта с детьми, особенно с дочерями.
Несмотря на то, что неполная семья создает разного рода трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния. Необходимо отметить, что само по себе отсутствие одного из родителей не является главным признаком нарушения адаптивных механизмов, связанных с обучением в школе. Отсутствие отца или матери становится фактором, который влияет на скорость, эффективность и степень приобретения механизмов адаптации и социализации. Нельзя говорить о плохой или некачественной адаптации ребенка из неполной семьи. Тем не менее достаточно примеров отрицательного воспитания детей в неполных семьях. Такие семьи довольно часто встречаются в школьной среде.
Для современного общества характерны несколько типов детско-родительских отношений:
- «Объединение». Родитель проявляет заинтересованность в интересах, делах, планах и жизненных целях школьника, старается помогать ему в преодолении трудностей, сопереживает. Адаптационные механизмы такого ребенка быстрее и лучше раскрываются в новой среде, потому что помощь и внимание со стороны родителя оказывают значимое влияние. Родитель дает высокие оценки интеллектуальных, физических, психических, творческих способностей школьника, испытывает чувство гордости и радости за своего ребенка. Он поощряет инициативу, самостоятельность, умение ребенка переживать сложности адаптации.
- «Отвержение». Родитель остро воспринимает неудачи школьника. Считает, что ученик не способен добиться успеха и правильно преодолеть процесс социализации и адаптации, так как обладает низким уровнем знаний, умений и навыков. Основными преобладающими эмоциями становятся раздражение, обида, злость, появляется недоверие и неуважение к школьнику. Такое поведение взрослого может быть вызвано отсутствием свободного времени и материальными трудностями. Родитель не способен дать ребенку необходимые эмоции, любовь и заботу. На неудачи ребенка реагирует агрессивно.
- «Эмоциональное отвержение». Родитель уделяет школьнику недостаточно времени, сил и эмоций. В такой ситуации взрослый старается максимально удовлетворить потребности ре-
бенка либо, наоборот, пресекает любые просьбы и желания ребенка, игнорирует его проблемы. В такой семье высок уровень запретов, родитель реагирует даже на незначительные нарушения поведения школьника. Данный тип отношений характерен для семей, где нестабильные, кризисные отношения между родителями. Взрослые, сами не способные прийти к компромиссу и принять правильное и грамотное решение, не могут помочь ребенку преодолеть трудности адаптации.
- «Симбиоз». Такой тип родительских отношений характерен для полной семьи. Родитель постоянно испытывает чувство тревоги, беспокойства, напряженности. Взрослый старается обезопасить школьника от возникающих проблем, сложностей, что в дальнейшем может сказаться на развитии самоконтроля и самооценки, появлении неуверенности в собственных силах и снижении контроля над собственными эмоциями и поведением. Родитель слишком переживает успехи и неудачи своего ребенка, забывая о необходимости этапа адаптации к школе для правильного становления личности.
Большинство школьных педагогов отмечают, что уровень развития познавательной и личностной сферы школьника тесно взаимосвязан с ситуацией внутри семьи.
Для детей из неполной семьи характерны средние показатели развития образовательных способностей, стремление к творчеству и развитие абстрактного мышления. Полный объем воспитательных функций очень сложно реализовать одному из родителей, ему трудно осуществить полноценный контроль жизни школьника и повлиять на поведение и адаптацию ребенка.
Учителя отмечают, что развитие познавательной и личностной сфер ребенка из полной семьи тесно связано с типом родительско-детских отношений. Детей из полной семьи отмечает высокий уровень развития интеллектуальных способностей, повышенное внимание, средний уровень творческого потенциала, работоспособности и стрессоустойчивости.
Процесс адаптации в послеразводной семье усугубляется разрушением привычного образа жизни и уклада семьи, тотальной занятостью родителя на работе, не позволяющей уделять ребенку достаточно времени, материальными трудностями семьи.
Жизнь и условия воспитания и развития детей в неполной семье сильно отличаются от жизни и развития ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, которые присущи неполной семье, одинокий родитель не в состоянии одновременно реализовать обе позиции родителя: отцовскую и материнскую. Такое положение дел оказывает огромное влияние на личностное развитие ребенка и его социализацию.
Несмотря на распространенность неполной семьи в современном обществе, данный тип семейного воспитания остается проявлением девиации. В таких семьях нарушен воспитательный процесс, что приводит к нарушениям в адаптивных механизмах и социализации. Часто дети переживают уход родителей, на их глазах происходит разлад внутри семьи, что сказывается на их настроении, учебе, поведении и психологическом состоянии. Такой группе семей, безусловно, требуется помощь и поддержка специалистов и государства.
Одним из главных направлений поддержки и помощи неполным семьям становится оказание психологической помощи в устранении барьеров между ребенком и родителем. Ученик должен полностью доверять матери или отцу, чтобы тот смог понять, как школьник проходит обучение, как протекает его адаптация и с чем связаны возможные трудности в учебном процессе.
Список литературы
1. Шютц А. Некоторые структуры жизненного мира // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 2 (36). С. 52-68.
2. Дети и общество: социальная реальность и новации: Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации» / Отв. редактор В.А. Мансуров. М.: РОС, 2014. 1396 с.
3. Гречко К. Личностная идентичность: перспективы и ресурсы конструирования // Вопросы социальной теории. М.: Изд-во «Евразия», 2011. Т. 5. С. 293-318.
4. Саралиева З.Х. Семья - клиент социальной работы: Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003.
5. Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник / Под общей ред. З.Х. Саралие-вой. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2011. 299 с.
6. Саралиева З.Х., Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 129-136.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? М.: Новая школа, 1993.
8. Ивер-Жарю Э. Монородительские семьи во Франции // СОЦИС. 1991. № 5. С. 117-122.
9. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / Пер. с чеш. Л.Н. Хва-таловой, общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. М.: Прогресс, 1980.
10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. 146 с.
11. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России. М.: Институт социологии РАН, 2006. 223 с.
12. Вишневский Ю.Р. Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2000. 11 с.
13. Лангмейер И., Матейчек И. Психическая де-привация в детском возрасте. 1-е изд. Прага, ЧССР: Авиценум, 1992. 320 с.
14. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 473 с.
15. Орлова Э.А. Концепции идентификации / идентичности: антропологическая трактовка // Вопросы социальной теории. 2011. Т. 5. С. 170-192.
FAMILY AS A FACTOR OF CHILDREN'S ADAPTATION TO SCHOOL
D. V. Shlykova
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
We consider the problem of children's adaptation to school through the prism of a child's family status. The main purpose of this study is to identify the peculiarities of adaptation mechanisms in complete and incomplete families, in particular, in regard of children's adaptation to school. The empirical basis of this research is provided by the interviews conducted with school teachers. We have found that the presence of both parents is not a critical condition for the success of adaptation mechanisms. Incomplete families can also provide adequate conditions for the child's adaptation to school. Our findings can contribute to the characterization of today's education system and can be used in the work of school psychologists and social workers.
Keywords: adaptation, socialization, school student, full family, single parent family, parent.