Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности детей из неполных семей'

Социально-психологические особенности детей из неполных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6903
905
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / DIFFICULT LIFE SITUATIONS / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / INCOMPLETE FAMILIES / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PERSONAL CHARACTERISTICS / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / FAMILY PSYCHOLOGY / ДЕТИ / CHILDREN / РОДИТЕЛЬСТВО / PARENTHOOD / ОТЦОВСТВО / PATERNITY / МАТЕРИНСТВО / MOTHERHOOD / МАТЕРИНСКАЯ РОЛЬ / MATERNAL ROLE / ПОЗИЦИЯ / POSITION / ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Коротеева Олеся Дмитриевна

Цель исследования : анализ социально-психологических особенностей детей из неполных семей и выявление условий и факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи с одним родителем. Методы : для решения задач исследования был использован комплекс методов, включающий в себя теоретические методы: синтез данных психолого-педагогической литературы, абстрагирование, конкретизацию, аналогию; эмпирические методы исследования: наблюдение, опытно-экспериментальную работу; теории системного и личностно-деятельностного подходов к исследованию процессов воспитания; нормативные документы регулирования прав ребенка и семьи. Результаты : на основе анализа научной литературы по теме исследования, практического опыта работы авторов с детьми определено, что в полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании чада. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ. Неполный состав семьи неволей накладывает определенный отпечаток на развитие детей. В неполной семье условия жизни, эмоциональное и психологическое состояние ребенка, может значительно отличаться от воспитания в полной семье. Научная новизна: обоснована необходимость признания неполной семьи с несовершеннолетними детьми в качестве одного из приоритетных объектов социальной политики России. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы для специалистов (работников управления, педагогов, социальных работников) по-новому строить свою практическую деятельность в сфере государственной социальной поддержки семьи с одним родителем, а также позволят усовершенствовать механизм взаимодействия государственных структур с неполной семьей с целью повышения ее социализирующей роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Коротеева Олеся Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN FROM INCOMPLETE FAMILIES

Purpose of the study: analysis of the socio-psychological characteristics of children from single-parent families and the identification of conditions and factors affecting the educational potential of a single-parent family. Methods : to solve the research problems, a set of methods was used, including theoretical methods: the synthesis of data of psychological and pedagogical literature, abstraction, concretization, analogy; empirical research methods: observation, experimental work; the theory of system and personality-activity approaches to the study of upbringing processes; normative documents regulating the rights of the child and the family. Results: on the basis of the analysis of the scientific literature on the topic of the study, the practical experience of the authors with children, it is determined that in full families, parents act as the standard of marital relations for the child, the standard of fatherly and maternal role in the upbringing of the child. In single-parent families, the child has only one parent, and the need for the presence of another leads to a subconscious desire to form his image. Incomplete family composition forcibly imposes a certain imprint on the development of children. In an incomplete family, the living conditions, the emotional and psychological state of the child, can significantly differ from upbringing in a complete family. Scientific novelty: the necessity of recognizing an incomplete family with minor children as one of the priority objects of Russia's social policy is substantiated. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used for specialists (managers, teachers, social workers) to build up their practical activities in the sphere of state social support for a single-parent family and also improve the mechanism for interaction of state structures with an incomplete family in order to improve its socializing role.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности детей из неполных семей»

педагогические Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Коротеева Олеся Дмитриевна

науки СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ ...

УДК 376

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

© 2018

Быстрова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Цыплакова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Коротеева Олеся Дмитриевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: koroteevaod@yandex.ru)

Аннотация. Цель исследования: анализ социально-психологических особенностей детей из неполных семей и выявление условий и факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи с одним родителем. Методы: для решения задач исследования был использован комплекс методов, включающий в себя теоретические методы: синтез данных психолого-педагогической литературы, абстрагирование, конкретизацию, аналогию; эмпирические методы исследования: наблюдение, опытно-экспериментальную работу; теории системного и личностно-деятель-ностного подходов к исследованию процессов воспитания; нормативные документы регулирования прав ребенка и семьи. Результаты: на основе анализа научной литературы по теме исследования, практического опыта работы авторов с детьми определено, что в полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании чада. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ. Неполный состав семьи неволей накладывает определенный отпечаток на развитие детей. В неполной семье условия жизни, эмоциональное и психологическое состояние ребенка, может значительно отличаться от воспитания в полной семье. Научная новизна: обоснована необходимость признания неполной семьи с несовершеннолетними детьми в качестве одного из приоритетных объектов социальной политики России. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы для специалистов (работников управления, педагогов, социальных работников) по-новому строить свою практическую деятельность в сфере государственной социальной поддержки семьи с одним родителем, а также позволят усовершенствовать механизм взаимодействия государственных структур с неполной семьей с целью повышения ее социализирующей роли.

Ключевые слова: семья, общество, воспитание, психолого-педагогическая поддержка, трудные жизненные ситуации, неполные семьи, личностные особенности, психология семьи, дети, родительство, отцовство, материнство, материнская роль, позиция, отношение, ответственность.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN FROM INCOMPLETE FAMILIES

© 2018

Bystrova Natalia Vasilyevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Tsyplakova Svetlana Anatolievna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Koroteeva Olesya Dmitrievna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail koroteevaod@yandex.ru)

Abstract. Purpose of the study: analysis of the socio-psychological characteristics of children from single-parent families and the identification of conditions and factors affecting the educational potential of a single-parent family. Methods: to solve the research problems, a set of methods was used, including theoretical methods: the synthesis of data of psychological and pedagogical literature, abstraction, concretization, analogy; empirical research methods: observation, experimental work; the theory of system and personality-activity approaches to the study of upbringing processes; normative documents regulating the rights of the child and the family. Results: on the basis of the analysis of the scientific literature on the topic of the study, the practical experience of the authors with children, it is determined that in full families, parents act as the standard of marital relations for the child, the standard of fatherly and maternal role in the upbringing of the child. In single-parent families, the child has only one parent, and the need for the presence of another leads to a subconscious desire to form his image. Incomplete family composition forcibly imposes a certain imprint on the development of children. In an incomplete family, the living conditions, the emotional and psychological state of the child, can significantly differ from upbringing in a complete family. Scientific novelty: the necessity of recognizing an incomplete family with minor children as one of the priority objects of Russia's social policy is substantiated. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used for specialists (managers, teachers, social workers) to build up their practical activities in the sphere of state social support for a single-parent family and also improve the mechanism for interaction of state structures with an incomplete family in order to improve its socializing role.

Keywords: family, society, upbringing, psychological and pedagogical support, difficult life situations, incomplete families, personal characteristics, family psychology, children, parenthood, paternity, motherhood, maternal role, position, attitude, responsibility.

Современное российское общество за последние очень важно для психологов, родителей, педагогов, со-годы претерпело значительные изменения в политике, циальных работников, понимать специфику воспитания экономике, социальной сфере, появились и новые со- ребенка в неполной семье и соответственно оказывать циокультурные модели взаимодействия между членами грамотную психолого-педагогическую поддержку[8]. социума. Видоизмененная социальная реальность по- В исследованиях А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, В.И. влекла за собой преобразования во многих социальных Дружинина, А.И. Захарова, М. Земска, Г. Крайга, институтах, в том числе и семьи. В современной жизни С.В. Ковалева, В. Сатир, А.С. Спиваковской и др. нако-постоянно увеличивается количество семей, в которых плен обширный научный материал по вопросам воспи-воспитание ребенка осуществляется одним из родите- тания детей в семье и детско-родительских отношений; лей. На сегодняшний день неполные семьи - реальность, выявлены и описаны различные типы и стили семейного на которую трудно закрыть глаза, их количество имеет воспитания, их структурные составляющие и особен-постоянную тенденцию к росту. Многие ученые счита- ности влияния на психическое и личностное развитие ют, что семья с одним родителем становится нормой, и ребенка. Вопросы материального характера, с кото-Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22) 37

Bystrova Natalia Vasilyevna, Tsyplakova Svetlana Anatolievna, Koroteeva Olesya Dmitrievna pedagogical

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN FROM ... sciences

рыми сталкиваются неполные семьи, рассматривали (Е.В. Андрюшина, И.Ф. Дементьева, М.В. Киблицкая, Л.Г. Лунякова, М.Е. Баскакова, М.М. Малышева, З.А. Хоткина, М. Винн, Р. Холман и др.) [14-18].

На фоне многочисленных научных исследований по вопросам семейных взаимоотношений, наблюдается дефицит работ по многим аспектам воспитания детей именно в неполных семьях. Возникает необходимость восполнения недостатка теоретического и практического знания по вопросам отношений между родителем и ребенком [5].

На основе научных исследований можно выявить основные причины увеличения числа неполных семей:

1. Рост количества разводов. Развод — одна из наиболее частых причин появления неполных семей. В современное время развод стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. В отличие от прошлого, когда развод был запретным явлением, сегодня он стал массовым и характерным для многих государств. Россия на протяжении последних лет лидирует по данному показателю, определенно опережая другие страны, поэтому ь для многих российских семей актуальной является проблема устойчивости брачно-семей-ных отношений [12].

2. Рост доли рождения детей вне официального союза. Изначально такая семья является неполной, так как ребенок с малых лет воспитывается одной матерью. Современная семья гласит о явном отказе от патриархальности. Большинство людей, не видит в семейном образе жизни значительной ценности, и живут в незарегистрированном браке [5].

3. Рост смертности мужчин. Намного чаще встречаются семьи с матерью и детьми, чем с отцом и детьми. Причина заключается в том, что количественный уровень смертности мужчин, выше, чем у женщин, соответственно вдов больше, чем вдовцов.

4. Отъезд отца или матери на заработки в другой город или страну.

5. Рост алкоголизма, наркомании (по мнению 51% опрошенных граждан основную причину распада семьи они видят именно в этих проблемах).

6. Раздельное проживание супругов (годвин-брак). Такие семейные взаимоотношения названы в честь У. Годвина, который утверждал, что на развитие личности супругов негативно влияет их совместное проживание. Интерес к такой форме брака увеличивается в связи с процессами индивидуализации, самостоятельности, независимости личности [16].

7. Намеренное рождение детей вне брака («для себя»), а также вынужденное рождение детей вне брака (случайная беременность, негативное отношение к абортам).

Отношение современного общества к воспитанию ребенка в неполной семье существенно изменилось и не является негативным. По результатам исследования С.С. Даниловой, только 18% опрошенных отрицательно относятся к воспитанию детей в семьях с одним родителем [5].Мать-одиночка, с их точки зрения, - это женщина, воспитывавшаяся в неблагополучной семье. Рождение ребенка явилось следствием неудачного сексуального опыта, в результате которого женщина оказалась в ситуации выбора между рождением ребенка и предстоящим абортом. Но, несмотря на такую характеристику, одинокие матери, по мнению женщин, вполне могут воспитать полноценную личность, мужчины придерживаются противоположной точки зрения.

Неполным семьям, приходится нелегко в современном обществе, так как они сталкиваются с рядом трудностей, которые порой им не по силам решить, например, материальные проблемы (многие неполные семьи, относятся к ряду нуждающихся в финансовой поддержке); проблема трудоустройства родителя, имеющего маленького ребенка (частые болезни); жилищная проблема; психологические проблемы (сложность совмещения 38

ролей матери и отца в воспитании детей); отсутствие опыта семейной жизни, особенно у молодой мамы; проблема воспитания и социализации детей [11].

Неполная материнская семья сталкивается не только свыше перечисленными трудностями. Типичной проблемой одинокой матери являются бытовые трудности и недостаток времени на домашние дела, а также на общение с ребенком. Женщина, которая воспитывает ребёнка одна, несёт двойную ответственность и к ней выдвигаются жесткие требования, со стороны общественности. Такое отношение окружающих к матери-одиночки сказывается на ее психическом состоянии, и она не может поддерживать эмоциональный контакт с ребенком на должном уровне. У таких женщин высок риск разрыва социальных контактов, они могут замкнуться в себе. Их жизнь ограничена рамками работы и выполнения родительских обязанностей. В итоге получается, что, что все свои проблемы женщина взваливает на неподготовленного к взрослой жизни сына или дочь [8].

В неполной семье женщина вынуждена брать на себя функции отца и принимать все решения самостоятельно, так же самостоятельно она воспитывает детей и обеспечивает семью. Заботы о материальном обеспечении семьи занимают у женщины большую часть ее времени, не оставляя места для воспитания детей. Роль отца женщина просто вынуждена принять, иначе она не сможет прокормить свою семью и создать условия для комфортного проживания. Автоматически в неполной семье возникает риск того, что функции матери будет выполняться в неполной мере. Даже по-настоящему заботливая женщина, не имеет физически много времени для воспитания ребенка. Вследствие огромной занятости и трудовых перегрузок матерей их дети бывают предоставлены сами себе [9].

При смешении ролей отца и матери, женщине трудно построить воспитательную систему, так чтобы выполнялись все материнские функции и адекватно транслировались отцовские. Этот дисбаланс негативным образом отражается на личности ребенка. Это выражается в недостатке мужественности у мальчиков и соответственно, женственности, у девочек. Многие матери с раннего возраста внушают детям тот факт, что из-за отсутствия отца они не в состоянии позволить себе какую-либо покупку, в результате ребенок чувствует себя неполноценным.

Роль отца в семье велика. Традиционно, мужчина в семье является ее кормильцем. Эту роль он исполняет в течение всей своей жизни. Отец также является образцом для подражания, в первую очередь, для мальчиков. Они, наблюдая за его поведением, усваивают модели мужского поведения.

Отец в семье выполняет функцию учителя. Он передает ребенку социокультурные нормы поведения. Дети, под влиянием отца, становятся более дисциплинированными и быстрее усваивают нормы поведения в социуме.

Роль отца в семье обусловлена тем, что он ответственен за эмоциональную независимость. Мать более эмоционально привязана к ребенку и поэтому часто не замечает негативные тенденции в его поведении. В отличие от матери, отцовская любовь связана с тем, насколько ребенок усваивает нормы поведения, присущие отцу.

Отец играет ведущую роль в формировании у ребенка полоролевой идентичности. Ребенок, усваивая модель поведения отца, стремится стать таким же сильным и мужественным. Теплые отношения отца с дочерью, способствуют усвоению ею роли хранительницы семейного очага.

В неполной семье, указанные функции отца не выполняются. Вследствие этого неизбежно возникает перекос в воспитании личности ребенка. Развитие ребенка происходит однобоко, что выражается в том, что в характере мальчиков отмечаются черты, свойственные женскому поведению, и наоборот, у девочек формируется негативный образ мужчины.

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Коротеева Олеся Дмитриевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ ...

Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании. Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери - как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверх строгость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться. Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот — расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения.

Воспитывая сына, матери не нужно стараться заменить ему отца. Лучше внушать мальчику мысль, что он мужчина в семье. Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, и в дальнейшем нести ответственность и за себя, и за свою семью. Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями [3].

Мамы в воспитании дочери, испытывают меньше сомнений, так как девочка во взрослой жизни ориентируется на образец, который олицетворяет ее мать. При этом дочка воссоздает в своем воображении образ отца, который идеально соответствует ее представлениям об отце-мужчине. Этот образ сильно повлияет на ее идеалы, с которыми она будет сравнивать других мужчин. У нее и так перед глазами пример семьи, которая существует без отца. Если добавить к этому негативное отношение к отцу, как к мужчине, то девочка может спроецировать это отношение на всех представителей противоположного пола и впоследствии может испытывать трудности в своей взрослой семейной жизни [5].

На основе теоретического и практического исследования можно выявить ряд проблем возникающих у детей из неполных семей:

1. Дети, проживающие в неполных семьях, могут испытывать трудности в интеллектуальном развитии. Это объясняется тем, что у мужчин более развито логическое мышление и математические способности. В ходе общения ребенка с отцом происходит формирование логического склада ума. Это взаимосвязь прослеживается в работах О. Тиллера, Д.Б. Линна, В.Л. Соурея, Р. Тамотюнене, В.М. Целуйко) [7].

2. Дети из неполных семей могут испытывать трудности в освоении образовательной программы в школе. Это, как правило, обусловлено тем, что мать, решающая проблемы материального обеспечения ребенка, не всегда может уделять должное внимание контролю за его учебой. Зачастую, мать, наоборот, чрезмерно контролирует учебу ребенка, стремясь, чтобы он одинаково хорошо усваивал все учебные предметы, невзирая на наличие способностей, интересов и склонностей. Это приводит к тому, что ребенок становится пассивным. В подростковом возрасте дети матерей, склонных к гиперопеке, часто демонстрируют протестное поведение.

3. Воспитание ребенка в неполной семье накладывает отпечаток на мотив выбора ребенком будущей профессии. Как показывают результаты исследования, проведенного И.Ф. Дементьевой, для детей из неполных семей в качестве мотивов профессионального самоопределения, выступают степень востребованности той или иной специальности на рынке труда. Прагматизм в выборе будущей профессии, сочетается с высокими требованиями к размеру заработной платы и стремлением к самостоятельности и отсутствии жесткой регламентации на рабочем месте.

4. Для детей из неполных семей характерной особенностью является несформированность половой идентич-

ности. Это обусловлено отсутствием в семье отца, который является образцом мужского поведения. В связи с этим, мальчики могут испытывать трудности в общении с лицами противоположного пола. У девочек отмечается несформированность основных навыков общения с мужчинами. Указанные особенности развития половой идентичности у детей из неполных семей, могут привести к неспособности в будущем создать семью.

5. Представления о будущей семье у девочек, выросших без отца, отличаются идеализацией образа мужчины как главы ячейки общества. Это может стать причиной завышенных ожиданий и требований к будущему супругу.

Таким образом, воспитание в неполной семье оказывает влияние на развитие ребенка, причем в большей степени не факт присутствия - отсутствия одного из родителей, а особенности поведения оставшегося родителя, это констатирует практически весь научный мир, изучающий данную проблему. Образование неполной семьи во многих случаях нельзя предотвратить, но можно сформировать тип взаимоотношений между ребенком и родителем в монородительской семье, который в какой-то степени нивелирует негативные последствия ее распада.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2007. - 216 с.

2. Быстрова Н.В. Проблема беспризорности несовершеннолетних в 20-е годы ХХ века (по материалам нижегородской губернии) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 7 (39). С. 9.

3. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: пособие для психологов и педагогов. М., 2006.

4. Быстрова Н.В., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А., Леонова В.Н. Основы воспитательной работы с воспитанниками в условиях детского дома // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 96-102.

5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001. - 244 с.

6. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е. Материнство как социокультурный феномен // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 275-277.

7. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних// В сборнике: Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 36-39.

8. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в образовательном учреждении// В сборнике: Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики Материалы XI международной научно-практической конференции. Отв. ред. Л.И. Колесник. 2016. С. 228-229.

9. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. М.: «Дашков и К о », 2007. -216 с.

10. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 177180.

11. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиант-ного поведения школьников// Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. С. 130-136.

Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)

39

Bystrova Natalia Vasilyevna, Tsyplakova Svetlana Anatolievna, Koroteeva Olesya Dmitrievna SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN FROM ...

pedagogical sciences

12. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. 2007. № 1. С.15-26.

13. Маркова С.М. Организация образовательного процесса в детском доме-интернате// монография / Федеральное агентство по образованию РФ. ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет», Российский гуманитарный научный фонд. Нижний Новгород, 2008.

14. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005. - 561 с.

15. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 888-890.

16. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002. - 301 с.

17. Харламенкова Н.Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 3. С. 56-64.

18. Попова Т.В., Быстрова Н.В. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в российском обществе: история и современные реалии // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 17.

Статья поступила в редакцию 26.12.2017

Статья принята к публикации 26.03.2018

40

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.