Научная статья на тему 'К вопросу о выявлении критериев неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста'

К вопросу о выявлении критериев неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1272
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / РЕБЕНОК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CRITERION / UNDERPERFORMING FAMILY / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Максимова Инна Евгеньевна

Статья содержит результаты научного исследования по проблеме выявления критериев неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста. Авторами определены критерии неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста, с учетом которых конкретизируется научное содержание понятия «неблагополучная для ребенка семья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Revealing the Criteria of Underperforming Families for Junior Schoolchildren

The article contains the scientific research results on revealing the criteria of underperforming families for junior schoolchildren. The authors determine the criteria of underperforming families for junior schoolchildren which help specificate the scientific content of such notion as « underperforming families for junior schoolchildren».

Текст научной работы на тему «К вопросу о выявлении критериев неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста»

УДК 37.015.3

ББК 74

Вершинина Лидия Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

заведующая кафедрой иностранных языков Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

г. Самара Максимова Инна Евгеньевна преподаватель кафедра иностранных языков Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

г. Самара Vershinina Lidiya Vasilevna Doctor of Pedagogics,

Professor Head of Foreign Languages Chair Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Samara

Maximova Inna Evgenievna Lecturer

Chair of Foreign Languages Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Samara

[email protected]

К вопросу о выявлении критериев неблагополучия семьи для ребенка

младшего школьного возраста To the Question of Revealing the Criteria of Underperforming Families for Junior Schoolchildren

Статья содержит результаты научного исследования по проблеме выявления критериев неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста. Авторами определены критерии неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста, с учетом которых конкретизируется научное содержание понятия «неблагополучная для ребенка семья».

The article contains the scientific research results on revealing the criteria of underperforming families for junior schoolchildren. The authors determine the criteria of underperforming families for junior schoolchildren which help specificate the scientific content of such notion as « underperforming families for junior schoolchil-dren».

Ключевые слова: критерий, неблагополучная семья, ребенок младшего школьного возраста.

Key words: criterion, underperforming family, junior schoolchildren.

В научных исследованиях доказано исключительное влияние семьи на ребенка. Благополучие семьи служит источником силы развития личностных качеств, способностей и возможностей ребенка. Однако, как показывает анализ научной литературы (Т.В. Андреева, В.М. Целуйко, Т.И. Шульга и др.), в развитии современной российской семьи отмечаются негативные тенденции: снижение педагогического потенциала родителей, утрата семейных ценностей, увеличение числа неблагополучных союзов, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по воспитанию детей. Дети, живущие в таких семьях, усваивают негативную модель семейных отношений, неконструктивные жизненные установки родителей. В этой связи проблема семейного неблагополучия выходит за рамки собственно семьи и ее своевременное решение поможет изменить жизненный путь подрастающего поколения.

Значительный вклад в решение задач обучения и воспитания детей на этапе младшего школьного возраста вносит начальная школа. Именно школьные учителя, учителя начальных классов, призваны выявлять неблагополучные для ребенка семьи с тем, чтобы своевременно наладить взаимодействие трех заинтересованных в правильно организованном воспитательном процессе сторон: ребенка, его родителей (семьи) и школы.

Вместе с тем, проведенное нами исследование выявило, что в психологической, социологической, педагогической научной литературе нет однозначного толкования понятия «неблагополучная семья» и критериев неблагополучия семьи. Ряд авторов (И.Ф. Дементьева, Т.Н. Кухтевич, В.Д. Москаленко, Л.Я. Олиференко) в качестве ведущих признаков неблагополучия семьи выделяют нарушенную структуру и проблемы родителей. М.И. Буянов, рассматривая неблагополучную семью в контексте нарушений отношений «семья - ребенок», выделяет критерий «характер десоциализирующего влияния семьи на ребенка», В.М. Целуйко - «характер проявления неблагополучия на социальном уровне».

Опираясь на положения С.В. Ковалева о том, что семья представляет собой целостную систему, полноценное функционирование которой обеспечива-

55

ется реализацией социально-биологических (структура), хозяйственноэкономических (материальные условия), нравственных (преобладающие в семье ценности), психологических (межличностные отношения), эстетических (уровень педагогической культуры родителей) отношений, мы предположили, что основанием для выделения критериев неблагополучия семьи являются нарушения в каждой из вышеперечисленных областей отношений, в соответствии с которыми мы выявили следующие критерии неблагополучия семьи: «структурные дефекты семьи», «дефекты материально-бытового характера», «дефекты нравственных качеств личностей родителей», «дефекты психологических отношений в подсистеме родители - ребенок», «дефекты эстетических отношений» [7, с. 5].

Таким образом, рассмотрение института семьи с позиции системного подхода позволило нам, опираясь на выделенные критерии неблагополучия семьи, описать их содержательные характеристики (Рис. 1).

С целью выявления благополучия - неблагополучия семей по критерию «дефекты психологических отношений» в подсистеме «родители - ребенок» мы использовали анкету «Моя семья» Л.А. Головей, Е.Д. Рыбалко, которая позволяет диагностировать уровень взаимоотношений между родителями и детьми в семье с позиции ребенка: благополучный, менее благополучный, удовлетворительный, неблагополучный; изучить характер проявления (педагогически положительный - отрицательный) следующих факторов в семейном воспитании: «гибкость - авторитарность воспитательных установок»; «наличие - отсутствие воспитания самостоятельности, инициативы»; «положительное - безразличное (негативное) отношение к школе, учителям»; «гибкость - авторитарность методов воспитания»; «теплота - дистантность эмоциональных отношений»; «наличие - отсутствие взаимопомощи и общих занятий»; «общность - разрозненность интересов» [4, с. 620]. Результаты представлены в таблице 1.

«Дефекты нравственных качеств личностей родителей»

Родители с негативными характеристиками: асоциальное поведение, зависимость от алкоголя или наркотических веществ, наличие судимости.

«Дефекты психологических отношений»

«Дефекты эстетических отно- Уровень педагогической культуры ро-

шений» дителей: средний, низкий.

Нарушение составляющих супружеской подсистемы отношений: семейных ценностей супругов, особенностей распределения ролей, выполняемых супругами и их согласованностью, характера эмоциональной связи, стиля взаимодействия и общения.

Нарушение составляющих родительско-детской подсистемы отношений: характера эмоциональной связи, степени удовлетворения потребностей ребенка; стиля общения и взаимодействия с ребенком; социального контроля.

Рис. 1. Содержательные характеристики критериев неблагополучия семьи *Высокий достаток часто не определяет степень благополучия семьи для ребенка

Фактор Уровень взаимоотношений в семье

Б (8,8) МБ (43,7) У (25,2) Н (22,3)

Максимальное - минимальное значение по фактору

Max Min Max Min Max Min Max Min

Количество семей

Наличие - отсутствие взаимопомощи, общих занятий 95 31 2 10 34

Положительное - безразличное/ отрицательное отношение к школе, учителям 90 - 26 - 10 - - 40

Гибкость - авторитарность методов воспитания 71 20 3 5 42

Наличие - отсутствие воспитания самостоятельности и инициативы 71 - 43 - - 7 - 66

Теплота - дистантность эмоциональных отношений 71 34 8 23

Наличие - отсутствие общих интересов 48 46 7 38

Г ибкость - авторитарность воспитательных установок 14 7 3 40

Где Б - благополучный уровень взаимоотношений, МБ - менее благополучный уровень взаимоотношений, У - удовлетворительный уровень взаимоотношений, НБ - неблагополучный уровень взаимоотношений; Max - положительное проявление фактора, Min - отрицательное проявление фактора.

В семьях, в которых зафиксирован благополучный уровень взаимоотношений, выявлены максимальные значения по всем факторам. Для большинства семей характерны «взаимопомощь и общие занятия», «положительное отношение к школе и учителям», «воспитание самостоятельности и инициативы», «гибкость методов воспитания», «теплые взаимоотношения и наличие общих интересов».

В семьях, в которых отмечается менее благополучный уровень взаимоотношений, преобладающим является максимальное значение по факторам и лишь в одном случае диагностируется наличие минимального («авторитарность методов воспитания»). У большинства семей отмечаются «общность интересов», «воспитание самостоятельности и инициативы», «теплота эмоциональных отношений», «взаимопомощь и общие занятия», «положительное отношение к школе и учителям», «гибкость методов воспитания».

В семьях, в которых уровень взаимоотношений рассматривается как удовлетворительный, фиксируются в равном соотношении максимальное и минимальное значения по вышеуказанным факторам. Исследованием установлено максимальное значение по следующим факторам: «положительное отношение к школе и учителям», «гибкость методов воспитания», «наличие взаимопомощи и общих занятий». Минимальное значение зафиксировано по следующим факторам: «отсутствие взаимопомощи и общих занятий»,

«дистантность эмоциональных отношений», «отсутствие общих интересов, воспитания самостоятельности и инициативы».

В семьях, в которых отмечается неблагополучный уровень взаимоотношений, отмечается минимальное значение по факторам. Для большинства семей характерно «отсутствие воспитания самостоятельности и инициативы», «авторитарность методов воспитания», «негативное отношение к школе и учителям», «разрозненность интересов», «отсутствие взаимопомощи и общих занятий», «дистантность эмоциональных отношений».

Установленное исследованием проявление максимального значения по факторам в семьях с менее благополучным уровнем взаимоотношений, позволило нам отнести данные семьи к категории скорее благополучных. Проявление в равном соотношении максимального и минимального значений по факторам в семьях с удовлетворительным уровнем взаимоотношений создает предпосылки для перехода данных семей из категории «пограничных» в категорию неблагополучных, поэтому семьи с удовлетворительным уровнем взаимоотношений мы отнесли к неблагополучным.

Для диагностирования благополучных - неблагополучных семей в соответствии с критерием «дефекты эстетических отношений» мы использовали анкету О.Л. Зверевой, А.Н. Ганичевой «Педагогическая культура семьи», которая позволяет выявить уровень педагогической культуры родителей: высокий (хорошая подготовка родителей в области педагогики и психологии, стремление пополнить свои знания); средний (психолого-педагогические знания родителей имеют отрывочный характер); низкий (в семье отсутствуют психолого-

педагогические знания, родители не стремятся пополнить свои знания) [6, с. 110].

С целью выявления благополучных - неблагополучных семей по критериям «структурные дефекты семьи» (полные - неполные семьи), «дефекты материально-бытового характера» (уровень материальной обеспеченности: высокий, средний, низкий), «дефекты нравственных качеств родителей» (наличие судимости, алко/наркозависимость) мы воспользовались данными, представленными учителями начальной школы.

Обобщив данные о характере проявления всех пяти критериев неблагополучия в семьях, мы представили результаты в сводной таблице 2.

Таблица 2

Проявляемость критериев неблагополучия в семьях (N=238) в (%)

Критерии неблагополучия семьи

Структурные дефекты семьи Дефекты материальнобытового характера (уровень материальной обеспеченности) Деф ти нош вен ческ ры екты эсте-1еских от-ений (уро-педагоги-ой культу-эодителей) Дефекты психологических отношений (характер взаимоотношений в семье) Дефекты нравственных качеств родителей (нарко/ алкозависимость

П НП В С Н В С Н Б МБ У НБ НС АЗ

78 22 22 45 33 9 44 47 9 44 25 22 - 2

Где П - полные семьи, НП - неполные семьи; В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень; Б - благополучный характер взаимоотношений, МБ - менее благополучный характер взаимоотношений, У - удовлетворительный характер взаимоотношений, НБ - неблагополучный характер взаимоотношений; НС - наличие судимости, АЗ - алкозависимость.

В результате анализа экспериментальных данных нами было выявлено 78% полных и 22% - неполных семей; 22% семей, уровень материальной обеспеченности которых характеризуется как высокий, 45% - средний, 33% - низкий; у 9% семей отмечен высокий уровень педагогической культуры, 44% -средний, 47% - низкий; 9% семей с благополучным характером взаимоотношений, 44% - с менее благополучным, 25% - с удовлетворительным, 22% - с неблагополучным, у 2% выборки семей зафиксирована алкозависимость.

Поскольку одной из задач нашего исследования, подлежавшей особо пристальному рассмотрению, была выявить критерии неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста, мы составили сводную таблицу, опираясь на пять ранее нами выделенных критериев неблагополучия семьи, и представили полученные данные в таблице 3.

Таблица 3

Характер проявления критериев неблагополучия в семьях (N=238) (%)

Критерии неблагополучия семьи

Структурные дефекты семьи (%) Дефекты материальнобытового характера (уровень обеспеченности) (%) Дефекты эстетических отношений (уровень педагогической культуры родителей) (%) Дефекты психологических отношений (характер взаимоотношений в семье) (%) Дефекты нравственных качеств родителей (алкозависимость)

полная (78) В (14) С (36) Н (28) В (6) С (37) Н (35) Б (6) МБ (37) У (17) НБ (18)

6 В В Б -

7 В С МБ -

1 В Н У -

0,4 В Н НБ -

29 С С МБ -

6 С Н У -

1 С Н НБ -

1 Н С МБ -

10 Н Н У -

17 Н НБ -

неполная (22) (8) (9) (4) (3) (7) (11) (3) (7) (7) (4) (2)

3 В В Б -

5 В С МБ -

0,4 С В Б -

2 С С МБ -

6 С Н У -

1 С Н НБ -

1 Н Н У -

0,4 Н Н У +

1 Н Н НБ -

2 Н Н НБ +

Где В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень; Б - благополучный характер взаимоотношений, МБ - менее благополучный характер взаимоотношений, У -удовлетворительный характер взаимоотношений, НБ - неблагополучный характер взаимоотношений; +/- наличие - отсутствие алкозависимости.

Анализ экспериментальных данных о характере проявления критериев неблагополучия в семьях не выявил зависимости между критериями неблагополучия «структура семьи» и «материальная обеспеченность», «уровень педагогической культуры родителей», «характер взаимоотношений в семье». В полных и неполных семьях отмечается проявление высокого, среднего, низкого уровней материального достатка и педагогической культуры родителей, весь

спектр уровней взаимоотношений - благополучный, менее благополучный, удовлетворительный, неблагополучный.

Исследованием не выявлено зависимости между критериями неблагополучия «материальная обеспеченность» и «уровень педагогической культуры родителей», «характер взаимоотношений в семье». Для семей с высоким уровнем материальной обеспеченности характерно проявление высокого, среднего, низкого уровней педагогической культуры родителей, благополучного, менее благополучного, удовлетворительного, неблагополучного характера взаимоотношений.

Вместе с тем, экспериментальные данные выявили зависимость между критериями неблагополучия «уровень педагогический культуры семьи» и «характер взаимоотношений в семье». В семьях, в которых отмечен высокий показатель по данному критерию, зафиксирован благополучный уровень взаимоотношений, среднему показателю по критерию «уровень педагогической культуры семьи» соответствует менее благоприятный уровень взаимоотношений, низкому уровню педагогической культуры родителей - удовлетворительный и неблагополучный уровни взаимоотношений. Также выявлена зависимость между критериями неблагополучия «дефекты нравственных качеств родителей» и «характер взаимоотношений в семье». В семьях, в которых зафиксирована алкозависимость, отмечено проявление неблагополучного характера взаимоотношений.

Таким образом, результаты исследования позволили установить, что критерии «структурные дефекты семьи» и «дефекты материально-бытового характера» не характеризуют семью как благополучную - неблагополучную по отношению к ребенку младшего школьного возраста. Ведущими критериями неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста являются «дефекты нравственных качеств личностей родителей», «дефекты эстетических отношений», «дефекты психологических отношений» в подсистеме «родители

- ребенок». Выявленные нами критерии неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста позволили конкретизировать содержание поня-

тия «неблагополучная для ребенка семья», под которым мы понимаем семью, характеризующуюся нарушениями системы межличностных отношений в подсистеме «родители - ребенок» (психологическая деформация), асоциальными установками (нравственная деформация), низким уровнем педагогической культуры (эстетическая деформация), которые (нарушения) проявляются в виде «неправильных» форм воспитания или в отсутствии его как такового, оказывают прямое или косвенное негативное влияние на развитие личностных качеств ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Андреева, Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие [Текст] /

Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2007. - 384 с.

2. Букин, В.Г. Неблагополучие семьи как социальная проблема [Текст] /

B.Г. Букин. - Саратов, 2007. - 222 с.

3. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей [Текст] / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

4. Головей, Л. А., Рыбалко, Е.Д. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей, Е.Д. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

5. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для высших учебных заведений [Текст] /

О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Академия, 2000. - 157 с.

6. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений [Текст] /

C.В. Ковалев. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

7. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

- 272 с.

8. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие [Текст] / Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.

Bibliography

1. Andreeva, T.V. Psychology of Family: Study Guide [Text] /

T.V. Andreeva. - SPb.: Rech, 2007. - 384 p.

2. Bukin, V.G. Ill-Being of Family as a Social Problem [Text] / V.G. Bukin.

- Saratov, 2007. - 222 p.

3. Buynov, M.I. The Child from Underperforming Family: The Notes of Children’s Psychiatrist: Textbook for Teachers and Parents [Text] / M.I. Buynov. -M.: Education, 1988. - 207 p.

4. Golovey, L.A., Rybalko, E.D. Practical Work of Age Psychology [Text] / L.A. Golovey, E.D. Rybalko. - SPb.: Rech, 2002. - 694 p.

5. Kovalev, S.V. Psychology of Family Relations [Text] / S.V. Kovalev. -M.: Pedagogy, 1987. - 160 p.

6. Shulga, T.I. Working with Underperforming Family: Study Guide [Text] / T.I. Shulga. - M.: Drofa, 2005. - 254 p.

7. Tseluyko, V.M. Psychology of Underperforming Family: Textbook for Teachers and Parents [Text] / V.M. Tseluyko. - M.: VLADOS-PRESS, 2005. - 272 p.

8. Zvereva, O.L., Ganicheva, A.N. Family Pedagogy and Home Upbringing: Study Guide for Higher Educational Institutions [Text] / O.L. Zvereva, A.N. Ganicheva. - M.: Academy. 2000. - 157 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.