Bystrova Natalia Vasilyevna, Hizhnaya Anna Vladimirovna, Sundeeva MarinaOlegovna FAMILY IMPROVEMENT AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ...
pedagogical sciences
УДК 376.112.4
СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© 2018
Быстрова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Хижная Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Сундеева Марина Олеговна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. Современная семья пребывает в состоянии кризиса, который выражается в виде таких процессов как: снижение жизненного уровня и здоровья; резкое повышение числа разводов супругов, бытовая преступность и рост конфликтов в семье, упадок рождаемости. Это прямым образом способствует физическим и духовным травмам детей, их агрессивности, трудности в общении, увеличению количества правонарушений, психолого-педагогической запущенности. Вызывает тревогу то, что при этом отходит на второй план, либо исчезает совсем, воспитательная функция семьи. В сложившихся условиях социумом сформулирован заказ на разработку научного фундамента социального развития личности; запрос на формирование корпуса специалистов, имеющих психолого-педагогическую подготовку, позволяющую профессионально оказывать помощь родителям и детям. Политическая, экономическая стабилизация в стране и реализация приоритетных национальных проектов создают условия для ресурсного обеспечения развития семьи и семейного воспитания. В последнее время семья и дети становятся приоритетной сферой социальной политики государства. Российское государство признает ценность семьи для жизни и развития человека, важность семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки. Наша страна заинтересована в том, чтобы институт семьи укреплялся и развивался. Основной задачей семейной политики является обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье. Распространенность в современном российском обществе такого явления как семейное неблагополучие, обусловили необходимость выделения работы с данной категорией семей в отдельное направление для общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: семья, общество, девиантное поведение, семейное неблагополучие, кризис, воспитание, воспитательная система, общеобразовательная организация, школа, психолого-педагогическая поддержка, трудные жизненные ситуации.
FAMILY IMPROVEMENT AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
© 2018
Bystrova Natalia Vasilyevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department
of «Professional Education and Management of Educational Systems» Hizhnaya Anna Vladimirovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Sundeeva MarinaOlegovna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The modern family is in a state of crisis, which is expressed in the form of processes such as: decline in living standards and health; a sharp increase in the number of divorces of spouses, domestic crime and the growth of conflicts in the family, the decline in fertility. It directly promotes physical and spiritual traumas of children, their aggressiveness, difficulties in communication, increase in number of offenses, psychological and pedagogical neglect. It is alarming that this is going into the background, or disappears completely, the educational function of the family. In the current conditions, the society formulated an order to develop the scientific Foundation of social development of the individual; request for the formation of a corps of specialists with psychological and pedagogical training that allows professional assistance to parents and children. Political, economic stabilization in the country and the implementation of priority national projects create conditions for the resource support of family development and family education. Recently, family and children have become a priority area of social policy of the state. The Russian state recognizes the value of the family for human life and development, the importance of the family in the life of society, its role in educating new generations, ensuring social stability and progress, the need to take into account the interests of the family and children, and taking special measures to support them. Our country is interested in strengthening and developing the institution of the family. The main objective of the family policy is to ensure the prevention of family problems, based on its early detection, individualized adequate assistance to the family in difficult situations, provided on an interdepartmental basis, the priority of raising a child in their own family. The prevalence of this phenomenon as a family problem in the modern Russian society has caused the need to separate work with this category of families in a separate direction for General education organizations.
Keywords: family, society, deviant behavior, family troubles, crisis, upbringing, educational system, general educational organization, school, psychological and pedagogical support, difficult life situations.
Семья играет огромную роль в жизни каждого человека. В условиях политических, экономических и социальных преобразований семья, являясь посредником между интересами личности и социума, оказалась в эпицентре общественных проблем. Российское общество со всей остротой осознало опасность, связанную с ослаблением социально-педагогического потенциала семьи. В научном мире эта проблема выступает как междисциплинарная, где взаимосвязаны психологический, педагогический, социологический, криминологический, медицинский и другие аспекты. Поэтому синтез таких
подходов и идей может позволить найти разумное решение теоретических и практических задач воспитания школьников и подростков из неблагополучных семей в условиях общеобразовательных и воспитательных организаций [2].
В настоящее время, ощущается недостаток современных научных исследований, посвященных вопросам работы с неблагополучными семьями в условиях общеобразовательных организаций. Современные направления профилактической работы с трудными семьями, рассматривались в работах Г.Г. Буторина, Н.В. Крыжановской,
16
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Быстрова Наталья Васильевна, Хижная Анна Владимировна, Сундеева Марина Олеговна СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...
С.Е. Щербины и др.
В научной литературе многими учеными проанализировано понятие «неблагополучная семья». Например, М.А. Галагузова определяет понятие «неблагополучная семья» как семья, имеющая низкий социальный статус в одной или нескольких сфер жизнедеятельности. Кроме того, признаками неблагополучной семьи, по ее мнению, являются: не выполнение семьей своих функций; сниженные адаптивные возможности семьи; наличие трудностей у семьи в процессе воспитания детей [3].
B.П. Лебединская определяет следующие признаки неблагополучной семьи:
- демонстрация и привитие родителями ребенку антиобщественных привычек, взглядов и потребностей;
- отсутствие контроля со стороны родителей за детьми;
- отсутствие со стороны родителей защиты своих детей от воздействия внешних негативных факторов;
- оказание разрушающего воздействия на формирование нравственных качеств личности детей.
C.В. Щербина определяет понятие «неблагополучная семья» как семью с неблагоприятным социально-психологическим климатом, сложившимся вследствие алкоголизма, наркомании, безработицы родителей [1].
Г.Г. Буторин выделил следующие характерные особенности неблагополучной семьи: наличие различных форм психической депривации, дефицит воспитательных ресурсов и воспитательная некомпетентность родителей.
Таким образом, различными исследователями выработано множество определений понятия «неблагополучная семья». В качестве общего признака семейного неблагополучия большинство исследователей определяют негативный характер влияния родителей на формирование личности детей.
В современном российском законодательстве в настоящее время отсутствует определение понятия «неблагополучная семья». В Федеральном законе .№ 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 1) определено понятие «семья, находящаяся в социально опасном положении» [14].
В соответствии со ст. 1 рассматриваемого Федерального закона признаками семьи, находящейся в социально опасном положении, являются:
- неисполнение, или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями)
- несовершеннолетних своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию;
- оказание родителями отрицательного влияния на поведение детей;
- жестокое обращение родителей с детьми.
Отдельные положения, определяющие деяния родителей, не одобряемые государством, содержатся в Семейном кодексе РФ (СК РФ). В ст. 69 СК РФ определены основания для лишения родителей родительских прав, которые можно отнести к признакам неблагополучной семьи:
- уклонение от выполнения обязанностей родителей,
- злоупотребление своими родительскими правами,
- жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними,
- покушение на их половую неприкосновенность,
- наличие хронического алкоголизма или наркомании.
В соответствии с п. 2 ст. 14 федерального закона . 120-ФЗ от 24 июня 1999 г., к компетенции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, относится выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, а также проведения профилактических работ с обучающимися в условиях общеобразовательной школы по следующим направлениям:
- предупреждение совершения обучающимися разного рода противоправных деяний;
- профилактика безнадзорности обучающихся, пропусков ими учебных занятий по неуважительной причине;
- профилактика разного рода зависимостей у обучающихся (употребление алкоголя, наркотических и
- психоактивных веществ);
- профилактика экстремизма и негативных тенденций в молодежной среде;
- организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации;
-профилактическая работа с обучающимися группы социального риска.
Соответственно, реализовать указанные функции невозможно в полной мере без осуществления работы с семьями обучающихся. В общеобразовательной организации непосредственно этим занимается социальный педагог, который должен знать формы и методы работы с детьми и семьями группы социального риска [4].
Исходя из требований, определенных в нормативно-правовых документах федерального уровня, направлениями социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в условиях общеобразовательной школы является:
- обеспечение получения детьми основного общего образования;
- защита прав и интересов детей;
- оказание родителям помощи в воспитании детей;
- непосредственная работа с семьей;
- посредническая деятельность во взаимоотношениях семьи со средой, способствующую решению ее проблем.
Рассмотрим технологии социально-педагогической работы в общеобразовательной организации с семьями, находящимися в социально опасном положении. Одной из них является патронаж. Патронаж предусматривает посещение семей по месту их жительства. В ходе посещения, социальный педагог беседует с родителем, ребенком (детьми) выясняет трудности, которые испытывает семья и принимает решение о целесообразности оказания ей тех или иных мер помощи [6].
В ходе социального патронажа оказывается консультативная помощь родителям в оформлении документов, содействие в получении льгот, связанных с образованием детей. Патронаж как технология социально-педагогической работы имеет специфические особенности, обусловленные личностными и возрастными особенностями членов семьи.
В работе с семьей, находящейся в социально опасном положении, используется также технология консультирования, которые применяют педагоги, социальные педагоги, школьные психологи. Индивидуальные консультации родителей - это профессиональная помощь членам неблагополучных семей в поиске решения проблемной ситуации, оказание педагогической помощи, прояснение причин и следствий жизненных ситуаций, осознание реальности своего духовного «я». Консультирование может быть очным или дистанционным. Формы консультационной работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении, могут быть различны и включать в себя: психолого-педагогическое консультирование; социально-правовое консультирование. В ходе бесед-консультаций могут обсуждаться такие вопросы как: «Как мамы и папы могут помочь ребенку хорошо учиться в школе?», «Как научиться любить своего ребенка?», «Как сделать так, чтобы психика ребенка осталась здоровой?», «Что сделать, чтобы ребенок избавился от неуверенности в себе?» [13].
Социальные педагоги, осуществляющие консультирование, должны соблюдать в своей работе этические нормы, к которым относятся:
- доброжелательное, терпимое отношение к членам семьи;
Bystrova Natalia Vasilyevna, Hizhnaya Anna Vladimirovna, Sundeeva MarinaOlegovna pedagogical
FAMILY IMPROVEMENT AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ... sciences
- уважение личности и самооценки каждого человека;
- уверенность в человеческой способности к изменению, росту и улучшению;
- эмпатия, индивидуальный подход;
- уважение прав членов семьи, стремление к социальной справедливости;
- соблюдение конфиденциальности.
В процессе взаимодействия педагог может использовать методы изучения семейной ситуации ребенка:
- беседа - тематически направленный диалог с целью получения сведений; помогает учителю составить более полное впечатление о семье, определить ее проблемы;
- наблюдение - «отслеживание» и фиксация проблем ребенка, его успехов и «точек роста»;
- анкетирование на тему «Выявление проблем по взаимоотношению ребенка с одноклассниками» помогает выявить место ребенка в системе внутри классных отношений и провести необходимую корректировку;
- рисуночные тесты - исследование качеств личности, взаимоотношений в семье, классе,; позволяют выявить то, что невозможно получить с помощью других методов.
Формами работы могут выступать:
- педагогические лектории для «трудных родителей», такие как «адаптация ребёнка в школе», «особенности младшего школьного возраста», «роль родителей в воспитании школьника» и др., направленные на расширение педагогического кругозора родителей;
- мастер-классы для родителей совместно с детьми позволяют сблизить ребенка и родителя, находить разные способы решения задач;
- родительские собрания, ориентированные на развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, обучающимися и родителями.
Совместные с родителями события, такие как 1 сентября, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, направлены на сплочение классного коллектива, привлечение родителей к жизни класса, что благоприятно сказывается на взаимоотношениях детей и родителей.
В ходе работы с семьей, происходит взаимодействие с целым рядом государственных, муниципальных организаций и учреждений, осуществляющих аналогичные задачи в сфере оказания профилактической, консультативной, материальной помощи и других видов социальной поддержки семьям [12-19].
Необходимость осуществления социального партнерства в работе с неблагополучными семьями обусловлена тем, что в рамках своей компетенции, педагоги часто не в состоянии самостоятельно оказать семье необходимую помощь или защитить интересы детей. Поэтому, к работе с семьями привлекаются органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы (органы опеки, органы внутренних дел, органы социальной защиты населения).
Во многих регионах в качестве новой формы профилактической работы с детьми и подростками успешно внедряются институт наставничества и социальный (родительский) патруль.
Суть института наставничества выражается в том, что приказом директора общеобразовательной школы за каждым учащимся, состоящим на учете в органах внутренних дел, закреплены наставники из числа классных руководителей или иных педагогических работников. Они готовят и реализуют профилактические мероприятия в рамках плана индивидуально-воспитательных, профилактических мероприятий с несовершеннолетним [10].
Также большую роль в решении задач профилактической работы с учащимися играет, созданный в соответствии с областным положением социальный (родительский патруль) школы, в состав которого входят представители администрации образовательной организации, социальный педагог, представители роди-18
тельской общественности. Организация деятельности социального (родительского) патруля, является новым перспективным направлением, повышающим эффективность работы по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних.
Критериями оценки результативности правильно поставленной работы в школе по профилактики семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних являются: снижение количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в комиссиях по делам; снижение показателей совершения подростками правонарушений и преступлений; снижение количества семей с признаками хронического семейного неблагополучия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб., 2005.
2. Базурина Е.Н., Васильев А.А., Хижная А.В., Сидоров А.Н. Проблемы профилактики экстремизма в сфере образования и управления // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 12-15.
3. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.
4. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е. Материнство как социокультурный феномен // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 275-277.
5. Сундеева М.О., Татаренко М.А., Хижная А.В. Проблема воспитания трудных подростков // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 116-118.
6. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних// В сборнике: Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 36-39.
7. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в образовательном учреждении// В сборнике: Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики Материалы XI международной научно-практической конференции. Отв. ред. Л.И. Колесник. 2016. С. 228-229.
8. Петров Ю.Н., Жинько М.И. Социально-педагогическая концепция личностно-профессионального развития детей в доме-интернате// (монография) / Ю. Н. Петров, М. И. Жинько; Федеральное агентство по образованию РФ, ГОУ ВПО «Волжский гос. инженерно-пед. ун-т», Российский гуманитарный науч. фонд. Нижний Новгород, 2007.
9. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 177180.
10. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников// Проблемы современного педа-
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Быстрова Наталья Васильевна, Хижная Анна Владимировна, Сундеева Марина Олеговна СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...
гогического образования. 2016. № 53-9. С. 130-136.
11. Николаева Я.Г. Проблемы воспитания детей в неполных семьях. М., 1998. - 244 с.
12. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.
13. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. М.: «Дашков и К о », 2007. - 216 с.
14. Маркова С.М. Организация образовательного процесса в детском доме-интернате// монография / Федеральное агентство по образованию РФ. ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет», Российский гуманитарный научный фонд. Нижний Новгород, 2008.
15. Петров Ю.Н., Маркова С.М. Модель социально-профессионального развития детей в доме-интернате// монография / Ю. Н. Петров, С. М. Маркова; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский гос. инженерно-пед. ун-т», Российский гуманитарный науч. фонд. Нижний Новгород, 2008.
16. Попова Т.В., Быстрова Н.В. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в российском обществе: история и современные реалии // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 17.
17. Сундеева М.О., Емелина А.В., Хижная А.В. Организация профориентационной работы в системе «школа-вуз» // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 194-196.
18. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2007. - 266 с.
19. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: пособие для психологов и педагогов. М., 2006. -316 с.
Статья поступила в редакцию 04.01.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018