Научная статья на тему 'Семейное благополучие как фактор психологического развития школьника'

Семейное благополучие как фактор психологического развития школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1595
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ШКОЛА / ПЕДАГОГ / РОДИТЕЛЬ / FAMILY / FAMILY VALUES / SPIRITUAL MORAL EDUCATION / WELL-BEING / SCHOOL / TEACHER / PARENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Слюзнева Ксения Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы семьи, как важнейшего социального института формирования личности. Становление личности ребенка, приобретение ценностей и формирование его мировоззрения в основном зависит именно от благополучия семьи. Авторами рассмотрена взаимосвязь работы школ и родителей, даны рекомендации по их взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Слюзнева Ксения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY WELFARE AS A FACTOR PSYCHOLOGICAL SCHOOL STUDENT DEVELOPMENT

The article discusses the issues of the family, as the most important social institution of personality formation. The formation of the child's personality, the acquisition of values and the formation of his worldview mainly depends on the well-being of the family. The authors examined the relationship of the work of schools and parents, made recommendations for their interaction.

Текст научной работы на тему «Семейное благополучие как фактор психологического развития школьника»

УДК 37.048.2

СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент

(bystrova_nv@mail.ru,) Уракова Екатерина Андреевна, магистрант (urakova.katrinochka@yandex.ru) Слюзнева Ксения Валерьевна, студентка ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (ksu03.26@yandex.ru)

В статье рассматриваются вопросы семьи, как важнейшего социального института формирования личности. Становление личности ребенка, приобретение ценностей и формирование его мировоззрения в основном зависит именно от благополучия семьи. Авторами рассмотрена взаимосвязь работы школ и родителей, даны рекомендации по их взаимодействию.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, духовно нравственное воспитание, благополучие, школа, педагог, родитель.

Проблема семейного благополучия является одной из наиболее популярных предметов современных исследований, и занимает ведущее место в ранге жизненных ценностей. Именно семья является первым социальным институтом ребенка, важным фактором личностного, интеллектуального и духовного развития человека. Семья поощряет и препятствует, удовлетворяет и пресекает потребности ребенка, в целях обеспечения его безопасности, самореализации, благополучия. Благодаря семье ребенок приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли.

Особый интерес к вопросам семейной жизни и, в частности, детско-родительским отношениям появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи, увеличением количества проблемных семей. На сегодняшний день существует несколько подходов к определению понятия «семья». С юридической точки зрения, семья представляет собой объединение нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство [3].

Социологи рассматривают семью как малую социальную группу и как социальный институт.

Согласно психолого-педагогической трактовке, семья - это общественная группа, основанная на личных взаимоотношениях членов семьи и разных поколений, на воспитательной и социальной роли представителей старшего поколения в развитии младших участников группы.

По мнению А.Г. Харчева: «Семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» [1].

Основными признаками семьи по мнению ряда ученых являются:

- союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами закона;

- вступление в брачные отношения на добровольных началах;

- общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;

- моральное, психологическое и нравственное единство;

- рождение, воспитание и социализация детей.

Перечисленные признаки, в свою очередь, позволяют выделить ряд функций, которые семья, как социальный институт, должна реализовывать, а именно: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, а также функции социального контроля и духовного общения.

Взаимоотношения внутри семьи в значительной мере формируют внутреннюю систему личности, внешние взаимоотношения с социумом формируют определенные модели поведения человека. Такую совокупность внутренних и внешних проявлений можно называть критерием качества жизни, который определяет её субъективное благополучие. Детское благополучие является частью благополучия семьи, неудовлетворенность детей влияет на общую семейную неудовлетворенность, а неудовлетворенность родителей супружескими отношениями влияет на ребенка. Во многом детское благополучие зависит от старших членов, родителей.

Согласно Л. Савинову семейное благополучие включает характер и степень выполнения социальных и индивидуальных функций супругами, степень удовлетворенности супругов отношениями.

П. Куттер считал, что семейное благополучие оценивается степенью того, насколько в нем достигаются поставленные членами семьи цели, общие и индивидуальные [3].

Для исследования семейного благополучия и выявления его факторов используют различного рода показатели. В их числе:

- характер и степень выполнения социальных функций и индивидуальных функций супругами;

- степень удовлетворенности супругов отношениями;

- степень стабильности брака (вероятность развода);

- степень и характер влияния семьи на развитие личности каждого ее члена.

- удовлетворенность супружескими отношениями;

- удовлетворенность детско-родительскими отношениями;

- родительское отношение к ребенку (умеренный уровень требовательности, контроля и наличие эмоциональной связи);

- самооценка ребенка;

- образование;

- уровень совместного дохода;

- социальные отношения семьи;

- организацию досуга.

Если семья имеет высокие показатели по вышеуказанным критериям, то уровень ее благополучия достаточно высок. В свою очередь насколько высок этот уровень, настолько большей будет вероятность полноценного развития ребенка. Данный показатель важен, так как именно семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, которая влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

В зарубежной литературе часто используется такое определение, как успешность брака. Суть успешности брака, исходя из данных источников, опирается на степень достижения поставленных супружеских целей индивидами. Брак можно считать качественным тогда, когда высоки: уровень приспосабливаемости супругов друг к другу; уровень адекватного общения и реакции друг на друга; также уровень супружеского счастья; уровень степени удовлетворения отношениями.

Благополучие семьи зависит не только от совместного развития каждого ее члена, оно зависит и от индивидуального совершенствования, так как, несмотря на то, что каждая семья - единое целое, каждый из супругов все же остается отдельной личностью, которая имеет свой «личностный потенциал». Развитие личности является необходимой частью супружеской жизни, при условии, что удовлетворение личностного потенциала влияет на благо семьи, и члены семьи, следуя за личными мотивациями, развиваются вместе.

В современном мире семейное благополучие зачастую означает материальный достаток и высокий уровень жизни супружеской пары. Родители сосредоточены на достижении каких-либо материальных ценностей, в то время как ребенку не хватает моральной составляющей воспитания. Стоит заметить, что межу полноценным развитием ребенка и уровнем жизни его родителей не всегда просматривается прочная связь. Это происходит потому, что материальный достаток вовсе не означает, что родители морально развиты и могут обеспечить ребенку полноценное воспитание. Материальный достаток означает только то, что у ребенка обеспечен материальный уровень жизни. Однако, в таких семьях могут быть нарушены эмоциональная атмосфера и моральные устои. Не всегда воспитание в такой атмосфере даст достойные результаты, поэтому материальный достаток не является признаком того, что ребенок вырастет психически здоровым и уравновешенным.

На сегодняшний день в нашей стране достаточно много неблагополучных семей. Именно в таких семьях может происходить деформация личностного развития ребенка. Какой бы ни была семья, она служит для ребенка источником эмоционального и коммуникативного опыта, а также передает социально-исторический опыт. Зачастую в неблагополучных семьях нарушены взаимоотношения родителей и детей. Для таких семей характерными чертами являются: насилие, поврежденное психическое и физическое здоровье ребенка, асоциальное мировоззрение, нарушение развития личностных качеств ребенка, негативное мировосприятие. Такие отклонения приводят к необратимым последствиям, которые влекут за собой формирование асоциального, аморального, а в некоторых случаях общественно опасного поведения.

А. Адлер описал неблагоприятные ситуации детства, которые были связаны с родительским воспитанием, формирующим ошибочные представления о жизни, о себе, своих возможностях, его взаимоотношениях с обществом, что влияет на развитие адекватной самооценки, веры в себя, приводит к стрессу и неудовлетворенности. По мнению ученого, ребенок агрессивен, неспокоен, малоактивен, ему не удается вступить в контакт и наладить взаимоотношения с другими детьми, у него отсутствуют навыки общения и взаимодействия с коллективом, которые, будучи неуверенным, ему становится все сложнее сформировать — он редко принимает участие в мероприятиях, играх. Таким образом, потребность в общении не удовлетворяется [4].

В неблагополучных семьях нарушены эмоциональные контакты между родителями и детьми. Дети не получают эмоций, которые должна давать полноценная семья. Отсюда следует, что школьное образование, каким бы качественным оно не было, не даст высоких результатов и не воспитает психически уравновешенного, спокойного и разностороннего школьника, так как все задатки исходят из семьи и атмосферы, которая царит у ребенка дома. Многие родители, отдавая детей в школу, считают, что теперь можно меньше участвовать в воспитании своего ребенка, полагаясь на профессиональные качества преподавателей в школе. Такие родители совершают огромную ошибку, так как начало школьной жизни ребенка требует еще большего внимания и участия в воспитании. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребенка. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы [2].

Школа признает и уважает роль родителей в качестве первых учителей и рассматривает их в качестве партнеров учителя в деле обучения и воспи-

тания детей. От такого союза дети только выигрывают. Они знают, что все важные для них взрослые заботятся о них. Связь родителей и школы основывается на доверии. А доверие строится в общении, в умении слушать и услышать. Учитель и родитель помогают друг другу в организации интересных занятий и проектов для детей. При умелом вовлечении родителей в учебный процесс они начинают ценить усилия учителя, бывают в курсе всех дел и проблем своих детей. У них появляются общие интересы. Учитель, заинтересованный в сотрудничестве с родителями, может предложить разнообразные способы вовлечение родителей, например:

- дни творчества детей и их родителей;

- открытые уроки, внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса;

- организация экскурсий и походов;

- родительские лектории, конференции, индивидуальные или тематические консультации, родительские собрания и т.д.;

- организация встреч с интересными людьми;

- помощь через работу в родительском комитете;

- участие на классных мероприятиях в роли экспертов, членов жюри.

Актуальным мероприятием, на наш взгляд является - круглый стол по

проблеме организации досуга во внеучебное время. В нем может принимать участие не только родители и педагог, но так же директор школы, другие педагоги, психолог, организатор культурно-досуговых мероприятий, где происходит: постановка дискуссионных вопросов, сообщения докладчиков в приближенной им сфере, обмен опыта родителей, ответы на их вопросы специалистов, совместное обсуждение.

Заслуживает особого внимания индивидуальные формы работы, основанные на педагогических беседах с родителями, консультациях. Беседа может выступать как самостоятельная форма, так и совместно, например, с классным часом. Педагогу нужно продумать беседу: составить вопросы, тему и попросить родителей подумать над интересующими вопросами заранее. По окончанию беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания, поэтому педагогу необходимо находить лаконичный ответ на все поставленные им вопросы и родительским коллективом. Задача учителя создать определенную среду, которая способствует развитию ответственных и взаимозависимых отношений с семьями школьников, обеспечивающих гармоничное развитие личности, повышение уровня компетентности родителей в области образования и воспитания. Поэтому педагогу важно научиться выстраивать работу с родителями, находить различные подходы, точки соприкосновения, уметь донести информацию в нужном контексте и правильной форме [5].

Отношения между педагогом и родителями, конечно же, нельзя представлять как бесконфликтное содружество и абсолютное взаимопонима-

ние, хотя и у той, и у другой стороны есть общие цели и задачи. Поэтому любому учителю не только следует осуществлять контакт с родителями учеников, но и сделать их своими союзниками, единомышленниками в определенных вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения. Учителю не стоит забывать о том, что родители - это уже взрослые люди, имеющие свои определенные особенности, возрастные и индивидуальные черты, собственный жизненный опыт и свое видение проблем. В данном случае педагогу следует находить определенный личностный подход к каждому родителю, что не всегда удается. Это может объясняться, как и количеством людей, так и складывающимися отношениями между родителями и педагогом [1].

В заключение отметим, что развитие школьника напрямую зависит от статуса семьи. Так, в благополучной семье вероятность вырастить психологически устойчивую и разностороннюю личность при условии, что семья уделяет внимание и материальным и моральным аспектам развития ребенка, значительно выше, чем у семьи с неблагополучным статусом. Педагогом нужно помнить, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому взаимодействовать с семьей нужно индивидуально. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Список литературы

1. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9.С.130-136.

2. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.

3. Быстрова Н.В., Цыплакова С. А., Коротеева О. Д. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 37-40.

4. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Лисина Е.И. Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 188-191.

5. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (bystrova_nv@mail.ru)

Urakova Ekaterina Andreevna, master student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (urakova.katrinochka@yandex.ru) Slyusneva Ksenia Valeryevna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (ksu03.26@yandex.ru)

FAMILY WELFARE AS A FACTOR PSYCHOLOGICAL SCHOOL

STUDENT DEVELOPMENT

Annotation: The article discusses the issues of the family, as the most important social institution of personality formation. The formation of the child's personality, the acquisition of values and the formation of his worldview mainly depends on the well-being of the family. The authors examined the relationship of the work of schools and parents, made recommendations for their interaction. Keywords: family, family values, spiritual moral education, well-being, school, teacher, parent.

УДК 378

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент (bystrova_nv@mail.ru) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент

(cveta-ts@yandex.ru) Преснова Алиса Константиновна, магистрант (alice23presnova@yandex.ru) Пасечник Алена Сергеевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (pasechnik-aljona@mail.ru)

В статье рассматривается наставничество как педагогический феномен. Наставничество является одним из древнейших методов передачи знаний, который и сегодня широко распространен в практике профессионального обучения. В современной теории образования наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение. Авторы отмечают, что наставничество дает возможность молодому специалисту получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить помощь по вопросам совершенствования теоретических и практических знаний, в повышении мастерства.

Ключевые слова: наставничество, наставник, молодой специалист, профессиональный уровень, профессиональное мастерство.

Процессы модернизации среднего и высшего профессионального образования требуют активного включения эффективных механизмов, обеспечивающих высокий уровень подготовки квалифицированных кадров. В этой связи вопрос наставничества вновь стал актуальным. Так Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста определяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.